Как проверить форсунки в домашних условиях
Перейти к содержимому

Как проверить форсунки в домашних условиях

  • автор:

Форсунки: как проверить и очистить не снимая с двигателя

Форсунки: как проверить

Форсунка на инжекторном двигателе автомобиля играет определяющую роль в стабильности его работы. Она важна ничуть не меньше свечей зажигания или поршней, поскольку без грамотного впрыска топлива не произвести детонацию в строго заданный момент. Форсунка впрыскивает топливо в камеру сгорания двигателя в определенном объеме, что позволяет поддерживать максимально экономичный и производительный режим работы ДВС. Электронный блок управления автомобиля регулирует количество подаваемого форсункой топлива.

Признаки неисправности форсунки

Признаки неисправности форсунки

Если возникают проблемы со стабильностью работы двигателя, то однозначно сказать, что в этом виновата форсунка или любой другой компонент нельзя. Необходимо проверить катушку зажигания, свечи зажигания, компрессию в цилиндрах и другие компоненты, которые отвечают за детонацию в камере сгорания, в том числе форсунки.

Вот лишь некоторые из проблем, которые указывают на неисправность форсунок:

  • Двигатель автомобиля показывает неустойчивую работу на холостом ходу;
  • Значительно возросло потребление топливо;
  • Имеются проблемы с пуском двигателя;
  • Автомобиль потерял в динамике, и при обгоне или резком ускорении чувствуется нехватка мощности и рывки двигателя.

Если подобные проблемы имеются в автомобиле, можно начать диагностику двигателя с проверки форсунки. Существует несколько методов, как проверить форсунки не снимая с двигателя, и ниже о них пойдет речь.

Как проверить форсунки не снимая с двигателя при помощи мультиметра

Диагностический прибор мультиметр является верным помощником любого автомобилиста. Он позволяет не только проверить предохранители или аккумулятор, но и диагностировать неисправность форсунок. Чтобы проверить форсунки мультиметром необходимо сделать следующее:

Как проверить форсунки не снимая с двигателя

  1. Снимите высоковольтные провода с форсунок и загляните в техническое руководство к автомобилю, чтобы определить, в вашем двигателе установлены форсунки высокого импеданса или низкого импеданса – это потребуется для точной диагностики;
  2. Установите мультиметр в режим замера сопротивления и подведите диагностические провода к выводам форсунки, после чего произведите замер;

В той ситуации, когда показатели отличаются от рекомендованных, следует снять форсунку с автомобиля и проверить ее более детально, а при необходимости заменить.

Проверка форсунок не снимая с двигателя на слух

Проверка форсунок не снимая с двигателя на слух

Если вы считаете себя достаточно опытным в плане диагностики неисправностей автомобиля, то можете попробовать определить проблемы с форсункой на звук. При работающем двигателе внимательно прислушайтесь к издаваемым из блока цилиндров звукам. Глухой звенящий звук свидетельствует о том, что имеются проблемы в работе форсунок двигателя. В таких случаях рекомендуется провести очистку форсунок.

Проверка механических свойств форсунки

Механические свойства форсунок проверить самостоятельно довольно сложно, учитывая необходимость в специфическом оборудовании для проведения подобных процедур. Во многих автомастерских имеются специальные стенды для проверки механических свойств форсунок. С их помощью можно определить:

Проверка механических свойств форсунки

  • Какой поток топлива проходит через форсунку при работе двигателя;
  • Как выглядит «факел» распыления топлива из форсунки при работе двигателя. Если топливо проходит через форсунку неравномерно, велика вероятность, что необходимо ее прочистить.

Проверка механических свойств форсунки является наиболее точным методом диагностики данного компонента двигателя внутреннего сгорания.

Как очистить форсунки не снимая с двигателя

Если диагностирована неисправность форсунок двигателя, не исключено, что они загрязнены. Чтобы исправить ситуацию не снимая форсунки с мотора, можно:

Специалисты рекомендуют выполнять очистку форсунок двигателя каждые 30-35 тысяч километров, даже если не наблюдаются проблемы в работе двигателя.

Как проверить форсунки в домашних условиях

  • Новости
    • Анонсы
    • Деловые новости
    • Культура
    • Общество
    • Происшествия
    • Спорт
    • Новости компаний
    • Старые новости
    • Народные новости
    • Медиагруппа «Патриот»
    • Программы
    • Кино
    • Фотолента
    • Старый фотоальбом
    • Блоги
    • Расписание движения автобусов
    • Запись на прием к врачу
    • Расписание авиарейсов
    • Список управляющих компаний
    • Расписание богослужений
    • График приема граждан депутатами
    • Редакция Портала
    • Информационные партнеры
    • Контакты

    Как проверить форсунки не снимая с двигателя: инструкция
    06.07.2023 10:09

    Исправность и стабильность системы впрыска топлива — залог эффективной работы двигателя внутреннего сгорания. На современных бензиновых и дизельных автомобилях за это отвечают форсунки. Естественный износ, засор и прочие неполадки инжектора приводят к массе проблем — от затруднённого запуска мотора до нестабильных холостых, потери динамики, повышения расхода топлива. Проверять форсунки двигателя рекомендуется не реже одного раза каждые 20 тыс. км пробега. Несмотря на кажущуюся сложность, выполнить эту процедуру можно своими руками несколькими способами. Без специального оборудования.

    Что такое форсунки?

    Форсунка — это элемент системы принудительного впрыска топлива инжекторного двигателя. Представляет собой клапан, через который в камеру сгорания подаются точно выверенные порции бензина или солярки. Назначение форсунки — своевременно открываться и закрываться, пропуская определённый объём топлива, зависящий от текущего режима работы двигателя. Чтобы горючее лучше перемешивалось с воздухом и легче воспламенялось, оно должно качественно распыляться.

    Где установлены форсунки?

    Конструктивно топливная форсунка должна находиться в верхней части цилиндра. В классических движках впрыск осуществляется непосредственно в камеру сгорания — полость над поршнем в верхней мёртвой точке. Есть также решения, когда форсунка распыляет топливо в предварительную камеру. По задумке инженеров это должно улучшать перемешивание горючего с воздухом.

    Если в верхней части поршня предусмотрено углубление, то оно используется для лучшего смешивания топлива с воздухом. В таких двигателях форсунки установлены в направлении этих углублений, и подают бензин прямо в смесительную камеру в поршне. Такое решение особенно хорошо показало себя в дизельных моторах, поскольку солярка воспламеняется гораздо неохотнее, чем бензин.

    Поскольку система впрыска нуждается в периодическом обслуживании, форсунки устанавливаются на двигателе с учётом их доступности. К ним должно быть также легко добраться, как до свечей зажигания.

    Сколько форсунок в двигателе?

    В дизельных двигателях на каждый цилиндр предусмотрена одна форсунка. В устаревших бензиновых моторах, которые пришли на смену карбюраторным, она всего одна. Называется такая система впрыска — моноинжектор. Установлено устройство непосредственно перед дроссельной заслонкой и работает на все цилиндры, независимо от их количества.

    Примерно с 90-х годов прошлого века на всех бензиновых двигателях устанавливается по одной форсунке на каждый цилиндр. То есть, в четырёхцилиндровом силовом агрегате их должно быть четыре штуки. Каждая из них срабатывает в конце такта сжатия перед рабочим ходом поршня. За слаженную и своевременную работу форсунок отвечает электронный блок управления. Момент впрыска и дозирование топлива осуществляется по заложенным в программе таблицам в зависимости от режима работы двигателя и сигналов с многочисленных датчиков.

    Виды форсунок

    Топливные форсунки бывают следующих четырёх видов:

    1. Механические.
    2. Электромагнитные.
    3. Пьезоэлектрические.
    4. Гидравлические.

    В бензиновых двигателях повсеместно применяются электромагнитные форсунки. В некоторых простых дизелях установлены гидравлические. Самым технологически сложным и совершенным видом является пьезоэлектрическая форсунка. Они встречаются на дизельных двигателях с системой впрыска Common Rail. Основным их преимуществом является многократный впрыск топлива за один такт, что уменьшает ударные нагрузки и повышает эффективность двигателя.

    Устройство и принцип работы гидравлической форсунки

    Впрыск этого типа часто встречается на одноцилиндровых дизельных моторах. Основные элементы гидравлической форсунки — игольчатый распылитель и пружина. Работает следующим образом. Топливный насос высокого давления нагнетает солярку в форсунку. Пока давления недостаточно для преодоления сопротивления пружины, клапан закрыт. При достижении расчётного давления сопротивление пружины преодолевается, игла кратковременно открывает калиброванное отверстие и происходит впрыск топлива.

    Система этого типа называется гидравлической, поскольку работоспособность обеспечивается только за счёт давления топлива. За своевременный впрыск отвечает насос и пружина в форсунке. Обычно для регулировки давления её срабатывания предусмотрен регулировочный винт. В более примитивных моделях это делается при помощи металлических шайб, которые подкладываются под пружину.

    Устройство и принцип работы электромагнитной форсунки

    Электромагнитные форсунки считаются наиболее удачным изобретением. Они сравнительно простые и одновременно надёжные. Но главное их преимущество в том, что ими можно очень точно управлять при помощи электрических импульсов. Практически на всех серийных бензиновых машинах установлены именно эти форсунки.

    Рассмотрим, из чего состоит форсунка этого типа. Основной элемент — игольчатый клапан, приводимый в действие электромагнитом. Для подачи электрических импульсов и управления форсункой предусмотрен разъём. Принцип работы тоже очень простой. В нужный момент с ЭБУ подаётся импульс, который приводит в действие электромагнит. Клапан открывается, и находящееся под постоянным давлением топливо принудительно впрыскивается в камеру сгорания.

    Признаки неисправности форсунок

    Определить сбои в системе впрыска предварительно можно без доскональной диагностики — по изменениям в поведении двигателя. Чтобы он нормально работал, должно выполняться сразу несколько условий. Топливо должно впрыскиваться своевременно, в точно выверенном объёме, зависящем от режима работы мотора, и качественно распыляться. Если хоть одно из этих условий не выполняется, появляются проблемы.

    Признаки неисправности форсунок бензинового двигателя:

    • неуверенный запуск (особенно на «холодную»);
    • нестабильные холостые обороты;
    • плохая приемистость;
    • «провалы» при наборе мощности;
    • потеря динамики;
    • подергивание во время движения;
    • чёрный дым из выхлопной системы;
    • нагар не кирпичного цвета на свечах зажигания;
    • периодические хлопки в выхлопную трубу;
    • заметное повышение расхода топлива.

    Совет в помощь. Перед тем, как проверить форсунки при появлении этих признаков, стоит убедиться, что причина не в плохом топливе или системе зажигания. Если накануне вы посетили незнакомую заправку, слейте подозрительное топливо и залейте проверенное. Если не помогло, замените свечи зажигания на заведомо исправные. Как бы идеально не работали форсунки — без уверенной искры ничего работать нормально не будет. Еще полезно проверить компрессию в цилиндрах. Всё это быстро позволит сузить «круг подозреваемых».

    Признаки забитых форсунок

    Основная болячка системы впрыска — засорение калиброванных отверстий в форсунках. Они имеют очень маленькое сечение, а работают в жёстких условиях. Засорение приводит к уменьшению объёма впрыскиваемого топлива и ухудшению качества распыления.

    Помимо перечисленных выше признаков на забитые форсунки может указывать троящий двигатель и белесый цвет электродов на свечах зажигания. «Мокрые» свечи могут быть признаком некачественного распыления топлива, что указывает на засор форсунок.

    Причины засорения форсунок:

    • грязное некачественное топливо;
    • коррозия внутри топливного бака;
    • несвоевременная замена топливных фильтров;
    • неправильная работа системы зажигания;
    • износ или разрушение поршневых и маслосъёмных колец;
    • низкая компрессия в цилиндрах;
    • длительная работа ЭБУ в аварийном режиме (из-за неисправности какого-либо датчика);
    • естественное образование нагара.

    Установить факт засора форсунок можно предварительно не снимая их с двигателя. Более точно узнать состояние распылителей возможно только после их демонтажа.

    Как проверить работоспособность форсунок на инжекторных двигателях?

    Простая проверка форсунок своими руками может быть выполнена несколькими способами. Ниже рассмотрены действия, которые можно проделать в любом гараже без спецоборудования и профессионального инструмента. Сначала рассмотрены методы, как проверить форсунки не снимая с двигателя. В завершение пару способов более детальной и наглядной диагностики (с демонтажом форсунок).

    Проверка при помощи мультиметра (омметра)

    Самый простой метод установить неисправность электромагнитной форсунки — проверить сопротивление обмотки её электромагнита. Для выполнения этой процедуры подойдёт любой мультиметр. Снятие форсунок не требуется.

    1. Снимите минусовую клемму с АКБ.
    2. Отсоедините разъём от форсунки.
    3. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления в минимальном диапазоне (обычно 0…200 Ом).
    4. Подсоедините щупы к контактам в гнезде форсунки.
    5. Зафиксируйте показания прибора.

    Для высокоомных форсунок нормальным считается сопротивление порядка 11…16 Ом. Для низкоомных — 2…5 Ом. Если сопротивление гораздо меньше, то это указывает на межвитковое замыкание. Отсутствие показаний или бесконечно большое сопротивление указывает на обрыв. В обоих случаях форсунка неисправна и подлежит замене.

    Недостаток способа. Измерение сопротивления позволяет выявить только полностью «мертвые» форсунки, что бывает достаточно редко. В случае отказа признаки неисправности проявляются более выражено, чем при засоре.

    Проверка подачи питания на форсунки

    Если измерение сопротивления не дало результатов, следующим шагом нужно проверить, доходит ли до форсунок управляющий сигнал с ЭБУ. Для этого потребуется тот же самый простой мультиметр. Перед тем, как проверить питание на форсунках, внимательно изучите правильную последовательность действий.

    1. Отсоедините разъёмы всех форсунок.
    2. Включите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне 0…20 В.
    3. Включите зажигание, но двигатель не запускайте.

    Подсоедините чёрный щуп мультиметра к «массе» или «минусу» АКБ.

    На одном из контактов будет 0 вольт, а на втором напряжение, равное напряжению на клеммах АКБ (12.0…12.7 В). Отсутствие напряжения при включённом зажигании указывает на то, что сигнал на форсунки во время работы двигателя не подаётся. Необходимо прозвонить цепь и устранить причину.

    Проверка пусковой форсунки (моновпрыск)

    Форсунка моноинжектора устроена и работает так же, как обычная электромагнитная. Проверяется аналогично. Сначала выполняется замер сопротивления обмотки электромагнита. Затем проверяется питание клапана. В случае выявления неисправности деталь необходимо заменить.

    Проверка форсунок на слух

    Ещё один простой способ проверки системы впрыска без разборки. Для её выполнения потребуется медицинский стетоскоп. Альтернативный вариант — деревянная дощечка. Принцип диагностики сводится к тому, чтобы при работающем на холостом ходу двигателе расслышать срабатывание форсунок на всех цилиндрах. В момент впрыска пропускающая топливо игла издаёт характерный клацающий звук. На двигателях с гидравлическими форсунками эти щелчки можно услышать невооружённым слухом.

    Обратите внимание. Иногда клацанье форсунок ложно путают с неисправными гидрокомпенсаторами клапанов газораспределительного механизма. Они издают очень похожий шум, из-за которого бензиновый двигатель может звучать, как дизель.

    Проверка баланса форсунок

    Цель диагностики — проверить равномерность впрыска всеми форсунками. Понадобится манометр для измерения давления в топливной рампе и оборудование для программной диагностики.

    1. Отключите бензонасос.
    2. Запустите двигатель и дождитесь, когда он заглохнет.
    3. Подсоедините манометр.
    4. Подключите бензонасос.
    5. Подключите оборудование для диагностики.
    6. Включите зажигание.
    7. Зафиксируйте давление в рампе.
    8. Программно включите первую форсунку.
    9. Зафиксируйте падение давления.
    10. Повторите процедуру для всех цилиндров.

    Если падение давления имеет значительный разброс — впрыск неравномерный. Это указывает на то, что форсунки нуждаются в чистке. Нулевое падение давления свидетельствует об отказе соответствующей форсунки.

    Проверка инжекторных форсунок на двигателях с Common Rail на перелив

    Цель диагностики — проверить давление в топливной системе и отсутствие засора в форсунках. Принцип основан на том, что солярка, не поданная в камеру сгорания, возвращается обратно в бак через переливную систему. Для проведения диагностики понадобится медицинский шприц на 20 мл.

    1. При работающем двигателе подсоедините шприц без поршня к «обратке» форсунки.
    2. Подождите пару минут.

    Отметьте количество сброшенного в «обратку» топлива.

    Если шприц пустой или в нём скопилось не более 5 мл солярки, значит форсунка работает исправно. Объём в 10…15 мл указывает на засор калиброванного отверстия. Сброс солярки в количестве более 20 мл/мин свидетельствует о сильном износе или критическом засоре форсунки.

    Проверка форсунок на рампе

    Цель диагностики — оценка баланса топливной системы и качества распыления топлива. Для выполнение потребуется снять топливную рампу вместе с форсунками. После демонтажа система подключается обратно, а форсунки располагаются над прозрачными ёмкостями.

    Помощник включает зажигание и запускает стартер на несколько секунд. Второй человек отмечает количество поданного форсункой топлива и оценивает качество распыла. Если наблюдается однонаправленная струйка — устройство нуждается в чистке. Исправный впрыск даёт качественный распыл в виде мелкодисперсного тумана.

    Внимание! В ходе проведения данной проверки соблюдайте меры противопожарной безопасности. Не допускайте курение, наличие источников открытого огня, попадания топлива на горячий выпускной коллектор. В случае разлива топлива уберите его сухой ветошью или дайте время на испарение.

    Как продлить срок службы форсунок?

    Современные форсунки являются достаточно дорогими деталями двигателя. В нормальных условиях они способны служить не менее 100 000 км пробега. Чтобы увеличить их ресурс, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

    1. Всегда заправляйте качественное топливо на проверенных АЗС.
    2. Избегайте бензина и солярки, распространяемых «с рук».
    3. Узнайте признаки наличия воды в бензобаке и своевременно принимайте меры по её устранению.
    4. Регулярно меняйте топливные фильтры.
    5. Каждые 20 000 км выполняйте диагностику форсунок.

    В случае отказа одной из форсунок рекомендуется менять сразу весь комплект.

    Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru)

    Проверка бензиновых форсунок от А до Я

    Топливная форсунка играет важную роль в приготовлении рабочей смеси бензина с воздухом, как по количественному её составу, так и по ещё более главному свойству в настоящий момент – качественному распылению. Именно это больше всего влияет на недоступные ранее способности двигателя по экономичности и чистоте выхлопа.

    Принцип работы инжекторной форсунки

    Как правило, в бензиновых моторах применяются электромагнитные форсунки, работа которых основана на управлении подачей топлива электрическими импульсами, формирующимися электронной системой управления двигателем (ЭСУД).

    Импульс в виде скачка напряжения поступает на обмотку соленоида, что вызывает намагничивание расположенного внутри него штока и перемещение его внутрь цилиндрической обмотки.

    Со штоком механически связан клапан распылителя. Топливо, находящееся в рампе под строго регулируемым давлением, начинает поступать через клапан на выходные отверстия, мелкодисперсно распыляется и смешивается с входящим в цилиндр воздухом.

    Количество бензина за один цикл работы определяется суммарным временем циклового открытия клапана.

    Суммарным – потому что клапан может открываться и закрываться несколько раз за цикл. Это необходимо для обеспечения более тонкой работы двигателя на очень бедной смеси.

    Например, для инициации горения можно подать небольшое количество обогащённой смеси, а потом применять уже более бедный состав для поддержания горения и обеспечения нужной экономичности.

    Таким образом, хорошая форсунка становится достаточно технологичным узлом, к которому предъявляются высокие, а иногда противоречивые требования.

    1. Высокое быстродействие нуждается в малой массе и инерционности деталей, но при этом необходимо обеспечить надёжное закрывание клапана, что потребует достаточно мощной возвратной пружины. Но в свою очередь, для её сжатия надо применить значительное усилие, то есть увеличить размеры и мощность соленоида.
    2. С электрической точки зрения потребность в мощности вызовет рост индуктивности катушки, что ограничит быстродействие.
    3. Компактность конструкции и низкая индуктивность вызовет увеличение тока потребления катушки, это добавит проблем с электронными ключами, расположенными в блоке ЭСУД.
    4. Высокая частота работы и динамические нагрузки на клапан усложняют его конструкцию, вступая в противоречие с его компактностью и долговечностью. При этом гидродинамические процессы в распылителе должны обеспечивать нужную дисперсность и стабильность во всём диапазоне температур.

    Форсунки обладают точным значением пропускной способности при заданном перепаде давлений между рампой и впускным коллектором. Поскольку дозирование осуществляется только временем нахождения в открытом состоянии, то количество впрыснутого бензина не должно зависеть ни от чего другого.

    Хотя нужной точности всё равно добиться не удаётся, и применяется петля обратной связи по сигналам датчика кислорода в выхлопной трубе. Но у него достаточно узкий рабочий диапазон, при выходе из которого работа системы нарушается, и ЭСУД высветит ошибку (Check) на приборной панели.

    Признаки неисправности форсунок бензинового двигателя

    Существует две общих неисправности инжектора – нарушение количественного состава смеси и искажение формы факела распыления. Последнее также снижает качество смесеобразования.

    Поскольку особую важность представляет качественное соблюдение состава смеси при пуске холодного двигателя, то и наиболее явно проблемы с форсунками проявляется именно в этом режиме.

    Инжектор может «переливать», когда клапан не в состоянии удержать давление бензина и переобогащённая смесь откажется воспламеняться, а свечи будут забросаны бензином в жидкой фазе. Такой двигатель без продувки дополнительным воздухом уже не завести.

    Конструкторы даже предусматривают специальный режим обдува свечей, для чего надо полностью утопить педаль акселератора и прокрутить двигатель стартёром, топливо при этом полностью перекрывается. Но даже это не поможет, когда закрытая форсунка не держит давление.

    Недостатки распыления могут привести к обеднению рабочей смеси. Мощность мотора упадёт, снизится динамика разгона, возможны пропуски зажигания в отдельных цилиндрах, что вызовет зажигание лампы на панели приборов.

    Любые отклонения в составе смеси, в том числе и по причине её недостаточной гомогенизации, приведут к значительному увеличению расхода топлива. Необязательно это будет означать слишком богатую смесь, бедная повлияет точно так же, поскольку снизится общая эффективность двигателя.

    Может возникнуть детонация, выйдет из теплового режима и разрушится каталитический нейтрализатор, появятся хлопки во впускной коллектор или глушитель. Двигатель потребует немедленной диагностики.

    Способы проверки форсунки

    Чем сложнее применяемая при диагностике аппаратура, тем точнее можно определить причины произошедшего и назначить необходимые меры по устранению проблемы.

    Проверка питания

    Наиболее простым способом контроля поступающих на разъём инжектора импульсов будет подключение к его питающему контакту светодиодного индикатора.

    При вращении вала стартером светодиод должен мигать, что свидетельствует о приблизительной исправности ключей ЭСУД и самом факте её попыток открыть клапаны, хотя поступающие импульсы могут и не иметь достаточной мощности.

    Точную информацию могут дать только осциллограф и имитатор нагрузки.

    Как измерить сопротивление

    Активный характер нагрузки можно проверить с помощью омметра, входящего в состав универсального мультиметра (тестера). Сопротивление обмотки соленоида указывается в паспортных данных форсунки, как и его разброс.

    Показание омметра должны подтвердить соответствие данных. Сопротивление измеряется при отсоединённом разъёме между питающим контактом и корпусом.

    Но помимо сопротивления обмотка должна обеспечивать нужную добротность и отсутствие короткозамкнутых витков, что простейшими способами не определить, но обрыв или полное замыкание вычислить можно.

    Проверка на рампе

    Если снять с коллектора рампу с форсунками в сборе, то можно оценить состояние распылителей более точно. Погрузив каждый инжектор в прозрачную пробирку и включив стартёр наблюдать распыление топлива можно визуально.

    Факелы должны иметь правильную коническую форму, содержать только неразличимые глазом отдельные капельки бензина, а главное быть одинаковыми по всем подсоединённым форсункам. При отсутствии управляющих импульсов выделения бензина из клапанов быть не должно.

    Проверка форсунок на стенде

    Самую точную и полную информацию о состоянии распылителей может дать специализированная установка. Форсунки снимаются с двигателя и устанавливаются на стенд.

    Прибор имеет несколько режимов работы, один из которых является тестовым. Установка проводит циклирование в различных режимах, собирая выделенное топливо и измеряя его количество. Помимо этого, работа инжекторов видна сквозь прозрачные стенки цилиндров, можно оценить параметры факелов.

    Результатом станет появление цифр производительности раздельно по каждому прибору, которые должны соответствовать паспортным данным.

    Как самостоятельно почистить устройство подачи топлива

    Тот же стенд имеет функцию очистки форсунок. Но при желании это можно сделать и в гаражных условиях. Используется стандартная чистящая жидкость и несложное приспособление, собранное из подручных средств.

    Самодельная установка представляет собой автомобильный электрический бензонасос, помещённый в сосуд с очистителем инжекторов. Шланг от насоса подсоединяется к входному штуцеру форсунки, а на её питающий разъём через микропереключатель кнопочного типа подаётся питание от аккумулятора.

    Многократно прогнав через распылитель содержащую мощные растворители отложений жидкость можно добиться существенного восстановления распылительных свойств прибора, что станет ясно по изменению формы факела.

    Неподдающуюся очистке форсунку придётся заменить, не всегда её дефект связан с загрязнением, возможна коррозия или механический износ.

    Чистка форсунки не снимая с двигателя

    Очистить инжекторы вполне возможно и без полной разборки узлов впрыска. При этом очищающая жидкость (сольвент) позволяет двигателю работать в процессе промывки.

    Растворитель отложений подаётся из отдельной установки, промышленной или самодельной, в напорную магистраль рампы. Излишки смеси поступают обратно в расходный бачок через трубопровод обратки.

    Данный способ имеет как достоинства, так и недостатки. Преимуществом будет экономия на сборочно-разборочных процедурах, а также неизбежных при этом затратах на расходные материалы и детали. Заодно очистятся и прочие элементы, например клапаны газораспределительного механизма, рампа и регулятор давления. Снимется также нагар с поршней и камеры сгорания.

    Недостатком станет недостаточная эффективность раствора, вынужденного сочетать моющие свойства с топливными функциями, а также некоторая рискованность процедуры, когда отмытый шлак путешествует по элементам топливной системы и попадает в масло. Нелегко придётся и катализатору.

    Дополнительным неудобством станет также и отсутствие визуального контроля за эффектом очистки. О результатах можно будет судить только по косвенным признакам. Таким образом данный способ можно рекомендовать только как профилактическую процедуру с обязательной заменой масла в двигателе.

    Методы проверки форсунок без демонтажа и с ним

    Навыки самостоятельной проверки форсунок пригодятся опытным водителям. Поломка распылителя способна вызвать нежелательные последствия для двигателя автомобиля, вплоть до его выхода из строя. Понимание принципа работы, состояния распылителей помогает обеспечивать стабильные обороты мотора, поддерживать оптимальное потребление топлива, производительность.

    Знание методов диагностики позволяет вовремя обнаружить и устранить малейшие неполадки, прежде чем они превратятся в серьезные проблемы. Изучение этого аспекта не требует особых знаний, инструментов, но дает преимущества в понимании и управлении автомобилем.

    Признаки неисправности

    Неполадки распылителей в бензиновом двигателе заметно влияют на общую производительность машины. Вот некоторые из возможных признаков:

    1. Нестабильная работа мотора. Он «троит», периодически теряет мощность или даже глохнет.
    2. Повышенный расход горючего. Если автомобиль начинает требовать больше топлива без видимой на то причины, это признак неполадок.
    3. Низкая мощность. Машина теряет скорость или динамику, особенно под нагрузкой и на сложных участках дороги.
    4. Необычный запах. Если из выхлопной трубы идет «аромат» недогоревшего топлива, это указывает на неисправность распылителей.
    5. Проблемы при старте. Двигатель трудно заводится, особенно на холодную. Силовой агрегат получается запустить с третьей-пятой попытки.
    6. Повышенное выбросы CO2. Плохо работающий распылитель вызывает увеличение концентрации углекислого газа. Проблема «вылезает» на техосмотре.
    7. Залитые свечи. Горючее покрывает изолятор и электроды. Искрообразование полностью прекращается или происходит с перебоями.

    Эти симптомы не всегда однозначно указывают на проблему с форсунками, но при их выявлении надо проводить комплексную диагностику. Иначе цилиндры будут работать через раз, а топливо начнет вылетать в трубу.

    Причины выхода из строя

    На современных авто устанавливают два типа форсунок: механические и электромагнитные. В первых при повышении давления открывается блокирующая игла и бензин поступает к отверстию жиклера. Вторыми «руководит» электронный блок управления (ЭБУ). На основе показаний датчиков «мозг» машины отправляет сигнал на открытие или закрытие электромагнитного клапана.

    Форсунки с отложениями

    Форсунки с отложениями

    Загрязненные форсунки

    Распылители забиваются и протекают из-за пагубного влияния некачественного горючего. Этилированный бензин с присадками содержит примеси. Они засоряют сопла распылителей, мешают нормальной работе. Остальные причины:

    1. Окисление. Долгий простой автомобиля, особенно с полупустым баком, приводит к окислению топлива, образованию отложений.
    2. Механические повреждения. Любые «травмы», вызванные воздействием твердых частиц, попадающих в топливо, выводят из строя распылители.
    3. Естественный износ. С течением времени при большом пробеге, детали изнашиваются, перестают работать.
    4. Пробой обмотки. Признак характерен для электромагнитных распылителей. Перестает работать клапан.
    5. Нарушение связи с ЭБУ. Блок управления не подает сигналы на форсунки из-за сбоя работы датчиков и самого блока.

    Каждая из этих причин приводит к снижению производительности двигателя, увеличению расхода топлива. Для диагностики механических распылителей редко нужны специальные инструменты. Для постановки «диагноза» хватает простого осмотра. В случае с электромагнитными деталями понадобится как минимум мультиметр.

    Методы проверки форсунок на исправность

    Общие подходы для диагностики электромагнитных и механических форсунок отличаются. Для первых понадобится измерение сопротивления, а для вторых проверка «на слух».

    Без снятия

    Иногда не нужно демонтировать распылители, чтобы оценить их работоспособность. Это удобно, потому что водителю не приходится тратить время на снятие. Достаточно взять простой электрический тестер. Проверку легко выполнить своими руками. Речь пойдет о том, как проверить форсунки, не снимая с двигателя.

    Поочередное отключение

    Это простой метод проверки работоспособности топливных распылителей автомобиля, который даже неопытный механик может выполнить самостоятельно. Способ такой:

    • прогреть двигатель до рабочей температуры;
    • отключить штекер от первой форсунки;
    • посмотреть на тахометр.

    Если обороты упали, значит распылитель рабочий. В противном случае его надо заменить на новый. Операцию нужно повторить для каждой детали.

    Измерение сопротивления

    Замер сопротивления форсунок

    Замер сопротивления форсунок

    Измерение сопротивления

    Первым делом надо выяснить, какие форсунки установлены в инжекторном двигателе: с низким или высоким сопротивлением. В технической документации показатель может называться импедансом. Это синоним сопротивления. Нужно запомнить или записать эталонные значения. Измерения делают так:

    • выключают зажигание машины и снимают с аккумулятора клемму со знаком «минус»;
    • переключают мультиметр в режим омметра в диапазоне эталонных значений;
    • снимают электрический разъем с распылителя;
    • измеряют сопротивление.

    Нужно провести замеры на каждом распылителе. Показатели на устройствах с высоким импедансом составляют 10-16 Ом, значения для низкого импеданса равны 1-3 Ом. Если на экране мультиметра слишком больше цифры, значит в цепи обмотки произошел разрыв. Форсунка неисправна, ее лучше заменить на новую.

    Тестирование подвода электропитания

    Если обмотка распылителей в норме, но они работают через раз, нужно проверить, нет ли перебоев с подключением рампы к электрическому току. Для этого надо проделать ряд простых манипуляций:

    • включить зажигание поворотом ключа во второе положение, но не запускать силовой агрегат;
    • установить мультиметр в режим измерения постоянного тока в диапазоне 20 В;
    • прижать «минусовой» щуп тестера к заземленному участку двигателя;
    • соединить «плюсовой» контакт с клеммой жгута «фишки» питания.

    Одна клемма должна показывать напряжение порядка 12 В, а вторая 0 В, потому что это «земля». Если значение ниже нормы, питание не поступает на распылители. Дело может быть в нарушении целостности проводки. Вторая причина — ошибка в работе ЭБУ. Проверка питания на все форсунки помогает исключить проблемы с проводкой.

    Применение стетоскопа

    В нормальных условиях при каждом цикле работы силового агрегата внутри распылителя срабатывает клапан. Щелкающие звуки легко услышать. Вот как можно проверить форсунку на работоспособность стетоскопом:

    • запустить силовой агрегат;
    • открыть капот автомобиля, найти форсунки на топливной рампе;
    • приложить наконечник фонендоскопа к корпусу каждой форсунки по очереди и прослушать звук, который она издает.

    Оценить состояние распылителей можно по таким критериям: распылитель должен равномерно щелкать с частотой около 10-15 раз в секунду, если звука нет или он прерывается, деталь неисправна, требует замены или ремонта. Этот простой метод, только он не гарантирует точности диагностики. Определить эталонный интервал срабатывания распылителей на слух может лишь опытный механик.

    Со снятием

    При демонтаже проще рассмотреть видимые дефекты. Не нужно изворачиваться, чтобы достать до контактов. Методики позволяют составить полную картину неисправностей. Есть два способа, как проверить работу топливных форсунок.

    Диагностика на рампе

    Это можно сделать в домашних условиях. Чтобы провести проверку работоспособности форсунок инжектора, следует выполнить следующие шаги:

    1. Отсоединить провода и подвод топлива. Сначала необходимо снять провода форсунок, отключить подачу горючего.
    2. Демонтировать рампу. Распылители следует снять вместе с топливной рампой.
    3. Подготовить емкости. Рампу нужно расположить таким образом, чтобы каждая деталь была в отдельной прозрачной емкости. Это позволит увидеть работу каждой детали.
    4. Проверить распыление. Необходимо подсоединить провода и шланги, прокрутить стартер на протяжении 5-10 секунд. В этот момент важно наблюдать за факелом распыления топлива, который должен быть одинаковым на всех форсунках.

    Остается провести анализ результатов. После отключения стартера в каждой емкости должно остаться одинаковое количество топлива. Если в каком-то стакане осталось больше топлива, это указывает на то, что соответствующая форсунка переливает. Если в емкости осталось меньше топлива, это может быть признаком того, что распылитель забит или у него проблема с работой клапана.

    Проверка на стенде

    Для проверки работоспособности форсунки инжектора часто используют стенд. Начальный этап процедуры включает снятие распылителей с двигателя автомобиля. Этот процесс должен быть выполнен с особой осторожностью, чтобы избежать повреждения самих деталей или других компонентов двигателя.

    Стенд для проверки форсунок

    Стенд для проверки форсунок

    Стенд для тестирования

    После снятия, форсунки устанавливают на стенд. Это устройство способно симулировать работу двигателя, тестируя детали в условиях, наиболее приближенных к реальным. На этом этапе проходит ряд тестов, включающих проверку распыления топлива, скорости открытия и закрытия клапанов, а также объема подаваемого горючего.

    Завершающий этап процедуры — анализ полученных данных. Стенд выводит результаты тестов, которые позволяют сделать выводы о работе форсунки. Отклонения любого из параметров от нормы могут указывать на неисправность. Профессиональные стенды есть в автосервисах.

    Зачем нужна очистка

    Очистка форсунок — один из способов обслуживания машины для поддержания ее эффективной работы. Со временем примеси и отложения в топливе засоряют сопла, мешая нормальному распылению горючего. Это влияет на работу двигателя, его мощность и экономичность.

    Последствия, связанные с засорением форсунок, могут быть печальными. От неравномерного распределения бензина между цилиндрами до преждевременного износа силового агрегата. Засоры приводят к неполному сгоранию топлива, увеличивающему вредные выбросы и расход. Регулярная чистка помогает избежать этих проблем. Она обеспечивает правильное функционирование системы подачи топлива, улучшает производительность мотора.

    Способы очистки

    Механическая очистка — это метод, при котором отложения удаляют с помощью абразивных инструментов. Главное преимущество способа — простота и доступность. Он не требует сложного оборудования или специальных знаний. Но есть и недостатки. Механическая очистка может повредить чувствительные элементы форсунки при неправильном или грубом воздействии. Метод не всегда способствует удалению всех отложений, особенно в труднодоступных местах.

    Ультразвуковая очистка — это более современный способ. Он основан на применении ультразвуковых волн, которые разрушают отложения. Этот метод очень эффективен и может удалить грязь даже в «сложных» местах. Способ требует применения специального оборудования и больше времени на проведение процедуры, что делает его менее доступным для водителей.

    Ультразвуковая ванна для форсунок

    Ультразвуковая ванна для форсунок

    Ультразвуковая ванна для распылителей

    Очистка с помощью химикатов основана на применении специальных очистителей, которые разрушают отложения, сохраняя целостность форсунок. Метод простой, требует минимум оборудования и эффективен для удаления большинства типов наслоений. Способ не всегда позволяет справиться с очень твердыми или застарелыми отложениями. Не все очистители одинаково безопасны для форсунок, поэтому важно тщательно выбирать средство, следовать инструкциям производителя.

    С демонтажом

    Очистка со снятием с топливной рампы требует особой аккуратности и соблюдения последовательности действий. Прежде всего необходимо обесточить топливную систему. Для этого стоит отключить топливный насос, запустив двигатель и вытащив предохранитель насоса. Мотор заглохнет, когда выработает оставшееся топливо в системе.

    После этого можно приступить к снятию форсунок. Надо снять топливные шланги с рампы, а затем открутить распылители. Лучше надеть защитные перчатки и очки, топливо может быть вредным при контакте с кожей, глазами.

    Чистка форсунки «химией» со снятием

    Чистка форсунки «химией» со снятием

    Очистка распылителя химическим средством

    Следующим шагом будет проверка распылителей на наличие видимых повреждений и засорений. Если на соплах есть отложения, их можно попытаться удалить мягкой щеткой. После внешнего осмотра приступают к удалению грязи. Для этого используют «химию», щетку или ванну с ультразвуковым воздействием.

    После того как форсунки очищены, следует вновь установить их на место. При монтаже стоит убедиться, что все элементы правильно соединены, и нет утечек. Останется запустить мотор, проверить работу распылителей. Если все сделано хорошо, силовой агрегат должен работать плавно, без перебоев.

    Манипуляции с топливной системой автомобиля требуют аккуратности и некоторых навыков. Если водитель не уверен в своих способностях, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

    Без демонтажа

    Существуют методы очистки форсунок без их снятия, которые можно реализовать в домашних условиях. Есть три наиболее распространенных метода.

    Первый способ включает использование очистительных присадок, которые добавляют в бензин. Эти химические вещества, перемешиваясь с топливом, проходят через систему питания и попадают в форсунки. Во время работы двигателя присадки разлагают отложения. Важно следовать инструкциям производителя и правильно дозировать присадку.

    Второй метод основан на чистке форсунок на высокой скорости. Водитель разгоняет автомобиль до 120-130 километров в час на открытой дороге и поддерживает такую скорость в течение 15-20 километров. При высокой скорости и давлении в топливной системе происходит естественная очистка.

    Промывка форсунок без снятия

    Промывка форсунок без снятия

    Промывка без снятия

    Третий метод, известный как «прогазовка», предполагает работу мотора на повышенных оборотах. Водитель заводит двигатель и удерживает количество оборотов на уровне 3-5 тысяч в минуту. Продолжительность прогазовки должна составлять около 4 минут. При таких условиях распылители подвергаются интенсивному промыванию топливом, что способствует удалению отложений и очистке.

    Периодичность обслуживания

    Частота, с которой необходимо чистить форсунки, зависит от марки, модели автомобиля, качества топлива, условий эксплуатации и обслуживания. Обычно рекомендуется проводить профилактическую очистку каждые 40-60 тысяч километров пробега.

    Это лишь общая рекомендация. Определение необходимости очистки должно основываться на наблюдениях и появлении признаков возможных проблем. Если в процессе эксплуатации автомобиля возникают перебои с работой двигателя, такие как троение, потеря мощности или повышенный расход топлива, это может быть сигналом о необходимости очистки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *