Как не получать штрафы на мотоцикле
Перейти к содержимому

Как не получать штрафы на мотоцикле

  • автор:

Преступление и наказание: всевидящее око камер фиксации добралась и до мотоциклистов

Преступление и наказание: всевидящее око камер фиксации добралась и до мотоциклистов

Владимир Здоров

Фото: Никита Колобанов

Когда-то это должно было случиться: бесконечная вольница для мотоциклистов заканчивается. В Москве уж точно. Если раньше можно было без последствий пересекать сплошные линии разметки и превышать скорость, то теперь жди наказания.

Стрелка СТ, АвтоУраган, Автодория, Крис, Арена, Кордон — в былые времена все эти штуки у обычного мотоциклиста ассоциировались разве что с прозой Толкиена, а теперь и ему пришлось узнать названия камер фотофиксации нарушений ПДД. Большой Брат начал приглядывать и за теми, кто на двух колесах! Даже ранее «неприкосновенная» МКАД, Московская кольцевая автодорога, теперь тоже «платная» для мотоциклистов — кроме, пожалуй, «мотополосы», то есть обочины между левым рядом и отбойником. Причем месяц назад эту полосу начали переносить — и, похоже, в следующем сезоне падет и этот внематричный Зион, эдакий островок беспробочного и относительно безопасного мотоциклетного счастья.

Как с этим жить и что делать?

Большинство автомобилистов давно знают ответ: не нарушать. Но суровые одинокие волки дорог, ловцы ветров и вечные странники (офисный планктон, использующий мотоцикл только как удобное транспортное средство, из этого списка исключаем) не могут просто так принять неизбежное, понуро изогнувшись буквой «зю». И в ход пошли сотни уловок для сокрытия государственного регистрационного знака — начиная с обыкновенной грязи и заканчивая сложными конструкциями с электроникой и хитрыми кнопками, поднимающими и убирающими планку с номером в нужный момент. Часть поклажи или багажная сетка могут «случайно» перекрывать госзнак. Есть и настоящие исследователи, поворачивающие номер на 15 градусов, — предполагается, что так будут и волки целы, и овцы сыты, и пастух не беременный: дескать, камеры «не видят». Я лично знаю хитреца, который с таким скособоченным номером намеренно в течение недели проезжал под камерами АвтоУраган-ВСМ-2 (их в Москве большинство) — и без последствий. Но вот Стрелка-Плюс, например, такие номера видит — проверено.

Важнее, что встреча этих экспериментаторов с сотрудниками ГИБДД будет заканчиваться статьей 12.2 Кодекса об административных правонарушениях. Причем если первая часть этой статьи за нечитаемые номера предполагает штраф в размере 500 рублей либо предупреждение, то вторая — уже 5000 рублей или лишение прав на срок до трех месяцев. Это за езду с номерами, «видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть».

Самые ответственные закачивают в свои мобильные телефоны специальные приложения, предупреждающие о наличии «хвостовых» камер, — и понуро выслушивают нотации по всему маршруту. Кстати, эти приложения тоже не панацея: камер становится все больше, программы не всегда оперативно обновляются. Да и внимание от дороги они отвлекают, а терять концентрацию на мотоцикле нельзя ни на секунду!

Кроме того, в Москве в течение мотосезона весьма активно орудует мотобат. Мир не без добрых самаритян — если вы беспредельщик, о вас обязательно доложат.

Так что мотоциклисты становятся все мрачнее и мрачнее. А те, кто и раньше следовал букве закона, двигаясь вместе с автомобилистами в общем потоке (помните про штрафы за перестроения через полосы?), ситуацию лишь усугубляют. И сами не доберутся быстрее, и трафик не разгрузят.

Или возрадуемся, что мы хотя бы в границах проезжей части приблизились к несбыточному равенству перед законом?

Как водится, все сложнее.

В Европе, за исключением Германии, потоки скутеристов и мотоциклистов между рядами — обыденное явление. Равно как и остановки за стоп-линией на светофорах. Это не вызывает бурю негодования сограждан и не наказывается штрафами. Ведь именно «междурядье» серьезно разгружает улицы — и не зря его узаконили Эстония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Греция, Япония, Португалия, Испания, Великобритания, Южная Африка.

В США легитимно ездить между рядами можно в Калифорнии — по-английски это lane splitting или filtering. Согласно исследованиям АМА (American Motorcyclist Association), авторитетной организации, занимающейся вопросами безопасности мотоциклистов, в Калифорнии происходит на 30% меньше столкновений мотоциклов с задней частью автомобилей по сравнению с Техасом или Флоридой, где езда по междурядью запрещена. У нас в России это, кстати, легально. Но даже в столице, где концентрация мотоциклистов максимальна, водители автомобилей могут открыть дверь прямо в пробке, не посмотрев в зеркало. И в этом смысле наше междурядье разительно отличается: там filtering, а у нас русская рулетка — в любой момент могут «убрать».

А самое главное — если ты едешь на мотоцикле между рядами, то неизбежно рано или поздно пересечешь сплошную разметку, которая у нас рассчитана только на автомобили. И станешь нарушителем. Злостным, поскольку ты на двух колесах.

К чему я? К тому, чтобы к двухколесному транспорту относились как к благу, а не как к напасти. Чтобы рассчитывали разметку и настройку камер фотофиксации с учетом езды мотоциклистов по междурядью.

Но и мотобратьям нужно понимать, что вольница — позади. То, что мы видим сейчас, лишь начало эпохи абсолютной вселенской слежки. И какой бы путь минимизации штрафов вы ни выбрали, помните, что сигналящий почем зря всем и вся «всадник апокалипсиса», ревущий прямоточным глушителем и слепящий всех непременным дальним светом, выглядит как дикарь в цивилизованном обществе. Для европейцев все наши закрытые, загрязненные или отсутствующие на мотоциклах номера — такая же дикость, как индивидуум, севший справлять нужду в зале консерватории. Хотите выглядеть так же?

А тем, кому свобода дороже всего на свете, дорога одна — на кольцевую трассу. Или в мотокросс.

Штрафы при управлении мотоциклом

Водители мотоциклов могут быть привлечены к разным видам ответственности со стороны ГИБДД. Для начала обозначим категории прав для мотоциклов — А и А1. Первая означает, что водитель имеет право управлять мотоциклом с объемом двигателя от 125 см3, права на управление можно получить только с 18 лет, а вторая дает право управления легкими мотоциклами с объемом двигателя менее от 125 см3 — их могут получить граждане с 16 лет. А теперь разберем виды штрафов, которые могут быть возложены на водителей.

Вождение без номера

На любом транспортном средстве должен быть расположен номер, идентифицирующий его — исключение из этого правила составляют первые 10 дней после покупки ТС, когда собственник занимается регистрацией и получением знака. Если водитель совершает управление мотоциклом с отсутствующим опознавательным номером, то придется оплатить штраф в размере от 500 до 800 рублей, если он попался за это впервые. При повторном нарушении штраф составит уже 5000 рублей или мотоциклиста ждет изъятие транспортного средства.

Проезд без страховки

Полис автострахования (ОСАГО) — один из обязательных документов, который должен быть у каждого водителя ТС. Проезд на мотоцикле может возникнуть по разным причинам, например, водитель оставил его дома — в этом случае он может либо “отделаться” предупреждением, либо получить штраф в размере 500 рублей. Обманывать инспектора, утверждая, что страховка есть, хотя на самом деле ее нет, бесполезно, так как он легко может проверить эту информацию в базе.

Если мотоцикл не застрахован, штраф составит 800 рублей как при первичном, так и повторном нарушении. Также страховка могла оказаться просроченной, водитель не уследил за сроками ее обновления и не успел это сделать — размер штрафа будет также 800 рублей.

Полис страхования есть, но он не охватывает период, в который был остановлен мотоциклист — для владельцев мотоциклов такой случай нередок, так как выгоднее страховать транспортное средство на год с возможностью ездить только в определенные месяцы. Но если полис действителен летом, а мотоциклиста во время управления остановили осенью, за это он может получить штраф в размере 500 рублей.

Мотоцикл не зарегистрирован

Владельцу мотоцикла дается 10 дней на его регистрацию после покупки — после регистрации он получает номер, и владелец может спокойно пользоваться ТС, не переживая за возможное наложение штрафов за нарушение. Если мотоцикл не поставлен на учет, из-за чего отсутствуют регистрационные знаки, водитель должен будет заплатить штраф в размере 5000 рублей, или же его лишат водительского удостоверения на сроком от 1 до 3 месяцев.

Управление мотоциклом без шлема

По правилам дорожного движения, мотоциклисты обязаны надевать и застегивать шлем, когда управляют транспортным средством — то же требование относится к пассажирам, которые садятся позади водителя. За управление мотоциклом без шлема водитель может получить штраф в размере 1000 рублей.

Управление мотоциклом без водительских прав

Если у человека, сидящего за рулем мотоцикла, нет водительского удостоверения, он получит штраф от 5 000 до 15 000 рублей, а транспортное средство отправят на штрафстоянку. Когда водитель посадил за руль человека без прав, его могут оштрафовать на 30 000 рублей — те же санкции применяются и в отношении несовершеннолетних граждан, только штраф за управление без прав придется оплачивать родителям или ближайшим родственникам.

Водитель мотоцикла может забыть водительское удостоверение дома, такое тоже случается — за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей, но перед этим инспектор обязательно проверит по базе наличие водительских прав у нарушителя.

За езду без водительских прав не выпишут штраф только в одном случае — лицо учится в автошколе, и он ездит на мотоцикле вместе с инструктором, у которого имеются подтверждающие документы о разрешении проезда ученика.

Езда с другой категорией водительских прав

Если за управлением мотоцикла оказался водитель с категорией В1, по закону такое нарушение приравнивается к вождению транспортного средства без водительских прав. Штраф за нарушение составит от 5 000 до 15 000 рублей, а мотоцикл задержится инспектором и отправится на штрафстоянку.

Сел за руль мотоцикла после лишения водительских прав

Наказание за подобный проступок может оказаться более суровым, чем за обычное нарушение в виде езды без прав, забытых дома. Законом предусмотрены три вида наказания: штраф в размере 30 000 рублей, арест на срок до 15 суток или обязательные работы до 200 часов.

Подделка водительских прав после их лишения приравнивается к уголовному преступлению, которое наказывается по Уголовному кодексу. В данном случае сумма штрафа будет в размере до 80 000 рублей, длительность обязательных работ возрастет до 480 часов. Самый худший вариант развития ситуации — исправительные работы на срок до 2 лет или арест до полугода.

Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер

Водитель пожаловался на штраф с камеры за скорость: устройство измерило превышение соседнего мотоциклиста, а постановление прилетело автовладельцу. Почему ошибаются устройства и как отменить наказание?

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

На необычный штраф за превышение скорости пожаловался автомобилист. Он уверяет, что получил постановление за нарушение мотоциклиста, который ехал с ним в одном ряду. Как рассказал Autonews.ru водитель, инцидент произошел с ним 17 августа в Москве на проспекте Маршала Жукова. По словам автомобилиста, он ехал на Toyota Camry с соблюдением скоростного режима — до 80 км/ч. На дороге его обогнал мотоциклист, который следовал в междурядье с явным превышением скорости. В итоге уже на следующий день был получен штраф 500 руб. за движение быстрее 102 км/ч. «Я написал заявление на «Госуслугах». На снимке даже видна голова мотоциклиста. Дело не в оплате 500 руб. со скидкой, просто этот штраф несправедлив», — считает водитель.

Почему камера присвоила автомобилю нарушение мотоцикла

Как объяснил в беседе с Autonews.ru специалист в области фотовидеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман, камера ошиблась с присвоением нарушения из-за того, что спереди у мотоциклов нет номерных знаков. По словам эксперта, такая проблема для камер не нова — последние несколько лет он регулярно встречал в своей практике подобные ошибки.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«Камере для привязки к нарушителю нужен госномер. Получается, комплекс увидел превышение, а кому можно присвоить результат измерения? Тому, кто рядом и у кого этот номер есть. Получается, что нарушение зафиксировал именно радар, поскольку при оптическом измерении обычно камера сразу привязывается к госномеру и отслеживает именно его перемещение. Значит, возникает вопрос к качеству сопоставления данных радара и фиксируемого объекта», — считает Шухман. В свою очередь, представитель компании «Астралаб» (занимается разработкой дорожных комплексов) Сергей Ласкин назвал ситуацию с присвоением чужой скорости другим объектам «извечной проблемой радарных комплексов». «Такой тандем дорожной камеры и радара напоминают работу слепого с глухим: радар видит объект, но не знает, что это такое. А камера видит объект, но, если в комплекс не внедрена возможность безрадарного измерения, она не может измерить скорость этого объекта. Поэтому для фиксации нарушения и применяется метод совмещения треков — потоков информации от радара и камеры, — объяснил Ласкин принцип работы радарных комплексов. — Но если объект, в данном случае мотоцикл, подъезжает слишком близко к автомобилю, ошибки неизбежно происходят».

Фото: Shutterstock

Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Ласкин рассказал о проведенных в компании экспериментах, когда комплексы присваивали скорость спортивного мотоцикла старому «Запорожцу»: оба объекта находились очень близко, как в ситуации с движением мотоциклистов между рядами. «Поэтому в Европе сейчас применяют только камеры с двойным методом обработки: они умеют измерять скорость в момент съемки по видеокадрам (оптический метод измерения), а потом перепроверяют данные с помощью радаров. У нас пока такой способ не используют. Предполагается, что вероятность возникновения такого события не очень высокая, она вписывается в допустимые ГОСТом погрешности. Но такой подход неверен», — считает Ласкин. Он указал, что в целом радарные комплексы подвержены такой проблеме, как доплеровское смещение сигнала — то есть чужие данные «прилипают» к соседним объектам. Выходом из ситуации он назвал необходимость внимательнее проверять полученные фиксации и только потом оформлять постановления.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

В свою очередь, в пресс-службе оператора подмосковной системы фотовидеофиксации «МВС Груп» Autonews.ru рассказали, что современные радарные комплексы обладают качественными алгоритмами, которые сопоставляют фотографии транспортного средства и траекторию, зафиксированную радаром. «Конечно, случаются единичные ошибки, которые могут быть легко обжалованы — данные о нарушении хранятся на комплексе. При этом в случае измерения скорости по видеокадрам (оптический метод измерения) такого произойти не может, потому как измерение идет по государственному регистрационному знаку автомобиля», — сказали в «МВС Груп». Попавшим в подобную ситуацию водителям оператор посоветовал обжаловать постановление о штрафе: инспекторы ГИБДД совместно с компанией, эксплуатирующей данный комплекс, проверят техническую информацию и, если действительно случилась ошибка, штраф отменят. Капитан полиции в отставке Валентин Ильинов, который сейчас занимается юридическим консультированием действующих сотрудников ГИБДД, назвал одновременное нахождение в кадре двух транспортных средств неустранимыми сомнениями, которые необходимо трактовать в пользу водителя. «Во время моей службы, я знаю, сотрудники старались постановления таким водителям не направлять, потому что в такой ситуации невозможно достоверно определить, чья скорость. Водителю я бы посоветовал штраф обжаловать. Тем более если превышение высокое, а автомобилисту может грозить в дальнейшем штраф за повторность», — отметил эксперт. Как заявил ознакомившийся с обстоятельствами дела специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин, шансы отменить такие постановления у водителей минимальны. По его мнению, помочь тут может требование о проверке технической исправности устройства или видеозаписи момента самого нарушения. «Получившим штрафы за соседних водителей следует подготовить жалобу на постановление вышестоящему должностному лицу. В жалобе необходимо сделать акцент на том, что с вменяемым правонарушением автомобилист не согласен по той причине, что прибор неисправен или же по причине технического сбоя. Необходимо подчеркнуть, что камера зафиксировала скорость иного транспортного средства, поскольку в момент фиксации автомобиль был в одном ряду с мотоциклистом, что подтверждается фотофиксацией», — посоветовал юрист в беседе с Autonews.ru.

Штраф мотоциклистам: за что и сколько

Мотоциклисты такие же полноценные участники дорожного движения, как и автомобилисты. И штрафы они могут получить, если нарушают правила. Что чаще всего нарушают и во сколько это обходится, приходят ли штрафы мотоциклистам, расскажем в этой статье.

Рассмотрим самые основные причины выписывания штрафов.

1. Вождение без номеров

Ездить без официальных номеров можно только 10 дней после покупки транспортного средства — это время дается на оформление всех документов. После положен штраф 500–800 рублей. Если поймают за таким же нарушением повторно, то придется заплатить уже 5000 рублей или лишиться прав на срок от 1 до 3 месяцев.

2. Управление мотоциклом без страховки

Если нет полиса обязательного страхования (ОСАГО), придется заплатить штраф 800 рублей (столько же — за повторное нарушение). Если мотоцикл может разгоняться до скорости 20 км/ч и больше, на него обязательно нужно оформлять страховой полис. Есть и еще один нюанс: если полис оформлен не на весь год и водитель выезжает в «неоплаченное» время, придется заплатить штраф в 500 рублей. Например, если поехать зимой кататься, а ОСАГО куплено только на лето.

Важно! Человек, управляющий мотоциклом, должен быть вписан в полис, если тот не является открытым (то есть дает возможность управлять транспортом любому человеку). При несоблюдении данного условия такого водителя ждет штраф в размере 500 рублей.

3. Езда без прав

Чтобы управлять мотоциклом, нужно получить водительское удостоверение. Для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см 3 нужны права категории А1. А категория А дает возможность управлять любым мотоциклом. Соответственно, если выехать на дорогу без прав, положен штраф. Причем это касается всех ситуаций: и если просто забыл документ, и если был его лишен, и если не получал его вовсе, и если срок действия удостоверения истек, и если права имеются, но не той категории (ч. 1 ст. 12.7 КоАП). Размер штрафа за езду без шлема в общем случае составит от 5000 до 15 000 рублей.

4. Управление мотоциклом без шлема

Выезжая на дорогу, водители мотоциклов должны надевать шлем, это строгое правило безопасности! Также нельзя перевозить без шлема пассажиров. За езду без шлема положен штраф в размере 1000 рублей (ст. 12.6 КоАП).

Важно! Есть много видов защитного снаряжения для езды на мотоцикле: перчатки, коленные щитки, защитные ботинки, специальная одежда. Но наложить штраф могут только за отсутствие шлема! Впрочем, пренебрегать любыми правилами безопасности и возможностями сохранить свои жизнь и здоровье даже в случае ДТП не стоит.

5. Если за рулем несовершеннолетний

По правилам управлять мотоциклом можно с 16 лет (и то в этом возрасте можно управлять только скутерами, мопедами и легкими мотоциклами). Учиться управлять мотоциклами (для которых нужна категория А) несовершеннолетние могут, но официальное удостоверение им никто не даст. Если несовершеннолетний, малолетний садится за руль мотоцикла, это наказывается высоким штрафом в размере 30 000 рублей. Причем заплатить его придется владельцу мотоцикла! Поэтому стоит сто раз подумать, прежде чем пускать подростка покататься.

6. Нарушение ПДД

Часто спрашивают, какие штрафы за скорость получают мотоциклисты. Мотоциклист должен соблюдать все правила ПДД, которые актуальны на момент его поездки. При нарушении на него будет наложен такой же штраф, как на автомобилистов.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *