Как промыть масляный фильтр для повторного использования
Перейти к содержимому

Как промыть масляный фильтр для повторного использования

  • автор:

Как промыть масляный фильтр?

Как промыть масляный фильтр?

Масляный фильтр — один из важнейших элементов любого транспортного средства, в том числе спецтехники. Он предназначен для очистки технологической жидкости, используемой в автомобиле. Но со временем данный элемент неизбежно загрязняется, в результате чего перестает эффективно функционировать. Масляные фильтры вполне можно промыть самостоятельно. Но как это сделать?

Порядок действий

Сначала необходимо остановить работу двигателя транспортного средства и слить масло из корпуса фильтра. Для этого нужно открутить пробки и дать жидкости стечь. Затем отсоедините масляный фильтр от места крепления и очистите его внешнюю поверхность от скопившихся загрязнений. Открутите стяжные болты, колпаков. Снимите фильтры грубой и тонкой очистки.

Внутреннюю поверхность элемента необходимо промыть при помощи керосина. Также можно использовать дизельное топливо. Эти составы эффективно справляются с удалением остатков масла и прочих загрязнений. Затем прикрутите пробки обратно. Сами фильтрующие элементы тоже нужно обработать в чистящей жидкости. Чтобы эффективно справиться с загрязнениями, нужно разобрать элементы на составные части.

Для этого следует вытащить из отверстия шплинт крепления и снять направляющую втулку. Теперь можно вытащить изнутри элемента войлочные кольца, внутреннюю и внешнюю секции фильтрующих материалов, а также пружину с тарелкой. Все эти детали необходимо промыть в керосине или дизеле. Для очистки от загрязнений можно пользоваться щеткой, но только не металлической, иначе возможно повреждение элементов.

При этом обязательно проверяйте состояние всех составных элементов масляного фильтра. Убедитесь, что втулки, резиновые прокладки и прочие составные части не изношены. В противном случае замените их. После завершения всех процедур соберите фильтр в обратном порядке и установите его на место. Иногда необходимо менять элемент полностью. В таком случае обратитесь к нам. Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спецтехники. Топливные фильтры, а также воздушные и гидравлические модели поставляются от проверенных производителей.

Промывка при замене масла

Промывка при замене масла

Старые темы время от времени возвращаются. Одна из них звучит так: нужна ли промывка двигателя при замене моторного масла?

Еще совсем недавно на этот вопрос можно было ответить несколькими фразами. Современные моторные масла содержат эффективные моющие и диспергирующие присадки. Поэтому промывка не понадобится, если выполняются два условия. Во-первых, в двигатель заливается только качественное масло, рекомендованное производителем автомобиля. Во-вторых, замена масла производится в сроки, оговоренные инструкцией по эксплуатации. Всё. Хоть сухо и скучно, но в принципе верно.

Да, совсем недавно был бум покупки новых автомобилей и массовой замены их через три-пять лет. Абсолютное большинство владельцев обслуживалось у дилера, масло менялось по регламенту, гарантия сохранялась, и никто внутренности мотора специально не мыл.

Отдельная тема – автомобили подержанные. Тут вопрос промывки поднимался регулярно, и статей о технологии этого дела было написано немало. Но даже при беглом просмотре этих публикаций создается впечатление, что тема промывки двигателя относится к разряду полемических. И даже риторических и, следовательно, ни к чему не обязывающих. Большинство авторов ограничивалось расплывчатыми рассуждениями типа «Да, мыть надо, но…», «Нет, мыть не надо, но…», «В каждом отдельном случае есть свои особенности…» и т.д. Вершиной творения является пассаж «И уж дело автовладельца решать…». Но если это дело автовладельца, зачем браться за перо?

Присадки-дисперсанты «обволакивают» нерастворимые частицы, поддерживая их во взвешенном состоянии

Писали о промывке и мы (см. «АБС-авто» № 7/2013). Но, как только что говорилось, темы иногда возвращаются. Рынок изменился, новых машин продается все меньше. Терпит убытки дилерский сервис. Зато прогнозируется оживление на вторичном рынке. Всё больше автовладельцев переходят на альтернативное обслуживание – одни в независимые СТОА, другие «в гараж к дяде Васе», а третьи и вовсе собираются проводить ТО самостоятельно.

В этих условиях возвращение промывочной темы неизбежно. Особенно при покупке подер­жанного автомобиля. Поэтому давайте еще раз поговорим о внутренней чистоте мотора. Если в чем-то придется повториться, не взыщите – мы будем цитировать только себя. Имеем право. Итак, вперед.

Все знают, что моторное масло в процессе эксплуатации непрерывно загрязняется. Во-первых, в него попадают продукты износа двигателя, а также посторонние частицы извне. Во-вторых, оно подвергается глубокому окислению, в результате чего образуются нерастворимые соединения. Про такое масло говорят, что оно стареет.

Однако не все так страшно, поскольку современная композиция присадок к маслу содержит важнейшие ингредиенты: дисперсанты и детергенты. Именно они призваны следить за чистотой внутренностей двигателя.

Задача дисперсантов – удерживать загрязнения масла в мелкодисперсном состоянии. Иначе сетка маслоприемника окажется забитой, в картере появятся отложения, а масляные каналы закупорятся сгустками, напоминающими по консистенции майонез.

Но дисперсанты не только поддерживают частицы во взвешенном состоянии – они способствуют их измельчению. Масляный насос может гонять мельчайшие частицы грязи по кругу чуть ли не бесконечно – они не слипаются, не оседают, не пригорают. Ну и пусть себе гоняет. И если двигатели современных автомобилей способны работать 30–50 тыс. км без замены масла и фильтра, в этом немалая заслуга дисперсантов.

О качестве масла наглядно рассказывают поршни

Поскольку дисперсанты борются с низкотемпературными отложениями (шламами), можно считать, что они обладают и моющими свойствами. Однако моющими присадками в классическом понимании являются детергенты. Совсем недавно это были особые соли – сульфонаты, салицилаты, феноляты. Но вот беда: они увеличивали зольность масла, а присадки на их основе так и назывались – зольные детергенты.

Сегодня от моторных масел требуется малая сульфатная зольность и низкое содержание фосфора и серы. Почему? Никакого секрета: сульфатная зольность масла влияет на загрязнение и возможность регенерации сажевого фильтра, фосфор отравляет катализатор дожига угарного газа CO и несгоревших углеводородов CH, а сера нарушает работу нейтрализатора оксидов азота.

Поэтому многие масляные компании при производстве моторных масел пользуются технологией Low SAPS. Расшифровывается это просто: low – низкий; SA – сульфатная зольность (от sulphate и ash – зола); P – фосфор (phosphorus), S – сера (sulphur). Так обеспечивается больший ресурс упомянутых сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов отработавших газов.

Недостаток дисперсантов и детергентов (моющих присадок) ведет к образованию скоплений загрязнений на различных узлах двигателя

Зольные детергенты противоречат технологии Low SAPS, поэтому на смену им пришли другие детергенты – беззольные. Их состав производители масел держат в секрете.

Но так или иначе, задача детергентов – предотвращение образования нагара и лаковых отложений на наиболее нагретых участках деталей. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец.

Внутренняя поверхность днища вблизи поршневого пальца просто обязана быть чистой, иначе отвод теплоты от поршня резко ухудшится. А ведь эта область непрерывно омывается маслом – в некоторых двигателях разбрызгиванием, а в некоторых принудительно, под давлением. Известен также принцип омывания днища поршня, называемый «коктейль-шейкер», – по аналогии с действиями бармена, готовящего коктейль. Но так или иначе, масла в этой зоне бывает много, а вот отложений быть не должно.

Обычно в масло вводят не один детергент, а их комбинацию. Дело в том, что каждый моющий компонент обладает щелочными свойствами, нейтрализующими действие кислот в масле. Но скорости нейтрализации у детергентов различные, поэтому в комплексе они работают эффективнее, дополняя друг друга. Это называется синергетикой.

Детергенты играют еще одну важную роль: они предохраняют детали двигателя от ржавления, если автомобиль находится на длительной стоянке.

Заканчивая сей небольшой экскурс, отметим, что быстрое потемнение масла после замены не должно настораживать владельца автомобиля. Потемнение означает, что дисперсанты и детергенты хорошо выполняют свои функции. И напротив: если масло долго остается светлым, значит, внутренности двигателя обрастают высоко- и низкотемпературными отложениями со всеми вытекающими невеселыми последствиями.

Итак, современные моторные масла «вооружены» эффективными моющими и диспергирующими присадками, о чем говорилось в самом начале повествования. Вот почему новым автомобилям при регулярном обслуживании специальная промывка не нужна.

Однако жизнь может внести коррективы в вышеозначенное правило. Приведем несколько характерных примеров.

Пример 1. Так уж получилось, что пробег между сменами масла оказался превышенным. Дальнее путешествие или простая невнимательность – и вот вместо положенных 15 тыс. км мы намотали 20 тыс. Вроде и немного, а штатные моющие и диспергирующие присадки уже сработались, и двигатель начал накапливать загрязнения. Остановимся, промоем внутренности, поменяем масло и фильтр.

Пример 2. Все было хорошо, и вдруг прокладку ГБЦ пробило, и в масло попал антифриз. Эта ситуация посерьезнее предыдущей. Этиленгликоль (да и вода тоже) способствует коагуляции загрязнений, которые до того тщательно измельчались трудягами-дисперсантами. Так недолго и забить сетку маслоприемника, вызвав масляное голодание двигателя. Да и сами моющие и диспергирующие присадки начинают подвергаться усиленной гидролизной атаке. Срочно прекращаем эксплуатацию, устраняем неполадку, промываем двигатель.

Пример 3. Вытягиваем масляный щуп и видим, что требуется доливка масла. В близлежащем магазине – продукция другой марки, к тому же не «синтетика», как у нас в моторе, а «минералка». Или «синтетика» вместо «минералки», или… словом, не то, что требуется. Скрепя сердце, доливаем «инородное тело» и осторожно добираемся до СТО или родного гаража. Сливаем «коктейль», промываем двигатель…

Пример 4. И зачем только польстились мы на дешевое масло на дорожном «развальчике»! И вот, пожалуйста: проехали 300 км, а масло почернело. Проехали еще пару сотен – мощность упала… Срочно останавливаемся, сливаем, промываем, может, еще не все потеряно. Хорошо, хоть без переборки движка обошлось.

Опытные водители могут дополнить этот невеселый список, но совершенно очевидно: если машину правильно эксплуатировать, перечисленных ЧП и вызванных ими промывок можно избежать. Ну а коль уж пришлось заняться «полосканием внутренностей», давайте посмотрим, как сделать это правильно.

Что представляет собой промывочное масло? Это действительно масло в привычном понимании. Все у него, «как у больших»: в основе – база; в качестве функциональных компонентов – присадки. Правда, в сравнении с моторными маслами, состав композиции сокращен: главное место в ней занимают сильные моющие и диспергирующие присадки. А вот антикоррозионные, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки в промывочных маслах либо отсутствуют, либо имеются в небольших количествах.

Базовое масло в промывочном продукте может иметь разную основу, однако с применяемым моторным маслом это никак не связано. Несливаемый остаток промывки настолько мал, что не повлияет на свойства свежего масла. И еще: промывочные масла – универсальные, они подходят как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

После удаления «отработки» промывочное масло заливают в еще теплый двигатель и дают ему поработать на холостом ходу 15–20 мин. Однако промывка бывает эффективной лишь при 80–90 °С, а указанного времени для достижения такой температуры может и не хватить. Поэтому инструкции к некоторым промывочным маслам разрешают немного поездить при промывке – разумеется, с невысокой скоростью и без нагрузок. Но мы бы и этого не посоветовали.

Перед промывкой следует поменять масляный фильтр. В противном случае холодное промывочное масло заставит открыться перепускной клапан старого фильтра, загрязнения попадут в систему и снизят эффективность гигиенической процедуры. Однако тратиться на дорогой фильтр вовсе не обязательно – можно поставить какое-нибудь дешевое изделие, а при заливке свежего моторного масла поменять его еще раз. Кстати, недорогой «промывочный» фильтр можно использовать повторно.

Нельзя обойти и такой вопрос, как необходимость промывки двигателей «секонд-хенд». Кто знает, что заливал в него прежний владелец? Мотористы пугают: если отложений в старом двигателе много, они поднимутся «черной тучей» и закупорят все, что только можно: сетку маслоприемника, каналы…

Мыть такие моторы необходимо не «в лоб», а по комбинированной схеме. Залил свежее масло, проехал не полный срок до замены, а половину, а то и треть – и поменял масло. Затем повторил процедуру. Потом применил промывочное масло. Так, постепенно и уйдет из двигателя некоторая часть застарелой грязи. Но не вся, чудес не бывает. Недаром есть пословица «Черного кобеля не отмоешь добела».

Не будем обсуждать здесь так называемые «пятиминутки» – это тема отдельного разговора. Напомним лишь, что эти препараты заливают в горячее загрязненное масло из расчета 200–400 г на объем системы смазки и дают двигателю поработать на холостых оборотах 5–10 мин. Важно знать, что за столь короткий промежуток времени отложения, скорее всего, не вымоются. А ездить с «пятиминуткой» в масляной системе категорически нельзя – по отношению к штатной композиции присадок она ведет себя непредсказуемо.

  • Юрий Буцкий
  • Александр Первушин, зав. лабораторией «НАМИ-ХИМ»

Фильтры, которые можно использовать повторно

В некоторых случаях разрешается применять фильтры в транспортном средстве дважды. Необходимо узнать, когда это актуально делать. Такая информация станет полезной любому автовладельцу. Кроме того, советы помогут избежать необдуманных действий, которые могут даже навредить транспортному средству.

Особенности масляного фильтра

Мотору в обязательном порядке требуется качественная смазка, которая уменьшает трение, появляющееся между основными элементами этого узла. Техническая жидкость в процессе эксплуатации начинает менять свойства. Очистить эту систему можно с помощью масляного фильтра, что помогает продлить ее срок службы. Современный грязевый барьер имеет такую конструкцию, которую невозможно разобрать.

В ней присутствует:

  • металлический корпус;
  • фильтрат;
  • клапан против слива;
  • перепускной клапан;
  • клапан против дренажа.

Основной проблемой во время эксплуатации становится загрязнение фильтра либо образование слишком густого масла, что актуально при минусовых температурах.

Разновидности масляных фильтров

Необходимо узнать, каких видов они бывают. Это позволит лучше ориентироваться в их функционировании. Масляные фильтры принято разделять на:

  • полные;
  • комбинированные;
  • частичные.

Они между собой немного отличаются. В частичных фильтрах очистительный процесс производят долгое время. Это связано с тем, что масло циркулирует от насоса и направляется к основным элементам. В полнопоточной системе жидкость поступает в перепускной клапан. Он позволяет контролировать уровень давления, который присутствует внутри системы. Это позволяет основному потоку пройти максимальную очистку.

Промывка

Допускается повторная установка масляного фильтра. Такое возможно с учетом фильтрующих составляющих и их реагирование на бензин, масло либо керосин. С помощью заглушек и пробки защищают чистую часть узла от возможного загрязнения. После этого все хорошо промыть, потом просушить и обработать ультразвуком. Многие специалисты утверждают, что лучше купить новый элемент вместо старого, что позволит сэкономить время и деньги.

В полнопоточный масляный фильтр основной поток веществ будет проходить полную очистку. В результате в мотор попадает чистое масло. В основу конструкции входит выпускной клапан, который помогает контролировать давление. Могут использоваться частично поточные масляные фильтры, в которых очистка масла занимает больше времени, но улучшается его качество. В этом случае смазывающая жидкость будет циркулировать по двум циклам, начиная от насоса через полость очистителя.

Современные комбинированные фильтры совмещают два вышеописанных способа, что приводит к максимальной очистке масла. Мотор нуждается в защите от продуктов сгорания, дальнейшего разложения смазочного материала. Если во время эксплуатации загорается лампочка давления, необходимо срочно заменить фильтр. Когда этого не сделать, то в систему начнет попадать грязь, что повлечет за собой ремонт мотора. В результате не избежать финансовых затрат.

Зачем надо менять масляный фильтр

Чтобы машина как можно дольше оставалась на ходу, необходимо своевременно менять технологические жидкости и расходники. Замена масляного фильтра – один из важнейших элементов техобслуживания любого автомобиля. Регулярная замена фильтра необходима для поддержания важных узлов двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии в хорошем рабочем состоянии.

Когда приходит время менять масляный фильтр, у вас есть 2 варианта: сделать это самостоятельно или воспользоваться помощью специалистов. Самостоятельно менять фильтр не рекомендуется, особенно, при отсутствии соответствующих знаний и опыта. При неправильно выполненной замене масляного фильтра мотор не сможет работать надлежащим образом. Поэтому лучше всего доверить эту работу профессионалам.

Зачем нужен масляный фильтр

Масляный фильтр – это герметичный металлический блок, предназначенный для очистки масла от загрязнений и осадков, накапливающихся в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. В процессе работы системы смазки масло проходит через основные узлы и механизмы ДВС, смывая с них различные продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с остатками масла попадают в поддон или бак.

Чтобы такое масло могло использоваться и дальше, нужно предотвратить повторное проникновение отходов в систему. Именно этим и занимается масляный фильтр. Система фильтрации уберегает детали двигателя от износа, приводящего к дорогостоящему ремонту или полной замене мотора. Фильтр задерживает все мельчайшие частички, предупреждая их попадание в ДВС.

Когда и зачем менять масляный фильтр

В регламенте каждой марки авто указана периодичность смены горюче-смазочных материалов, которой нужно придерживаться. Замена масляного фильтра осуществляется одновременно с заменой масла. Менять масло в автомобиле, независимо от его марки, нужно каждые 10-15 тысяч км или 1 раз в год. Зависит от того, что раньше наступит.

Но поскольку условия российских дорог оставляют желать лучшего, рекомендуется производить замену масляного фильтра каждые 8-10 тысяч км пробега. А если вы бережете свой автомобиль, то лучше это делать каждые 5 тысяч км. Чем неблагоприятнее условия на дорогах, тем чаще нужно менять масляный фильтр и масло в ДВС.

К числу неблагоприятных условий можно отнести:

  • агрессивный стиль езды (быстрые старты, дрифты, резкие торможения);
  • частые крутые подъемы;
  • пробуксовки на заносах, льду, грязи на пониженной передаче;
  • частые пуски двигателя;
  • долгая работа на холостом ходу;
  • частые поездки на короткие расстояния;
  • длительные стояния в пробках;
  • регулярные поездки с непрогретым двигателем;
  • езда по бездорожью, плохим дорогам;
  • буксировка других транспортных средств;
  • регулярный перегруз машины.

Важно заменить масляный фильтр еще до того, как он сильно загрязнится. Если фильтр не заменить вовремя, последствия этого могут быть следующими:

  • снижение пропускной способности фильтра и давления в системе;
  • нарушение целостности фильтра;
  • недостаток смазки двигателя;
  • снижение давления масла.

Самые плачевные последствия отсутствия своевременной замены масляного фильтра – внутреннее повреждение, преждевременный износ двигателя.

Признаки забитого масляного фильтра

Узнать о том, забитый масляный фильтр или нет, поможет только его полная разборка. Но можно заподозрить забитость фильтра по некоторым признакам:

  • повышенная температура двигателя (более 100 градусов);
  • непривычно большой расход топлива;
  • прерывистая работа мотора;
  • снижение мощности и динамических параметров.

Если вы заметили такие признаки, нужно срочно произвести замену масла и масляного фильтра.

Надо ли каждый раз менять масляный фильтр при замене масла

Замена масляного фильтра должна происходить каждый раз при замене масла. Если менять фильтр через раз, последствия будут крайне печальными. Кассета из фильтрующего элемента, расположенная внутри фильтра, рассчитана на определенное количество грязи. И когда она заполняется, масло идет в обход кассеты через перепускной клапан, без очистки. В результате это приводит к поломке двигателя.

В 80-е годы автолюбители часто промывали засорившиеся фильтры керосином или бензином. Но в то время фильтры были большими и разборными. Современные расходники имеют не такую конструкцию и не подлежат промывке. Да и стоимость масляного фильтра невысокая (от 100 рублей), поэтому проще купить новый, чем промывать старый.

В случае поломки двигателя вам придется заплатить гораздо больше, чем стоит новый масляный фильтр. Поэтому рекомендуется производить замену расходника своевременно.

Как правильно заменить

Перед тем, как провести замену масляного фильтра, нужно приобрести качественный расходник. Важно не наткнуться на подделку. Внешне она практически ничем не отличается от оригинала, но в процессе эксплуатации могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем.

Низкокачественные масляные фильтры часто задействуют перепускной клапан, пропускающий масло без очистки. Это приводит к тому, что сажа и металлическая стружка оседают на поверхности деталей ДВС, затрудняя его работу. Кроме того, поддельные фильтры не выдерживают низкие температуры, на корпусе образуются трещины, через которые происходит утечка масла.

И если вовремя не обнаружить и не устранить данную проблему, это приведет к выходу двигателя из строя.

Замена масляного фильтра поэтапно

Замена масляного фильтра осуществляется в несколько последовательных этапов:

  1. Подготовка авто к замене масла. Первым делом нужно найти подходящее место. Для легкового авто – это гараж или эстакада. Главное, чтобы машина была надежно зафиксирована. Установив авто, заведите мотор и оставьте его работать на холостых оборотах 5-10 минут.
  2. Слив старого моторного масла. Выключите двигатель и открутите крышку маслозаливной горловины. Найдите пробку сливного отверстия, подставьте под нее емкость для отработанного масла. Аккуратно выньте пробку и дайте маслу стечь. Закрутите пробку обратно, затяните ключом на ¼ оборота.
  3. Съем старого фильтра. Используя съемник, ослабьте масляный фильтр, извлеките его вручную. Подготовьте новый масляный фильтр. Проверьте давление, на которое рассчитан перепускной клапан.
  4. Установка нового фильтра. Осмотрите посадочную поверхность под фильтр. При наличии задиров, заусенцев зашлифуйте их наждачной бумагой. Смажьте тонким слоем масла прокладку на торцевой поверхности корпуса фильтра. Установите новый фильтр на место и хорошо прикрутите его.
  5. Залив масла. Воспользовавшись воронкой, залейте новое масло в горловину, закрутите ее и запустите двигатель в работу на несколько минут. Заглушите мотор, подождите 7 минут, проверьте уровень масла. Оптимальный уровень масла – посередине между отметками min и max.

Чтобы вовремя менять масляный фильтр, записывайте все даты замены масла и пробег каждый раз в блокнот.

Для самостоятельной замены масляного фильтра вам потребуется подходящее для этого место, новый фильтр и масло, емкость для слива жидкости и набор необходимых инструментов. Все это имеется не у каждого автовладельца. Поэтому проще и безопаснее всего будет доверить замену масляного фильтра профессионалам.

Специалисты нашего СТО выполнят качественную и быструю замену масляного фильтра и масла совершенно бесплатно. Вам нужно заплатить только за расходники, за работу платить ничего не нужно. Мы используем только высококачественные материалы и лучшее современное оборудование, поэтому можете быть уверены в оригинальности используемых фильтров и масел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *