Как работает двухзонный климат контроль в автомобиле
Перейти к содержимому

Как работает двухзонный климат контроль в автомобиле

  • автор:

Принцип работы двухзонного климат-контроля

До конца 1980-х годов пассажир на переднем сиденье был вынужден мириться с температурой, которую устанавливал водитель. Все изменилось, когда появился двухзонный климат-контроль. С тех пор есть возможность обеспечить комфорт для двух людей. Система позволяет сформировать внутри салона пару частично изолированных участков. Первый будет обдувать воздух с температурой +21 °C, а второй прогреется до +26 °C. Больше не придется спорить из-за сильной жары или пронизывающего холода.

История появления

На заре автомобилестроения подавляющее большинство машин выпускалось с открытым кузовом. Кабриолетам ни к чему система для создания благоприятного микроклимата. Только в 1938 г. американцы из компании Nash Motors начали устанавливать на свои модели «печки» с жидкостным нагревом. Вентилятор обдувал радиатор, по которому циркулировал антифриз из системы охлаждения. Так горячий воздух попадал в салон.

Nash Ambassador 1938 года

Nash Ambassador 1938 года

Nash Ambassador 1938 года

В 1946 г. фирма Cadillac разработала систему с двумя радиаторами, которые располагались под передними сиденьями. Интенсивность нагрева можно было регулировать. Вот он, прообраз современного климат-контроля. Но полноценной автоматики не было и в помине. К 1964 г. машины бренда оснащали полноценным климатическим оборудованием. За температуру стали отвечать датчики.

Двухзонную систему впервые установили на немецком BMW E32 7-Series 1986 г. выпуска. А вот как выглядела панель управления на этой машине:

Панель управления кондиционером BMW

Панель управления кондиционером BMW

Панель управления кондиционером BMW 750il

Все атрибуты двухзонного климат-контроля на месте. Есть кондиционер, отдельные регуляторы для водителя и пассажира, даже кнопка «автоматически». С тех пор органы настройки стали полностью электронными, появились жидкокристаллические дисплеи, датчики измерения внешней и внутренней температуры.

Устройство

Главная задача системы — обеспечить два потока воздуха с разной температурой. Один пойдет через дефлекторы к водителю, второй — к пассажиру. При этом не получится сделать так, чтобы «градус» в одном контуре был +20 °C, а во втором поднимался до +30 °C. Средняя разница составит ±5 °C. Вот принципиальная схема работы климатической установки:

Схема работы климат-контроля

Схема работы климат-контроля

Схема работы двухзонового климат-контроля

Сначала открывается привод заслонки, свежий воздух поступает в систему. Вентилятор прогоняет его через испаритель кондиционера, происходит охлаждение и осушение. Затем остывшая масса направляется к радиатору отопителя, где нагревается до нужной температуры. Если нагрева нет, нужно разбираться, почему плохо греет печка. Двухзонная система устроена так, что есть две камеры смешения, изолированные друг от друга с помощью заслонок. Автоматика обеспечивает нужную температуру в каждой. Подготовленная смесь идет в салон через дефлекторы.

Виды регулировки

Современные водители не стремятся разобраться в деталях. Бортовые компьютеры и системы навигации упрощают взаимодействие с машиной. Но производители дают возможность настраивать климатическую систему двумя способами:

  1. Ручная регулировка. Она незаменима, когда нужно как можно быстрее создать подходящий микроклимат в салоне. Элементы управления позволяют буквально за 5 минут остудить воздух внутри авто летом или нагреть зимой. Очень удобно.
  2. С развитием техники за настройку стала отвечать автоматика. Она слегка «задумчива», зато дает возможность один раз установить нужный режим и забыть об этом. Температуру определяют внутренние и наружные датчики, а потом подгоняют под стандарт.

Кстати. Из-за смешения воздуха не получится обеспечить температуру с точностью до градуса. Если пассажир вместо 24°C устанавливает 25°C, то у водителя вместо желаемых 22°C будет как минимум 23°C. Все дело в близком расположении передних кресел.

Функции

Климат-контроль в первую очередь помогает создать в салоне благоприятную температуру. Над этой задачей работает ЭБУ — электронный блок управления, а также датчики, расположенные внутри автомобиля и за бортом. Если за основу выбран параметр 21°C, а оборудование зафиксировало изменение до 22°C, в смесь добавляется больше холода из зоны испарителя кондиционера. В противном случае воздух прогревается за счет радиатора «печки».

Две температурные зоны в салон

Две температурные зоны в салон

Две температурные зоны в салоне авто

У системы есть и другие функции:

  1. Распределение потоков. Дефлекторы на панели — не единственные. Есть еще отверстия, направленные на лобовое стекло и ноги. Горячий воздух поднимается наверх, значит автоматика для охлаждения будет «гнать» новые порции смеси туда же.
  2. Контроль влажности. Если в воздухе много водяных паров, начинают запотевать стекла. Становится душно или слишком холодно. Система кондиционирования способна убрать лишнюю воду. За это отвечает испаритель. Стекла становятся прозрачными.
  3. Фильтрация воздуха. Сложные системы двухзонного климат-контроля способны решить задачу. Для этого предназначен салонный фильтр. Он бывает бумажным или угольным. Второй вариант предпочтительнее. Внутрь не попадает пыль и аллергены.

Информация. Автомобили с климат-контролем расходуют меньше топлива, чем машины с кондиционером. При ручной регулировке большой ресурс системы тратится впустую. Автоматика плавно регулирует обороты вентилятора, интенсивность работы компрессора и другие параметры.

Плюсы климатической системы

Преимущества климат-контроля лучше всего ощущаются в летний зной. Солнце светит в лобовое стекло и раскаляет верхнюю часть приборной панели. Жара растет, о комфортном вождении не может быть и речи. Вот какая температура устанавливается в салоне легкового автомобиля среднего класса при поездке длиной в 1 час, когда за бортом +30°C:

С климатической установкой

Что такое климат контроль в автомобиле

Обеспечение комфортного нахождения водителя и пассажиров в салоне автомобиля является обязательным условием его функционирования. Возможность создания оптимального микроклимата реализована во всех современных автомобилях, которые оборудуются кондиционером или системой климат контроля. В данной статье мы попытаемся разобраться, что такое климат контроль в автомобиле, в чем особенности его работы и принципиальные отличия от штатного кондиционера.

Климат контроль является системой, работа которой направлена на автоматическое поддержание заранее установленного температурного режима в салоне автомобиля в целом или же в определенной его части. Система климат контроля может функционировать как автоматически, так и в зависимости от пользовательских настроек, если необходимо, к примеру, прогреть обледенелое ветровое стекло или же создать первоочередный комфорт в какой-то конкретной зоне салона.

Последние автомобильные разработки характеризуются наличием климат контроля, способного регулировать температуру воздуха салона с учетом степени проникновения солнечных лучей, а также с ориентиром на безопасность климатической системы для здоровья человека.

Как работает климат контроль в автомобиле

Конструктивно система климат контроля автомобиля объединяет в себе следующие элементы: кондиционер, отопительное оборудование, воздушные фильтры, различные датчики. Все эти элементы климатической системы взаимодействуют между собой за счет управляющей электроники, которая активирует необходимое устройство после считывания информации с датчиков.

движение воздуха, создаваемое климат контролем

Движение воздуха, создаваемое климат контролем

Система климат контроля способна регулировать объем подаваемого в определенную часть салона воздуха, ориентируясь на показания каждого отдельного датчика. Если фактическая температура воздуха превышает заданную, начнется работа кондиционера, вырабатывающего холодный воздух. Устройство будет активно до тех пор, пока значение фактической температуры не станет равным установленному пользователем.

В случае отрицательной разницы фактической и заданной температур электроника отдаст сигнал на включение отопительной системы с целью подготовки теплого воздуха.

Необходимо учитывать отсутствие четкого разграничения между работой кондиционера и отопительного устройства. Данные элементы функционируют сообща, подготавливая воздух, который впоследствии смешивается до требуемой общей температуры.

Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный Блок Управления) и как он управляет работой климат контроля и другими системами автомобиля.

Существует автоматический и ручной режимы функционирования климат контроля. В первом случае пользователь задает нужную температуру, а система заботится о качестве и объеме подаваемой в салон автомобиля воздушной массы. В ручном режиме пользователю доступна частичная или полная регулировка узлов, отвечающих за создание микроклимата. Последний может быть полезен в условиях непредвиденной температуры окружающей среды, когда водителю необходимо быстро подогреть (в зимнее время) или охладить (в летний период) салонный воздух.

интерфейс для управления климат контролем

Интерфейс для управления климат контролем

  1. Источником создания холодного и теплого воздуха для климатической системы является автомобильный двигатель. Только его включенное состояние даст возможность установить необходимую температуру воздуха в салоне.
  2. Эффективная работа климат контроля возможна только при закрытых окнах автомобиля. В противном случае в салон будут попадать уличные потоки воздуха, что приведет к работе климатического оборудования в условиях сильных нагрузок и повышенному расходу горючего.
  3. Климат контроль и кондиционер редко создают опасность для здоровья находящихся в салоне автомобиля людей при закрытых окнах, так как климатическая система подает воздух с постепенно уменьшающейся температурой.
  4. Работающая система климат контроля является причиной увеличенного топливного расхода. Особенно это заметно в теплый период, когда требуется работа кондиционера.
  5. Салонный воздушный фильтр должен иметь незначительный физический износ и поддерживаться в чистом состоянии, иначе это скажется на эффективности функционирования климатической системы.

Что такое однозонный, двухзонный и многозонный климат контроль

Самой простой разновидностью климат контроля является однозонный вариант. Он предусматривает рассредоточение воздуха определенной температуры по всему периметру салона. В данном случае водителю и пассажирам приходится искать компромисс в установлении температурного режима.

Двухзонный климат контроль дает возможность расположенному на переднем сиденье пассажиру устанавливать желаемую температуру воздуха, которая будет отличаться от температуры, установленной в зоне водителя. Отметим существование предела разницы между температурой в водительской и пассажирской зоне (например, если водитель выставил температуру 23 градуса Цельсия, а передний пассажир – 27 градусов, то последующее повышение температуры пассажиром на 1 градус автоматически увеличит температуру в зоне водителя на аналогичное значение). Двухзонный климат контроль является наиболее распространенным видом многозонного климат контроля.

четырех зонный климат контроль

Четырех зонный климат контроль

Отличительной характеристикой трехзонного климат контроля является возможность создания отдельной температуры в зонах водителя и переднего пассажира, а также на заднем ряду сидений.

Установленный в автомобиле четырехзонный климат контроль позволяет регулировать температуру воздуха в каждой четверти салона автомобиля.

Читайте также: Как уменьшить расход бензина при использовании климат контроля или кондиционера.

Видео о климат контроле

Двухзонный климат - контроль FORD FOCUS 3

  • Двухзонный климат — контроль FORD FOCUS 3

    Как работает климат контроль в автомобиле?

  • Как работает климат контроль в автомобиле?

    Чем отличается климат контроль от кондиционера в автомобиле

    Несмотря на то что кондиционер и климат контроль предназначены для поддержания комфортной обстановки в салоне автомобиля, между ними существует принципиальная разница. Изначально кондиционер предназначен для производства охлажденного воздуха и является неотъемлемым узлом системы климат контроля. Последняя, в свою очередь, является комплексным решением, созданным для автоматического регулирования температуры в салоне. В некоторой степени система климат контроля похожа на используемый в быту кондиционер с инверторным управлением. Она представляет максимальную безопасность для здоровья человека (по причине подачи воздуха с температурой, приближенной к температуре воздуха в салоне) и включается-выключается автоматически, в то время как включение-выключение кондиционера происходит по команде пользователя.

    В чем отличие двухзонного климат-контроля в машине от обычного?

    Климат-контроль предназначен для поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля. Разница между двухзонным и обычным климат-контролем заключается в том, что обычный климат-контроль предусматривает распространение воздуха определенной температуры по всему периметру салона, а двухзонный дает возможность устанавливать разную температуру воздуха на переднем сиденье пассажира и в зоне водителя.

    Такой эффект достигается благодаря воздушным заслонкам в воздуховодах. Изменение их положения приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока.

    Вопрос-ответ

    В каких случаях нужен двухзонный климат-контроль?

    Двухзонный климат-контроль больше подходит для водителей, которые перевозят детей, а также членов семьи, которые требуют своего микроклимата в салоне. Такой вариант позволит выставить температуру, наиболее комфортную для водителя и рядом сидящего пассажира.

    Какие еще есть варианты?

    Помимо обычного и двухзонного, также есть трехзонный климат-контроль, который устанавливает и поддерживает различную температуру на передних и на задних сиденьях, а также четырехзонный, позволяющий устанавливать температуру воздуха для каждого из пассажиров на заднем сиденье.

    Смотрите также:

    • В России стартовали продажи нового Hyundai Santa Fe →
    • Jeep Cherokee в лучших традициях →
    • Российская премьера Volvo S60 →

    Что такое климат-контроль?

    Необходимость климатических систем в автомобиле трудно переоценить. В жаркую погоду мы спасаемся в машине от духоты, а в холодную, напротив, спешим в авто отогреться. Но если с понятием «кондиционер» автолюбители давно свыклись, то что такое климат-контроль по существу знают немногие.

    Фактически, климат-контроль – это высокотехнологичная климатическая установка, объединившая в себе несколько элементов и устройств, способных воздействовать на температуру и влажность в салоне автомобиля. Такая система включает:

    • Отопительную систему;
    • Кондиционер;
    • Системы фильтрации воздуха;
    • Специальные датчики температуры;
    • Блок управления на основе электроники.

    Подобное сочетание устройств обеспечивает комфортный микроклимат и чистый воздух в машине в любую погоду. Нагревая или охлаждая воздух до определенной температуры и влажности, климат-контроль способен поддерживать их на нужном уровне столько, сколько это необходимо. Как только по каким-то причинам температура в авто меняется, датчики мгновенно сигнализируют системе об изменении «погоды».

    По алгоритму заданной пользователем программы система смешивает два воздушных потока: холодный за пределами автомобиля и горячий, вырабатываемый в результате работы двигателя (радиатора). При этом растет уровень потребления топлива и увеличивается расход заряда аккумуляторной батареи.

    Виды систем в современных автомобилях

    В базовых комплектациях выпускаемых на заводах автомобилей чаще всего установлен наиболее простой вид климат-контроля — однозонный. Данное устройство рассчитано на обслуживание всего пространства салона и используется оно в основном только водителем.

    Мультизонный климат-контроль – более сложная система, способная настраивать и поддерживать оптимальную температуру одновременно в различных зонах автомобиля.

    • двухзонный климат-контроль предусматривает индивидуальные настройки для водителя и пассажира переднего ряда;
    • трехзонный климат-контроль позволяет устанавливать разный температурный режим водителю, пассажиру спереди, а также пассажирам второго ряда сидений.
    • четырехзонный климат-контроль располагает пультами управления температурой в салоне для водителя, переднего пассажира, двух человек на заднем ряду.

    В условиях высокой влажности воздуха, скажем, во время дождя, система климат-контроля поможет не только согреться, но и избавить стекла от запотевания. В этом случае необходимо правильно установить дефлекторы подачи воздуха в нужном направлении.

    • Климат-контроль работает в автономном режиме, избавляя водителя и пассажиров от постоянных регулировки, включения и выключения устройства. Установка работает в точном соответствии с заданной программой.
    • Климат-контроль создает оптимальные условия существования человеческого организма. Благодаря интеллектуальной системе пассажиры авто могут избежать как перегрева, так и переохлаждения, как это бывает в случае использования вентилятора.
    • Индивидуальные настройки позволяют чувствовать себя комфортно всем без исключения пассажирам салона;
    • Климат-контроль способен очистить, поступающий в салон воздух, в том числе от неприятных запахов и болезнетворных бактерий.

    Единственным недостатком климат-контроля можно назвать его стоимость. Как известно, обычный кондиционер стоит дешевле и в случае поломки отремонтировать его гораздо проще. Кстати, какой бы климатической установкой не был оснащен ваш автомобиль, помните о правилах эксплуатации подобных устройств. Необходимо периодически менять салонный фильтр и время от времени тщательно промывать конденсатор от пыли и грязи.

    Климат-контроль расширил наши понятия о микроклимате в автомобиле. Теперь мы знаем, как не только управлять температурой воздуха, но и заботиться о его чистоте.

    Приятных вам поездок!

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *