Как производится проверка свободного хода рулевого колеса
Перейти к содержимому

Как производится проверка свободного хода рулевого колеса

  • автор:

Регулировка рулевых механизмов

Для проверки свободного хода рулевого колеса надо: установить передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению по прямой; повернуть рулевое колесо влево на величину свободного хода; установить на рулевой колонке люфтомер 1 (рис. 157), а на рулевом колесе — стрелку 2 так, чтобы она находилась против нуля шкалы люфтомера; повернуть рулевое колесо вправо и определить по шкале люфтомера величину свободного хода рулевого колеса.

Если свободный ход рулевого колеса более 25°, надо произвести регулировку рулевого управления.

Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса являются зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг и ослабленная посадка сошки на шлицах вала. В автомобиле ГАЗ-66 шарнирные соединения поперечной рулевой тяги нерегулируемые. Для регулировки шарнирных соединений продольной рулевой тяги надо затянуть пробку тяги до отказа, а затем отвернуть ее на 1/12-1/14 оборота и зашплинтовать. Перед регулировкой переднего шарнирного соединения продольной рулевой тяги необходимо отъединить и снять клапан управления гидравлического усилителя, корпус которого крепится к наконечнику тяги.

Рис. 157. Проверка свободного хода рулевого колеса автомобиля КрАЗ: а — люфтомер; б — проверка своб

Для регулировки осевого зазора подшипников червяка рулевого механизма необходимо:

при откинутой кабине отъединить вилку нижнего кардана, соединяющего рулевой вал с валом 2 червяка (см. рис. 96) и продольную рулевую тягу от сошки 11;

ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло;

снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную бумажную прокладку;

поставить нижнюю крышку картера на место и проверить, есть ли продольное перемещение червяка в подшипниках. Если зазор не устранен, снять толстую прокладку, поставив на ее место снятую ранее тонкую прокладку.

При вынутом вале сошки усилие, приложенное к ободу рулевого колеса для его поворота, не должно превышать 0,3—0,5 кГ.

Для регулировки зацепления ролика с червяком отвертывают колпачковую гайку 3, снимают стопорную шайбу 7 и вращают торцовым ключом регулировочный винт 9 по часовой стрелке до устранения зазора. Усилие на ободе рулевого колеса при его повороте должно быть 1,6—2,2 кГ (при отъединенной продольной рулевой тяге). Затем надевают стопорную шайбу, завертывают колпачковую гайку и проверяют перемещение нижнего конца сошки при нейтральном положении передних колес. Если перемещение нижнего конца сошки 11 не превышает 0,3 мм, вставляют шаровой палец в отверстие сошки, завертывают гайку 12 и шплинтуют ее.

Перед регулировкой рулевого управления автомобиля ЗИЛ-131 надо проверить уровень масла в бачке насоса гидравлического усилителя, натяжение ремня привода насоса, убедиться в отсутствии воздуха в системе усилителя, осадков или грязи в бачке насоса и течи масла в соединениях шлангов.

Для регулировки осевого зазора вала 18 (см. рис. 98) рулевой сошки, ослабив контргайку, вращают винт 16 (вращением винта по часовой стрелке усилие на ободе рулевого колеса увеличивается).

Усилие, замеренное динамометром при переходе рулевого колеса через среднее положение, не должно превышать 2,8 кГ.

Если рулевое колесо повернуть на два оборота от среднего положения, то усилие на ободе должно составлять от 0,55 до 1,35 кГ. При повороте рулевого колеса на 3/4—1 оборот от среднего положения усилие не должно превышать 1,0—2,3 кГ. Если имеются отклонения от норм, необходима разборка рулевого механизма и регулировка предварительного натяга шариковой гайки 5 и упорных подшипников винта. Подшипники затягивают гайкой 11, гайка стопорится вдавливанием ее буртика в паз винта.

В рулевом механизме автомобиля МАЗ-500 (см. рис. 99) регулируют подшипники винта (регулировочными прокладками 9) и зацепление зубчатого сектора с гайкой-рейкой (регулировочным винтом 3). Свободный ход рулевого колеса при правильно отрегулированном рулевом механизме в среднем положении не должен превышать 8°.

В рулевом механизме автомобилей Урал-375 и Урал-377 зацепление сектора с червяком регулируют подбором толщины упорной бронзовой шайбы 6 (см. рис. 100). Осевое перемещение вала 2, замеренное индикатором в крайних положениях сектора, должно быть 0,25—0,6 мм, а в среднем до 0,3 мм. Зазор между упорным штифтом 3 и червяком проверяют щупом при сборке. Он должен быть 0,2—0,45 мм, а зазор между упорным штифтом 5 и торцом сектора — 0,37—0,67 мм.

Для регулировки осевого зазора подшипников червяка в рулевом механизме автомобиля КрАЗ-257 служат прокладки, установленные между картером и верхней крышкой.

Рулевой механизм надо снять с автомобиля, слить из картера масло, ослабить гайки нижней крышки и отвести крышку от картера, снять боковую крышку и вывести сектор из зацепления с червяком. Далее надо отогнуть стопорную шайбу верхней крышки картера и отвернуть крышку. Удалив из-под крышки часть регулировочных прокладок, завернуть крышку и проверить затяжку подшипников. Червяк должен поворачиваться усилием 0,3—0,9 кГ, приложенным к ободу рулевого колеса.

Зацепление сектора с червяком регулируют путем замены упорной бронзовой шайбы, установленной на штифте между боковой крышкой картера и торцом вала сошки (см. рис. 100). При правильной регулировке качание вала сошки, замеренное индикатором по ведущему рычагу (рулевой сошке) на радиусе 200 мм, должно быть до 0,07 мм для среднего положения и 0,6—1,4 мм для крайних положений сектора.

Регулировку рулевого механизма в сборе можно проверить динамометром. Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса, не должно превышать 2,8 кГ.

Перед регулировкой пневматического усилителя рулевого управления надо заполнить воздушные баллоны пневматической системы воздухом, проверить отсутствие утечки воздуха и действие усилителя, установить передние колеса в положение прямолинейного движения автомобиля.

отъединяют тягу 7 (см. рис. 104, а) и завертывают установочный болт 18 так, чтобы коромысло 17 не поворачивалось;

ослабляют контргайку 20 и винтом 19 перемещают шток-поршень, расположенный в цилиндре 9 воздухораспределителя, до момента, пока через клапан воздухораспределителя не начнет поступать воздух в силовой цилиндр;

вывертывают винт 19 на 2 1/2 оборота и закрепляют контргайкой;

так же регулируют второй цилиндр воздухораспределителя;

соединяют тягу 7 с хомутом 15, вывертывают установочный болт 18 до свободного перемещения коромысла и затягивают контргайку 20.

Для регулировки затяжки пружины 10 надо:

расшплинтовать гайку 11 штока 14 и кольцевую гайку 12, отвернуть гайку 11 и снять втулку 13;

вращением кольцевой гайки 12 добиться, чтобы пневматический усилитель включался в работу при усилии 10—11 кГ на ободе рулевого колеса;

поставить на место втулку 13 и завернуть гайку 11, снова проверить усилие на ободе рулевого колеса, зашплинтовать гайки 11 и 12.

В.М. Кленников, Н.М. Ильин

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из

Глава «Техническое обслуживание агрегатов и механизмов автомобиля»:
  • Техническое обслуживание двигателя
  • Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя
  • Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя
  • Техническое обслуживание приборов электрооборудования
  • Проверка технического состояния аккумуляторной батареи
  • Проверка работы генераторов и реле-регуляторов
  • Проверка работы и регулировка приборов зажигания
  • Проверка работы и регулировка стартеров
  • Техническое обслуживание механизмов шасси
  • Регулировка сцеплений
  • Регулировка развал-схождения колес
  • Обслуживание гидравлического усилителя руля
  • Регулировка тормозов
  • Регулировка редуктора и тормоза лебедки
  • Техническое обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвала

МАШИНКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ

Автобус Фрезе

Автобус Фрезе

Тактика осмотра и проверки рулевого управления автомобиля

Отдельные элементы рулевого управления на автомобиле расположены следующим образом:
1 – рулевой механизм;
2 – левая рулевая тяга;
3 – средняя рулевая тяга;
4 – рычаг маятниковый;
5 – наконечник правой тяги в сборе с шаровым шарниром;
6 – правая рулевая тяга

Общая проверка работоспособности рулевого управления

То, в каком состоянии находится рулевое управления, должно проверяться регулярно – именно от него может зависеть жизнь водителя автомобиля.
Осматривая рулевое управление, стоит обратить особое внимание на то, в каком состоянии находятся резьбовые соединения, защитные чехлы и колпаки, на степень их износа. В случае если она высока, и данные узлы порваны, потрескались или утратили эластичность, их стоит заменить в обязательном порядке. Дело в том, что вода, грязь или пыль, попав на них, могут быстро вывести данные элементы из строя.

Также в ходе проверки имеет смысл повернуть руль до упора в каждую сторону, при этом визуально, а также на слух проверяются:
– надежно ли закреплены рулевое колесо и рулевой механизм;
– имеются ли в шарнирах рулевых тяг зазоры;
– надежно ли затянуты гайки пальцев на шаровых шарнирах;
– имеются ли заедания или помехи, могущие затруднить вращение рулевого колеса.


1. Проверяется то, в каком состоянии находятся колпаки, защищающие шаровые шарниры у рулевых тяг. В случае если они порваны, потрескались или утратили эластичность, данные колпаки должны быть заменены.


2. Помощник, привлеченный к проверке, должен резко повернуть рулевое колесо как в одном, так и в другом направлении, причем неоднократно. Проверяющий же в это время визуально и на слух определяет надежность закрепления рулевого механизма (не должно быть стуков, на шпильках крепления механизм также двигаться не должен).

3. Шарниры проверяются на наличие люфтов. В случае их обнаружения, данные шарниры должны быть в обязательном порядке заменены.

4. Проверить стоит и то, насколько надежно затянуты и застопорены гайки, накрученные на пальцы шаровых шарниров.

5. …А также надежно ли затянуты гайки регулировочных муфт.

6. Чтобы проверить то, в каком состоянии находится маятниковый рычаг на днище автомобиля, стоит его резко и сильно покачать в разные стороны. В случае если будут обнаружены люфты, стоит принять меры.

Как проверить люфт (он же свободный ход) рулевого колеса?

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимые параметры, управлять автомобилем становится труднее. Дело в том, что транспортное средство начинает реагировать на любые действия водителя с некоторым опозданием. Важно помнить, что если при регулировке рулевого механизма устранить увеличенный ход не получается, это означает, что рулевое управление неисправно (может быть ослаблено крепление механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг, а равно изношенность составляющих их элементов).

5° — предельно допустимый размер люфта. Для того чтобы рассчитать его, автомобиль необходимо установить на ровной и нескользкой поверхности. При расчете проверяющему потребуются линейка, а также проволока или мел, используемые для нанесения меток. Для того чтобы пересчитать имеющийся люфт в миллиметры, применяется следующая формула:
L=(5°/360°)pD, для целей которой
L – люфт самого рулевого колеса, мм;
p — 3, 14;
D – наружный диаметр данного рулевого колеса, мм.
Максимально возможный люфт для рулевого колеса, чей наружный диаметр равен 400 мм, не должен превышать 17 мм.

Вам потребуются: линейка, мел (или проволока) для нанесения меток.
1. Передние колеса должны быть установлены в такое положение, которое соответствует прямолинейному движению. После того, как передние колеса будут установлены таким образом, стоит обратить внимание на спицы колеса рулевого. Если они расположены не горизонтально, это значит, что регулировка углов, под которыми колеса установлены, нарушена. Или же имеются дефекты в подвеске или рулевом управлении.

2. Линейку нужно установить таким образом, чтобы торец ее уперся в приборную панель, а ребро – дотрагивалось до наружной поверхности автомобильного рулевого колеса. Затем рулевое колесо должно поворачиваться в любую сторону до тех пор, пока не начнут крутиться передние колеса. После этого на ободе рулевого колеса делается отметка или закрепляется проволока.


3. Линейка должна оставаться на прежнем месте, а рулевое колесо – повернуто в другую сторону, также до того, как передние колеса будут поворачиваться. На ободе рулевого колеса делается вторая отметка.

4. Расстояние между сделанными отметками должно быть измерено. В идеале – рассчитанного, оно превышать не должно. В случае, однако, если она превышает рассчитанное и отрегулировать его не получается (см. «Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком»), проверку рулевого управления стоит продолжить для того, чтобы выявить причину, по которым свободный ход увеличен (см. «Тактика осмотра и проверки рулевого управления автомобиля»).

Как производится проверка свободного хода рулевого колеса

Проверка свободного хода руля ЗИЛ-131

Проверка углового свободного хода рулевого колеса производится ежедневно при работе двигателя на холостом ходу путем покачивания рулевого колеса в ту и другую стороны до начала поворота управляемых колес.

Угловой свободный ход рулевого колеса не должен превышать 15°.

Проверку свободного хода следует производить на автомобиле, установив прямо передние колеса. При наличии углового свободного хода рулевого колеса более допустимого необходимо определить, за счет какого узла получается увеличенный угловой свободный ход, для чего надо проверить состояние регулировки тяг управления, регулировку механизма рулевого управления, зазоры в карданных сочленениях рулевого управления и затяжку клиньев крепления карданного вала.

При нарушении регулировки механизма рулевого управления или тяг следует произвести необходимую регулировку. При наличии повышенных зазоров в карданных сочленениях карданный вал следует заменить или отремонтировать.

Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, следует проверить затяжку гайки 19 упорных подшипников

Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо.

При наличии осевого перемещения рулевого колеса необходимо подтянуть гайку 1 (рис. î ), предварительно разогнув усики стопорной шайбы. После регулировки один из усиков следует снова загнуть в паз гайки. Момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен З—8 кгс. Чрезмерная затяжка гайки 1 с последующим ее отвертыванием для получения заданного момента вращения вала 7 недопустима, так как может вызвать повреждение подшипника 4.

Проверка люфта рулевого управления КрАЗ-7140Н6

Повышенный свободный ход рулевого колеса может вызываться ослаблением крепления рулевого колеса, кронштейна и картера рулевого механизма, вилок карданного вала, рулевой сошки на валу сектора и рычагов поворотных кулаков, а также появлением зазоров в подшипниках винта или зацеплении сектора с гайкой-рейкой. При обнаружении ослабления креплений производят подтяжку гаек или болтов, а при появлении зазоров – регулировку.

Свободный ход рулевого колеса рекомендуется проверять люфтомером (рисунок 16) при работающем двигателе и положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой, для чего:

— закрепить на рулевой колонке люфтомер, а на рулевом колесе – стрелку;

— повернуть рулевое колесо влево на величину свободного хода (до увеличения сопротивления повороту, но не нарушая положения передних колес) и пере- двинуть стрелку так, чтобы она находилась против нуля шкалы люфтомера. Затем перемещать рулевое колесо в обратную сторону, выбирая свободный ход (люфт).

Проверка свободного хода рулевого колеса КрАЗ-7140Н6

Рисунок 16 – Проверка свободного хода рулевого колеса

Угол поворота стрелки соответствует свободному ходу рулевого управления, который не должен превышать 12° при работающем двигателе.

Регулировка шарниров рулевых тяг производится в такой последовательности:

— отвернуть болт и снять стопорную пластину;

— завернуть пробку так, чтобы обеспечить величины момента пороворота шарового пальца вокруг центра сферы в любом направлении от 3 до 8 Н•м (от 0,3 до 0,8 кгс•м), при этом торцевой паз на пробке должен быть совмещен с одним из пазов наконечника для установки стопорной пластины. Допускается выступание плоскости пробки над торцом наконечника не более 2 мм, при этом стопорную пластину подогнуть в канавку;

— установить стопорную пластину и затянуть болтом Мкр от 7,84 до 9,8 Н•м (от 0,8 до 1 кгс•м). Конструкция шарниров поперечной рулевой тяги аналогична шарниру продольной рулевой тяги.

При необходимости снятия поперечной тяги вначале надо ослабить стяжные болты с одной стороны наконечника, после чего наконечник развернуть в направлении, удобном для снятия тяги. Установку тяги производить в обратном порядке.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *