Из за чего образуется нагар на поршнях
Перейти к содержимому

Из за чего образуется нагар на поршнях

  • автор:

Откуда берется нагар на клапанах и как с ним бороться?

Газораспределительный механизм важен для каждого автомобиля, так как ухудшение его работы непосредственно влияет на мощность двигателя, а также может спровоцировать целый ряд разнообразных неисправностей – плавающие обороты, прогары и так далее. Все дело в том, что клапана – это конечный элемент ГРМ, подверженный образованию нагара (углеродистых отложений), который негативно влияет на работоспособность не только механизма газораспределения, но и всего двигателя в целом. Сегодня мы разберемся, откуда берется нагар на клапанах, и как с ним можно бороться своими руками.

Функция клапанов

Для понимания процесса в целом, стоит освежить информацию о функции конечных элементов ГРМ – они закрывают собой камеру сгорания, чтобы в определенный момент она не пропустила воспламененную топливную смесь. Закрытие позволяет направить энергию смеси на поршень, который опускается и раскручивает коленчатый вал – так работает двигатель. Система ГРМ оснащена клапанами двух видов:

  1. Впускные – они пропускают новую воздушную или топливовоздушную смесь внутрь двигателя (здесь все зависит от типа впрыска топлива).
  2. Выпускные – сквозь них проходят уже отработанные газы, которые ранее сгорели внутри ДВС.

Нагар на клапанах – откуда он берется

В первую очередь, углеродистые отложения могут образоваться за счет конструкции самого мотора – в этом случае все зависит от типа впрыска, который бывает распределенным и непосредственным. При распределенном впрыске (MPI) топливо подается внутрь впускного коллектора, а там смешивается с воздухом. Полученная смесь попадает в цилиндры, где затем сжигается – такой впрыск ополаскивает клапана топливом, поэтому нагар там образуется лишь по прошествии длительного времени под влиянием посторонних факторов (отсутствие капитального ремонта, отсутствие чистки, неисправность ГРМ).

Что касается непосредственного впрыска (GDI) – двигатели с такой системой являются более современными, однако более подверженными угрозе образования нагара на клапанах. Это происходит по одной простой причине: топливо подается напрямую внутрь цилиндров, а впускной коллектор подает только воздух – клапана остаются не у дел, они лишь пропускают поток воздуха, который никак не удаляет образующиеся углеродные отложения.

Помимо особенностей конструкции, нагар появляется также по другим причинам:

  1. Низкокачественное топливо – отечественное топливо, будь то дизель или бензин, порой содержит в себе огромное количество примесей, среди которых встречаются вредные вещества, например, свинец или сера. Смесь с таким топливом сгорает, переводя некоторые из вредных веществ в состояние смолы, которая оседает на клапанах ГРМ.
  2. Масло на клапанах – частая причина появления отложений, если у вас неисправны маслосъемные колпачки. Проблемы с колпачками приводят к тому, что моторное масло попадает на клапана, к которым потом пригорает. Таким простым образом образуется известный многим черный нагар.
  3. Система EGR – ее функция заключается в дожигании отработанных газов, а сама система применяется во множестве современных транспортных средств. Стоит отметить, что возвращение внутрь впускного коллектора выхлопных газов также приносит с собой смолистые отложения, сажу и другие загрязнители. Впоследствии вся эта грязь оседает на стенках или тарелке клапанов.
  4. Время – любой ДВС со временем покрывается слоем отложений с налетом, а чем пробег больше – тем вероятность этого выше.

Помните, что образование отложений – это частая проблема, с которой сталкивается множество автолюбителей, особенно те, кто эксплуатирует автомобиль регулярно. Поначалу они не так опасны, однако затем могут принести целый ряд проблем как автомобилю, так и водителю.

Боремся с нагаром на клапанах

Производитель автохимии и автокосметики LAVR – это отечественная команда специалистов, которые неустанно трудятся над созданием идеальных препаратов для очистки разнообразных систем автомобиля от нагара. В ассортименте нашей компании представлено несколько средств для борьбы с нагаром на клапанах, для начала рассмотрим очистители:

  1. Очиститель клапанов и камеры сгорания LAVR – препарат является присадкой в бензин, попадает в разряд профессиональных средств. Состав удаляет начальные высокотемпературные отложения, восстанавливает мощность двигателя, а также защищает топливную систему.
  2. Комплексный очиститель топливной системы LAVR (в бензин) – профессиональная присадка, с основой из запатентованного нашей компанией комплекса – очищает форсунки, клапаны, катализаторы и камеру сгорания, а также защищает их в дальнейшем.

Присадки в топливо умеют не только очищать очищать клапаны от нагара, но и многое другое. Рассказали об этом в статье.

Откуда в бензиновых моторах берётся жуткий нагар и как с ним бороться

Мало кто из обычных водителей задумывался над странным феноменом: камеры сгорания бензиновых моторов могут серьёзно зарастать нагаром, а для дизельных движков такая проблема нетипична. Конструктивные отличия, казалось бы, невелики, но загрязняются моторы совершенно по-разному. Почему так происходит и в чём логика? Пробуем разобраться.

Depositphotos

Чем опасен нагар

При работе двигателя внутреннего сгорания – не важно, какого именно, бензинового или дизельного – на поверхностях камер сгорания, поршней, клапанов, впускных и выпускных каналов происходит отложение продуктов сгорания топливовоздушной смеси и масла, так называемого нагара. Бензиновые моторы последних поколений могут зарастать нагаром настолько сильно, что их поршневые кольца теряют подвижность и залегают. Это приводит к падению компрессии и частичному или полному выходу мотора из строя. Из-за сильных отложений могут подвисать клапаны, что чревато встречей их с поршнями. Последствия не менее печальны. Нагар в любом моторе неизменно приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. Возможна нестабильная работа двигателя на холостых оборотах и при разгоне, дёрганье и потеря динамики.

© Depositphotos

Почему мотор «зарастает» изнутри

Современные впрысковые бензиновые движки обрастают изнутри мощной «шубой» частенько задолго до психологического рубежа в 100 000 км пробега. Происходит это по целому ряду причин – как конструктивных, так и эксплуатационных. Первостепенное значение в образовании нагара играет, как ни странно, прокачка воздуха через мотор. Через камеры сгорания дизельных моторов прокачиваются колоссальные объёмы воздуха. Благо, почти все движки этого типа снабжены системой наддува. Впрочем, и безнаддувные дизели конструктивно заточены под огромное потребление воздуха, который попадает в камеры сгорания в избытке. Дроссельной заслонки на таких моторах в принципе нет.

Бензиновые двигатели устроены немного по-другому. Воздух в камеры сгорания попадает в дозированном виде – на абсолютно всех моторах, включая самые новомодные с непосредственным впрыском. И именно эта особенность в первую очередь влияет на количество нагара внутри агрегата.

© Depositphotos

В чём разница? Всё просто! При движении на дизельном автомобиле большие объёмы поступающего в камеры сгорания воздуха создают высокое давление в цилиндрах на такте впуска: давление над поршнем всегда выше, чем давление в картере. Это приводит к правильной циркуляции картерных газов – из камеры сгорания в картер, а не наоборот. Воздух, прорывающийся через поршневые кольца, тянет за собой продукты сгорания и остатки масла, не снятые маслосъёмными кольцами. Шлак просто не успевает оседать на поверхностях. В бензиновых моторах, даже самых современных и «надутых», из-за дозированной подачи воздуха давление в камерах сгорания на такте впуска значительно ниже, чем в дизельных движках. Из-за слабого разрежения после дроссельной заслонки (если таковая есть) система относительно слабо очищает камеру сгорания, и чем ниже обороты двигателя, тем быстрее нарастает нагар. Картерные газы, напомним, прокачиваются, в том числе, через направляющие втулки клапанов.

Влияет на загрязняемость моторов изнутри и ещё один конструктивный фактор, связанный с температурным режимом. Дизельные двигатели – «холодные». Температура вспышки топливовоздушной смеси в бензиновых ДВС намного выше, чем в дизельных, при этом поршни тоньше и легче. Чем выше температура в камере сгорания, тем активнее коксуется попадающее в неё масло.

Как обезопасить мотор от образования нагара

Главный враг вашего движка – так называемая «пенсионерская» езда. Экономия на горючем и стремление переключиться на высшую передачу как можно раньше неизменно приводят к увеличению подсоса картерных газов в камеры сгорания. В цилиндры в обилии затягивается моторное масло, которое не успевает полностью сгорать и превращается в шлак. Чем активнее водитель «пенсионерит», тем быстрее убьёт свой мотор. В некоторых режимах система и вовсе входит в резонанс: продукты смазки и картерные газы буквально зависают в районе поршневых колец. Происходит их закоксовка, агрегат выходит из строя.

Не проехал и 20 тыс км, как все поршни в нагаре: в чем причина проблемы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Нагар на поршнях образуется совершенно естественно. В целом он не является проблемой, если расход масла и горючего не повышается, мощность силового агрегата не падает, воспламенение и детонация происходят как надо. Удалять нагар нужно, но если машина исправна, то слишком часто делать этого не придется. Вот только иногда копоть на цилиндрах образуется какими-то невероятными темпами и количествами. Бывает, что уже на 20 тысяч км пробега в двигателе начинаются проблемы из-за загрязнения поршней. В чем может быть причина такого несчастья?

1. Причина первая: бензин

Заправляйтесь в проверенных местах. |Фото: drive2.ru.

Заправляйтесь в проверенных местах. |Фото: drive2.ru.

Одна из самых популярных причин стремительного образования нагара на поршнях двигателя – это низкокачественный бензин с злокачественными примесями. Чаще всего такой оказывается в машине после заправки на непроверенной АЗС. Использование некачественного топлива чревато не только обильным образованием копоти, но и многими другими проблемами. Без особого труда можно заработать проблемы с топливной аппаратурой. Уберечь себя от «грязного бензина» (или дизеля) можно только одним способом – заправляться строго в проверенных местах. Не нужно экономить на АЗС. Помните о том, что скупой всегда платит дважды.

2. Причина вторая: манера езды

Всего бензина не сэкономишь. |Фото: Twitter.

Всего бензина не сэкономишь. |Фото: Twitter.

Если как следует разобраться, то очень быстро выяснится, что экономичная манера езды – отнюдь не такая экономичная, как может показаться на первый взгляд. Злоупотребляете переключением на повышенную передачу при первом удобном случае в надежде сэкономить горючего? Расплачиваться за спокойную «пенсионерскую» езду придется большим количеством нагара и отложений на поршнях двигателя. Происходит это из-за того, что силовой агрегат при такой езде почти никогда не работает в предельном режиме. В таком режиме двигатель высасывает картерные газы, которые в свою очередь содержат огромное количество паров масла.

3. Причина третья: масло

Плохое масла - источник многих проблем. |Фото: 1gai.ru.

Плохое масла — источник многих проблем. |Фото: 1gai.ru.

Еще одна причина повышенного образования копоти и гари, о которой не нужно забывать ни в коем случае – это автомобильное масло. Помните о том, что до 80% нагара — это как раз несгоревшие продукты из состава масла. Впрочем даже высококачественный дорогой смазочный материал в этом случае не является панацеей. Со временем он также начинает накапливать в себе пыль, сажу, битум и продукты износа. Как выйти из подобной ситуации? На самом деле очень легко – достаточно регулярно и своевременно осуществлять замену моторной смазки.

Не забывайте время от времени чистить. ¦Фото: drive2.ru.

Не забывайте время от времени чистить. ¦Фото: drive2.ru.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение автомобильной тематики читайте про 5 практических советов , которые помогут уберечься от запотевания стекол.

Откуда в двигателе берется нагар и как от него избавиться

Если мотор работает, образование нагара в камерах сгорания неизбежно, а полностью избавиться от него невозможно. Впрочем, и не нужно. Оно начинается с первым запуском автомобиля. Легкий налет покрывает детали цилиндро-поршневой группы, стержни и тарелки клапанов, но не мешает работе. В исправном двигателе его мелкие частицы отваливаются, а на их место осаждаются новые хлопья. Отложения уносятся в выхлопную трубу, попадают в масло, оседают в масляном фильтре. Но толщина слоя сажи, кокса, прочих составляющих не увеличивается. Говорят: «Нагар в двигателе находится в динамическом равновесии».

поршень с нагаром и копотью

Наглядный эксперимент

Достанем из рабочего агрегата поршень и очистим от нагара его половину — вдоль.

Эксплуатируем машину в том же режиме, что и раньше.

Снова разбираем и видим результат: поршень с обеих сторон симметрично покрыт копотью. Нет никакого перепада по толщине слоя, да и по консистенции налет выглядит совершенно одинаковым. Но есть места, где продукты горения скапливаются в избытке.

Где в двигателе появляются отложения

Отложения образуются в результате неполного сгорания топлива и масла. Нагарообразование начинается там, где зарождается горение — на электродах свечей. Внутри камеры сгорания (КС) он откладывается на поверхности головки блока цилиндров (ГБЦ), покрывает верхнюю часть гильзы, т.к. в эту зону не доходит верхнее поршневое кольцо. Налет распределяется по днищу поршня, заходит на его головку до верхнего кольца. Отложения ложатся на клапаны — их тарелки, стержни. Весь выхлопной тракт автомобиля изнутри покрыт копотью.

Так происходит в «здоровом» двигателе. Но рано или поздно настает момент, когда продукты горения оседают на деталях в слишком большом количестве.

Причины увеличения нагара

поршень с закоксованными кольцами

Равновесие нарушается по трем причинам:

  1. Использование некачественных, не соответствующих конструкции, топлива и масла. Все регулировки, размеры деталей ДВС рассчитаны на определенный сорт горючего. Для эффективной работы на другом бензине необходима по крайней мере корректировка угла опережения зажигания. Оптимизировано к процессу горения и масло. В малом количестве оно попадает в камеру сгорания и должно выгорать. Применение низкооктанового бензина приводит к детонации и появлению излишнего нагара в моторе.
  2. Неблагоприятные режимы работы. Кто-то любит подолгу прогревать автомобиль. При этом двигатель работает на обогащенном топливе, а температура в камере сгорания низкая. Результатом является скопление вредоносных отложений. Механизмы закоксовываются при перегрузке мотора, особенно на низких оборотах, а также при движении в пробках.
  3. Износ двигателя сильно влияет на повышенное нагарообразование, а последнее ускоряет износ.

Когда пора очищать двигатель

Наиболее часто нежелательный налет виден на свечах. Но если на поршне нормальный нагар черного цвета, то на свече он должен быть светло-коричневым. Черный цвет на электродах говорит о переобогащенной смеси либо слабой искре. Появление белого нагара как на свече, так и на поршнях свидетельствует о бедном составе смеси, попадании антифриза в камеру сгорания.

О необходимости чистки нагара с поршней и клапанов подсказывают некоторые симптомы:

  • повышение расхода горюче-смазочных материалов;
  • повышенное давление картерных газов, выброс смазки через сапун;
  • снижение мощности;
  • увеличение дымности;
  • плохой пуск. Это особенно касается дизельных двигателей. Их пуск требует высокой компрессии, а чрезмерные отложения вызывают закоксовку ЦПГ;
  • повышение шумности. Из-за закоксовки подклинивают гидрокомпенсаторы, клапана начинают стучать. При залегании колец поршни ударяют по втулке цилиндра. Это происходит в момент перекладки поршня. Запавшие в канавках кольца не смягчают контакт, и поршень стучит о стенку цилиндра.

Подробнее о закоксовке цилиндро-поршневой группы

Поршневые кольца должны быть подвижны.

Во-первых, для того чтобы обеспечивать хорошее прилегание к стенкам цилиндра, они должны чутко реагировать на неровности гильзы, следовать ее форме.

Во-вторых, конструкцией предусмотрено их постоянное вращение. Оно необходимо для равномерного износа деталей ЦПГ, а достигается наличием хонинговки (особой насечки) на стенке гильзы. Она же помогает удерживать необходимое количество смазки.

В-третьих, верхнее компрессионное кольцо должно сильно давить на стенку, и не только ради создания уплотнения. Его неслучайно прозвали «огневым», и берет на себя большую температурную нагрузку. Через него идет мощный тепловой поток от деталей ЦПГ к охлаждающей жидкости. Но он возможен только при плотном контакте с гильзой. Газы, проходя через торцевой зазор, заходят за кольцо и разводят его, прижимая к цилиндру.

Когда нагар на поршнях по любым причинам нарастает, он достигает верхнего компрессионного кольца, заполняет торцевой зазор между межкольцевой перегородкой и кольцом. Тем самым он ограничивает подвижность последнего и проникновение газов в канавку. Закоксовывается и маслосъемное кольцо. Оно так же, как и компрессионные, залегает в канавке, перестает работать. Нагар забивает и сливные масляные отверстия в поршне. Кольца останавливаются, расход масла и износ стремительно нарастают.

Отложения портят смазку, детали покрываются маслянистой субстанцией, образуется лак. Скопившиеся в поддоне черные пласты могут перекрыть сетку маслозаборника. При прекращении подачи масла мотор ожидает серьезная поломка.

Раскаленные частицы в бензиновых двигателях становятся причиной калильного зажигания. При контакте с ними горючее воспламеняется раньше, чем проскакивает искра. Двигатель теряет мощность, а поршневая группа испытывает жесткие толчки, не идущие на пользу. На старых машинах, где не предусмотрено отключение подачи топлива, дефектный мотор продолжает работать и после выключения зажигания. При этом слышно, как поршень каждый раз, будто через силу, переваливает через верхнюю мертвую точку с характерным щелчком.

Как очистить поршневую группу

цилиндро-поршневая группа до и после раскоксовки

Перечисленные выше симптомы залегания деталей ЦПГ также являются признаками их износа. Очистка поршней от нагара целесообразна, пока износ не достиг критического значения. Нужно обследовать двигатель, чтобы понять, какой способ раскоксовки выбрать.

Деликатная раскоксовка

Способ предполагает добавление в топливо различных присадок. В процессе эксплуатации они благотворно влияют на снижение отложений.

Воздействие через масло

В масло добавляют специальную присадку и эксплуатируют автомобиль в соответствии с инструкцией. Возможны ограничения по нагрузке, оборотам и т.д.

При замене масла часто пользуются так называемыми пятиминутками. Это агрессивные моющие средства, которые добавляются в старое масло. Мотор промывается в течение 5 минут работы на холостых. Затем вся эта жидкость сливается, и заливается свежее масло.

С этими составами нужно быть осторожным. Загрязнения отваливаются кусками и падают в поддон. Масляный насос всасывает взвесь, которая закупоривает сетку маслозаборника. После применения пятиминуток желательно снять поддон, почистить его внутреннюю поверхность и маслоприемник. Однако и пятиминутка может не проникнуть в тонкие зазоры поршневых канавок и сливные отверстия, скорость движения смазки в которых мала. Более эффективный способ — заливка препарата непосредственно в камеру сгорания

Жесткая раскоксовка

Демонтируются свечи или форсунки, а затем через свечное отверстие заливается мощное средство. Свечи можно установить обратно, устроив в КС настоящую баню.

Препарат проникает непосредственно в кольцевой лабиринт, действуя как растворитель. Поддон тоже желательно почистить вручную. Такое средство, как димексид готово растворить и краску в поддоне, что приведет к описанным выше последствиям.

Ручная раскоксовка

Ручная раскоксовка мотора — самый эффективный и надежный метод. Он, однако, ближе к ремонту. После демонтажа ГБЦ и поддона извлекают поршни с шатунами, чтобы вручную снять нагар с поршней и колец. Последние в этом случае, как и вкладыши шатунов, обычно меняют на новые. Заодно можно оценить износ шатунных шеек, измерить их диаметры. Головку блока тоже следует привести в порядок.

Видео: ОЧИСТКА ПОРШНЕЙ БЕЗ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ.

Заключение

Следует тщательно подойти к выбору способа раскоксовки, чтобы труды принесли желаемый результат. Так, например, применение добавки в топливо, когда от ЦПГ идет стук — просто перевод денег.

Нужно понять, нуждается ли в раскоксовке агрегат в целом либо отдельные компоненты. Клапана и свечи требуют внимания при калильном зажигании. Другое дело — гидрокомпенсаторы, ведь для них жидкости особые.

Многое зависит от конструкции автомобиля. Решиться на снятие поддона ВАЗ 2108 легко, но есть машины, на которых это требует демонтажа двигателя.

А ЦПГ моторов с воздушным охлаждением можно очистить вручную, не снимая поддона — цилиндр поднимается из блока, и поршень отделяется от верхней головки шатуна.

Своевременное удаление нагара на поршнях и других деталях двигателя — отличный способ отдалить капитальный ремонт. Но можно обойтись и без нее. Для этого нужно использовать качественные запчасти и расходные материалы, вовремя проходить ТО. Заправляться соответствующими топливом и маслом. Ездить в благоприятных режимах, когда цилиндры мотора могут свободно «дышать», а лишняя копоть улетать в трубу, а еще лучше —осаждаться в сажевом фильтре и не загрязнять атмосферу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *