Как затянуть гбц без динамометрического ключа ваз 2109
Перейти к содержимому

Как затянуть гбц без динамометрического ключа ваз 2109

  • автор:

Можно ли затянуть гбц без динамометрического ключа

Karl23kani вне форума

По умолчаниюМожно ли затянуть гбц без динамометрического ключа

Подскажите моменты затяжки ГБЦ d15b и можно ли как -то обойтись без динамометрического ключа. Есть у кого такой опыт?

09.05.2018, 06:36 #2

PurnSV вне форума

Старожил Регистрация 29.08.2011 Адрес Хабаровск Сообщений 2,028

По умолчанию

Моменты затяжки болтов ГБЦ указаны на 51-52 страницах инструкции от Легион-Автодата: 20, 49, 67, от центра к краям. «Не перетягивайте болты. Если при затяжке болт издает звуки, выверните его и затяните заново».

Простой динамометрический ключ стоит около 3к, при гаражном ремонте покупается один раз и на всю жизнь. Стрелочные можно на авито найти. Там же можно найти фирмы, которое сдают оборудование в аренду, в этом случае день пользования ключом рублей в 500 выйдет.
Как затягивать такие ответственные болты без динамометрического ключа и без опыта (да и с учетом того, что в идеале эти болты надо менять, т.к. они растягиваются) — я не знаю. Когда движку свою перебирал — спецом покупал ключ.
По поводу особенного опыта — это к Немиру, он каждый день хонды чинит, может чего и подскажет.

Как затягивать головку блока цилиндра, есть нет динамометрического ключа?

Как затягивать головку блока цилиндра, есть нет динамометрического ключа?

В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей, часто можно встретить таблицы с указанием крутящего момента для затяжки крепежа.

Особенно важно соблюдать значение на таких деталях, как впускной коллектор, головки блока цилиндров, шарниры подвески. Мастера станций техобслуживания используют специальные приспособления: динамометрические ключи.

Это дорогостоящий элемент: если он используется от случая к случаю, приобретение нецелесообразно. Поэтому многие автолюбители, обслуживающие автомобили самостоятельно, делают динамометрический ключ своими руками.

Совершенно бесплатно изготовить инструмент не получится: как минимум нужен фабричный ключ, а также прибор, фиксирующий крутящий момент.

Для чего нужен динамометрический ключ?

Определенный момент затяжки на сопрягаемых деталях нужен для равномерного прилегания плоскостей. Кроме того, если по контуру установлена прокладка, неравномерное усилие болтовых соединений может ее разрушить.

Динамометрический ключ позволяет затягивать болты с точностью до сотых долей миллиметра. Кроме того, часто требуется с высокой точностью выполнить динамометрическую затяжку посадочного места подшипника.

Производитель рассчитывает значения крутящего момента, исходя из типа материала и конструктивных особенностей узла. При создании автомобиля на заводе, весь крепеж затягивается согласно техническим условиям: как правило, эту работу выполняют сборочные роботы. А при обслуживании, ремонте, замене деталей – нужное усилие обеспечивается ручным инструментом: динамометрическим ключом.

Главное его достоинство – возможность работать в широком диапазоне настройки. Вы просто устанавливаете предел срабатывания своими руками, или визуально контролируете стрелку динамометра. То есть, универсальный динамометрический ключ не позволяет одинаково точно затягивать гайки с усилием 2 Н.м. и 100 Н.м.

Производители инструмента выпускают динамометрические ключи в нескольких диапазонах:

  • самый популярный «размерчик»: 40 – 210 Н.м. Он позволяет выполнять большинство ремонтных работ на ходовой части автомобиля;
  • точный динамометрический ключ (от 2 Н.м. до 50 Н.м.) предназначен для ремонта и обслуживания двигателя. Настройка карбюратора, затяжка свечей, сборка коленвала и шатунов. Работы по замене впускной или выпускной систем, также выполняются динамометрическим ключом малого диапазона;
  • предел затяжки от 200 Н.м. и выше предназначен для силовых элементов мощных конструкций. Применительно к автомобилям – пожалуй, лишь ступичные гайки.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Как затягивать гбц без динамометрического ключа

Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.

Так называемая трещотка

Внешне мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцовые головки. Собственно, это она и есть. Просто храповой механизм с регулируемой силой срабатывания, превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет именно в конструкции храповика. Он позволяет шестерне прокручиваться в любую сторону.

По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения. В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.

Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа

Измерительная шкала

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму подсоединен стрелочный либо цифровой динамометр. Когда к рукоятке прилагается усилие, стрелка отклоняется, и можно фиксировать значение приложенной силы.

Принцип работы достаточно прост: стрелка сохраняет неизменное положение относительно головки ключа, а рукоятка изгибается, как пружинный торсион. В результате шкала смещается по отношению к кончику стрелки пропорционально приложенному усилию.

Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.

Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.

Варианты самодельных динамометрических ключей

Для начала вспомним школьный курс физики. Измерение крутящего момента производится в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, практически это означает: 10 Н.м. – равно усилию в 1 кг, приложенному к рычагу длиной 1 метр.

То есть, если отмерить от центра головки накидного ключа 1 метр, и закрепить в этой точке динамометр, можно с высокой степенью точности измерить крутящий момент затягивания гайки.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа

Этот метод далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ, при ремонте редуктора заднего моста, пользовались методичкой, разработанной еще при СССР.

Гайка хвостовика, которая сжимала обоймы конических подшипников, затягивалась со строго дозированным усилием. Момент контролировался с помощью домашнего динамометра, а при его отсутствии – «точный» измерительный прибор делался из безмена. По сути, это и есть прообраз самодельного динамометрического ключа. Только в качестве рычага используется фланец полуоси.

Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?

Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.

Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):

  • рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
  • рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
  • рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.

Для изготовления понадобятся:

  • рукоятка для работы с торцевыми головками под квадрат (для большей универсальности – с удлинителем).
  • хомут для фиксации точки измерения силы.
  • измерительное устройство: можно использовать обычные весы типа «безмен» или «кантор». Оптимальный диапазон измерений от 100 грамм до 50 кг.

Отмерив от центра вращения необходимую длину, закрепляем хомут на рычаге. Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента.

Если не хочется делать своими руками отдельный инструмент – воспользуйтесь стандартным набором ключей (с одной стороны рожковый, с другой – накидной). Принцип действия такой же точно.

Для каждого ключа (поскольку они разной длины), заранее составляем таблицу расчета. Можно воспользоваться готовым приложением для смартфона. Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора), и видим готовый результат в ньютонах на метр.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий Отменить ответ

  • Еще из «Обслуживание» Как заменить термостат на восьмиклапанной Калине?

20 сентября 8
20 сентября 6
20 сентября 16
20 сентября 30
20 сентября 43
20 сентября 49

Обзор автомобиля Лада Веста седан — плюсы и минусы

Нравится: 584

Чем опасны номера двойники на автомобиле?

Нравится: 506

Нужно ли оформлять ГБО в ГИБДД?

Нравится: 482

Порядок получения водительских прав

Нравится: 477

Нужны ли основания для проверки документов сотруднику ГИБДД?

Нравится: 396

Информационный портал Kalina-2

Cоветы по ремонту, тюнингу и обслуживанию автомобиля, собранные в одном месте. Вы относитесь к своей машине, как к члену семьи? Разговариваете с ней и переживаете, если что-то случилось? Или вы только встаете на путь автомобилиста и желаете познать основы вождения? Тогда мы найдем общий язык! Наш сайт полезен как новичку, так и опытному владельцу машины.

Калина-2 рассказывает об автомобильной жизни со всех сторон. Сайт развивается и постоянно пополняется новой информацией. На его страницах вы найдете полноценные ответы на самые будоражащие вопросы водителя. Как купить или продать машину? Где оформить страховку на автомобиль? Какие шины выбрать? Почему заглох и не заводится двигатель? Портал даст советы по выбору нового транспортного средства, расскажет его устройство и особенность замены запчастей понятным языком.

Многие работы по ремонту и обслуживанию транспортного средства можно выполнить самостоятельно. Достаточно иметь перед глазами инструкцию. Наш сайт содержит пошаговые описания по диагностике машины и устранению неисправностей своими руками. Обзоры и рейтинги лучших комплектующих помогут определиться с выбором детали и заменить ее.
Автомобильная сфера стремительно развивается, чтобы оставаться в курсе нововведений, следите за нашими материалами. Мы собираем актуальные сведения о новинках отечественного и зарубежного автопрома.

Информационный портал для автолюбителей

Порядок и момент затяжки гбц на ваз 2109 — схема протяжки

Ремонт ГБЦ нельзя назвать простой процедурой, для которой необходимы определенные навыки и некоторый опыт. Для ремонта нужны специальные инструменты. Как правило, во время этих работ меняется прокладка и регулируется момент затяжки ГБЦ: ВАЗ 2109 в нашем случае. Чтобы регулировка была выполнена правильно, нужно неукоснительно следовать инструкции. При грамотном подходе, вы благополучно проведете регулировку, добившись желаемого результата.

Основная масса сегодняшних авто не нуждаются в подтяжке болтов головки, но на ВАЗ 2109, она требуется хотя бы для прохождения ТО.

Если начала скапливаться влага в тех местах, где соприкасается блок с цилиндрами, то это верный признак того, что требуется неотложная подтяжка болтов. Влага в вышеупомянутых местах это признак утечки смазки. Основные причины затяжки болтов это:

Головка блока цилиндров

  • повреждение ГБЦ из-за перегрева мотора;
  • утрата герметичности прокладки головки блока цилиндров;
  • пройден определенный в инструкции километраж.

Содержание скрыть

Регулировка момента затяжки болтов

Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.

Подтяжку нужно проводить только специальным динамометрическим ключом, который позволяет осуществлять контроль за моментом подтяжки.

Динамометрический ключ

Сначала, при помощи динамометрического ключа, ставим держатель в нулевое положение. Это означает, что данные устройства, равны моменту исходной позиции. Затем, нужно посмотреть на показатель прибора при старте крепежа. Вращая держатель, следим за показателями. Если момент не изменился, то это означает, что крепеж может поддаваться растяжению и это нормально, так и должно быть. Если момент быстро возрос, необходимо достичь движения болта. Этот говорит о малом растяжении держателя. Значит, нужна стабилизация.

Во время работы автомобиля, болты, которыми закреплена головка блока цилиндров, все время испытывают различные воздействия. Постоянно происходит их нагрев и остывание, что со временем приводит к разрушению структуры крепежей.

Для всех силовых агрегатов имеются конкретные правила, которых необходимо придерживаться при работе:

Комплект болтов для замены

  1. Строго следуйте тем данным, которые указаны в практическом руководстве к ВАЗ 2109.
  2. Регулировка проводится только динамометрическим ключом. Применение иного приспособления не позволит выполнить правильно эту работу.
  3. Используйте, лишь исправные болты.
  4. Начиная работать, обязательно проверьте, в каком состоянии находятся держатели.
  5. Строго придерживайтесь показателей момента затяжки, рекомендованных изготовителем.

Наиважнейшие данные касающиеся регулировки, есть в аннотации к каждому конкретному авто. Вследствие этого, надо внимательно изучить и придерживаться того, что в нем написано. Во время эксплуатации транспортного средства, нужно строго соблюдать все требования производителя и систематически диагностировать авто. Правильная и отлаженная работа силового агрегата ВАЗ 2109, предотвращает надобность в регулировании держателей головки блоков цилиндров.

Так как, головка блока цилиндров ВАЗ 2109 непростой узел, то необходимо проводить ремонтные работы лишь при абсолютной уверенности в своих действиях. Строго соблюдая порядок выполнения работ. В случае обнаружения отклонения в работе мотора, немедленно проведите его диагностику. Это позволит избежать более дорогостоящих ремонтных работ.

Необходимые инструменты

  • динамометрический ключ;
  • штангенциркуль или линейка.

Схема затяжки

Схема затяжки ГБЦ такая же, как и на традиционных моделях и начинать нужно с центра. Проходит в четыре приёма.

Схема по которой должна проходить протяжка ВАЗ 2109

  • затяжка моментом 2,0 кгс/м
  • затяжка моментом 7,5 — 8,5 кгс/м
  • доворачиваем на 90 градусов.
  • повторно доворачиваем на 90 градусов.

Чтобы было понятней опишем подробней этой процесс:

Правильная подтяжка

  1. С помощью динамометрического ключа затягиваем болты в указанной на рисунке последовательности до 2,0 кг/см.
  2. Потом проходимся по второму кругу и дотягиваем до 8 кгс*м.
  3. Далее докручиваем на 90 градусов.
  4. Проходим по второму кругу, докручивая еще на 90 градусов.

Внимание! На 16-ти кл силовых агрегатах болты можно использовать повторно, но если их длина не более 95 миллиметров.

В ином случае он меняется. Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми.

Затяжка ГБЦ и обкаточный конфиг

Пришло время сборки двигателя и встал вопрос о комплектации навесного. Так как двигатель новый мне предстояла щадящая обкатка 2000км на оборотах не более 3000. Можно было бы поставить сразу все тюнячки (ресивер Стингнгер трапеция, дроссель 56мм, волго-форсунки, ДАД/ДТВ и возможно распредвал) но тогда бы мне пришлось сразу вносить корректировки в прошивку, а желания делать это не было (как и возможности). Да и мотор потерял бы в низах, а для обкатки без них ни как.

Поэтому я решил на обкатку собрать на стоке, хотя конечно понятно что заводской ресивер и распиленная головка так себе сочетание�� ну а что делать.

Как матёрый моторист на столе сразу прикручиваю к гбц паук 4-2-1, ресивер, термостат и заднюю крышку РВ). Так же сначала отмыл болты ГБЦ, они оказались пригодные, а потом по технологии вымочил их в масле и оставил стекать на несколько часов (где то читал не менее 8 часов должны стекать��)

Дождавшись товарища, приступили к сборке. Обезжирив на всякий случай плоскости, уложив толстую прокладку, вдвоём накидываем гбц — есть определённое неудобство при установке с прикрученным длинным пауком, поэтому вдвоём.

Воротком закручиваю все болты до касания головки, далее затяжка по мануалу:

1. Затяжка 2кгс
2. Затяжка 7,5-8,5кгс (я затянул 8)
3. Доворот на 90°. Перекур 15-20 минут
4. Доворот ещё на 90°

Доворачивать тоже удобнее вдвоём — один указывает до куда тянуть второй пыхтит с ключом��
Использовал стандартную последовательность затяжки (да, попадались и другие))

Порядок затяжки болтов ГБЦ ваз 2108/21083/11183

Порядок затяжки болтов ГБЦ ваз 2108/21083/11183

Так же доработал крышку гбц. Примерив её без прокладки стало ясно что она не прилегает плотно по длинным сторонам а качается на крышках распредвала. Так как я решил прикручивать крышку без герметика, на силиконовую прокладку CS-20, надо было обеспечить плотное прилегание всех сторон. Решение простое — зачистным диском выбираю лишку с крышки в местах соприкосновения, благо глубина паза там позволяет.

Доработав с двух сторон крышка легла идеально, без щелей и качания. Теперь можно будет попробовать без герметика. Вообще не хотелось бы загадить красивую подкапотку из-за сопливящей прокладки крышки, но производитель убеждает что можно использовать без герметика и это будет надежно. Чтож, попробуем. Поддон то я прикрутил без герметика, на силиконовую прокладку.

Далее про кожух грм и самонатяжной ролик от гранты.

Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109

По истечению эксплуатационного периода или при нарушении целостности прокладки головки блока цилиндров, элемент подлежит обязательной замене.

Основной признак неисправности, износа прокладки — это образование течи ОЖ и масла в местах соединения блока двигателя и ГБЦ.

Уплотнители ГБЦ

Замена

Чтобы поменять прокладку, вам потребуется демонтировать узел, избавиться от изношенной прокладки ГБЦ и собрать конструкцию в обратной последовательности, соблюдая рекомендации относительно моментов затяжки болтов ГБЦ. Обо всем этом расскажем более подробно.

  1. Отключите проводку от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика аварийного давления масла.
  2. Снимите термостат, только не забудьте перед этим слить ОЖ.
  3. Демонтируйте корпус воздушного фильтра. Снимать карбюратор не нужно, ибо мешать замене прокладки он не будет.
  4. Отключите приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
  5. Снимите шестеренку привода распредвала, предварительно установив поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Теперь можно снять защитный кожух ремня привода распределительного вала, ослабить крепежные болты фиксации шестерни, зафиксировав шестеренку от проворачивания.
  6. Снимите ремень привода распредвала. Затем можно уже полностью открутить крепежные болты и снять шестерню.
  7. Отожмите фиксатор, чтобы отключить колодку проводов от распределителя зажигания.
  8. Аналогичным образом отключите центральный высоковольтник.
  9. Ослабьте хомуты, чтобы снять шланг подвода горючего из топливной помпы.
  10. Отключите от карбюратора тяги привода заслонок — дроссельной и воздушной.
  11. Отключите питающую проводку от электромагнитного клапана.
  12. Снимите шланг вакуумного усилителя с патрубка впускной трубы.
  13. Отключите трубку от вакуумного корректора зажигания.
  14. Ослабьте натяжение хомутов, чтобы снять шланги отопления салона с патрубков.
  15. Снимите ГБЦ. Используя головку с удлинителем, откручиваются крепежные болты.
  16. Немного раскачайте головку рывками, после чего снимите элемент.
  17. Удалите старую прокладку, зачистите ее от остатков резинового уплотнителя и прочих загрязнений. Тщательно протрите насухо, после чего можно выполнять обратную сборку.
  18. Перед сборкой проверьте, соответствует ли нормальным значениям длина болтов для крепления головки блока цилиндров. В идеале их длина составляет 135,5 миллиметра. Если болты удлинились в процессе эксплуатации, тогда придется заменить все болты.

Процедура замены

Затяжка

Выполнить обратную сборку узла, если четко следовать инструкции по демонтажным работам, особых проблем не составит.

Невероятно важным моментом замены прокладки ГБЦ и всех прочих мероприятий, связанных со снятием головки, является правильная регулировка и затяжка болтов.

Подтяжка болтов выполняется строго динамометрическим ключом, который позволит контролировать момент натяжения.

Вот несколько рекомендаций по использованию этого специализированного ключа и проверке текущего состояния натяжения:

  • Установите держатель в нулевом положении. Это будет говорить о том, что сейчас данные ключа равны моменту исходной позиции;
  • Посмотрите на показатели динамометрического инструмента при начале затяжки болтов;
  • Вращайте держатель, следите за показателями;
  • Если момент не меняется, то крепеж может поддаваться растяжению, что является нормальным явлением. Именно так должно происходить;
  • Если момент быстро увеличивается, следует достичь движения болта. То есть растяжение держателя малое, нужно стабилизировать.

Золотые правила затяжки

Чтобы правильно осуществить обратную сборку головки блока цилиндров, вам нужно придерживаться золотых правил:

  • Строго ориентируйтесь на данные по моменту затяжки, соответствующие автомобилю ВАЗ 2109;
  • Регулировку выполняйте только с помощью динамометрического ключа. Другие инструменты получить нужный результат не позволяют;
  • Для установки ГБЦ используйте только исправные болты, которые соответствуют требованиям вашего двигателя, установленного на ВАЗ 2109;
  • Перед работой убедитесь, что держатели находятся в исправном состоянии.

Проверка болтов

Схема затяжки

Помимо соблюдения необходимых моментов затяжения крепежных болтов ГБЦ, здесь требуется соблюдать еще одно правило.

Возвращение болтов на места выполняется строго согласно схеме, приведенной ниже.

Последовательность затяжения

Далее выполняйте работу согласно таблице, и вы все сделаете верно.

Затяжка выполняется в четыре круга, соблюдая последовательность работы с крепежными болтами, указанной в схеме.

Круг затяжки Ваши действия
Первый круг Динамометрическим ключом затягиваются все болты согласно схеме с прикладываемым моментом до 2,0 кг/см м
Второй круг Затяжка по второму кругу выполняется даже по схеме, но момент применяется уже до 8 кг/см м
Третий круг Каждый болт на третьем круге установки нужно докрутить на 90 градусов
Четвертый круг Четвертый и завершающий круг затяжки болтов головки блока цилиндров требует повторного закручивания крепежей еще на 90 градусов

Прежде чем следовать инструкции и схеме, убедитесь, что ваши болты соответствуют требованиям. В противном случае даже самая правильная, строго соблюдаемая затяжка не даст никакого результата.

Прокладка головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 — достаточно надежный элемент, но ему свойственно терять свои эксплуатационные качества. Для ее замены приходится выполнять далеко не самые простые операции, но игнорировать нарушение целостности прокладки ни в коем случае нельзя. Иначе последствия обернутся дорогостоящим ремонтом, а порой и полной заменой двигателя.

  • luxvaz.ru/dvigatel/298-moment-zatyazhki-gbc-i-zamena-prokladki.html
  • drive2.ru/l/554275082629808561/
  • avtozam.com/vaz/2109/zatiazhka-boltov-gbtc/

Порядок и момент затяжки ГБЦ на ВАЗ 2109

порядок затяжки гбц ваз 2109

Двигатели

На чтение 12 мин Просмотров 496 Опубликовано 14.12.2021 Обновлено 18.12.2021

Порядок затяжки ГБЦ ВАЗ 2109, как и ВАЗ 2108, одинаков для всех модификаций двигателя и совсем не похож на аналогичный процесс для классических «Жигулей».

Когда и зачем необходимо затягивать болты ГБЦ

На девятую модель устанавливались однотипные карбюраторные моторы объемами 1,1, 1,3 и 1,5 л, а также полуторалитровый инжекторный ДВС ВАЗ 21093i, выдающий мощность 79 л. с. (это на 6 л. с. больше, чем карбюраторный прототип без буквы i на конце). По сравнению с моторами заднеприводных ВАЗов, новые двигатели отличаются предельно рациональной конструкцией, меньшим количеством деталей и технологичностью ремонта и обслуживания. Для затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) также стали применять более прогрессивный метод угловой затяжки.

Затяжку болтов нужно проводить в следующих случаях:
• Для подтяжки крепежа. К ней обычно прибегают, если вблизи разъема головки и блок начала скапливаться влага, Если прокладка уже потекла, то процедура помогает редко, но шанс есть. Как правильно протянуть ГБЦ ВАЗ 2109 рассмотрим чуть дальше.
• В случае замены болта без снятия головки — если болт лопнул или растянулся, и герметичность узла оказалась под угрозой.
• При проведении ремонтных работ, связанных со снятием и установкой головки блока двигателя. Например, при замене изношенной прокладки ГБЦ, ремонте ГБЦ или замене колец.

Для замены и установки поршневых колец не обязательно обращаться в автосервис. Выполнить эту операцию своими руками под силу любому автомобилисту.

Комментарий эксперта
Задать вопрос

Утрата герметичности прокладки головки блока цилиндров происходит чаще всего из-за длительного срока службы. Крепежные болты в процессе эксплуатации растягиваются от напряжения, удлиняются и становятся менее упругими. Хорошо еще, если процесс идет равномерно. Но если сила сжатия ослабла в одном месте, ГБЦ деформируется, и подтяжкой крепежа уже не обойтись. Классический вариант деформации головки — это выгибание «домиком» посередине. Ускорить проявление неисправности могут перегрев, разморозка силового агрегата, детонация, высокие нагрузки, а также плохое качество деталей и расходных материалов. К перегреву Лады также бывает причастен термостат.

Как избежать повреждения прокладки ГБЦ и как диагностировать неисправность читайте в нашем материале.

Подготовка к работе

ГБЦ на ВАЗ 2109 можно устанавливать отдельно от распределительного вала, а можно в сборе с ним (как, впрочем, и с трамблером и даже с коллекторами). Конечно, удобно собрать весь узел на верстаке, но тем внимательнее следует быть при установке:

• Габаритная конструкция может случайно упереться в другие компоненты автомобиля.
• Щиток ремня ГРМ, приемная труба с ее кронштейном и коллекторные шпильки также требуют внимания.
• Когда головка уже стоит на блоке двигателя, но еще не прижата болтами, проверьте, не мешает ли что-то ее окончательной посадке.
• Подготовьте исправные болты. Они должны от руки заворачиваться в блок без повышенного сопротивления. Сравните их длину с максимально допустимой. При превышении допуска — замените.
• Проверьте головки болтов на предмет срыва внутренних шлицов под ключ.
• Резьбовую часть и торцы шайб смажьте тонким слоем моторного масла.

Длины болтов могут находиться в поле допуска, но при этом нежелательно, чтобы одни были как новые, а другие — на пределе. Такой разнобой проявится не сразу, но ускорит деформацию головки.

Совет эксперта

Посадочные отверстия под крепеж необходимо очистить, а на дне каналов не должно быть охлаждающей жидкости или масла. При упирании крепежа в жидкость, показания динамометрического ключа искажаются, и фактически болт получается недокрученным. Важно понять, что в этом случае на шкале динамометрического ключа отображается усилие, но возникает оно не вследствие поворота болта и сжатия прокладки, а из-за того, что болт уперся в жидкость. Реального обжатия и уплотнения прокладки не происходит, а значит неприятности не за горами.

Необходимые инструменты

Перед работой следует приготовить:

• набор слесарного инструмента (головки ключи и отвертки);
• плоскогубцы;
• динамометрический ключ;
• вороток;
• удлинитель с усиленной головкой под шестигранник 10 мм;
• шестигранник 10 мм;
• кордщетку;
• штангенциркуль;
• слесарный коловорот
• ветошь.

Из трех видов динамометрических ключей, в принципе, подойдет любой: электронный, стрелочный или со щелчком.

• Электронный инструмент точный, но дорогой. Ему нужны аккумуляторы или батарейки.
• Вполне можно затянуть болты любительским стрелочным. Хоть он и не такой точный, но по простоте и надежности ему нет равных. Ломаться нечему, так как нет даже ни одного шарнирного соединения. Кроме того, он показывает текущий момент затяжки. Это интересно, когда работаешь близко к предельным прочностным возможностям крепежа. Можно увидеть, как болт теряет упругость — при закручивании момент не растет, а наоборот падает. Но нам на 2109 это не нужно. А нужно точно отмерить момент на начальных этапах затяжки.
• Ключ со щелчком — оптимальный вариант для этих работ. Для ВАЗ 2109 хватит диапазона шкалы от 0 до 10 кгс•м. На рукояти этого ключа задается необходимый момент затяжки. Выставляем величину и начинаем пользоваться. Тянуть нужно равномерно, без рывков, придерживая левой рукой инструмент за его головку. Последнее нужно, чтобы обеспечить инструменту только напряжение вращения, без изгибов и перекосов. Работает он как обыкновенная трещотка, но по достижении заданного момента раздается щелчок — затяжку необходимо прекратить.

Используйте динамометрический ключ только для измерения момента. Это не слесарный инструмент, и срывать им заржавевший крепеж нельзя.

Многие автослесари утверждают, что чувствуют момент и без всяких средств измерений. Это возможно, и даже с большой точностью, но при малых значениях. С нарастанием момента, определять его все сложней, а при больших значениях совсем невозможно. Однако не так уж они неправы: пользуясь динамометрическим ключом, нужно постоянно контролировать его работу, сверяя с собственными ощущениями.

Практикующий специалист должен вовремя остановиться, если ключ не сработал вовремя, или сработал, по его мнению, преждевременно. Он должен понять, что либо с ключом что-то не то, либо бракованный болт растянулся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *