Как камера определяет разговор по телефону
Перейти к содержимому

Как камера определяет разговор по телефону

  • автор:

Специалист объяснил принцип работы камер, распознающих разговоры по телефону за рулем

РИА «Новости»

Видеокамеры, которые распознают разговоры по телефону за рулем, работают на основе нейросети. Она точно определяет вид нарушения по картинке. Об этом «360» рассказал автоэксперт Дмитрий Славнов.

«Система эта сделана таким образом, что это уже нейросеть распознает, разговариваете ли вы по телефону, пристегнут ли у вас ремень. Разговоры по телефону — вы сами знаете, к чему это приводит», — объяснил собеседник.

По словам Славнова, в планах МВД — внедрение нововведения по отслеживанию при помощи камер автомобилистов, которые днем не включают ближний свет. Он отметил, что с помощью устройств видеофиксации реально можно бороться подобными нарушениями, которые угрожают жизням участникам дорожного движения.

«Система рабочая, да, но, как и у всех роботов, есть сбои в алгоритме. Но в течение 10 дней, если вы действительно не пользовались телефоном, все это возможно обжаловать и оспорить», — добавил автоэксперт.

Ранее в пресс-центре МВД России сообщили, что практику видеофиксации использования телефонов за рулем распространят в российских регионах. Сейчас камеры выявляют такие нарушения только в Москве.

Фиксация разговоров по телефону или штраф от скрытых патрулей

Мобильный телефон стал нашим постоянным спутником, другом и деловым партнером – статистически с ним современный человек проводит больше времени, чем со своими близкими. По нему совершаются дружеские и деловые звонки, организуются виртуальные конференции, обсуждения, проводятся репортажи в прямом эфире и т. д. Поэтому использование телефона водителем во время движения – частая ситуация и одно из самых «популярных» правонарушений. В последнее время фиксировать его стали не только во время стандартных проверок, но и с помощью скрытых патрулей и дорожных камер (в Москве и некоторых других больших городах РФ). Насколько эффективны такие меры и почему зачастую они не срабатывают так как надо? С этими вопросами мы попробовали разобраться в этой статье информационной рубрики Wesem-Light.

Почему запрещены разговоры за рулем

Почему вообще нельзя говорить по телефону за рулем?

Езда на автомобиле всегда является потенциально опасной ситуацией, требующей высокой концентрации внимания. На высокой скорости счет идет даже не на секунды, а на миллисекунды – достаточно хоть на мгновение отвлечься, чтобы не заметить переходящего дорогу пешехода, другую машину или препятствие на трассе. Да и в момент старта или парковки водитель тоже должен быть предельно сосредоточен, чтобы не задеть стоящий возле его автомобиля столб или соседнее транспортное средство.

Очевидно, что концентрироваться человеку легче на выполнении одного действия – в нашем случае, вождении автомобиля. Использование телефона за рулем (звонки, написание SMS или просмотр ленты в соцсети) нарушают эту сосредоточенность, так как мозг частично переключает свое внимание на посторонние действия. В результате замедляется время, затрачиваемое на реакцию – в одном исследовании оно сначала увеличивалось в среднем до 40 миллисекунд, а при повторном отвлечении внимания на смартфон росло лавинообразно.

Дополнительным фактором является то, что во время разговора по телефону за рулем без использования гарнитуры и устройства hands-free у водителя одна рука занята удерживанием гаджета около головы. Соответственно, управляет автомобилем он тоже только одной рукой, что существенно снижает качество контроля над движением. В экстренной ситуации времени на то, чтобы положить телефон и взяться за руль обеими ладонями, может просто не хватить.

Наказание за разговоры за рулем

Борьба с разговорами по телефону за рулем

Из-за вышеописанных причин использование телефона во время вождения расценивается в российском (и не только) законодательстве как нарушение правил дорожного движения. За это предусмотрен штраф в 1500 рублей в соответствии со ст. 12.36.1 КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства». Борьба с нарушителями приобрела весьма масштабный характер и охватила большую часть регионов России. Особенно тщательно она ведется, конечно, в крупных городах, где у местных сотрудников автоинспекции есть технические и финансовые возможности, а также людские ресурсы на осуществление такой деятельности.

Традиционным способом отслеживать использование телефона за рулем является визуальное наблюдение за участниками дорожного движения. Причем в российском законодательстве прописано, что фиксация может осуществляться как на фото- и видеоаппаратуру, так и просто инспектором ДПС визуально с последующим оформлением протокола и выпиской штрафа.

При этом есть важное уточнение – чтобы иметь возможность штрафовать водителей, сотрудник Госавтоинспекции должен находиться в служебной машине с соответствующей цветографической схемой ДПС или хотя бы быть одетым в служебную форму. Однако, такая «демаскировка» дает нарушителям возможность вовремя заметить наряд дорожной полиции и спрятать телефон, избежав наказания.

В связи с этим законодательством предусмотрена другая возможность «прижать» любителей поговорить по телефону за рулем. Речь идет о так называемых «скрытых патрулях» — сотрудников Госавтоинспекции в штатском, которые наблюдают за автомобильным потоком незаметно и фиксируют водителей, нарушающих запрет на использование гаджетов во время езды. При этом самостоятельно они оформлять протокол и штрафовать водителей, разговаривающих по телефону, они не могут – зафиксировав правонарушение, участники «скрытого патруля» передают информацию на ближайший пост ГИБДД, который уже останавливает нерадивого автовладельца и выполняют официальную процедуру.

Пока такая мера носит экспериментальный характер, но ее официальное внедрение в практику Госавтоинспекции – дело самого ближайшего будущего. Следует ожидать серьезного роста числа оштрафованных, однако это пока не значит эффективности «скрытых патрулей» в плане снижения общего количества нарушений на дорогах.

Как камеры фиксируют разговоры за рулем

Использование камер для фиксации разговоров по телефону за рулем

Другим важным нововведением в практику борьбы с любителями поговорить по телефону во время езды, является автоматическое штрафование с помощью камер дорожного видеонаблюдения. Этот способ основан на внедрении нейросетевых технологий распознавания образов в конструкцию и алгоритмы устройств видеофиксации. В целом схему можно описать следующим образом:

  1. Камера по реперным точкам определяет, что водитель пользуется гаджетом – например, держит ладонь около уха;
  2. Далее камера передает изображение подозрительного автомобиля в центр обработки данных, где оператор-человек проверяет изображение и утверждает наличие или отсутствие правонарушения;
  3. На основе этой информации уже сотрудник ГИБДД оформляет официальный протокол, который отправляется нарушителю по почте или на аккаунт портала в «Госуслугах».

Правительство уже приступило к реализации этой технологии, установив оборудованные соответствующим программным обеспечением дорожные камеры в Москве и других крупных городов России. Официально заявляется о высокой точности таких устройств видеофиксации, процент ошибок прогнозируется не более, чем в 1-2%.

В чем проблема штрафов с камер за разговоры по телефону

Сложности с реализацией

Вместе с тем, и «скрытые патрули», и камеры видеофиксации с отслеживанием разговаривающих за рулем водителей подвергаются критике как со стороны простых автовладельцев, так и со стороны экспертов – в том числе работающих в органах правопорядка.

Основная претензия к рейдам «скрытых патрулей» заключается в том, что для этого требуется слишком много людских ресурсов. Штат сотрудников ГИБДД и так испытывает определенные сложности с количеством сотрудников на обычных постах, и это положение усугубится, так как из этого числа придется отбирать работников «в штатском», что вызовет увеличение рабочей нагрузки на персонал.

Кроме того, пока неизвестно, насколько «скрытые патрули» будут эффективны не в штрафовании, а в снижении числа самих правонарушений. Психология человека устроена так, что мы быстрее реагируем на очевидную опасность, чем на скрытую угрозу. Наличие заметных патрулей ДПС, одетых в форму и пользующихся служебными машинами с соответствующей цветоиндикацией действует на водителей более отрезвляюще, чем во многом абстрактная вероятность попасться на глаза сотрудника в штатском.

Еще больше вопросов возникает к камерам дорожного наблюдения. Фиксировать разговоры по телефону за рулем они могут исключительно по характерным маркерам – в частности, по находящейся около уха ладони. Но такой жест человек делает и в других ситуациях: когда поправляет волосы, отмахивается от залетевшего насекомого, вытирает пот в жару и т. д. Из-за этого автовладельцы ожидают ожидаемого и очень высокого роста случаев выписывания ошибочных штрафов. И это не просто досужие опасения – например, множество подобных случаев уже возникало из-за неправильного распознавания камерами выключенных или включенных автомобильных фар.

Проблема частично решается тем, что показания с камер проверяются сотрудниками центра обработки автоматизированных данных. Однако, здесь тоже имеются свои тонкости:

  1. Во-первых, штат таких сотрудников сильно недоукомплетован, из-за чего по статистике каждому из них отведено всего около 7 секунд на изучение материалов и принятие решения;
  2. Во-вторых, «человеческий фактор» — сотрудник центра обработки данных тоже может неправильно истолковать изображение, присланное камерой, и выписать необоснованный штраф.

Практика показывает, что из-за высокой нагрузки многие материалы с камер дорожного наблюдения автоматически расцениваются как достоверные. В свою очередь, у водителей практически нет возможности обосновать свою правоту, так как эти материалы остаются для него недоступны.

Как избежать штрафа за разговор по телефону за рулем

Как избежать штрафа за разговор по телефону за рулем?

Самый простой и правильный способ избежать наказания – не использовать смартфон традиционным способом во время движения. Лучший вариант заключается в остановке транспортного средства на время совершения звонка или других действий с телефоном. Также водитель может использовать устройства hands-free, позволяющие управлять телефоном без помощи рук. Однако, к этому способу также имеются претензии:

  1. Даже совершая звонок по гарнитуру, водитель все равно отвлекается на него, хотя и в меньшей степени, чем при использовании гаджета традиционным способом;
  2. Использование hands-free-устройств дает автовладельцу ложное чувство безопасности – он полагает, что этот способ со 100-процентной гарантией убережет его от аварии, в то время как она лишь незначительно снизит такую вероятность.

Многочисленные исследования в этой области, проведенные в США и европейских странах, показывают, что внедрение дистанционных устройств для управления мобильным телефоном не оказало существенного влияния на рост аварий из-за разговоров за рулем. Участники экспериментов, пользующиеся проводными и беспроводными гарнитурами, в том числе с голосовым управлением, также реагируют на дорожную ситуацию с замедлением. Из-за этого в некоторых странах даже просто держать сотовый телефон в руках при работающем двигателе уже является правонарушением.

В последнее время во многих странах все чаще призывают на законодательном уровне ввести полный запрет на использование телефонов во время езды – в том числе с применением hands-free-устройств. Только такой радикальный способ, по мнению исследователей, позволит снизить количество аварий на дорогах. Как будет обстоять ситуация в этой сфере в России – покажет только время.

«Это легко определить». Камеры готовятся штрафовать за телефон

Производители камер готовы ко внедрению функции по фиксации использования телефона за рулем. Обучить нейросети распознавать устройства в руках оказалось несложно: главный вопрос, как будут оценивать фотографии ЦАФАПы

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Производители дорожных камер рассказали о полной готовности к фиксации использования мобильного телефона за рулем при помощи их устройств. По словам опрошенных Autonews.ru разработчиков, технология выявления таких нарушений уже существует. Ранее в ГИБДД сообщили, что такие испытания скоро начнутся в Москве, о чем позже писал «Коммерсант».

В Центре организации дорожного движения столицы (ЦОДД) Autonews.ru заявили, что «в настоящее время камеры, фиксирующие использование водителем телефона в движении, не тестируются». Но пообещали сообщить, «как только технология начнет использоваться». Эксперты рассказали, как камеры определяют нарушения, где проходят тесты и что нужно для оформления реальных штрафов.

Как камера определяет разговор по телефону

Дорожная камера может делать 25 высококачественных фотографий дорожной обстановки в секунду. Каждая фотография проходит анализ при помощи нейронных сетей. Для предварительных испытаний нового вида фиксации, по словам опрошенных производителей, будут использовать материалы не с действующих камер, а с тестовых. Решение о начале вынесения постановлений примут правоохранительные органы, оценив результаты тестирования.

Фото: Sina Weibo

Фото: Roland Mühlanger / imageBROKER.com / Global Look Press

«Основная задача нейросетей — выявление объектов, похожих на автомобили и на их номерные знаки. Также сеть выявляет лобовые стекла, а в их зоне уже определяет руки и лицо человека. Отличить руку на руле, от руки с телефоном нейронная сеть вполне может. Эти алгоритмы сейчас весьма развиты и распространены для современной видеоаналитики. Существует общий алгоритм анализа дорожной обстановки, с помощью которого нейросеть ищет на кадрах объект соответствующего класса», — объяснил технический директор компании-производителя комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД «Садко» Александр Колесников.

Как учится нейросеть

Чтобы избежать ошибок, нейросеть постоянно учится, этому помогают и внесение корректировок в алгоритмы. Например, свои замечания к собранным материалам могут высказать в ЦАФАПах и объяснить, в каких случаях событие не следует классифицировать как нарушение. Например, если камера определяет, что водитель смотрит на дорогу, а не в телефон, то фиксация не произойдет.

Фото: Global Look Press

Фото: Global Look Press

«Современные алгоритмы визуального распознавания используют технологии машинного зрения, нейросети и машинное обучение. Чтобы они работали, их обучают длительное время на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании различных действий», — объяснили в беседе с Autonews.ru в ассоциации производителей комплексов «Око».

По результатам анализа отбракованных материалов в алгоритмы вносятся необходимые изменения. В примере с телефоном нейронная сеть учится отличать взгляд, направленный на лобовое стекло от уткнувшихся в мобильное устройство глаз.

«Когда количество ложных срабатываний уменьшается до приемлемого, алгоритм признается корректным и соответствующий материал принимается для администрирования нарушений», — уточнил представитель компании «Садко».

В свою очередь в ассоциации «Око» добавили, что камера способна зафиксировать изображение в периметре лобового стекла автомобиля и первого ряда кресел. Затем искусственный интеллект анализирует полученные изображения, исключая те, которые не попадают под подозрение. Фотографии, на которых нейросеть детектирует водителя с мобильным телефоном в руке, передаются на проверку оператору. Тот в ручном режиме определяет, действительно ли было совершено правонарушение. Пока что все сомнения трактуются в пользу водителя, но по мере развития технологий точность определения будет повышаться.

Эксперты уверены, что анализом будет полностью заниматься искусственный интеллект, но произойдет это «не в самом ближайшем будущем».

Фото: Роман Балаев / ТАСС

Фото: Роман Балаев / ТАСС
Смотрит на телефон — значит пользуется

Основной проблемой остается вопрос администрирования нарушения: то есть того, как будут оценивать полученные изображения служащие ЦАФАПов и ответственные лица. Так, согласно ст. 12.36.1 КоАП «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства», пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет штраф 1500 рублей.

Колесников обращает внимание на то, что конкретного указания на разговоры по телефону в статье нет. Но зато четко описано «пользование телефоном», которое влечет за собой нарушение.

«Это правило не о том, что водитель не должен разговаривать, а о том, что он не должен отвлекаться от дороги. Камера мгновенно зафиксирует событие, это и есть признак нарушения, — считает эксперт. — Если такое событие обнаружено, информация отправляется в информационную систему ЦАФАП. Там полицейский вручную анализирует материал, предоставленный с камеры. Его обязанность — определить, есть состав нарушений или нет. Если бы я был на месте полицейского, то обращал бы внимание на то, куда направлен взгляд водителя. Если он смотрит на держащую телефон руку, никаких сомнений в использовании телефона нет».

В свою очередь в ассоциации «Око» обращают внимание на то, что любые сомнений при оценке фотоматериалов должны трактоваться в пользу водителей. Чтобы избежать недоразумений в ассоциации считают целесообразным получать сразу несколько фотоизображений водителя, проезжающего под камерой.

«Задача автоматически определить на какой из фотографий водитель поднес к уху именно телефон, а не просто решил, например, почесать ухо, не самая простая. Чтобы полностью доверить ее искусственному интеллекту нужно время для его обучения на большом количестве примеров. Для этого требуются и большие вычислительные мощности», — рассказал представитель «Ока», добавив, что все материалы, на которых не видно четко, точно ли водитель говорит по телефону, будут отсматривать вручную.

Фото: Global Look Press

Фото: Global Look Press

Представитель компании «Садко» не исключает, что в судах могут возникнуть вопросы о том, какой именно предмет был в руках у водителя в момент фиксации.

«Сейчас технология пока только тестируется, дальше начнется правоприменительная практика, нужно будет смотреть, что будут решать суды по этому поводу, — рассуждает Колесников. — Может быть, судьи будут рассматривать, что за предмет держал в руках автомобилист. Некоторые судьи могут посчитать, что водителя можно считать нарушителем только если его остановили в пути, и в этот момент он говорил по телефону держа устройство в руках. Или же наоборот: суды могут посчитать, что, если водитель на материале с камеры во время движения не смотрел на дорогу, значит нормы ст. 12.36.1 КоАП нарушены».

В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») в беседе с Autonews.ru заявил, что функционал дорожных камер весьма обширен, но не все регионы готовы им пользоваться. Дело в более высокой цене, а также необходимости обрабатывать гораздо большее количество информации, что требует более современного и дорогого оборудования. По его словам, регионам интересно доплачивать только за те функции, которые позволят отслеживать популярные нарушения ПДД. «Распознавание будет работать отлично, дальше все будет зависеть от трафика и возможностей региона-заказчика, — уверен Кусов. — Но пока многие технологии общество пока не готово принять, а законы отстают от скорости технического развития».

Оценивший по просьбе Autonews.ru грядущее нововведение адвокат Сергей Жорин указал на возможное проблемы с определением фактов нарушения. Также он не исключил, что водители начнут клеить на стекла отражающие пленки, чтобы избежать ответственности.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Нужно, чтобы камера могла различать, ситуации, когда едет машина с правым рулем, еще бывают ситуации, когда люди говорят по громкой связи и держат телефон в руке, не считаю это нарушением, — рассуждает Жорин. — А если это не телефон, а просто у человека массивные наручные часы и он почесал ухо. Но это действительно стало проблемным нарушением в городе. Каждый день вижу ситуации, когда в лучшем случае водитель просто продолжает стоять перед загоревшимся перед ним зеленым сигналом светофора, потому что листает картинки в соцсетях».

Производители камер в свою очередь также указывают, что отвлечение водителя на электронные устройства стало одной из основных причин ДТП.

Докажи, что не верблюд: как камеры фиксируют разговоры по телефону за рулем

Разговаривать по мобильному телефону за рулем становится все более накладно. Дорожные камеры, установленные в Москве, уже снабдили необходимым «софтом», а значит и новые штрафы не заставят себя ждать. Столичный Дептранс уже сообщил в соцсетях, что камеры зафиксировали более 3,5 тысяч водителей, которые держат в руке телефон во время движения.

Поделиться

Изображение Докажи, что не верблюд: как камеры фиксируют разговоры по телефону за рулем

По данным официального Telegram-канала столичного департамента транспорта, такое количество нарушений зафиксировали за первые 6 месяцев этого года. В ведомстве отметили также, что телефон крадет внимание водителя и это становится главной причиной тяжелых аварий.

Напомним, что в ноябре прошлого года ГИБДД рассказала про методику фиксации разговора по телефону. Программный модуль системы «Стрелка-360» делает не менее 10 фотографий в высоком разрешении, чтобы определить наличие смартфона в руках водителя и не спутать его с другими предметами.

То есть ошибки все же не исключены. Особенно, если водитель взял в руки что-то очень похожее на телефон. И это становится проблемой именно того, кто за рулем, ведь после получения штрафа водитель должен доказать, что телефона в его руках не было, а он держал, скажем, зарядное устройство. Если гражданин не сумеет этого сделать, то должен будет заплатить штраф в размере 1500 рублей.

5 технических решений в автомобиле, которые откровенно бесят

Эти опции крайне бесят владельца

Фото из открытых источников

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *