Как влияет зазор свечей на расход топлива
Перейти к содержимому

Как влияет зазор свечей на расход топлива

  • автор:

Какая недорогая деталь в автомобиле существенно влияет на расход топлива

В борьбе за экономию горючего мы забываем об одном малозаметном, но действительно очень «влиятельном» факторе – свечи зажигания. Вычислить их вину непросто, но возможно. И эксперты «Авто 24» знают, как это сделать.

Недаром проблем с электричеством опасаются даже опытные водители – есть в нем определенная непостоянство, непредсказуемость. В отличие от чисто механических узлов, которые либо работают, либо нет, многие из электроприборов имеют «плавающие» неисправности: то он отказывает, то снова работает как следует.

Один раз в каждые два оборота двигателя свеча должна дать в цилиндре мощную искру. Но есть комплект факторов, которые этому препятствуют.

Но даже на фоне такого типичного для старого электрооборудования поведения впечатляет коварство свечей зажигания. При внешне безупречной работе они при определенных условиях начинают влиять на расход горючего — и понятно, что изменения эти не в пользу водительского кошелька. Почему так случается и главное, как такую неприятность предотвратить?

Почему растет расход топлива

Одним абзацем напомним, как должна работать исправная свеча. Ее задача – при ходе поршня вверх на такте сжатия строго в нужный момент подать в цилиндр искру. Которая должна поджечь воздушно-бензиновую смесь, чтобы та вспыхнула, толкнула поршень вниз, тот провернул коленвал… – ну и так далее.

Так вот то, что двигатель работает ровно на любых оборотах, а на нажатие акселератора отзывается без задержек, еще не значит, что все свечи работают хорошо. По определенным причинам (о которых мы скажем ниже) свеча время от времени может «пропускать искру» – то есть не производить ее – и водитель этого часто не чувствует.

Свеча устроена несложно, но в ее работе многое зависит от качества материалов, из которых она изготовлена. Имеются также внешние факторы.

Но главное, что на многих автомобилях, особенно поколений разработки конца 1990-х – начале 2000-х годов, эту проблему может не замечать и электронный блок управления двигателя. То есть электроника никоим образом не корректирует работу систем мотора и не предупреждает о неполадке активацией лампы Check engine на приборной панели. То есть водитель думает, что с машиной все хорошо, а она идет не так резво, как когда-то, да еще и потребляет лишний бензин.

Все очень просто: цилиндр, обслуживаемый проблемной свечой, каждый раз получает свою порцию воздушно-топливной смеси, но свеча не каждый раз ее поджигает. То есть отдельные порции горючего вылетают в выхлопную трубу, не выполняя своей работы. Чтобы машина ехала так, как при исправных свечах, водитель немного сильнее давит «на газ», увеличивая расход бензина. Поскольку свеча может «пропускать» свою искру лишь иногда – скажем, каждый пятый или восьмой такт двигателя, то субъективно ощутить потерю мощности непросто.

Почему сбоит свеча зажигания

Как и любая деталь, свеча зажигания стареет. От эрозии (отрыва частиц металла) возрастает рабочий зазор между электродами. Этот увеличенный промежуток электрическому разряду пробить труднее, особенно в неблагоприятных условиях – при холодном старте в мороз, на холостом ходу или наоборот, на высоких оборотах.

Вторая причина – слой нагара, который даже при качественном бензине может накапливаться на электродах и изоляторе. При определенных условиях он может проводить через себя электрический разряд, отбирая силу у искры в рабочем промежутке или совсем «выключая» ее.

Увеличенный зазор между электродами и нагар – основные проблемы, которые приобретают свечи зажигания после длительной работы. Этот срок для разных типов свеч разный.

Наконец, из-за смены температур на старых свечах «сдается» изолятор центрального электрода – от покрывается трещинами, по которым так же возможно частичное или полное «стекание» искры.

Что делать с проблемной свечой

Самое надежное – заменить весь комплект свечей на двигателе. Но если их пробег еще невелик (скажем, до 10 тыс. км), то можно предположить заводской брак одной из свечей и заменить только ее. А еще свечу зажигания, которая начала время от времени пропускать искру, можно попытаться спасти.

Прежде всего, нужно отрегулировать зазор между электродами, вернув его к рекомендованному изготовителем значению. Делается это просто – подгибанием бокового электрода, при этом по нему лучше не стучать.

Также можно попытаться очистить проблемную свечу. Но не дай вам Бог прибегать к таким варварским методам, как обжиг электродов на открытом огне или зачистка жесткой металлической щеткой. Такие приемы либо разрушат цемент-герметик между изолятором и корпусом, либо нарушат защитный слой глазури на центральном изоляторе, и на него начнет активно оседать нагар, еще больше нарушая работоспособность изделия.

Правильно очистить свечи можно отмачиванием в препаратах типа «Туалетный утенок» или пескоструйкой.

Культурно очистить от нагара (если проблема в самом деле в нем) электроды и изолятор свечи можно в пескоструйном аппарате или с помощью бытового моющего средства для сантехники «Туалетный утенок». Первый способ – для СТО, второй – для самостоятельных упражнений.

Рекомендация “Авто 24”

На самом деле достичь идилии в отношениях со свечами зажигания не так уж сложно. Надо всего лишь покупать именно такие свечи, как записано в заводском мануале. И заменять их согласно рекомендациям того же документа – не дожидаясь, пока этот коварный электроприбор начнет воровать ваши деньги из-за перерасхода топлива. Конечно, это не единственный и, возможно, не самый дешевый вариант, но он – самый простой с точки зрения экономии времени и усилий.

Величина зазора на свечах зажигания, его измерение и регулировка

В отличие от дизельных моторов, топливная смесь в камере сгорания бензинового двигателя воспламеняется с помощью внешнего источника. Таковым служит мощный электрический разряд, проскакивающий через зазор между электродами свечей зажигания. Последние как раз и предназначены для создания искры в условиях повышенного давления и температуры, характерной для зоны сжигания бензина. На качество и скорость горения топлива оказывают влияние многие факторы, в том числе – расстояние между искровыми электродами.

Свеча зажигания

Влияние зазора на воспламенение

Чтобы понимать, как данный фактор влияет на эффективность бензинового мотора, нужно вкратце рассмотреть работу системы зажигания. Алгоритм преобразования энергии топлива в механическую работу выглядит так:

  1. Выбросив отработанные газы через клапан в ГБЦ, поршень движется вниз. Когда он оказывается в нижней точке, открывается второй клапан, откуда в цилиндр поступает топливовоздушная смесь.
  2. Поршень поднимается к камере сгорания и сжимает этот аэрозоль в несколько раз.
  3. В момент, когда днище поршня находится в верхней мертвой точке, на электроды свечи подается высоковольтный импульс. Между ними проскакивает искра, поджигающая сжатую смесь горючего с воздухом.
  4. Сгорая с определенной скоростью, топливо выделяет энергию, толкающую поршень вниз. Совершается механическая работа.
  5. Последний такт – выброс продуктов горения в выхлопную систему, после чего цикл повторяется.

Импульс высокого напряжения (свыше 20 киловольт) вырабатывает катушка по сигналу контроллера. Ее обмотка рассчитана на искрообразование определенной силы, достаточной для качественного воспламенения порции топливной смеси. Если сделать чересчур большой или малый зазор в свечах зажигания, процесс горения нарушится.

Большой просвет между электродами

Ненормально большим считается зазор свыше 1,3 мм. Что произойдет, если разогнуть электроды до такой степени:

  • мощности катушки не хватит, чтобы при каждом такте сжатия пробивать искрой увеличенное расстояние, появятся пропуски циклов;
  • работа силового агрегата будет нестабильной, появится вибрация;
  • одна часть несгоревшего бензина стечет по стенкам цилиндра и попадет в картер, вторая выбросится в выпускной тракт;
  • расход топлива возрастет;
  • на стенках камеры сгорания, днище поршня и рабочих элементах свечей зажигания быстро образуется нагар.

Нагар на свече вследствие большого зазора

Примечание. Чем выше обороты двигателя, тем пропусков станет больше, доля бесполезно израсходованного бензина увеличится. Моторное масло в картере начнет разжижаться и выделять горючие пары, попадающие обратно в камеру через патрубок сапуна и воздушный тракт.

В результате перечисленных процессов мотор не отдаст полную мощность, а цилиндропоршневая группа в долгосрочной перспективе быстрее износится. Слишком большой зазор влияет на качество сжигания топлива, это вы ощутите в процессе движения: разгон автомобиля будет вялым, а вибрация мотора – повышенной. Из-за пропуска циклов появятся проблемы с холодным запуском – двигатель заведется с нескольких попыток.

Слишком маленькое межэлектродное расстояние

Расстояние между контактами свечей менее 0,6 мм считается недопустимо малым. Правда, пропуски рабочих циклов наблюдаться не будут, но возникнет другая проблема – чересчур слабое воспламенение. Короткая искра, пробивающая небольшой просвет от одного электрода к другому, не способна нормально поджечь топливовоздушную смесь, занимающую весь объем камеры.

Из-за снижения скорости горения воздушно-бензиновый аэрозоль не успеет прогореть целиком, как наступит такт рабочего хода поршня, а затем – выброс отработавших газов. В результате наступают последствия, описанные выше, – падение мощности силового агрегата, повышенное потребление топлива, сажа в выхлопной и нагар внутри цилиндров.

Неправильная регулировка зазора свечей зажигания зачастую усугубляется другими факторами: износ поршневой группы, неполадки в системе топливоподачи, пробитая изоляция высоковольтных проводов и так далее. Тогда проблема настройки зазоров отступает на второй план и зачастую выпадает из поля зрения автолюбителя.

Величина нормального зазора

Допустимые пределы межэлектродного расстояния – от 0,6 до 1,2 мм. Более точное значение выбирается в зависимости от типа двигателя, системы питания и зажигания:

  • карбюраторные моторы старого типа с невысокой степенью сжатия и механической системой искрообразования – 0,6–0,7 мм;
  • те же двигатели, оснащенные бесконтактным электронным зажиганием – 0,8–0,9 мм;
  • в турбированных и атмосферных силовых агрегатах с подачей топлива путем впрыска (инжектор) зазор на свечах зажигания должен быть от 1 до 1,2 мм.

Нормальный зазор свечи зажигания

Совет. Лучший способ правильно определить межэлектродный просвет для конкретного автомобиля – внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. В подавляющем большинстве случаев данная величина указана среди других настроечных параметров.

Поскольку владельцы многих транспортных средств, укомплектованных бензиновыми моторами, переходят на сжиженный газ, то и размер свечного зазора требует корректировки. Для качественного сжигания смеси пропана с воздухом интенсивность воспламенения рекомендуется повысить путем увеличения просвета на 0,1 мм от паспортного значения. Нагрузка на высоковольтную катушку вырастет незначительно, а газ станет сгорать лучше.

Например, электроды свечей карбюраторного двигателя с электронным зажиганием необходимо разогнуть до 0,9 мм, если в инструкции по эксплуатации указана цифра 0,8. Не слушайте дурных советов и не делайте зазор чересчур большим, ведь автомобильные газовые установки всех поколений заводятся на бензине, а потом автоматически переключаются на подачу пропан – бутановой смеси из баллона. Кроме того, использовать бензиновое топливо все равно придется, чтобы доехать до заправки, когда газ в емкости закончится.

Рекомендации по настройке

Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:

  1. После ремонта двигателя, систем питания и зажигания, либо перед измерением компрессии в цилиндрах. В процессе эксплуатации свечные электроды постепенно подгорают и становятся тоньше, отчего между ними увеличивается просвет.
  2. При замене свечей на новые. Нередко производитель устанавливает слишком маленькие зазоры, которые приходится увеличивать до нормы.
  3. Когда проявилась нестабильная работа мотора. Первое действие – вывернуть свечи, хорошенько прочистить контакты, отрегулировать межэлектродные расстояния и проверить работоспособность под давлением.

Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.

Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.

Щуп для регулировки зазора между электродами

  1. Выверните свечи из цилиндров двигателя и дайте им остыть до комнатной температуры. «На горячую» величину зазоров измерять нельзя.
  2. Прочистите контакты щеткой с проволочным ворсом и проверьте межэлектродный просвет щупом требуемой толщины. Последний должен входить между контактов плотно, с небольшим сопротивлением.
  3. Если щуп не вставляется, увеличивайте зазор путем разгибания верхнего электрода плоской отверткой. Слишком большое расстояние убирается аккуратным пристукиванием контакта.

Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.

Зазор на свечах зажигания: на что влияет, как проверить

Что это такое? Зазор на свечах зажигания может не соответствовать рекомендованному заводом-производителем автомобиля. Он либо меньше, либо больше, причем даже на новых. Это ведет к перебоям в работе двигателя из-за нестабильной искры и неправильного поджигания топливовоздушной смеси. На что обратить внимание? Зазор желательно периодически проверять. Процедура несложная: выкрутить свечу, померить расстояние между электродами щупом, поправить при необходимости. О том, каким должен быть зазор, чем и как его проверять, читайте в нашем материале.

  • Принцип работы свечей зажигания
  • К чему приводит неисправность свечей зажигания
  • Виды зазоров на свечах зажигания
  • Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя
  • Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания
  • Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания

Принцип работы свечей зажигания

Такую тему, как зазор в свечах зажигания, следует начать с определения особенностей функционирования свечей в двигателях внутреннего сгорания.

Принцип работы свечей зажигания

Свечи зажигания размещаются непосредственно в цилиндрах ДВС. Головки свечей напрямую контактируют с топливно-воздушной смесью, поступающей в цилиндры, поджигают ее, испытывая воздействие высоких температур и давления.

При вращении коленвала двигателя с частотой 3000 об/мин (что соответствует 50 об/сек) количество рабочих циклов в секунду составляет 25. Это означает, что каждая свеча в моторе должна в секунду сработать 25 раз, чтобы поджечь топливно-воздушную смесь. И очевидно, что сделать это нужно эффективно, потому что время на выполнение такта измеряется сотыми долями секунды.

Работа двигателя внутреннего сгорания разделена на такты. В первом такте поршень движется вниз – распределительная система открывает клапан впуска, и в увеличивающуюся камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь. Во втором такте клапаны закрываются, и поршень поднимается вверх, уменьшая объем камеры сгорания иногда в десятки раз. Температура и давление смеси возрастает, но смесь еще не воспламенилась.

После того как поршень достигает пиковой или мертвой точки, происходит срабатывание свечи. Напряжение на нее подается либо от датчика Холла (или ЭБУ), либо, как в карбюраторных ДВС, просто посредством замыкания цепи электрораспределителем.

Свеча зажигания устроена просто: два электрода в керамической изоляции. Центральный электрод через проводку подключен к катоду аккумулятора, а боковой – к аноду (в некоторых случаях подключение осуществляется к генератору мотора). Между электродами свечи есть зазор, достаточный для того, чтобы электрический ток смог пробить воздушную среду и образовалась искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь.

От расстояния между электродами зависит качество работы двигателя. Каким же должен быть зазор на свечах зажигания?

  • Если зазор окажется больше требуемой по конструкторским расчетам величины, то образование искры будет нестабильным: когда-то мощности может хватить, а когда-то нет. В случае если искры не образовалось, то и рабочего хода не получится – рабочий такт будет пропущен. Появляется такое явление, как троение – сбой ритма работы двигателя, работающего, вместо четырех, на трех цилиндрах (отсюда и название).

Плюс к тому, искра должна появляться в четко определенную долю секунды рабочего такта двигателя, чтобы сгорающее топливо смогло как можно полнее отдать свой энергетический потенциал поршню при расширении. Если же дать искру с небольшим опозданием, то топливо в уже расширяющейся камере сгорит с детонацией, что также отразится на качестве работы мотора. И в том и в другом случае КПД двигателя резко снижается.

  • Если же зазор электродов свечи зажигания сделать меньше расчетной величины, то напряжение на свече снизится до 7 кВ (с 18-20 кВ). Это способствует образованию на свече нагара, который работает как изолятор. В итоге через некоторое время, когда электроды свечи покроются равномерным толстым слоем нагара, она потеряет способность поджигать топливо.

К чему приводит неисправность свечей зажигания

Типичными симптомами проблем со свечами зажигания являются:

  • троение;
  • регулярная детонация;
  • увеличенный расход бензина и даже его запах в салоне;
  • падение мощности.

Чаще всего такие эффекты наблюдаются при установке новых свечей.

неисправность свечей зажигания

А теперь разберем, какие именно дефекты свечей могут привести к обозначенным выше неприятностям.

  • Дефект керамического изолятора свечи, при котором происходит его пробой и искра на электродах не образуется.
  • Разрушение центрального электрода, в результате чего нарушается электрическая цепь.
  • Слишком большой зазор между электродами.
  • Осевший на электродах шлак, препятствующий электрическому пробою.
Читайте также!

Как же дефектная работа ДВС, связанная с неисправностью свечей, выглядит на практике? Предположим, одна из свечей четырехцилиндрового четырехтактного ДВС выходит из строя. Тогда двигатель начинает троить – это выглядит как сбой ритма работы мотора, и определить такой дефект может даже неспециалист. В качестве первостепенной меры нужно проверить свечи.

Сбой ритмичности в работе двигателя сопровождается также и другими неприятными эффектами:

  • ощутимой потерей мощности, особенно при необходимости быстрого разгона из неподвижного положения;
  • при наборе скорости машина движется рывками, и чем сильнее давишь на газ, тем чаще рывки;
  • холостой ход отличается крайней нестабильностью: то ускоряется, то наоборот, замедляется, вплоть до полной остановки мотора;
  • и обязательное условие: перебои в работе мотора наблюдаются на всех оборотах (в противном случае дело может быть совсем не в свечах).

Теоретически неисправности свечей могут застать автомобилиста на дороге в любом месте в любое время. Поэтому имеет смысл всегда возить с собой простейший инструмент диагностики – портативный набор измерительных щупов.

Виды зазоров на свечах зажигания

Рассмотрим влияние величины зазора в свече на работу двигателя внутреннего сгорания в целом.

Зазор имеет оптимальный размер

При разработке данной детали конструкторы, используя высокоточное оборудование, с помощью серии опытов подбирают оптимальное расстояние между электродами – центральным и боковыми, чтобы искра всегда оставалась стабильно мощной.

В итоге нет никаких пропусков рабочего хода, воспламенение смеси происходит вовремя, что можно определить даже на слух, так как двигатель при этом работает вполне ритмично. И конечно же, при хотя бы 100-километровом пробеге станет заметна экономия топлива (правильнее сказать, что топливный режим войдет в норму).

Виды зазоров на свечах зажигания

Среднестатистический размер зазора между электродами у свечи – 1 мм. И любые отклонения, хотя бы даже на 0,1 мм, существенно повлияют на эффективность поджига. И надо отметить, что настройки требуют все свечи, которые не были установлены в автомобиле на момент его схода с конвейера (только они отрегулированы правильно). А заводской зазор в отдельно приобретаемых свечах может не соответствовать параметрам двигателя вашей машины.

Величина зазора больше необходимого значения

При относительно далеком расположении электродов свечи друг от друга будет снижаться мощность искры, так как гораздо больше энергии, подаваемой на свечу, нужно потратить на пробитие воздуха. Помимо уже описанных проблем, связанных с пропуском рабочего хода, есть и еще одна, а именно выход из строя резонатора.

Объясняется это тем, что несгоревшая топливно-воздушная смесь будет поступать в резонатор, где станет догорать вхолостую. Однако он совсем не рассчитан принимать столько энергии и, скорей всего, скоро прогорит.

Электрическая искра – это дуга, то есть высокотемпературная плазма в миниатюре. В канале грозового разряда температура достигает сотни миллионов градусов, в свече зажигания, конечно, поменьше. Но все равно те части электродов, которые испытывают на себе постоянное воздействие искры, будут малыми дозами испаряться – выгорать.

Процесс этот идет медленно, он измеряется буквально миллионными долями миллиметра, но ведь и многого там не надо: для гарантированной сбивки настройки свечи достаточно увеличения зазора всего лишь на 0,1 мм. И происходит это само, без какого-либо вмешательства человеческого фактора.

В общем, если мотор теряет ритмичность и увеличивается расход топлива, то в первую очередь нужно проверять зазор свечей – в 90 % случаев это является причиной всех подобных нарушений в работе двигателя.

Величина зазора имеет значение и для изоляции свечей. Если расстояние увеличивается, то растет сопротивление воздушной преграды, которую электрическому току нужно пробить. В итоге может сложиться ситуация, когда пробить изолятор свечи току будет проще, чем увеличенный воздушный зазор между электродами.

А стоит напомнить, что хоть подаваемая на электроды мощность и небольшая, рабочее напряжение на них отнюдь не мало – оно находится в интервале от 18 000 до 20 000 В. Максимально допустимый зазор при этом не должен превышать 1,3 мм.

Величина зазора меньше оптимальной величины

Мощность искры возрастает, что, казалось бы, должно привести к более надежному поджигу топливно-воздушной смеси. Однако это не так. Искра становится недостаточно большой, и ее просто не хватает для воспламенения. Кроме того, при уменьшении зазора падает и рабочее напряжение на электродах (до 7 000 В), что также способствует снижению энергетической насыщенности заряда.

Читайте также!

Недостаточный зазор чаще всего встречается в новых, еще не отрегулированных свечах (он не должен быть меньше 0,4 мм). И именно такие свечи, если их вовремя и корректно не настроить, очень быстро обрастают нагаром. Поэтому после каждых 10 000 км настоятельно рекомендуется свечи чистить, а каждые 30 000 км – заменять.

Двигатели, оснащенные инжекторами, менее чувствительны к величине зазоров на свечах зажигания. Дело в том, что катушки здесь в несколько раз мощнее карбюраторных, поэтому и дуга свечи при сокращении зазора будет проседать существенно меньше.

Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя

Карбюраторные двигатели более всего страдают при отклонении величин зазоров в свечах от оптимальных значений. В современных двигателях, где зажигание регулируется электронными блоками управления, при изменении параметров свечей выравнивание энергетичности искры происходит посредством подачи на нее энергии большей мощности. Но простые карбюраторные моторы такими возможностями обделены.

Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя

Также существенным недостатком карбюраторных двигателей является тот факт, что их электрические цепи рассчитаны на куда меньшее напряжение, чем у инжекторных моторов. Поэтому всякие отклонения зазоров свечей зажигания у двигателей, оснащенных карбюраторами, проявляются намного сильнее и скорее.

Возрастание напряжения на электродах свечи при замыкании цепи происходит хоть и быстро, но не мгновенно. И при малом зазоре искра появится в момент, когда разности потенциалов уже хватит, чтобы пробить воздух, но при этом ее окажется недостаточно для поджига топливной смеси. В результате искра проскочит, но рабочий ход так и не будет реализован.

Читайте также!

Слишком малый зазор также может привести к сбою ритма работы двигателя. Если искра проскочит слишком рано, то это значит, что поршень еще не достигнет мертвой точки, а сжатие – своего максимального значения. То есть воспламенение произойдет, когда сжатие все еще будет продолжаться. Получается, коленчатому валу двигателя придется преодолевать сопротивление одного поршня за счет полезной работы другого. В итоге – падение мощности и сбой ритма работы мотора.

Слишком большой зазор также приводит к данным «симптомам», но по другим причинам. Здесь образование искры задерживается из-за того, что требуется набрать большую разность потенциалов на электродах. Смесь станет воспламеняться не на каждом рабочем цикле, в результате чего появятся характерные подергивания при наборе скорости. Также будут иметь место большие трудности при попытке завести мотор в мороз. Те же проблемы возникают и в том случае, если не регулировать зазоры на свечах зажигания инжекторных двигателей.

Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания

Правильнее всего регулярно производить контроль свечных зазоров, проводя их замер каждые 15 000 км пробега.

Здесь потребуется набор специфических инструментов – щупы различных типов: монетообразный, монетопроволочный и плоский. Свечи нужно выкрутить из мотора и убрать с них весь нагар. Если нагара слишком много, то свечи имеет смысл просто заменить.

Замер зазоров нужно проводить только при полном очищении электродов от сажи и нагара. Если щуп не помещается между ними, значит, зазор следует увеличить; если размещается там слишком свободно, то зазор уменьшают. В идеале щуп должен плотно сидеть между электродами.

Читайте также!

Зазор регулируется посредством отгибания внешнего электрода в сторону внутреннего контакта или от него. Но делать это нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить ни сами контакты, ни изоляцию. При большом усилии электроды могут надломиться. За одну корректировку не стоит пытаться изгибать контакты более чем на 0,5 мм.

Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания

А вот некоторые нюансы технологии ручной регулировки зазоров на свечах зажигания:

  • Во-первых, не перетягивайте свечи во время их закручивания. Головки двигателя сделаны из алюминиевого сплава, поэтому резьбу очень просто сорвать.
  • Во-вторых, регулировать нужно все свечи одновременно. И следует добиваться того, чтобы зазоры у них были одинаковы.
  • В-третьих, обращайте внимание на цвет электродов. Если он не одинаковый у всех свечей, значит, имеют место и другие проблемы с двигателем. Потребуется более полная диагностика.

И ни в коем случае нельзя путать порядок подключения высоковольтных проводов после установки свечей обратно.

Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания

  • В зимнее время года зазор следует уменьшать.

«Когда увеличивается зазор, то автоматически растет и напряжение пробоя. Но если изоляция не рассчитана на существенное увеличение напряжения, то катушка может просто сгореть. Слишком большая искра – это тоже нехорошо. Лучше на зиму чуть приуменьшать величину зазора, это правильно в том числе и для систем зажигания с индивидуальными наконечниками».

Читайте также!
  • Лучше не регулировать, а заменять.

«Менять свечи лучше всего тысяч через 30 пробега. Корректировка изгибом без профессиональных навыков результатов не приносит».

  • Я выставляю собственный зазор.

«А мне больше нравится, когда двигатель работает со свечами с зазором 0,8, хоть заводом рекомендован зазор в 1,1 мм».

Как правило, производители свечей зажигания перед отправкой изделий в продажу производят их калибровку. Но не всегда, а потому перед установкой данных элементов в двигатель зазоры рекомендуется измерить. На протяжении эксплуатации мотора металл электродов будет выгорать, но это не значит, что можно изначально выставить чрезмерно малый зазор, как бы «на вырост». Зазор в свечи зажигания должен быть оптимальным всегда – это залог стабильной и надежной работы двигателя.

Как влияет неисправность свечей зажигания на расход топлива?

Как влияет исправность свечей зажигания на расход топлива двигателем

Неисправность свечей зажигания напрямую влияет на расход топлива двигателем автомобиля.

Причем в сторону его увеличения.

На примере свечей зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся какие их неисправности напрямую влияют на увеличение расхода топлива и почему так происходит.

Как влияет исправность свечей зажигания на расход топлива?

Вот список возможных проблем свечей зажигания напрямую влияющих на рост топливного аппетита двигателя.

1. Зазор между электродами.

При маленьком зазоре искра получится короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается, при большом зазоре увеличивается напряжение, необходимое для пробивания воздушного промежутка между электродами свечи. Искры в таком случае может не быть вообще.

проверка зазора щупом

Как результат нарушается процесс сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Двигатель начинает троить, пытается заглохнуть, теряет мощность и приемистость. Водитель, желая вернуть ему былую резвость постоянно работает педалью газа или вытягивает на себя рукоятку подсоса. Расход топлива растет.

2. Чистота свечей.

Грязь на свечах зажигания хорошо проводит электрический ток. А утечка тока — причина ослабления или исчезновения искры между электродами и повторение ситуации с ростом потребления бензина, описанной выше.

3. Целостность изолятора.

При эксплуатации свечей с трещинами на изоляторе происходит утечка тока через изолятор на корпус свечи («массу»), так называемый «пробой». Из-за этого снижается сила искрового разряда между её электродами, а в особо запущенных случаях искра пропадает вовсе.

4. Калильное число.

В случае, если на двигатель 21083 установить свечи зажигания с более высоким калильным числом («холодные» свечи), их электроды попросту не будут самоочищаться и через некоторое время зарастут нагаром от несгоревших углеводородов.

свеча зажигания для жигулей

Нагар хорошо проводит электрический ток и тем самым способствует утечке искры на «массу».

5. Нагар на электродах.

Постоянная работа двигателя на переобогащенной топливной смеси приводит к появлению темных (черных и темно-коричневых) отложений из несгоревших углеводородов на электродах свечей зажигания. Это может быть (в зависимости от степени прогрессирования неисправности) просто темный налет, а могут присутствовать темные рыхлые отложения (черный нагар), в ряде случаев даже маслянистые. На начальном этапе возникновения проблемы — отложения темно-коричневые (с преобладанием черного).

Черный нагар на электродах свечи зажигания

Как уже отмечено выше — нагар хорошо способствует утечке искры и пропускам зажигания. Кроме того сам по себе черный нагар, как результат работы на слишком богатой топливной смеси, является признаком повышенного расхода топлива.

Таким образом при самостоятельной диагностике причин большого расхода топлива двигателем автомобиля следует учитывать неисправность свечей зажигания как одну из основных.

Примечания и дополнения

— На работоспособность свечей зажигания, а значит и на расход топлива двигателем автомобиля влияют другие элементы системы зажигания. Например высоковольтные провода или трамблер. Поэтому проводить проверку исправности свечей лучше всего в комплексе с другими элементами. См. «Проверка системы зажигания двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *