Как работает кондиционер в поезде
Перейти к содержимому

Как работает кондиционер в поезде

  • автор:

Как проверить наличие кондиционера в вагоне: инструкция от «Укрзализныци»

Лишь около половины вагонов «Укрзализныци» оборудованы кондиционерами.

Какие вагоны

Какие вагоны «Укрзализныци» имеют кондиционеры / фото facebook.com/Ukrzaliznytsia

Путешествия поездом в жаркую погоду часто становятся настоящей каторгой. Пассажиры «Укрзализныци» нередко жалуются на закрытые окна и отсутствие кондиционирования в поезде. «Укрзализныця» оборудовала кондиционерами почти половину своих вагонов. Перед покупкой билета пассажир имеет возможность узнать, установлена ли система охлаждения воздуха в конкретном вагоне.

Как проверить наличие кондиционера в поезде

По словам «Укрзализныци», кондиционеры уже установлены в некоторых старых вагонах, а также во всех новых вагонах, которые покупает компания. Кроме того, кондиционерами оснащены все поезда Интерсити+.

Уточнить информацию о наличии кондиционера можно при покупке билета в кассе вокзала. При бронировании билетов онлайн проверить эту информацию можно на сайте «Укрзалізниці». В ней вагоны без кондиционирования имеют соответствующую отметку на странице выбора места, рядом с типом вагона. Если отметки нет, то кондиционер в вагоне имеется.

Пометка вагона без кондиционера / фото booking.uz.gov.ua

Пометка вагона без кондиционера / фото booking.uz.gov.ua

В вагоне с кондиционером температура должна составлять от +22 до +26°C. В начале путешествия она может быть немного выше, ведь система кондиционирования работает только во время движения поезда. За 20 минут движения вагон постепенно охлаждается.

Если во время поездки температура в вагоне значительно повысилась, или кондиционер не работает, стоит обратиться к проводнику или начальнику поезда. Пассажиру могут предложить место в вагоне с кондиционером. При необходимости также можно обращаться в контактный центр «Укрзализныци» по номеру: 0-800-503-111.

В каких поездах РЖД есть кондиционеры

В каких поездах РЖД есть кондиционеры

Назначение кондиционеров в поездах очевидно. Оборудование охлаждает поступающий воздух, а с недавнего времени в новых составах еще и дезинфицирует его. Но в старых составах кондиционера может не быть, поэтому пассажиров интересует, в каких поездах РЖД кондиционеры есть.

Особенности работы кондиционера в поезде

Климатическое оборудование включают летом. В большинстве составов охлаждение воздуха происходит только во время движения. Из-за технических особенностей во время стоянки состава оборудование отключают. Включение происходит обычно за полчаса до отправления.

Если в вагоне есть кондиционер, то окна в нем, скорее всего, не открываются. Поэтому любителям проветривать помещения лучше купить билеты на поезд без кондиционера.

Температура в вагоне, где есть кондиционер, устанавливается на основании СП 2.5.1198-03. Согласно этим санитарным правилам, летом температура в вагоне должна выдерживаться на уровне плюс 22-26 градусов, зимой и в межсезонье – плюс 20-24 градуса. Если температура выше, у пассажира есть право требовать пересадки в другое купе или вагон. При наличии свободных мест проводник должен выполнить просьбу.

Если в вагоне нет климатического оборудования, то максимальная температура не регламентирована. Но если пассажиру плохо из-за духоты, он также может попросить пересадки на другое место. Если такая возможность есть, проводник, вероятно, пойдет навстречу и пересадит в более прохладный вагон или даже на места, где есть кондиционер.

В каких вагонах есть кондиционеры, а в каких – нет

Выяснить наличие климатического оборудования в поезде можно до начала покупки билета. Следует обратить внимание на класс вагона и категорию обслуживания. Кондиционер есть:

  • в люксах и СВ (все категории обслуживания);
  • в купе 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц;
  • в плацкарте 3Э, 3Т, 3Д, 3Б, 3П;
  • в вагонах с сидячими местами 1Р, 1Ж, 1В, 3Р, 2Р, 2Ц, 2Ж, 2В, 2Е;
  • в купе и плацкарте фирменных поездов «Волга», «Лев Толстой» и пр.;
  • в новых «Сапсанах», «Ласточках», «Стрижах»;
  • во всех 2-этажных поездах.

Нет климатического оборудования:

  • купе 2Н, 2Л, 2Д;
  • плацкарт 3У, 3Л;
  • вагоны с сидячими местами 3Ж, 3С;
  • общие вагоны 3О, 3В.

Где в поезде размещен кондиционер

В современных поездах оборудование есть в каждом блоке, но выглядит оно не как офисный или домашний кондиционер. Небольшая «вытяжка» размещена на потолке.

В плацкартных вагонах кондиционер обычно находится в одном из концов состава, рядом с купе проводников. В современных моделях «вытяжку» размещают во всех отсеках. В купе она находится под потолком.

Можно ли отключить кондиционер в одном купе

Самостоятельно отключить кондиционирование воздуха невозможно, поэтому придется обратиться с просьбой к проводнику. Важно понимать, что кондиционер охлаждает воздух во всем вагоне, поэтому отключить его только в своем купе не получится.

Решить проблему удастся, если свою «вытяжку» закрыть листом бумаги. В люксе и первом классе кондиционеры в купе имеют регулировку. В этом случае можно выставить комфортную температуру.

Кондиционеры в вагонах

Кондиционеры в вагонах

Кондиционеры устанавливают во всех современных поездах с целью охлаждения воздуха. Однако, если вагон старого образца, системы охлаждения может и не оказаться.

Стоит отметить, что кондиционеры в вагонах функционируют только в летний период. При этом они включены лишь во время движения поезда. Когда состав останавливается, кондиционеры отключаются – такова техническая особенность. Перед отправлением поезда системы охлаждения воздуха включают за 30 минут.

Стоит отметить, что в вагонах с кондиционером окна, как правило, не открывают. Поэтому, если есть привычка проветривать помещение, стоит выбирать вагон без кондиционера.

Как купить билет в вагон с кондиционером?

Кондиционерами оборудованы вагоны только определенных классов, которые обозначаются цифрой и буквой. Чтобы не ошибиться при покупке билета, стоит знать, в вагонах какого класса точно установлены системы охлаждения воздуха:

  • вагоны «Люкс» и СВ — все классы,
  • купейные вагоны — классы 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц,
  • плацкартные вагоны — классы 3Э, 3Т, 3Д, 3Б, 3П,
  • сидячие вагоны — классы 1Р, 1Ж, 1В, 3Р, 2Р, 2Ц, 2Ж, 2В, 2Е.

Кроме того, все новые и фирменные составы (например, «Стриж», «Сапсан», «Ласточка») также оборудованы кондиционерами.

Не предусмотрены системы охлаждения в вагонах следующих классов:

  • купе – 2Н, 2Л, 2Д,
  • плацкарт – 3У, 3Л,
  • сидячий – 3Ж, 3С,
  • общий – 3О, 3В.

Где в вагоне расположен кондиционер?

В купейных вагонах кондиционер находится в каждом отделении, в плацкарте может находиться либо в каждом отсеке, либо только в проходе возле купе проводника. Оборудование вовсе не похоже на привычный кондиционер. Как правило, находится в потолке и имеет форму квадрата или прямоугольника.

Как выключить кондиционер?

Отключить кондиционер самостоятельно невозможно. Поэтому, если сильно дует, или воздух стал слишком холодным, можно попросить проводника выключить охлаждение. При этом нужно помнить, что выключить кондиционер в одном купе не получится – отключится кондиционирование всего вагона, и вскоре может стать очень душно. В связи с этим рекомендуется не отключать кондиционер, а временно прикрыть его только в своем купе.

Режимы охлаждения воздуха

Температура в вагоне поддерживается согласно санитарным правилам. В летний сезон она не должна превышать 26, а в остальные периоды 24 градусов. Чтобы пассажиры могли отслеживать соответствие санитарным нормам, в коридорах установлены термометры. Если температурный показатель не соответствует нормам, можно потребовать перевода в другой вагон.

Стоит отметить, что если в вагоне не предусмотрен кондиционер, контроль температуры не проводится. Однако если пассажир чувствует недомогание из-за жары и духоты, он опять же может попросить перевести его на другое место.

Кондиционирование воздуха в поезде

В пассажирский вагон воздух должен подаваться обеззараженным, а пассажирам, поездной бригаде и машинистам должно быть при этом комфортно. Основное, что должны выполнять системы кондиционирования в поезде – это поддерживать заданные параметры вне зависимости от погодных условий.

кондиционер для вагона

При этом системы должны потреблять минимальный объем энергии и здесь кране важны точные поскольку питаются данные системы либо от сети с напряжением 220 В и ниже, либо от аккумуляторов, либо от контактной сети. Очень важно правильно распределить нагрузки.

Поезд почти всегда получает электричество от контактной сети переменного тока. В ней напряжение составляет от 20 до 35 кВ. Можно получать электричество через генератор от колес поезда. Но тогда велики потери энергии.

Источники энергии имеют в поезде ограничения по массе и габаритам. При небольших размерах, вагон получает большую теплонагрузку. Холодопроизводительность должна реализовываться из расчета 30 кВт на вагон. Для этого в основном используют потолочный воздухораспределитель с перфорацией, работающий на большой площади. Для эффективного охлаждения конденсатора в такие кондиционеры устанавливают высокоэффективные осевые вентиляторы промышленного типа(№3 на рис. ниже).

Возникает необходимость рециркуляции воздуха. Чтобы кондиционировать пространство вагона, нужно использовать на весь вагон одну установку. Дополнительно, воздух забирается по каналам из каждого купе и подается в него обратно. Для вагонов поезда можно назвать характерными сравнительно мощные потоки воздуха, имеющие в купе воздухообмен, равный 20.

Установки должны работать при разных условиях климата, поскольку поезд во время следования может пересекать несколько климатических зон. В вагоне при этом микроклимат должен оставаться комфортным.

схема кондиционера

В качестве стандартных условий, обычно принимаются влажность 60% и температура 32 °С, или влажность 20%, температура 40 °С.

Система кондиционирования должна стойко переносить аэродинамические удары и сцепку вагонов. Для этого воздух всасывается из пространства по двум параллельным каналам. В купе температура должна регулироваться индивидуально.

Кондиционирования воздуха в поезде должно происходить с учетом обязательных режимов теплонасосного отопления, охлаждения и вентиляции. Должны быть предусмотрены возможности отопления поезда и его вентилирования на случай аварии. Отказы должны управляться автоматически, контролироваться и диагностироваться.

Температурное поле в помещениях вагона должно быть равномерным. Все участники рейса должны чувствовать себя комфортно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *