Как определить износ дисков и колодок
Перейти к содержимому

Как определить износ дисков и колодок

  • автор:

Износ тормозных дисков: допустимые значения, как определить

В чем проблема? Износ тормозных дисков – естественное явление, рано или поздно каждому автовладельцу их придется менять. Однако есть факторы, ускоряющие или, наоборот, замедляющие этот процесс. Например, агрессивный стиль вождения и наличие АКПП приблизят замену, а ABS, напротив, слегка ее отодвинет.

Что делать? Определить износ можно несколькими способами. Обратить внимание на контрольные метки, измерить остаточную толщину, осмотреть диск на наличие царапин и сколов, понять, есть ли вибрации при торможении.

В этой статье:

  1. Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков
  2. Признаки износа тормозных дисков
  3. Определение степени износа тормозных дисков
  4. Допустимый износ тормозных дисков
  5. Часто задаваемые вопросы об износе тормозных дисков

Как увеличить клиентскую базу автосервиса на 30% за 3 месяца
Пошаговый план с инструментами и рекомендациями

Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков

Что влияет на ресурс тормозных дисков:

Место установки

Диски, размещенные на передней оси, имеют средний пробег в 80 тыс. км, в то время как задние диски пройдут 120 тыс. км. Ускоренный износ передних тормозных дисков обусловлен тем, что спереди тормозные механизмы подвергаются более значительной нагрузке.

Тип коробки передач

В машинах с АКПП и вариаторами диски теряют ресурс в 1,5–2 раза быстрее по сравнению с моделями, оснащенными роботизированной или механической трансмиссией. Это происходит потому, что в последних случаях двигатель активно участвует в замедлении автомобиля, что снижает нагрузку на тормозную систему и увеличивает срок службы ее компонентов.

Антиблокировочная система

ABS оптимизирует силу нажатия тормозных колодок, что позволяет примерно на 20 % снизить износ как колодок, так и тормозного диска.

Вес автомобиля

Машины, которые перевозят тяжелые грузы или часто буксируют прицеп, более подвержены риску поломки тормозов. Износ передних и задних тормозных дисков возрастает пропорционально увеличению нагрузки из-за повышенного механического воздействия при значительном весе и трении.

Условия эксплуатации

Поездки по холмистому рельефу с крутыми спусками и извилистыми дорогами сильно влияют на состояние тормозной системы. В таких условиях диски часто требуется заменять после 30–50 тыс. км пути из-за повышенной механической нагрузки.

Манера вождения

Агрессивное вождение с частыми резкими торможениями сокращает срок службы дисков и колодок, повышая вероятность деформации из-за перегрева. В таких случаях может потребоваться замена, даже если толщина деталей остается в пределах нормы.

Качество колодок и дисков

Правильный выбор запчастей предполагает, что тормозные диски подлежат замене после 2–3 смен колодок. Важно отметить, что применение слишком жестких тормозных накладок или монтаж запчастей низкого качества может привести к досрочному выходу дисков из строя уже после единичного цикла эксплуатации.

Продолжительность службы дисков тесно связана с состоянием остальных компонентов системы тормозов. Заклинивание направляющих, окисление цилиндров и промедление в замене тормозных колодок может привести к преждевременному и неравномерному износу тормозного диска.

Резкое изменение температуры, например, происходящее при интенсивном торможении на мокрой дороге, когда на нагретый диск попадает холодная вода, вносит существенные изменения в геометрию данной детали. Этот процесс может привести к образованию трещин в структуре диска. Такие дефекты, возникающие под воздействием термических напряжений, в конечном итоге могут привести к снижению эффективности тормозной системы.

Признаки износа тормозных дисков

Диски изнашиваются по естественной причине — вследствие трения колодок по рабочей поверхности. Насколько быстро это произойдет, зависит от множества обстоятельств: от того, как часто водитель нажимает на педаль тормоза, как ездит, сколько проехал на машине, какие диски использует, и даже от времени года. Пыль, вода и химические вещества на дороге вредят работе тормозов. Изготовители предоставляют информацию о предельной степени износа тормозных дисков, располагая соответствующую маркировку на рабочей поверхности изделия.

Как проверить износ тормозных дисков по косвенным признакам — вопрос, требующий внимательного анализа поведения авто. Потребуется измерить толщину изделий в следующих ситуациях:

  • Изменения в поведении педали. Выраженный провал педали тормоза может свидетельствовать о различных неисправностях в тормозной системе, таких как значительная изношенность колодок, неисправность цилиндра или уменьшение уровня тормозной жидкости. Не лишним будет проверить состояние дисков.
  • Рывки, дерганье при снижении скорости движения. Если диск наклонен или искривлен, при торможении можно ощутить вибрацию. В таком случае стоит проверить и колодки.
  • Биение руля. Распространенное явление, часто вызванное глубокими бороздами износа, перекосом или деформацией тормозного диска. Похожие проблемы периодически наблюдаются из-за изношенности или выхода колодок из строя.
  • Громкий скрип при торможении. Посторонние звуки обычно свидетельствуют о дефектах или изношенности колодок, из-за чего, в свою очередь, появляется вероятность повреждения металлической основы и самого тормозного диска. Необходимо провести общую диагностику тормозной системы.

При выявлении любого из упомянутых выше дефектов настоятельно рекомендуется провести полную проверку всех компонентов системы тормозов, уделив особенное внимание износу тормозных колодок и дисков.

Неисправности Залипание дисков Занос автомобиля при торможении Свист тормозов Вибрация руля в процессе торможения Рывки в процессе торможения
Что может помочь
Замена колодок
Диагностика суппорта. Проверка поршней и направляющих на предмет коррозии и достаточный уровень смазки
Проверка толщины и общего состояния диска, отметить наличие рывков при торможении
Диагностика фрикционных накладок на тормозных колодках
Проверка ступичных подшипников. Диагностика рулевых механизмов и подвески
Проверка покрышек и дисков колес

Определение степени износа тормозных дисков

Когда снимают колесо, убирают колодки и опускают суппорт, тормозной диск становится полностью видимым и доступным для проверки. Существует несколько методов, как определить износ тормозных дисков:

  • Контрольные метки. Такие метки являются своеобразными индикаторами изношенности тормозов. Исчезновение проточки в зоне контакта с колодками сигнализирует о необходимости замены диска. Запрещено использовать авто, если тормозные диски изношены больше, чем допустимо.
  • Определение толщины диска при помощи штангенциркуля. В настоящее время большинство автопроизводителей в руководстве по эксплуатации машины предоставляют информацию о минимально допустимой толщине рабочей кромки диска.
  • Трещины, сколы, глубокие борозды и другие заметные деформации на дисках. Пытаться чинить диски с серьезными повреждениями очень опасно, поскольку появляется риск внезапного разрушения при торможении. Однако, если на новых дисках есть только поверхностные бороздки глубиной до 1 мм, их можно проточить без опасности значительного уменьшения толщины рабочей поверхности.
  • Биение диска. Обнаружить подобную проблему можно с использованием роликового микрометра, закрепленного относительно диска. Если при вращении диска амплитуда биения превышает 100 микрон, это вызывает вибрации при торможении, снижает эффективность тормозов и ускоряет износ колодок.

Чтобы определить, насколько изношены диски, и поставить взамен новые, лучше всего будет обратиться к профессионалам. Даже в простых вопросах могут быть тонкости, которые водитель-новичок наверняка упустит. Кроме того, при этом требуется не только замена дисков, но и смазка суппорта, а также установка свежего комплекта колодок.

Допустимый износ тормозных дисков

Каждому водителю важно осознавать разницу между допустимым уровнем износа передних и задних тормозных дисков, не влияющим на безопасность движения, и предельным уровнем, когда необходимо произвести замену дисков.

Читайте также!

При достижении максимальной степени износа тормозных дисков появляется риск попасть в аварию. От того, как устроена тормозная система, зависят возможные проблемы с поршнем – он или застревает, или, наоборот, выпадает из суппорта. Если подобное случится при движении на высокой скорости, то может стать серьезной угрозой для водителя и авто.

Каждый изготовитель запчастей тормозной системы устанавливает свои собственные критерии для определения степени изношенности. Эти характеристики зависят от того, насколько мощный двигатель, от размеров и типа дисков. Следовательно, предельные значения могут различаться в зависимости от параметров тормозных систем конкретного производителя.

Давайте рассмотрим пример для тормозов Chevrolet Aveo. Исходная толщина диска равна 26 мм, и предполагается, что критическая ситуация наступает, когда толщина уменьшается до 23 мм. Следовательно, предельная степень износа равна 24 мм, учитывая уменьшение на один миллиметр с каждой стороны.

На рабочей поверхности диска есть указания от изготовителя о том, какой износ считается допустимым. Это можно узнать двумя способами. Во-первых, на ободе находится простая маркировка, например MIN THK 20.0 mm. А, во-вторых, на торцевой части (изнутри, чтобы не мешали колодки) может быть предусмотрена специальная выемка. По опыту водителей выяснилось, что этот способ является более удобным. Когда диск уже достиг критичного состояния, торможение начинает сопровождаться рывками, ощутимыми водителем.

Минимальныйизнос тормозных дисков определяется как не превышающий 1–1,5 мм. Уменьшение толщины изделия на 2–3 мм от номинальной уже считается довольно опасным.

Замена тормозных колодок и дисков

Тормозная система, в частности колодки и диски, входит в число наиболее нагруженных и интенсивно эксплуатируемых узлов автомобиля. Теоретическая периодичность замены обычно указывается в руководствах по эксплуатации к конкретным моделям машин.

Однако на практике все обстоит иначе — их нужно менять по мере износа, интенсивность которого зависит от материала изготовления, атмосферных условий, состояния дорожного покрытия, стиля езды и пр.

В конструкции тормозных колодок нет ничего сложного: это пластины из стали, к которым прикреплены специальные накладки из высокопрочных материалов, устойчивых к трению и перепадам температуры.

Тормозные колодки: особенности и периодичность замены

Производители указывают в технической документации, сколько прослужат их изделия, но эта информация носит исключительно рекомендательный характер. Заранее определить, как часто придется покупать новые расходные детали, можно приблизительно.

В среднем замена тормозных колодок производится при следующем пробеге:

  • отечественные машины: 12 +/-3 тыс. км;
  • импортные авто: 17 +/-3 тыс. км;
  • спорт-кары: 5 +/-1 тыс. км.

Тормозные колодки: когда требуется замена?

Определить, когда требуется замена колодок проще всего по датчикам износа и/или по индикатору на приборной панели, если это предусмотрено в данной модели. Дополнительными признаками необходимости замены являются «легкая» педаль, увеличенная дистанция торможения и повышенный расход рабочей жидкости.

Характерным признаком выработки тормозных устройств будет специфический звук при интенсивном торможении. После стирания колодок пластина-датчик издает характерный писк при контакте с поверхностью диска. Конструкцией большинства иномарок предусмотрены световые индикаторы, которые подключены через контакты, вмонтированные в накладки колодок.

Если в машине нет никаких механических или прочих средств сигнализации состояния тормозных механизмов, следует периодически проверять их износ, измеряя размер накладок как задних, так и передних колес без учета металлического основания. Замена требуется, если толщина одной из накладок менее 1,5+/-0,5 мм. Если на авто установлены литые диски с большими отверстиями, эту проверку не составит труда выполнить визуально, даже не снимая колес.

Тормозные диски: особенности и срок службы

В отличие от колодок, тормозные диски служат значительно дольше. В большинстве случаев их меняют после 80 тысяч километров. Более точно срок службы указывается в технической документации конкретной модели, однако эти данные тоже условны.

Производители используют различные технологии и материалы, что сказывается на жесткости и прочности различных модификаций дисков. Интенсивность износа зависит от качества колодок, манеры езды, состояния дороги, погодных условий и прочих факторов.

Тормозные диски: когда нужна замена?

Чтобы знать, когда нужно менять тормозные диски, следует регулярно контролировать их состояние. При чрезмерном износе возможны следующие аномалии в машине:

  • Увеличение тормозной дистанции;
  • Снижение уровня рабочей жидкости;
  • Облегчение педали;
  • «Увод» в сторону при торможении;
  • Нехарактерный шум в области колес.

При появлении одного из вышеперечисленных отклонений необходимо проверить состояние тормозной системы. При этом особое внимание стоит уделить как дискам, так и колодкам. Лучше всего это доверить квалифицированным специалистам сервисного центра.

Систематическая проверка тормозных дисков требуется как на передних, так и на задних колесах. Помимо состояния поверхности, нужно измерить их толщину с помощью штангенциркуля. Допустимый для эксплуатации диапазон, как правило, указывается на тыльной стороне диска.

Примечание. Замена дисков, как и колодок, независимо от того, на каком из механизмов обнаружен недопустимый износ, нужно производить на одной оси только парами.

В технических центрах ГК FAVORIT MOTORS квалифицированные механики смогут оперативно проверить состояние тормозной системы и при необходимости поменять колодки и/или диски. Помимо высокого мастерства, европейского сервиса, качественных автозапчастей и расходных материалов, в арсенале наших преимуществ — гарантия на все работы, сжатые сроки обслуживания, разумные цены и привлекательные бонусы.

Как узнать износ тормозных колодок: датчики и индикаторы

Изношенные колодки представляют серьезную опасность и могут стать причиной полного отказа тормозной системы. Если фрикционные накладки полностью сотрутся, будет происходить торможение металлом о металл. Во-первых, это приведет к повреждению тормозных дисков, на них образуются глубокие царапины и канавки. Во-вторых, из-за недостаточного коэффициента трения между двумя металлами торможение будет малоэффективным. В-третьих, железные основания сточенных колодок могут зацепиться за неровности на дисках. Это приведет к моментальному заклиниванию колес и заносу автомобиля. Чтобы не возникло таких ситуаций, необходимо знать, какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить. Предлагаем подробно изучить эти вопросы.

Причины износа

Помимо физического износа существуют другие факторы, влияющие на ресурс колодок. В некоторых случаях рабочие накладки вырабатываются быстрее, чем положено. Например, из-за нерегулярного обслуживания суппортов могут заклинить направляющие втулки. Если закисла одна из них, будет возникать клиновидный износ тормозных колодок. Если заржавели обе втулки на суппорте, то на каждом колесе будет работать только одна из двух колодок. Это будет сопровождаться уводом руля в сторону при торможении. Также возникнет неравномерный износ тормозных колодок с наружных и внутренних сторон дисков.

Как проверить тормоза автомобиля самостоятельно: осматриваем колодки, диски, барабаны

Если тормоза автомобиля работают неправильно, садиться в такую машину опасно. Как проверить тормоза и выявить неисправности тормозной системы, расскажем подробно и понятно.

Последствия неправильной работы тормозов могут быть разными. Самое безобидное — увеличится износ механизмов или появятся посторонние звуки при езде. Опаснее — авария. Можно разбить не только свою машину, но и навредить другим людям.

Именно поэтому правила дорожного движения запрещают использовать автомобиль с дефектами тормозной системы.

Устройство тормозной системы

Как работают тормоза. Конструкции тормозных систем у автомобилей отличаются. Но принцип работы тормозов одинаковый.

Автомобиль останавливается благодаря механизмам, которые установлены на каждом колесе. При замедлении тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам или барабанам. В результате диск вместе с колесом перестает вращаться и машина останавливается.

Водитель влияет на интенсивность замедления с помощью педали тормоза. Чем сильнее нажимать педаль, тем сильнее колодки будут прижиматься к дискам. И тем быстрее автомобиль остановится.

Когда водитель давит на педаль тормоза, специальная тормозная жидкость перемещается по шлангам и трубкам до поршня, который прижимает колодки к дискам. Вся эта система называется гидравлическим приводом тормозов. В нее также входит вакуумный усилитель, благодаря которому не приходится сильно нажимать на педаль, чтобы остановиться. Однако он работает только при заведенном двигателе.

Чем отличаются тормоза. На эффективность торможения влияет множество параметров, в том числе материалы, из которых изготовлены тормозные колодки и диски.

На большинстве автомобилей установлены обычные металлические тормозные диски. Они бывают вентилируемыми, то есть со специальными отверстиями, которые отводят излишнее тепло. На дорогих или спортивных машинах иногда применяют карбон-керамические тормозные диски. Они очень легкие, способны выдерживать максимальные нагрузки и сохранять эффективность при широком диапазоне температур.

Колодки. Конструкция колодок достаточно простая. У них есть металлическое основание и фрикционная накладка, которая соприкасается с тормозным диском. Поверхность накладки состоит из специального слоя, который обладает высоким коэффициентом трения и устойчив к нагреву.

датчики торможения

Датчики. В большинстве современных автомобилей также есть электронные системы, которые помогают водителю при торможении. Они работают на основании показаний множества датчиков, данные с которых обрабатывает блок управления.

Наиболее распространенные — антиблокировочная система (ABS), система распределения тормозных усилий (EBD), противобуксовочная система (TCS), система стабилизации (ESP). Все они направлены, чтобы предотвратить потерю контроля над автомобилем и сделать вождение более комфортным и безопасным.

Ручник. Схема тормозной системы была бы неполной без «ручника».

Ручной тормоз создан для того, чтобы удерживать неподвижный автомобиль. Однако в случае отказа основной тормозной системы он поможет остановиться. Но важно помнить, что для остановки ручник используется исключительно в экстренной ситуации. Поскольку он зажимает только задние колодки, на ходу машину может занести, особенно если она не оснащена электронными помощниками.

Ручник может быть выполнен не только в виде привычного рычага, который нужно тянуть вверх или вниз, но и виде педали («ножник») или в виде кнопки («электронный ручник»).

Как проверить тормоза

Проверка тормозной системы включает в себя несколько основных пунктов.

Диски и колодки

Колодки на дисках. Для визуального осмотра колодок желательно снять колесный диск, чтобы получить свободный доступ к тормозным механизмам. Разглядеть через диски не всегда возможно, особенно если они у машины штампованные, а не литые. Плюс без снятия колеса получится увидеть только внешнюю колодку. Внутренняя, которая обычно изнашивается быстрее, находится с обратной стороны тормозного диска.

Износ колодок можно попробовать определить визуально. Критическим значением для фрикционной накладки является толщина в 5 мм и меньше. Однако на глаз понять это достаточно сложно, поэтому для определения толщины используют специальный измерительный прибор.

На многих колодках устанавливается металлический язычок для определения износа. При значительном уменьшении толщины накладки он начинает тереться о тормозной диск, издавая характерный скрип. Так водитель может понять, что пришло время заменить колодки. Однако иногда посторонние звуки могут издавать даже новые колодки, дело может быть в самом материале, из которого изготовлена накладка.

Колодки на барабанах. Описанное выше касается того, как проверить колодки на дисковых тормозах. Оценить колодки у машины с барабанными тормозами сложнее. Тут придется снять не только колесный диск, но и металлическую накладку — барабан, за которым прячутся тормозные механизмы.

Такой тип тормозов обычно ставится на заднюю ось автомобиля, а сами колодки в них изнашиваются медленнее, чем в дисковых. Критическая толщина фрикционных накладок составляет 1,5 мм.

тормозной диск

Проверить диск. Визуально проверить тормозной диск проще. Если на краю диска есть кромка (бортик) в 1,5-2 мм, значит, износ уже значительный, и его пора менять на новый.

Толщину измеряют с помощью штангенциркуля. Но есть и народный способ. К рабочей поверхности диска можно приложить рублевую монету. Ее толщина составляет 1,5 мм. Если монетка стоит вровень с кромкой диска или уходит глубже, значит, у него большой износ.

Иногда между диском и колодкой попадают посторонние предметы, например, мелкие камешки. Из-за этого на поверхности появляются бороздки (канавки). Если они не очень глубокие, выровнять поверхность диска можно будет с помощью процедуры, которая называется проточкой. Но при глубоких канавках, а также при наличии трещин, диск нужно менять.

Неравномерный износ колодок и дисков может свидетельствовать о других неисправностях тормозной системы. Например, на одном колесе может подклинивать направляющая суппорта. Эта часть отвечает за то, чтобы колодка прижималась к диску. Поэтому на одном колесе тормозной диск и колодки могут быть стерты сильнее, чем на остальных трех. Для проверки можно подвесить колесо и покрутить его руками. Если оно вращается с трудом либо не крутится вовсе, это верный признак неполадок.

Проверить барабан. Износ барабанного диска определяется его внутренним диаметром. Если он увеличился на 1,5 мм или больше по сравнению со стандартной величиной, то его пора менять. Автопроизводители указывают диаметр для каждой модели автомобиля, найти эти данные можно в интернете либо на самом барабане.

Проверить ручник. Ручной тормоз проще всего проверить, поставив автомобиль на уклоне. Если со включенным «ручником» машина не держится и начинает скатываться вниз, значит, он работает неэффективно.

Проверить тормоза в движении. От перегрева металлический тормозной диск может пожелтеть или посинеть. Однако визуально определить, что диск «повело» от перепада температур, не всегда возможно. Как проверить тормозные диски в таком случае? Лучше всего сесть за руль.

Неравномерное замедление, биение или вибрации, а также легкое перемещение вверх-вниз (пульсация) педали тормоза — все это признаки неисправности дисков.

Тормозные магистрали и уровень жидкости

Трубки и шланги. Чтобы осмотреть тормозные трубки и шланги, можно использовать подъемник или гараж с ямой. На металлических трубках не должно быть коррозии. Если на резиновых шлангах есть трещины, даже небольшие, их нужно заменить как можно быстрее. Так как через них может вытекать тормозная жидкость.

Такая проверка актуальна для старых машин, когда из-за большого возраста и пробега детали изнашиваются. Хотя элементы можно случайно повредить и на новой машине, так как часть из них расположена под днищем.

тормозная жидкость

Тормозная жидкость. Уровень тормозной жидкости можно проверить с помощью бачка, который расположен под капотом. На нем есть отметки MIN и MAX, которые обозначают минимально и максимально допустимый уровень.

Если уровень близок к минимуму или ниже его, жидкость надо подлить и срочно заняться поиском причин утечки. Также стоит осмотреть саму жидкость в бачке. Она не должна быть слишком темной или мутной.

Педаль тормоза

Биение и вибрации педали тормоза — не единственные признаки неисправностей.

Если при нажатии педаль слишком легко уходит в пол, то в тормозную систему попал воздух. Поэтому стоит проверить состояние главного тормозного цилиндра и тормозных шлангов и поискать повреждения. Если с ними все в порядке, должна помочь прокачка тормозов либо замена жидкости.

Бывает, что педаль, наоборот, нажимается слишком туго. Для торможения надо прикладывать много усилий. Скорее всего, проблема в вакуумном усилителе.

Кратко

Если вы заметили хотя бы небольшие отклонения в поведении машины при торможении: увеличение тормозного пути, биение педали или посторонние звуки — не откладывайте диагностику тормозной системы автомобиля.

Проверку тормозов можно сделать как самостоятельно, так и на сервисе.

Изношенные тормозные колодки или диски вы можете поменять самостоятельно, это несложная процедура. Также самому вполне реально прокачать тормозную систему или заменить тормозную жидкость.

Более серьезные проблемы, связанные с работой датчиков электронных систем, лучше решать на сервисе.

Даже если с машиной все в порядке и никаких признаков неисправностей вы не ощущаете, при ежегодном техобслуживании осматривайте тормозную систему. Вовремя обнаруженная неисправность может спасти жизнь.

Автор: Роман Яровой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *