Как снять бензонасос на ниве 2131 инжектор
Перейти к содержимому

Как снять бензонасос на ниве 2131 инжектор

  • автор:

Нива 2121 2131 замена электробензонасоса с датчиком уровня топлива

Ремонт Ваз своими руками

Снятие электро бензонасоса с датчиком уровня топлива на автомобиле Нива 2121 и 2131 выполняют для их замены в случае выхода из строя, а так же при замене топливного бака. Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов, так же данный ремонт проводят с баком, наполненным не менее чем на половину. После чего проделайте следующую последовательность действий:

Как снять электро бензонасос и датчик уровня топлива Нива 2121 и 2131

  • Обесточьте автомобиль, отсоединив клемму минус от аккумуляторной батареи.
  • Далее снимите заднее сиденье для доступа к крышке отсека топливного бака.
  • Снимите всю декоративную отделку багажного отделения, которая будет мешать снимать люк.
  • Далее отворачиваем правые и левые саморезы крепления крышки топливного бака, используя головку на семь.

  • Откручиваем передние и задние винты крепления, после чего немного сдвинув крышку вперед, снимаем ее.

  • Отсоединяем от электро бензонасоса колодку с питающими проводами.
  • Далее с помощью краски или маркером наносим метки на трубки и шланги подачи и слива топлива, чтобы при сборке не перепутать их местами.

  • Отсоединяем от насоса сливную топливную трубку. Для этого ключом на семнадцать удерживаем штуцер насоса, а вторым таким же ключом откручиваем гайку шланга, постепенно ее ослабляя, стравливаем давление с системы, после чего полностью отсоединяем и отводим трубку в сторону.

  • Снимаем резиновое кольцо, которым уплотнен стык трубки с фланцем насоса. Кольцо, независимо от его состояния, при последующей сборке замените на новое.
  • Аналогично отсоединяем трубку подачи топлива.

  • Торцовой головкой на семь откручиваем гайки крепления насоса к корпусу топливного бака. После чего приподнимаем его немного и поворачиваем против часовой стрелки.

  • Полностью вынимаем насос, работаем аккуратно, чтобы не повредить поплавок датчика уровня топлива.
  • Снимаем резиновую уплотнительную прокладку, которой уплотнено соединение насоса и бака.

На этом ремонтные работы по снятию электро бензонасоса и датчика уровня топлива на автомобиле Нива 2121 и 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт или замену, после чего установку проведите в обратной последовательности.

Замена (снятие) бензонасоса и датчика уровня топлива

Модуль электробензонасоса погружного типа установлен в топливном баке. Конструкция модуля и его крепления можт несколько отличаться.

расположение топливного насоса

В его состав входит электробензонасос турбинного типа, регулятор давления топлива, фильтр грубой очистки и датчик уровня топлива.

топливный насос в сборе - модуль

Работу проводим для очистки сетчатого фильтра, замены датчика указателя уровня топлива, топливного
насоса и топливного модуля в сборе.

Сбрасываем давление топлива (см. тут).

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.

. поэтому необходимо демонтировать крышку отсека топливного бака.

Снимаем заднее сиденье (см. тут).

Отгибаем вперед обивку багажника.

. и три по задней.

Либо (при другой конструкции) .

снятие крепления шлангов бензобака

Нажимаем на фиксатор наконечника шланга.

. и снимаем шланг сливной магистрали с трубки крышки топливного модуля.
При этом надо быть готовым к тому, что небольшое количество топлива вытечет из шланга.

Отворачиваем гайку сначала на небольшой угол, стравливая давление топлива.

Снимать и устанавливать модуль нкжно осторожно, чтобы не повредить рычаг датчика уровня топлива, что приведёт к ошибочным показаниям уровня топлива.

Вынимаем центрирующее пластмассовое кольцо.

центрирующее кольцо топливного насоса

Во избежание попадания грязи, или посторонних предметов в бак, закрываем его полиэтиленом.

топливный модуль

Топливный модуль в сборе

Для замены самого насоса, сетчатого фильтра насоса или топливного датчика разбираем топливный модуль

Установка

Установить модуль электробензонасоса в топливный бак. Завернуть и затянуть восемь гаек крест-накрест согласно предлагаемой схеме .
Момент затяжки гаек от 1.0 до 1.5 Н.м (от 0.1 до 0.15 кгс.м) .

Далее, согласно технической инструкции производителя, требуется проверить герметичность соединения. Делается это следующим образом:
Заглушить трубки модуля бензонасоса,. заглушить воздушную трубку и воздушный патрубок. Произвести омыловку краев соприкосновения модуля с топливным баком. Подсоединить шланг подачи сжатого воздуха (Р=0.15+0.25кгс\см2). Произвести визуальный контроль на предмет утечки воздуха в течении 3+5 секунд (появление мыльных пузырей не допускается). При обнаружении утечек отсоединить шланг подвода сжатого воздуха и затянуть гайки крепления иодуля на 1-2 оборота согласно схеме.

Соединяем трубки и шланги по меткам.

Дальнейшую сборку проводим в обратном порядке.

Как снять бензонасос на ниве 2131 инжектор

Итак, предмет наблюдений — «крокодил» с двигателем 21214-10 с системой питания с распределенным попарно-параллельным впрыском топлива, управляемой ЭБУ Bosch MP7.0H — он же исполнение 41 всем известной «тридцать первой». В чем отличия компоновки системы топливоподачи от 21214-20 («короткая» машина с таким же мотором и ЭСУД)?

Понятно, что длиннее трубки и жгуты электропроводки. Но в «тридцать первых» еще и по-иному расположен топливный бак — он большего объема, и более глубокая его часть располагается не ближе к носу автомобиля, а напротив — ближе к корме. Именно в ней, понятно, и закреплен погружной электрический бензонасос — абсолютно идентичный примененному на 21214.

Насосы бывают двух типов — с маркировкой на фланце «УТЕС» и выбитым каталожным номером, начинающимся с цифр 21214, а также более старые, у которых фланец имеет не серебристо-оловянный, а бронзовый оттенок, наружной маркировки, кроме стрелки, указывающей направление установки, нет. Разные и разъемы на фланце — у «Утеса» овальный горизонтально ориентированный четырехконтактный разъем белого цвета, в который вставляется «хвост» длиной сантиметров 10-12 с квадратным четырехполюсным разъемом (розовый, лиловый, серый и черный провода). У безымянного изделия (замечу, оно дороже минимум на треть — скорее всего, ведет свою родословную еще от систем GM) — на фланце намертво заделанная фишка грязно-желтого цвета, из которой идет такой же «хвост» в 10-12 см длиной с четырехконтактным разъемом, описанным выше. То есть, по посадочным местам и подключению ЭБНы идентичны — отличаются только шириной топливозаборника (у «Утеса» шире, и это лучше — меньше вероятности перекрытия присосавшейся грязью).

Датчики уровня топлива и контакты включения лампы аварийного резерва топлива идентичны, поплавки — тоже, отличаются только цветом пластмассы.

Как добраться до насоса на «крокодиле» с распределенным впрыском?

К счастью, проектируя кормовую часть этого автомобиля, ВАЗовские разработчики проявили больше ума и фантазии, чем обычно. Для доступа к ЭБН в 2131-41 не надо полностью снимать пластину, закрывающую бензобак — она в длинной Ниве сложной формы, плюс к тому именно к ней крепятся подушка и спинка заднего сиденья, и ответные части (замки) задних ремней безопасности.

Итак — два пути. Либо нужно начинать с разборки пластиковых накладок всей кормы (порожек багажника, нижние края боковин, накладки арок задних колес) и извлечения ковролина, которым покрыт пол багажного отсека (ковролин заходит на спинку заднего сиденья и крепится там накладками на саморезах) — либо поступить согласно старому совету из какой-то книжульки по зубилкам — вооружившись трафаретным ножом, отрезать ковролин, прикрепленный к спинке, от куска, лежащего горизонтально. Это резко снижает трудозатраты при доступе в багажный отсек, и ничего не меняет для владельца — ведь практически у каждого из нас в багажнике живет коврик-корыто, а длинномеры мы возим пару раз в год по обещанию, и не так часто таскаем их волоком по багажнику.

Снимаем спинку заднего сиденья: для этого надо отвернуть два болта М6 с головкой на «10», крепящие петли спинки к ушкам-скобам на защитном кожухе бензобака. Спинку вынимаем вместе с куском ковролина с пола багажника — или, если решились и произвели хирургическую операцию, описанную выше — отдельно, а ковролин в багажнике аккуратно выводим из-под накладок арок задних колес и отворачиваем в направлении кормы, открывая доступ к «гребню» — отштампованному на кожухе бензобака поперечному профилю.
Отвернув три болта на «17», снимаем и откладываем в сторону ПРАВУЮ ПО ХОДУ усиливающую коробчатую продольную накладку пола вместе с замками ремней безопасности.

Теперь внимательно смотрим на правую по ходу автомобиля половину поперечного ребра жесткости. Часть этого ребра представляет собой люк, посаженный на восемь винтов М5 с головкой «под крест». Винты ввернуты в закладные гайки накладки бензобака. Сразу предупреждаю — поддаваться они будут нелегко, так как от души прокрашены. Мне, например, так и не удалось вывернуть до конца два самых нижних (ближних к носу автомобиля) винта, и люк открывали, слегка выгибая нижнюю кромку накладки.

После снятия люка открывается чудный вид на ЭБН — у 2131 он, в отличие от короткой машины, стоит не в углублении — подштамповке бака, а на приливе. Доступ к фланцу прекрасный — трубки, правда, откручивать и затягивать немного неудобно, мешает кромка накладки — но вполне возможно. Подлезается.

На насосах «Утес» лучше отключать перед снятием для проверки или замены тот разъем, что стоит на корпусе фланца, не трогая четырехконтактник. Если дернуть последний, разъединятся две хилые «папы-мамы», лежащие между бензобаком и накладкой — переходник от жгута 2131 (серо-красный и розовый провода от панели приборов) к фишке ЭБН (лиловый и розовый) — и умрут лампа и показометр на панели приборов. В случае с «безымянным» изделием альтернативы нет — придется аккуратно и нежно подтягивать на себя квадратный четырехконтактник и столь же нежно его расстыковывать — иначе неизбежно снятие накладки бака целиком.

Насос свободно извлекается и устанавливается через люк. При замене или обратной установке жизненно необходимо применение герметика — иначе почти стопроцентно гарантирована течь по шпилькам и из-под прокладки насоса — работающая «обратка» создает в баке изрядное избыточное давление.

Внимательно следим за тем, как проложены соединительные шланги системы — даже незначительный перегиб способен снизить эффективность топливоподачи. Причем не только в корме, но и в моторном отсеке — именно такой случай, ошибочно принимаемый долгое время за «глюки» управляющей электроники, маршрутного бортового компьютера Штат БК-214 либо блокировок охранных систем, привел у меня к скоропостижной смерти стартер нового образца с планетарным редуктором (его нельзя долго крутить, а приходилось это делать постоянно — поскольку ввиду отсутствия давления в рампе двигатель начинал «схватывать» только на пятый-шестой раз, а запускался на седьмой-восьмой. ).

Последовательно устраняя воздействие сторонних электронных систем и элементов управления, пришел к выводу, что дело все же в недостаточном количестве топлива, подаваемого в двигатель — этому же выводу способствовал и резкий провал при интенсивном разгоне после 4500 об/мин. по тахометру на второй и третьей передачах.

Регулятор давления топлива на рампе оказался исправным, но. работающим только наполовину, поскольку его вакуумный шланг не сообщался с полостью ресивера — трубка отвода разрежения была залита тем же компаундом, каковым зафиксирована в посадочном гнезде. Гвоздик сделал свое дело — теперь работает.

Гипотеза о неисправном ЭБН отпала после того, как в моторном отсеке был обнаружен переходной шланг, изогнутый на 90 градусов. Видимо, одна из трубок, использованных в схеме топливоподачи, оказалась длиннее, чем нужно (плохо подбирали, учитывая лишних полметра базы) — и шлангу стало некуда деваться.
Проблема легко решается подбором идентичных по посадочным местам шлангов и трубок 2109 — они есть в продаже в любом приличном магазине автозапчастей.

Плюсы проведенного «лечения» — пропала перегрузка бензонасоса, стабилизировалась топливоподача в переходных режимах (трогание, разгон в гору, маневрирование при парковке) и на режимах, близких к оборотам максимальной мощности, восстановилась нормальная эластичность двигателя.

Минус — слегка вырос расход топлива, что естественно — и. появился «эффект газировки», которого раньше не было — потому как вообще не работала «обратка» — давления еле-еле хватало для работы форсунок, чего сливать-то? 🙂

Совет всем, у кого появляются трудности с пуском или работой мотора на каких-то режимах — не ограничивайтесь высокоумной электронной диагностикой. Манометр, подключенный к штуцеру топливной рампы, порой не менее, а иногда и более информативен, чем тестеры различного рода. И забывать об этом способе проверки здоровья мотора совсем не лишне.

Разборка топливного модуля для замены насоса,
сетчатого фильтра насоса, или датчика уровня топлива

топливный модуль

Топливный модуль в сборе

Для снятия сетчатого фильтра.

очистка сетки топливного насоса

. аккуратно поддев отверткой.

замена сеточки топливного насоса

. снимаем сетчатый фильтр.

сетка топливного насоса

С помощью тонкой шлицевой отвертки сдвигаем стопорную шайбу по пазу основания сетчатого фильтра.

фильтрующая сетка

. и снимаем стопорную шайбу.

Для снятия датчика указателя уровня топлива.

. нажимаем шлицевой отверткой на фиксатор в пазу разъема топливного насоса.

разборка топливного насоса

. и отсоединяем колодку проводов от разъема топливного насоса.

разборка топливного модуля

отжав отверткой фиксатор

. отсоединяем колодку проводов от разъема крышки.

снятие датчика уровня топлива

Отворачиваем два винта крепления датчика указателя уровня топлива к кронштейну.

замна датчика уровня топлива

. и снимаем датчик указателя уровня топлива.

Для снятия топливного насоса.

. пассатижами снимаем стопорную шайбу со сливной трубки топливного модуля.

снятие топливного насоса

С помощью отвертки отжимаем внутрь фиксатор и, одновременно сдвигая его в сторону крышки.

. снимаем фиксатор топливного насоса.

Отжав отверткой фиксатор.

достаём топливный насос из топливного модуля

. выводим топливный насос с кронштейном и сливной трубкой из корпуса.

стакан топливнного насоса

Вынимаем из корпуса топливного насоса резиновый центрирующий стакан.

С помощью отвертки ослабляем крепление хомута резиновой соединительной трубки.
Сдвинув хомут в направлении крышки.

шланг топливного насоса

. снимаем резиновую трубку со штуцера топливного насоса.

топливный насос

Топливный насос.

Сборку и установку топливного модуля проводим в обратной последовательности.
При установке сетчатого фильтра обратите внимание на состояние стопорной шайбы. Если она деформирована, ее необходимо заменить. Одноразовые хомуты необходимо заменить новыми.
Наконечники шлангов нагнетательной и сливной магистралей надеваем в соответствии с метками на трубки крышки топливного модуля до щелчков фиксаторов. Перед установкой крышки отсека топливного бака необходимо убедиться в герметичности соединений топливного модуля. Для этого подсоединяем клемму аккумулятора и включаем зажигание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *