Как быстро зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством дома
Перейти к содержимому

Как быстро зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством дома

  • автор:

Как быстро зарядить аккумулятор?

Даже если автомобильный аккумулятор полностью исправен, столкнуться с разряженной батареей можно всегда — многие сталкивались с этим, случайно оставив включенными габариты, оставив на долгое время «аварийку». Конечно, проще (и надежнее) всего снять аккумулятор и поставить его на полный цикл зарядки, подключив к хорошему зарядному устройству. Но не всегда для этого есть время: чаще всего севший аккумулятор обнаруживается с утра, когда хозяин машины собирается на работу.

К счастью, есть способ достаточно быстро заставить аккумулятор прокрутить стартер достаточное время, чтобы машина завелась. После этого какой-то заряд за поездку АКБ наберет, особенно если нагрузка на генератор при работе мотора будет невелика (не будет постоянно вращаться вентилятор радиатора в пробках, вместо фар включены светодиодные ходовые огни).

Зарядка с точки зрения химии и физики

Может показаться, что такая «быстрая зарядка» невозможна по законам природы: если аккумулятору нужно набрать какое-то количество энергии, то и время для этого нужно соответствующее. Стандартным циклом заряда считается 10-12 часов с током, численно равным одной десятой от номинала емкости (6,5 А для 65 А*ч батареи, 4,5 А — для 45 А*ч и так далее). Однако, если вдуматься в саму суть процесса зарядки, можно понять, что «быстрая зарядка» имеет свое логичное объяснение.

По мере разряда аккумулятора плотность электролита падает, так как серная кислота связывается пластинами. В результате у полностью разряженного аккумулятора между пластин остается дистиллированная вода — а она, как можно вспомнить из курса физики, электрический ток не проводит (житейский опыт тут же начнет возражать, но дистиллированной воды в быту нет: в ней всегда есть примеси, так что ток она проводит неплохо). Две пластины, разделенные диэлектриком. Ничего не напоминает? Правильно, по мере разряда аккумулятор все больше и больше напоминает конденсатор.

химия аккумулятора

Когда мы подаем на клеммы аккумулятора напряжение, ток в начале процесса будет почти нулевым — именно поэтому многие автоматические зарядные устройства не могут зарядить разряженные «в ноль» АКБ, так как их автоматика отключения срабатывает при снижении тока до определенного значения. Если же продолжить подачу напряжения («прикуривание», простое зарядное устройство без автоматики и так далее), то сульфат свинца на пластинах начнет постепенно растворяться, электролит начнет насыщаться сульфат-ионами и ионами водорода. Этот химический процесс, естественно, происходит на поверхности пластин, то есть заряд копится фактически у них самих — аккумулятор продолжает оставаться конденсатором, просто его «емкость» и накопленный заряд растут.

Скорость движения ионов в электролите невелика и зависит от температуры. Иначе говоря, когда вы «прикуриваете» аккумулятор на холоде, он успевает набрать приличный заряд, оставаясь фактически конденсатором. Этот заряд продержится недолго — ионы, перемещаясь, снизят плотность электролита в зоне у пластин, она станет равномерной по банке, и аккумулятор уже не сможет провернуть стартер. Такое явление можно заметить даже на полностью заряженном аккумуляторе — если подключить к его клеммам вольтметр в момент отключения зарядного устройства, то можно увидеть, как напряжение будет плавно снижаться с 14-15 В до 13,1-13,2 — именно в это время происходит выравнивание концентрации ионов в банках аккумулятора.

Для нас же важен начальный этап, когда объем электролита рядом с пластинами насыщен ионами: именно в это время аккумулятор, по сути, еще не заряжен, но уже может уверенно провернуть стартер.

Быстрая зарядка «прикуриванием»

«Прикурить» машину — первое, что приходит в голову. Однако на современных автомобилях стоит прибегать к такому способу только как к аварийному. Дело в том, что автомобили с CAN-шинами чувствительны к броскам напряжения, при таком методе запуска неизбежным. Это чревато появлением абсолютно случайных ошибок в памяти контроллеров (спорадические ошибки), так что увидеть «иллюминацию» индикации на панели приборов есть некоторая вероятность. По мере совершенствования бортовой электроники стойкость ее растет, но до сих пор первое, что делают диагносты при обнаружении множества несвязанных между собой ошибок — это проверка качества аккумулятора и состояния клемм на нем.

быстрая зарядка аккумулятора прикуриванием

Для «прикуривания» необходим качественный комплект проводов с надежными клеммами и сечением не менее 10 мм2 (это не так и много, но в комплектах из магазина сечение обычно еще меньше). Автомобиль-донор подгоняется максимально близко, его мотор не глушится, затем происходит подключение:

  1. Сначала подключается плюсовой провод: первая клемма на севший аккумулятор, вторая — на исправный.
  2. Далее подключается масса, причем в обратной последовательности — сначала на исправный аккумулятор, затем на севший.

Этот порядок необходимо соблюдать, так как риск случайного короткого замыкания при этом исключается. Полностью зарядить аккумулятор в машине от «донора», естественно, не выйдет, никто не будет ждать несколько часов. В действие вступает именно механизм «быстрой зарядки».

Дав проработать мотору 10-15 минут, его можно глушить. Нельзя пытаться заводить свою машину, когда «донор» продолжает работать: в этот момент нагрузка на генератор превышает допустимую, и он может выйти из строя. Конечно, можно возразить, что так делали много раз, но за безопасность этого стоит сказать спасибо все тем же тонким жилам продающихся кабелей для прикуривания — они просто-напросто ограничивают ток, забираемый от «донора», своим сопротивлением. Рисковать не стоит, тем более что наш аккумулятор уже способен справиться с одной попыткой пуска сам.

На инжекторных автомобилях и дизелях зажигание включается до того, как глушится мотор «донора» — в первом случае успеет отработать бензонасос, нагнав давление, во втором — прогреются свечи накаливания. Не нужно для этого тратить заряд своего аккумулятора, он и так невелик. Если попытка запуска оказалась удачной, можно отключать провода, причем строго в порядке, обратном ходу подключения. В противном случае повторяем цикл заряда еще на 10-15 минут.

Использование бустера

Механизм «быстрой зарядки» используется и в бустерах — специальных портативных устройствах для аварийного запуска. По своей сути это аккумуляторы небольшой емкости, которые сами по себе неспособны прокрутить стартер, но могут дать заряд основной батарее.

бустер для зарядки аккумулятора

Существует два варианта таких устройств:

  • С подключением к прикуривателю — самые компактные, но и самые малоэффективные. Учитывая, что на большинстве автомобилей гнездо прикуривателя подключается к аккумулятору только при повороте ключа зажигания, бустер будет разряжаться и дополнительной нагрузкой.
  • С прямым подключением «крокодилами» — лучший выбор, так как позволяет заряжать АКБ, не включая зажигание.

Порядок «быстрой зарядки» севшего аккумулятора бустером тот же, что и при «прикуривании» — подключаем плюсовую клемму бустера к аккумулятору, затем соединяем «массы» и ждем 10-15 минут.

Быстрая зарядка от сетевого ЗУ

Если в гараже есть зарядное устройство, то можно справиться своими силами — подключив его к аккумулятору, можно быстро дать ему нужный заряд. Главное, чтобы в ЗУ не было неотключаемой автоматики: как мы уже писали, сработать с севшей батареей оно не сможет.

Ток настраиваем на максимум, даже если у Вас AGM-аккумулятор: пока батарея разряжена, это безопасно, так как повреждает такие аккумуляторы перезаряд, который просто не успеет произойти. Напряжение на выходе ЗУ при этом будет составлять около 15 вольт — это выше, чем бывает в бортовой сети, но по-прежнему безопасно для нее.

быстрая зарядка аккумулятора

Даже при таком напряжении ток будет около нуля. Именно рост тока покажет, что аккумулятор начал «оживать» — то есть сульфат свинца начал растворяться, а ионы начали движение между пластинами. Именно в этот момент нам нужно отключить зарядное устройство от аккумулятора и быстро повернуть ключ зажигания — мотор запустится, а генератор возьмет зарядку аккумулятора на себя.

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством

front-rear.jpg

Зарядка постоянным током эффективнее, но требует контроля, а зарядка постоянным напряжением заряжает АКБ только на 80%. В идеале методы комбинируются с помощью автоматического зарядного устройства.

Зарядка постоянным током

  • Ток зарядки не должен превышать 10% номинальной емкости аккумулятора. Значит, для АКБ емкостью 72 Ампер-час потребует ток силой 7,2 ампера.
  • Первый этап зарядки: довести напряжение батареи до 14,4 В.
  • Второй этап: снизить ток в два раза и продолжить зарядку до напряжения в 15В.
  • Третий этап: снова снизить силу тока в два раза и заряжать до того момента, когда индикаторы ватт и ампер на зарядном устройстве перестану изменяться.
  • Поэтапное снижение тока исключает риск того, что автомобильная батарея «закипит».

Зарядка постоянным напряжением

Тут всё гораздо проще. Нужно лишь установить напряжение в пределах 14,4–14,5 В и ждать. В отличие от первого метода, с помощью которого можно полностью зарядить АКБ за несколько часов (порядка 10), зарядка постоянным напряжением длится около суток и позволяет восполнить ёмкость аккумулятора лишь до 80%.

Как правильно подключить крокодилы зарядного устройства к клеммам аккумулятора

Техника безопасности

Минусовой вывод отключают перед зарядкой батареи, так как он подключен к бортовой сети и кузову автомобили. Если первой отключать плюсовую клемму и случайно коснуться кузова или металла на двигателе, то можно спровоцировать короткое замыкание.

Зимой электролит может замерзнуть до состояния льда. Поэтому в холода аккумулятор переносят в тёплое помещение, дают отогреться и потом уже заряжают.

Чем меньше ток зарядки, тем аккумулятор зарядится более полно, однако это займет больше времени.

Заряжать аккумулятор в домашних условиях не рекомендуется. Лучше делать это в гараже или в хорошо проветриваемом нежилом помещении. Курение, открытый огонь, искрение по близости с АКБ не допустимы.

Зарядное устройство сначала подключается к батарее, и только потом включается в сеть. Красный провод крепят к плюсу, а черный к минусу. Аккумулятор лучше всего снять с автомобиля.

Зарядное устройство сначала подключается к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.

Пробки каждой банки у обслуживаемого аккумулятора откручиваются. Что делать с необслуживаемым АКБ указано в инструкции.

Кислотные потеки удаляют влажной ветошь, смоченной в содовом растворе (20 грамм соды на 200 миллилитров воды)

До и после заряжания проверьте уровень электролита. Если уровень ниже нормы, долейте дистиллированную воду.

Как связана плотность электролита и температура замерзания

Нормальная плотность электролита в АКБ равна 1,27. При дальнейшем увеличении плотности электролит распадается на воду и кислоту. Вода в свою очередь закипает при прохождении тока и может разорвать аккумулятор, забрызгав все вокруг кислотой.

Правильное название процесса «кипения» электролита — пузырьковый барботаж, который происходит при восстановлении сульфата свинца из электролита. На отрицательном электроде из сульфата формируется собственно свинец, а на положительном происходит окисление до двуокиси свинца. Плотность электролита растет.

При разряде АКБ процессы протекают наоборот: свинец растворяется в электролите, а двуокись превращается в перекись. Плотность электролита снижается.

Интенсивный барботаж говорит о «болезни» батареи. Такой аккумулятор лучше заменить.

Таблица зависимости плотности электролита от заряда и температуры

Заряженная на 100% батарея имеет плотность электролита от 1,27 до 1,29 г/см3 и напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 V. Полностью разряженная батарея имеет плотность от 1,11 до 1,13 г/см3, а напряжение упадет ниже 11 V. Аккумулятор с напряжением ниже 11В – это практически покойник!

Сульфатация пластин АКБ

Образование крупных кристаллов сернокислого свинца на поверхности и стенках батареи называется сульфатацией. Процесс вредный и приводит к уменьшению емкости аккумулятора. В современных зарядных устройств предусмотрен режим десульфатации АКБ, позволяющий вернуть емкость в норму.

Причины сульфатации:

  • избыточная плотность электролита;
  • низкий уровень электролита;
  • частые и глубокие разряды аккумулятора;
  • длительное хранение в разряженном состоянии;
  • частые заряды током большой величины.

Зачем нужны зарядные устройства

Автомобильный генератор не всегда способен зарядить батарею полностью. Поэтому иногда требуется заряжать батарею зарядным устройством.

brick2.jpeg

Дополнительная информация:

  • Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
  • Часто задаваемые вопросы по зарядным устройствам
  • Провода прикуривания для аккумулятора
  • Как подготовить автомобиль к зиме
  • Как разморозить замок и двери автомобиля

Как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях

Как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях

Для подзарядки аккумулятора в домашних условиях подберите соответствующее зарядное устройство.

Рекомендуется подключать зарядное устройство к аккумулятору в отключенном состоянии.

Последовательность подключения должна быть следующая:

1. Подключите плюсовой провод к плюсовой клемме аккумулятора;

2. Подключите минусовой провод к отрицательной клемме батареи;

3. Подключите само зарядное устройство к электросети.

Отключение подзарядки аккумулятора происходит в обратном порядке подключению:

1. Отключаем от стационарной сети подзарядное устройство;

2. Снимаем клеммы с аккумулятора – минусовую клемму, затем плюсовую.

Для заряда автомобильного аккумулятора оптимальным считается величина тока в 10% от общей емкости батареи. То есть если у вас батарея 60 А*ч, то заряжать ее нужно силой тока в 6А.

Если батарея полностью разряжена (напряжение менее 11,7В), то при силе тока заряда 6А она зарядится за 10 часов!

Рекомендуем производить подзарядку аккумулятора в нежилом помещении, либо в проветриваемых помещениях. Например, на балконе, в гараже, тамбуре в доме, и др.

В необслуживаемых аккумуляторах, полностью заряженным аккумулятор можно считать, если напряжение и ток зарядки не меняются 1-2 часа.

Как зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях

Как зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях

Современные модели автомобильных АКБ отличаются надежностью. При условии правильного использования и соблюдения правил зарядки они прослужат очень долго. Но именно второе обстоятельство чаще всего становится причиной необходимости замены аккумулятора. Поэтому стоит сразу решить, нужно ли проводить зарядку самостоятельно, не имея такого опыта и не собираясь соблюдать обязательные требования.

Зарядное устройство – ключ к независимости

Разумеется, обслуживание АКБ без обращения в сервис имеет свои плюсы. Можно самостоятельно выбирать время зарядки, планировать свои поездки. Не платить мастерам, не зависеть от их решений и сроков. Кажется, что экономия времени и денег налицо. Хотя с последним можно поспорить.

  • Непосредственно в автомобиле.
  • Либо обновление ресурса снятого аккумулятора.

Поэтому снимать аккумулятор необходимо лишь когда он полностью сел и требует качественного оживления. Процесс занимает 10-30 часов. Поэтому зарядка проводится дома. Никто ведь не может столько времени просидеть в своем гараже. А оставить зарядку без присмотра нельзя, так как может возникнуть непредвиденная опасность.

Правила подготовки

  • Проводить ее нужно подальше от жилых комнат. Выбирается другое место, так как для людей опасно вдыхать токсичные испарения сернистого газа и хлористого водорода.
  • Идеально подойдет открытый балкон в теплое время года, в сухую погоду.
  • Можно использовать закрытую, но хорошо проветриваемую лоджию.
  • Рядом с местом зарядки нельзя держать открытый огонь. В том числе пользоваться зажигалками и включать другие электроприборы, так как для взрыва выделяемого водорода при его смешивании с кислородом воздуха достаточно одной искры.
  • Провода зарядного устройства нужно обезопасить от случайных задеваний и пережиманий.
  • Долго стоявшей на морозе машине нужно время на прогревание АКБ до комнатной температуры. Это займет несколько часов.
  • Двигатель и зажигание должны быть отключены.
  • Электросистемы переводятся в спящий режим.
  • Настройка зарядного устройства

GEL – для гелевых аккумуляторов.
AMG – для сухого наполнителя батареи с электролитной пропиткой.
WET – для свинцовых АКБ с жидкими электролитами.
Следующим шагом выставляется сила тока. Лучше всего выбирать минимальную. Это продлевает время зарядки, но процесс гарантированно будет безопасным – без закипания электролита и сульфатации пластин. Например, для емкости батареи 55 а/ч выставляется сила тока 5.5 А. При полной разрядке АКБ восстанавливается 12 часов.

Медленное возобновление предпочтительно для старых аккумуляторов и батарей с разной плотностью электролита. Однако в экстренных ситуациях можно пользоваться функцией быстрой зарядки. Это займет всего пару часов. Но постоянное форсирование сокращает срок службы АКБ, так как при ускоренном режиме нужен более высокий ток.

Полезные советы

Одна из прописных истин бережливого автовладельца гласит, что с уменьшением силы тока при зарядке процесс становится максимально щадящим для АКБ. Следующее правило предупреждает не оставлять это дело без присмотра. При возникшей проблеме зарядное устройство отключают для выяснения причин. Об ошибках может сообщать сама зарядка, снабженная дисплеем. Например:

  • Замыкание АКБ.
  • Неправильное подключение клемм.
  • Выраженная сульфатация пластин. В таком случае зарядка теряет смысл, так как сам аккумулятор пришел в негодность и требует замены.
  • Повышенный уровень саморазряда. Нужно обращаться к специалистам для определения причин. Но наиболее вероятно, что потребуется купить новый аккумулятор.
  • На периодичность зарядки влияет сезонность. Летом эту процедуру проделывают с наполовину разряженными АКБ. В зимнюю пору – при разрядке батареи на четверть емкости. Если проводить возобновление самостоятельно нет времени либо условия не соответствуют требованиям безопасности, лучше доверить зарядку специалистам АКБМагаз. Доступная стоимость услуги и профессиональные гарантии – дополнительные аргументы в пользу такого разумного решения.
Каталог АКБ
  • Клеммы аккумулятора
  • Нагрузочнные вилки
  • Смазка для клемм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *