Как работает круиз контроль на автомате
Перейти к содержимому

Как работает круиз контроль на автомате

  • автор:

Что такое круиз-контроль и как он работает?

Что такое круиз-контроль и как он работает?

В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.

Как работает круиз-контроль на механике?

Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.

Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?

Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.

Как работать с круиз-контролем?

Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:

  • ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
  • SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
  • COAST – снижает скорость на заданное значение.
  • RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.

Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.

Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).

Виды круиз-контроля

Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.

Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.

Адаптивный круиз-контроль

Это инновационная система, которая выполняет две функции:

  • Сохраняет назначенную скорость движения;
  • Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.

Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.

Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.

Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:

  • Во время продолжительной поездки водитель может отдохнуть.
  • Систему можно легко установить на любые машины – с АКПП или МКПП, с бензиновыми или дизельными двигателями.
  • При езде со стабильной скоростью бензин или дизель расходуется не столь активно. Согласно статистическим данным, экономия топлива составляет 4–7%.
  • Круиз-контроль – это эффективная система пассивной безопасности. Например, адаптивный круиз-контроль создает допустимую дистанцию между автомобилями и, как следствие, минимизирует вероятность столкновения, а функция ограничителя скорости не позволит Вам увеличить скорость авто до того момента, пока Вы не выжмете педаль газа «в пол».

К недостаткам системы относят:

  • Возможность ошибки. Например, если засорились датчики или сломался радар, круиз-контроль может предположить, что впереди идущая машина находится на небезопасном расстоянии. Результат – резкое снижение скорости вплоть до полной остановки. Водитель не всегда оказывается готовым к такой ситуации.
  • Потеря бдительности. Автолюбитель, перекладывая свои обязанности по управлению авто на систему, становится менее восприимчивым к изменениям дорожной обстановки.

Что такое Круиз-контроль и как работает? Принцип работы и для чего нужен.

AUTO.RIA

Круиз-контроль — это блок в автомобиле, предназначенный для автоматического поддержания скорости. Он без участия человека увеличивает подачу топлива на подъемах и уменьшает его во время спуска с горы. Система снижает расход топлива во время дальних поездок и делает их менее утомительными.

Как пользоваться круиз контролем

  • включение — «On»;
  • отключение — «Off» ;
  • установка скорости движения или ускорения на 2-5 км/час — «Set/Accel» ;
  • возврат к заданной скорости после деактивации системы — «Resume»;
  • снижение скорости — «Coast».

При нажатии кнопки для установки скорости процессор зафиксирует ее и станет поддерживать, управляя акселерометром. Чтобы немного увеличить скорость, необходимо нажать кнопку Set/Accel. Нажатие на педаль тормоза автоматически отключит систему, предоставив управление водителю. Чтобы вернуться к заданной ранее скорости следует нажать Resume. Если не трогать ее либо нажать Off, не нажимая педаль тормоза, машина вернется в ручной режим управления.

Чтобы немного уменьшить скорость движения, следует воспользоваться кнопкой Coast. Однако увлекаться снижением скорости не стоит — в целях безопасности система работает только когда машина едет быстрее 40 километров в час.

Для безопасности не следует включать круиз-контроль на скользкой дороге или при недостаточной видимости. Особенно это касается адаптивных систем, которые могут сбоить в сильный снегопад или ливень. Не следует забывать, что система предназначена лишь для поддержания определенной скорости. Контроль дорожной обстановки и направления движения остается за водителем.

Виды круиз контроля

Различают две разновидности круиз-контроля:

  • Пассивный, позволяющий установить определенную постоянную скорость движения. Дешевая система, которую приходится часто отключать или корректировать при движении в автомобильном потоке.
  • (ACC) Адаптивный, способный динамически изменять скоростной режим в зависимости от дорожной обстановки. Ориентируясь на данные радаров, сканирующих дорогу перед машиной, он меняет скорость движения, сохраняя безопасную дистанцию до впереди идущей машины.

Устройство и принцип работы

То, как работает круиз-контроль. зависит от его типа. Сначала рассмотрим устройство пассивной системы. Нужная постоянная скорость поддерживается следующим образом:

  • На микропроцессорный блок поступают данные с датчика спидометра, определяющего скорость машины.
  • В случае, если скорость не соответствует заданной, ЭБУ подает напряжение на исполнительное устройство, изменяющее положение дроссельной заслонки.
  • При срабатывании датчика педали тормоза или нажатии кнопки Off система мгновенно отключается.

Адаптивная система (Adaptive Cruise Control) также имеет ЭБУ и работает с датчиком скорости и дроссельной заслонкой. Благодаря подключенным к ней радарам и лидарам она способна оценивать не только скорость движения, но и дистанцию до машин, движущихся в попутном направлении. Для понимания принципа работы круиз-контроля нужно понимать что представляют собой эти устройства:

  • Радар — датчик, излучающий радиоволны и принимающий их отражения от препятствия. По времени между отправкой сигнала и приемов отраженной волны определяется расстояние до объекта. Увеличение этого интервала говорит об отдалении от объекта, уменьшение — о приближении. Достоинство радиоволн в том, что они слабо поглощаются дождем и снегом.
  • Лидар — лазерный радар, работающий в инфракрасном диапазоне. Лазерные лучи сильно ослабляются в сложных погодных условиях, поэтому лидары используются лишь в недорогих системах или в качестве дополнения к радару.

Микропроцессор блока управления обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости и расстояния. В продвинутых системах используется два уровня датчиков: ближние, работающие на расстоянии до 30 метров, и дальние, контролирующие дорогу на дистанции до 150 метров. В отличие от пассивного круиз-контроля, ЭБУ адаптивной системы управляет еще и тормозами. Если дистанция снижается до критической, блок дает команду системам ABS и ESP, которые включают тормоза. При неисправности этих систем включение адаптивного круиз-контроля невозможно.

Адаптивная система позволяет «привязаться» к машине, которая едет впереди, и синхронизировать с ней скорость движения. Также она способна предотвратить аварию, включив тормоза в случае появления препятствия или резкой остановки переднего ТС.

Система «Круиз-контроль»

Круиз-контроль – это функция, которая позволяет водителю автомобиля не переутомляться за рулем при поездке на дальние расстояния. Суть устройства состоит в том, что происходит автоматическое поддержание заданной скорости. Водитель может убрать ногу с педали газа и просто рулить машиной. По понятным причинам эта функция неактуальна в пределах населенного пункта, где очень часто приходится нажимать на тормоз. Однако на междугородних трассах круиз-контроль просто незаменим.

Как работает круиз-контроль

Итак, рассмотрим подробно принцип работы автомобильного круиз-контроля. Разогнав автомобиль до необходимой скорости, водитель активирует устройство. Оно запоминает заданные параметры и уже без участия человека управляет скоростью машины. Электроника способна прибавить газ при движении в гору, или уменьшить его при спусках. Умное устройство решает поставленную задачу – придерживаться зафиксированной скорости. Управление осуществляется с помощью кнопок:
• Включения и выключения On/Off;
• Установить и увеличить Set/Accel;
• Восстановить Resume;
• Понизить Coast; Для удобства водителя эти кнопки находятся непосредственно на руле авто. Круиз-контроль отключается при нажатии на педаль тормоза. Его нельзя включить, если скорость меньше 40 километров в час.

Виды устройства

Выделают два вида круиз-контроля – активный (или адаптивный) и пассивный. Каждый имеет свои возможности и особенности.
• Пассивный вид. Это самый распространенный традиционный вид круиз-контроля. Принцип его работы уже описан выше. Выбранная скорость фиксируется и поддерживается электроникой вне зависимости от внешних факторов.
• Адаптивный вид. Это более умная техника, которая подстраивается под внешние обстоятельства. Устройство работает в двух направлениях. Первое – придерживается заданной скорости. Второе – учитывает скорость автомобильного потока. К примеру, если скорость впереди едущей машины меньше, то круиз-контроль даст команду замедлиться. Как только препятствие будет преодолено, устройство снова ускорится до заданной отметки. Традиционный пассивный круиз-контроль отключается при нажатии на педаль тормоза, активный вид устройства перестает работать, как только водитель убрал руки с руля. К плюсам активного (адаптивного) круиз-контроля также относится контроль за разметкой и движением внутри полосы.

Круиз-контроль в авто на «механике»

Система круиз-контроля на машине с механической коробкой передач имеет некоторые ограничения. Не всегда автомобиль справляется самостоятельно с поставленной задачей, особенно если впереди есть препятствие. Водителю приходится включаться в процесс, что неизбежно приводит к отключению устройства. Также есть некоторые особенности при подъеме и спуске с горки. Если впереди крутой подъем, то водителю для восхождения на него необходимо понизить скорость. В противном случае автомобиль на круиз-контроле просто не справится с этим. При спуске также следует немного притормозить либо снизить скорость.

Круиз-контроль в авто на «автомате»

Автомобиль с «автоматом» и с включенным круиз-контролем самостоятельно может справиться с любым подъемом. Электроника своевременно понизит скорость, для этого не потребуется вмешательство водителя. Таким образом, в сложных дорожных условиях круиз-контроль на «автомате» имеет более выигрышное положение.

Пошаговая инструкция использования

Управление круиз-контролем может отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля. Однако эти различия минимальны. Приведем пошаговую инструкцию использования круиз-контроля. 1. Сначала следует найти на руле кнопку включения круиз-контроля. Чаще всего она имеет стандартный вид и обозначение On/Off. Информация о включении/выключении устройства отображается на панели. 2. Далее нужно разогнаться до определенной скорости, которой вы хотите придерживаться при движении по трассе. Если она будет ниже 40 км в час, то функция будет недоступна. 3. После разгона автомобиля нужно запустить круиз-контроль, нажав на кнопку Set. 4. Финальный шаг – отпустить педаль газа и убедиться, что машина самостоятельно поддерживает скорость. В некоторых моделях автомобилей существует возможность увеличить или понизить скорость машины. Для этого нужно нажать на Accel/Coast либо +/–. Кнопка Resume поможет вернуться к начальному показателю. Отключение функции происходит в следующих случаях: нажатие на педаль тормоза/сцепления, включение кнопки «пауза», перевод автоматической коробки передач в положение N.

Действия при поломке функции

Если устройство перестало работать, специалисты рекомендуют проверить следующие элементы: предохранитель, вакуумную систему, педаль тормоза, провода (ведущие к кнопкам). Также если есть возможность, следует почистить контакты на системах управления. Чаще всего причиной неисправностей становятся механическое воздействие на проводку или вакуумную систему. Многие модели авто имеют собственную систему диагностики неисправностей. Как она работает?
• Сначала нажмите на кнопку включения круиз-контроля.
• Проверьте загорелась ли лампочка-индикатор на панели. Если этого не произошло, то нужно ее заменить.
• Далее необходимо нажать на кнопку Resume/Accel, держать несколько секунд.
• Если неисправностей нет, то лампочка зажжется на некоторое время и затем погаснет.
• Если есть сбой, то на индикаторе будут отображаться световые коды.
• При нажатии на кнопку выключения самодиагностика приостанавливается. Система круиз-контроля – это полезная функция, которая обязательно вам пригодится в дальних автомобильных путешествиях. Однако при возникновении поломок справиться самостоятельно сможет далеко не каждый. Если возникла неполадка, лучше обратиться в сервисный центр. Опытные специалисты быстро проведут диагностику, определят причину неисправности и устранят ее без вреда для системы в целом.

Что такое круиз-контроль

chto-takoe-kruiz-kontrol

Систему, использующуюся в современных автомобилях с целью обеспечить движение транспортного средства с постоянной заданной скоростью, принято называть круиз-контролем (КК). Такое устройство работает в автоматическом режиме и не требует вмешательства человека. Это удобно и снижает напряжение водителя, поскольку у него отпадает необходимость внимательно следить за скоростным режимом. Особенно такая польза от системы проявляется в поездках на дальние расстояния. Кроме уменьшения усталости cruise control способствует экономии топлива за счет того, что машина движется ровнее, чем при обычном управлении.

Первые устройства, контролирующие скорость транспортного средства, появились на американских автомобилях еще в 1958 году. Они были известны, как Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic, а также Auto-pilot. Массовая установка ранних версий круиз-контроля началась в 60-х годах прошлого века. Рассмотрим подробнее, что такое КК и для чего он нужен в современных реалиях.

Принцип работы на автоматической и механической трансмиссиях

По своей сути система КК — это сервопривод с отрицательной обратной связью, запоминающим положение педали акселератора и актуальной скорости. Когда этот показатель уменьшается, электроника подает сигнал на привод о подаче газа. При его увеличении команда будет обратная, выполняется торможение двигателем. В первых модификациях круиз-контроля, изобретенного Ральфом Титтором, поддерживать нужный скоростной режим помогало отслеживание оборотов вращения троса спидометра и карданного вала. На основе этих данных осуществлялась регулировка с помощью специального электродвигателя дроссельной заслонки. Сегодня для этой цели, как правило, используются вакуумные устройства, адаптированные под современную технику.

Технически оснащение круиз-контролем доступно для любого автомобиля по мере необходимости, но в большинстве случаев это происходит на этапе сборки транспортного средства на заводе. Работает система как на «механике», так и на автоматической КПП. В первом случае функционал КК ограничен спецификой механической трансмиссии. Здесь водителю авто приходится принимать участие в переключении передач в определенных ситуациях, например, при подъеме в гору или съезде с нее. Работа круиз-контроля на «автомате» более удобна для водителя транспортного средства, поскольку не требует его вмешательства в процесс. Устройство самостоятельно будет переходить на нужное количество передач вверх или вниз в зависимости от того, находится машина на подъеме или на спуске.

Как пользоваться системой

Управление КК осуществляется в современных авто посредством кнопок, расположенных на многофункциональных рулях или с помощью отдельных переключателей. Чтобы привести в действие систему, необходимо выполнить ряд манипуляций:

  • включить круиз-контроль посредством перевода кнопки в положение ON;
  • набрать нужную скорость (обычно ее показатель должен быть не менее 40 км/ч);
  • выполнить запуск КК путем переведения кнопки или рычажка в положение SET;
  • отпустить педаль газа.

Хотя принципы функционирования круиз-контроля являются общими, конкретные устройства могут иметь индивидуальные особенности работы, которые должны быть отражены в инструкции по эксплуатации. Например, в отдельных системах можно увеличивать или уменьшать заданный скоростной режим непосредственно с рулевого колеса, удерживая кнопку определенное время. Возврат к прежнему режиму осуществляется включением кнопки Resume.

Отключение КК происходит, как правило, при нажатии на педаль тормоза или сцепления, если у автомобиля коробка передач механического типа, при срабатывании ESP или ASR, а также в случае нажатия на кнопку «пауза» или при переводе селектора автоматической КПП в положение N. Если в процессе движения необходимо превысить заданную скорость (например, при обгоне), водителю достаточно нажать педаль акселератора. При его отпускании устройство вернет транспортное средство к установленному ранее скоростному режиму.

Разновидности КК

Существует два типа круиз-контроля — пассивный (РСС) и адаптивный (АСС), который также называют активным. Друг от друга они отличаются принципом работы и возможностями. Первый используется уже более пятидесяти лет и считается устаревшим. Функционал PCC ограничивается поддержанием скорости автомобиля независимо от внешних факторов, отключаться самостоятельно по мере изменений дорожных условий такая система не в состоянии. В свою очередь, адаптивный круиз-контроль представляет собой интеллектуальное устройство, способное не только поддерживать на одном уровне скорость авто, но также отслеживать режим движения транспортного средства, идущего впереди, что позволяет сохранять безопасную дистанцию.

Адаптивный КК, в отличие от обычного, может самостоятельно тормозить или давать оповещение водителю о такой необходимости. Как правило, 40 % тормозной мощности находятся в компетенции устройства, остальные 60 % являются прерогативой автомобилиста. Выбор скорости и расстояния до впередиидущего ТС осуществляется посредством специального радара, связанного с бортовым процессором. Замедление авто происходит в автоматическом режиме при сокращении дистанции. Когда дорога освобождается, машина начинает ехать с прежней предустановленной скоростью. Наиболее продвинутые КК способны не только оценивать расстояние между автомобилями, но и контролировать корректность движения ТС относительно дорожной разметки.

Как проверить круиз-контроль на автомобиле

Сегодня автомобили по большей части оснащены устройствами, оповещающими о собственных неисправностях. Если КК выходит из строя, на приборной панели загорается соответствующий значок оранжевого цвета. Начинать поиски поломки рекомендуется с проведения диагностики посредством специального сканера. По кодам ошибок несложно правильно определить, где именно кроется проблема. Что они означают, прописано в документации оборудования. Помимо прочего, при неисправностях круиз-контроля рекомендуется сделать следующее:

  • проверить целостность предохранителя и вакуумной лампы;
  • почистить контакты органов управления авто;
  • оценить состояние проводов, ведущих к органам управления КК;
  • проверить исправность концевого выключателя на педали тормоза.

Как правило, причиной поломки КК становятся механические повреждения вакуумной системы или проводки. На некоторых моделях авто присутствует устройство самодиагностики, что значительно упрощает процесс поиска неисправностей. Чтобы наверняка решить проблему грамотно и не усугубить положение, следует идти к профильным мастерам, например, в сервисный центр «Аларм-Моторс».

Ограничения на применение

Хотя КК существенно помогает обеспечивать безопасность движения, это не значит, что с водителя снимается ответственность за дорожную ситуацию. Также следует помнить, что в чрезмерно активном и неравномерном трафике и прочих сложных дорожных условиях эксплуатация системы исключается. Запрет на использование круиз-контроля касается следующих ситуаций:

  • повышенная плотность дорожного потока;
  • недостаточная видимость вследствие тумана, снега или дождя, а также низкой степени освещенности в ночное время;
  • извилистые дороги, подъездные пути и съезды;
  • трассы с плохим сцеплением;
  • аварийное состояние дорожного полотна;
  • сложные дорожные условия.

Полный перечень случаев, не допускающих применение КК, прописан в документации по эксплуатации устройства.

Итак, в качестве резюме можно утверждать, что круиз-контроль — весьма полезное изобретение, позволяющее при грамотном подходе повысить безопасность движения. Этот ограничитель скорости пригождается в дальних переездах на междугородных трассах, где нет проблем с «рваным» трафиком и пробками, свойственными городским условиям. Между пассивным и активным КК следует выбирать второй как наиболее отвечающий современным требованиям.

Похожие записи

Что такое круиз-контроль

Систему, использующуюся в современных автомобилях с целью обеспечить движение транспортного средства с постоянной заданной скоростью, принято называть круиз-контролем (КК).

Что такое электронный ПТС и для чего нужен

Каждый автомобиль, зарегистрированный в ГИБДД РФ, имеет технический паспорт. Раньше документ оформлялся в бумажном виде, но с 2020 года автовладельцы начали получать электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *