Как проверить уровень бензина в баке
Перейти к содержимому

Как проверить уровень бензина в баке

  • автор:

Остаток топлива в баке: как рассчитать

Остаток топлива в баке: как рассчитать

Как правило, остаток топлива в баке показывает бортовой компьютер транспортного средства. Но если такой системы в автомобиле не предусмотрено или она выходит из строя, то пользуются специальной формулой, производя несложные расчеты.

Во избежание неприятных ситуаций рекомендуем вам заранее спланировать точки заправок на длинном маршруте. Корпоративная карта заправок для юр.лиц “Топливо Плюс” позволяет заправляться в любом регионе России, ведь продукт принимают на десятках крупнейших сетей АЗС.

Формула расчета бензина в баке

Существует формула, которой пользуются опытные автомобилисты.

Расход = потраченное кол-во бензина/пройденное расстояние*100

То есть, чтобы получить расход топлива на 100 км, нужно использованное количество горючего (в литрах) разделить на пройденные километры и умножить на 100.

Что нужно сделать до вычисления топлива в баке:

  • Заправиться до полного бака.
  • Обнулить километраж.
  • Записать показатели пробега.
  • Откатать бензин по максимуму.
  • Снять показатели и вычислить по формуле расход.

Почему показания остатка топлива могут быть неправильными?

Нередко водители сталкиваются с тем, что показания остатка топлива не соответствуют действительности. Чаще всего дело в неисправности механизма датчика. Подобная проблема возникает по следующим причинам:

  • нарушена герметичность поплавка;
  • нарушена правильная форма проволочного держателя;
  • поврежден корпус датчика;
  • нарушена фиксация датчика к баку.

Если стрелка уровня показывает неверные значения резервного остатка топлива, необходимо выполнить диагностику.

Как определить остаток топлива в баке

Кроме формулы расчета есть и другие способы определения минимального остатка топлива :

  • по приборам;
  • с помощью диагностического режима;
  • по датчику.

Ориентируясь на приборы можно получить приблизительный остаток бензина. Например, объем бака равен 50 литрам, на шкале отмечено 10 делений, каждое означает 5 л. Существует небольшой нюанс: автомобиль должен находится в горизонтальном положении. При положении ТС на уклоне, показания будут отличаться от реальных.

Более точные данные автомобилисты получают с помощью специального прибора – щупа. При этом желательная длина линейки прибора – свыше 50 см, материал изготовления не должен содержать металл.

На некоторых автомобилях установлена приборная доска с индикатором остатка топлива , которая позволяет уточнить остаток бензина в баке в диагностическом режиме. Перед запуском диагностики кнопку суточного пробега следует зажать на несколько секунд и после этого завести авто. Как только стрелка датчика придет в движение, отпустить ее.

Далее с помощью этой же кнопки переключиться в режим диагностики. Перед изображением заправочной колонки появится цифра, которая отображает оставшиеся литры в бензобаке.

Как узнать остаток топлива в автомобиле, если приборная панель не поддерживает диагностический режим? Для этого предусмотрен датчик, который устанавливается внутри бензобака. Современное устройство беспроводное, работает от батареек.

К особенностям прибора относят встроенную память, которая рассчитана приблизительно на два месяца. Уровень горючего возможно считать на расстоянии, поскольку датчик распознает радиосигнал.

Но наиболее эффективны топливные карты, которые точно указывают расход горючего за любой период. Чтобы получить показатели, достаточно зайти в личный кабинет. В компании “ОФПТК” данные предоставляются в течение нескольких минут. Читайте в нашем блоге, что значит процессинг топливных карт и чем такая схема лучше остальных.

Как определить реальный уровень топлива при неисправном датчике

Датчик уровня топлива – небольшая, но очень полезная вещица. С ее помощью автомобилисту легко понять, есть ли необходимость заезжать на ближайшую заправку, сколько бензина осталось в топливном баке и на какое расстояние его приблизительно хватит. Если прибор выходит из строя, водитель легко может остаться без горючего в самый неподходящий момент. Например, глухой ночью на проселочной дороге за городом. Существуют ли какие-то способы выяснить уровень бензина, если датчик сломался? ***** Больше контента в нашем телеграм канале. Подпишись! ***** Когда датчик уровня топлива на панели приборов начинает работать некорректно, ездить на автомобиле становится очень неудобно. Например, после запуска двигателя стрелка прибора остается на нуле, при этом в баке еще полно горючего. Или наоборот стрелка указателя поднимается до упора в сторону полного бака, хотя на заправку вы заезжали неделю назад. Иными словами, датчик просто-напросто врет. Причем может это делать как в большую, так и в меньшую сторону. Стрелка прибора также может «скакать», меняя показания в течение небольшого временного промежутка. Кроме того, некоторые водители сталкиваются с тем, что у них не загорается желтый индикатор минимального остатка топлива. Без работоспособного датчика уровня топлива автомобилисту придется несладко, особенно во время дальних поездок. Понадобится постоянно держать в голове момент последнего посещения АЗС. Довольно серьезные неудобства из-за такого маленького, но, как оказалось, очень важного прибора. Кстати, дело не только в дискомфорте, но и в безопасности во время движения. Ведь согласно действующей редакции Правил дорожного движения эксплуатация автомобиля с неисправным указателем топлива на приборной панели строго запрещена. Так что проблему придется устранить как можно быстрее. Чтобы не оказаться в лесной глуши без капли горючего в топливном баке, автомобилисту приходится все время держать в багажнике канистру с бензином или дизельным топливом про запас. Однако данный способ не сильно удобен хотя бы тем, что емкость с горючим будет занимать лишнее место. Второй вариант: контролировать уровень топлива в баке самостоятельно. На старых отечественных автомобилях сделать это не составит особого труда. Например, у моего дедушки, ездившего на «копейке», в машине всегда лежал чистый штапик (это такая деревянная рейка). Когда датчик уровня топлива ломался (а происходило это с завидным постоянством) и необходимо было выяснить, сколько бензина осталось в запасе, дедушка открывал бензобак, просовывал в горловину эту палочку, а затем вынимал и смотрел, насколько рейка влажная. Кстати, сосед по даче на своем «жигуленке» до сих пор использует данный способ. Однако для современных автомобилей подобный метод не подходит. Если вы не являетесь владельцем древних «Жигулей», придется вспоминать математику и шевелить мозгами. Для начала посмотрите по бортовому компьютеру средний расход топлива на 100 км. Заправьте автомобиль под завязку. Обнулите одометр – так будет проще считать, сколько километров вы уже преодолели. Теперь вы сможете рассчитать количество израсходованного топлива по определенной формуле: Средний расход топлива на 100 км в литрах * Количество километров, которые вы проехали, разделенное на 100 = Количество литров, которое вы израсходовали Полученное число необходимо отнять от количества литров в полном баке. Тогда вы узнаете примерный уровень оставшегося в автомобиле топлива. Например, автомобиль вмещает в себя максимум 50 литров топлива. Средний расход бензина – 8 литров на сотню. Вы проехали 260 км. Умножаем 8 на 2,60 и получаем 20,8 литров. Получается: 50-20,8=29,2 литра осталось в баке. Если израсходовали уже 70% топлива (в данном примере – это 35 литров), то лучше не рисковать и залить полный бак снова. Ведь расчеты приблизительные: средний расход потому и средний, что цифры могут сильно меняться. Зная емкость бензобака, автомобилист может без труда контролировать оставшееся количество горючего даже при неисправном датчике уровня топлива. Однако, отправляясь в длительное путешествие, особенно в места, где заправочные станции встречаются не слишком часто, все равно было бы нелишним закинуть полную канистру бензина про запас. На всякий случай. Если неохота каждый раз высчитывать остатки топлива, можно заехать в любой автосервис, где специалисты измерят реальный уровень бензина или дизеля в баке с помощью специального электронного прибора. Шутка, конечно. Раз уж вы доехали до автомастерской, то разумнее просто устранить неполадку. Тем более, что ремонт датчика уровня топлива особого труда не представляет. Многие делают это самостоятельно, обходясь без помощи специалистов. ***** Больше контента в нашем телеграм канале. Подпишись! ***** Кстати, чаще всего топливный индикатор барахлит из-за неисправной проводки. Если же датчик работоспособен, но показывает неверную информацию, то, вероятно, это связано с поплавком. В любом случае, «окончательный диагноз» установит автомастер. Желаем, чтобы вы не сталкивались ни с мелкими поломками, подобно этой, ни уж тем более с крупными! Удачной дороги!

Поделитесь с друзьями

Подпишитесь на рассылку

Как проверить уровень бензина в баке

О количестве оставшегося топлива в бензобаке мы узнаем от указателя уровня топлива, получающего информацию от специального датчика уровня топлива (ДУТа). Существует 3 вида таких датчиков. С 80-х годов распространен реостат, другие два — это графические и цифровые, которые недавно начали устанавливаться в автомобилях и уверенно вытесняют реостаты.

Реостат

Принцип действия реостата заключается в перемещении стрелки индикатора биметаллическими полосами. Положение, которое занимает полоса, зависит от создаваемого в цепи датчика сопротивления. В бензобаке устанавливается поплавок, включающий специальный рычаг. При возрастании уровня топлива сопротивление снижается, увеличивается напряжение тока, нагревающее полосу, которая, в свою очередь, перемещает стрелку индикатора.По мере снижения уровня топлива, поплавок опускается и уменьшает напряжение цепи. Напряжение тока уменьшается, и биметаллическая полоса перемещает стрелку индикатора.Другими словами, при разрыве цепи, датчик перестает работать, что говорит о пустом баке, аесли возникает короткое замыкание – о полном.

Магнитный датчик топлива

Этот датчик использует магнит, размещенный в магнитном поле. Оно создается с помощью 3 катушек индуктивности.

Особенность системы в том, что значительная часть напряжения подается сразу на все три катушки, и лишь оставшаяся попадает на первый виток. В зависимости от положения магнита, эта составляющая будет меняться. Показания такого датчика более точны, чем у реостата и адекватно реагируют на изменение уровня топлива.

Электронный ДУТ

Это современное устройство для отображения уровня топлива в баке. Для этого используетсяцифровой дисплей, работающий на основе данных сопротивления той же цепи. Регулятор напряжения получает информацию о сопротивлении и «решает», какую часть дисплея надо включить в работу для отображения информации об уровне топлива.

Методы проверки работы датчика

Известно множество способов проверки работоспособности ДУТа. Самый распространенный – измерить сопротивление цепи. Для этого нужно подключить к открепленным контактам омметр и изучить показания. Если они отличаются от нормы, вы обнаружили причину неисправности. После этого нужно провести замену датчика уровня топлива. Можно использовать и подручные средства. Например, вставить в бак чистый щуп итаким образом проверить полноту бака. Точные показания в данном случае необязательны, приблизительные тоже подойдут.

Другой способ проверки предполагает полный слив бензина и постепенное доливание. На каждом этапе контролируется уровень сопротивления датчика. Оно должно постепенно меняться.

Другие причины неисправности датчика:

  • В поплавке образовалось отверстие, в результате он недостаточно погружается в бензин
  • Произошла деформация топливного бака, и он мешает нормальному перемещению поплавка
  • Могут быть дефекты рычага поплавка. Это чаще всего обломы и перегибы

Если датчик в порядке, проблема, скорее всего, заключается в указателе топлива или электрической проводке. Для проверки проводов замерьте их сопротивление.

Проверяем указатель уровня топлива

Указатель уровня топлива также можно продиагностировать несколькими способами. Для этого достаньте датчик из бензобака и включите зажигание. Рычаг поплавка перемещайте в разные стороны. Если нет изменения показаний прибора, он действительно неисправен. Можно также провести диагностику с помощью специального тестера калибровки. Его нужно подключить вместо ДУТа и изменить сопротивление цепи. В случае, если стрелка прибора не реагирует, указатель требует замены. При использовании магнитного датчика, сопротивление цепи проверяется при помощи омметра. Нормой считается сопротивление в 10-15 Ом.

RU2349883C1 — Способ измерения топлива в баке транспортного средства — Google Patents

Publication number RU2349883C1 RU2349883C1 RU2007120563/28A RU2007120563A RU2349883C1 RU 2349883 C1 RU2349883 C1 RU 2349883C1 RU 2007120563/28 A RU2007120563/28 A RU 2007120563/28A RU 2007120563 A RU2007120563 A RU 2007120563A RU 2349883 C1 RU2349883 C1 RU 2349883C1 Authority RU Russia Prior art keywords fuel tank probe measuring vehicle Prior art date 2007-05-25 Application number RU2007120563/28A Other languages English ( en ) Other versions RU2007120563A ( ru Inventor Александр Павлович Ложкин (RU) Александр Павлович Ложкин Николай Григорьевич Лысанов (RU) Николай Григорьевич Лысанов Original Assignee Александр Павлович Ложкин Николай Григорьевич Лысанов Priority date (The priority date is an assumption and is not a legal conclusion. Google has not performed a legal analysis and makes no representation as to the accuracy of the date listed.) 2007-05-25 Filing date 2007-05-25 Publication date 2009-03-20 2007-05-25 Application filed by Александр Павлович Ложкин, Николай Григорьевич Лысанов filed Critical Александр Павлович Ложкин 2007-05-25 Priority to RU2007120563/28A priority Critical patent/RU2349883C1/ru 2008-11-27 Publication of RU2007120563A publication Critical patent/RU2007120563A/ru 2009-03-20 Application granted granted Critical 2009-03-20 Publication of RU2349883C1 publication Critical patent/RU2349883C1/ru

Links

Images

Abstract

Изобретение относится к измерительной технике, конкретно к технологии определения количества топлива в баке транспортного средства, для измерения израсходованного топлива за конкретную поездку, а также для проверки уровня заправки топливом бака на бензоколонках. Сущность: измерение ведут от горловины бака до поверхности топлива, которое находится в нем, и с применением соответствующего датчика касания поверхности топлива. При этом соблюдать строгое горизонтальное положение транспортного средства не требуется. Достаточно произвести три замера по трем разным направлениям перемещения щупа и получить три разные точки касания его с поверхностью топлива, чтобы по ним учесть, что бак наклонен к горизонту и сколько в нем осталось топлива. Технический результат: создание простого по применению и универсальности способа определения топлива в баке транспортного средства, который мог бы быть автоматизирован. 3 ил.

Description

Предлагаемое изобретение относится к измерительной технике, конкретно к технологии определения количества топлива в баке транспортного средства. Это изобретение может найти применение на автопредприятиях для измерения остатков топлива в баках транспортных средств, для контрольного измерения израсходованного топлива за конкретную поездку, для проверки уровня заправки топливом бака на бензоколонках, а также может быть использовано для контроля уровня в емкостях морских судов, тракторов, тягачей и т.п. Особенно оно эффективно при измерении уровня топлива в баках транспортных средств, на точность измерения которых сильно влияют поперечные и продольные крены бака, поскольку в этом случае давление столба жидкости и ее уровень относительно разных точек днища в каждый момент времени различны, и погрешность измерения становится тем больше, чем больше угол отклонения бака от нормального положения. При больших кренах бака погрешность достигает десятков процентов.

Процесс измерения остатков топлива в баках транспортного средства обычно осуществляется с помощью встроенных в них приборов (см., например, Патент РФ №2163005, «Способ измерения количества топлива в баке автомобиля», МКИ7 G01F 9/00; G01F 23/30, опубл. 2001.02.10).

Кроме того, в нормативных документах записано, что остаток топлива в баке автомобиля может быть измерен методом слива топлива в мерную емкость либо с применением мерной линейки.

Как известно, на практике метод порционного слива топлива, с помощью которого можно определить остаток топлива в баке, достаточно трудоемкий и больше носит теоретический характер. Поэтому практически для измерения остатков топлива в баке используются мерные линейки.

Применение мерной линейки основано на известном способе измерения топлива в баке транспортного средства путем механического ввода в бак щупа до его дна и последующего определения уровня топлива по длине следа от топлива на щупе. Причем лучшие мерные линейки используют щуп в виде трехгранного или четырехгранного либо круглого стержня, на поверхности которого нанесены соответствующие мерные деления. При этом для ввода щупа в бак используют горловину бака или ее пробку, служащие направляющими перемещения щупа относительно горловины бака (см. П.Ф.Дунаев. «Конструирование узлов и деталей машин», издание 3-е, переработанное и дополненное, Москва «Высшая школа», 1978, стр.112-113).

Это известное техническое решение выбирается в качестве прототипа как наиболее близкое по технической сущности к заявляемому изобретению и имеющее с ним наибольшее число общих существенных признаков, а также решающее аналогичную задачу, что и заявляемое изобретение.

Кроме того, прототип как способ измерения топлива в баке имеет широкое распространение у водителей транспортных средств. Это объясняется тем, что он прост в применении и не требует никаких приборов для своей реализации.

Однако прототип имеет существенные недостатки, которые заключаются в следующем:
— имеет низкую точность измерения;
— экологически вредный, поскольку после измерений щуп приходится протирать от остатков топлива;
— имеет узкую сферу применения — только для конкретного автомобиля.

Эти недостатки обусловлены тем, что определение уровня топлива ведут от дна бака до поверхности топлива в нем и судят о количестве топлива в баке по длине конца щупа, введенного в бак и погруженного в его топливо. Кроме того, щуп калибруют только под два-три типа топливных баков одного или двух, редко трех типов транспортных средств. Для иных баков нужны другие щупы или набор щупов. Это не позволяет считать известный способ универсальным для определения топлива в любом баке и у разных транспортных средств.

Задачей настоящего изобретения является создание простого по применению и универсального способа определения топлива в баке транспортного средства, который мог бы быть автоматизирован.

Поставленная задача решена следующим образом. В известном способе измерения топлива в баке транспортного средства путем механического ввода в бак щупа и определения уровня топлива по длине щупа, СОГЛАСНО настоящему изобретению, вместе со щупом используют датчик касания поверхности топлива, а определение уровня топлива по длине щупа ведут от горловины бака до точки касания торца щупа с поверхностью топлива, при этом перед вводом щупа в бак используют направляющую перемещения щупа относительно горловины бака с возможностью создания, по меньшей мере, трех направлений перемещения щупа в баке, и создают точку отсчета его перемещения.

Такое новое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет получить новый способ измерения топлива в баке транспортного средства, который является универсальным и может быть автоматизирован. Кроме того, является простым в реализации.

Это обусловлено тем, что вместе со щупом используют датчик касания поверхности топлива, а определение уровня топлива по длине щупа ведут от горловины бака до точки касания торца щупа с поверхностью топлива. В результате щуп не погружается в топливо, а всего лишь касается его поверхности. Датчик касания поверхности топлива дает высокую точность определения топлива в баке, а сам способ позволяет автоматизировать процесс измерения. Наличие направляющей перемещения щупа относительно горловины бака и создания ею точки отчета его перемещения повышает точность измерения, т.к. направляющая задает требуемый угол ввода щупа в бак, который учитывается при определении количества топлива в баке.

По сравнению с прототипом заявляемое техническое решение имеет существенные отличия:

— используется новый мерительный инструмент — щуп и датчик касания поверхности топлива в баке, что повышает точность измерения и дает возможность автоматизировать процесс измерения, а также сделать способ измерения универсальным для большинства транспортных средств и их разновидностей баков;

— выбирают противоположное прототипу направление определения уровня топлива в баке, что не требует погружения в топливо щупа, а следовательно, не создает опасности загрязнения окружающей среды и обеспечивает удобство эксплуатации;

— создают свою точку отсчета перемещения щупа относительно горловины бака, что повышает точность определения уровня и количества топлива в баке и обеспечивает автоматизацию измерения.

Проведенный заявителем патентно-информационный тематический поиск показал, что заявляемая совокупность существенных отличительных признаков не известна.

Поэтому с учетом ранее отмеченных отличительных признаков по сравнению с прототипом и результата патентно-информационного тематического поиска заявляемое изобретение можно считать новым.

Предлагаемый способ измерения топлива в баке транспортного средства обладает изобретательским уровнем, так как заявляемое техническое решение для специалиста средней квалификации логически не следует из известного уровня техники, а скорее противоречит сложившейся в нем тенденции развития способов измерения топлива в баке транспортного средства. Так, например, известно авторское свидетельство №295373, выданное на «Датчик топливомера», МКИ7 B64D 37/28; G01F 23/62, опубл. 2004.10.27, а заявлено — 1969.09.22. В нем используется трубка, по которой скользит поплавок с магнитом. Трубку погружают в бак и в его топливо. Причем трубку погружают до дна бака. Известно авторское свидетельство №800657, «Поплавковый уровнемер», М.Кл3 G01F 23/12, опубл. 30.01.81. В этом изобретении используется трубка с поплавковым элементом, снабженным магнитом. Трубку помещают в резервуар с топливом до его дна. Известен Патент РФ №2262084 «Резонансный акустический уровнемер», МКИ7 G01F 23/28; G01F 23/296, опубл. 2005.10.10. В этом изобретении все аналогично. Трубку опускают до дна резервуара в топливо, находящееся в нем. Определение уровня топлива ведут по мерным отрезкам трубки, в которых установлены соответствующие датчики. Причем определение уровня топлива ведут от дна резервуара до поверхности топлива в нем.

Таким образом, в известном уровне техники упомянутые способы построены на использовании постоянных (встроенных в транспортное средство) мерительных средств, в частности трубки в качестве щупа, которую размещают в баке или резервуаре. Устанавливают ее с упором в дно бака или резервуара. Определение уровня топлива или жидкости в баке или резервуаре ведут от дна до поверхности жидкости или топлива, которая оставляет соответствующий след на поверхности конца опущенного щупа в бак или резервуар.

Известно изобретение «Устройство для измерения уровня жидкости в емкости транспортного средства» по авторскому свидетельству СССР №657262, (М.кл. G01F 21/28, опубл. 15.04.75). В этом изобретении способ основан на измерении давления столба жидкости, пропорционального уровню, и может быть использовано для контроля уровня в емкостях транспортных средств, например морских судов, тракторов, тягачей и т.п. При измерении уровня топлива в баках транспортных средств на точность измерения сильно влияют поперечные и продольные крены бака, поскольку в этом случае давление столба жидкости и ее уровень относительно разных точек днища в каждый момент времени различны и погрешность измерения становится тем больше, чем больше угол отклонения бака от нормального положения. Причем при различных углах наклона бака расстояние Н между днищем бака и поверхностью жидкости, т.е. длина перпендикуляра, восстановленного к плоскости днища, остается неизменными только в центре тяжести плоского днища (как геометрической фигуры). Для всех остальных точек днища эта величина переменна. Давление Р в точке Т определяется высотой Ti столба жидкости. Высота Н столба является функцией угла наклона бака.

В заявляемом способе измерения топлива в баке транспортного средства ситуация обратная. Со щупом используют датчик касания поверхности топлива, а определение уровня топлива по длине щупа ведут от горловины бака до точки касания торца щупа с поверхностью топлива. Таким образом, с одной стороны, использован известный принцип механического опускания в бак щупа и применение датчика, а с другой стороны, используют датчик касания поверхности топлива, а щуп опускают в бак только до касания поверхности топлива. Определение уровня топлива ведут от поверхности топлива в баке до горловины бака. Кроме того, направление перемещения щупа в бак задают с помощью направляющей и с ее же помощью создают точку отчета его перемещения относительно горловины бака. В результате путем изменения направления перемещения щупа в бак можно установить уровень и количество топлива при перекосе машины на стоянке. Более того, использование вместе со щупом датчика касания поверхности топлива в баке и использование направляющей перемещения щупа относительно горловины бака позволяет применять заявляемый способ для любых транспортных средств и с любой конструкцией бака.

Практическое применение заявляемого способа поясняется чертежами, где:
фиг.1 — бак в начале ввода в него щупа;
фиг.2 — бак со щупом, введенным до касания поверхности топлива;
фиг.3 — бак с возможными тремя направлениями перемещения в баке щупа.

Как уже отмечалось ранее, предлагаемый способ измерения топлива в баке транспортного средства может быть применен для определения топлива в баке любого транспортного средства. Так, например, бак 1 имеет прямоугольную форму со скошенным верхним углом (Фиг.1). На этом скосе выполнена его пробка 2. Для определения топлива в баке используют щуп 3 и датчик 4 касания поверхности 5 топлива 6, находящегося в баке 1. Причем в качестве датчика 4 касания поверхности 5 топлива 6 может быть использован практически любой бесконтактный датчик, например, основанный на применении ультразвуковых волн либо световодов, или емкостной, индуктивный. Датчик 4 должен быть совместим со щупом 3, т.е. он вместе со щупом 3 механически вводится в бак 1. Практика заявителя показала, что наилучший вариант применения вместе со щупом 3 датчика 4 касания поверхности топлива может быть использование в качестве щупа 3 трубки, у которой на одном конце установлен датчик 4 давления, образующий с трубкой датчик 4 касания поверхности 5 топлива 6. Необходимо заметить, что щуп 3 в виде трубки может быть выполнен из материала, который наилучшим образом отвечает требованиям датчика 4, используемого с ней, в частности датчика 4 давления. Например, трубка может быть выполнена из алюминиевого сплава или из пластика, Главное, чтобы ее можно было вводить в бак 1 под определенным углом и в баке 1 вести по заданной траектории (Фиг.1, 2). Это особенно важно, когда в транспортном средстве осложнен прямой доступ к горловине бака 1 и само транспортное средство расположено не на горизонтальной плоскости (на чертеже не показано). Тогда надо использовать направляющую 8 с возможностями задания, по меньшей мере, трех направлений перемещения щупа 3 в баке 1 (Фиг.3).

В наилучшем варианте вначале вместо пробки 2 либо на нее (если в пробке уже имеется соответствующее отверстие для доступа в бак) на горловину 7 топливного бака 1 устанавливают направляющую 8 перемещения щупа 3 относительно горловины бака 1 (Фиг.1, 2, 3). С помощью этой направляющей 8 задают угол α погружения щупа 3 в бак 1 (Фиг.1, 2, 3). В качестве щупа 3, как было отмечено ранее, целесообразно использовать трубку, у которой на одном конце установлен датчик 4 давления, образующий с трубкой датчик касания поверхности 5 топлива 6. Этот щуп 3 через упомянутую направляющую 8 опускают в бак 1, и это перемещение щупа 3 фиксируется относительно точки отсчета, созданной упомянутой направляющей 8, до поверхности 5 топлива 6, т.е. измерение длины щупа 8 ведут от горловины до поверхности 5 топлива 6 в баке 1. Момент касания трубки поверхности 5 — момент перекрытия отверстия на конце трубки поверхностью 5 топлива 6. Это вызывает в трубке изменение давления воздуха, которое фиксируется датчиком 4 давления. Надо принять во внимание, что геометрия каждого бака 1 для конкретной марки и модификации автомобиля просчитывается с учетом всех конструктивных особенностей и вводится в информационное обеспечение средства измерения (на чертеже не показано) перемещения щупа 3 относительно горловины бака 1. Для всех уровней топлива 6 в баке 1 просчитывается соответствие его объема с расстоянием от поверхности 5 топлива 6 до горловины бака 1 в виде калибровочных таблиц. Она вводится в соответствующее информационное обеспечение мерительного инструмента.

Возможен случай, когда целесообразно применение ручного варианта замера длины погружения трубки. Для этого используют обычную линейку (на чертеже не показано). Для автоматического измерения может быть использован электронный датчик перемещения щупа относительно горловины бака (Фиг.3). Данные об этих перемещениях передаются в вычислитель, например, встроенный в направляющую, где с учетом калибровочных таблиц индицируется уровень топлива.

Предлагаемый способ был проверен заявителем на более чем десятке машин. Все они показали, что времени на применение этого способа требуется меньше, чем при использовании прототипа. Точность измерения уровня топлива составляла меньше миллиметра, что в несколько раз точнее применения способа по прототипу. В принципе, возможна и более высокая точность определения уровня топлива в баке. Предлагаемый способ по своей сути чистый, поскольку нет погружения щупа 3 в топливо 6.

Предлагаемый способ позволяет использовать один измеритель для любых транспортных средств с различной конструкцией и объемом топливного бака. При этом сам способ может быть легко автоматизирован, что исключит возможные ошибки персонала при проведении измерений. Отметим, что предлагается достаточно простое и понятное техническое решение, которое позволяет надежно и точно измерять топливо в баках транспортного средства. При этом не имеет принципиального значения ни количество транспортных средств, ни разнообразие их марок, как известно, имеющих топливные баки различного объема, формы, в том числе и нестандартной.

Надо отметить, что по предлагаемому способу не используется штатный (встроенный в транспортное средство или в бензоколонку) датчик уровня топлива, а используется независимый измеритель топлива в баке, которым можно достоверно проверить точность работы штатных датчиков. При этом используется традиционный механический ввод щупа в бак, но с определением топлива в баке от горловины бака до поверхности топлива, находящегося в нем. Кроме того, предлагаемый способ помогает упростить процедуру измерения израсходованного топлива и достаточно точно измерять остатки топлива в баках транспортных средств.

Следует также отметить, что все существующие способы определения объема топлива по уровню требуют горизонтального положения транспортного средства. Только тогда можно с достаточной точностью определить и уровень топлива в баке, и его объем в нем. По предлагаемому способу соблюдать строгое положение транспортного средства не требуется. Достаточно произвести три замера по трем разным направлениям (Фиг.3) перемещения щупа 3 и получить три разные точки касания его с поверхностью 5 топлива 6, чтобы по ним учесть наклон бака 1 к горизонту. А далее традиционные расчеты и традиционные теперь методы предварительного моделирования подобных ситуаций для данного транспортного средства позволяют скорректировать результаты измерений и индицировать объем топлива в баке с учетом наклона автомобиля.

Для сравнения, исправные стационарные датчики могли показывать результат измерений не точнее 25%.

Отметим, что предложенный способ измерения топлива в баке транспортных средств эту точность превышает. В частности, заявителями были выбраны следующие грузовые автомобили:

КАМА3-55111 с топливным баком 250 литров;
КАМА3-53215 с топливным баком 500 литров;
КАМА3-43114 с топливным баком 170+210 литров.

Предварительно по конструкциям баков этих автомобилей были созданы их компьютерные модели, были также проведены расчеты и получены таблицы соответствия количества топлива в баке и глубины погружения щупа в бак. Эти процедуры стандартные. Поэтому в пояснениях не нуждаются.

Заявители провели эксперименты: выяснили точность по заявляемому способу измерения количества топлива в баке и оценили удобства проведения измерений. Для этого в баки машин добавлялось топливо порциями по 20 литров. После чего проводились измерения.

В результате для всех машин подтвердилась достаточно высокая точность измерения топлива, которая выполнялась одним измерителем. Например, для бака в 250 литров, в который было залито 100 литров, точность измерения была не хуже 1% от объема бака.

Следует особенно отметить простоту и удобство проведения измерения предложенным способом. Для этого достаточно вставить пробку 2 с направляющей 8 в горловину 7 бака 1 и опустить щуп 3 в бак 1 до тех пор, пока не сработает датчик 4 касания с поверхностью 5 топлива 6. Эта процедура занимает не более 5 секунд и не требует специальной подготовки.

Отметим, также, что для эксперимента был использован интегральный датчик давления MRX100ASX фирмы Motorola и применен в соответствии с рекомендациями, которые подробно описаны в монографии: Панфилов Д.И., Иванов B.C. П01 Датчики фирмы Motorola. — М.; ДОДЭКА, 2000. — 96 с. (стр.10-56). В результате датчик вырабатывал стандартный электрический сигнал, из которого надежно и без помех обнаруживался момент касания конца трубки с поверхностью топлива. Сигнал в момент касания всегда был достаточно выраженный и по характеристикам походил на низкочастотный звуковой удар. Это позволило реализовать упрощенный вариант датчика давления, заявленного в описании. В результате был использован широко применяемый электретный микрофон. Как описано в книге Дж.Фрайден. Современные датчики. Справочник. Москва: Техносфера, 2005. — 592 с. (на стр.398 — По существу, микрофон является датчиком давления, приспособленным для преобразования звуковых волн… Основное отличие между обычным датчиком давления и акустическим преобразователем заключается в том, что последнему не приходится измерять постоянное давление).

Поскольку необходимо зафиксировать только факт касания с поверхностью топлива, микрофон в данном случае вместе со щупом-трубкой выполняет роль датчика касания, заявленного в описании. Для выделения сигнала касания из общего сигнала, вырабатываемого микрофоном, был применен низкочастотный фильтр, подавляющий частоты выше 0,1 Гц. В результате факт касания с применением микрофона также надежно обнаруживался. Поскольку стоимость микрофона значительно меньше стоимости интегрального датчика давления, то это техническое решение оказалось весьма привлекательно для массового производства.

В результате, следует заключить, что предложенный способ измерения топлива в баке транспортных средств позволяет реально решать важные задачи, связанные с контролем потребления топлива.

Claims ( 1 )

Способ измерения топлива в баке транспортного средства путем механического ввода в бак щупа и определения уровня топлива по длине щупа, отличающийся тем, что вместе со щупом используют датчик касания поверхности топлива, а определение уровня топлива по длине щупа ведут от горловины бака до точки касания торца щупа с поверхностью топлива, при этом перед вводом щупа в бак используют направляющую перемещения щупа относительно горловины бака с возможностью создания, по меньшей мере, трех направлений перемещения щупа в баке, и создают точку отсчета его перемещения.

RU2007120563/28A 2007-05-25 2007-05-25 Способ измерения топлива в баке транспортного средства RU2349883C1 ( ru )

Priority Applications (1)

Application Number Priority Date Filing Date Title
RU2007120563/28A RU2349883C1 ( ru ) 2007-05-25 2007-05-25 Способ измерения топлива в баке транспортного средства

Applications Claiming Priority (1)

Application Number Priority Date Filing Date Title
RU2007120563/28A RU2349883C1 ( ru ) 2007-05-25 2007-05-25 Способ измерения топлива в баке транспортного средства

Publications (2)

Publication Number Publication Date
RU2007120563A RU2007120563A ( ru ) 2008-11-27
RU2349883C1 true RU2349883C1 ( ru ) 2009-03-20

Family

ID=40545362

Family Applications (1)

Application Number Title Priority Date Filing Date
RU2007120563/28A RU2349883C1 ( ru ) 2007-05-25 2007-05-25 Способ измерения топлива в баке транспортного средства

Country Status (1)

Country Link
RU ( 1 ) RU2349883C1 ( ru )

Cited By (1)

* Cited by examiner, † Cited by third party

Publication number Priority date Publication date Assignee Title
RU193764U1 ( ru ) * 2019-04-29 2019-11-14 Раис Каюмович Бикмаев Топливоизмерительная система транспортного средства
  • 2007
    • 2007-05-25 RU RU2007120563/28A patent/RU2349883C1/ru not_active IP Right Cessation

    Non-Patent Citations (1)

    * Cited by examiner, † Cited by third party

    Title
    Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин. — М.: Высшая школа, 1978, с.112-113. *

    Cited By (1)

    * Cited by examiner, † Cited by third party

    Publication number Priority date Publication date Assignee Title
    RU193764U1 ( ru ) * 2019-04-29 2019-11-14 Раис Каюмович Бикмаев Топливоизмерительная система транспортного средства

    Also Published As

    Publication number Publication date
    RU2007120563A ( ru ) 2008-11-27

    Similar Documents

    Publication Publication Date Title
    JP5257625B2 ( ja ) 2013-08-07 密度測定機能付液面測定装置
    CN101297182B ( zh ) 2010-11-03 液位计
    CN104949740A ( zh ) 2015-09-30 液位计自动计量检定装置和方法
    CN102322815B ( zh ) 2013-08-14 基于三维激光扫描的高精度大容积测量装置及方法
    RU2384482C1 ( ru ) 2010-03-20 Бортовая топливоизмерительная система самолета
    CN105157794A ( zh ) 2015-12-16 导波雷达液位计检测装置
    JP5618187B2 ( ja ) 2014-11-05 密度測定機能付液面測定装置
    CN103217252A ( zh ) 2013-07-24 一种移动容器式高精度微压检测装置
    CN106289454A ( zh ) 2017-01-04 液位计量尺及应用其的液位计校准方法
    RU2349883C1 ( ru ) 2009-03-20 Способ измерения топлива в баке транспортного средства
    RU2344381C1 ( ru ) 2009-01-20 Измеритель топлива в баке транспортного средства
    CN204758091U ( zh ) 2015-11-11 液位计自动计量检定装置
    US2140914A ( en ) 1938-12-20 Measuring device
    CN205120211U ( zh ) 2016-03-30 一种油水液面的新型测量装置
    CN110186538A ( zh ) 2019-08-30 一种河工试验水位计及其参数标定方法
    EP2385342B1 ( en ) 2018-06-27 Apparatus and method for calibrating a coordinate measuring apparatus
    US1879805A ( en ) 1932-09-27 Compensating gauge device for liquid storage tanks
    CN205102890U ( zh ) 2016-03-23 差压式液位计高度差测量装置
    CN108303159B ( zh ) 2020-05-22 一种简易的油箱当前油量的检测方法
    CN206531550U ( zh ) 2017-09-29 超声波明渠流量计液位误差现场检测装置
    CN204255427U ( zh ) 2015-04-08 一种装载机油量测试装置
    CN101650149A ( zh ) 2010-02-17 圆弧直径检具及其制造、使用方法
    CN104180872A ( zh ) 2014-12-03 一种无接触液面高度计
    CN202255804U ( zh ) 2012-05-30 一种组合式多点挠度计
    CN205300696U ( zh ) 2016-06-08 液体测量装置、油箱以及车辆

    Legal Events

    Effective date: 20160526

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *