Как определяют температуру вспышки для масел
Перейти к содержимому

Как определяют температуру вспышки для масел

  • автор:

Какие факторы влияют на определение температуры вспышки смазочного масла?

Температура вспышки определяется как самая низкая температура, при которой масло может вспыхнуть при контакте с пламенем в условиях испытаний. То есть температура, при которой масло встречается с пламенем и начинает мигать при повышении температуры.

Какие факторы влияют на определение температуры вспышки смазочного масла?

Во-первых, используемые инструменты

Как правило, результаты, измеренные открытым измерителем температуры вспышки, выше, чем результаты, измеренные закрытым измерителем температуры вспышки, что связано со структурой открытого измерителя температуры вспышки.

Во-вторых, содержание воды в образце.

Если образец содержит воду, его необходимо обезвожить, прежде чем можно будет определить температуру вспышки. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле указывает, что содержание воды в образце не превышает >,05 процента, а метод определения температуры вспышки в открытом тигле указывает, что содержание воды в образце не превышает более 0,1 процента. В противном случае его необходимо обезвожить. Это связано с тем, что вода, диспергированная в масле, будет испаряться с образованием водяного пара во время испытания на нагрев, а иногда и образовывать пузырьки, покрывающие поверхность жидкости, что влияет на нормальную газификацию масла и замедляет время вспышки. Результат выше. При измерении температуры вспышки тяжелой нефти с большим количеством воды методом открытого тигля образец легко выливается из масляного тигля при нагревании до определенной температуры из-за испарения воды, что делает эксперимент невозможным.

В-третьих, размер выборки

Величина нагрузки при испытании масла должна соответствовать требованиям. Образец в чашке должен быть загружен по круговой разметке в соответствии с требованиями. Слишком большая или слишком маленькая нагрузка изменит объем пространства над уровнем жидкости, что повлияет на концентрацию паров масла и воздушной смеси, делая измеренную температуру вспышки низкой или высокой.

В-четвертых, скорость нагрева

Если скорость нагрева слишком высока и образец быстро испаряется, локальная концентрация смесителя достигнет нижнего предела взрываемости и вспыхнет раньше времени, что приведет к заниженным результатам измерения. Если скорость нагрева слишком низкая, время измерения будет увеличено, а количество раз воспламенения увеличится, что приведет к потреблению некоторого количества паров масла, задержке времени достижения смесью паров масла и воздуха концентрации температуры вспышки и повысить температуру до нижнего предела взрываемости. Поэтому скорость нагрева должна строго контролироваться в соответствии со стандартом.

В-пятых, атмосферное давление

Температура вспышки масла зависит от внешнего давления. Масло является летучим при низком давлении, поэтому чем ниже измеренная температура вспышки, тем выше температура вспышки. Стандарт предусматривает, что температура вспышки, измеренная при атмосферном давлении 101,3 кПа, является температурой вспышки при стандартном давлении. Если атмосферное давление отличается, измеренную температуру вспышки необходимо скорректировать при атмосферном давлении.

В-шестых, контроль зажигания

Диаметр сферического пламени, используемого для зажигания, расстояние от уровня пробы жидкости и время пребывания должны строго соответствовать национальным стандартам. Если диаметр сферического пламени слишком велик, расстояние от уровня жидкости слишком близко, а время пребывания слишком велико, результат измерения будет ниже и, наоборот, выше нормы.

PMA 5: Определение температуры вспышки образцов загрязненного масла

PMA 5: Определение температуры вспышки образцов загрязненного масла

Значения температуры вспышки могут использоваться в правилах транспортировки, хранения, погрузки-выгрузки и обеспечения безопасности в качестве классификационного свойства для определения «легковоспламеняющихся» и «горючих» материалов. Температура вспышки может также указывать на присутствие легколетучих материалов в относительно нелетучем материале, а испытание на температуру вспышки может быть предварительным шагом перед проведением других исследований неизвестных материалов. Это может быть полезным для определения присутствия газа или других загрязнителей в компрессорном масле и для получения общего представления о степени загрязнения. Из соображений безопасности пользователи проверяют наличие газа в жидкости на борту нефтяных производственных объектов. В случае загрязнения они могут вывести компрессор из эксплуатации для замены масла. В Северном море большая часть этого осуществляется на нефтяной платформе. Кроме того, все поступающие жидкости проверяются на предмет подобного загрязнения, чтобы убедиться, что с ними обращаются в соответствии с их воспламеняемостью. В нашей прикладной лаборатории мы смоделировали присутствие газа в образце масла, добавив небольшое количество н-пентана в доступное в продаже компрессорное масло. Было показано, что небольшие количества загрязнений в масле уже вызывают более низкую температуру воспламенения.

2. Определения

Температура вспышки — это самая низкая температура, скорректированная на барометрическое давление 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), при которой при поднесении источника зажигания происходит воспламенение паров образца в установленных условиях испытаний. Анализатор температуры вспышки PMA 5 автоматически определяет температуру вспышки дизельного топлива, биодизельного топлива, смазочных материалов и других нефтепродуктов в диапазоне от 40 °C до 400 °CC (от 104 °F до 752 °F). Он полностью соответствует соответствующим стандартным методам EN ISO 2719 или ASTM D93, где различные процедуры испытаний реализовываются с помощью PMA 5.

3. Оборудование

В следующих параграфах будут представлены прибор и принадлежности.

3.1 Прибор

Рисунок 1. Анализатор температуры вспышки PMA 5

Рисунок 1. Анализатор температуры вспышки PMA 5

3.2 Принадлежности

107205 Вставка для испытаний (тигель и крышка) 107212 Мультидетектор, нержавеющая сталь 107206 Электрический запал

4. Подготовка образцов и прибора

Процесс подготовки образцов и прибора описан ниже.

4.1 Подготовка образцов и наполнение

  • Доступное в продаже компрессорное масло
  • н-пентан

Чтобы имитировать загрязненные образцы, добавьте в компрессорное масло различное количество н-пентана.

0,13 % → 0,39 мл/300 мл

0,033 % → 0,10 мл/300 мл

0,01 % → 0,03 мл/300 мл

Наполните испытательный тигель образцом до метки (примерно 75 мл).

Температура тигля и образца должна быть как минимум на 18 °C или 32 °F ниже ожидаемой температуры вспышки.

4.2 Подготовка прибора

  • Поместите прибор на ровную поверхность без вибраций.
  • Включите прибор.
  • Выберите запал (электрический запал) с помощью «Config & service > Configurations > Igniter» («Конфигурация и обслуживание > Конфигурации > Запал»).
  • Проверьте, находится ли запал в правильном положении.

4.3 Настройки

  • Выберите нужную программу в разделе «Test Run» («Испытательный цикл»). Для выполнения первого измерения рекомендуется программа «SEARCH» («ПОИСК»), чтобы найти ожидаемую температуру вспышки. Дальнейшие измерения выполняются в программе «ASTM D93-A» или «EN ISO 2719-A».
  • Отрегулируйте ожидаемую температуру вспышки и идентификационный код образца.

5. Измерения

  • Наполните образцом испытательный тигель до метки (примерно 75 мл).
  • Запустите процесс измерения, нажав на («ЗАПУСК»).
  • Согласно ASTM D93 и EN ISO 2719-A запал начинает погружаться в среду, температура которой на 22 °C ниже ожидаемой температуры вспышки. Если температура, при которой определяется температура вспышки, на 18 °C ниже ожидаемой температуры вспышки или более чем на 28 °C выше температуры первого применения источника воспламенения, результат недействителен.
  • После завершения измерения прибор автоматически остывает.

6. Очистка

  • После того, как прибор остынет, извлеките образец.
  • Протрите тигель и все загрязненные части салфеткой и воспользуйтесь подходящим растворителем, способным удалить все остатки.
  • Перед началом нового испытания высушите все детали, чтобы предотвратить неправильные измерения.

7. Результаты

Концентрация н-пентана [%] в компрессорном масле Температура вспышки [°C] Программа «SEARCH» («ПОИСК»)
0,13 135,8
0,033 185,1
0,01 200,1

0,00 205,3

Таб. 1. Программа «SEARCH» («ПОИСК»)

Концентрация н-пентана [%] в компрессорном масле Ожидаемая температура вспышки [°C] Программа EN ISO 2719-A Температура вспышки [°C] Программа EN ISO 2719-A
0,13 135 131,5
0,033 185 187,0
0,01 200 199,0
0,00 205 203,0

Таб. 2. Программа «EN ISO 2719-A»

Рис. 2 График температур вспышки в зависимости от концентрации загрязненного масла в соотв.с EN ISO 2719-A

Рис. 2 График температур вспышки в зависимости от концентрации загрязненного масла в соотв.с EN ISO 2719-A

8. Обсуждение

Испытание продемонстрировало, что примеси 0,03 % н-пентана в компрессорном масле достаточно, чтобы вызвать более низкую температуру воспламенения по сравнению с незагрязненным компрессорным маслом.

Как определяют температуру вспышки для масел

Главная Справочник о маслах Свойства Температурные Температура вспышки

1 Температура вспышки

Температура вспышки (flashpoint) — это самая низкая температура, при которой пары нагреваемого нефтепродукта образуют с окружающим воздухом такую смесь, кото­рая вспыхивает от открытого огня, но быстро гаснет из-за недостаточно интенсивного ис­парения. При дальнейшем нагревании достигается температура воспламенения (firepoint), при достижении которой масло горит не менее 5 с (ГОСТ 4333-48).

Температура вспышки масла почти всегда указывается в списке типовых характерис­тик. Она связана с фракционным составом масла и структурой молекул базовых компонен­тов и является важной по нескольким причинам. Во-первых, это показатель пожароопасности масла, поэтому предпочтительнее более высокое значение температуры вспышки. Во-вторых, она показывает присутствие летучих фракций в масле, которые быстрее испаряются в работающем двигателе (расход масла на угар). В-третьих, при анализе работающего масла, по понижению температуры вспышки легко определяется разбавление масла топливом. В сочетании со снижением вязкости масла, понижение температуры вспышки служит сигна­лом для поиска неисправностей системы зажигания или системы подачи топлива.

Температура вспышки масла определяется двумя методами — в открытом и в закры­том тигле. Метод открытого тигля (openflash) называется методом Кливленда СОС (ClevelandOpenCup — СОС) (ISO 2592, ASTM D 92, ГОСТ 4333-48),метод закрытого тигля (closed сир) — методом Пенски-Мартенса PMC (PenskyMartensCup) (ISO 2719, ASTM D 93, ГОСТ 6356-75). Обычно численные значения, найденные этими двумя мето­дами, различаются примерно на 20°С. Для масел чаще всего применяется метод открытого тигля по Кливленду (СОС), а для топлива — закрытого тигля по Пенски-Мартенсу. На прак­тике температуру вспышки масла иногда определяют и по методу закрытого тигля.

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Рябинин Александр Александрович

В статье представлены результаты апробации нового метода определения температуры вспышки моторного масла, исключающего поджог паровоздушной смеси. Метод предусматривает термостатирование смазочного материала при трех температурах 160, 170 и 180°С, регистрацию массы испарившегося масла за время термостатирования, определение количества тепловой энергии , поглощенной массой испарившегося масла, как произведение температуры на время и массу испарившегося масла, вычисление десятичного логарифма тепловой энергии , поглощенной массой испарившегося масла и построение зависимостей десятичного логарифма тепловой энергии , поглощенной массой испарившегося масла от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования , по которым определяется температура вспышки при определенном постоянном значении десятичного логарифма тепловой энергии . Данная работа устанавливает возможности по определению температуры вспышки моторного масла без поджога паровоздушной смеси исходя из описания процессов термостатирования , изменения массы испарившегося продукта за время термостатирования , определения десятичного логарифма, зависимого от времени и температуры ранее описанных зависимостей, которые в свою очередь подвергаются анализу с помощью линейного уравнения по которому математическим путем и определяется температура вспышки моторного масла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Рябинин Александр Александрович

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПРОДУКТОВ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТОЙКОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРОДУКТАМИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТОЙКОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОДУКТАМИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ДЕСТРУКЦИИ И ИСПАРЕНИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Метод контроля термоокислительной стабильности моторных масел
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD FOR DETERMINING THE FLASH POINT OF MOTOR OILS

The article presents the results of testing a new method for determining the flash point of engine oil, which excludes the ignition of a vapor-air mixture. The method involves thermostating the lubricant at three temperatures of 160, 170 and 180°C, recording the mass of evaporated oil during thermostatting, determining the amount of thermal energy absorbed by the mass of evaporated oil as the product of temperature and time and the mass of evaporated oil, calculating the decimal logarithm of thermal energy, by the absorbed mass of the evaporated oil and plotting the dependences of the decimal logarithm of the thermal energy absorbed by the mass of the evaporated oil on the decimal logarithm of the time and thermostating temperature, by which the flash point is determined at a certain constant value of the decimal logarithm of the thermal energy. This work establishes the possibilities for determining the flash point of engine oil without igniting the vapor-air mixture based on the description of thermostating processes, the change in the mass of the evaporated product during thermostating, determining the decimal logarithm of the previously described dependencies, which are dependent on time and temperature, which in turn are analyzed using a linear equation by which the flash point of engine oil is determined mathematically.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ»

ISSN 1999-4125 (Print) Научная статья УДК 519.248

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Рябинин Александр Александрович

Сибирский федеральный университет

*для корреспонденции: aaryabinin@sfu-kras.ru.ru

Информация о статье

Поступила: 12 сентября 2022 г.

Одобрена после рецензирования: 01 октября 2022 г.

Принята к публикации: 11 октября 2022 г.

температурная деструкция; испаряемость; тепловая энергия, поглощенная смазочным материалом; термостатирование; оптическая плотность; начало процессов деструкции.

В статье представлены результаты апробации нового метода определения температуры вспышки моторного масла, исключающего поджог паровоздушной смеси. Метод предусматривает термостатирование смазочного материала при трех температурах 160, 170 и 180°С, регистрацию массы испарившегося масла за время термостатирования, определение количества тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла, как произведение температуры на время и массу испарившегося масла, вычисление десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла и построение зависимостей десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования, по которым определяется температура вспышки при определенном постоянном значении десятичного логарифма тепловой энергии. Данная работа устанавливает возможности по определению температуры вспышки моторного масла без поджога паровоздушной смеси исходя из описания процессов термостатирования, изменения массы испарившегося продукта за время термостатирования, определения десятичного логарифма, зависимого от времени и температуры ранее описанных зависимостей, которые в свою очередь подвергаются анализу с помощью линейного уравнения по которому математическим путем и определяется температура вспышки моторного масла.

Для цитирования: Рябинин А.А. Метод определения температуры вспышки моторных масел // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 202 2. № 5 (153). С. 55-61. doi: 10.26730/1999-4125-2022-5-55-61

Введение. Температура вспышки смазочных масел характеризует их способность воспламенению при нагреве и последующему распространению пламени, поэтому является важным критерием для определения их огнеопасности, а также опасности взрыва. На практике этот показатель подлежит обязательному определению по ГОСТ 4333-87 и ГОСТ 6356-75 [1,2]. Известные отечественные и зарубежные стандарты основаны на регистрации температуры, при которой пары над поверхностью нефтепродукта (масла), нагреваемого в установленных стандартами условиях, вспыхивают при поднесении пламени от зажигательного устройства. Для реализации этих методов используются установки, в том числе, автоматические, содержащие поджигающие устройства.

Недостатком известных методов определения температуры вспышки масел и нефтепродуктов является необходимость осуществления поджога паровоздушной смеси и использование для этого специальных устройств, не гарантирующих точность определения

Рис. 1. Зависимости десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной продуктами испарения от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования минерального моторного

масла Toyota Castle 10W-30 SL: 1 — 180 ° С; 2 — 170 ° C; 3 — 160 ° C Fig. 1. Dependences of the decimal logarithm of thermal energy absorbed by the evaporation products on the decimal logarithm of the time and temperature of thermostatting of mineral engine oil Toyota Castle

10W-30 SL: 1 — 180 ° С; 2 — 170 ° C; 3 — 160 ° C

Рис. 2. Зависимость десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от температуры термостатирования минерального моторного масла Toyota Castle 10W-30

Fig. 2. Dependence of the decimal logarithm of thermal energy absorbed by the mass of evaporated oil on the temperature of thermostating of mineral engine oil Toyota Castle 10W-30 SL

температуры вспышки. Так как незадолго до вспышки производят поджог в результате уменьшается концентрация паров нефтепродукта, а для ее увеличения необходимо увеличивать температуру нагрева, поэтому это влияет на точность определения температуры вспышки.

В этой связи разработка методов исключающих поджог паров нефтепродуктов является актуальной задачей [3-7].

Для реализации метода используются следующие средства испытания и контроля: прибор для термостатирования смазочных масел и электронные весы для измерения массы испарившегося масла. [8, 9] Для исследования выбрано всесезонное моторное минеральное масло Toyota Castle 10W-30 SL. Методика исследования заключается в следующем. Проба смазочного масла постоянной массы (100±0.1г.) термостатируют при атмосферном давлении без

Рис. 3. Зависимости десятичного логарифма времени термостатирования от температуры и десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла:1 — lgQo=2.5; 2

— lgQo=2.75; 3 — lgQo=2.9; 4 — lgQo=3.0 Fig. 3. Dependences of the decimal logarithm of the incubation time on the temperature and the decimal logarithm of the thermal energy absorbed by the mass of the evaporated oil: 1 — lgQo = 2.5; 2 — lgQo =

2.75; 3 — lgQG = 2.9; 4 — lgQo = 3.0

перемешивания при трех температурах в течении времени, обеспечивающего испарение установленной минимальной массы масла при каждой температуре. Масло Toyota Castle 10W-30 SL испытывалось при температурах 160, 170 и 180°С. Через равные промежутки времени термостатирования пробу масла взвешивают, определяют массу испарившегося масла. Термостатирование продолжают до испарения установленной массы для каждой температуры. По полученным данным испаряемости определяется тепловая энергия Q, поглощенная массой испарившегося масла G:

где Т — температура термостатирования,

°С; t — время термостатирования, час;

G — масса испарившегося масла, г.

Вычисляется десятичный логарифм тепловой энергии lgQG и затем строятся графические зависимости десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования (рис.1).

Данные зависимости описываются линейными уравнениями для температур:

180°С (прямая 1) lgQG=1.7398* lgtG +2.1366 (2)

170°С (прямая 2) lgQG=1.7863* lgtG +1.9309 (3)

160°С (прямая 3) lgQG=1.7542* lgtG +1.7681 (4)

Коэффициент корреляции: 0.9998; 0.9998; 0.9991.

Среднее квадратическое отклонение:0.0088; 0.0113; 0.0227.

Представленные на рис.1 зависимости пересекают ось ординат при значениях lgQG для температур 180°С — 2.1; 170°С — 1.9; 160°С — 1.7. На рис. 2 представлена зависимость десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от температуры термостатирования.

Данная зависимость описывается линейным уравнением:

Среднее квадратическое отклонение:1.7*10-19.

Решая уравнение (5) определяется температура начала процесса испарения исследуемого масла, которая составляет 75°С.

Если на зависимостях, представленных на (рис.1) провести горизонтальные штриховые линии при значениях десятичного логарифма тепловой энергии равных 2.5; 2.75; 2.9; 3.0. Определить координаты по lgtG пересечения этих линий с зависимостями для каждой температуры и построить графические зависимости десятичного логарифма времени термостатирования от температуры и значений десятичного логарифма тепловой энергии (рис. 3), то можно определить критические температуры для каждого значения lgQG.

Данные зависимости описываются линейными уравнениями для значений lgQG.

lgQG=2.5 lgtG=-0.012*T+2.38 (6)

lgQG=2.75 lgtG=-0.012*T+2.52 (7)

lgQG=2.9 lgtG=-0.01*T+2.26 (8)

lgQG=3.0 lgtG=-0.011*T+2.49 (9)

Коэффициент корреляции:0.9999; 0.9999; 0.9999; 0.9999.

Среднее квадратическое отклонение:1.35*10-19; 5.75*10-20; 5.75*10-20; 0.

Решая уравнение (6) определяется критическая температура для lgQG=2.5, которая составила — 220°С; а решая уравнение (7) определяется критическая температура для lgQG=2.75, которая составила — 213.64°С, решая уравнение (8) определяется критическая температура для lgQG=2.9, которая составила — 220.9°С, а решая уравнение (9) определяется критическая температура для lgQG=3.0, которая составила — 226.36°С и является температурой вспышки. Таким образом, показано, что с увеличением количества тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла увеличивается значение температуры вспышки. Для исследуемого минерального масла Toyota Castle 10W-30 SL по параметрам температура вспышки составляет 225°С. Поэтому для определения температуры вспышки предполагаемым методом необходимо использовать значение lgQG=2.9 [10-17].

При этом количество тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла составило:

794.328=180*2.884 G G=1.53^ где 2,884 — время термостатирования. Таким образом для измерения температуры вспышки необходимо испарить при термостатировании при Т=180°С всего 1.53 граммов масла.

1. Разработанный метод контроля температуры вспышки смазочных масел, включающий термостатирование и измерение массы испарившегося масла, определение десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла, зависимость которого от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования описывается линейными уравнениями, что позволяет исключить операцию поджога и средства поджога, вычислить температуру, принятую за температуру вспышки.

2. Для сравнения масел одного назначения предложено температуру вспышки вычислять при постоянном значении тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла равной lgQG=2.9.

1. Ковальский Б.И., Безбородов Ю.Н., Фельдман Л.И., Малышева Н.Н. Термоокислительная стабильноть трансмиссионных масел: монография — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011, 150 с.

2. Шаталов К.В., Горюнова А.К., Лихтерова Н.М. [и др.] Применение продуктов сульфатцеллюлозного производства в качестве присадок к топливам реактивных двигателей // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. — 2016. — Т. 20. — № 6. — С. 107-115.

3. Остриков В.В., Афанасьев Д.И., Снежко В.А., Снежко А.В. Теоретические предпосылки использования отработанных моторных масел при обкатке отремонтированных двигателей тракторов // Наука в центральной России. — 2017. — № 4(28). — С. 19-29.

4. Непогодьев А.В. Механизм окисления масла в поршневых двигателях // Химия и технология топлив и масел. — 1997. — №4. — С. 34-38.

5. Остриков В.В., Корнев А.Ю. Актуальные проблемы повышения эффективности использования топлив и смазочных материалов в АПК // Наука в центральной России. — 2020. — № 6(48). — С. 91-99. — DOI 10.35887/2305-2538-2021-6-91-99.

6. Багдасаров Л. Н., Агабеков С.С., Стахив В.И. Исследование влияния биодизельного топлива на термоокислительную стабильность моторного масла // Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. — 2016. — № 4(285). — С. 113-120.

7. Лашхи В.Л., Чудиновских А.Л., Салутенова В.А. Масло как сложная коллоидная система // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. М.: №9, 2015. С. 32-35.

8. Чудиновских А.Л. Химмотологический принцип оценки склонности автомобильных моторных масел к образованию отложений // Химия и технология топлив и масел. — №3. — 2015. — С. 3-6.

9. Ермилов Е.А., Балясников В.А., Олейник В.З., Агровиченко Д.В. Оценка влияния процессов окисления и температурной деструкции на противоизносные свойства моторных масел // Тенденции развития науки и образования. — 2017. — № 24-2. — С. 21-25. — DOI 10.1841Mj-31-03-2017-2-04.

10. Rasheed A.K., Khalid M., Walvekar R. [et al.] Study of graphene nanolubricant using thermogravimetric analysis // Journal of Materials Research. — 2016. — Vol. 31. — No 13. — P. 1939-1946. — DOI 10.1557/jmr.2015.359.

11. Heredia-Cancino J.A., Ramezani M., Alvarez-Ramos M.E. Effect of degradation on tribological performance of engine lubricants at elevated temperatures // Tribology International. — 2018. — Vol. 124. — P. 230-237. — DOI 10.1016/j.triboint.2018.04.015.

12. Lysyannikova N.N., Kravcova E.G., Kovaleva M.A. Control method of thermo-oxidative stability factors of synthetic motor oil // Lecture Notes in Mechanical Engineering — 2019. — No 9783319956299. — P. 1039-1048. — DOI 10.1007/978-3-319-95630-5_109.

13. Balabanov V. I. Self-organization of friction conditions when using repair and recovery additives to lubricants // Трибологичен журнал БУЛТРИБ. — 2018. — Vol. 7. — No 7. — P. 132.

14. Остриков В.В., Афоничев Д.Н., Оробинский В.И., Балабанов В.И. Удаление продуктов старения из работающих моторных масел без их слива из картеров двигателей машин // Химия и технология топлив и масел. — 2020. — № 3(619). — С. 18-21.

15. Балабанов В. И. Технологии и препараты для очистки масляной системы двигателя при безразборном сервисе автомобиля // Аграрный вестник Приморья. — 2020. — № 1(17). — С. 5-7.

16. Сердалин М.К., Бардола А.С., Кузьмин Д.Е., Кулаева А.Г. Влияние присадок на эксплуатационные свойства масел // Инновационные технологии в АПК, как фактор развития науки в современных условиях : Сборник международной научно-исследовательской конференции, посвященной 70-летию создания факультета ТС в АПК (МЕХ ФАК), Омск, 26 ноября 2020 года. — Омск : Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2020. — С. 584-589.

17. Вахрушев В.В., Немцев А.Е., Иванов Н.М. Обоснование номенклатуры квалификационных показателей для экспресс-оценки качества работающего моторного масла // Труды международной научной онлайн-конференции «АгроНаука-2020» : Сборник статей, Новосибирск, 05-06 ноября 2020 года -Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2020. — С. 226-234.

© 2022 Авторы. Эта статья доступна по лицензии CreativeCommons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Рябинин Александр Александрович, канд. техн. наук, Сибирский федеральный университет (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82/6), aaryabinin@sfu-kras.ru.ru

Заявленный вклад авторов: Рябинин Александр Александрович — постановка исследовательской задачи; научный менеджмент; обзор соответствующей литературы; концептуализация исследования; написание текста, сбор и анализ данных; обзор соответствующей литературы; выводы; написание текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

METHOD FOR DETERMINING THE FLASH POINT OF MOTOR OILS

Alexander A. Ryabinin

Siberian Federal University *for correspondence: aaryabinin@sfu-kras.ru.ru

The article presents the results of testing a new method for determining the flash point of engine oil, which excludes the ignition of a vapor-air mixture. The method involves thermostating the lubricant at three temperatures of 160, 170 and 180°C, recording the mass of evaporated oil during thermostatting, determining the amount of thermal energy absorbed by the mass of evaporated oil as the product of temperature and time and the mass of evaporated oil, calculating the decimal logarithm of thermal energy, by the absorbed mass of the evaporated oil and plotting the dependences of the decimal logarithm of the thermal energy absorbed by the mass of the evaporated oil on the decimal logarithm of the time and thermostating temperature, by which the flash point is determined at a certain constant value of the decimal logarithm of the thermal energy.

This work establishes the possibilities for determining the flash point of engine Keywords: thermal destruction; oil without igniting the vapor-air mixture based on the description of volatility; thermal energy thermostating processes, the change in the mass of the evaporated product

absorbed by the lubricant; during thermostating, determining the decimal logarithm of the previously

thermostating; optical density; described dependencies, which are dependent on time and temperature, which the beginning of the destruction in turn are analyzed using a linear equation by which the flash point of engine processes. oil is determined mathematically.

For citation: Ryabinin A.A. Method for determining the flash point of motor oils. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta=Bulletin of the Kuzbass State Technical University. 2022; 5(153):55-61. (In Russ., abstract in Eng.). doi: 10.26730/1999-4125-2022-5-55-61

1. Kovalsky B.I., Bezborodov Yu.N., Feldman L.I., Malysheva N.N. Thermal-oxidative stability of transmission oils: monograph — Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2011, 150 p.

2. Shatalov K. V., Goiyunova A. K., Likhterova N. M. [et al.] Application of cellulose sulphate products as jet fuel additives // Bulletin of the Moscow State Forest University — Forest Bulletin. — 2016. — T. 20. — No. 6. — P. 107-115.

3. Ostrikov V. V., Afanasiev D. I., Snezhko V. A., Snezhko A. V. Theoretical prerequisites for the use of used motor oils when running in repaired tractor engines // Science in Central Russia. . — 2017. — No. 4 (28). — P. 19-29.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Nepogodiev A.V. The mechanism of oil oxidation in piston engines // Chemistry and technology of fuels and oils.

— 1997. — No. 4. — P. 34-38.

5. Ostrikov V.V., Kornev A.Yu. Actual problems of improving the efficiency of the use of fuels and lubricants in the agro-industrial complex, Science in Central Russia. — 2020. — No. 6(48). — P. 91-99. — DOI 10.35887/2305-2538-2021-691-99.

6. Bagdasarov L.N., Agabekov S.S., Stakhiv V.I. Study of the effect ofbiodiesel fuel on the thermal-oxidative stability of motor oil // Proceedings of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin. — 2016. — No. 4 (285).

7. Lashkhi V.L., Chudinov-skikh A.L., Salutenova V.A. Oil as a complex colloidal system // World of oil products. Bulletin of oil companies. — No. 9. — 2015. — P. 32-35.

8. Chudinovskikh A.L. Himmotological principle for assessing the propensity of automotive motor oils to the formation of deposits // Chemistry and technology of fuels and oils. — No. 3. — 2015. — P. 3-6.

9. Ermilov E. A., Balyasnikov V. A., Oleinik V. Z., Agrovichenko D. V. Evaluation of the influence of oxidation and thermal degradation processes on the antiwear properties of motor oils // Trends in the development of science. and education. — 2017. — No. 24-2. — P. 21-25. — DOI 10.18411/lj-31-03-2017-2-04.

10. Rasheed A.K., Khalid M., Walvekar R. [et al.] Study of graphene nanolubricant using thermogravimetric analysis // Journal of Materials Research. — 2016. — Vol. 31. — No 13. — P. 1939-1946. — DOI 10.1557/jmr.2015.359.

11. Heredia-Cancino J.A., Ramezani M., Alvarez-Ramos M.E. Effect of degradation on tribological performance of engine lubricants at elevated temperatures // Tribology International. — 2018. — Vol. 124. — P. 230-237. — DOI

Submitted: 12 September 2022

Approved after reviewing: 01 October 2022

Accepted for publication: 11 October 2022

12. Lysyannikova N.N., Kravcova E.G., Kovaleva M.A. Control method of thermo-oxidative stability factors of synthetic motor oil // Lecture Notes in Mechanical Engineering — 2019. — No 9783319956299. — P. 1039-1048. — DOI 10.1007/978-3-319-95630-5_109.

13. Balabanov V. I. Self-organization of friction conditions when using repair and recovery additives to lubricants // Tribological journal BULTRIB. — 2018. — Vol. 7. — No 7. — P. 132.

14. Ostrikov V. V., Afonichev D. N., Orobinsky V. I., Balabanov V. I. Removal of aging products from working motor oils without draining them from crankcases of engine engines // Chemistry. and technology of fuels and oils. — 2020. — No. 3 (619). — P. 18-21.

15. Balabanov V. I. Technologies and preparations for cleaning the engine oil system with in-place vehicle service // Agrarian Bulletin of Primorye. — 2020. — No. 1 (17). — P. 5-7.

16. Serdalin M. K., Bardola A. S., Kuzmin D. E., Kulaeva A. G. Influence of additives on the performance properties of oils. conditions: Collection of the international research conference dedicated to the 70th anniversary of the creation of the TS faculty in the agro-industrial complex (MEH FAK), Omsk, November 26, 2020. — Omsk: Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 2020. — P. 584-589.

17. Vakhrushev V.V., Nemtsev A.E., Ivanov N. M. Substantiation of the nomenclature of qualification indicators for the express assessment of the quality of a working motor oil // Proceedings of the international scientific online conference «AgroScience-2020 «: Collection of articles, Novosibirsk, November 05-06, 2020. — Novosibirsk: State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2020. — P. 226-234.

©2022 The Authors. This is an open access article under the CC BY license (http://creativecommons. org/licenses/by/4.0/).

The authors declare no conflict of interest.

About the authors:

Alexander A. Ryabinin, C. Sc. in Engineering, Siberian Federal University (82/6, pr. Svobodniy, Krasnoyarsk, 660041), aaryabinin@sfu-kras.ru.ru

Contribution of the authors:

Alexander A. Ryabinin — research problem statement; conceptualisation of research; drawing the conclusions; writing the text, research problem statement; scientific management; data collection; data analysis, reviewing the relevant literature; conceptualisation of research; data analysis; drawing the conclusions.

All authors have read and approved the final manuscript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *