Как называется рычаг на коробке передач
Перейти к содержимому

Как называется рычаг на коробке передач

  • автор:

Назначение и устройство рычага переключения передач

В автомобилях, снабженных механической коробкой передач, рычаг является очень важным элемент. На первый взгляд он простой и вовсе не должен ломаться. На деле же данный рычаг работает в условиях постоянных нагрузок, ведь, в отличие от рычага других коробок передач, водитель вынужден постоянно взаимодействовать с ним. Несложно догадаться, что даже с обычным рычагом КП приходится работать мастерам время от времени. Давайте разберемся с тем, так ли просто устроена эта вещь, а также какие неполадки могут быть с ней связаны.

Рычаг переключения передач

Место рычага в коробке передач

Рассмотрим устройство коробки передач с перспективы водителя, который из салона видит только рычаг. Его мы и будем считать первым элементов КП и ему уделим внимание в этом материале. Заранее отметим, что здесь не будет в подробностях рассмотрено устройство и все нюансы современных коробок передач – мы лишь рассмотрим место рычага в агрегате. Если вас серьезно интересует устройство коробки передач, то отдельные материалы помогут вам разобраться во многих вопросах. Сам же механизм рычага с сопутствующими элементами состоит из:

  • Рычаг КП;
  • Тяга передач;
  • Вилка с т.н. пальцем вилки;
  • Фиксатор сальника.

Из неупомянутых элементов: реактивная тяга, хомут, шарнир, стопорное кольцо. Мы перечисляем их здесь по той причине, что далее будет приведен алгоритм ремонта механизма переключения передач и, возможно, читатель увидит все эти элементы вживую. Чтобы добраться до всех этих элементов, автолюбителю понадобятся тонкогубцы, плоская отвертка и ключи (обычно хватает ключа «на 13»).

Коротко об устройстве и особенностях рычагов КП

Ручка, рычаг или рукоятка КПП – все это определения для одного и того же элемента системы переключения передач автомобилей. Особенность этих элементов в механических коробках передач состоит в том, что водитель должен воздействовать на них вручную. Проще говоря, через рычаг водитель может передавать усилие на т.н. механизм выбора, включения и выключения передач автомобиля. С учетом постоянно меняющихся нагрузок, скоростей и условий езды передачи приходится переключать очень часто, а значит, часто воздействовать на рычаг переключения передач.

Если заглянуть внутрь системы, то станет видно, что рычаг КПП соединен с синхронизатором системой тяг. В эту систему также включена вилка. Суть работа синхронизатора в том, что обеспечивать зацепление нужных шестерен и, соответственно, включать в работу заданную ступень коробки передач . Как знают все автолюбители, рычаги коробки передач устроены так, что они могут двигаться как продольно, так и поперечно относительно оси транспортного средства. Поперечным перемещением можно осуществить выбор, а продольным – включить/выключить скорость. Соответствующие схемы указаны на головках многих рычагов переключения передач.

Работа коробки передач

Рычаги переключения передач разных автомобилей принципиально друг от друга не отличаются. На первый взгляд, отличны лишь их дизайны и некоторые геометрические параметры . Именно с последними и связана, пожалуй, единственная классификация рычагов коробок передач в автомобилях с «механикой». Они бывают следующие:

  • Напольные;
  • Подрулевые.

Как несложно догадаться, напольные рычаги имеют большую длину. Также они отличаются более низкой скоростью , а также меньшей четкостью, вследствие чего переключение передач напольным рычагом затруднено. Кроме того, износ тяг напольных рычагов происходит быстрее. Более распространенные подрулевые рычаги попросту короче напольных и лишены их основных недостатков. Рычаги современных автомобилей максимально короткие. Раньше их длина составляла от 20 до 30 сантиметров в среднем, теперь же условный стандарт звучит как «чем короче – тем лучше». В определенных случаях рычаг имеет напольное расположение, однако завод-изготовитель авто делает его максимально коротким. Это не всегда удобно, но зато такое решение позволяет улучшить скорость и надежность переключения передач водителем.

Распространенные неисправности и способы ремонта

Как и всякий элемент автомобиля, рычаг КПП со временем изнашивается. Само тело рычага может выглядеть совершенно нормально, но основные элементы, как это всегда бывает, скрыты внутри механизмов, защищенных кожухом. Вот с какими неприятностями может столкнуться владелец автомобиля с механическом коробкой передач :

  1. Появление скрипов при манипуляциях с рычагом;
  2. Тугое перемещение рычага и даже его заедание;
  3. Разбалтывание рычага.

Эксплуатация автомобиля с неисправным рычагом КПП крайне опасна, т.к. водитель в определенных ситуациях попросту не сможет оперативно выбрать и включить определенную передачу. Износ элемента может быть вызван механической поломкой, естественным износом и приложением слишком большого усилия на рычаг. Следствием последнего, впрочем, также является механическая поломка . Вот о чем важно помнить:

  • Рычаг должен свободно перемещаться. Если перемещение затруднено, строго рекомендована замена сферической шайбы, а отдельных случаях и шаровой опоры;
  • Рычаг не должен скрипеть при перемещении. Рекомендуется замена тех же элементов, что в пункте выше, однако проблему несильного скрипа зачастую удается решить нанесением густой смазки;
  • Ни одна из передач не должна «соскакивать», т.е. выключаться самостоятельно. Необходимо разобрать механизм и проверить пружину – она могла сойти со своего места или потерять упругость.

Теперь остановимся подробнее на том, как осуществляется ремонта рычага переключения передач. Демонтаж данного элемента придется произвести в любом случае, если вы хотите решить указанные выше проблемы. В первую очередь необходимо снять защитный элемент рычага – обычно он представляет собой пластину из пластика, которую нужно отогнуть концом плоской отвертки. Следующий этап: снятие обоймы шарниров. Теперь нужно аккуратно отвести в сторону реактивную тягу, после чего демонтировать сам рычаг. Сразу после демонтажа рекомендуется проверить ось. В норме ее движение должно быть немного затруднено. Если она двигается свободно, то автолюбителю стоит поставить новые втулки, предварительно смазав их.

Рукоятка переключения передач

Замена пружины осуществляется в несколько этапов. Первый: снятие стопорного кольца. Второй: снятие шарнира с рычагом. Заметим, что если необходимо также заменить рычаг, то для его снятие нужно раздвинуть пальцами сферическую шайбу. После снятия старой пружины и шаровой опоры запчасти устанавливают в обратном порядке. Опору рекомендуется смазать . Все необходимые запчасти проще купить в интернет-магазине – ассортимент там довольно широкий, так что что вы найдете все необходимое для ремонта.

С заменой тяги коробки передач все несколько сложнее. Загляните под автомобиль и попробуйте отыскать соответствующих хомут – его нужно будет ослабить. Далее, его необходимо отсоединить от шарниров, выкрутив крепежную гайку. Теперь тяга освободилась и ее можно вытянуть. Установите новую тягу и повторите указанное в обратном порядке. Обновив механизм рычага переключения передач, вы еще долгое время не будете сталкиваться с проблемой скрипов, выбиваний передач и необходимостью прилагать к рычагу значительные усилия. Не забывайте также, что его периодически механизм нужно регулировать. С этой работой справится даже неопытный автолюбитель.

Поиск деталей рычага

Вообще, найти запчасти для имеющейся коробки передач не так уж и сложно. Многие специалисты рекомендуют обращаться в специализированные магазины, в которых менеджеры помогут покупателю выбрать все необходимое для ремонта. Сегодня поиск запчастей серьезно упрощается по мере внедрения электронных каталогов и баз кросс-кодов , которыми пользуются интернет-магазины. Таким образом есть несколько вариантов поиска:

  • По параметрам автомобиля в офлайн- или же онлайн-магазине;
  • По коду требуемой детали;
  • По VIN-коду транспортного средства.

Самым простым вариантом является именно поиск по параметрам транспортного средства. Крупные интернет-магазины реализовали несколько вариантов поиска: полнотекстовый, по кодам и по параметрам авто. Два последних варианта реализованы лучше всего. Если искать по параметрам автомобиля, то покупатель скорее всего будет двигаться по вверх по древовидному списку: “указать марку – модель – выбрать категорию запчастей – найти нужную деталь”. При таком варианте можно сразу же найти коды оригинальных и неоригинальных комплектующих, хотя в некоторых сервисах коды запчастей не «высвечиваются». Это просто и довольно быстро, однако вы можете найти деталь и с помощью VIN-кода .

ЛЕПЕСТКИ

«Машиной должен управлять я, а не машина — мной!» — именно этот аргумент наиболее часто можно услышать от самых одиозных и «не пробовавших устриц» апологетов механических трансмиссий в пику «автоматам». Не будем рассказывать, как же они далеки от истины, но, тем не менее, конструкторы в середине 90-х сделали АКПП с возможностью ручного выбора передач. Следующим, вполне логичным шагом, стала установка переключателей передач на руль.

Эти переключатели обычно называют «лепестками», в английском — shift paddles. Лепестки как правило расположены на тыльной стороне спиц руля, справа и слева, и ориентированы так, чтобы их удобно было нажимать мизинцами из стандартного хвата «10 и 2 часа». Левый лепесток (-) отвечает за переключение передач вниз, правый (+) переключает передачи вверх. Существуют альтернативные схемы, но они встречаются значительно реже.

Конечно, по оригинальному замыслу конструкторов, лепестки были предназначены для спортивного стиля езды и первоначально ставились на машины с драйверскими амбициями. Однако затем подрулевые переключатели «пошли в народ». Ими стали оборудовать не только люксовые Ягуары, но и типично женские RAV4 (кстати, именно в РАВ4 переключатели работают ужасно).

Автоматические коробки, безусловно, сильно облегчили нашу водительскую жизнь. Однако, в отличие от смартфонов, даже самые современные агрегаты не обогнали нас, квалифицированных водителей, по интеллекту. Далее распишем сценарии правильного использования ручного управления «автоматами», в том числе и с помощью подрулевых лепестков.

1. Спортивный стиль езды — то, что мы уже упоминали выше. Вполне очевидное, но далеко не самое важное применение сложного дорогостоящего агрегата. Переводите селектор в спорт-режим (название режимов может отличаться), газ в пол — и. главное успевайте дергать правый лепесток. И тогда вон тот Матиз точно не догонит вас!

2. Эмуляция механической коробки передач. Ездим как обычно, переключаемся вверх и вниз. Жмем газ и тормоз. Только какой в этом смысл, если автомат и сам прекрасно справляется со своей работой?

3. Переключение вниз для последующего ускорения, например, для обгона. Вполне логичный сценарий, некий ручной аналог «кикдауна».

4. Торможение двигателем. А вот и нет, именно с этим режимом автоматы пока что справляются не очень. По вполне банальной причине: не считая эксклюзивов типа Теслы, машины не умеют просчитывать дорожную обстановку на несколько шагов вперед. Большинство же «умных» систем реагируют на непредвиденные ситуации при помощи тормозов и вариант «скинуть пару предач» им абсолютно не подходит.

Торможение двигателем — очень важный прием вождения. Нет, он не идентичен торможению педалью. Именно здесь пролегает тонкая грань между умелым водителем и умеющим крутить руль. Торможение двигателем особенно важно на скользких поверхностях, когда существует опасность заблокировать колеса штатным тормозом, что неминуемо приводит к частичной или полной потере управляемости (АБС ситуацию спасет за счет увеличения тормозного пути).

Именно в подобных ситуациях левый лепесток оказывается просто незаменим! Пара нажатий на переключатель понижения передач — и машина существенно замедляется, следуя своей траектории.

5. Вход в поворот. Частным случаем п. 4 нашего описания является торможение двигателем перед входом в поворот. Однако, позволим выделить его в отдельный пункт как отдельный, не менее важный прием вождения. Практика говорит, что обязательным условием удержания машины на нужной траектории в повороте является наличие тяги на ведущих колесах. Не смотря на то, что автомобили имеют разные типы приводов (передний, задний, симметричный полный, полный с изменяемой тягой по осям) и само прохождение поворота сильно различается, по окончании маневра нам скорее всего потребуется ускориться. С учетом того, что в повороте мы неминуемо теряем скорость движения, то на выходе, после прохождения апекса или чуть позже нам точно не повредит передача ниже, чем была до поворота. Переключение передач «вниз» до входа в поворот, грамотное управление рулем и газом гарантируют не только быстрый, но и безопасный маневр.

И в этом случае минусовой лепесток очень кстати: управление коробкой на руле позволяет существенно сэкономить время и не отвлекаться на селектор.

6. «Зимний режим». Наконец-то нам понадобился переключатель «вверх»! Да, от него тоже может быть толк. Я уже писал о таком приеме, как трогание со второй передачи. Суть вопроса в том, что при старте на скользкой поверхности крутящий момент на ведущих колесах как правило избыточен, колеса проворачиваются, скользят. а машина не едет. Одно нажатие на правый лепесток — и включается вторая передача! На второй, как правило, результат существенно лучше.

Некоторые практические советы

* Торможение двигателем существенно снижает плавность движения

* Чем больше передач в АКПП, тем больше надо переключать «вниз» для того, чтобы почувствовать эффект от торможения. Так, на четырех- или пятиступенчатой коробке достаточно «скинуть» одну передачу, тогда как на 8-9-ступенчатых иногда не хватает и двух.

* Вероятность перекрутить двигатель при переключении на низшую передачу практически отсутствует: инженеры предусмотрели подобный сценарий и электроника включает минимально возможную передачу, чтобы стрелка тахометра не залезла в красную зону.

* Логика переключения АКПП вверх после ручного переключения на низшие передачи сильно отличается от модели к модели. Будьте готовы к тому, что уже на разгоне, например, после выхода из поворота, коробка «зависнет» на передаче и долго не будет переключаться вверх. Нужно быть готовым использовать плюсовой лепесток.

* Далеко не все коробки позволяют включить вторую передачу на месте. Иногда проблема решается обновлением программного обеспечения АКПП. В некоторых случаях все же требуется перевести селектор в ручной режим.

* Если после переключения вниз с последующим ускорением коробка особенно долго не переходит в автоматический режим, просто переведите селектор в ручной режим и обратно

* Все вышеописанные режимы никак не влияют на амортизацию АКПП, ни в худшую, ни в лучшую стороны

Если на вашей машине есть лепестки, то, как видите, они могут быть существенно более полезны, чем облагораживать вид на руль. Надеемся, что это небольшое практическое руководство поможет вам освоить еще один ненужный автомобильный аксессуар, кроме пепельницы 😉

Замена кулисы коробки передач

Кулиса

Основным назначением кулисы КПП становится соединение рычага (переключателя) переключения передач со штоком, который подведен к коробке передач.

Стоимость от:

  • затруднения при переключении передач, когда к рычагу нужно приложить больше усилий;
  • люфты рычага переключения передач
  • стук или хруст при работе рычагом

Важно знать:

На самом деле данный элемент специалисты называют тягой привода управления коробки передач. Сама кулиса является достаточно крепкой деталью, однако конструкция состоит из нескольких составных элементов, что несколько снижает надежность.

Для чего нужны подрулевые переключатели передач?

ООО «Киа Россия и СНГ» (115054, г. Москва, Валовая ул., д. 26) ведет деятельность на территории РФ в соответствии с законодательством РФ. Реализуемые товары доступны к получению на территории РФ. Мониторинг потребительского поведения субъектов, находящихся за пределами РФ, не ведется. Информация о соответствующих моделях и комплектациях и их наличии, ценах, возможных выгодах и условиях приобретения доступна у дилеров Kia. Товар сертифицирован. Не является публичной офертой.

© 2024 ООО «Киа Россия и СНГ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *