Как обеднить смесь на инжекторе
Перейти к содержимому

Как обеднить смесь на инжекторе

  • автор:

Топливная смесь

Топливная смесь 2012-08-1.jpg

Современная система управления двигателем следит за тем, чтобы в его цилиндрах сгорала экологически чистая топливовоздушная смесь. Но некоторые автомобилисты, меняя прошивки, в том числе, влияющие на состав смеси, хотят добиться еще большей мощности или меньшего расхода топлива.
Законы физики едины для любой техники. Но то, что в поршневом двигателе скрыто от наших глаз, в реактивном порой видно снаружи. Особенно ярко — на самолетных газотурбинных двигателях. У отлично настроенного двигателя АЛ-31 пламя форсажа не желтоватое, как на двигателях многих других фирм, а прозрачно-синее, что говорит о высокой чистоте сгорания, меньшем расходе топлива. Вот только добиться такого результата, не ухудшая устойчивости работы двигателя, далеко не просто.
Вот так горит топливо и в первоклассном автомобильном двигателе. Современный автомобильный двигатель, получив подобную «идеологию», основательно поумнел. Избавляя человека от забот, машина сама себя диагностирует, сообщает о «болячках», подсказывает, когда ехать к мастерам.
В России любое горючее вещество – бензин, керосин, солярку, спирт, газ – народ называет топливом, хотя ничто не может гореть без окислителя. Чаще всего это кислород воздуха. Что же и как полыхает в цилиндрах широко распространенных бензиновых двигателей?
Распыленное форсунками горючее испаряется в каналах перед впускными клапанами. В цилиндрах же сгорает газообразная рабочая смесь горючего и воздуха. Она «гомогенная» (одного состава по всему объему), – такую электронной системе управления двигателем (ЭСУД) проще контролировать. Но если у кого-то еще трудится карбюраторный автомобиль, то многое справедливо и для него, – разница лишь в способах регулирования режимов работы.
В частности, для надежного воспламенения важно, как соотносятся в рабочей смеси массы воздуха и горючего. Смесь из 14,7 г воздуха и 1 г бензина называют стехиометрической. Воздуха ровно столько, сколько нужно для полного сгорания бензина. Отклонения от этого идеала для удобства оценивают так называемым коэффициентом избытка воздуха λ. В нашем примере. Если λ больше единицы, смесь называют бедной, меньше – богатой. При λ = 1 возможна полноценная окислительная реакция, не оставляющая неиспользованных компонентов. В отработавших газах (до первого датчика кислорода в системе выпуска) два основных продукта сгорания – углекислый газ СО2 (13,7 % по объему) и водяной пар H2O (13,1 %). Азот воздуха не горюч, – этот балласт занимает 71,5%. Правда, в реальном двигателе не все так гладко, как в теории. Даже при сжигании стехиометрической смеси в отработавших газах присутствуют СО (до 0,7 %) и СН (до 0,2 %). А на режимах с высокими температурами могут появиться и токсичные оксиды азота NOx – около 0,1 %.
С этими дозами ядов трехкомпонентный каталитический нейтрализатор справляется практически стопроцентно, это его штатный режим работы. Первые два он «доокислит» (дожжет), а оксиды NOx восстановит до безвредного азота N2.
Карбюратор и при самой грамотной регулировке не может гарантировать стехиометрии даже на основных режимах работы, не говоря уже о переходных. Отсюда экологические проблемы. Это основная причина того, что о карбюраторах (при всей их простоте и привлекательности для кого-то) автомобильный мир постепенно забывает.
Но убавим немного воздуха. При λ = 0,8. 0,9 получается смесь для режимов высокой мощности, ибо скорость ее сгорания самая высокая. Но некоторая часть «заряда» в цилиндре не успевает прореагировать, доли СО и СН, как и расход топлива, несколько выше, чем при стехиометрии.
Еще меньше воздуха? Слишком богатая смесь горит неэффективно. Расход топлива велик, мощность снижена, в отработавших газах много токсичных продуктов – СО, СН и С. Первый из них – окись углерода, «угарный газ без цвета и запаха». Из-за дефицита кислорода он «недоокислился» до СО2. Второй – «углеводороды», пары горючего, не успевшие воспламениться и выброшенные в трубу. Третий – появившиеся в ходе реакций частицы углерода (черная копоть), которым тоже не хватило воздуха, чтобы догореть.
Копоть нарушает работу свечей – угольные «мостики» прерывают искрообразование – и в нейтрализаторе дожигается слишком много топлива, он перегревается, а при температурах свыше 1000 о С ему приходит конец. Поэтому система самодиагностики, обнаружив, что в каком-то цилиндре слишком много пропусков воспламенения, отключает его форсунку – и сигнализирует: «проверь двигатель!»
Ну а если окислителя так мало, что смесь невозможно зажечь, ее называют переобогащенной. Именно поэтому плотные бензиновые пары в баке не взрываются даже при неисправном, сильно искрящем электрическом указателе уровня топлива.
Начнем обеднять смесь, добавляя к стехиометрической воздуха. Смесь с λ = 1,05. 1,1 обеспечивает наилучшую экономичность, но с ощутимым недобором мощности. Такая смесь горит медленней, а лишний воздух равносилен балласту, уносящему в трубу часть полезной теплоты. При сильном обеднении смеси (в основном, у двигателей с непосредственным впрыском топлива в цилиндры) начинают так быстро расти выбросы NOx ,что обычный нейтрализатор с ними не справляется. Это сильно усложняет систему очистки отработавших газов. Но для двигателей, работающих преимущественно при стехиометрии (то есть обычных инжекторных) эта тема не актуальна. Наконец, смесь, в которой так много воздуха, что она не воспламеняется, называют переобедненной. Так, если при резком открытии дросселя мотор «проваливает», – значит, впрыск топлива не поспевает за поступлением воздуха. Хорошо известная причина – засорение топливного фильтра на входе в бензонасос!
Итак, сегодня для наиболее распространенных инжекторных двигателей оптимальной считается стехиометрическая смесь. Такова их основная настройка, прописанная в так называемых «заводских прошивках». Экономичность и мощность двигателя – на приемлемом уровне, вреда для экологии минимум. Ну а знать или не знать, как работает система, ваше личное дело. Немногие представляют себе устройство современного компьютера, а пользуются же! Важно вовремя замечать неполадки, – а устранить их обязан сервис.
Для простоты укрепления знаний можно обратиться к житейским примерам, – например, к газовой плите или деревенской печке. Если при работающем двигателе уменьшить подачу воздуха, закрыв дроссель, то ЭСУД синхронно снизит подачу топлива. А кухонная печка начнет выделять угарный газ СО.
О том, что угарного газа выделялось много, говорят черные, обугленные головешки. Почему уголь не сгорел? – Не хватило кислорода. Значит, оксида углерода СО было немало. Будь в печи пламя, как в кузнечном горне, – белое, ревущее – остался бы в ней только светлый (минеральный, не горючий) пепел.
Ну а с выстуженной печкой обращение иное. С поверхности холодных дров летучие углеводороды испаряются слабо. А цепная реакция горения устойчива и вообще возможна лишь при условии, что температура в очаге быстро достигнет градусов 800. Поэтому начинать растопку надо с мелкого топлива, но в большом количестве, чтобы поверхность горения была как можно большей. Это сухой хворост, стружки, щепки, береста, газеты. Налицо немало общего с двигателем.
Напомним, при пуске совсем холодного бензин слабо испаряется – и получить нужный состав смеси, не прибегая к каким-то дополнительным мерам, затруднительно. Поэтому контроллер прикажет форсункам настолько увеличить подачу бензина, чтобы смесь в цилиндрах смогла воспламеняться. А по мере прогрева двигателя расход топлива, в соответствии с «прошивкой мозгов», по определенному закону снижается.
Но печка – это пример «дикого», неорганизованного, горения. Гораздо показательнее экспериментировать с газовой горелкой. Бедную газо-воздушную смесь иной раз и не запалишь: хлопок – а огня нет! Если же загорится, то шумно, неустойчиво, временами даже отрываясь от горелки.
На снимках – опыты с портативной горелкой. При минимальном притоке воздуха богатая смесь от пьезо-искорки даже не загорается. От спички – неохотно. Пламя желтоватое, вялое – сразу закоптило наш стальной стержень. Затем прибавили воздуха – и получили смесь, которая отлично загорается от искры. Пламя голубое, ровное, горячее, копоти нет, стержень нагрелся докрасна. Вот эта регулировка – наилучшая.
Всякий двигатель, сжигающий топливо, неспроста называют тепловым – в нем есть та же «печка», только с лучше организованной работой. И задача, по большому счету, та же: максимум эффективности при минимуме вреда. Остается напомнить (см. график): невозможно при одном и том же составе смеси одновременно добиться максимума мощности и минимума расхода топлива. Посему оптимальной для наиболее распространенных инжекторных двигателей считается стехиометрическая смесь. С нею и мощность достаточная, и экономичность приемлемая, и вред природе – минимальный.

Подписи к фото:
1. Так горит богатая газово-воздушная смесь. Пламя горелки желтоватое и, в сравнении с правильной регулировкой, – «прохладное». Подопытный стержень закопчен.
2. Сжигаем газово-воздушную смесь оптимального состава. Пламя голубое, стержень нагрет докрасна. А позади него пламя уже не голубое – оно подсвечено частицами окалины и т. п., отрывающимися от поверхности металла.

Богатая смесь на инжекторе: причины

Большинство самых современных автомобилей до сих пор работают на двигателях внутреннего сгорания — то есть, принципах более чем 150-летней давности. Несмотря на всю электронную, интеллектуальную начинку, двигатели всех производителей всё так же подвержены типичным болезням и проблемам ДВС. Одна из таких проблем — богатая топливная смесь, из-за которой даже современный автомобиль с инжекторным двигателем может стать похожим на самодвижущуюся коляску второй половины XIX века.

Признаки работы двигателя на богатой смеси

ошибка Р0172 богатая смесь

Симптомы этой проблемы трудно игнорировать, а не заметить их и вовсе невозможно, вне зависимости от опыта вождения. Если двигатель вашего автомобиля работает на богатой топливной смеси, вы заметите целый ряд неприятных признаков:

  • хлопки и выстрелы, раздающиеся из глушителя;
  • из выхлопной трубы валит чёрный или серый дым;
  • на приборной панели горит значок «Check engine»;
  • при считывании обнаруживается ошибка Р0172;
  • провалы в динамике — машина словно спотыкается;
  • расход топлива значительно увеличивается;
  • в запущенных случаях авто может вообще не завестись.

Разумеется, с такими проблемами автомобиль почти невозможно эксплуатировать. Многие автовладельцы, особенно неопытные, сильно пугаются таких симптомов и считают это тяжёлой поломкой, исправление которой дорого обойдётся. На самом деле, всё куда проще и прозаичнее, а дорого обойтись может как раз длительное игнорирование проблемы богатой смеси.

Что такое богатая смесь

Само название ДВС говорит о том, что внутри двигателя, в его цилиндрах происходит сгорание топлива. Процесс горения чего-либо, как мы знаем из школьной программы, это соединение молекул чего-либо с молекулами кислорода. Поэтому двигателю для работы нужен постоянный приток воздуха. Проблема в том, что кислорода в воздухе всего 20%, да и сами молекулы кислорода намного меньше молекул бензина, так что для полноценного сгорания нужно почти в 15 раз больше воздуха, чем самого топлива.

Богатая топливная смесь образуется, когда это соотношение нарушается по некоторым причинам — бензина подаётся больше, чем нужно. В этом нет ничего хорошего, потому что бензин больше не сгорает полностью — ему для этого просто не хватает кислорода. Излишек топлива выбрасывается из цилиндра вместе с отработанными газами в выпускную систему. Из-за этого двигатель недополучает какую-то часть мощности на каждом такте, начинает в буквальном смысле захлёбываться. В отдельных случаях бензин может просто залить цилиндры, и тогда он вообще не сможет гореть.

Читайте также: Что такое инжектор в автомобиле и как он работает.

Причины образования богатой смеси

Чаще всего богатая смесь образуется не из-за того, что топлива подаётся больше чем нужно, а из-за того, что воздуха подаётся меньше чем необходимо. Самая банальная и распространённая причина — забитый воздушный фильтр. Увы, многие автомобилисты забывают о том, что некоторые узлы нужно регулярно менять, даже если они выглядят как новые. Воздушный фильтр — один из таких узлов, его нужно менять не реже, чем через каждые 30 тысяч км пробега, а на мощных авто — ещё чаще.

черный дым из-за богатой смеси

Также подачу воздуха может «срезать» неправильно работающий датчик давления воздуха. В паре с ним работает датчик давления топлива, который также может поставлять заниженные данные электронному блоку управления двигателя. Исходя из них, блок начинает закачивать больше топлива в цилиндры, обогащая смесь. Она, как мы узнали выше, ухудшает мощность и динамику, блоку управления это не нравится, и он подаёт ещё больше бензина. Отсюда — сильно растущий расход топлива.

Причина богатой топливной смеси может скрываться и в самом электронном блоке управления двигателем. Это могут быть ошибки в его программе, но также и некорректно внесённые в неё изменения. Умельцы-самоучки и просто неквалифицированные мастера «тюнят» блок управления, намеренно повышая долю топлива в смеси. Так можно добиться небольшого прироста мощности, но куда легче нарушить баланс и добиться обратного результата.

Нарушать пропорции бензина и воздуха может и топливный насос,накачивая в систему куда больше топлива, чем нужно. И самая трудно определяемая причина — неисправности форсунок в цилиндрах. Они могут засориться или деформироваться, и тогда баланс топливно-воздушной смеси может колебаться в любую сторону.

Читайте также: Причины возникновения бедной смеси на инжекторе.

Последствия езды на богатой смеси

Ничего хорошего езда на богатой смеси не принесет. Если вовремя не решить проблему, то это может привести к таким последствиям:

  • прогорание и прочие поломки глушителя и катализатора, т.к. выброшенное топливо начинает догорать в выхлопной системе — отсюда чёрный дым, хлопки и выстрелы;
  • на стенках выпускной системы двигателя образуется маслянистый осадок, который её засоряет, и спустя длительное время может понадобиться полная чистка системы;
  • резко возрастает процент содержания вредных примесей в выхлопных газах, что вредит окружающей среде и сокращает ресурс катализатора;
  • непредсказуемые провалы в динамике могут быть очень опасны и для вас, и для других участников дорожного движения.

Так что при первых же признаках обогащения топливной смеси лучше тут же наведаться в автосервис. Тем более, что проблема очень быстро и легко определяется сканером памяти бортового компьютера — он выводит ошибку Р0172. Также во многих случаях ремонт оказывается недорогим и достаточно быстрым.

Бедная или богатая смесь бензина и воздуха

Смесь, в которой на 1 кг паров бензина приходится 15 кг воздуха (со стандартным содержанием в нем кислорода), принято называть нормальной. Если на ней работает двигатель вашего автомобиля, его мощность достаточно высока при неплохой экономичности.

Уменьшим поступление воздуха до 12,5-13 кг. Смесь обогатится (бензином) — станет так называемой мощностной, потому что, сгорая в цилиндрах наиболее быстро, создает максимальное давление на поршни, а значит, высокую мощность. Правда, экономичность ухудшается довольно ощутимо, на 15-20%.

Если стремиться к экономичности, воздуха к смеси следует немного добавить — до 16 кг на 1 кг бензина. Такую смесь называют экономичной. Расход бензина становится минимальным, правда, ценой некоторых потерь мощности — до 8-10% в сравнении с ‘мощностной’. Смесь такого состава принято называть обедненной. Если при сгорании на 1 кг бензина затрачивается лишь 11-12 кг воздуха, смесь называют богатой. Дальнейшее обогащение 5-6 кг воздуха на 1 кг топлива приводит к тому, что способность смеси к воспламенению ухудшается настолько, что двигатель вообще может остановиться.

Нельзя обеднять смесь беспредельно: когда воздуха больше 20 кг на 1 кг бензина, воспламенение от искры станет ненадежным и может вообще прекратиться. А пока он хоть как-то работает на бедной смеси, нечего ждать не только достаточной мощности, но и, как ни странно, экономичности. Ведь тяговые характеристики машины ухудшаются настолько, что водитель вынужден ее ‘подхлестывать’ — например, переходя на пониженную передачу там, где легко ехал на высшей.

Бедная или богатая смесь

Зависимость основных характеристик двигателя от состава топливно-воздушной смеси
Предположим, вы заметили: выхлопные газы отчетливо видны невооруженным глазом и имеют характерный цвет.

Основных причин две. Первая — износ деталей двигателя, о чем мы говорили неоднократно. В цилиндры проникает масло и, сгорев, создает красивый голубой шлейф за кормой и довольно неприятный запах гари в салоне. Подышав ею неделю-другую, вы поймете, что с мотором пора что-то делать: заменять детали, растачивать и т. п. Ситуация, действительно, неприятная, но никогда не путайте ее с другой — когда неполадки возникают в системе питания.

Двигатель, расходующий много масла, можно отрегулировать так, что окиси углерода (СО) в выхлопе почти не будет (хотя даже голубой дымок не пахнет французскими духами). Но серый или, еще хуже, черный дым из трубы — позор для настоящего автолюбителя! Как мы уже говорили, это признак богатой смеси. Ни на каких режимах его быть не должно, поскольку содержание ‘СО’ в выхлопе может превысить допустимое в несколько раз!

Но и это не все. На слишком богатой смеси, как было сказано, мощность мотора существенно снижается, а расход бензина увеличивается. А значит, тотчас и мнение о вас сложится как о беспомощном ‘чайнике’ — ну, кому это понравится?

смесь топлива и воздуха в двигателе

Казалось бы, что проще: давайте регулировать карбюратор так, чтобы смесь на любых режимах оставалась бедной — не будет ни ‘СО’, ни черного дыма! На деле не все так просто. Карбюратор, даже простейший, должен позволять двигателю приемлемо работать на самых разнообразных режимах, согласовать которые иногда трудно. Зачастую, обеспечивая работу на одном режиме, жертвуют какими-то характеристиками на другой — тем самым оптимизируют работу машины как целого.

Например, холодный пуск (зимой) требует сильного обогащения смеси, при горячем же (когда двигатель достиг максимальной эксплуатационной температуры) такое обогащение, наоборот, недопустимо, — и карбюратор должен готовить смесь, соответствующую каждой из этих ситуаций.

Другой пример: когда мотор не связан с колесами (передача выключена), вы имеете дело с ‘нормальным’ холостым ходом двигателя. Но если сбросить газ на высокой скорости, не разъединяя связи мотора и колес, — это тоже холостой ход, ‘принудительный’. Понятно — режимы существенно различны!

Нагрузочных режимов — великое множество. Если максимальная мощность достигается при определенных условиях — скажем, полный газ при 5500 об/мин, то промежуточные значения мощности можно получить (и реализовать на ведущих колесах) по-разному: меняя обороты коленвала, степень открытия дросселей и передачу.

Не забудем и о всевозможных переходных режимах, когда меняются и скорость движения, и открытие дросселей карбюратора, наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, ее состав, давление, температура.

Итак, богатая или, хуже, переобогащенная смесь — это всегда избыток бензина или недостаток воздуха. Кстати, для старого двигателя со сниженной компрессией и повышенным давлением картерных газов, что сопровождается выбросом в полость воздушного фильтра копоти и капель масла, засорение воздушных жиклеров — дело обычное!

С крайне бедными смесями мы сталкиваемся, когда по каким-либо причинам поступление бензина резко ухудшается, — мотор реагирует на это или провалами мощности (не тянет) или вообще глохнет при попытках дать ему даже небольшую нагрузку. Возможна такая картина: пуск и работа на холостом ходу — нормальные, но тронуться с места и проехать десяток метров машина отказывается!

Если подача бензина ослаблена, возможны другие ‘фокусы’: при низких и средних нагрузках мотор работает нормально, но при попытке интенсивно разогнаться на полной мощности он вдруг ‘проваливает’ — машина движется словно прыжками, пока не снизится нагрузка. В этом случае нужно искать помеху на пути бензина: забитый грязью бензофильтр, плохо работающий бензонасос, грязь в топливной магистрали.

    Смотрите так же:
  • Цены на обучение
  • Обучение на МКПП
  • Обучение на АКПП

Обедненная топливно-воздушная смесь: инжектор, карбюратор, ГБО

Низкое содержание топлива в воздушной смеси — это распространенная проблема, которая может вызвать серьезные дефекты в работе двигателя. Ошибки и нарушения при формировании топливовоздушной смеси могут возникнуть как при использовании карбюраторных, так и инжекторных двигателей, а также при использовании установленных систем газобаллонного оборудования (ГБО).

Отклонения от нормы в содержании топлива в смеси, будь то её обеднение или обогащение, могут привести к перерасходу топлива, затруднениям при запуске двигателя, потере мощности на различных режимах работы, появлению дыма и перегреву.

Например, если цилиндры постоянно получают обедненную смесь, это может иметь серьезные последствия. Иногда это проявляется в появлении белых отложений на свечах зажигания, пропусках в зажигании, и обедненная смесь может вызвать локальный перегрев, прогар клапанов и оплавление поршней.

В данной статье мы рассмотрим концепцию обедненной смеси в карбюраторных двигателях и способы её устранения. Мы также ответим на вопросы о том, что такое обедненная смесь в инжекторных системах, причины, приводящие к её образованию во время работы на газу, и как самостоятельно обнаружить проблему и выполнить ремонт.

Обеднение топливно-воздушной смеси: причины и признаки бедной смеси

Обедненная топливно-воздушная смесь

Важно начать с четкого определения понятия «бедная смесь». Необходимо помнить, что в камере сгорания двигателя смешивается не только топливо, но и определенное количество воздуха. Эти компоненты смешиваются в определенных пропорциях в зависимости от режимов работы двигателя.

Для простоты можно рассматривать оптимальное соотношение как 1 кг бензина на 15 кг поступившего воздуха. Такая смесь известна как стехиометрическая, где соотношение топлива к воздуху составляет 1:14.7. Это соотношение обеспечивает хорошую мощность двигателя при приемлемом расходе топлива.

Если количество воздуха уменьшается, например, до 13 кг, то доля бензина в смеси увеличивается. Это увеличивает мощность двигателя, но снижает экономичность, так как увеличивается расход топлива. Дальнейшее уменьшение количества воздуха приводит к образованию слишком богатой смеси.

В итоге слишком богатая смесь может привести к тому, что заряд не сможет воспламениться, свечи зажигания загораются, и цилиндры перестают работать. При соотношении 1:5 переобогащенной смеси искра больше не способна воспламенять смесь.

Этот процесс также может происходить в обратном направлении, где доля воздуха в смеси увеличивается, что называется обеднением смеси. В случае бедной смеси расход топлива снижается, но мощность двигателя также уменьшается.

Соотношение 1 кг бензина на 21 кг воздуха означает слишком обедненную смесь, которая, подобно переобогащенной, не может воспламениться. С учетом этой информации становится понятно, что для разных режимов работы двигателя необходимо менять состав смеси.

Это позволяет достичь оптимального баланса между мощностью двигателя и расходом топлива. Например, при минимальной нагрузке на двигатель нет необходимости постоянно использовать стехиометрическую или богатую смесь.

Когда нагрузка растет, экономия топлива больше не приоритетна, так как в этот момент двигателю требуется нормальная или даже максимальная производительность.

Теперь вернемся к нашей проблеме. Слишком бедная смесь, будь то на газу или бензине, может возникнуть как на карбюраторных, так и на инжекторных двигателях. Главные причины такой бедности включают:

  1. Недостаточная подача топлива.
  2. Поступление избыточного воздуха.

Основными признаками бедной смеси могут быть плохой запуск двигателя, нестабильная работа на холостом ходу, сразу после запуска двигатель заглохает, недостаточная реакция на педаль газа во время движения, низкая мощность, дерганье, захлебывание и так далее.

Важно отметить, что симптомы бедной смеси могут напоминать проблемы с системой зажигания и датчиками. На карбюраторных двигателях двигатель может «чихать» в карбюратор при работе на бедной смеси, а на инжекторных двигателях могут возникать хлопки во впускном трубопроводе. Если элементы системы зажигания и свечи в порядке, следует провести диагностику системы впуска и топливоподачи.

Иногда можно вынуть свечи зажигания из двигателя и провести первичную диагностику, основываясь на цвете нагара. Коричневый светлый нагар указывает на нормальное сгорание смеси в двигателе. Черный нагар свидетельствует о переобогащении смеси, а светло-серый или белесый нагар говорит о работе двигателя на обедненной смеси, что может привести к перегреву. Важно отметить, что этот признак может быть полезным только при условии, что двигатель и система зажигания настроены правильно и нет проблем со свечами.

Бедная смесь на холостом ходу и под нагрузкой: карбюратор, инжектор

Для выявления возможных причин бедной смеси, начнем с рассмотрения более простых случаев, связанных с карбюраторными двигателями. Чаще всего неполадки связаны с системой питания. Среди распространенных проблем можно выделить следующие:

  1. Карбюратор формирует смесь, не соответствующую режиму работы двигателя.
  2. Наблюдается недостаточная подача топлива из топливного бака, и уровень горючего в поплавковой камере карбюратора остается низким.
  3. Топливо не доходит до карбюратора в полном объеме, возникают утечки.

Понимание этого может помочь в выявлении источника обеднения смеси. Возможным источником проблемы может быть неправильная настройка дозирующей системы (карбюратора), например, установка низкого уровня горючего в поплавковой камере. Также стоит учесть вероятность засорения топливных жиклеров или иные нарушения во время их регулировки.

Другой возможный фактор — заклинивание запорной иглы в поплавковой камере карбюратора в закрытом положении. Вместе с этим следует проверить состояние топливных трубопроводов и топливных фильтров, герметичность бензобака и правильную работу воздушного клапана в крышке бака, а также функционирование топливного насоса.

В отношении подачи воздуха, часто можно выявить сторонний подсос воздуха в тех местах, где соединяется карбюратор с впускным трубопроводом, а также в области соединения впускного коллектора с двигателем и других местах. Лишний воздух может попадать в систему из-за ослабленных креплений, разрушенных уплотнительных прокладок, трещин в конструктивных элементах и других дефектов.

Обеднение смеси на инжекторе: «чек», бедная смесь

Инжекторная система питания представляет собой более сложную систему по сравнению с карбюратором, так как она включает в себя множество электронных датчиков. Выход из строя отдельных компонентов или другие факторы могут привести к обеднению смеси и вызвать появление на панели приборов ошибки «Check Engine».

Например, возможно подсасывание воздуха в месте, где установлен датчик холостого хода. Одной из простых причин такого подсасывания может быть поврежденное или растрескавшееся уплотнительное кольцо из резины, которое обеспечивает герметичность соединения.

Также стоит отметить, что проблемы с смесеобразованием и обеднением часто связаны с ошибкой P0171 (бедная смесь) на многих двигателях. В случае появления этой ошибки следует провести компьютерную диагностику двигателя. Если обнаружена ошибка «бедная смесь», то необходимо проверить впускную систему, систему питания, электронную систему управления двигателем (ЭСУД) и отдельные компоненты системы выпуска.

Среди наиболее распространенных неисправностей выделяются следующие:

  1. Загрязнение инжекторных форсунок.
  2. Подсос воздуха в систему впуска.
  3. Неисправность кислородного датчика (лямбда-зонда).
  4. Неисправность датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Чаще всего загрязнение датчика массового расхода воздуха приводит к проблемам с обеднением смеси. Этот датчик перестает корректно измерять количество поступающего воздуха, что может вызвать обеднение смеси. Также следует учесть возможные утечки в системе вакуума.

Клапан EGR также может быть причиной обеднения смеси. Этот клапан системы рециркуляции отработавших газов может загрязняться и перестать плотно закрываться, что приводит к подсасыванию лишнего воздуха через приоткрытый клапан. Неисправность датчика разности давлений в системе рециркуляции также может вызвать увеличенное поступление воздуха через клапан EGR.

В отношении системы питания, снижение производительности топливного насоса, загрязнение топливных фильтров и топливных линий, а также утечки через регулятор давления топлива в топливной рампе могут привести к обеднению смеси.

Также следует обратить внимание на состояние лямбда-зонда и катализатора в системе выпуска. Часто ошибка «бедная смесь» связана с неисправностью лямбда-зонда, который не способен корректно измерять состав смеси, или с выходом из строя каталитического нейтрализатора.

Проверка и устранение причин

Общая диагностика начинается с проверки датчиков в системе управления двигателем (ЭСУД). Ошибка P0171 часто связана с неисправностью датчика MAF (датчик расхода воздуха), который может перестать реагировать на изменения в расходе воздуха из-за загрязнения. Загрязнения могут возникать из-за попадания топливных паров в датчик, когда двигатель не работает. Это может привести к обеднению смеси и ошибке P0171.

Для устранения этой проблемы, необходимо снять датчик MAF и аккуратно его очистить. Для очистки можно использовать специальное средство для чистки карбюраторов. Важно избегать повреждений чувствительного элемента датчика при очистке. Если очистка не помогла, то датчик следует заменить.

Если датчик MAF находится в рабочем состоянии, то следующим шагом является проверка на наличие разгерметизации и подсоса воздуха в системе впуска. Это может происходить из-за дефектов во входном трубопроводе или корпусе дроссельной заслонки.

Также следует проверить все соединения вакуумных шлангов, места крепления впускного коллектора, прокладку корпуса дросселя и впускного коллектора, а также другие элементы системы впуска и вентиляции картера. Утечки в системе вакуума или герметичности могут вызвать обеднение смеси.

Датчик разности давления в системе EGR также может быть причиной ошибки P0171, если он выходит из строя или имеет сбои в работе. Этот датчик управляет клапаном системы рециркуляции выхлопа. Загрязнение датчика может снизить его чувствительность, что приводит к ошибочному сигналу о недостаточном количестве отработавших газов, что заставляет клапан EGR открываться на долгое время и обеднять смесь.

Проверка топливной системы также важна, так как уменьшение объема поступающего топлива может вызвать обеднение смеси. Для диагностики топливоподачи, следует:

  1. Убедиться, что топливные фильтры не ограничивают поступление горючего.
  2. Измерить давление топлива в топливной рампе и проверить работоспособность регулятора давления.
  3. Проверить производительность бензонасоса.
  4. Диагностировать состояние инжекторных форсунок, желательно на стенде, и очистить их при необходимости.

Если у вас есть профессиональный автосканер или устройство для диагностики OBD II, вы можете оценить параметры работы двигателя без разборки и снятия оборудования. Если ошибка P0171 появляется периодически, это может быть связано с ненадежным соединением или повреждением электрических контактов. В таком случае, следует проверить проводку датчиков, контакты на контроллере и массу.

Неисправности ГБО: ошибка «бедная смесь» на газу

Газобаллонное оборудование (ГБО) действительно представляет собой отдельную систему питания для автомобиля. При проверке бедной смеси при работе на газу многие этапы диагностики могут быть аналогичными проверкам в системе с бензиновым топливом.

На первом этапе стоит проверить, как автомобиль работает на бензине. Иногда бывает так, что на бензине автомобиль работает нормально, и ошибок не возникает, но при переходе на газ начинаются пропуски воспламенения и появляется ошибка. Если на бензине все в порядке, а проблемы возникают только на газу, следующим этапом будет диагностика ГБО.

При диагностике ГБО следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Правильный монтаж и настройка системы ГБО. Важно убедиться, что оборудование установлено корректно и настроено в соответствии с рекомендациями производителя.
  2. Проверка чистоты фильтров и каналов для подачи газа. Засоренные фильтры или каналы могут привести к недостаточному поступлению газа и обеднению смеси.
  3. Состояние и настройка газового редуктора. Редуктор играет важную роль в регулировке давления газа, поэтому его состояние и настройка могут влиять на смесь.
  4. Проверка газовых форсунок, их производительности и качества. Форсунки должны работать корректно и равномерно подавать газ в цилиндры.

Различные поколения ГБО могут иметь свои особенности и проблемы. Например, у первых поколений ГБО могли возникать проблемы с недостаточной производительностью редуктора, что могло привести к обеднению смеси при нагрузке. Газовые форсунки также могут вызывать проблемы, если они работают неравномерно.

Важно проводить диагностику и регулярное обслуживание системы ГБО, чтобы избежать проблем с смесью и обеспечить надежную работу двигателя при использовании газа.

Подведем итоги

Вы правильно отмечаете, что существует множество факторов, которые могут привести к нарушениям в смесе и вызвать обеднение топливно-воздушной смеси. Избыточное количество воздуха в смеси может быть вызвано как проблемами в системе питания и впуска, так и манипуляциями с прошивкой ЭБУ, такими как чип-тюнинг.

Чип-тюнинг может быть использован для различных целей, включая увеличение мощности, экономии топлива или изменения характеристик работы двигателя. Однако важно понимать, что некачественное вмешательство в прошивку ЭБУ может привести к серьезным последствиям, включая нарушение смесеобразования и бедную смесь.

Модификации прошивки, такие как уменьшение количества подаваемого топлива, могут привести к обеднению смеси и, как следствие, к недостаточной смазке и охлаждению цилиндров, что может повредить двигатель. Это также может вызвать перегрев клапанов и другие серьезные проблемы.

Если у вас есть подозрение, что ваш автомобиль был подвергнут чип-тюнингу или изменению прошивки ЭБУ, и вы сталкиваетесь с проблемой бедной смеси, то важно обратиться к профессиональным специалистам для проведения компьютерной диагностики. Это поможет выявить любые неисправности и восстановить нормальное смешивание топливо-воздушной смеси.

Кроме того, регулярное обслуживание автомобиля и следование рекомендациям производителя по использованию топлива и эксплуатации могут помочь избежать подобных проблем и продлить срок службы двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *