Как проверить шаровую опору без подъемника
Перейти к содержимому

Как проверить шаровую опору без подъемника

  • автор:

Проверка нижней и верхней шаровой опоры без подъемника

Подвижность элементов подвески автомобиля с одновременным удержанием их в заданных пространственных рамках обеспечивается шарнирными соединениями. Обычно в автомобилях они бывают двух типов – резинометаллические (сайлентблоки) и шаровые. Реже применяются резьбовые втулки.

Шаровые шарниры часто называются опорами, поскольку именно они принимают основную нагрузку в соединениях рычагов подвески с поворотными кулаками.

Что будет если ездить с разбитой шаровой опорой

Если не считать чисто спортивные схемы подвесок, где шаровые соединения (ШС) широко используются для всех сочленений благодаря своей жесткости и точности, то в гражданских машинах есть два типовых решения.

Это двухрычажная подвеска, где есть два ШС на сторону одной оси и МакФерсон с одной нижней опорой. Роль второй выполняет резинометаллический шарнир штока стойки.

В зависимости от схемы установки опора в нормальных условиях может работать преимущественно на сжатие или растяжение.

Первый случай относительно безопасен, даже при сильном износе шар будет свободно перемещаться внутри корпуса, стучать, мешать управляемости, но шарнир еще долго способен удерживать рычаги соединенными.

И только в экстремальной ситуации, при мощной знакопеременной нагрузке и критическом износе шар выйдет из корпуса, колесо окажется практически не закрепленным, займет произвольное положение, и возникнет угроза аварии.

Но есть неудачные конструкции, в которых типичным будет усилие, вырывающее палец с шаром из корпуса. Разрушение такого шарнира произойдет при относительно небольшом износе, а возможно и при ударе, превышающем по силе предел прочности.

История, хорошо известная по первым классическим моделям ВАЗ. В любом случае состояние шаровых надо контролировать, обращая внимание на характерные признаки деградации.

Диагностика ходовой на наличие люфтов, трещин, дефектов пыльников должна происходить регулярно при каждом техническом обслуживании.

Это вопрос безопасности, при полуоторванном колесе, ушедшем в арку с непредсказуемым углом или заклинившем, машина резко изменит траекторию, может попасть на встречную полосу или опрокинуться.

Из-за чего шаровая выходит из строя

Причины самые обычные для узлов автомобиля вообще и подвески в частности.

  • Чаще всего случается повреждение защитного резинового или пластикового пыльника.

Такое случается из-за его низкого качества, большого пробега или механических повреждений посторонними предметами. Зимой на пыльнике образуется лёд, который при определенных условиях может порвать резину после начала движения.

Финал один – под чехол попадает абразивная пыль, грязь и вода, наступает ускоренный износ и коррозия. Палец либо приобретает люфт и начинает стучать, либо заклинивает в корпусе из-за обильного заполнения полости продуктами разрушения.

  • Даже герметичная опора может пострадать из-за деградации заложенной туда пожизненной смазки. В условиях её недостатка или ухудшения свойств скорость расходования металла растет, что усугубляется нагревом увеличенным трением.
  • При эксплуатации могут быть нарушены допустимые пределы прочности. Через шарнир передаются большие усилия при торможении и проезде неровностей. Определенный запас имеется, но энергетика подвески на дорожных препятствиях непредсказуема. Обычно «раскрывается» корпус узла, высвобождая шаровый палец.
  • По долговечности эта деталь близка к расходникам, долгий срок службы не запланирован. Первые признаки естественного износа проявляются при средних пробегах порядка 100 тысяч километров. Многое зависит от конструкции и качества изготовления.

Опоры не меняют по регламенту, их выбраковка производится после диагностики.

Основные симптомы неисправности шаровых опор

Если не исследовать узлы подвески снизу автомобиля, то проблемы проявляются двух видов – это стуки при проезде неровностей и скрип во время работы рычагов при самых небольших отклонениях, даже во время ручного покачивания машины.

Стуки появляются вместе с люфтом, они глухие и хорошо различимые на фоне прочих. Постоянное поджатие опоры приводит к их проявлению только на больших неровностях и скоростях.

Методы проверки

Опоры проверяются в ходе рутинных операций по контролю ходовой части и подвесок. Если это делать регулярно и внимательно, то до стуков не дойдет, хотя появление скрипа непредсказуемо.

Проверка верхней шаровой на машине

Верхняя опора удерживает кулак в вертикальном положении, имеется только в рычажных подвесках по А-образной схеме, иногда называемой параллелограммной.

Шарнир в исходном состоянии весом машины и пружиной не нагружен, поэтому легко проверяется, когда колеса стоят на асфальте.

Достаточно раскачивать колесо за верхнюю часть, держа руку на шаровой, то есть лучше это делать вдвоем. Появившийся люфт будет хорошо заметен. Но не на слух, он маскируется прочими лишними зазорами, например, в ступичном подшипнике.

Проверка нижней шаровой на подъемнике

Вне зависимости от способа и организации, проверка состоит в создании знакопеременного усилия вдоль оси пальца. То есть шарнир должен быть разгружен, отсюда и выбирается место упора трансмиссионной гидравлической стойки на вывешенной машине.

Иначе к опоре приложится все усилие сжатой пружины, определить люфт не получится даже мощным рычагом.

После создания упора (место и необходимость зависят от конкретной подвески), люфт шаровой проверяется монтировкой, располагаемой как рычаг между цапфой пальца и корпусом опоры, соединенным с рычагом (или кулаком, схемы разные).

Наличие визуально или по стуку определяемого люфта означает необходимость замены.

Метод проверки нижней шаровой без подъемника

Без подъемника все делается точно так же, только используется домкрат и регулируемый подставной упор. Работать менее удобно, но возможно.

Приложение излишней силы может привести к падению машины, поэтому обязательны упоры с двух сторон на всех колесах, ручной тормоз и первая передача или парковочный режим.

Проверка пыльника

Разрывы чехлов хорошо заметны по проникновению наружу смазки, сразу смешиваемой с пылью. Если грязь смыть, то разрывы и трещины определяются визуально.

В редких случаях пыльник можно заменить, но типовой — это замена опоры. После вымывания смазки и замены её на грязь восстановить узел уже не получится, он неразборный, доступа к шару в корпусе нет, а цена новой качественной детали невелика.

Проверка исправности шаровой опоры своими руками

Проверка шаровой опоры

Один из важных элементов автомобиля – шаровая опора. Ее предназначение – соединить поворотный кулак с рычагом (статичные части подвески), чтобы те стали подвижными. По факту действие шаровой практически идентично с обычным подшипником. Существует особая конструкция автомобильных подвесок с многорычажной системой, где вместо одной установлены сразу две опоры. Правда, это никак не влияет на способ их проверки.

Важный элемент прибора – узел, требующийся автомобилю для поворотов. По-простому, без шаровой опоры транспортное средство сможет передвигаться исключительно по прямой. Как и любая другая деталь машины, периодически она выходит из строя. Опытные автомобилисты стараются не допустить, чтобы это произошло посреди проезжей части, и часто просто-так проверяют исправность шаровой. Главное – знать, как именно это сделать самостоятельно.

Содержание:

  • Правильная проверка
  • Как проверить без подъемника
  • Проверка нижней шаровой опоры
  • Проверяем пыльник опоры
  • Проверка новой опоры на исправность
  • Когда проверять
  • Вывод
  • Видео

Правильная проверка

На практике изнашивание шаровой опоры выглядит, как небольшой люфт, появляющийся между корпусом автомобиля и наконечником пальца. Со временем он расширяется, влияя на управление. Зазора быть не должно, но есть несколько базовых причин его появления:

  • износ конструкции;
  • недостаточно смазки;
  • повреждается пыльник;
  • частое быстрое передвижение по ухабистым дорогам.

Конечно же, постоянно проверять шаровую опору не нужно, но есть несколько моментов, свидетельствующих о ее возможной неисправности.

  1. На небольшой скорости по неровному дорожному полотну из-под днища отчетливо слышен приглушенный стук.
  2. По прямой авто перестает двигаться устойчиво, виляя передними колесами.
  3. Заходя на поворот, приходиться приложить усилие, чтобы вывернуть руль в нужную сторону. При этом проявляется характерный скрип.
  4. Неравномерный износ покрышек.

Теперь рассмотрим последовательность действий при самостоятельной проверки исправности автодетали. Чтобы диагностировать состояние поворотного кулака и вращательной опоры, необходимо понимать принцип их действия. Это поможет наглядно определить неисправность.

Проверить состояние шаровой опоры можно по-разному. Первый вариант – наглядно оценить ее состояние. Если есть видимые трещины, деталь придется заменить новой. Иначе придется посетить эстакаду, подъемник.

Порванный пыльник шаровой опоры

Другой способ – залезть под днище машины, потолкать колесо в разные стороны. Есть люфт – присутствует проблема. Более опытные автомобилисты используют монтировку. Эту деталь нужно разместить между опорой и рычагом, затем приложить усилия, чтобы отжать ее вверх.

Еще один вариант – снять опору, зажать ее тисками, только потом посмотреть, есть ли люфт осевой, пальца. Если последний элемент шевелиться без особого усилия – пришла пора замены шаровой опоры

Внимание! Опытные автомобилисты легко справятся с подобной работой. Новичкам лучше воспользоваться помощью профессиональных сотрудников СТО.

Как проверить без подъемника

Понятно, что наглядно оценить исправность всех элементов машины под капотом, легче в яме. Но не всегда есть время, возможность туда попасть. Тогда оценка состояния шаровой производиться другими методами.

  1. Угол развала. Шаровая опора непосредственно влияет на угол развала колес авто. Если деталь износилась или сломалась, колесо начнет вилять или заваливаться на сторону. Чтобы увидеть это своими глазами, достаточно посмотреть на машину спереди. Если все нормально, колеса будут размещены ровно, если есть дефекты – под углом. Для оценки понимания важности – если в тефлоновой обойме шарик работает с люфтом 1 мм, угол наклона колеса составит 1 градус, его смещение по вертикали – 1,5 см.
  2. Механическое воздействие. Открыть капот транспортного средства, разместить руку на чашке стойки, после постепенно раскачать кузов. Если наблюдаются удары, отдающиеся импульсами в руку – подвеска гарантировано неисправна, износилась или попросту в конструкции присутствует брак.
  3. Поднять колесо. Воспользоваться домкратом, поднять то колесо, где хочется проверить шаровую опору, до свободного состояния. Для собственной безопасности на время осмотра поставить под него упор. Взяться за колесо двумя руками сверху и снизу, постараться раскачать его в горизонтальной плоскости. Если послышится стук, станет заметным люфт – проблемы с шаровой точно есть.
  4. Монтажная лопатка. В положении поднятого домкратом колеса, снять его. Туда, где к поворотному кулаку крепится рычаг, приложить тупой конец монтажной лопатки. Путем сначала легкого нажима проверить наличие зазора. Пыльник целый, отверстие не появляется – опора исправна, еще 10-15 тыс. км с ней можно проехать.

Факт! Легче всего проверить состояние шаровой при замене шин автомобиля на летний, зимний вариант. Пока авто подвешено, можно без особых усилий определить состояние опоры, пыльника, оценить наличие люфта.

Проверка нижней шаровой опоры

Для определения исправности нижней шаровой придется воспользоваться монтировкой. Авто проверяется в поднятом состоянии, потому потребуется подъемник или эстакада. Так диагностика будет более качественной, быстрой. Работа состоит из нескольких последовательных шагов.

Проверка нижней шаровой опоры

  • Если проверка производится на эстакаде нужно обязательно активировать ручной тормоз. На яме придется вывесить то колесо, где пришла пора осмотреть шаровую.
  • Положить плоский конец монтировки между рычагом опоры и цапфой. Манипуляция производится максимально аккуратно, чтобы не повредить пыльник.
  • Чтобы разгрузить шарнир, а потом вернуть его на место, медленно продвинуть монтировку движениями вверх-вниз.

Если скрипа нет, люфт отсутствует – шаровая опора исправна. Нетипичные звуки или видимый зазор – первое свидетельство неисправности узла.

Проверяем пыльник опоры

Оценить состояние пыльника механическим способом самостоятельно довольно проблематично. Конструктивно он расположен так, чтобы пыль, мусор, грязь и вода ему не мешали функционировать. Но иногда пыльник повреждается из-за механического воздействия человека, работающего с подвеской. Еще одна причина – естественное пересыхание резины с годами. При таком исходе даже небольшая трещинка очень быстро превращается в огромную брешь. Периодическая оценка состояния пыльника – залог спокойного использования автомобиля.

Первое, что нужно сделать – посмотреть нет ли в пыльнике мусора, достаточно ли смазки. Если имеется даже небольшая трещинка корпуса, элемент сразу же меняется, иначе базовый ресурс (срок годности) шаровой резко начнет сокращаться.

Важно! При замене элемента его обязательно нужно хорошо набить смазочным материалом.

Треснутый пыльник шаровой опоры

Следующий вариант проверки пыльника подойдет для тех автомобилей, где шаровая установлена вертикально (ее палец направлен вверх). Как итог, вода, попадающая сверху через уплотнение сальника, остается внутри опоры, словно в сосуде. Обычно на таких машинах добраться до шаровой самостоятельно очень проблематично или даже невозможно.

Решение – достаточно воспользоваться обычным 10-кубовым медицинским шприцом. Набираем 3 кубика масла, втыкаем иголку в верхнюю часть пыльника и впрыскиваем внутрь содержимое шприца. Теперь проверяем работу шаровой: если стук стал тише, исчез вообще – шаровая износилась, потребуется ее экстренная замена. Не нужно переживать из-за оставшейся дырки от иголки – она настолько маленькая что-то через нее внутрь не просочится ничего лишнего.

Проверка новой опоры на исправность

К сожалению автовладельцев, нынешняя реальность такова, что не только старые детали автомобиля становятся непригодными. Качество у новых, только выпущенных элементов настолько низкое, что приходится проверять их работоспособность еще накануне покупки. Новые шаровые опоры – не исключение.

Факт! Особенно часто это утверждение касается бюджетных вариантов, изготовленных в Китае.

Итог – перед покупкой элемента нужно сразу оценить его состояние. Для этого опытным автомобилистам достаточно провести визуальный осмотр.

Самый простой способ – повертеть деталь, перевернуть ее пальцем вниз. Если тот его конец, что смотрит при переворачивании вниз, под собственным весом начнет опускаться или вообще выпадет из гнезда, шаровая неисправна. Даже если пока люфта нет, он быстро появится. Еще один способ – просто подергать палец. Люфта быть не должно, как и плавности процесса (перемещение возможно только при нажиме).

Частый признак неисправности новых шаровых опор – место под тавотницу или ее наличие. Сейчас эта деталь – пережиток прошлого, потому у оригинальных, качественных шаровых этой детали нет.

Важно! Тавотница – пресс-масленка. Причина такого наименования – смазочное масло. Раньше автомобилисты именовали его тавотом, потому тавотница – элемент, требующийся для подачи масла.

Еще одна важная деталь – целостность корпуса пыльника. На нем не должно быть мелких трещин, повреждений. Внутри в новом элементе находится обильное количество смазки. Если его нет, покупателю придется самостоятельно заполнить пустое пространство перед установкой шаровой.

Когда проверять

Проверка шаровой опоры

Как именно проверять состояние шаровой – понятно, но с какой периодичностью лучше выполнять э процедуру. Ведь невозможно после каждого использования автомобиля заглядывать под его кузов. Все зависит от местности, где используется машина. Если дороги хорошие, без глубоких ям и большого количества грязи, контрольная проверка производится каждые 100 тыс. км пробега. В местности с бездорожьем шаровые опоры, как и саму подвеску, проверяют гораздо чаще – через каждые 20 тыс. км пробега.

Очередное «но», влияющее на износ описываемых деталей, скорость их возможной замены – стиль вождения транспортным средством, высота профиля покрышек. Если последний параметр низкий, срок эксплуатации шаровой автоматически снижается. Причина – колеса слабо гасят удары об различные неровности дороги. Появляющиеся сильные вибрации автоматом передаются элементам подвески. В среднем нормальная шаровая опора должна исправно работать до 90 тыс. км пробега. На низком профиле будет очень хорошо, если этот параметр достигнет 35 тыс. км.

Внимание! Если шаровая уже сломалась, автомобиль перестал поворачивать – сразу же остановитесь, вызывайте эвакуатор. Те, кто решат как-нибудь потихонечку дотянуть до СТО, столкнуться с более глобальными, дорогостоящими проблемами, чем банальная замена шаровой.

Вывод

Есть несколько способов, как оценить состояние шаровой опоры, не дожидаясь ее поломки. Наверняка определить не получается (часто новичкам)? Лучше воспользоваться услугами профессионалов СТО. Для наглядности будет полезно посмотреть на примеры оценки работоспособности узла по видео.

Как можно проверить шаровую опору без подъемника

Очень часто особенно от владельцев автомобилей ВАЗ можно услышать такой вопрос — как проверить шаровую опору без подъемника, т.е. быстро и без особой возни? Существуют ли такие методы? Существуют.

Однако, следует знать следующее. Эти способы относительны.

Правильный диагноз шаровой опоре (ШО) могут поставить на СТО (если повезет с мастером). Второй способ – разобрать шаровую опору, все изъяны сразу станут видны. Это самый действенный способ — снять шаровую и произвести визуальный ее осмотр на предмет люфта пальца или целостности пыльника. Но… не хочется. Понятное дело, возня и пр. Хочется быстро и без подъемника (где же его взять в чистом поле, например?).

Итак, если нет желания или возможности ехать в автосервис, придется обойтись своими силами. Рассмотрим 2 основных метода определения дефектов.

Сначала о том, как проверить шаровую опору без подъемника и без смотровой ямы. Т.е. по ряду косвенных указаний на неисправность. Существуют своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных проблемах с ШО. К ним относятся следующие.

  • Прежде всего, нужно любым способом попытаться визуально осмотреть пыльник. Если имеются его повреждения — это тревожный звоночек. Это говорит о том, что пыль и грязь уже попали (или могут попасть) в рабочую зону, стенки корпуса будут выработаны и появится люфт пальца. Такую шаровую опору лучше заменить.
  • Признак, который обязательно должен заставить водителя насторожиться — стук при езде по различным неровностям и на малой скорости. Это также может говорить о том, что зазор между шариком пальца и внутренней поверхностью корпуса стал недопустимо большим и в результате этого возник люфт (впрочем, не факт, что стук – результат поломки узла, постукивать могут и сайлентблоки, и амортизаторы)..
  • Должно насторожить появление скрипов в районе опоры при повороте рулевого колеса.
  • Наблюдается увод автомобиля в сторону при прямолинейной езде.
  • В зоне неисправного шарнира может наблюдаться повышенный износ протектора (особенно его внутренней части).

Все вышеназванные признаки, которые легко определяются без подъемника, уже говорят о возможной неисправности узла. Ему требуется более тщательная диагностика и, возможно, замена.

Как еще можно проверить шаровую опору без подъемника, но, допустим, при наличии смотровой ямы?

  1. Машина поддомкрачивается и фиксируется на колодке и упорах. Чтобы проверить устройство, одной рукой надо взяться за нижнюю часть колеса, другой — за верхнюю. Люфт, если он есть, легко определиться при раскачке колеса.
  2. Люфт в узле можно определить и другим способом, с помощью монтировки.

Для верхней шаровой опоры это делается таким образом, чтобы монтировка попала между поворотной цапфой и корпусом ШО.

Как проверить шаровую опору, аналитика-1

Для нижней – между узлом и ступицей.

Как проверить шаровую опору, аналитика-2

Вот так, без подъемника можно иногда проверить шаровую опору на износ или поломку. Но как уже говорилось, окончательный «приговор» лучше сделать после неполной разборки узла, либо в автосервисе.

3 способа проверить шаровую и почему это стоит сделать как можно скорее

Основной частью подвески автотранспорта является шаровая опора, от исправности которой зависит правильная работоспособность транспортного средства. Если не уследить за поломкой, то неисправная машина может попасть в ДТП. Поэтому очень важно знать признаки повреждения шаровой и уметь вовремя их обнаружить.

Признаки неисправности шаровой

Существует несколько основных признаков, которые помогут нам заподозрить проблемы с опорой:

  1. Посторонний стук в области передник колес, который возникает во время преодоления дорожных препятствий, особенно при превышении скорости.
  2. Заносы машины в разные стороны при прямолинейном движении.
  3. Скрип при повороте руля.
  4. Повышенный износ той покрышки, где находится испорченная деталь.

Люфт и проверка шаровой

Если замечен хотя бы один из проблемных пунктов, то проверка частей подвески обязательна. К тому же, лучше сделать это заранее, чтобы избежать ненужных трат на ремонт и обезопасить себя.

Самый простой способ без домкрата и подъемника

Если деталь сверху, необходимо выполнить следующее:

  1. Остановитесь на ровной поверхности и поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Попросите помощи у пассажира, чтобы он нажал на педаль тормоза. Если помочь вам некому, то воспользуйтесь подручными средствами (например, лопатой). Зафиксируйте тормоз в нажатом положении.
  3. Начните понемногу раскачивать верхнюю часть колеса от себя, к себе.

При неисправности эти действия приведут к люфту. Помимо этого будут хорошо слышны посторонние скрипы. Однако используя представленную технику проверки, поломку можно определить только при значительном износе элемента подвески.

Проверяем верхние и нижние шаровые на яме (или с подъемником)

Чтобы распознать небольшие дефекты в верхней опоре, лучше прибегнуть к использованию опор или ямы. Алгоритм действий будет идентичным, как и в предыдущем варианте, однако раскачивать нужно все части колеса.

Если браться одной рукой за верх, а другой за низ колеса, то движения выполняются в вертикальной плоскости. Если придерживать покрышку по бокам, ее раскачивают в горизонтальной плоскости.

При наличии люфта или скрипов стоит заменить деталь подвески на новую.

Машина поднята на опору

При проверке нижней опоры используют опору и монтировку. Автомобиль загоняют на эстакаду или поднимают на подъемнике для качественной диагностики. Алгоритм последующих действий:

  1. После установки авто на эстакаде его ставят на ручной тормоз (либо используют подъемник).
  2. Если выбор сделан в пользу смотровой ямы, то с помощью домкрата вывешивается колесо с исследуемой шаровой.
  3. Заложить плоскую часть монтировки между цапфой и рычагом опоры. Действие необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить пыльник.
  4. Для разгрузки и последующей загрузки шарнира стоит подвигать монтировку вверх-вниз.
  5. Если все в порядке – скрипов и люфта не будет. Если присутствует неисправность, то это будет заметно невооруженным глазом. Люфт – прямой свидетель неисправности шаровой опоры.

Снимаем шаровую

Чтобы проверить работоспособность снятого элемента подвески необходимо развернуть ее вбок. Если в таком положении верхняя часть пальца ушла вниз, то деталь подвески придет в негодность в ближайшее время. Ее нужно заменить в кратчайшие сроки.

Проверка такой важной части подвески – дело простое и не требует специальных знаний и оборудования. Однако своевременно выявленная поломка может предотвратить возможные неприятности, которые могли бы произойти с вами на проезжей части.

Самостоятельно проверить состояние шаровой опоры не сложно даже при отсутствии эстакады или подъемника. Своевременная диагностика позволит вовремя избежать крупных неприятностей, связанных с неисправностью шаровых опор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *