Как отрегулировать холостой ход на ваз 2104 инжектор
Перейти к содержимому

Как отрегулировать холостой ход на ваз 2104 инжектор

  • автор:

Обороты холостого хода некоторых двигателей автомобилей ВАЗ

Обороты холостого хода некоторых двигателей автомобилей ВАЗ

Разные двигатели автомобилей ВАЗ имеют разные обороты холостого хода (ХХ).

Рассмотрим какие обороты ХХ необходимы для некоторых карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ рассматриваемых на нашем сайте. Чтобы в случае возникновения необходимости их регулировки было на что ориентироваться.

Какие обороты холостого хода необходимы для двигателей ВАЗ?

1. Двигатели 2101, 2103, 2105, 2106 автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107.

Рекомендуемые обороты коленчатого вала на холостом ходу для этих двигателей с карбюратором Озон 850-900 об/мин.

Если на двигатель установлен карбюратор Солекс (например, Солекс 21051-1107010 или любой другой), то обороты холостого хода должны составлять 750-800 об/мин.

Регулировка оборотов ХХ производится двумя винтами на карбюраторе (Озон). Один из них — винт «количества» топливной смеси перекрывает выходное отверстие системы холостого хода (СХХ) и регулирует объем топливной смеси, поступающей в двигатель на холостом ходу.

Другой — винт «качества» установлен в эмульсионный канал СХХ карбюратора и регулирует объем топливной эмульсии добавляемой в топливную смесь.

Обороты винтов качества и количества Озон

Помимо винтов «количества» и «качества» имеется еще один регулировочный винт. Это подстроечный (регулировочный) винт добавки дополнительного воздуха в систему холостого хода.

Он позволяет подавать дополнительную дозу воздуха из первой смесительной камеры в эмульсионный канал системы холостого хода (СХХ) и тем самым снижать переобогащение топливной смеси.

Регулировка холостого хода двигателей автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 с карбюратором Солекс аналогична описанной ниже.

2. Двигатели 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099.

Рекомендуемые обороты коленчатого вала на холостом ходу для этих двигателей 750-800 об/мин.

Регулировка оборотов ХХ производится двумя винтами на карбюраторе (Солекс). Один из них — винт «количества» топливной смеси приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры регулируя поток воздуха проходящего через карбюратор.

винт количества Солекс

А второй — винт «качества» — изменяет величину выходного отверстия системы ХХ тем самым регулирует объем топливной эмульсии попадающей в топливную смесь на холостом ходу.

Винт качества Солекс 21083 установлен в корпусе карбюратора

Регулировку оборотов холостого хода двигателей с карбюраторами 2108, 21081, 21083 Солекс рекомендуется проводить раз в полгода или при возникновении проблем с работой двигателя. См. «Регулировка оборотов холостого хода на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторами Солекс».

3. Двигатели 2121, 21213 автомобилей Нива 2121, 21213.

регулировка оборотов холостого хода 21073 Солекс

Обороты холостого хода двигателя 21213 1,7 л с карбюратором Солекс 21073-1107010 должны находится в пределах 750-800 об/мин (для автомобиля Нива 21213).

Регулировка оборотов ХХ производится так же двумя винтами на карбюраторе (Солекс 21073). Один из них — винт «количества» топливной смеси приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры регулируя поток воздуха проходящего через карбюратор.

А второй — винт «качества» — изменяет величину выходного отверстия системы ХХ тем самым регулирует объем топливной эмульсии попадающей в топливную смесь на холостом ходу. См. «Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс».

Обороты холостого хода двигателя 2121 (1,6 л) с карбюратором Озон автомобиля Нива 2121 должны находится в пределах 850-900 об/мин.

Как и на автомобилях 2104, 2105, 2107 регулировка оборотов ХХ производится двумя винтами на карбюраторе (Озон). Один из них — винт «количества», другой — винт «количества».

Примечания и дополнения

— Обороты холостого хода инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ регулируются контроллером (ЭБУ) электронной системы управления двигателем (ЭСУД) при помощи регулятора холостого хода (РХХ) и ручной регулировке не подлежат. Обычно они составляют 650-750 об/мин.

Как купить, заменить и отремонтировать регулятор холостого хода ВАЗ 2104 инжектор

Регулятор холостого хода ВАЗ 2104 инжектор: особенности и функции

Мой опыт и знания в автомобильной отрасли позволяют мне рассказать вам о регуляторе холостого хода ВАЗ 2104 инжектор. Это важный компонент в системе питания автомобиля, который отвечает за поддержание стабильных оборотов двигателя в холостом режиме.

Функции регулятора холостого хода

Регулятор холостого хода выполняет несколько функций, важных для нормальной работы двигателя:

  • Поддерживает стабильные обороты холостого хода двигателя между 700 и 900 оборотов в минуту;
  • Оптимизирует смесь воздуха и топлива, обеспечивая более эффективное сгорание;
  • Контролирует уровень выбросов, снижая вредные выбросы;
  • Позволяет устранить нестабильность оборотов, повышенный расход топлива и другие проблемы, связанные с холостым ходом двигателя.

Признаки неисправности регулятора холостого хода

Неисправности регулятора холостого хода могут проявляться различными способами. Вот несколько признаков, на которые следует обратить внимание:

  • Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу;
  • Повышенный расход топлива;
  • Трудности при запуске двигателя;
  • Появление ошибок или неисправностей на панели приборов;
  • Частые сбои в работе двигателя.

Замена и настройка регулятора холостого хода

В случае неисправности регулятора холостого хода ВАЗ 2104 инжектор, рекомендуется обратиться к квалифицированному автомеханику для замены или настройки детали. Неправильная замена или настройка может привести к дополнительным проблемам с автомобилем.

При замене регулятора холостого хода следует учитывать несколько факторов:

  • Приобретайте оригинальные запасные части с хорошей репутацией;
  • Убедитесь, что новый регулятор холостого хода соответствует требованиям вашей модели ВАЗ 2104 инжектор;
  • При необходимости, проведите настройку регулятора холостого хода в соответствии с рекомендациями производителя.

В заключение, регулятор холостого хода является важным компонентом системы питания автомобиля ВАЗ 2104 инжектор. Он обеспечивает стабильные обороты двигателя и полноценную работу автомобиля в холостом режиме. При возникновении проблем с регулятором холостого хода, рекомендуется обратиться к специалисту для предотвращения возможных негативных последствий.

Часто задаваемые вопросы

1. Как работает регулятор холостого хода ваз 2104 инжектор?

Регулятор холостого хода ваз 2104 инжектор отвечает за поддержание необходимого оборота двигателя в ситуациях, когда педаль акселератора не нажата. Это позволяет двигателю работать плавно и стабильно в простое, избегая возможных сбоев или остановок. Регулятор управляет количеством подаваемой воздушной смеси в систему впуска, что регулирует обороты холостого хода.

2. Как определить, что регулятор холостого хода ваз 2104 инжектор неисправен?

Если регулятор холостого хода ваз 2104 инжектор неисправен, могут возникать следующие проблемы:

  • Нестабильные обороты холостого хода. Двигатель может просадиться или часто глохнуть.
  • Плохая устойчивость оборотов при включении пониженной передачи или в работе с электрооборудованием (фары, кондиционер).
  • Повышенный расход топлива.

3. Как произвести замену регулятора холостого хода ваз 2104 инжектор?

Для замены регулятора холостого хода ваз 2104 инжектор необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Отсоедините аккумулятор от машины и снимите дроссельный узел.
  2. Освободите зажим и отсоедините провода, подведенные к регулятору холостого хода.
  3. Снимите старый регулятор и установите новый, обратив внимание на правильное подключение проводов.
  4. Установите обратно дроссельный узел и подсоедините аккумулятор.
  5. Протестируйте работу двигателя и убедитесь, что обороты холостого хода стабильны.

Все, что нужно знать о регуляторе (датчике) холостого хода ВАЗ 2107

Нарушения в работе двигателя ВАЗ 2107 на холостых оборотах — достаточно распространённое явление. И если речь идёт о силовом агрегате с распределённым впрыском, то очень часто причиной подобных неполадок является неисправность регулятора холостого хода (РХХ). О нём мы и поговорим в этой статье.

Регулятор (датчик) холостого хода ВАЗ 2107

В обиходе РХХ называют датчиком, хотя он таковым не является. Дело в том, что датчики относятся к измерительному оборудованию, а регуляторы — к исполнительному. Иными словами, он не собирает информацию, а выполняет команды.

Предназначение

РХХ является узлом системы питания двигателя с распределённым впрыском, регулирующим объем воздуха, поступающего во впускной коллектор (ресивер) при закрытой заслонке дросселя. По сути, это обычный клапан, который приоткрывает запасной (байпасный) воздушный канал на заданную величину.

Устройство РХХ

Регулятор холостого хода — это электродвигатель шаговой конструкции, состоящий из статора с двумя обмотками, магнитного ротора и штока с подпружиненным клапаном (запорным наконечником). При поступлении напряжения на первую обмотку, ротор проворачивается на определённый угол. Когда оно подаётся на другую обмотку, он повторяет своё движение. Благодаря тому, что шток имеет на своей поверхности резьбу, при вращении ротора, он двигается вперёд-назад. За один полный оборот ротора шток совершает несколько «шагов», перемещая наконечник.

Устройство регулятора холостого хода

1 — клапан; 2 — корпус регулятора; 3 — обмотка статора; 4 — ходовой винт; 5 — штекерный вывод обмотки статора; 6 — шариковый подшипник; 7 — корпус обмотки статора; 8 — ротор; 9 — пружина

Принцип действия

Работой устройства управляет электронный блок (контроллер). Когда зажигание выключено, шток РХХ максимально выдвинут вперёд, из-за чего проходное отверстие байпасного канала перекрыто полностью, и воздух в ресивер не поступает вообще.

При запуске силового агрегата электронный контроллер, ориентируясь на данные, поступающие с датчиков температуры и оборотов коленвала, подаёт определённое напряжение на регулятор, который, в свою очередь, приоткрывает проходное сечение обходного канала. По мере нагрева силового агрегата и снижения его оборотов, электронный блок через РХХ уменьшает поступление воздуха в коллектор, стабилизируя работу силового агрегата на холостом ходу.

Схема подключения РХХ

Работой регулятора управляет электронный блок управления

Когда мы жмём на педаль акселератора, воздух в ресивер поступает уже через главный канал дроссельного узла. Байпасный канал при этом перекрыт. Для правильного определения количества «шагов» электродвигателя устройства, электронный блок дополнительно использует информацию, поступающую с датчиков положения заслонки дросселя, расхода воздуха, положения коленчатого вала и скорости.

При возникновении дополнительной нагрузки на двигатель (включении вентиляторов радиатора, отопителя, кондиционера, обогрева заднего стекла), контроллер посредством регулятора открывает запасной воздушный канал для поддержания мощности силового агрегата, предотвращения провалов и рывков.

Где находится регулятор холостого хода на ВАЗ 2107

РХХ расположен в корпусе дроссельного узла. Сам узел прикреплён к тыльной части впускного коллектора двигателя. Определить местоположение регулятора можно по жгуту проводов, подходящему к его разъёму.

Расположение регулятора холостого хода

РХХ находится в корпусе дроссельного узла

Регулирование холостого хода в карбюраторных двигателях

В карбюраторных силовых агрегатах ВАЗ 2107 холостой ход обеспечивается при помощи экономайзера, исполнительным узлом которого является электромагнитный клапан. Клапан установлен в корпусе карбюратора и управляется специальным электронным блоком. Последний получает данные о количестве оборотов двигателя с катушки зажигания, а также о положении дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора с контактов винта количества топлива. Обработав их, блок подаёт напряжение на клапан, или же отключает его. В основе конструкции электромагнитного клапана находится электромагнит с запорной иглой, которая открывает (закрывает) отверстие в топливном жиклёре холостого хода.

Признаки неисправности РХХ

Признаками того, что регулятор холостого хода вышел из строя могут быть:

  • нестабильный холостой ход (двигатель троит, глохнет при отпускании педали акселератора);
  • снижение или увеличение количества оборотов двигателя на холостом ходу (плавающие обороты);
  • снижение мощностных характеристик силового агрегата, особенно при дополнительной нагрузке (включении вентиляторов отопителя, радиатора, обогрева заднего стекла, дальнего света и др.);
  • усложнённый запуск двигателя (мотор заводится только при нажатии на педаль газа).

Но здесь следует иметь в виду, что подобные симптомы могут быть присущи и неисправности других датчиков, например, датчикам положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или положения коленвала. К тому же, при неисправности РХХ контрольная лампа «CHECK ENGINE» на щитке не загорается, и считать код ошибки двигателя не получится. Выход один — тщательная проверка устройства.

Проверка электрической цепи регулятора холостого хода

Прежде чем перейти к диагностике самого регулятора, необходимо проверить его цепь, ведь причиной того, что он перестал работать, может быть обычный обрыв проводов или неисправность электронного блока управления. Для диагностики цепи потребуется только мультиметр с возможностью измерения напряжения. Порядок действий следующий:

  1. Поднимаем капот, находим на дроссельном узле жгут проводов датчика.
  2. Отсоединяем колодку жгута проводов.

Колодка жгута проводов разъема РХХ

Каждый из выводов РХХ промаркирован

Проверка цепи регулятора холостого хода

Напряжение между массой и выводами A, D должно быть примерно 12 В

Напряжение между массой и каждым из выводов должно соответствовать напряжению бортовой сети, т. е. примерно 12 В. Если оно меньше этого показателя, или его вообще нет — нужно провести диагностику проводки и электронного блока управления.

Диагностика, ремонт и замена регулятора холостого хода

Чтобы проверить и заменить сам регулятор, потребуется демонтировать дроссельный узел и отсоединить от него устройство. Из инструментов и средств будут необходимы:

  • отвёртка с крестовидной битой;
  • шлицевая отвёртка;
  • круглогубцы;
  • торцевой ключ или головка на 13;
  • мультиметр с возможностью измерения сопротивления;
  • штангенциркуль (можно использовать линейку);
  • чистая сухая тряпка;
  • охлаждающая жидкость на долив (максимум 500 мл).

Демонтаж дроссельного узла и снятие РХХ

Чтобы снять дроссельный узел, необходимо:

  1. Поднять капот, отключить от аккумулятора минусовой провод.
  2. При помощи шлицевой отвёртки зацепить наконечник троса привода дроссельной заслонки и снять его с «пальца» педали газа.
  3. На дроссельном блоке круглогубцами отсоединить фиксатор на секторе привода заслонки дросселя.

Отсоединение пружинного фиксатора

Фиксатор отсоединяется при помощи круглогубцев или отвертки

Отсоединение наконечника троса дроссельной заслонки

Чтобы отсоединить наконечник, нужно провернуть сектор привода против часовой стрелки

Ослабление крепления троса заслонки

Чтобы ослабить трос, нужно отпустить обе гайки

Снятие троса

Чтобы снять трос, его нужно вывести из прорези кронштейна

Снятие шлангов со штуцеров подвода и отвода охлаждающей жидкости

Хомуты можно ослабить отверткой или пассатижами (круглогубцамим)

Снятие шланга со штуцера вентиляции картера

Штуцер вентиляции картера расположен между штуцерами подвода и отвода охлаждающей жидкости

Снятие воздушного патрубка

Воздушный патрубок зафиксирован червячным хомутом

Снятие шланга отвода топливных паров

Для снятия шланга отвода паров топлива нужно ослабить хомут

Демонтаж дроссельного узла

Дроссельный узел крепится к коллектору при помощи двух шпилек с гайками

Отсоединение дроссельного узла

Между дроссельным узлом и коллектором установлена уплотнительная прокладка

Снятие пластиковой втулки

Пластиковая втулка задает конфигурацию воздушного потока внутри коллектора

Снятие регулятора холостого хода

Регулятор крепится к корпусу дроссельного узла при помощи двух винтов

Снятый РХХ

В месте соединения РХХ с дроссельным узлом установлено уплотнительное резиновое кольцо

Видео: снятие и чистка дроссельного узла на ВАЗ 2107

Как проверить регулятор холостого хода

Для проверки РХХ следует выполнить следующие действия:

  1. Включить мультиметр в режим омметра с пределом измерения 0–200 Ом.
  2. Подсоединить щупы прибора к выводам A и B регулятора. Замерить сопротивление. Повторить замеры для выводов C и D. У исправного регулятора сопротивление между указанными выводами должно составлять 50–53 Ом.

Проверка обмоток регулятора

Сопротивление между соседними парными выводами должно быть 50–53 Ом

Если величина сопротивления между перечисленными выводами не соответствует указанным показателям, или вылет штока больше 23 мм, регулятор холостого хода необходимо заменить. Пытаться ремонтировать устройство нет смысла. В случае обрыва или замыкания в обмотках статора, а именно эти неисправности являются причиной изменения сопротивления на выводах, регулятор восстановлению не подлежит.

Проверка вылета штока РХХ

Шток должен быть выдвинут на 23 мм

Чистка регулятора холостого хода

Если же сопротивление в норме и с длиной штока все в порядке, но он не двигается после подключения напряжения, устройство можно попытаться почистить. Проблема может заключаться в заклинивании червячного механизма, благодаря которому перемещается шток. Для чистки можно использовать жидкость для борьбы со ржавчиной типа WD-40 или её аналоги.

Жидкость наносится на сам шток в том месте, где он входит в корпус регулятора. Но не переусердствуйте: заливать средство внутрь устройства не нужно. По истечении получаса возьмитесь за шток и аккуратно покрутите его из стороны в сторону. После этого проверьте его работоспособность путём подключения проводов от аккумулятора к выводам D и C, как было описано выше. Ели шток регулятора начал двигаться, устройство снова можно использовать.

Видео: чистка РХХ

Как выбрать РХХ

При покупке нового регулятора особое внимание рекомендуется обращать на производителя, ведь от него зависит качество детали, а, следовательно, и срок её службы. В России регуляторы холостого хода для инжекторных автомобилей ВАЗ выпускаются под каталожным номером 21203–1148300. Эти изделия практически универсальны, так как подходят они и к «семёркам», и ко всем «Самарам», и к представителям ВАЗ десятого семейства.

С конвейера ВАЗ 2107 сходили со штатными регуляторами производства ОАО «Пегас» (г. Кострома) и КЗТА (г. Калуга). РХХ производства КЗТА сегодня считаются наиболее надёжными и долговечными. Стоимость такой детали в среднем составляет 450–600 рублей.

Установка нового регулятора холостого хода

Для установки нового РХХ необходимо:

  1. Покрыть уплотнительное кольцо тонким слоем моторного масла.
  2. Установить РХХ в корпус дроссельного блока, зафиксировать его двумя винтами.
  3. Установить собранный дроссельный узел на шпильки коллектора, закрепить его при помощи гаек.
  4. Подсоединить магистральные шланги охлаждающей жидкости, вентиляции картера и отвода паров топлива. Зафиксировать их хомутами.
  5. Надеть и зафиксировать хомутом воздушный патрубок.
  6. Подключить колодки проводов к регулятору и датчику положения заслонки дросселя.
  7. Подсоединить трос привода заслонки.
  8. Проверить уровень охлаждающей жидкости и долить её при необходимости.
  9. Подключить аккумулятор и проверить работу мотора.

Как видите, ничего сложного ни в устройстве, ни в процессе проверки и замены регулятора холостого хода нет. В случае его неисправности вы без проблем сможете решить эту проблему без посторонней помощи.

  • Автор: Александр Смирнов
  • Распечатать

Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Регулировка холостого хода на ВАЗ

Добро пожаловать!
Со временем любой человек, ощутивший нарушенный холостой ход, принимает решение о регулировке. На малых холостых двигатель будет глохнуть, а высоких – расход топлива увеличивается. Ищем золотую середину. Для этого научимся регулировать его на автомобилях «Классического» семейства.

Примечание!
Вам понадобится следующий инструмент: отвёртка. Да-да, больше ничего.

Краткое содержание:

  • Регулировка холостых с помощью Газоанализатора
  • Регулировка без Газоанализатора

Советы по регулировке холостых

Во-первых, выполняйте ее при рабочей температуре двигателя (90-95 °С) и установленном воздушном фильтре .

Во-вторых, уровень топлива который в поплавковой камере карбюратора должен быть отрегулирован.

В-третьих, зазоры у клапанов четко отрегулированы, настроен момент зажигания автомобиля.

В-четвёртых, воздушная заслонка во время регулировки холостых должна быть полностью открыта. Проверьте это, сняв крышу с корпуса воздушного фильтра и взглянув на заслонку.

Стрелка указывает на полностью открытую воздушную заслонку

В-пятых, учтите, новичок может столкнуться с трудностями, занимаясь регулировкой, ведь регулировку вращения коленвала и регулировку содержания окиси углерода (СО) необходимо производить совместно.

Примечание!
Для более точной регулировки холостого хода необходимо воспользоваться «Газоанализатором», которого у большинства владельцев нет. Без этого прибора процесс возможен, только сложнее (подробнее читайте рубрике: «без Газоанализатора»)

Регулируем обороты на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Ознакомьтесь с фото ниже:

Под цифрой 1 - Обозначен винт количества смеси. Под цифрой 2 - Обозначен винт состава смеси (В народе называется винт качества).

Примечание!
На фото изображены винты, осуществляющие регулировку. Они находятся глубоко в корпусе дроссельных заслонок карбюратора, поэтому на изображении винт под цифрой «1» не виден. На некоторых автомобилях на оба винта напрессованы втулки, благодаря которым винты можно поворачивать лишь на пол оборота. Если втулки мешают повернуть должным образом винт для регулировки холостого хода, выверните винты и сломайте головки втулок. Смахните с них остатки обломанных втулок и заверните винты на их место.

Газоанализатор в помощь!

Сперва заведите машину и дайте её прогреться до рабочей температуры в «90-95 °С». После, с помощью отвёртки начните вращать винт под цифрой «2», вращайте его до того момента, пока частота оборотов коленвала не достигнет «750-800 мин».

Примечание!
Заворачивание винта приводит к уменьшению частоты оборотов коленвала, а отворачивание — к увеличению!

Теперь плавно перейдите к регулировке содержания «СО» в выхлопных газах: вращайте винт номер «1» на фото выше. При заворачивании винта «СО» в выхлопных газах будет плавно уменьшаться, а отворачивание соответственно увеличивает.

Примечание!
Регулировать содержание «СО» в выхлопе требуется в соответствии с «ГОСТ» на сегодняшнее время. Ниже нормы опускать «СО» не нужно, иначе может резко возрасти содержание несгоревших углеводородов «СН». Кстати, регулировка винта «1» изменяет частоту вращения коленвала.

В завершение покрутите винт «2», приведя частоту коленвального вращения в норму. Проверьте с помощью прибора количество «СО» в выхлопе. Регулируйте винты до того, пока работа двигателя и выброс «СО» в атмосферу не достигнет нормы.

Примечание!
После всех манипуляций сядьте в автомобиль, резко нажмите педаль газа и отпустите. Убедитесь, что двигатель работает без перебоев, а, отпустив педаль, двигатель у автомобиля не должен глохнуть. Глохнет? – увеличьте частоту вращения коленчатого вала до «800 оборотов в минуту» винтом №2.

Нет Газоанализатора…

Итак, плавно начните вращать винт состава смеси «1», пока частота станет максимальной (смотрите на тахометр).

Примечание!
При вращении этого винта регулируется выхлоп вредных веществ в атмосферу. Заворачивании винта ведет к уменьшению количества выбрасываемых «СО» в атмосферу , а при отворачивание – к увеличению!

Винтом под цифрой «2» установите частоту на показатель «1100 об./мин.».

Примечание!
Этим винтом регулируется коленвал, поэтому при заворачивании этого винта частота вращения постепенно уменьшается, а при отворачивании она медленно увеличиватся!

Заворачивая винт состава смеси (цифра 1), добейтесь показателя «800 об./мин.».

Вопрос
А как вы регулируете холостой ход на своей машине? (Ответ пишите в комментариях)

Дополнительный видеоролик
В видео ниже продемонстрирован ещё один способ регулировки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *