Как проверить масляный радиатор на герметичность
Перейти к содержимому

Как проверить масляный радиатор на герметичность

  • автор:

Проверка масляного радиатора на герметичность
Дизельный двигатель 2,0 л. Система охлаждения и смазки. Фольксваген Пассат B6

Пережмите подающий и возвратный шланги от масляного радиатора шланговыми зажимами до ∅25 мм.

Рис. 2.332. Хомуты шлангов системы охлаждения

Ослабьте хомуты с помощью клещей для пружинных хомутов (рис. 2.332).

Примечание: Вытекающую ОЖ соберите в поддон.

Отсоедините водяные шланги от масляного радиатора.

Наденьте заглушку5 на задний соединительный патрубок 4 масляного радиатора.

Закрепите заглушку 2 на штуцере для удаления воздуха от расширительного бачка 1.

Закрепите водяной шланг 3 на масляном радиаторе и расширительном бачке.

Заполните расширительный бачок до отметки «Max».

Рис. 2.333. Установка тестера на расширительный бачок

Установите тестер системы охлаждения с адаптером для системы охлаждения на расширительный бачок (рис. 2.333).

С помощью ручного насоса тестера создайте избыточное давление приблизительно 1,6 бар.

Проследите за падением давления по манометру. Падение давления в течение 10 мин недопустимо.

Если давление снижается, замените масляный радиатор.

Установка

Установка осуществляется в обратной последовательности, с учетом следующего.

Проверьте уровень охлаждающей жидкости, при необходимости пополните.

Теплообменник или как понять, что антифриз попал в масло!

Теплообменник — это техническое устройство, в котором осуществляется теплообмен между двумя средами, имеющими различные температуры.

Скажем сразу откровенно слабое место всех современных двигателей!

Перемешивание моторной смазки с охлаждающей жидкостью двигателя – неисправность критическая, требующая немедленного вмешательства и устранения. Другими словами, эксплуатировать машину нельзя, только ремонтировать. Хоть и нечасто, но такая проблема встречается на новых и подержанных автомобилях. Чтобы избежать дорогостоящих ремонтов, хозяин авто должен четко представлять порядок своих действий, когда обнаружено масло в антифризе.

Система охлаждения силового агрегата представляет собой сеть каналов, проходящих через блок и головку цилиндров. Она герметична и потому работает под давлением, возникающим в результате нагрева и расширения жидкости. Система смазки имеет похожее строение, только каналы более узкие, а давление создает масляный насос.

Крайне важно следить за уровнями и состоянием технических жидкостей, масла и антифриза.

Существует несколько причин, по которым происходит смешивание двух разных жидкостей:

  1. В автомобилях с современными и сложными двигателями присутствует элемент охлаждения моторной смазки – масляный радиатор или по другому ТЕПЛООБМЕННИК. В нем и случается перемешивание антифриза с маслом в результате пробоя прокладок.
  2. Прокладка между головкой и блоком цилиндров – слабое место любого мотора. Когда в ней возникает мельчайшая трещина, жидкость с более высоким давлением проникает в «чужую» систему. Как правило, масло поступает в антифриз, потому что масляный насос «давит» сильнее, нежели помпа. Хотя случается и взаимное проникновение.
  3. Трещины в металле самой ГБЦ.

Как определить попадание смазки в антифриз:
  • из-за ухудшения охлаждающих свойств антифриза двигатель начинает сильнее греться, чаще срабатывает электрический вентилятор;
  • уровень масла постепенно снижается, а тосола – повышается (заметить довольно сложно);
  • крыльчатка помпы взбивает масляно-водяную смесь, превращая ее в густую белую эмульсию, засоряющую фильтр, отчего падает давление моторной смазки;
  • снаружи на блоке либо корпусе теплообменника видны потеки, берущие начало возле прокладки (появляются не всегда);
  • масло в расширительном бачке меняет цвет и консистенцию охлаждающей жидкости.

Как правило, беда не приходит одна. Тосол, попавший в поддон картера, может создать серьезные проблемы: в лучшем случае эмульсия засорит смазывающие каналы и фильтр. При худшем раскладе коленчатый вал провернет вкладыши (подшипники скольжения) в результате масляного голодания. Дорогостоящий ремонт обеспечен.

Признак поломки хорошо заметен – из выхлопной трубы валит белый дым в большом количестве, а мощность мотора резко падает.

Когда подобная проблема возникает на машине, оборудованной теплообменником – охладителем моторной смазки, возникают затруднения с самостоятельной диагностикой неисправности. Если внешние признаки в виде потеков отсутствуют, то после выявления эмульсии в расширительном бачке срочно обращайтесь в наш автотехцентр, мы проведем замену прокладок теплообменника и промоем масляную и охлаждающую системы.

На автомобилях марок GM теплообменник расположен за коллектором, и постоянно подвержен сильному нагреву, из-за этого прокладки дубеют и начинается течь масла!

Все современные моторы теплонагруженные, рабочая температура моторов достигает 103-105С, а у некоторых моторов еще выше. Детонация ДВС, высохшие пластиковые трубки, дубовые резиновые прокладки и преждевременное окисление масла являются платой за экологичность.

Как проверить теплообменник на утечку

При эксплуатации теплового оборудования рано или поздно появляется вопрос, как проверить теплообменник на герметичность. На всех современных моделях присутствует особая табличка с указанием даты первой проверки, от которой и надо будет отталкиваться в будущем.

Проверка теплообменника на герметичность.jpg

Порядок проведения проверки

Испытание теплообменников предполагает выполнение нескольких основных этапов:

  1. Оборудование охлаждается до температуры окружающей среды.
  2. Через дренажный кран из одного канала необходимо слить теплоноситель.
  3. Оба контура перекрываются вентилем.
  4. На заполненный теплоносителем канал плавно подается давление. Показатель не должен превышать максимальное давление по паспорту (при температуре внешней среды около 20 °C).
  5. Нижний канал общего контура осматривается на наличие протечек.
  6. Далее необходимо повторить процедуру, поменяв контуры местами.

Для того чтобы проверка индивидуального теплового пункта была максимально достоверной, давление на каждый контур должно подаваться минимум полчаса.

Так как проверить теплообменник на утечку можно только в случае полной герметичности системы, важно непосредственно перед испытаниями убедиться в надежности затяга стяжных болтов.

В процессе проверки можно заметить, что при заполнении одного из контуров теплоносителем, во втором контуре повышается давление. Подобные процессы связаны с изменением размеров материала под воздействием температуры и не являются свидетельством наличия протечки.

Если течет пластинчатый теплообменник – неизбежно изменение эксплуатационных характеристик установки, повышение энергоемкости, а также снижение общей эффективности. Регулярная проверка оборудования представляется одним из основных условий стабильной работы. Поэтому очень важно проводить тестирование строго по графикам и соблюдая технологию. Вас также могут заинтересовать пластины для теплообменников.

Проверяем радиатор охлаждения вместе

При проведении проверки радиатора теплая верхняя часть и непрогретый нижний шланг свидетельствуют о том, что радиатор засорили масло, ржавчина или накипь. Это приводит к снижению его теплоотдачи и перегреву двигателя.

Если из радиатора вытекает охлаждающая жидкость и место протечки не удается обнаружить, проверяют его герметичность – сняв радиатор или оставив его на автомобиле. При проверке непосредственно на месте радиатор наполняют водой, патрубки, закрыв заглушками. Один патрубок оставляют открытым и подают через него воздух (давление приблизительно 1 кгс/см2). Место появления воды указывает на место утечки.

Если есть необходимость в снятии радиатора, охлаждающую жидкость из него сливают. Чтобы сделать это, со шлангов снимают хомуты; соединительный шланг также снимают с отдельного расширительного бака, если таковой имеется. Затем отсоединяют шланг от патрубка головки блока цилиндров. Если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, с радиатора снимают масляные шланги, отсоединяют провода от вентилятора и термовыключателя, откручивают кронштейн радиатора, после чего вынимают его с кожухом вентилятора. Некоторые модели предусматривают предварительное его отсоединение.

Когда радиатор проверяют в снятом состоянии, также закрывают патрубки и заливную горловину; при этом один патрубок не заглушают и через него подают воздух. Радиатор опускают в сосуд, наполненный водой, и смотрят, откуда появляются пузырьки воздуха, указывающие место утечки.

При замене радиатора кожух вентилятора и термовыключатель переставляют на новый. Поврежденные кронштейны радиатора заменяют. Радиатор крепят к кронштейнам и производят сборку в обратной последовательности.

Наиболее часто встречающимися дефектами радиаторов являются пробоины, трещины, вмятины на бачках, трещины и повреждения на пластинах каркаса, дефекты трубок или охлаждающих пластин, разгерметизация мест пайки, накипь.

Если у радиатора повреждены трубки, их в большинстве случаев паяют, а если это невозможно, заглушают, запаяв концы. Однако подобным образом в радиаторе допустимо привести в порядок лишь три трубки. Если же поврежденных трубок больше, то их меняют на новые либо устанавливают новый радиатор.

Для нагревания при опаивании в трубки вставляют стальные стержни. На их место помещают новые или запаянные трубки. Их концы развальцовывают, а затем припаивают к опорным пластинкам сердцевины. При помощи газосварки устраняют трещины и поломки на пластинах крепления радиатора. После ремонта проверяют его герметичность и отсутствие перекосов.

У многих современных автомобилей радиаторы имеют сердцевины, выполненные из алюминиевого сплава, и пластмассовые бачки. При повреждении они подлежат замене, поскольку отремонтировать их невозможно.

Одна из причин выхода из строя системы охлаждения с радиатором из алюминиевого сплава и температурным датчиком включения вентилятора (находящимся под напряжением термовключателем) – это электролиз.

Электролизом называется реакция разложения раствора химических веществ, протекающая при пропускании через него электрического тока. Распознать появление электролиза можно по следующим признакам: засорению радиаторных трубок, белому налету около разгерметизированных мест, а также зеленоватым отложениям у термовключателя. Если таковые обнаружены, следует проверить состояние соединений электроприборов системы охлаждения.

Не стоит в алюминиевых радиаторах использовать в качестве охлаждающей жидкости воду: это провоцирует коррозию трубок радиатора. Целый ряд факторов: отсутствие герметичности в соединениях шлангов со штуцерами и патрубками, сливных пробках и кране отопителя, неплотное соединение фланцев патрубков, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса, дефекты шлангов, наличие трещин в сердцевине и бачках радиатора – приводят к утечке, подтеканию охлаждающей жидкости.

Жидкостным насосам устраивают проверку наличия протечек через нижнее контрольное отверстие. Регулярный осмотр и обслуживание помогают содержать жидкостный насос в исправном состоянии. Своевременное регулирование натяжения приводного ремня, смена при необходимости деталей уплотнения крыльчатки насоса и смазка шариковых подшипников – это перечень мероприятий, входящих в техобслуживание жидкостного насоса. Чтобы не сломать его корпус, в некоторых автомобилях требуется специальный съемник. Запрещается снимать крыльчатку насоса при помощи съемника, используемого для снятия приводных шкивов или ступиц. В противном случае из-за своей хрупкости она может выйти из строя.

Чтобы прекратить вытекание из жидкостного насоса охлаждающей жидкости, прибегают к замене текстолитовой шайбы и резиновых манжет или сальников. При производстве ремонта насоса меняют сальник насоса, прокладки, зубчатый ремень (если есть ременной привод) и ременной шкив. Разбирать и собирать насос, используя удары молотка, запрещается. На подшипники насоса наносят смазку до появления свежей смазки из контрольного отверстия. Излишки масла удаляются во избежание попадания на приводной ремень.

Если в картер двигателя попала вода из системы охлаждения, в первую очередь требуется поменять прокладку головки/ блока. Но иногда причиной попадания жидкости является не она, а трещина во внутренней стенке головки блока. Вода попадает после остановки двигателя через открытый клапан в цилиндр и затем в картер. Такую ситуацию исправляют заменой головки блока.

Шум, издаваемый жидкостным насосом, является поводом для проверки осевого люфта. Жидкостные насосы автомобилей, иногда становятся источником резкого, прерывистого скрипа, появляющегося на снижении оборотов двигателя. Причина этого – его износ.

Если требуется удалить немногочисленные и небольшие трещины на шве, соединяющем низ и верх расширительного бачка системы охлаждения, их просто заваривают при помощи паяльника, которым нагревают пластмассу бачка. Бачок придется поменять, если он увеличен или трещины длиннее 2 см. Вздуться он может по причине залипания выпускного клапана в его пробке, вызывающего увеличение давления в системе охлаждения.

Чтобы не допустить повреждения системы охлаждения двигателя, следует помнить, что в горячий двигатель не заливают холодную воду: из-за этого могут появиться трещины в рубашке охлаждения блока цилиндров. После того как слита охлаждающая жидкость, запуск двигателя даже на короткое время запрещен. Нарушение этого правила грозит разрушением уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, прогоранием прокладок, повреждением головок блоков цилиндров, выпадением седел клапанов.

Усилением образования коррозии и накипи чревата частая замена воды в системе охлаждения. Если сердцевина радиатора засорилась, ее чистят направленной со стороны вентилятора струей воды или сжатого воздуха. Накипь, ржавчина и др. удаляются из системы охлаждения промыванием. Если имеется незначительное отложение накипи, систему промывают чистой водой. Система охлаждения подлежит промыванию при сезонных техосмотрах, а также после обкатки нового автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *