Как определить состояние хона цилиндров
Перейти к содержимому

Как определить состояние хона цилиндров

  • автор:

Что такое хонингование цилиндров двигателя?

Что такое хонингование цилиндров двигателя?

Хонингование цилиндров – это процесс обработки поверхности цилиндров, являющийся завершающим этапом расточки двигателя. С использованием специальных приспособлений на стенки цилиндров наносится сетка из мелких задиров, призванная удерживать масляную пленку и ускорить приработку поршневых колец.

С какой целью проводится хонингование цилиндров?

Очень часто в жизни автомобилистов наступает момент, когда капитальный ремонт двигателя неизбежен. Это становится следствием того, что цилиндры теряют первоначальную круглую форму и становятся эллипсными. Исправить такой дефект может только расточка до ремонтного размера поршней, финальной стадией которой является хонингование.

Однажды ученые обратили внимание, что неровная поверхность пары трения позволяет деталям намного быстрее прирабатываться и противостоять износу. Помимо этого, масло на шероховатых стенках удерживается гораздо лучше, что тоже положительно влияет на ресурс узла в целом. С тех пор обработка хонингованием цилиндров двигателей внутреннего сгорания стала неотъемлемой частью при производстве, а также при капитальном ремонте моторов.

В наше время эта операция также помогает добиться более высокой точности обработки деталей.

Как выполняется процесс хонингования?

Во время расточки блока цилиндров токарь оставляет небольшой запас для последующей, более точной, обработки. Далее блок цилиндров перемещается на хонинговальный станок, где с помощью более крупного, чернового, абразива наносится первичный хон. После этого производится финишное хонингование мелким абразивом с высокой точностью обработки, в результате чего удается расточить цилиндры с погрешностью до 1–2 мкм, а также нанести сетку хона, которая будет противостоять износу двигателя на протяжении более долгого времени и позволит уменьшить продолжительность приработки поршневых колец. В случаях, когда блок двигателя изношен незначительно, возможно применение специальных хонинговальных щеток, которые используются даже в ручных дрелях для быстрого восстановления хона. Такие приспособления состоят из абразивных шариков, крепящихся на нейлоновых прутках, что позволяет создавать незначительное давление на стенки цилиндров и приспосабливаться к различным диаметрам цилиндров.

После нанесения хона блок необходимо тщательно вымыть от мелких частиц металла, оставшихся в каналах сетки хона. После этого двигатель можно собирать и начинать обкатку.

В качестве послесловия, перефразируя известную всем поговорку «В здоровом теле – здоровый дух!», можно с уверенностью сказать: «В здоровом двигателе – здоровый хон!». Ведь именно состояние сетки хона влияет на ресурс большинства современных блоков цилиндров. Не зря у мотористов плохой приметой является увидеть на цилиндрах «зеркало».

Работы по хонингованию, расточке блока цилиндров, шлифовке коленвала есть возможность произвести на высокоточном оборудовании Моторного центра «Гвардейский».

Хонингование цилиндров

При проведении капитального ремонта двигателя и расточки блока цилиндров мастер проводит процедуру под название хонингование цилиндров. В данной статье мы объясним, что это такое и расскажем основные особенности проведения процедуры.

Хонингование цилиндров – это процесс проведения абразивной обработки для обеспечения правильного размещения поршневых колец и их максимальной герметичности.

Проведение обработки цилиндров проводится на оборудовании хонинговальными головками — хонами. Хон – определенный специальный инструмент с закрепленными на нем абразивными мелкими элементами (брусками). Применяя хон, поступательно вращательное его движение обрабатывает цилиндр. Обязательно, использовать при обработке хоном смазочно-охлаждающую жидкость.

Используют несколько видов:

  • внутреннее хонингование;
  • наружное хонингование.

Применение хонингования цилиндров возможно на изделиях различных металлов не только при капитальном ремонте двигателей, но и в различных промышленных отраслях. Наружное хонингование выполняется специализированными станками. При проведении капитального ремонта применяют внутреннюю обработку цилиндрических поверхностей и обеспечивают определенное расположение микро-полос – рисок.

Технические характеристики данных рисок и их расположение в последующем определяют параметры эксплуатации автомобиля (расход масла, параметры компрессии, расход топлива и другие).

Глубина и расположение данных полос (рисок) формируют понятие — угол хонингования. Вид абразива при обработке влияет на глубину полос и тем самым можно выделить черное (более грубое) и чистовое хонингование. Черновое хонингование цилиндров происходит с применением алмазных брусков.

Для контроля проведения процедуры применяют так называемые тесты, которые как диаграмма показывают параметры микро-шероховатости, углы наклона рисок.

На фотографии показан данный прибор для контроля показателей проведенного хонингования цилиндров.

ПАРАМЕТРЫ ХОНИНГОВАНИЯ ЦИЛИНДРОВ

При попадании масла в цилиндр необходимо, что бы стенки цилиндра его удерживали и оно не «соскальзывало». Для лучшей смазки стенок цилиндров они должны иметь определенную шероховатость для предотвращения условий сухого трения. Поверхность, которое обеспечивает задержку масла в своих микро «полосках» выдерживает больше механических нагрузок при эксплуатации и соответственно делает работу двигателя более долговечной.

Угол нанесения хонингования не является обычной цифрой, он непосредственно влияет на показатели количества масла, остающегося на стенках цилиндра, тем самым влияет на общий расход масла при эксплуатации автомобиля. Небольшой угол нанесения хонингования увеличивает угар масла, при увеличении угла – на стенках меньше масла, соответственно происходит уменьшение расхода. Только специализированное оборудование и опыт мастеров позволят провести качественную процедуру хонингования цилиндра.

Ответим на один из популярных вопросов при капитальном ремонте – Как сделать хонингование цилиндра наждачкой (шкуркой)?

Автосервис PERSONA не рекомендует проводить подобные эксперименты и проводить хонингование «кустарным» способом. Для процесса хонингования необходимо не только иметь специализированное оборудование, но и знать установленные показатели углов хонингования для марок каждого автомобиля, которые кстати абсолютно разные.

Доверьте ремонт сердца автомобиля специалистам. Запись и консультация в наш автосервис ежедневно.

Правильная шероховатость цилиндра

Неотъемлемой частью ремонта и восстановления цилиндров является хонингование – процесс, обеспечивающий точность размеров, нанесение сетки хона c надлежащими параметрами шероховатости.

Споры, ведущиеся в недалеком прошлом о необходимости выполнения абразивной обработки стихли, приверженцы полировки поверхностей цилиндров до состояния зеркала под давлением опыта и технических знаний признали хонингование неотъемлемой операцией при проведении ремонта.

Шероховатость и хонингование

Услуги по хонингованию цилиндров оказываются большим количеством мастерских и технологических центров, при этом компании производящие комплектующие и производители станков уделили достаточно внимания описанию технологии и способов достижения необходимых параметров, однако наш производственный опыт свидетельствует о том, что не все специалисты строго придерживаются технологических процессов и достаточно часто пренебрегают достижением заданных параметров, один из них – шероховатость поверхности цилиндра.

Вспомним, что хонингование является финишной операцией обработки поверхности цилиндра, которая обеспечивает окончательный размер цилиндра, создает сетку хона и шероховатость поверхности необходимые для удержания масляной пленки на стенках цилиндров. Вопросам достижения первых двух параметров в мастерских уделяется пристальное внимание, последний же зачастую остается в тени, хотя бы от того, что для его измерения требуется дорогостоящее измерительно оборудование – профилометр, который есть в распоряжении далеко не каждой мастерской по ремонту двигателей.

За что же отвечает данный параметр, и каковы его допустимые значения? Для того, чтобы масляная пленка удерживалась на поверхности цилиндра и обеспечивала смазку деталей цилиндр должен иметь сетку хона с надлежащей шероховатостью, «зеркальная» поверхность приведет к некорректной смазке цилиндров и поршней, грубая же обработка также может стать причиной других дефектов. Технологический процесс в компании «Механика» предусматривает обязательное измерение значений шероховатости перед выдачей детали заказчику.

Параметры шероховатости и требования к техническому контролю

Показания профилометра (Ra)

оптимальное значение шероховатости

Мы разобрались с «правильными» параметрами, и считаем своей профессиональной обязанностью рассмотреть, что может произойти с двигателем, если пренебречь их достижением.

Износ цилиндров и «зеркало»

При недопустимом значении ниже допуска цилиндр получает «зеркальную» или близкую к ней поверхность, что в результате не позволяет масляной пленке удерживаться на стенках цилиндров, повышается степень износа. Шероховатость ниже необходимых значений обладает замедленным действием, постепенно оказывая прямое влияние на снижение характеристик силового агрегата.

Более серьезные проблемы ожидают нас при превышении заданных параметров, в цилиндрах образуется грубая поверхность, предугадать влияние которой на износ при сборке двигателя не представляется возможным. Оказываемое воздействие может привести к повторному ремонту агрегатов уже через несколько сотен километров после первого запуска. На рисунке 1, представлены фотографии поршневых колец, рассмотренных под микроскопом, на все эти детали оказала влияние повышенная шероховатость.

Шероховатость при хонинговании цилиндров ДВС

Рисунок 1. Фрагменты поршневых колец под микроскопом

Добиться качественного хонингования цилиндров позволяют строгое следование технологическим процессам и технический контроль выполненных работ.

Технологии

В целях достижения заданных параметров шероховатости поверхности при работе на хонинговальном станке необходимо уделять пристальное внимание соблюдению нижеперечисленных технологических операций *.

Настройку подачи брусков осуществлять селектором подачи брусков, при этом для грубого хонингования фиксатор устанавливается в положение «6», для более быстрого съема припуска допускается устанавливать фиксатор на более высокие номера. Для чистового хонингования фиксатор устанавливается в положение «4», для достижения более гладкой поверхности цилиндра рекомендуется устанавливать фиксатор на более низкие номера.

Чем выше положение фиксатора на селекторе, тем выше подача брусков за один проход хонинговальной головки, при излишней подаче бруски для чистового хонингования не обеспечивают надлежащую работу и необходимые характеристики, таким образом настройка подачи оказывает прямое влияние на шероховатость поверхности цилиндра.

Хонингование цилиндров

Рис. 2. Селектор подачи брусков с фиксатором, фиксатор находится в положении «4»

Особое внимание необходимо уделить припуску для чистовой обработки. Он должен находиться в пределах 0,06 – 0,08 мм.

Так же в процессе чистового хонингования ключевым фактором становиться требуемое усилие разжима брусков, которое контролируется на пульте управления. Превышение усилия разжима при чистовой обработке недопустимо, необходимо плавно регулировать усилие разжима, при резком и/или чрезмерном усилии заданные параметры хонингования не будут достигнуты, так же может произойти заклинивание хонинговальной головки и разрушение брусков.

Большинство современных станков хонингует цилиндр в требуемый размер без дополнительного регулирования, выполнять разжим при помощи короны во время чистового хонингования для ускорения процесса настоятельно не рекомендуется, а тех. процессами для мастеров «Механики» запрещено.

Контроль качества

Даже при соблюдении всех технологических процессов добиться надлежащих характеристик без использования качественных хонинговальных брусков невозможно, поэтому необходимо:

  • следить за засаливанием брусков возникающем в случае недостаточного усилия разжима и применения вязких смазывающих жидкостей, чем выше вязкость, тем медленнее происходит хонингование цилиндра и больше степень засаливаемости брусков, компания «Механика» использует и рекомендует своим партнерам СОЖ «Рикомс»;
  • следить за разрушением брусков возникающем в случае превышения усилия разжима;
  • увеличивать усилие разжима брусков только после начала движения хонинговальной головки внутри цилиндра;
  • при повышенном износе одного из брусков, поменять их местами в хонинговальной головке, при износе брусков под конус поменять их местами с одновременным переворотом и/или исправить конусность удалением выступающей части материала.

Соблюдение вышеперечисленных правил позволяет добиться высоких и стабильных результатов при хонинговании цилиндров, однако мало сделать качественно, результат необходимо проконтролировать и убедиться, что в блоке цилиндров подлежащем сборке после ремонта достигнуты все заданные параметры, в том числе шероховатость находится в пределах допуска. Возможность измерить рассматриваемый параметр имеется далеко не у каждого специалиста по ремонту двигателей, что обусловлено в первую очередь высокой стоимость измерительного оборудования – профилометра. В настоящее время все территории механики осуществляют технический контроль при помощи высокоточного измерительного оборудования -профилометров компании Mitutoyo.

* Рекомендации подготовлены для хонингования на станке СК-12, допускается применение на станках с аналогичным управлением

Как выглядит хон?

Объясните мне, пожалуйста, вот многие говорят, что при разборке двигателя сохраняются следы хонингования. Где можно посмотреть фото, на котором бы четко было видно, как должны выглядеть цилиндры непосредственно после хонингования и уже потом, после изрядной эксплуатации, с остатками хона? Как он вообще должен выглядеть? Сетка, риски, полоски?

inkognito@
Лучший тюнинг-оригинальные запчасти.

Сообщения 7 705 Реакции 919 Город Россия, Москва Авто Фольксваген Поло седан CFNA, МКПП клима 2012 г.

Пошуруй в «Базе заний бензиновые или дизельные двигатели»
Я вам не правительство, поднимать цены ежегодно. (с) Admin

TPN
Сисадмин-вагоновод

Сообщения 8 030 Реакции 2 051 Город Новосибирск Авто VW Passat B3 notchback CL 1.8 RP Mono-Jetronic 1989г.

Фото одного из цилиндров (царапина к делу не относится).

Сисадмины не любят глупые вопросы.

Vintay
короче, надоели пузотёрки.

Сообщения 427 Реакции 17 Город Самара Авто Passat ААМ 91 — красавица продана. ВАЗ 21061-95продана. 21093 продана. 21093i дисковые тормоза. ВАЗ 21214 в броне.

Хон. насечки под углом 45 градусов крест накрест.
Но на наших машинах он давно кончился. B)
броня крепка и танки наши быстры.

Golf2Man
Мастер советчик

Сообщения 108 Реакции 1 Город Вологда Авто VW Jetta MK2 1,3 NZ 1990

Спасибо, теперь понятно. А если хон полностью стёрт? И как относиться к такому совету в руководстве по 2-му Гольфу? «Если новые поршни устанавливаются в старые цилиндры, рекомендуется слегка затереть стенки цилиндров мелкой шлифовальной бумагой, чтобы дать кольцам хорошо приработаться». Это типа восстановление хона?

tipa_nemo
Профессиональный советчик

Сообщения 508 Реакции 8 Город казакстан Астана Авто Гольф 3 ABU 1993H

Я ставил новые поршни в старые целиндры. так мастер просто набил зеркало т.е. отхонинговал.точить не надо было.

karmoran
Жаль. VAG мотики не делает. 🙁

Сообщения 80 Реакции 0 Город MSK Авто VW BORA 2.0 AQY МКПП CLIMAtronic 99г.
tipa_nemo написал(а):

Я ставил новые поршни в старые целиндры. так мастер просто набил зеркало т.е. отхонинговал.точить не надо было.

Ну это при условии что не ремонтные поршня ставил.
Хон грубо говоря способствует задерживанию масла на стенках цилиндра, что бы не возникало сухого трения, которое возможно в период обкатки, когда зазоры поршень-цилиндр не устаканились. Когда кольца и поршень приработаются к цилиндру то значит образовался требуемый зазор в котором и будт находиться тонкая масляная пленка предотвращающая терние метал об метал. Прочность пленки определяется качеством масла.
ПЫСЫ
Если одни колечки менять то тож рекомендуется хоном пройтись. Хон не увеличивает размер цилиндра а создает маслоудерживающую поверхность.
Хотя если сильно хонингнуть то можно и размерчик цилиндра увеличить. Но дешевле и быстрее слегка пройтись резцом.

Любимцы: Honda XL250S Degree + Honda XR250R

karmoran
Жаль. VAG мотики не делает. 🙁

Сообщения 80 Реакции 0 Город MSK Авто VW BORA 2.0 AQY МКПП CLIMAtronic 99г.
Golf2Man написал(а):

«Если новые поршни устанавливаются в старые цилиндры, рекомендуется слегка затереть стенки цилиндров мелкой шлифовальной бумагой, чтобы дать кольцам хорошо приработаться». Это типа восстановление хона?

На без рыбье и рак рыба. Кстати насчет мелкой шкурки.. Ну не такая уж мелкая и нужна. Я б сказал даже крупная. Ток не переусердствую — как зеркало уберешь так и харош.
Но весь подвох в том что если износ в цилиндре приличный то не поможет не хон, не новые кольца, не новые поршни. Тогда только точить и поршни ремонтные.

Любимцы: Honda XL250S Degree + Honda XR250R

Golf2Man
Мастер советчик

Сообщения 108 Реакции 1 Город Вологда Авто VW Jetta MK2 1,3 NZ 1990
А просто замена колец без хонингования, получается, приведёт к более быстрому износу цилиндра?

karmoran
Жаль. VAG мотики не делает. 🙁

Сообщения 80 Реакции 0 Город MSK Авто VW BORA 2.0 AQY МКПП CLIMAtronic 99г.
Golf2Man написал(а):
А просто замена колец без хонингования, получается, приведёт к более быстрому износу цилиндра?

ну ту вопрос не о быстром износе. Просто как я уже писал в период приработки масло на хоне будет лучьше удерживаться, тем самым уменьшая трение и перегрев.
Скорее не цилиндр а кольца запорешь.

Любимцы: Honda XL250S Degree + Honda XR250R

Golf2Man
Мастер советчик

Сообщения 108 Реакции 1 Город Вологда Авто VW Jetta MK2 1,3 NZ 1990

Понятно, что по уму надо бы промерить цилиндры и принимать решение. Но я сейчас меняю кольца и вкладыши, не снимая двигателя. Нутромера не могу достать. Движок снимать тоже не хочу. Можно как-то обойтись без нутромера? Отсутствие хона можно считать косвенным признаком сильного износа цилиндров?

karmoran
Жаль. VAG мотики не делает. 🙁

Сообщения 80 Реакции 0 Город MSK Авто VW BORA 2.0 AQY МКПП CLIMAtronic 99г.
Golf2Man написал(а):

Понятно, что по уму надо бы промерить цилиндры и принимать решение. Но я сейчас меняю кольца и вкладыши, не снимая двигателя. Нутромера не могу достать. Движок снимать тоже не хочу. Можно как-то обойтись без нутромера? Отсутствие хона можно считать косвенным признаком сильного износа цилиндров?

По большому счету нет.
Ща у же не помню но хон не более 0,03мм глубиной, даже меньше. Не, непомню. но маленький он совсем. -на геометрию не влияет.
Другой вопрос что если его нет по всей рабочей поверхности цилиндра то неизвестно в какой точке цилиндра какой износ. Ну если поршня не меняешь то не критично — ничего не заклинит. Другой вопрос что если износ большой то толку от новых колец небудет. Совсем не будет. Поэтому если уж взялся то старайся зделать не абы как.
Пы сы
Так предполагаю что хон уходит с рабочих поверхностей до 50 тыщ км однозначно.
Я просто не силен в авто моторах. В яповских мото 400-сотках хон уходил до 10 тыщ Ну смаря как гонять..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *