Как оплачивать платную дорогу без шлагбаума
Перейти к содержимому

Как оплачивать платную дорогу без шлагбаума

  • автор:

Поправки в КоАП уточнят, как ездить по платным дорогам без шлагбаумов

Поправки в КоАП уточнят, как ездить по платным дорогам без шлагбаумов и что ждет «зайцев»

Госдума планирует на этой неделе во втором чтении рассмотреть поправки в КоАП, предусматривающие наказание для тех, кто не оплатил проезд по платной дороге. О том, как будут штрафовать «зайцев» за неоплаченный проезд по платным участкам ЦКАД, на которых организована система «Свободный поток» и нет никаких шлагбаумов, рассказали в ГК «Автодор». Пока не приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, этот метод воздействия на любителей дармовщинки работать не будет. Но лучше быть готовым заранее.

Александр Корольков/РГ

Итак, первый участок ЦКАД, на котором заработала система «Свободный поток», позволяющая проезжать по магистрали без остановки для оплаты, запущен в эксплуатацию. На участке в 105 километров установлено три рамки для взимания платы. Тем водителям, у которых на машинах установлен транспондер, беспокоиться не о чем. Плата автоматически списывается с его помощью с лицевого счета.

Впрочем, проблемы могут возникнуть у тех, в чьих машинах установлены атермальные стекла. Через них сигнал не проходит. Если раньше при подъезде к шлагбауму водители таких машин просто высовывали руку с транспондером из окна, то при «свободном проезде» им придется точно знать места расположения рамок.

Хотя, как сообщили в «Автодоре», в скором времени появятся транспондеры, рассчитанные именно для атермальных стекол.

Тем же, у кого нет транспондеров, можно заранее перед поездкой приобрести билет. Это можно сделать через мобильное приложение на официальном сайте avtodor-tr.ru, а также через терминалы самообслуживания.

Можно оплатить проезд и позже — в течение пяти дней после проезда. Для этого можно воспользоваться теми же сервисами.

Если долг за проезд платному участку не будет погашен в течение 20 дней, то придется заплатить и его, и штраф в полном объеме

На рамках взимания платы расположены не только антенны считывания транспондеров. Там установлены камеры, фиксирующие проезд, считывающие регистрационные номера и спереди, и сзади, а также считающие количество осей. Установлены еще и лазерные датчики, которые определяют габариты машины. Вся информация о машинах без транспондеров передается на центральный пункт управления дорожным движением. Здесь отслеживают все, что происходит на действующем участке ЦКАД. В случае, если автоматика не сумела прочитать номер, оператор попробует распознать его сам.

Если проезд не оплачен в течение пяти дней после проезда, информация о такой машине из центрального пункта управления будет направлена в Ространснадзор для вынесения постановления о штрафе.

С момента получения по почте копии постановления у автовладельца будет 10 дней на обжалование штрафа. И еще 60 дней на уплату штрафа. В первоначальном проекте поправок в КоАП штраф для легковых автомобилей составлял 2,5 тысячи рублей, для грузовых и автобусов — 5,5 тысячи. При этом у автовладельца была возможность погасить задолженность и избавиться от штрафа в течение этих 70 дней. Но в доработанном проекте штрафы снизили. Для легковушек — до 1,5 тысячи рублей, для грузовиков и автобусов — до 5 тысяч. При этом погасить долг можно будет в течение 20 дней. Если он не будет погашен в течение этого срока, то заплатить придется и проезд, и штраф в полном объеме без скидок, потому что 20-дневный срок истечет.

При этом штраф можно будет наложить один раз за сутки. Если водитель воспользовался платной дорогой несколько раз в сутки и не оплатил проезд, штраф он получит один.

Госкомпания «Автодор», не имеет доступа к данным о том, на кого зарегистрирована машина, а также права на их получение, поэтому штрафы будет оформлять Ространснадзор.

Впрочем, и Ространснадзор сможет это делать, когда будут приняты и вступят в силу соответствующие поправки в КоАП. Сейчас в кодексе не предусмотрено штрафа за неоплаченный проезд по платнику.

Невозможность получения госкомпанией данных о собственниках автомобилей делает невозможным и выставление требований об оплате «зайцам». Кому эти требования выставлять? В то же время информация о должниках будет копиться. Но в компании уверены, что те, кто регулярно будет пользоваться этой дорогой, проезд будут оплачивать.

Примечательно, что когда поправки в КоАП будут приняты, то тех, кто ездил без оплаты проезда до этого момента, привлечь к ответственности будет нельзя. Закон обратной силы не имеет. Так что до изменения кодекса остается только уповать на честность автомобилистов.

Кстати, когда только ЦКАД заработал, некоторые честные автомобилисты попытались произвести постоплату своего проезда, но информации о том, как заплатить, в системе не нашли. Как пояснили в госкомпании, такое могло произойти, пока отлаживались системы. Сейчас все работает нормально, и в системе есть информация о каждом проехавшем автомобиле.

Штраф за езду по платным дорогам без оплаты

В России становится больше платных дорог, но не все водители знают, как правильно по ним ездить. Если не оплатить проезд по такой трассе, можно получить штраф. Разберем, какие есть платные дороги, сколько стоит проезд по ним и как избежать штрафа.

Обновлено: 04.06.2023

Какой штраф за неоплату проезда

Размер штрафа определяет статья 12.21.4 КоАП РФ. Для водителей легковых автомобилей положен штраф 1500 ₽. Для грузовиков и автобусов — 5000 ₽. Водитель может получить штраф, если забудет вовремя оплатить проезд или проедет пропускной пункт без оплаты намеренно.

Штраф за неоплаченный проезд по платной дороге, может измениться в следующем году. На дорогах федерального значения он останется таким же, а на дорогах регионального значения — будет определен властями регионов самостоятельно. Новый законопроект может вступить в силу с 1 марта 2024 года.

Штраф не назначают дважды в сутки. Если нарушение зафиксировали дорожные камеры несколько раз за день — штраф выпишут только один раз.

Серьёзнее будет наказание, если автомобилист протаранит шлагбаум и уедет. Это будет расцениваться как оставление места ДТП — водителю могут назначить арест на 15 суток или лишение прав до 1,5 лет.

Если водитель оплатит долг в течение 20 дней со дня постановления — штраф отменят.

Если не оплатить штраф, дело передадут в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

Какие существуют платные дороги

Платная дорога — это вся автомагистраль или ее участок, за проезд по которым нужно платить. Дорога может быть федерального, региональ­ного, муни­ципального или даже районного значения. Такие автомагистрали обозначают указателями и знаками на дороге.

У платных трасс есть владелец и оператор. Владелец определяет стоимость проезда, строит новые участки и объекты. Оператор ремонтирует дорогу, отвечает на запросы водителей и принимает оплату.

Большинством дорог в России владеет государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор. Оператор — «Автодор — Платные Дороги». Есть и другие операторы, например: Северо-Западная концессионная компания, Новое качество дорог, Магистраль северной столицы.

Список платных дорог России:

  • в Москве и области — М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», M11 «Нева», М12 «Восток», Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), Московский скоростной диаметр (МСД), подъездная дорога к аэропорту Домодедово А-105 и А-107 «Московское малое кольцо»;
  • в Санкт-Петербурге — Западный скоростной диаметр;
  • в Псковской области — дороги вблизи границ с Эстонией, Латвией и Республикой Беларусь;
  • в Удмуртии — участки дорог по мостам через реки Кама и Буй, трасса от Ижевска к границе Башкирии;
  • в Рязани — трасса между микрорайонами Соколовка и Дашково-Песочня.

Сколько стоит проезд по платным дорогам

Цена проезда зависит от участка трассы, точки въезда и выезда, времени суток и дня недели, категории транспортного средства, а также наличия транспондера — гаджета для оплаты проезда.

Правительство определяет методику расчета, стоимость километра и максимальную цену проезда. Оператор или владелец дороги разрабатывают тарифную сетку для тех дорог, за которые они отвечают.

Тарифы за проезд:

  • по участкам дорог Псковской области
  • по мостам через реки Кама и Буй
  • по дорогам в Рязанской области
  • по трассам М1, М3, М4, М11, М12 и ЦКАД
  • по Западному скоростному диаметру

Калькуляторы основных операторов:

  • Автодор
  • Северо-Западная концессионная компания
  • Магистраль Северной столицы
  • Новое качество дорог
  • Московский скоростной диаметр

Рассчитать стоимость проезда по платной дороге можно по тарифной сетке или в онлайн-калькуляторе на сайте оператора.

Как оплачивать проезд по платным дорогам

Оплатить проезд по платной дороге можно наличными, банков­ской картой или с помощью транспондера. Обычно, для каждого вида оплаты выделена отдельная полоса, обозначенная специальной табличкой. Бывают терминалы для грузовиков, в которых для удобства водителей приспособ­ления для оплаты расположены выше.

На дорогах есть несколько систем оплаты:

  • Предоплата — водитель платит за проезд при въезде на платный участок дороги;
  • Постоплата — при въезде на платный участок водитель получает билет, на котором указано место въезда. При выезде билет отдают оператору, а он рассчитывает стоимость проезда. После оплаты шлагбаум открывают, и водитель может ехать дальше;
  • Свободный поток — на дорогах нет шлагбаумов, проезд по ним фиксируют специальные датчики. Оплату автоматически списывают с транспондера, а если его нет, начисляют долг за проезд по номеру автомобиля. Оплатить нужно в течение 5 дней на сайте или в мобильном приложении оператора дороги. Такая система действует на ЦКАД и МСД — легко забыть про оплату и получить штраф.

Транспондер можно купить или арендовать у операторов платных трасс. Он помогает быстро проехать пункт оплаты и сэкономить деньги — при оплате транспондером действуют скидки. Когда машина с транспондером проезжает по платной трассе, датчики считывают его, и автоматически списывается оплата проезда.

Проверить начисления и задолженность за проезд по платной дороге можно на сайте оператора соответствующей трассы.

Утверждены правила проезда по платным дорогам: без шлагбаумов, но со штрафами

Платные дороги в России находятся под доверительным управлением госкомпании «Автодор». Въезд на них осуществляется через пункты взимания платы со шлагбаумами: здесь водители либо оплачивают проезд с помощью наличных или карты, либо деньги списываются с их транспондеров. Однако в дальнейшем проезд по таким трассам планируют сделать безбарьерным, правда, для этого понадобятся изменения в действующих законах.

Госдума РФ уже одобрила в третьем чтении поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Как отмечает «Коммерсант», в них перечислены принципы работы системы безбарьерного проезда по платным трассам. Технология называется free-flow, что можно перевести, как «свободный поток»: она предполагает, что водителям не нужно останавливаться для оплаты проезда: деньги с его счёта спишутся автоматически непосредственно во время движения.

Согласно документу, в случае, если у водителя недостаточно средств или же нет бесконтактного транспондера, ему придётся оплатить проезд в течение 5 дней с момента, как установленные на платном участке камеры зафиксируют факт проезда. Иначе автовладельцу придётся выплатить штраф, предполагается, что его впоследствии внесут в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Для водителей легковых машин размер взыскания составит 2,5 тыс. рублей, для владельцев коммерческого транспорта – 5,5 тыс. рублей.

Ранее Минтранс опубликовал на сайте regulation.gov.ru проект «правил оказания услуг по организации проезда ТС по платным автодорогам». Согласно этому документу, оператор платной дороги не будет нести ответственность за некорректное списание платы и формирование задолженности в том случае, если водитель нарушил порядок проезда, установленный скоростной лимит или дистанцию, а также если он некорректно расположил транспондер под стеклом авто.

Проект уже получил долю критики. Так, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что пятидневный срок нужно отсчитывать не с того дня, когда камера зафиксировала проезд без оплаты, а с момента, когда водитель был проинформирован об имеющейся задолженности. Для этого он предлагает использовать смс-рассылку, push-сообщения в мобильных приложениях, а также высвечивание информации на электронном табло при проезде автомобилистом пунктов оплаты.

Технологию free-flow в России планируют применить на трассе ЦКАД. Недавно в «Автодоре» рассказали, что на северо-восточном участке «кольца» на данный момент установили рамки с камерами (будут распознавать номера машин), а также с лазерными датчиками (смогут определять габариты транспорта). Как сообщалось ранее, этот отрезок – ЦКАД-3 – будет открыт в октябре 2020-го. В целом до конца текущего года планируется запустить 75% этой трассы.

Если сейчас существуют «зайцы», которые пытаются проскочить под закрывающийся шлагбаум, то с введением безбарьерного проезда их наверняка станет ещё больше. Часть водителей будут закрывать номера, чтобы их не смогла распознать камера. Как операторы платных дорог будут бороться с ними, пока не ясно.

Как оплатить проезд по платной дороге

Платные дороги удобны и решают проблему пробок. Но у многих автолюбителей возникает вопрос – как заплатить за проезд так, чтобы удобно, максимально дешево и без штрафов? О нюансах рассказываем в этой статье.

Въезд на платную дорогу

На платную дорогу может быть два типа доступа: безбарьерный или закрытого типа. В первом случае шлагбаума на въезде на платную дорогу нет, но есть пункты взимания платы, которые фиксируют факт проезда. Во втором случае устанавливается шлагбаум, проехать дальше водитель может только после того, как оплатит проезд.

Особенность оплаты в случае безбарьерного доступа такова: если в машине установлен транспондер и на счете водителя есть деньги, необходимая сумма списывается автоматически. Если транспондера нет или денег не хватает, формируется задолженность или счет, которые надо будет оплатить в течение пяти дней. Сделать это можно онлайн, например, на сайте mos.ru, если поездка состоялась по дорогам, относящимся к московскому региону.

Что такое транспондер

Специальное устройство, с помощью которого можно мгновенно и без остановки оплачивать проезд по платным дорогам. Транспондер крепится на лобовом стекле автомобиля, пункты взимания платы считывают с него информацию, когда водитель въезжает на платную дорогу, и либо сразу снимают деньги со счета, либо формируют отдельный счет, который нужно оплатить в дальнейшем.

Внутри устройства устанавливается батарея, которую не нужно заряжать или менять, срок ее работы составляет в среднем пять лет.

Есть несколько видов (производителей, продавцов) транспондеров, каждый наиболее выгоден для определенного типа дороги. Конечно, покупать сразу все в абсолютном большинстве случаев не нужно, но стоит изучить условия и выбрать тот, который наиболее отвечает вашим потребностям и обеспечивает самую выгодную оплату ваших типичных перемещений. Интероперабельность (то есть универсальность, возможность использовать один прибор для всех дорог) доступна в России с 2022 года. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо активировать соответствующую функцию в своем личном кабинете или мобильном приложении.

Транспондеры продают и предлагают в аренду. Покупать есть смысл в том случае, если вы пользуетесь платными дорогами часто, и, соответственно, такое приобретение окупится в разумное время.

Обратите внимание! Оплата транспондером дешевле на 15–50% (в зависимости от дороги), чем оплата другими способами. Это самый выгодный формат погашения счета платных дорог.

Как пополнять счет транспондера

Это зависит от того, каким именно транспондером вы пользуетесь. Всего существует немало возможностей – как наличными, так и безналичными средствами.

Наличные деньги. Можно использовать в пунктах обслуживания транспондеров, на заправках, в пунктах пополнения и так далее. Уточняйте у компании, у которой приобретаете транспондер, где именно есть пункты.

Безналичная оплата. Возможность пополнить счет дают большинство банков, некоторые мобильные операторы, положить деньги на счет можно через мобильное приложение, опять же при помощи специальных стоек в пунктах пополнения.

Оплата без транспондера

Если вы не пользуетесь транспондером, оплатить можно в пункте въезда или онлайн после того, как будет выставлен счет. Еще раз обращаем внимание, что в таком случае сумма будет больше. Но в реальности, если вы пользуетесь платными дорогами очень редко и не ездите по ним на длительное расстояние, стоит посчитать, не окажется ли выгоднее оплачивать счет обычной картой, не связываясь с покупкой или арендой транспондера.

Штрафы за неоплату проезда по платным дорогам

В ст. 12.21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ указывается, что в случае неоплаты счета водителю грозит штраф. Для легкового автомобиля он составляет 1500 рублей, для грузовых – 5000 рублей.

Штраф может быть выставлен за одно нарушение такого типа в пределах суток.

Важно! Если вам вынесли постановление по делу об административном нарушении (то есть, грубо говоря, сообщили о неисполнении обязанности по оплате дороги и выставили штраф), а вы в течение 20 дней оплатили свой проезд по дороге (собственно первую поездку, за которую и грозит штраф), то от административной ответственности вы освобождаетесь, а значит, ничего сверх платить не надо. Это удобно для водителей-новичков, которые плохо ориентируются в способах и сроках оплаты: всегда есть возможность заплатить и не подвергаться штрафам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *