Как определяется неисправная работа генератора на линии
Перейти к содержимому

Как определяется неисправная работа генератора на линии

  • автор:

Неисправности генератора

Задачей автомобильного генератора является выработка электроэнергии, которая используется для питания систем автомобиля. При отказавшем генераторе его функции автоматически переходят к аккумулятору. Однако нормальным выходом такой переход не является, так как даже полностью заряженного аккумулятора надолго не хватит. Можно дотянуть до гаража или ближайшей СТО, если расстояние до них составляет несколько десятков километров. Но длительно ехать на одном аккумуляторе у вас не получится. Он просто постепенно разрядится.

Основные признаки неисправности генератора

Если Ваш автомобиль подает некоторые из нижеперечисленных симптомов, то с большой вероятностью они свидетельствуют о неисправностях генератора и, следовательно, стоит произвести его диагностику для того, чтобы вовремя выявить основные поломки, дефекты генератора автомобиля.

  • Слишком быстрая разрядка аккумулятора свидетельствует об неисправности генератора;
  • Если горит или мигает контрольная лампа разряда аккумулятора во время работающего двигателя;
  • Если свет фар заметно потускнел, стал слабее – это тоже один из сигналов наличия неисправности в генераторе;
  • При работе мотора слышны шумы, постукивания, писк.

Основные неисправности генератора

А можно ли самостоятельно проверить, насколько серьезна неисправность. Возможно, ее удастся устранить прямо на месте? В некоторых случаях это действительно реально сделать.

Самостоятельная диагностика неисправностей генератора — памятка

Памятка для проверки поломок своими руками. Некоторые неисправности, свидетельствующие о тех или иных поломках или износа деталей генератора:

Сначала нужно проверить предохранитель генератора.

Далее проверяется свободное вращение ротора. Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.

Целость ремня и его натяжение. Ослабление натяжения приводного ремня генератора может быть причиной слабой работы. Одним из признаков такой неисправности может быть высокий по тону свист из-под капота, когда автомобиль газует или разгоняется.

Проверка проводов. Осмотр проводов на наличие окисления, повреждение изоляции или перегорание.
Проверка корпуса генератора. Визуальный осмотр на наличие трещин, повреждений и т.п.

Проверяются щетки и контактные кольца генератора. Щетки в процессе работы изнашиваются, их может просто заклинить или перекосить, а канавки токосъёмных колец забиваются графитовой пылью. Об этом свидетельствует избыточное искрение.

Подшипники. Признак данной неисправности — вой или свист при работе. В таком случае подшипники следует сразу заменить.

Поломка статора. Для проверки обмотки статора, его следует отсоединить от выпрямительного блока. Показания сопротивления на мультиметре, имеющих «бесконечно» большое значение свидетельствуют об отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).

Проверка диодов. Чтобы проверить диоды в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Сначала, например, плюсовой щуп подсоединяется к «+» или «–» выпрямителя, а минусовой к выводу фазы. Далее щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются то, это свидетельство того, что диод исправен, если не отличаются, то неисправен. Или если окислены контакты по причине перегрева радиатора, то это прямое свидетельство того, что диодный мост генератора скоро «сломается».

Для начала требуется убедиться, что генератор не работает. Для этого замерьте тестером напряжение на клеммах аккумулятора при выключенном двигателе. Запомните показания. Затем запустите двигатель, дайте ему пару минут поработать на средних оборотах с нагрузкой, например, при включенных фарах, после чего вновь проведите замеры. Если напряжение немного возросло или осталось прежним, то генератор исправно работает. Обычно напряжение составляет около 14 В.

Еще один метод для проверки генератора. При работающем двигателе отсоедините от аккумулятора плюсовой провод. Если двигатель продолжает работать, то питание производится от генератора. Если же двигатель заглох, то генератор неисправен.

Перечислим основные способы определения неисправности генератора:

  1. Проверьте состояние генераторного ремня. Если он оборван, то проблема решается его заменой. Как ни странно, но это наиболее простой способ восстановления работоспособности генератора. Разумеется, если у вас имеется запасной ремень. Ремень может быть цел, но ослаблен. В таком состоянии он не обеспечивает полноценной работы генератора. Надавите на него пальцем для проверки. Если ремень прогнулся на 1-1,5 см, то его натяжение считается нормальным.
  2. Проверьте напряжение питания автомобиля. Достаточно измерить его тестером в прикуривателе. Оно не должно быть более 14,5 В. Если значение напряжения больше, то следует заподозрить неисправность реле-регулятора. Данное реле отвечает за поддержание постоянного напряжения на любых оборотах двигателя. При его отказе возникает риск повреждения электрооборудования от возникшего повышенного напряжения, а также перезарядка аккумулятора с его закипанием.

Как проверить работоспособность автомобильного генератора

Если напряжение упало менее 13 В, то одной из причин может быть отказ диодного моста. Выпрямительный мост можно проверить при помощи тестера-вольтметра. При работающем двигателе один щуп тестера в режиме переменного тока подсоедините к разъему «В+» или разъему «30», а другой щуп — к массе. Напряжение не должно превышать 0,5 В. Если значение больше, то мост неисправен.

Очень часто проблемы с генератором возникают при заклинивании щеток, находящихся в щеткодержателе. Также часто отказ вызывает грязь, скопившаяся на контактных кольцах или окисление этих колец. Разборка и чистка генератора помогают справиться с этим дефектом. Положение и состояние щеток определяется визуально. Если они выступают из щеткодержателя совсем немного, менее чем на 5 мм, то щеткодержатель со щетками подлежит замене.

Для проверки обмоток ротора и статора необходимо разобрать генератор. Щупы тестера прикладываются к контактным кольцам. Если сопротивление обмоток составляет около 5-10 Ом, то обмотки исправны. Если где-то цепь имеет бесконечное сопротивление, то это говорит о ее обрыве. Также замеряется сопротивление между каждым контактным кольцом и корпусом генератора. Если есть замыкание, то тестер это покажет. Перед проведением проверки нужно снять выпрямительный мост.

При отказе генератора не стоит паниковать. Отказ этот неприятный, но не критический. Если подойти к проблеме грамотно, то в большинстве случаев удается благополучно завершить поездку.

Наша компания предлагает качественный и быстрый ремонт и замену генераторов, стартеров для различных легковых автомобилей иномарок:

Как проверить работу генератора автомобиля. Основные неисправности и обслуживание генераторов

Как проверить работу генератора автомобиля. Основные неисправности и обслуживание генераторов

26.10.2018

Генератор не относится к критически важным узлам авто. Внезапный выход из строя этого агрегата не обездвижит автомобиль сразу, но и уехать далеко на одном только заряде аккумулятора не получится. В этой статье мы разберем, как проверить генератор автомобиля самостоятельно и правильно оценить его состояние.

Содержание:

  1. Неисправности генератора автомобиля
  2. Как проверить генератор автомобиля
  3. Обслуживание генератора автомобиля

Неисправности генератора автомобиля

Известно несколько распространенных неисправностей генератора. Кратко рассмотрим их.

  1. Износ графитовых щеток или нарушение работы в механизме их подачи по мере износа. Через щетки на ротор подается ток возбуждения. Этот ток генерирует электромагнитное поле, необходимое для работы генератора. Плохой контакт между щетками и кольцами частично или полностью выведет генератор из строя.
  2. Отказ регулятора напряжения. Регулятор напряжения служит для изменения напряжения, которое подается на ротор. Именно благодаря этому элементу (вне зависимости от частоты вращения ротора) генератор вырабатывает ток около 14 вольт (в разных моделях авто этот показатель может быть разным).
  3. Выход из строя диодного моста. Генератор изначально вырабатывает переменный ток, а вся электроника автомобиля питается постоянным током. Для преобразования переменного тока в постоянный предназначен диодный мост. Перегорание даже одного из диодов в цепи моста приведет к потере работоспособности генератора.
  4. Износ подшипников. Ротор опирается на два подшипника качения, которые установлены в корпусе статора. Как и любые другие детали, эти подшипники со временем изнашиваются. В критических случаях может произойти их заклинивание или даже разрушение.

Все вышеперечисленные неисправности генератора авто — устраняемые. Но есть и две поломки, после которых агрегат уже не подлежит ремонту: перегорание обмоток статора или ротора и механическое разрушение корпусных деталей.

Как проверить генератор автомобиля

как проверить генератор автомобиля

Есть два основных способа проверки работоспособности генератора.

Первый считается надежным «дедовским» способом, но используется сегодня исключительно на карбюраторных авто. Чтобы проверить генератор, запустите двигатель и снимите отрицательную клемму с АКБ. Если электроника автомобиля продолжает исправно функционировать, то это значит, что генератор исполняет свои функции на уровне, достаточном для работы авто.

Ни в коем случае не применяйте этот способ на современных автомобилях!

Второй способ потребует специального измерительного прибора — мультиметра. Для проверки работы генератора выставьте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения от 0 до 20 вольт. На остановленном двигателе подключите черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный — к плюсовой. Исправный аккумулятор покажет напряжение около 12,5 вольт. Не отключая мультиметр запустите двигатель. Рабочий генератор подаст заряд на АКБ, и показания на дисплее прибора вырастут. Нормальным считается заряд от 13,5 до 14,5 вольт. Напряжение ниже 13 вольт указывает на явные проблемы с генератором. Также можно на холостых оборотах включить несколько потребителей электроэнергии (обогрев стекол, фары, печку и др.) и посмотреть на показания мультиметра. Просадка напряжения ниже 13 вольт говорит о возможных проблемах в системе зарядки аккумулятора. В этом случае рекомендуется провести диагностику генератора, так как при таком напряжении эксплуатация автомобиля в зимний период будет приводить к систематической недозарядке аккмулятора и, как следствие, незапуску двигателя в морозы.

работа генератора автомобиля

Для постоянного контроля работоспособности генератора мы рекомендуем обзавестись портативным вольтметром (он имеет также ряд дополнительных функций) или цифровым тестером, работающим от прикуривателя. Он будет отслеживать напряжение в сети и сообщать автовладельцу о проблемах до полного отказа генератора.

Если вам нужна помощь в подборе измерительных приборов, заполните форму ниже.

Кроме того, не помешает проверить состояние подшипников. Для этого потребуется снять приводной ремень и вручную прокрутить ротор генератора за шкив. Хруст шариков, ступенчатость вращения или легкие подклинивания указывают на износ подшипников. Также можно проверить люфт ротора. Если при покачивании шкива в вертикальной плоскости ощущается даже небольшое биение — подшипники критически изношены. Чтобы избежать проблем с генератором, их нужно заменить.

Обслуживание генератора автомобиля

Генератор автомобиля — самодостаточный агрегат, который не требует частого тщательного ухода. Его обслуживание сводится всего к нескольким операциям, в числе которых:

  1. Периодическая проверка натяга приводного ремня. В инструкции по эксплуатации эта процедура обычно описывается отдельно для каждой конкретной модели авто. Малый натяг приведет к проскальзыванию ремня с характерным писком. Чрезмерно перетянутый ремень ускорит износ подшипников.
  2. Продувка от пыли и внешних загрязнений. Несколько раз в год продувайте генератор сжатым воздухом.
  3. Очистка контактов. Следите за состоянием и обязательно чистите контакты после появления окислов. По необходимости меняйте клеммы и поврежденные провода.
  4. Замена щеток. Многие автомобилисты не дожидаются отказа генератора, а меняют щетки раз в несколько лет в зависимости от рекомендаций автопроизводителя и пробега.

Исправная работа генератора автомобиля в основном зависит от изначального качества агрегата и натяга ремня. Остальные факторы влияют в меньшей степени.

Купить генератор для автомобиля по выгодной цене вы сможете в нашем TopDetal.ru. Мы также реализуем комплектующие для генераторов отечественного и импортного производства. У нас вы можете заказать запчасти для генераторов с доставкой почтой по всей России.

Полезная информация

Масляные фильтры для двигателя автомобиля. Чем отличаются, даже если подходят по размеру и резьбе. Как выбрать маслофильтр для моторного масла, особенности замены.

Какие бывают передние автостекла? Как избежать трещин, продлить срок службы лобового стекла, какие повреждения есть смысл восстанавливать, и как выбрать новое автостекло.

Импортозамещаем выхлопную систему иномарок — меняем гофру, катализатор, глушитель, резонатор и подвесы на отечественные.

Жара не страшна! Боремся с перегревом двигателя автомобиля и помогаем автокондиционеру работать в полную силу.

Выбираем китайские шины. Краткий обзор производителей автомобильной резины из Китая — LingLong, Triangle, Nankang, Wanli, и др.

7 признаков поломки генератора

Мы насчитали семь симптомов поломки генератора, которые помогут вам вовремя обнаружить и устранить неисправность.

Depositphotos

Генератор — один из важнейших компонентов любого автомобиля, поломка которого гарантированно обездвижит ваше транспортное средство всего за несколько десятков километров пути. Любая неисправность этой детали требует немедленного вмешательства. В противном случае машине нередко грозит дорогостоящий ремонт. Важно вовремя заметить и устранить неисправность генератора. Мы насчитали семь симптомов поломки, которые помогут вам в этом нелёгком деле.

Устройство генератора

Прежде чем говорить о симптомах поломки, нелишним будет вспомнить о том, как устроен и функционирует генератор переменного тока. Эта деталь состоит из алюминиевого корпуса, внутри которого находится катушка статора и ротор на подшипниках. Вал ротора приводится в движение приводным ремнём от коленчатого вала двигателя. Переменный ток, снимаемый с обмотки статора, преобразуется в постоянный мощным диодным выпрямителем. Угольные щётки передают на ротор управляющий ток от регулятора напряжения. Благодаря его работе генератор постоянно вырабатывает около 13,8–14,7 вольт на выходе, вне зависимости от оборотов двигателя. Этот ток идёт на запитку бортовой сети автомобиля и служит источником подзарядки аккумуляторной батареи. Поломка генератора или неправильная его работа приводит к быстрой разрядке аккумулятора или полному выходу его из строя, в результате машина обесточивается и лишается возможности самостоятельно перемещаться в пространстве.

6 верных признаков, что вам пора сменить амортизаторы.

Неисправности генератора

© Depositphotos

Все неисправности генератора условно можно разделить на две группы — механические и электрические. К первым относится разрушение корпуса устройства, поломка креплений, подшипников, прижимных пружинок щёток, обгонной муфты или шкива и других деталей, а ко вторым — обрывы и замыкания обмотки, поломка диодного моста и реле-регулятора, износ угольных щёток. Общих признаков приближающихся неприятностей с генератором несколько — это тусклые или мерцающие фары, проблемы с запуском двигателя и подмигивание или постоянное горение контрольной лампы на приборной панели.

© Depositphotos

Аккумулятор и генератор автомобиля работают в тандеме. При этом именно генератор является основным источником питания электрической сети, аккумулятор же выступает в качестве резервного источника энергии и нужен в первую очередь для запуска двигателя и питания электронных устройств при незаведённом моторе. Неисправности генератора проявляются по-разному, однако в большинстве случаев они не приходят внезапно; у водителя есть время, чтобы заметить грядущую поломку и минимизировать неприятности.

1. Сложности при пуске мотора

© Depositphotos

Один из верных признаков поломки генератора — неуверенный пуск двигателя автомобиля. Когда генератор перестаёт работать правильно, аккумулятор недополучает заряд и лишается способности нормально прокручивать стартер. Разряженный аккумулятор — как правило, прямое следствие поломки генератора. При этом батарея может не только недополучать заряд, но и напротив перезаряжаться. Происходит это из-за поломки электронного блока реле-регулятора: генератор выдаёт большее напряжение, чем требуется, а это приводит к выкипанию электролита и быстрому выходу из строя аккумулятора. Отметим, что многие современные автомобили перестают заводиться, когда напряжение в бортовой сети опускается ниже 12 вольт. При этом батарея способна прокручивать стартер.

Куда смотреть при покупке автомобиля с пробегом.

2. Тусклый или мерцающий свет фар

Второй симптом становится заметен в тёмное время суток. Фары автомобиля начинают светиться тускло, либо изменяют степень яркости в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на электрическую систему. Такое поведение осветительных приборов намекает, что нужно срочно провести ревизию и диагностику генератора и его приводного ремня — устройство не справляется с возложенной не него нагрузкой. Также неполадки можно заметить по подсветке приборной панели и приборам освещения салона — все они точно так же меняют яркость.

Как самостоятельно найти и устранить причину поломки генератора

Как самостоятельно найти и устранить причину поломки генератора

Главными источниками электрического питания автомобиля являются генератор и аккумуляторная батарея. Работают они в неразрывном тандеме, поэтому, если выйдет из строя что-то одно, то обязательно через какое-то время поломается и другое. К примеру, разрушившийся аккумулятор приведет к повышению тока зарядки генератора, что повлечет за собой неисправность диодного моста. А при повреждении регулятора напряжения, поступающего от генератора, может возрасти зарядный ток, что будет вызывать перезарядку и быстрое разрушение аккумулятора.

Распространенные неисправности АКБ

  • повреждение пластин механического либо химического характера;
  • короткое замыкание пластин, сопровождающееся «кипением» электролита, снижением напряжения и емкости батареи;
  • окисление выводов;
  • повреждение корпуса батареи с потерей герметичности.

Причинами этих неисправностей могут быть:

  • неправильная эксплуатация;
  • брак производителя;
  • батарея выработала свой ресурс.

Распространенные неисправности генератора

Генератор имеет более сложную конструкцию, поэтому его поломки встречаются гораздо чаще. К ним относятся:

  • поломка регулятора напряжения;
  • повреждение выпрямителя;
  • износ токосъемных колец;
  • износ щеток;
  • деформация, износ или коррозия подшипников;
  • замыкание на обмотке статора;
  • износ либо повреждение шкива;
  • ослабление натяжения ремня;
  • дефекты проводков зарядной цепи.

Поскольку автогенератор — устройство электромеханическое, то все его неполадки можно поделить на две категории — механические и электрические. К механическим относят поломки, не имеющие связи с «электроначинкой». К ним относятся повреждения крепежей, разрушение корпуса, проблемы с подшипниками, нарушение работы ременного привода и пр. К электрическим можно отнести такие неполадки, как дефекты обмоток, износ и выгорание щеток, поломки диодного моста, реле-регулятора и пр.

Признаки неисправности генератора

  • От агрегата исходят посторонние звуки.
  • Аккумулятор разряжается или, наоборот, получает избыточную энергию.
  • При запущенном двигателе горит либо мигает лампочка контроля заряда аккумулятора.
  • При росте оборотов значительно возрастает яркость света фар. Это допустимо при перегазовке после холостого хода, но яркость света не должна расти постоянно.
  • Обнуляются электроприборы (настройки магнитолы, часы).
  • Свет автомобильных фар тускловат при работающем двигателе.
  • Слабый звуковой сигнал.

Как самостоятельно проверить генератор

Вначале убедитесь, что на корпусе нет повреждений, что ротор беспрепятственно вращается, исправны все соединения и клеммы, ремень не порван. Проверьте также натяжение ремня. Это можно сделать как на глаз, так и с использованием динамометра. Нажмите с усилием 10 кгс на середину ремня, если он прогнется больше чем на 15 мм, то натяжение ослаблено. Одним из признаков этого является тонкий свист, появляющийся во время разгона.

Некоторые автолюбители проверяют генератор устаревшим «дедовским» методом, скидывая клемму с аккумулятора, что категорически нельзя делать, так как может выйти из строя электроника. Диагностика генератора обычно ведется посредством замера напряжения в сети. Чтобы проверить зарядку генератора, точнее, величину напряжения, которое подается на клеммы АКБ, включите мультиметр в режим измерения напряжения и, соблюдая полярность, подключите его щупы к клеммам аккумулятора. Сначала замеряется напряжение на клеммах при неработающем двигателе. До запуска движка напряжение в норме составляет в районе 12 В, а после запуска — 13,8—14,7. Если показания отклоняются в большую сторону, то идет «перезаряд», подразумевающий неисправность реле-регулятора. Расхождение же в меньшую сторону указывает на то, что не подается ток. Причина отсутствия тока может заключаться в неисправности генератора или цепей.

Если у вас имеются отклонения напряжения в ту или иную сторону, необходимо демонтировать генератор и проверить все его элементы по отдельности.

Для начала осмотрите контактные кольца и щетки. Выступающая длина щеток должна быть не менее 5 мм (норма 8—10 мм), а диаметр колец не менее 13 мм (норма 14,2—14,4). Щетки в процессе работы изнашиваются, их может перекосить и заклинить, а канавки колец могут забиться графитовой пылью. Появляется сильное искрение на кольцах. Проблему можно решить чисткой щеточного узла или заменой изношенных и поврежденных деталей.

Из механических компонентов очень часто портятся подшипники. Их износ можно определить по характерному шуму и скрежету во время работы агрегата. Здесь многое зависит от натяжения приводного ремня. Если ремень перетянут, то в скором времени придется готовиться к замене изношенных и поврежденных подшипников.

Чтобы проверить обмотку возбуждения ротора на наличие обрывов и короткозамкнутых витков, подсоедините к двум контактным кольцам омметр или мультиметр. Мультиметр при этом должен быть в режиме определения сопротивления. Нормальное сопротивление — 1,8—5 Ом. Более низкие показатели свидетельствуют о коротком замыкании в витках, более высокие – об обрыве обмотки.

Перед проверкой обмотки статора автогенератора на «пробой на массу» обязательно отсоедините ее от выпрямительного блока. Один щуп соедините с корпусом, другой — с одним концом обмотки. Если на мультиметре отображаются огромные параметры сопротивления, то совершенно точно отсутствует контакт обмоток с «массой» (корпусом). Низкоомные показания говорят о неисправности статора. Статоры и роторы с поврежденной обмоткой лучше сразу менять, потому что перемоткой практически никто уже не занимается.

Диоды в блоке выпрямителя тестируйте также мультиметром (после отсоединения от обмоток статора), выбрав режим — «проверка диодов». Минусовой щуп (черный) подсоедините к выводу «фазы», а плюсовой (красный) — к минусу или плюсу. Потом поменяйте щупы местами. Если значения мультиметра при этом сильно отличаются от предыдущих — диод рабочий, если не отличаются — диод «умер». О неисправности диодного моста говорит и окисление контактов, которое появляется из-за перегрева радиатора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *