Как каршеринг узнает кто за рулем
Перейти к содержимому

Как каршеринг узнает кто за рулем

  • автор:

Каршеринг и ГИБДД: как проверить штрафы

Штрафы ГИБДД за каршеринг придется платить так же, как и на личной машине. Кроме административных наказаний есть и штрафы от самого оператора, например за порчу оборудования или мусор в салоне. Рассказываем, как и какие штрафы ГИБДД должны платить пользователи каршеринга, как их проверить и сколько придется отдать в случае ДТП.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое каршеринг

Каршеринг — это почасовая аренда машины через мобильное приложение. Брать и оставлять автомобиль можно в любом месте в пределах зоны, которую ограничивает оператор. Крупные операторы предоставляют услуги сразу в нескольких городах: «Яндекс.Драйв», «Ситидрайв», «Делимобиль» и BelkaCar.

Кто оплачивает штрафы в каршеринге

Штрафы ГИБДД. Если нарушение водителя в каршеринге зарегистрировала камера, штрафы ГИБДД каршеринг оплачивает сам. Затем сумму штрафа списывают с привязанной карты. Камера не видит, кто за рулем — она ориентируется на госномер и отправляет штраф владельцу авто. Если машину каршеринга останавливает ГИБДД — штраф выпишут не владельцу, а водителю. Оплачивать его будет арендатор напрямую. Инспектор, в отличие от камеры, может установить личность нарушителя по правам.

Некоторые компании берут комиссию за оплату штрафов ГИБДД — такое есть, например, в п. 7.6 раздела «Ответственность» в договоре аренды «Делимобиля». Если арендатор превысит скорость и его оштрафуют на 500 рублей, со счета снимут 650 рублей.

Штрафы каршеринга. В каждом договоре каршеринга есть раздел со штрафами за неисполнение правил пользования авто. Например, в договоре BelkaCar сказано, что если в ДТП виновен водитель, он обязан заплатить до 50 000 рублей. Штраф за отключение или повреждение терминала управления — до 400 000 рублей. Если водитель был пьян и его остановил инспектор, помимо лишения водительских прав его накажет оператор — до 150 000 рублей.

Прочитайте договор перед тем, как арендовать авто, особенно раздел об ответственности водителя.

Как проверить штрафы ГИБДД для каршеринга

Штраф на машине каршеринга будет виден в мобильном приложении, либо сервис отправит уведомление на электронную почту.

Самые распространенные штрафы ГИБДД в каршеринге

Превышение скорости. Штраф зависит от величины превышения — чем выше разница между разрешенной и фактической скоростью, тем больше штраф. Например, за превышение на 20 км/ч от разрешенной штраф будет 500 рублей. Если водитель превысил скорость более чем на 80 км/ч, его могут лишить прав. Полную таблицу штрафов смотрите в статье о штрафах за превышение скорости. Штрафы ГИБДД за превышение скорости в 2024 году

Выезд на полосу для пассажирского транспорта. В Москве и Петербурге за такое оштрафуют на 3000, в остальных городах — на 1500 рублей. Когда на такую полосу заезжать можно, кто и как фиксирует нарушение — в статье о штрафе за выделенную полосу. Какой штраф за выделенную полосу для автобусов в 2024 году

Движение по обочине. Штраф за такие маневры — от 1000 до 5000 рублей. Подробнее читайте в статье о штрафах за езду по обочине. Штраф за курение или разговор по телефону за рулем. За курение в салоне ГИБДД не штрафует. Зато оператор может — например, BelkaCar штрафует за такое нарушение на 5000 рублей.

За телефонный разговор во время вождения, без гарнитуры или громкой связи ГИБДД может оштрафовать на 1500 рублей. О том, как фиксируются такие нарушения и можно ли пользоваться во время поездки планшетом или умными часами, читайте в статье о штрафе за использование телефона за рулем. Штраф за использование телефона за рулем

  • за неправильную парковку — от 500 до 5000 рублей;
  • за работу сотрудника каршеринга — ему придется самостоятельно забирать авто со спецстоянки. Например, «Яндекс.Драйв» за такое берет 6150 рублей в Москве и 3650 рублей — в Казани.

Что касается платных парковок, за них водитель не платит, пока он арендует машину. Исключения — платные парковки со шлагбаумом.

Несоблюдение знаков и разметки. За такое положен штраф 500 рублей. Этот штраф могут выписать, если водитель повернул налево или развернулся там, где это запрещает знак.

Выезд на встречную полосу. Здесь все по закону — от штрафа 1000 рублей до лишения на полгода. Подробнее об этом нарушении и о том, когда на встречку выезжать можно, читайте в статье о штрафе за выезд на встречную полосу.

Непристегнутый или отсутствующий ремень безопасности. Штраф за такое от 500 до 3000 рублей. Если не пристегнулся сам водитель — он получит штраф 1000, не пристегнул ребенка — 3000 рублей. Обо всех подобных наказаниях — в статье о штрафе за непристегнутый ремень.

Знаете свой долг по налогу?

Каршеринг: штрафы за передачу руля

like

0 02 Декабря 2019

Каршеринг: штрафы за передачу руля

  • Каршеринг: штрафы за передачу руля
  • Можно ли передавать управление автомобилем другим лицам
  • Как операторы узнают о нарушении
  • Штрафы за нарушение ПДД водителем арендованного авто
  • Видео: Штраф за передачу управления каршерингом
  • Куда может прийти штраф
  • Порядок и сроки оплаты штрафа
  • Можно ли не платить штраф в каршеринге

star star star star star star star star star

—>Каршеринг — это популярный в Москве и других крупных городах сервис, подразумевающий кратковременную аренду транспортного средства. При получении автомобиля арендатор обязуется выполнять перечень требований, прописанных в договоре. В их число входит и пункт о том, что авто арендуется исключительно для личного использования.

  • Можно ли передавать управление автомобилем другим лицам
  • Как операторы узнают о нарушении
  • Штрафы за нарушение ПДД водителем арендованного авто
    • Видео: Штраф за передачу управления каршерингом

    Можно ли передавать управление автомобилем другим лицам

    У сервисов каршеринга разные правила по эксплуатации их транспортных средств. Например, компания MatreshCar, или как ещё её называют «Матрёшка», облагает серьёзными штрафными санкциями водителей за дрифт. При этом каршеринг от «Яндекс» не предполагает подобного запрета в договоре. Но, несмотря на различия, все компании, специализирующиеся на передаче в кратковременную аренду автомобилей, запрещают передавать транспорт третьим лицам.

    Сервис каршеринг

    Это связано с:

    • невозможностью наказать третье лицо в случае нарушения ПДД;
    • финансовой безопасностью арендатора.

    Первый пункт предполагает удобства для государственных структур по контролю дорожного движения и самой компании. Второй же — выгоден исключительно для водителя. Если арендатор передал авто в руки человека, который нарушил условия договора или правила дорожного движения, то оплачивает все штрафы и расходы он сам.

    Таким образом, ни один сервис каршеринга не позволяет передачу автомобилей третьим лицам. К тому же, если бы это позволялось, для арендатора риски потерять большое количество денежных средств лишь возросли бы.

    Знаете ли вы? Невзирая на запреты и взыскания, в Российской Федерации в 20% личных профилях мобильных приложений каршеринга содержатся ложные данные.

    Как операторы узнают о нарушении

    Ответственные сотрудники сервиса каршеринга практически мгновенно получают информацию о неправомерных действиях арендатора. Это связано с тем, что каждое авто компании оборудовано камерами видеонаблюдения. Зачастую эта техника монтируется в зеркало заднего вида или в угол лобового стекла возле места водителя. Так, оператору не составит труда узнавать, кто именно сейчас за рулём: арендатор или не тот человек, который арендовал машину.

    Роскошные автомобили высокого класса, помимо камер спереди, часто оборудуются таковыми и сзади, чтобы выявлять нарушителей среди пассажиров. Также в самые дорогие модели машин устанавливают датчики, контролирующие состояние воздуха в салоне: это помогает определять нарушения, касающиеся курения внутри авто.

    Передача руля третьему лицу

    Штрафы за нарушение ПДД водителем арендованного авто

    Сервисы поминутной аренды авто запрещают не только передачу управления третьим лицам. Например, в MatreshCar штрафные санкции предусмотрены и в случаях:

    • изменения внешнего вида, в том числе с помощью наклеек — до 15 тысяч рублей;
    • нанесения ущерба транспорту — сумма взыскания зависит от повреждений;
    • если водитель пьяный — до 250 тыс. руб.;
    • загрязнения салона — 5 тысяч рублей и стоимость чистки;
    • заправки топлива собственноручно — 1000 руб.

    К тому же если на вашем счёте не достаточно средств для оплаты аренды, будет начисляться пеня в размере 1% за день.

    Знаете ли вы? На момент начала 2019 года в России насчитывается более 23 тысяч каршеринговых авто. Примечательно, что примерно 85% этих транспортных средств сконцентрировано в Москве, что, по некоторым данным, является мировым рекордом.

    За передачу управления другому человеку арендатор будет вынужден оплатить штраф в размере 100 тысяч рублей. Однако сумма наказания за это правонарушение может разниться между разными каршеринговыми компаниями: «Яндекс» требует вдвое меньше, а TimCar за такое нарушение облагает штрафной санкцией на 150 тыс. руб. Сервис YouDrive ещё и проведёт расследование, было ли третье лицо совершеннолетним и обладал ли человек водительскими правами. В случае не соблюдения хотя бы одного из условий, сумма штрафа возрастёт до 250 тысяч рублей.

    Видео: Штраф за передачу управления каршерингом

    Куда может прийти штраф

    У каждой каршеринговой компании есть собственное мобильное приложение. Именно туда, в личный профиль нарушителя, приходит оповещение о штрафе и необходимости его оплатить. В этом сообщении обычно содержится дата, когда произошло нарушение, сумма и описание самого правонарушения. Если противоправные действия были зафиксированы сотрудниками Государственной инспекции дорожного движения, зачастую именно работники этой структуры выписывают штраф. В полученном документе указан срок, в течение которого необходимо оплатить квитанцию, чтобы избежать судебных разбирательств.

    Важно! Если в договоре каршеринга присутствует пункт, предусматривающий облагание штрафной санкцией за это же нарушение, в мобильное приложение сервиса также придёт оповещение. Так, помимо уплаты государственной квитанции, будет необходимо платить и компании.

    Порядок и сроки оплаты штрафа

    Способ оплаты штрафной квитанции зависит от способа фиксации нарушения. Водитель может:

    • получить документ, свидетельствующий о штрафе, лично от сотрудника ГИБДД;
    • быть зафиксирован на правонарушении камерой.

    В первом случае штрафная санкция привязывается непосредственно к водителю, поэтому нарушителю ПДД необходимо будет оплачивать квитанцию с помощью портала «Госуслуги» или лично посетить отделение Государственной инспекции дорожного движения, чтобы уплатить взыскание там. Этот способ ничем не отличается от случаев, если бы вы были за рулём собственного автомобиля.

    Штрафы за нарушение

    Если же нарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения, штраф будет привязан к автомобилю, а не водителю. Уплатить взыскание обязуется собственник ТС, то есть сам сервис каршеринга. В этом случае в мобильное приложение водителя придёт оповещение о необходимости перевода денежных средств.

    • Штрафы каршеринга: основные нарушения и последствия неуплаты
    • ДТП на авто, взятом в каршеринг: действия водителя, кто возмещает ущерб
    • Дополнительное соглашение к договору аренды ТС
    • Образец договора аренды авто у работника организации
    • Как составить акт приема-передачи ТС по договору аренды

    Во многих фирмах по краткосрочной аренде транспорта предполагается скидка на оплату штрафов согласно Федеральному закону №513-ФЗ. Он предусматривает льготный период на срок в 20 дней с момента оповещения о штрафной санкции. Однако, если авто, предоставляемое каршерингом, уже было оштрафовано, на скидку можно не рассчитывать.

    Оплата штрафов

    Так, если на вашей банковской карте, привязанной к личному профилю мобильного приложения, достаточно средств — они будут списаны автоматически для погашения штрафа

    Можно ли не платить штраф в каршеринге

    Долго избегать уплаты штрафной санкции не получится. Это связано хотя бы с тем, что при аренде авто вы оставляете не только личные данные, но и информацию о банковских счетах. Каршеринговые компании имеют право списывать средства с карт своих пользователей. Предоставить ненастоящие данные не выйдет: ваше полное имя привязано к банковскому счёту, который так или иначе необходимо указать перед арендой транспорта.

    Важно! За указание недостоверной информации тоже предусмотрен штраф, в среднем составляющий 50 тыс. рублей.

    Если целенаправленно не пользоваться картой, а следовательно, не держать на ней деньги, клиент добьётся лишь получения других штрафных санкций за задержку оплаты или пени, размером в 365% в год от требуемой суммы. К тому же каршеринг может внести пользователя в чёрный список и обратиться в суд с задокументированными доказательствами, что всё же вынудит клиента оплатить полную сумму взыскания вместе с процентами за неуплату.

    Оплата штрафных санкций

    Так, передавать управление арендованным автомобилем третьим лицам противоречит правилам любой специализированной компании. За подобное нарушение предусмотрены взыскания, сумма которых в среднем составляет 100 тысяч рублей. Неуплата этих средств лишь увеличивает количество проблем для нарушителя.

    Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

    «Выбирают, кто меньше пил»: как накажут, если передал каршеринг другому

    Фото: Вячеслав Крылов

    Автомобилисты стали жаловаться на серьезные штрафы, которые приходят им от каршеринг-сервисов. В условиях договоров с такими компаниями прописано, что пользователям запрещено передавать машины другим водителям. Но для многих это оказывается сюрпризом, причем нарушителей часто ловят инспекторы ГИБДД.

    Недавно в подмосковном городе Одинцово девушке пришел штраф в сумме 250 тыс. рублей. Автомобилистка взяла машину в аренду, но за рулем она почувствовала себя плохо, и управление принял ее друг. Позже автомобиль был остановлен сотрудниками ГИБДД для проверки документов. Через несколько дней девушке пришел штраф в 250 тыс. за нарушение правил от каршеринговой компании.

    Почему нельзя передавать управление

    Как объясняют представители каршеринг-сервисов, если в момент аварии за рулем арендованного автомобиля окажется другой человек, то страховая компания откажется покрывать ущерб.

    Фото: Петр Ковалев / ТАСС

    Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

    «Когда компания одобряет доступ водителя к своим услугам, это означает, что мы познакомились с этим человеком и мы ему доверяем, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе «Делимобиля». — Мы не знаем его друга, которому он передает управление. А в случае любого ДТП страховая компания откажет в выплате страховой премии. Ведь в момент совершения поездки застрахована только ответственность водителя, который забронировал машину под своим аккаунтом, на других автомобилистов страховка не распространяется. Даже если у севшего за руль человека есть свой профиль, страховую компанию это не устроит».

    Сколько придется заплатить

    Всем нарушителям правил пользования грозит штраф. Ответственность разнится в зависимости от компании и типа арендуемого автомобиля и колеблется от 50 тыс. руб. до 250–300 тыс. рублей. К примеру, пользователь «Делимобиля» заплатит 100 тыс. руб., если служба безопасности сервиса выяснит, что пользователь посадил за руль кого-то другого, даже если это не привело к ДТП и другим неприятностям. Иногда сервисы могут пойти навстречу пользователям и простить штраф, но происходит это только в исключительных случаях.

    Фото: Полина Лаптева

    Фото: Полина Лаптева

    Если же случилось ДТП, то пользователю, передавшему руль другому человеку, придется помимо штрафа оплатить весь причиненный ущерб. При этом не будет иметь значения, какая сторона виновата в аварии: страховая компания — партнер каршеринга в таком случае точно так же откажется компенсировать любые расходы. «Мы, как бизнес, не можем нести эти издержки вместо нарушителей. Поэтому в качестве превентивной меры и установили штраф для нарушителей, чтобы те понимали, что даже если ничего плохого не случится, наказание все равно последует», — уточнили в «Делимобиле».

    У добросовестных пользователей таких проблем не бывает. «Если водитель попадет в ДТП не по своей вине, то платить ему нечего не придется. Если же окажется, что автомобилист все-таки спровоцировал аварию, то у нас действует франшиза 50 тыс. рублей», — добавил представитель сервиса.

    В «Яндекс.Драйве» рассказали, что за передачу управления автомобиля другому лицу вне зависимости от того, зарегистрирован он в сервисе или нет, в договоре установлен штраф в размере 50 000 рублей. Если произошла экстренная или непредвиденная ситуация, оператор рекомендует пользователю или его пассажиру сразу связаться со службой поддержки.

    Как объяснил Autonews.ru адвокат Александр Леманн, в случае ДТП с погибшими или пострадавшими потерпевшая сторона будет взыскивать ущерб с того человека, который находился за рулем. При этом владельцу аккаунта придется компенсировать только убытки каршеринговой компании. «В такой ситуации к собственнику иск предъявить не получится: сервис сможет доказать, что машина попала под управление другого лица против его воли, по факту это угон», — объяснил адвокат.

    Фото: Андрей Епифанцев

    Фото: Андрей Епифанцев
    Почему пользователи передают управление другим

    Как анонимно рассказывают представители различных сервисов, водители часто арендуют машины, чтобы поучить вождению своих родственников или детей, которые получили права, но не имеют достаточных навыков. Нередко машины арендуют мужчины и сажают за руль своих спутниц — также чтобы поднять их водительский уровень. Бывают и гораздо более серьезные нарушения, когда в машине оказывается нетрезвая компания, которая выбирает водителя по принципу «кто меньше выпил».

    «Иногда водители могут почувствовать себя за рулем плохо, но это не повод сажать на свое место другого человека, — говорят в «Делимобиле». — Остановитесь и сразу вызывайте скорую помощь. Если водитель находится вне зоны, где можно завершить аренду, то можно сообщить о чрезвычайной ситуации по телефону поддержки, сделать это может и другой человек. Мы постараемся найти решение, чтобы водитель не получил штраф. Главное, чтобы у пользователя был документ, который подтвердил, что с ним что-то случилось, например из больницы».

    Фото: Вячеслав Крылов

    Фото: Вячеслав Крылов
    Как вычисляют нарушителей

    У каршеринговых компаний есть много способов контроля за тем, кто находится за рулем: от видеокамер до показаний спрятанных в машинах телематических приборов. Также водителей регулярно проверяют на дорогах инспекторы ГИБДД. А самый простой способ понять, что за рулем был другой человек, — это штрафы ГИБДД.

    Так, на фотографиях в штрафных постановлениях может быть видно, что за рулем находится мужчина, хотя аккаунт зарезервирован за женщиной. Либо в протоколе, вручную составленном дорожным инспектором, указан не тот водитель, который взял машину в аренду. Этого достаточно, чтобы пользователь получил от сервиса штраф.

    Могут ли инспекторы требовать показать приложение

    Один из способов контроля, с которым регулярно сталкиваются пользователи, — это проверка аккаунта сотрудниками ГИБДД. Инспекторы признаются, что брендированные автомобили вызывают у них особые подозрения. Чтобы удостовериться, что водитель едет под своим аккаунтом, полицейские обычно просят автомобилистов показать мобильный телефон, где показан статус поездки. Службы каршеринга уверяют, что это совершенно законно.

    «Каршеринг — это частный общественный транспорт, поэтому сотрудники ГИБДД имеют полное право проверять соответствие аккаунту фамилии в водительских правах и документы на автомобиль», — утверждают в пресс-службе «Делимобиля». Если за рулем находится другой человек, его сразу же отстранят от управления автомобилем и сообщат об этом в службу безопасности компании. Для каршеринговых сервисов такое нарушение считается угоном. Причем не важно, сидит рядом владелец аккаунта или нет.

    Фото: Полина Лаптева

    Фото: Полина Лаптева

    «Если в приложении указано, что машину забронировал Петя, а едет Ваня, то для нас Ваня — угонщик. В дальнейшем в ПДД должен появиться отдельный пункт для такого нарушения. А пока есть штраф за передачу своего аккаунта. Также есть возможность привлечь такого человека за угон — если сервис решит пойти по такому пути, у водителя могут быть серьезные неприятности», — отметили в «Делимобиле».

    Однако адвокат Леманн обращает внимание на то, что в ПДД и КоАП обязанность автомобилистов показывать инспекторам ГИБДД мобильные телефоны и приложения для каршеринга не прописана. До этого момента, считает эксперт, такие требования полицейских не имеют законодательной основы: «В ПДД четко прописано, что водитель должен предъявить сотруднику ГИБДД. Это права и свидетельство о регистрации. В угоне машина не числится, больше вопросов к водителю быть не должно».

    Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков в беседе с Autonews.ru заявил, что согласно ПДД у автомобилистов действительно нет обязанности демонстрировать приложение инспекторам.

    «Если водитель каршеринга нарушил ПДД, едет пьяным или без прав, инспекторы и привлекут за это нарушение, а сервис получит информацию о произошедшем, — сказал Гришаков. — Обязанность проверять приложение на полицейских не возложена, никакой ответственности с точки зрения ПДД за такое нарушение не предусмотрено — есть только штраф от каршеринговой компании. Но они сами должны отвечать за контроль своих автомобилей».

    Гришаков обратил внимание и на возможность коррупционной составляющей в действиях инспекторов ГИБДД. «Штраф за передачу управления достигает 300 тыс. рублей, а инспектор может предложить договориться куда за меньшую сумму», — предположил представитель профсоюза.

    «Это настоящее безобразие». В ГИБДД требуют у водителей смартфоны

    Требование инспекторов ГИБДД показать запущенное приложение каршеринга возмущает многих водителей. Они считают это незаконным: в ПДД о мобильных телефонах ничего не написано. В полиции объяснили, как правильно себя вести

    Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

    Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

    Пользователи сервисов каршеринга стали чаще возмущаться требованиями сотрудников ГИБДД показывать запущенное на телефоне приложение. Так инспекторы выясняют, действительно ли водитель едет под своим аккаунтом. Их логика такова: «серые» учетные записи покупают лишенные прав автомобилисты, кроме того, водители даже с действующими правами могут купить «левый» аккаунт, чтобы нарушать и оставаться безнаказанными. К тому же часто пользователи сервиса решают передать управление своим друзьям или родственникам, которые находятся в автомобиле, или поучить навыкам вождения своих спутников. А это запрещено правилами всех каршеринговых компаний.

    Часто у водителей таких ярко забрендированных транспортных средств инспекторы даже не требуют показать документы на арендованные автомобили. Просят только права и телефон — если данные совпадают, то водителей отпускают.

    У некоторых автомобилистов такая процедура вызывает вопросы. Так, в ПДД ничего не говорится об обязанности водителей показать смартфон и запущенное приложение по аренде автомобилей. Водители начинают спорить с инспекторами и доказывать свою правоту. Также многих возмущает, что полицейские передают данные о передаче управления другому лицу в службу каршеринга, за что потом нарушители получают серьезные штрафы до 100 тыс. рублей, а в случае ДТП — еще больше. Правозащитники и адвокаты также соглашаются с тем, что раз в ПДД таких норм не прописано, то и требование инспектора — обыкновенное самоуправство. Представители каршеринга, наоборот, хоть и признают, что процедуру нужно прописать в законодательстве, считают ее вполне правомерной уже сейчас.

    Позиция МВД России: покажете добровольно — всем сэкономите время

    За разъяснениями о том, насколько законны действия инспекторов в таком случае и как вести себя водителям, Autonews.ru обратился в МВД России. В ответе на запрос в ведомстве подтвердили, что аккаунт каршеринга действительно не входит в перечень документов, которые водитель обязан, согласно п. 2.1.1 ПДД, передать для проверки сотрудникам полиции.

    Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

    Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

    Там уточнили, что согласно закону «О полиции» сотруднику полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, и задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

    «Учитывая предоставленные государством полномочия, сотрудник Госавтоинспекции может провести проверку легитимности права использования водителем транспортного средства краткосрочной аренды — каршеринга, — уточнили в МВД России. — При этом добровольное предъявление аккаунта мобильного приложения с подлинными данными водителя может существенно сократить время проведения процедуры».

    Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

    Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

    В полиции при остановке автомобиля каршеринга могут и без изучения аккаунта понять, на каких основаниях водитель управляет машиной. Для этого он, зная данные водительского удостоверения и госномер автомобиля, может непосредственно связаться со службой каршеринга и проверить, кто арендует машину прямо сейчас.

    Только вот сколько это может занять времени — большой вопрос. Ведь инспектору нужно дозвониться по определенному номеру до специалистов, продиктовать им все данные и дождаться ответа. Водителю же придется оплачивать дополнительное время аренды.

    Комментируя ситуации, в которых автомобилисты утверждают, что вынужденно передают управление арендованными машинами из-за плохого самочувствия, в МВД напомнили о пункте 2.7 ПДД: водителям запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. При наступлении таких обстоятельств водителю рекомендуется остановить автомобиль для отдыха и при необходимости обратиться за помощью экстренных служб.

    Каршеринг: проверки законны

    В пресс-службе «Делимобиля» не раз заявляли Autonews.ru, что сотрудники ГИБДД имеют полное право проверять соответствие аккаунту фамилии в водительских правах и документы на автомобиль.

    «Если за рулем находится другой человек, его сразу же отстранят от управления автомобилем и сообщат об этом в службу безопасности, — рассказали в компании. — Для каршеринговых сервисов такое нарушение считается угоном. Причем не важно, сидит рядом владелец аккаунта или нет. Если машина зарегистрирована под одним именем, а за рулем — другой человек, он считается угонщиком. В дальнейшем в ПДД должен появиться отдельный пункт для такого нарушения. А пока есть штраф за передачу своего аккаунта другому лицу. Также есть возможность привлечь такого человека за угон — если сервис решит пойти по такому пути, у водителя могут быть серьезные неприятности».

    Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

    Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»
    Адвокаты и правозащитники: требование должно быть прописано в законе

    Адвокат Александр Леманн признался, что ответ МВД вызывает у него сожаление. «Это настоящее безобразие, если даже в МВД, зная, что есть исчерпывающий перечень документов для проверки, позволяют себе так вольно трактовать закон, — сказал Леманн в беседе с Autonews.ru. — Да, пусть проверяют грузы, страховку, при необходимости в присутствии понятых проводят досмотр и составляют протокол. Но телефон водители показывать не обязаны. По такой логике сегодня они попросят показать мобильный, завтра — полезут по карманам. Пусть пункт о том, что водитель арендованного автомобиля обязан демонстрировать свою учетную запись, сначала появится в ПДД, тогда мы все будем беспрекословно выполнять это требование, потому что оно будет законно».

    Леманн уточнил, что в текущей ситуации при отказе водителя показывать телефон никто не сможет привлечь его по ст. 19.3. КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», поскольку это право нигде не прописано. По его словам, любое нарушение, которое числится за водителем, можно проверить только по его правам. Другие же вопросы, в том числе по передаче управления другим лицам, лежат в поле ответственности сервисов каршеринга.

    При этом Леманн не дает никаких прямых рекомендаций автомобилистам. «Сейчас ситуация выглядит так: либо показываешь телефон, зная, что это в целом незаконно, либо стоишь и ждешь, пока тебя будут проверять, — рассуждает адвокат. — Каждый в такой ситуации решает за себя, как ему поступить. Но без прозрачного правового механизма эта дилемма не исчезнет».

    В московском профсоюзе полиции отметили, что не понимают, по какой причине за сотрудников каршеринговых компаний делают всю работу инспекторы ГИБДД, ведь обязанности проверять аккаунты на них не возложены. В профсоюзе считают, что если за рулем нарушитель — например, пьяный водитель, автомобилист без прав, то инспектор ГИБДД и так имеет полное право отстранить его от управления транспортным средством и оштрафовать. Об инциденте неизбежно узнает и страховая компания.

    «И как в таком случае бороться с коррупцией? Если за передачу управления другим водителям каршеринговые компании штрафуют на огромные суммы, инспектор может предложить договориться за куда меньше деньги и просто отпустить водителя», — предположили в профсоюзе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *