Как работает кондиционер в электромобиле
Перейти к содержимому

Как работает кондиционер в электромобиле

  • автор:

КОМПРЕССОРЫ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ И «ГИБРИДАХ». В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ?

Количество владельцев автомобилей с электрическим и гибридным приводом в Украине стремительно растет, все больше водителей обращают внимание на эти модели, убеждаясь в их эффективности и ощущая их преимущества. Учитывая это, мы решили подготовить серию статей, посвященных особенностям конструкции электромобилей и «гибридов». В этот раз разберемся, чем отличаются компрессоры в таких авто.

Система кондиционирования воздуха в транспортных средствах с электрическим и гибридным приводом предназначена не только для охлаждения, очистки и циркуляции воздуха, поступающего снаружи в салон, но и для охлаждения аккумуляторной батареи, являющейся источником энергии автомобиля. Это одно из принципиальных отличий системы кондиционирования в электромобилях и гибридах по сравнению с обычными авто с ДВС.

Если в автомобиле с традиционным двигателем внутреннего сгорания выйдет из строя система кондиционирования воздуха, ездить на нем вы все равно сможете. Другой вопрос, что при этом снижается уровень комфорта и безопасности водителя и пассажиров! Однако принципиально – движение возможно. А вот если система кондиционирования откажет в электрокаре, то автомобиль не сможет работать, поскольку будет потерян контроль температуры АКБ.

Таким образом, можно утверждать, что система кондиционирования воздуха в автомобиле с электрическим и гибридным приводом – это неотъемлемый элемент, обеспечивающий правильные эксплуатационные параметры автомобиля. Поэтому уход за этой системой очень важен.

Основным элементом системы кондиционирования воздуха является компрессор. Он перекачивает хладагент и нагнетает давление, необходимое для конденсации хладагента. В электромобилях компрессор приводится в действие электроприводом, поэтому его называют e-компрессором.

Как работает e-компрессор?

Обычные компрессоры приводятся в движение механически с помощью приводного ремня вспомогательного оборудования двигателя, но поскольку в электромобилях нет двигателя, нуждающегося в системе с ременным приводом, возникает потребность в e-компрессоре.

Одним из ведущих производителей компрессоров для электромобилей является Denso. Рассмотрим, как устроен этот механизм.

Устройство e-компрессора Denso:

  • Секция компрессора. Представляет собой спиральный компрессор, предназначенный для втягивания, сжатия и выпуска хладагента.
  • Электрический мотор. Это бесщеточный мотор неизменного тока. Постоянный магнит в нем является ротором, а обмотка – статором, приводящим в движение компрессор.
  • Инвертор. Предназначен для приведения в движение мотора и преобразования постоянного тока от высоковольтной батареи в переменный ток для питания мотора. Электронный блок управления системы кондиционирования воздуха передает сигналы с информацией о частоте вращения компрессора на инвертор через ЭБУ высоковольтной системы для управления скоростью вращения электрического компрессора.

Электрический мотор работает от напряжения более 200 В, а для его охлаждения используется смесь хладагента и масла. Для эффективной работы компрессора, а также для предотвращения его неисправностей следует применять специальное компрессорное масло с изоляционными свойствами. Ввиду этого использование неправильного масла может привести к повреждению двигателя.

Преимущества e-компрессора DENSO:

Строение е-компрессоров DENSO обуславливает ряд преимуществ для автомобилей с электрическим и гибридным приводом.

  • Обеспечение высокой мощности при низкой частоте оборотов, что способствует экономии энергии. Чем меньше энергии используется для питания компрессора, тем больше энергии можно израсходовать на движение автомобиля, благодаря чему увеличивается доступный запас хода.
  • Меньшее потребление энергии, что помогает увеличить запас хода, обеспечивающий высоковольтный аккумуляторный блок. Хотя часто используют литий-ионные (LION) аккумуляторные батареи, во многих моделях Toyota с гибридным приводом используются никель-металл-гидридные (NiMh) альтернативы.
  • Внутренний электромотор обеспечивает функционирование системы кондиционирования воздуха при выключении системы гибридного электрического или привода.
  • Более тихий режим работы компрессора при обеспечении нужного уровня эффективности охлаждения.

! Предостережение при выполнении ремонтных работ

Питание е-компрессора обеспечивает ток от блока высоковольтной АКБ, имеющего напряжение 200–400 В. Следовательно, для замены е-компрессора его нужно прежде всего отсоединить от аккумуляторной батареи автомобиля.

Масло для е-компрессоров

Как правило, масло для е-компрессоров отличается от того, которое используется в компрессорах с механическим приводом. В большинстве случаев необходимо масло POE с очень высокими изоляционными свойствами, но следует всегда проверять конкретные требования производителя к химическому составу, поскольку неподходящее масло может потенциально привести к короткому замыканию в системе и разрушить электромотор.

Заправка систем кондиционирования

Хотя большинство установок для заправки систем кондиционирования воздуха рассчитаны на работу только с одним типом масла, имеются установки с программой «внутренней промывки», позволяющей легче изменять масло. Вместе с тем, для предотвращения случайного смешивания масел разных типов специалисты очень советуют использовать отдельные инструменты для доливания масла в автомобиле с электрическим и гибридным приводом.

Техническое обслуживание систем кондиционирования

е-компрессор герметично закрыт, в нем нет прокладки вала, у него очень низкий риск утечки хладагента в окружающий воздух, поэтому скорость вытекания хладагента здесь ниже, чем у механического компрессора. Вместе с тем очень важно поддерживать надлежащий уровень хладагента, поскольку пренебрежение уровнем хладагента может привести к возникновению проблем.

Независимо от того, какой у вас автомобиль – с ДВС, с электрическим или гибридным приводом – все равно регулярное техническое обслуживание нужно всем. Поэтому следует соблюдать межсервисные интервалы, определенные производителем, и заменять детали согласно регламенту.

Перспективы отрасли

Конструкторы и разработчики автомобилей с электрическим и гибридным приводом постоянно совершенствуют систему кондиционирования воздуха. В перспективе это может быть превращение в систему управления тепловым режимом, которая будет обеспечивать не только охлаждение салона и высоковольтной аккумуляторной батареи, но и функционирование всей системы отопления автомобиля и тепловую эффективность.

В частности купить:

  • компрессор кондиционера
  • осушитель кондиционера
  • испаритель системы кондиционирования воздуха
  • клапан кондиционера

Система кондиционирования электромобиля

Вспомогательные электронагреватели кондиционера можно разделить на керамические нагреватели с положительным температурным коэффициентом и металлические трубчатые нагреватели с положительным температурным коэффициентом. Связанный керамический нагреватель PTC представляет собой нагреватель, в котором несколько керамических чипов PTC и алюминиевые гофрированные радиаторы соединены вместе с помощью термостойкого полимерного клея. Он имеет хорошее тепловыделение и стабильные электрические характеристики. Среди них керамический нагреватель PTC со связкой делится на заряженный тип на поверхности нагревателя и незаряженный тип на поверхности нагревателя.

В металлическом трубчатом нагревателе PTC в качестве нагревательного материала используется импортная проволока из сплава никеля и железа, а нагревательная трубка инкрустирована алюминиевыми радиаторами, что обеспечивает очень хороший эффект рассеивания тепла. Нагреватель оснащен регулятором температуры и тепловым предохранителем, что делает изделие более безопасным и надежным. Этот тип нагревателя имеет хорошие характеристики материала PTC, и некоторые кондиционеры используют этот тип нагревателя в качестве дополнительного обогрева.

Остаточное тепло плюс дополнительный PTC. Используйте тепло, выделяемое при работе мощных устройств (преобразователь мощности, приводной двигатель, контроллер двигателя и т. д.), для обмена теплом с окружающей средой в автомобиле. Когда тепла недостаточно, включается дополнительный нагреватель PTC.

Это конец введения в принцип работы системы кондиционирования воздуха электромобиля. Электромобили стали важным средством передвижения, а кондиционер, охлаждение и обогрев также являются важной частью нашего выбора автомобиля при покупке автомобиля. Ведь охлаждение и обогрев тоже потребляют электроэнергию.

Как работает кондиционер в электромобиле

Поточний час: 27 лют 2024, 05:30

Часовий пояс: UTC + 2 години

Кондиционер в электромобиле

Сторінка 1 із 12 [ Повідомлень: 179 ] На сторінку 1 , 2 , 3 , 4 , 5 . 12 Наступ.

Заголовок повідомлення: Кондиционер в электромобиле
#2691 19 трав 2014, 22:27

Творець електромобіля, член клубу

Всем хорош приобретённый мною электромобиль,одна проблема-отсутствие кондиционера,особенно прочувствовалось это сегодня когда на улице +25 градусов и к тому же влажность высокая-пАрит.Идея самодельного кондиционера появилась у меня давно,лет 15 назад когда первая моя иномарка была тоже без кондиционера.Тогда я приобрел автохолодильник на термоэлементах Пельтье,но идее так не суждено было воплотиться.Последние 5 лет проездил на новом автомобиле с кондиционером,а к хорошему привыкаешь быстро,вот и появилась новая проблема.Порылся в инете,вот что нашел:
http://ukrsmb.info/golubev.html
http://3wk.ru/ кондиционер-в-машину-своими-руками-video_cb6947aca.html
http://uapatents.com/5-17574-avtomobiln . ioner.html
договорился на завтра о встрече с этим изобретателем,по результатам отпишусь.
вот ещё нарыл что то,сам не могу понять что http://ru.aliexpress.com/item/Universal . 13274.html

Заголовок повідомлення: Re: Кондиционер в электромобиле
#2718 20 трав 2014, 23:00

Засновник клубу

Ну и каков итог встречи? Как аргументирована такая мизерная мощность?
На мой взгляд, вариант с «Алибабы» — наиболее подходящий. Правда габариты там
Но можно что-то придумать, главное чтобы сей девайс был работоспособен.

Заголовок повідомлення: Re: Кондиционер в электромобиле
#2724 21 трав 2014, 08:32
doc1972 писав(ла):
Всем хорош приобретённый мною электромобиль,одна проблема-отсутствие кондиционера.

А чем не угодил классический компрессор кондиционера с электроприводом?
Заголовок повідомлення: Re: Кондиционер в электромобиле
#2728 21 трав 2014, 12:27

Творець електромобіля, засновник клубу

Avtoirich писав(ла):

Ну и каков итог встречи? Как аргументирована такая мизерная мощность?
На мой взгляд, вариант с «Алибабы» — наиболее подходящий. Правда габариты там
Но можно что-то придумать, главное чтобы сей девайс был работоспособен.

Коллеги, малую мощность Охладителя воздуха в Автомобиле, проаргументирую Я : Эта система » ЭЛМО» работает на принципе -понижения температуры при испарении воды. Производят их и в России, А представитель фирмы еть и в Киеве, на Левом берегу. Собираясь в прошлом году в Крым, я связался с ним.ОН утверждал , что понижает температуру в салоне на 8 Градусов.
Предложил встречу , с опробыванием : Понизит на 8 град — беру, плачу , а не понизит (, или не на 8 град ( в моей то маленькой Сузуке, То не беру.
«ПРЕДСТАВИТЕЛЬ» -ОТКАЗАЛСЯ ! ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ.

Заголовок повідомлення: Re: Кондиционер в электромобиле
#2743 21 трав 2014, 23:50

Творець електромобіля, член клубу

JoMC писав(ла):
doc1972 писав(ла):
Всем хорош приобретённый мною электромобиль,одна проблема-отсутствие кондиционера.

А чем не угодил классический компрессор кондиционера с электроприводом?

да всем угодил,но проблема установить в автомобиль-габариты большие,разве что на крышу.
Заголовок повідомлення: Re: Кондиционер в электромобиле
#2746 22 трав 2014, 00:09

Творець електромобіля, член клубу

Avtoirich писав(ла):

Ну и каков итог встречи? Как аргументирована такая мизерная мощность?
На мой взгляд, вариант с «Алибабы» — наиболее подходящий. Правда габариты там
Но можно что-то придумать, главное чтобы сей девайс был работоспособен.

итог встречи таков:
1.у него прототип,который в единственном экземпляре,испаритель и конденсор сделаны были вручную из трубок и пластин,много изучено, собрано технической документации,жаль что до сих пор всё напрасно,а спрос конечно же есть и не слабый,сотни звонков с желанием приобрести,но люди создавшие прототип уже не при делах.
2.он ищет заинтересованного человека,который организовал бы мелкосерийное производство используя его запатентованные разработки.
3.ничего особо изобретенного там нет,обычная холодильная установка,которая управляется электронным блоком(это и есть его запатентованное изобретение).
4.все комплектующие(кроме электронного блока) можно приобрести без проблем.
5.потребеление 800 ватт,не такое уж и мизерное,это примерно 10% мощности потребляемой моим автомобилем при 60 км\ч.(в бензиновых авто кондей забирает тоже примерно 10% мощности,у микролитражек-и того больше).
6.есть ещё одна проблема,его система расчитана на 12 вольт авто с ДВС,где генератор постоянно дает примерно 60 ампер,в электромобиле потребление составит 67 ампер на 12 вольт,бортовой аккумулятор помрет за 10 минут,поэтому нужно подключаться к тяговой батарее,не иначе,а значит эл.блок нужно переделывать.
напрашивается вывод-мне этот изобретатель ничем помочь не может.

Заголовок повідомлення: Re: Кондиционер в электромобиле
#2747 22 трав 2014, 00:27

Творець електромобіля, член клубу

Михалыч писав(ла):
Avtoirich писав(ла):

Ну и каков итог встречи? Как аргументирована такая мизерная мощность?
На мой взгляд, вариант с «Алибабы» — наиболее подходящий. Правда габариты там
Но можно что-то придумать, главное чтобы сей девайс был работоспособен.

Коллеги, малую мощность Охладителя воздуха в Автомобиле, проаргументирую Я : Эта система » ЭЛМО» работает на принципе -понижения температуры при испарении воды. Производят их и в России, А представитель фирмы еть и в Киеве, на Левом берегу. Собираясь в прошлом году в Крым, я связался с ним.ОН утверждал , что понижает температуру в салоне на 8 Градусов.
Предложил встречу , с опробыванием : Понизит на 8 град — беру, плачу , а не понизит (, или не на 8 град ( в моей то маленькой Сузуке, То не беру.
«ПРЕДСТАВИТЕЛЬ» -ОТКАЗАЛСЯ ! ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ.

Михалыч,это всё равно что вентилировать через мокрую тряпку,тот же эффект. Выдел я это чудо-устройство на ютубе,оно ещё и шумит прилично в салоне. Этот принцип применяют в крышных кондиционерах на дальнобойных фурах,так там площадь испарения до метра квадратного и больше-тогда и понижается температура на 8-10 градусов,а это устройство как фильтр-кувшин для воды,разве что воздух увлажняет,а при высокой влажности вообще толку никакого нет,поскольку испарение в таком случае отсутствует. Другое дело испарение фреона или азота в закрытой системе-там идет реакция с отбором тепла.

Кондиционер в электромобилях и гибридах: гайд по работе и сервису

Кондиционер в электромобилях и гибридах: гайд по работе и сервису

Прямое назначение автокондиционера – охлаждать и осушать воздух в салоне. Но в случае с электромобилями и гибридами добавляется еще одна функция – защита высоковольтной батареи от перегрева. Именно этот фактор определяет особое значение системы кондиционирования в работе авто на электротяге.

Многие автолюбители не задумываются о том, как устроена и работает система автокондиционирования. Проще выбрать комфортную температуру, а остальное предоставить электронике. Но знание дает уверенность, а еще защищает от потери денег и времени. Поэтому, давайте разбираться, что такое климатическая установка, из каких частей она состоит и как работает.

Что такое климатическая установка

Климатическая установка системы кондиционирования – это электронный блок управления, который:

  • отвечает за работу компрессора кондиционера,
  • контролирует давление в высокой и низкой магистрали системы,
  • анализирует данные с датчиков температур на испарителе, выходе из дефлектора, на входе в климатическую установку,
  • распределяет комфортную температуру по салону автомобиля,
  • выполняет терморегуляцию высоковольтной батареи в случае с электромобилем и гибридом.

Типы климатических установок

Существует несколько видов климатических установок.

Первый тип. Когда внешнее управление ограничивается несколькими опциями: использование рычага переключения с теплого воздуха на холодный, регулировка скорости вентилятора и контроль направления потока воздуха.

Второй тип. Более современная модель со встроенным датчиком температуры, кнопкой «Авто», отвечающей за температуру и распределение потоков воздуха по салону, скорость вентилятора.

Третий тип. Наиболее прогрессивная установка – климат-контроль, отвечающий за комфорт пассажиров, за всю температуру в салоне. Он автоматически определяет способ забора воздуха, отвечает за его качество. Такие климатические установки используются в электромобилях или гибридах премиального класса.

Климатическая система Tesla оснащена дополнительной функцией «Dog Mode». Когда вы оставляете внутри авто собаку или кота, программа активизирует обдув воздуха, подбирает комфортную температуру, защищая любимца от теплового удара, и выводит на дисплей сообщение «Мой хозяин скоро вернется» для всех окружающих.

Кондиционеры в электромобилях и гибридах

Как мы отметили ранее, система кондиционирования в электромобилях и гибридах, помимо охлаждения воздуха в салоне, регулирует температурный режим высоковольтной батареи. Другими словами, не дает ВВБ перегреваться.

Кроме классической системы внешнего охлаждения, существуют иные конструкции батарей:

  • когда испарители (испарительные пластины) находятся внутри корпуса батареи – для таких электромобилей, как Nissan E-NV 200, BMW i3;
  • когда процесс терморегуляции выполняет охлаждающая жидкость, которая прогоняется по контуру внутри батареи – распостраненный тип конструкции, используется в подавляющем большинстве электромобилей.

Система охлаждения батареи с помощью кондиционера работает автономно. Повлиять на ее функционирование нельзя. Поэтому важно вовремя проводить техническое обслуживание, чтобы убедится, что уровень хладагента в норме, как это написано в книге по эксплуатации либо в информационной таблице под капотом автомобиля.

Автокондиционер и его влияние на запас хода электромобиля

Автокондиционер – одна из трех причин расхода энергии высоковольтной батареи. Где первый – электродвигатель, второй – система кондиционирования, третий – работа сопутствующей электроники (свет в салоне, музыка и т.п.).

Если в автомобиле с ДВС компрессор кондиционера работает от приводного ремня, то в электромобиле функцию «приводящего в движение» выполняет высоковольтная батарея. Потребление компрессора кондиционера во время максимальных нагрузок составляет 1,5-2 кВт-час, в минимальном режиме – от 400 до 750 Вт-час.

Максимальные нагрузки включают в себя: охлаждение инвертора, батареи и салона электромобиля при внешней температуре выше 35°C.

Если прикинуть, что средний расход заряда в смешанном цикле составляет около 20 кВт-час на 100 км, то потеря 1,5-2 кВт-час для электромобиля с рабочей высоковольтной батареей не будет критичным. Экономить заряд на использовании кондиционера стоит лишь в том случае, когда ВВБ далеко не первой свежести и для поездки нужно «выжимать» из машины все, до последнего ватта.

Как понять, что автокондиционер неисправен

Базовый симптом – неспособность системы поддерживать заданную температуру. Вы устанавливаете комфортный режим, а электроника на него «не откликается». Возможно, проблема с компрессором кондиционера либо с блоком электронного управления.

  • посторонние звуки при работе кондиционера,
  • влага на полу со стороны пассажира,
  • сигналы о перегреве высоковольтной батареи,
  • самопроизвольное отключение компрессора,
  • шум и шипение в салоне электромобиля,
  • обрыв сигнала с датчика окружающей температуры.

Еще один симптом – неприятный запах из климатической установки. Это связано с размножением бактерий на испарителе.

Принцип такой: испаритель «отдает» холод, «забирая» на себя тепло, тем самым переходит точку росы и покрывается конденсатом. В каплях конденсата размножаются бактерии, попавшие с улицы. И в процессе их размножения и жизнедеятельности выделяется неприятный запах.

Все эти симптомы устраняются в сервисном центре Master Service Electro.

Как и когда обслуживать систему кондиционирования

Существует мнение: если система работает, не стоит ей мешать. Но в случае с автокондиционированием – это заблуждение. Кондиционеры электромобилей и гибридов нуждаются в регулярном обслуживании и постоянном контроле, проверке на заполненность и протекание хладагента. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта не только компрессора кондиционера, но и высоковольтных узлов.

Проверять систему кондиционирования электромобилей или гибридов рекомендуется в специализированных сервисных мастерских.

В наших статьях мы неоднократно упоминали, что сервисное обслуживание кондиционера необходимо проходить:

  • весной – после паузы и перед использованием в максимальном режиме,
  • осенью – после использования в максимальном режиме и перед паузой.

В идеале выполнять проверку до обнаружения тревожных симптомов.

Для справки. Система кондиционирования электромобиля и гибрида требует определенных навыков в работе, знания устройства узлов и, что немаловажно, специалист должен иметь допуск электробезопасности к работе с оборудованием до 1000 вольт. Выбирая автосервис для ТО кондиционеров электромобилей и гибридов, обращайте внимание на специализацию мастеров. Требуйте гарантию.

Master Service Electro рекомендует во время сервисных работ с системой кондиционирования электротранспорта использовать качественные комплектующие, хладагенты, масла и расходные материалы.

Что входит в сервис кондиционеров электромобилей и гибридов

В базовый пакет сервиса кондиционеров электромобилей и гибридов входит:

  • диагностика всех узлов системы кондиционирования – раз в полгода
  • контроль уровня хладагента, тесты на утечку, замена хладагента с последующей вакуумизацией системы – раз в полгода,
  • замена воздушного фильтра с прочисткой решетки радиатора – каждые полгода,
  • диагностика компрессора кондиционера – если есть потребность.

В Master Service Electro есть уникальный стенд MS 112 для диагностики компрессоров кондиционеров электромобилей и гибридов. Это внутренняя разработка наших инженеров из отдела Оборудования.

Использование климатической установки в жаркий период времени снизит нагрузку на организм водителя, поможет сконцентрировать внимание. А чтобы использование кондиционера влияло на заряд батареи минимально – необходимо вовремя проходить соответствующий сервис.

Master Service Electro – специализированный сервисный центр для электромобилей и гибридов. Выполняем проверку системы кондиционирования гибридных автомобилей и авто на электротяге. Звоните, чтобы записаться на сервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *