Как открутить металлическую гайку с пластмассовой резьбы
Перейти к содержимому

Как открутить металлическую гайку с пластмассовой резьбы

  • автор:

Как открутить закисший болт: советы и правила

В данном обзоре мы рассмотрим наиболее эффективные способы, как открутить прикипевшую гайку или болт. Выделим наиболее простые методы решения проблемы и расскажем основные правила работы с закисшим крепежом.

Почему срывать закисший болт трудно?

Существует несколько причин, из-за которых открутить болты и гайки может быть затруднительно. Если вы столкнулись с данной проблемой, она может быть следствием некоторых процессов:

  • деформация резьбового соединения, которая происходит из-за постоянных нагрузок, механических воздействий, вибраций, других условиях;
  • неправильное прикручивание крепежа, что оборачивается деформацией. Усиление трения между деталями приводит к негативным последствиям;
  • образование ржавчины на болтах или гайках в результате коррозии;
  • диффузия.

Основным материалом, из которого производят гайки и болты, выступает углеродистая сталь. Она подвергается воздействию воздуха и воды, а поэтому существуют риски коррозии. Промежутки резьбового соединения заполняет вода. Со временем там образуется ржавчина, которая влияет на состояние резьбы. Окисление стали приводит к увеличению трения. В таком случае открутить крепеж становится проблематичным. Если вы захотите сделать это привычным способом, возникнут трудности. С другой стороны, применение силы часто оборачивается поломкой самого болта. Следовательно, нужно грамотно подойти к вопросу откручивания болта и продумать каждый шаг.

Некоторые производители выпускают крепежные детали с дополнительным защитным покрытием. Оно защищает нержавеющую сталь от воздействия внешних факторов. Однако такой вариант не всегда способен исправить ситуацию, поскольку покрытия могут разрушаться при нагревании.

Как открутить прикипевшие болты: несколько правил

Специалисты советуют взять на заметку несколько простых правил, которые помогут справиться с закисшим болтом:

  1. Даже если у вас не получается с первого раза раскрутить болт, попробуйте его затянуть. Перемещение болта в любом направлении — прогресс. После этого попробуйте ослабить его гаечным ключом. Правильно подберите ключ, чтобы добиться результата.
  2. Постучите по резьбовому соединению молотком. Механическое воздействие на гайку может ослабить ее сцепление с болтом. Для максимальной точности рекомендовано установить в гайку кернер. После этого поступать по нему молотком.
  3. Используйте термический способ. При нагревании металл способен немного расшириться. Вероятно, даже минимального воздействия теплом будет достаточно, чтобы сдвинуть гайку. Для этого метода подойдет горелка. Обязательно придерживайтесь правил безопасности и уберите с рабочей поверхности все воспламеняющиеся вещи. Попробуйте провернуть болт до его остывания.
  4. Избавьтесь от ржавчины. Если визуально прослеживаются следы ржавчины, можно попробовать ее устранить. Возьмите металлическую щетку, протрите и вытрите насухо. Для достижения результата применяйте специальное масло. Нанесите раствор и оставьте на несколько часов. Рекомендовано выдержать сутки. По завершению зачистите болт проволочной щеткой.

Важно: перед выполнением каких-либо действий с болтом, убедитесь, что проворачиваете его правильно. Большинство из крепежей поворачиваются против часовой стрелки, но встречаются и другие изделия, которые поворачиваются в противоположную сторону.

При использовании гаечного ключа, учитывайте, чем длиннее ключ, тем больший крутящий момент вы прикладываете к крепежу. Следовательно, нужно воспользоваться насадкой-удлинителем, которая надевается на инструмент. Если вы используете комбинированный гаечный ключ, вы можете зацепить наконечник второго гаечного ключа на размер или два больше за открытый конец гаечного ключа на гайке. За счет этого появляется больше шансов открутить закисший болт.

Если вы используете специальные растворы для раскручивания прикипевших болтов, после их нанесения специалисты советуют постучать по болту. Таким образом, масло сможет быстрее проникнуть в промежутки резьбового соединения.

Обзор способов, как открутить прикипевший болт

Специалисты сходятся на мнении, что сорвать болты, прикипевшие к детали, можно с помощью нагревания, перфоратора, долота. При нагревании происходит расширение болта, что приводит к нарушению коррозийной герметичности. За счет перфоратора увеличивается крутящий момент при откручивании болта. В конце можно использовать еще молоток, который ускорит процесс раскручивания крепежа.

Стоит разобраться, какие существуют рабочие способы высверливания болта:

  1. Механическое воздействие. Ударная сила – первый способ, который вы обязательно должна протестировать. Прилагая механическое воздействие, сконцентрируйтесь на центре болта. Вам нужно не просто вытащить болт, но и не допустить его деформации. Воспользуйтесь методом резких противоположных ударов, способных расшатать болт. Механический способ работает только в случаях с умеренными коррозийными образованиями. Если ваш болт слишком прикипел и долгие годы вы не пытались решить эту проблему, механический метод может не сработать. Этот метод не требует специальных инструментов, поэтому под силу даже мастеру без опыта.
  2. Нагрев. Нагревание болта приводит к расширению металла, после остывания он втягивается. Этот процесс нарушает коррозионное уплотнение болта в соединении.
  3. Рельефная резка. Это самый надежный способ удаления заржавевших болтов. Суть заключается в том, что вы прорезаете отверстия ножовкой или вращающимся режущим инструментом в головке болта. Затем нужно поместить зубило в паз и ударить по нему молотком. Вам нужно, чтобы либо болт проворачивался в корпусе с минимальным повреждением, либо гайка откололась от болта. При этом нужно зажать гайку плоскогубцами, чтобы по завершению вывернуть болт.
  4. Расшатывание соединения. С помощью гаечного ключа нужно раскручивать болт в обе стороны, вперед и назад, что приведет к ослаблению. Двигайтесь на одинаковое расстояние вперед и назад, возвращая болт в исходное положение. Постепенно увеличивайте вращение с каждым поворотом. Если болт начнет подниматься из корпуса, это отличный знак.
  5. Сверление. Этот способ лучше применять только в том случае, если вышеописанные методы не сработали. Риски сверления достаточно высокие. Вы можете повредить резьбу внутри детали, что усложнит работу. Также есть вероятность сломать болт, в результате чего осколки металла окажутся в отверстии. Если мы имеет дело с болтом, который расположен заподлицо с поверхностью материала, тогда поможет только сверление. Начните со сверла меньшего размера. По мере того, как сверло продвигается вниз по длине болта, оно нагревает его. Срабатывает такой же принцип использования тепла для ослабления соединения, как и в работе с горелкой.
  6. Экстрактор болта. Неправильное применение данной технологии может обернуться еще более серьезными последствиями. Начните с просверливания небольшого пилотного отверстия в стержне болта или винта. Не сверлите по всей длине, так как это ослабит целостность застывшего оборудования, а также уменьшит захват экстрактора. После этого установите насадку-экстрактор в пилотное отверстие и нанесите удары молотком.
  7. Трубный ключ. Закрепите головку трубного ключа над головкой болта и затяните. Когда вы поворачиваете, гаечный ключ прижимается к головке болта и сжимает его сильнее. Если соединение не двигается, попробуйте метод «расшатывания», покачивая винт вперед и назад, увеличивая вращение с каждым поворотом.
  8. Приваривание болта. Этот метод подходит тем, кто имеет специальное оборудование и навыки в работе с ним. Применяется в случаях, когда болт и гайка настолько плотно соединены, что их даже не получается провернуть плоскогубцами. Возьмите гайку и головку болта большего размера и приварите их к корпусу болта.

Мы рассмотрели базовые технологии и методы, как можно открутить прикипевший болт. Воспользуйтесь советами специалистов, и вы обязательно сможете исправить ситуацию с ржавыми болтами. Не забывайте о правилах безопасности, наберитесь терпения и тестируйте эффективные способы.

Как открутить или сорвать фиксатор резьбы?

Резьбовые соединения

Жидкие фиксаторы находят широкое применение при сборке различных механизмов и узлов, так как предотвращают поломки оборудования из-за ослабления резьбовых соединений. Такие фиксаторы также препятствуют воздействию на металл влаги и воздуха, защищая тем самым поверхность резьбы от коррозии.

Однако иногда возникает и противоположная задача – нужно разобрать прочно зафиксированное соединение. Расскажем далее, как это можно сделать.

Какую роль играет цвет фиксатора?

Выбрать правильное решение перед разборкой резьбового соединения зачастую помогает цвет использованного при сборке фиксатора. Дело в том, что производители, как правило, придерживаются цветовой классификации своих продуктов. Цвет свидетельствует о степени прочности полимеризующегося состава.

Фиксаторы резьбы Loctite бывают красного, синего, зеленого и фиолетового цвета, что соответствует по убыванию высокой, средней и низкой прочности.

Как выкрутить резьбовой фиксатор?

Выбор метода разборки резьбового соединения зависит от степени прочности использованного фиксатора. Эта задача может оказаться как достаточно простой, так и весьма трудоемкой. В большинстве случаев для этого потребуется лишь обычный гаечный ключ или отвертка, в остальных – предварительный подогрев.

Удаляем синий фиксатор

Синие фиксаторы резьбы используют в подверженных умеренным ударно-вибрационным нагрузкам механизмах и узлах – там, где достаточно средней степени фиксации или периодически возникает необходимость разборки.
Разобрать такие соединения не составит особого труда. При ремонте вполне можно будет обойтись обычным гаечным ключом. Для синего фиксатора не потребуется предварительного размягчения или разогрева.

Удаляем красный фиксатор

В испытывающих повышенные вибрации и ударные нагрузки узлах и механизмах используют красные фиксаторы. Они призваны обеспечить максимальную прочность резьбового соединения, поэтому открутить зафиксированные подобным продуктом болты и гайки весьма непростая задача, но реальная.

  1. В первую очередь потребуется прогреть резьбовое соединение примерно до 250 °C. При выполнении этой операции необходимо строго соблюдать меры противопожарной безопасности.
  2. После прогрева можно будет выкрутить болт или гайку с помощью обычного ручного инструмента, правда, прилагая вначале определенные усилия.

Предлагаем посмотреть видео на тему «Как производить демонтаж резьбовых соединений?»:

Жидкие фиксаторы имеют целый ряд преимуществ перед привычными ранее механическими стопорными устройствами. Их удобно использовать в процессе сборки резьбовых деталей. Проводимая в соответствии с рекомендациями производителя разборка не вызывает особых затруднений. Кроме того, полимерная основа фиксатора препятствует повреждению поверхности резьбы при затягивании и разборке крепежных узлов.

Как открутить ржавую гайку или болт

Проблема заржавевших крепёжных приспособлений обычно возникает при демонтаже конструкций. Коррозия превращает болты с накрученными на них гайками практически в единое целое. Это значительно затрудняет процесс демонтажа, но не делает его невозможным. Конструкции можно разбирать без повреждения основных элементов, если знать, как открутить ржавый крепеж. Для решения проблемы ржавого крепежа используются как механические методы, так и применение химических веществ, растворяющих ржавчину.

Средства и методы для выкручивания ржавого крепежа

  • Самым простым способом воздействия на ржавую гайку является рычаг. На зачищенное от ржавчины крепление накидывается гаечный ключ, , на рукоятку которого надевается труба. Такое удлинение ручки помогает гораздо легче разъединить проржавевшие детали, скрепленные гайками.
  • Для откручивания можно попробовать нагреть гайку. Металл разогревается. После этого с помощью воротка производится аккуратное скручивание с болта. Если углы стёрты, можно попробовать использовать торцевую головку. Нагреть гайку можно паяльной лампой или обычно свечой. И важно сделать это только с одной стороны. Тогда она расширится, и расширение повредит коррозионный слой, после чего раскрутить крепеж будет легче. Только перед этим нужно облить нагретый участок холодной водой. Метод действенный, но не подходит в случаях, при которых важно не испортить закалку металла.
  • Применение зубила для откручивания. В данном случае происходит разрушение соединения и увеличение диаметра гайки. Для этого на её гранях выбиваются канавки, благодаря чему она со временем ломается, высвобождая болт. Дрель или болгарка тоже подойдут. Высверленные отверстия или пропиленные борозды окажут тот же эффект. Головка болта может тоже приржаветь к металлу, поэтому после проделанной процедуры его можно попробовать выбить из отверстия.
  • Откручивание с применением WD-40. Метод достаточно популярен, его цена относительно низкая. Средство нужно распылить на проблемный участок с гайкой. Спустя примерно 20 минут деталь уже будет откручиваться. Для этих же целей можно использовать керосин.
  • Различные кислоты тоже помогут помочь в откручивании. Делается пластилиновый бортик вокруг болта или гайки. Туда наливается серная, уксусная, лимонная или другие кислоты. Кусок цинка запускает процесс. Спустя сутки можно скручивать гайку.
  • Популярен способ “от противного”, когда вместо того, чтобы расшатать гайку или другое крепление, его закручивают до упора. Это делает ход крепежного элемента более свободным, что в итоге помогает вытащить его.

Снятие гайки комбинированным методом

Механическое воздействие на гайку, покрытую ржавчиной, показывает хорошие результаты, но бывает, что грубая сила недопустима, так как демонтаж нужно производить с осторожностью. Если нужно разъединить приржавевшие элементы без грубого воздействия, помогут химические методы.

Так, если нужно открутить застрявшую гайку, подойдет торцевой или накидной ключ с 6 или 12 точками контакта. Этим инструментом нужно поочередно затягивать и ослаблять резьбу резкими движениями. Но этот метод подойдет только в случаях с небольшим слоем ржавчины. Иначе грубая сила может привести к тому, что при попытке открутить крепежный элемент слетит резьба.

Если такое воздействие не дало результатов, пройдитесь по поверхности гайки металлической щеткой и нанесите на нее WD-40, керосин, скипидар или солярку. Выждав 15 – 20 минут, слегка постучите молотком по гайке, чтобы сбить верхний слой коррозии, и далее снова попробуйте применить ключ. Дополнить эту схему можно рычагом, как описано в первом пункте списка, который указан выше.

Обратите внимание! Чтобы открутить гайку с помощью химических веществ, нельзя использовать литол и солидол. Они быстро затвердевают, из-за чего открутить ржавый крепеж становится невозможно.

Не только кислоты могут помочь вытащить гайку. Другая химия, которая доступна в магазинах, тоже демонстрирует хорошие результаты. Так, автомобилисты используют собственную методику, которая помогает вынимать застрявшие крепежные элементы. Их обрабатывают раствором из масла для КПП и ацетона в соотношении 1 к 1. Проблемный участок смазывают этой смесью несколько раз с перерывом в 40 минут или дольше. А после обработки по крепежу делают несколько ударов инструментом.

Что нельзя делать для откручивания

При проведении демонтажа и скручивании болтов есть некоторые нюансы. Главное – не использовать детали, тронутые ржавчиной, а при раскручивании заржавевших не наносить растворы на неочищенные поверхности. Если потребуется выбить болт, не следует применять молоток, не надев бронзовую накладку – она позволит не испортить инструмент.

Все описанные выше методы эффективны. Но лучший метод борьбы с коррозией – ее предотвращение. Профилактика заключается в соблюдении трех простых правил, которые избавят от необходимости возиться с испорченными коррозией деталями:

  1. использовать качественный крепеж;
  2. затягивать крепления в соответствии со степенью затяжки аналогичных резьбовых соединений;
  3. перед закруткой обрабатывать деталь смазкой.

На нашем сайте есть все для начала эффективной профилактики. Это качественные крепежные элементы надежных производителей, соответствующие необходимым стандартам.

Как открутить гайку

фото Как открутить гайку

Дата публикации: 10.07.2019

Прочтение: 9 мин.
Просмотров: 6805

Каждый профессионал, да и домашний мастер, хоть раз в жизни, но сталкивался с прикипевшими или заржавевшими болтовыми соединениями. К примеру, это может быть автомобильный узел, отопительная система или кухонный смеситель.

Чтобы решить проблему с откручиванием ржавого крепежа, используют разные способы, материалы и приспособления. Проще всего срезать гайку болгаркой или высверлить крепеж дрелью.

Однако эти радикальные меры могут привести к непредсказуемым последствиям и испортить всю конструкцию. Постараемся разобраться с более-менее щадящими методами, к которым относятся механические, физические и химические варианты развинчивания спекшихся соединений.

Механические способы откручивания закипевших гаек

Здесь речь пойдет о выборе гаечных ключей, которые наилучшим образом подойдут для раскручивания заржавевшей гайки, поскольку способ требует приложения механического усилия.

  1. Рожковый ключ для этой цели совершенно непригоден. Он не только не раскрутит соединение, но может сам выйти из строя. Даже крепкие рожки из хромованадиевой стали разгибаются и насовсем теряют начальные параметры.
  2. Торцевые головки шестигранной формы отлично подходят для срыва резьбы. Но намного лучше использовать головки с поворотными либо винтовыми гранями. Во время работы они сами приспосабливаются к ситуации и находят нужное прижимное усилие.
  3. Шестигранный накидной ключ встречается нечасто, но именно он может помочь в срыве гайки с большой величиной вылета резьбы.
  4. Съемник гаек – инструмент подобный накидному ключу, но отличается от него наличием маневренного резца из твердосплавной стали с подающим устройством винтового типа. При работе резец плотно фиксируется к гайке, деформируя ее и расширяя изнутри.

Для зажимания гайки рекомендуется пользоваться маленькими слесарными тисками. Перечисленные инструменты хороши для откручивания тех гаек, у которых сохранились четкие грани, за исключением съемника. Если же они «слизаны», то можно попробовать самозажимную струбцину либо трубный разводной ключ.

И еще один способ, который можно отнести в разряд механических. Обыватели называют его «прогревом резьбы». Но к применению огня или электричества он не имеет отношения. Метод основан на динамическом воздействии на крепеж. Методично нанесенными точечными ударами по разным участкам спайки создается вибрационная нагрузка, помогающая существенно ослабить гайку.

Физические методы разборки заржавевших соединений

Так называется способ, при котором используются средства, влияющие на изменение физических характеристик материала крепежа. Наиболее часто применимым является нагрев при помощи:

  • Источника открытого огня, которым может быть мощное паяльное устройство, строительный фен или другое приспособление.

Внимание! Запрещается использование открытого огня при близком расположении древесины, пластика, горючих веществ.

  • Электропрогрева с задействованием трансформатора, имеющего напряжение вторичной обмотки от1,1В до 1,5В и наибольшую величину силы тока. Для передачи тока на крепеж используется медный кабель и зажимы.

В процессе разогрева металл гайки расширяется, облегчая ее откручивание при помощи обычных инструментов.

К физическим методам относится также уменьшение силы трения в болтовом соединении. Для чего следует смочить ветошь легко проникающей жидкостью, обернуть ею заржавевшую гайку с болтом и выждать некоторое время. Зависимо от сложности ситуации может потребоваться от 0,5 до 4 часов.

Использовать можно любую из автомобильных жидкостей: тормозную, бензин (керосин, дизтопливо), антифриз. Есть также весьма эффективное средство под маркой WD-40 со сложным составом, которое легко справляется с прикипевшими гайками. Суть метода заключается в том, что проникая по мельчайшим каналам в стык, жидкость размягчает ржавчину и помогает открутить прикипевший крепеж. При неудачной попытке процесс повторяется несколько раз.

Как работают химические средства

В качестве химических реагентов для облегчения процесса откручивания гайки используются кислоты – серная, соляная, лимонная, уксусная, ортофосфорная и прочие. Не будет лишним напоминание об осторожном обращении с этими веществами вследствие их повышенной опасности для кожи, глаз и дыхательных путей.

Принцип действия основан на разрушении ржавчины под воздействием кислоты. Процесс обработки запекшегося крепежа следующий:

  • по периметру гайки или оголовка болта необходимо выстроить бортик из нейтрального материала, например, пластилина;
  • в образованную полость вливают небольшое количество кислоты;
  • туда же помещают кусочек цинковой проволоки с целью создания гальванической пары.

После суточной выдержки гайка должна открутиться. Если не поможет – операцию можно повторить. Кстати, ортофосфорная кислота включается в состав кока-колы. Этот напиток также можно использовать, но в несложной ситуации, поскольку действие этого химиката слабое. Да и в напитке ее содержится очень малое количество.

Профилактические меры

Чтобы болтовые соединения не приходилось избавлять от ржавчины и спекания, специалисты компании «Трайв» советуют использовать крепеж из нержавеющей стали – надежный, долговечный, прочный. А при использовании гаек и болтов из обычного металла достаточно принимать очень простые способы технического обслуживания:

  • разъемное соединение периодически раскручивать, смазывать и возвращать на место;
  • для смазки использовать консервационные препараты, к примеру солидол или содержащие графит;
  • использовать защиту от вредного воздействия внешней среды – алкидные либо полиуретановые лакокрасочные материалы, гальваническое цинкование.

Своевременно выполняемые профилактические мероприятия, использование качественного крепежа из нержавеющих сталей послужат надежной гарантией того, что болтовые соединения на вашем оборудовании никогда не доставят хлопот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *