Как оформить машиноместо во дворе многоквартирного дома
Перейти к содержимому

Как оформить машиноместо во дворе многоквартирного дома

  • автор:

Парковка на придомовой территории

Что это? Парковка на придомовой территории – очень приятный бонус к инфраструктуре спального района. Автовладельцев с каждым днем становится все больше, а вот количество парковочных мест, к сожалению, не увеличивается. И чтобы сделать свою жизнь комфортнее, многие жильцы МКД организуют стоянку рядом с домом.

Как сделать? Организовать такую парковку на деле не очень-то просто. Придется побегать с документами по разным инстанциям. После утверждения таковых и разрешения со стороны административных органов необходимо потратиться на сами парковочные места. Затем, для дополнительной охраны, стоит задуматься об организации видеонаблюдения.

  1. Что такое парковка на придомовой территории
  2. Правовое регулирование парковок на придомовой территории
  3. Как организовать парковку на придомовой территории
  4. Организация видеонаблюдения за парковкой на придомовой территории

Что такое парковка на придомовой территории

Многие обладатели транспортного средства, являющиеся собственниками квартир в МКД, не покупают гаражи или не пользуются платными парковками, а в целях экономии создают организованные стоянки прямо около дома. Это, конечно, очень удобно и выгодно в финансовом плане, однако нужно понимать, что в многоэтажке, на территории которой размещена парковка, живет еще много семей, и к ним тоже приезжают гости на своем авто.

Что такое парковка на придомовой территории

Если рассматривать понятия «парковка на придомовой территории» и «стоянка» с точки зрения законодательства, то они регламентируются разными правовыми актами. Согласно гражданскому кодексу РФ под стоянкой понимается место, где хранятся машины, то есть это огороженная территория, на которой владелец может оставить свое транспортное средство на срок, указанный в договоре за определенную плату. При этом за безопасность автомобилей отвечают работники.

Что касается придомовой парковки, то это место для временной остановки транспортного средства, за сохранность которого ответственность несет уже сам владелец. Таким образом, понятие «парковка» будет более корректным в том случае, когда речь идет о территории, находящейся возле здания.

Правовое регулирование парковок на придомовой территории

Можно подумать, что если бы был запрет на размещение автомобилей вне специальных мест для стоянки, парковки и гаражей, то и проблемы со скоплением транспортных средств около домов бы не было. Однако на практике все несколько сложнее.

Правовое регулирование парковок на придомовой территории

С одной стороны, данная норма обязывает владельца машины оставлять ее в специально отведенных для парковки местах или в гараже. Однако с другой – действующее законодательство не дает точного определения понятию «парковка», поэтому утверждать, что таковым местом является платная стоянка, тоже нельзя.

В данном случае у владельца есть полное право потребовать выделить ему место для гаража недалеко от дома или для парковки. Нельзя обязать делать это за свой счет. Это является навязыванием платных услуг, что нарушает его права как потребителя и является незаконным. Следовательно, данный вопрос сегодня урегулирован российским законодательством только частично.

Получите бесплатно инструкцию по выбору подрядчика от Videoglaz:

Команда Videoglaz совместно с главным техническим экспертом компании подготовили файл, который поможет вам не ошибиться при выборе подрядчика для своего проекта.

“В самом начале работ часто возникает вопрос: Как быстро определить качество партнера или исполнителя по системам безопасности? Именно поэтому мы подготовили подробную инструкцию, в которой осветили основные пункты, благодаря которым вы сможете без проблем выбрать добросовестного подрядчика, сохранить бюджет и выполнить проект в срок.”

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Валентин Белоусов

Валентин Белоусов
Руководитель отдела проектных решений

pdf иконка

10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика

Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта

уже скачали

Уже скачали 11 507

В настоящее время все вопросы, которые касаются правовых отношений в сфере транспорта, включая его размещение и эксплуатацию на придомовых территориях, регулируют:

  • Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).
  • Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).
  • Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
  • Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 г. (далее – Правила дорожного движения).
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Топ-3 товара по теме:

8 472 ₽ 10 590 ₽

Все правила и технические нормы, которые касаются обустройства территории, прилегающей к многоквартирному дому, должны быть соблюдены еще на этапе его строительства. Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», расстояние между торцами с окнами, фасадами жилых строений и открытыми стоянками транспортных средств разной вместимости должны составлять:

  • от 10 м – не более 10 машин;
  • от 15 м – 11–50 транспортных средств;
  • от 25 м – 51–100 авто.

Исходя из норм, указанных в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, существует определенное расстояние, которое должно быть между фасадами жилых домов (с окнами и без), паркингами, а также открытыми стоянками, и составляет оно минимум 10 м.

Что касается гаражей, то их, согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», разрешается ставить ближе (на 25 %), однако только при условии, что в них нет открывающихся окон и выездов в сторону общественных и жилых зданий.

В перечень полномочий органов местного самоуправления, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, входит утверждение правил относительно благоустройства территории поселения, требований, касающихся содержания сооружений, зданий, в том числе жилых, земельных участков, на которых они расположены, внешнего вида фасадов и ограждений, списка работ по благоустройству придомовой территории, графика их выполнения, а также порядка участия в них собственников сооружения и зданий.

Таким образом, все вопросы, касающиеся размещения автомобилей и их эксплуатации на придомовой территории и во дворах, могут быть урегулированы на местном уровне. Однако это возможно только в том случае, если они никак не регламентируются федеральным законом, а также при отсутствии противоречий в законодательстве посредством внесения изменений в принятые правила относительно благоустройства и совершенствования территории муниципального образования.

Как организовать парковку на придомовой территории

Для того чтобы сделать стоянку на территории, расположенной возле жилого дома, необходимо подать заявление в местный Земельный комитет о выделении места, но для этого потребуется протокол собрания жильцов. Однако в данном случае говорится о земельном участке, не находящемся в собственности владельцев жилья.

Как организовать парковку на придомовой территории

В том случае, если территория зарегистрирована на собственников квартир и поставлена на кадастровый учет еще на этапе введения дома в эксплуатацию, обращаться в органы власти нет необходимости.

При подаче заявления в Земельный комитет необходимо предоставить следующую информацию:

  • Ф. И. О. подающего заявление, его контактные данные, а также название контролирующего органа и адрес;
  • изложить письменно просьбу о выделении земельного участка на территории жилого дома и указать адрес объекта;
  • приложить к заявлению протокол собрания жильцов.

После получения разрешения от комитета в письменном виде следует обратиться в ГИБДД и орган (департамент), который занимается архитектурными вопросами в населенном пункте. Разрешение от этих инстанций не является обязательным, однако, как правило, это позволяет избежать или облегчить решение конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в будущем.

Поскольку эти заявления не обязательны, утвержденной формы у них нет, но при этом они должны содержать ту же информацию, что описана чуть выше (в заявлении в Земельный комитет).

В первую очередь стоит определиться с проектом стоянки, которую вы собираетесь делать, поскольку именно от ее масштаба зависят дальнейшие действия.

Для этого лучше воспользоваться услугами профессионалов и обратиться в специализированную организацию. Как только проект будет согласован с жильцами, можно начинать обустройство парковки на придомовой территории.

В данном случае многое зависит от того, какую сумму жильцы многоквартирного дома готовы вложить в покупку своей парковки. Это может быть пара шлагбаумов, но с индивидуальным покрытием и охраной. В этом вопросе со стороны законодательства никаких ограничений в предпочтениях собственников жилья нет.

Справка: несмотря на то, что теоретически создание парковки на придомовой территории является несложным процессом, на практике он занимает немало времени. В данном случае нужно выделить из общего числа жильцов инициативную группу, которая будет обладать неограниченным свободным временем.

После оборудования стоянки следует заняться вопросом безопасности транспортных средств, в этом случае не помешает установить видеонаблюдение.

Организация видеонаблюдения за парковкой на придомовой территории

В современном мире установка камер видеонаблюдения доступна каждому. Благодаря этому можно не только обеспечить защиту жилья, офиса или склада, но и использовать камеры для контроля исполнения обязанностей сотрудниками, соблюдения норм безопасности и рабочего графика.

Организация видеонаблюдения за парковкой на придомовой территории

Ни один банк, супермаркет (в местах кассового обслуживания) или терминал не обходятся без системы видеонаблюдения, которая помогает фиксировать параметры перерасчета, документы и различные инциденты.

Кроме того, видеоконтроль присутствует практически на каждой организованной стоянке, строительных площадках и коммуникационных коллекторах с проложенными в них инженерными системами. Системы видеонаблюдения присутствуют в бизнес-центрах и отелях, что позволяет обеспечить клиентам и посетителям безопасное пребывание. Все данные передаются на удаленный пункт службы безопасности.

Видеонаблюдение необходимо также в таких сферах, как рестораны, заведения общественного питания, в которых очень важно соблюдение технологии приготовления блюд, а также гигиены. Таким образом, если владелец заведения установит на кухне камеры, он сможет следить за работой сотрудников, проверять качество работы в любой момент и обеспечивать мотивацию для того, чтобы нормы были соблюдены.

Системы видеонаблюдения также широко востребованы в пансионатах для пожилых людей и учреждениях для детей. Это позволяет родственникам и родителям быть уверенными в том, что их близкие находятся под присмотром и у них все в порядке. Камеры, установленные в коттеджных поселках, жилых комплексах и местах нахождения большого количества людей (театрах, вокзалах, аэропортах, музеях, кинотеатрах, выставках и т.д.), позволяют повысить уровень безопасности.

Видеонаблюдение онлайн удобно тем, что следить за происходящим через камеры можно в удобное для вас время и с любой точки. Это может быть специальное рабочее место с оборудованием или же ноутбук, смартфон, планшет, домашний компьютер. Для этого потребуется только специальное ПО и подключение к Интернету. Однако действительно ли все так просто?

В зависимости от желаний пользователя и масштаба системы видеонаблюдения, для ее организации потребуются следующие элементы:

  • камеры (обычные веб-устройства или IP);
  • жесткий диск;
  • видеорегистратор (цифровой);
  • роутер (маршрутизатор);
  • сетевой UTP-кабель в необходимом количестве;
  • программное обеспечение.

Однако нужно помнить о том, что каждый случай индивидуален, и если вам нужно просто контролировать происходящее на удаленном расстоянии без записи данных на жесткий диск, то потребуется одна камера IP и выделенный IP-адрес.

Для того чтобы создать видеонаблюдение онлайн без облачных серверов, потребуется получить (у провайдера или с помощью специального сервиса) выделенный статический IP-адрес. В данном случае не стоит пытаться обзавестись им самостоятельно, поскольку действуя через сервисы, добиться результата очень сложно, да и не факт, что у вас получится.

Лучше немного потратиться и приобрести статический IP-адрес у провайдера. Это обойдется примерно в 200 рублей. Можно, конечно, воспользоваться и специальными облачными сервисами.

Монтаж системы видеонаблюдения онлайн практически ничем не отличается от установки обычной, за исключением того, что в первом случае потребуется:

  • хорошее интернет-соединение;
  • оборудование, поддерживающее доступ онлайн.

Монтаж видеонаблюдения онлайн возможен как через систему AHD, так и через IP. При этом нет необходимости в том, чтобы удаленный доступ был у каждой камеры, поскольку данная функция необходима только видеорегистратору, который передает полученные сигналы на компьютер, мобильное устройство или планшет.

Для того чтобы правильно настроить оборудование для онлайн видеонаблюдения, необходимо обладать определенными знаниями о локальных сетях. Об этом и пойдет речь далее.

В строке с IP-адресом должен стоять IP видеорегистратора

Рассмотрим ситуацию, когда вы установили систему видеонаблюдения, подключили через сетевой кабель видеорегистратор к роутеру, однако на первом нет интернета, а на последнем есть либо вы не можете подключиться к видеорегистратору через сеть. Как быть в таком случае?

Первое, что следует сделать, – зайти в сетевые настройки видеорегистратора и проверить, все ли заполнено правильно.

В строке с IP-адресом должен стоять IP видеорегистратора, который, как и роутер, должен находиться в одной подсети. Например, если IP-адрес роутера выглядит как 192.168.1.1, то у видеорегистратора он будет следующим – 192.168.1.*, где * – любое число от 1 до 250. При IP адресе роутера 192.168.0.1 для видеорегистратора указывается IP 192.168.0.*, где * – любое число от 1 до 250.

Далее в строку IP-шлюз необходимо ввести локальный IP-адрес роутера, который можно найти на самом устройстве либо, если на нем наклейки с данной информацией нет, следует попробовать следующие варианты:

Однако их следует рассматривать только в том случае, если вы самостоятельно не меняли локальный IP-адрес роутера.

Далее, где строка под названием «первичный DNS», указывается локальный IP-адрес роутера, где вторичный – ничего писать не нужно.

После того как вы уверены, что все сделали правильно, следует перезагрузить видеорегистратор и попробовать подключиться к нему через установленное на смартфоне, компьютере или планшете приложение.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на беготню по различным инстанциям, волокиту с бумагами и сложности, связанные с монтажом системы видеонаблюдения, все затраченные средства и силы будут оправданы тем, что в результате вы получите собственную парковку на придомовой территории.

Как организовать собственную парковку во дворе

Организация парковки во дворе многоквартирного дома

Один из самых «горячих» вопросов в жизни многоквартирного жилого дома или комплекса – как организовать парковочные места так, чтобы все были довольны. Чтобы автовладельцы не ссорились из-за дефицитных мест для парковки, а двор все же был местом отдыха и детских игр, а не выставкой машин всех мастей. Настоящая дилемма.

Немного больше повезло жителям новостроек. Сейчас еще на этапе проектирования застройщики стараются решить проблему парковочных мест. Но даже при таком раскладе в дальнейшем всё равно всплывает «парковочная» проблема. Потому что рекомендованные нормы и статистические данные, которыми руководствуются девелоперы, бывают весьма далеки от реального положения вещей.

Так, согласно нормам, на 1000 жителей предполагается 350 авто, застройщик должен обеспечить парковочными местами 25% из них. Впечатляющие цифры, не правда ли? Очевидно, что в реальности на 1000 жителей количество авто может быть намного больше.

В итоге жители и старых и новых домов сталкиваются с одной и той же проблемой – как и где организовать стоянку своих автомобилей. Давайте разбираться, как сделать парковку во дворе дома по закону, насколько это сложно и что важно учесть.

Стоянка или парковка?

На бытовом уровне мы как синонимы воспринимаем слова «парковка» и «стоянка». С технической точки зрения, между ними тоже нет особой разницы. Однако на уровне нормативных документов разница все же есть.

Автостоянка – это специально предназначенная для хранения автомобилей отдельная площадь. Это необязательно участок земли под открытым небом, стоянка может быть и под крышей, а также являться частью здания. Важный момент – стоянка предполагает, что авто может размещаться на ней продолжительный период времени, быть постоянным местом хранения машины. Поэтому стоянки часто оснащены будками охраны, шлагбаумами, видеокамерами и другим оборудованием для ограничения доступа.

Парковка – это скорее часть двора или придомовой территории, дороги или проезда, элемент благоустройства, который выполняет вспомогательную роль при размещении автомобилей. Если говорить максимально просто то, парковка – это место посадки и высадки пассажиров, место, где можно оставить машину на час-другой. Небольшой парковочный карман на 3 места недалеко от подъезда – это скорее гостевая парковка. Но никак не стоянка для машин на всю ночь, например.

На практике в немногих дворах оборудованы стоянки по всем правилам закона. Конфликты между соседями могут достигать нешуточного накала именно по поводу парковочных мест для временного непродолжительного хранения машин. Хотя такие парковочные места могут совершенно не соответствовать нормам организации мест под хранение автомобилей.

Правила организации парковочных мест

Существует целый ряд нормативных документов, которые регламентируют порядок организации стоянки во дворах жилых домов, а также поведение водителей на придомовой территории. Кроме того, помимо федеральных актов, законов и постановлений необходимо учитывать и решения региональных властей по этому вопросу.

Итак, что же говорит закон в отношении придомовых стоянок?

  • Во-первых, нужно соблюдать санитарные нормы в отношении расстояния между фасадом дома и стоянкой. Так, стоянка на 10 машиномест должна располагаться не менее чем в 10 м от дома. Стоянку на 100 мест необходимо отодвинуть уже не менее чем на 25 м от дома. Если стоянка находится со стороны торца дома без окон, требования уже значительно мягче. Например, для 50 парковочных мест будет достаточно отступа от стены дома в 10 метров.
  • Количество парковочных мест на открытых автостоянках в жилой зоне ограничено – не более 300. Сложно представить дворы, способные вместить по всем правилам стоянку на 300 мест, не правда ли?
  • Размер стандартного парковочного места – 5,3 на 2,5 метра. Максимальный размер – 6,2 на 3,6 метра. Увеличенное пространство требуется не только для машин покрупнее стандартного седана, но и для водителей-инвалидов.
  • Кстати, по закону не менее 10% мест на стоянки должны быть предназначены для водителей инвалидов и соответствовать принятым нормативам. Даже если в доме нет ни одного инвалида, спустить на тормозах этот вопрос не получится. Хотя на практике нередко можно встретить внутренние дворовые стоянки без специальных парковочных мест, ориентироваться на них не стоит.
  • При проектировании автостоянки необходимо учесть и требования к проезду. Его минимальная ширина – 6 метров. Для домов высотой более 28 метров нужно оборудовать уже 2 проезда.
  • К крупным автостоянкам (от 100 мест) предъявляются дополнительные требования к дорожному покрытию.
  • Обязательно нужно предусмотреть, где и как будут храниться средства пожаротушения.

Внушительный список получается, а ведь это самые основные правила организации стоянки во дворах домов. Есть и другие нюансы, касающиеся хранения автомобилей на придомовой территории, а также поведения водителей на стоянках и парковках. Например, большегрузные машины запрещается оставлять на придомовой территории. Грузовики, газели и спецтехнику предписывается хранить только на стоянках за пределами.

Ни на гостевой парковке, ни на автостоянке нельзя оставлять автомобиль с работающим двигателем более чем на 5 минут. Также недопустимо сквозное движение через двор дома и вообще движение на придомовой территории со скоростью более 20 км/ч.

Помимо интересов жильцов дома, при организации стоянки по всем правилам необходимо учесть еще и мнение ряда инстанций. Прежде всего это пожарная служба, у спасателей МЧС должен быть доступ во двор и к подъездам, поэтому проект будущей стоянки обязательно согласуется с пожарниками. Еще одни гости во дворах жилых домов, значительно более частые чем пожарники – это коммунальные службы. Ни гостевая парковка, ни постоянная стоянка не должны мешать ЖКХ выполнять свою работу. Так, например, запрещено парковаться вблизи мусорных контейнеров на расстоянии менее 5 м.

За нарушение всех упомянутых правил предусмотрены штрафы. Если детально разбираться в этом вопросе, то сумма штрафов может показаться невеликой. Однако это совсем не повод закрыть глаза на нормативы организации стоянки во дворе. Потому что штрафные квитанции и правда покажутся ерундой на фоне требований закрыть автостоянку и демонтировать оборудование и ограждение. Именно такая судьба ждёт стихийно организованный паркинг во дворе дома. Вот почему проектом будущей автостоянки должны заниматься только профессионалы, самостоятельно разработать грамотный проект не получится.

Что входит в проект придомовой парковки?

Проектирование – один из важных и дорогих этапов организации автостоянки во дворе дома. В структуре расходов он может занимать и 50%. Однако экономить на составлении проекта нельзя.

Разработка проекта – это далеко не первый этап, кстати. Прежде чем найти подрядчика и заказать ему составление проектной документации, нужно убедиться, что предыдущие этапы завершены и проблем с ними нет. О чем идет речь?

  • Во-первых, необходимо оформить придомовую территорию в долевую собственность владельцев квартир и помещений дома. До 2005 г при сдаче домов земельный участок автоматически передавался в долевую собственность, но после вступления в силу нового Жилищного Кодекса, оформлением земли уже должны заниматься сами жильцы.
  • Во-вторых, важно организовать собрание владельцев квартир дома, на котором проголосовать за организацию стоянки. Подобная инициатива должна быть коллективной, в пользу ее реализации должны проголосовать не менее 2/3 собственников помещений дома или домов. Также необходимо обсудить бюджет проекта и выбрать подрядчика, а также ответственного человека, который будет уполномочен представлять интересы жильцов. По результатам собрания обязательно составляется протокол, который наряду с технической и проектной документацией тоже будет подаваться в администрацию.

Таким образом, составление проекта – это уже третий шаг на пути организации автостоянки. Что же должен учитывать грамотный проект придомовой стоянки?

  • Расположение стоянки и соответствие санитарным нормам. На схеме участка размечаются границы стоянки. Проектировщик также учитывает характер земельного участка: перепады высоты, тип грунта.
  • Пути передвижения машин и людей, организация въездов и выездов, разбивка на парковочные места, в том числе места для водителей-инвалидов.
  • Разметка и дорожные знаки, пожарные разметочные линии и расположение средств пожаротушения.
  • Расположение дорожно-парковочного оборудования: ограждения, колесоотбойники, столбики и т. п.
  • Организация освещения и системы контроля доступа (видеокамеры, шлагбаумы).

Если в проекте что-то не учтено, либо он выполнен с ошибками, дальнейшие этапы организации автостоянки во дворе дома могут застопориться. Обратите внимание, что оборудование для парковки уже присутствует в проекте, поэтому выбирать его нужно заранее, а не после окончания строительных работ. Качественное, эргономичное и эстетичное парковочное оборудование производит НПС-Автоматика. В нашем каталоге найдется все, что необходимо для современного паркинга: парковочные столбики и конусы, колесоотбойники и барьеры, опоры для знаков, ограждения, дорожные зеркала.

Правильная разметка стоянки

Нанесение разметки на парковках и стоянках – это не просто дело красоты. Доказано, что разметка снижает число ДТП и аварийных ситуаций, помогает водителям лучше ориентироваться и маневрировать. Поэтому нанесение разметки на автостоянку является делом обязательным.

Какие правила существуют?

  • Ширина линии разметки – 10 см.
  • Разметка может быть нанесена краской или специальным полимерным покрытием. Необходимо следить за состоянием разметки и регулярно обновлять ее.
  • Контуры разметки опираются на правила организации парковочных мест: ширина проезда между рядами – не менее 6 м, ширина машиноместа – 2,3 м, ширина машиноместа для инвалидов – не менее 3,5, дина линий разделения парковочных мест – 5 м.
  • Допускается отклонение линий разметки не более чем на 5 см.
  • Новые линии разметки, не совпадающие со старыми, наносить можно только после полного удаления старой разметки.
  • Рекомендуется проводить работы по нанесению разметки при температуре + 18-25 градусов.
  • Номера парковочных мест наносить можно по желанию, но места для инвалидов помечаются специальным символом обязательно.

Разметку должны сопровождать дорожные знаки. Например, указатели въезда и выезда, обозначение поворота, ограничение скорости, «главная дорога» и «уступи дорогу». Если стоянка не работает круглосуточно, обязательно должны быть обозначены часы работы.

Как видите, даже такое простое с виду дело, как нанесение разграничивающих линий имеет тонкости. В целом можно сказать, что весь процесс организации постоянной стоянки для автомобилей во дворе дома полон тонкостей и нюансов. По этой причине многие жильцы не решаются создать законную парковку возле дома, хотя пространство позволяет, боясь запутаться в бюрократических и технических тонкостях. Но игра определенно стоит свеч, в конечном итоге постоянная автостоянка на придомовой территории получается намного выгоднее, чем услуги платных паркингов.

© 2007-2022 НПС-Автоматика
All right reserved
Карта сайта

Организуем парковочное место возле дома по закону

Кому принадлежат парковочные места, можно ли купить участок во дворе и оформить за собой, что делать, если мест для стоянки не хватает, куда жаловаться за незаконный захват территории — рассмотрим все эти вопросы в статье.

Организуем парковочное место возле дома по закону

Кому принадлежат парковочные места возле дома?

В статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом с прилегающей территорией, принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности.

Говоря более простым языком, весь участок вокруг дома — собственность жильцов. Это значит, что участок для парковки тоже принадлежит им. Все жильцы обладают равными правами на использование земли вокруг жилого дома. Собственникам запрещено делить между собой двор по отдельным объектам и метражу.

Можно ли купить парковочное место возле дома?

Купить себе отдельную площадку под машину во дворе нельзя, потому что, как уже было сказано выше, придомовая территория — это общее имущество жильцов. Согласно ЖК РФ, общее имущество не отчуждается, то есть его нельзя продавать, покупать, оформлять и т. п.

Решить вопрос можно на общем собрании собственников. Например, договориться о том, кто где будет парковать машину. Вместе с тем, запретить другим людям парковаться на вашем месте вы всё равно не сможете. Например, если парковка одного жильца будет занята, он вправе припарковаться на любом свободном месте, в том числе и на том, которое условно закрепили за вами.

Купить или арендовать машино-место можно только в подземном паркинге.

Можно ли оформить парковочное место во дворе за собой?

Жильцы не корректно понимают закон, считая, что если они долевые собственники дворового участка, то «свою» парковку можно ограждать столбами, цепочками и т. п. Это незаконно и является самозахватом земли.

Единственный способ законно огородить парковочное место — это приватизация земельного участка. При этом он должен быть предназначен именно для парковки машины. Это означает, что приватизировать любой участок двора не получится.

Оформление отдельного участка общей территории рассматривается на общем собрании жильцов.

Ещё есть вариант оградить парковку без оформления земли в собственность. Можно просто попробовать на общем собрании договориться с собственниками о том, что вы оградите одно парковочное место для себя. Но на этом собрании должны также присутствовать владельцы коммерческих помещений вашего дома.

Если согласие будет получено, то с ним по поводу установки ограждения нужно обратиться в территориальное управление. Самостоятельно монтировать ограждения нельзя.

Такая огороженная площадка сохраняется за определённым человеком, пока собрание жильцов не отзовёт своё разрешение.

Самостоятельное огораживание куска земли под парковку называется самозахватом территории. В таком случае соседи могут подать жалобу в органы местной власти. Последняя вправе наказать вас.

Штраф за самостоятельное ограждение парковочного места

Какой штраф предусмотрен за самостоятельное ограждение парковочного места?

За самостоятельное ограждение парковочного места управляющая компания может выписать предписание о сносе незаконных заграждений.

Помимо этого, нарушителя могут привлечь к административной ответственности и тогда придётся платить штраф.

Если кадастровая стоимость участка определена, то обычных граждан ждёт штраф от 1 до 1,5% от цены участка, но не менее 5 тыс. рублей. Для должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тыс. рублей. Для юридических лиц — от 2 до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей. Если кадастровая стоимость не определена, то штраф составляет от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; для должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс.; для юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс.

Что делать, если не хватает парковочных мест на придомовой территории?

Если парковочных мест во дворе дома не хватает, то собственники могут подать заявление с предложением об организации парковки в органы государственной и муниципальной власти. Конечно, индивидуальное место для парковки автомобиля собственнику не дадут. Но могут рассмотреть вариант организации общей парковки на муниципальной земле.

Если всё хорошо и на выбранном земельном участке можно делать парковку, то двор включат в программу по благоустройству. Сроки выполнения работ зависят от комплексной программы по благоустройству района.

После того как оборудуют парковку, необходимо проследить, чтобы её поставили на кадастровый учёт, иначе через несколько лет её могут снести и построить здесь что-то другое, например, детский сад.

Куда жаловаться на незаконный захват парковочных мест?

Жаловаться на незаконный захват парковочных мест можно в несколько инстанций:

  • в общественный пункт охраны порядка (ОПОП) или к вашему участковому, потому что они обязан следить и выявлять нарушения организации движения во дворах, в том числе незаконные ограждения парковочных участков;
  • в администрацию — городские власти обязаны принять меры;
  • в ЖЭУ — нужно написать заявление, однако демонтаж придётся ждать до 30 дней;
  • в МЧС, если незаконно огороженная парковка нарушает правила противопожарной безопасности во дворе жилого дома;
  • в полицию, если прямо на ваших глазах человек устанавливает незаконные ограждения или рисует номер своей машины на асфальте.

Если вопрос нужно решить срочно, то лучше обратиться сразу в несколько органов, тогда возможно более быстрое решение проблемы.

Следует помнить, что с момента подачи заявления и до демонтажа ограждения может пройти месяц. В любом случае убирать ограждения самостоятельно нельзя. Этим должна заняться та организация, в которую подали заявление. Самостоятельный демонтаж даже незаконного забора является нарушением, за которое можно понести наказание.

В Happy City «RусскаЯ ЕвропА» реализован принцип «двор без машин». Это делает внутридомовое пространство безопасным для людей, особенно для маленьких детей. Избавляет от гудения моторов, выхлопных газов и парковки автомобилей на газонах и пешеходных зонах.

Парковка для жителей Happy City организована вокруг жилого комплекса и в подземном паркинге. На внешней территории ЖК будет выделен участок для гостевой парковки.

Места в подземном паркинге можно купить и оформить в собственность. Если же оформлять машино-место на себя не хотите, его можно просто арендовать.

Живя в Happy City «RусскаЯ ЕвропА», вам не придётся подолгу искать, где оставить автомобиль, парковаться далеко от дома и нести тяжёлые пакеты, ругаться с соседями, которые самовольно захватывают территорию и переживать за самостоятельно гуляющих детей.

Если есть вопросы или вы хотите получить более подробную информацию о жилом комплексе, оставьте заявку на сайте. Наши менеджеры свяжутся с вами в удобное время и помогут во всём разобраться.

Закрепление парковочных мест за жильцами

С каждым годом количество автомобилей становится все больше. Если 30 лет назад машина была только в каждой десятой семье, то сейчас часто встречаются ситуации, когда у каждого взрослого члена семьи есть свое транспортное средство.

При этом вопрос с парковкой, как в городе, так и возле дома, становится все острее.

Как организовать парковку в своем собственном дворе, возможно ли это с точки зрения закона, кто имеет на это право, какая должна быть парковка – гостевая или постоянная, какие затраты необходимо будет понести – рассмотрим в данной статье.

Законность организации парковки во дворе

Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья.

При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения.

Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.

Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам.

Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев.

При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.

Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.

Закрепление парковочных мест за жильцами

Первое условие – территория под будущий паркинг должна быть общей собственностью владельцев квартир

Требования к территории

Строительные и санитарные правила проектирования и организации парковок в населенных местах закреплены в СанПине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Расстояние до объектов рассмотрено в таблице 4.4.1 данного закона.

Расстояние от парковки до здания необходимо рассчитать в зависимости от размера стоянки (от количества парковочных мест):

  • менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
  • менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
  • менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.

Открытые стоянки на придомовой территории свыше 100 парковочных мест запрещены. П. 18.4 разрешает такие большие стоянки только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон.)

П. 18.2 закона разрешает сокращать расстояние на 25%, если автостоянка будет огорожена сплошной стеной, в которой отсутствуют открывающиеся окна, и нет выезда, ориентированного на жилое строение.

Закрепление парковочных мест за жильцами

Запрещено размещать парковку вплотную к жилому дому

Гостевая и постоянная парковка

При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?

В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой.

Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя.

А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.

Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.

Закрепление парковочных мест за жильцами

Законодатель закрывает глаза на некоторые юридические несоответствия

Понятие постоянной парковки можно законно применять только к тем автостоянкам, которые не находятся на придомовой территории, либо частично ее затрагивают. Это муниципальные общие парковки, а также платные автостоянки на муниципальной земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Многие жители устанавливают во дворах шлагбаумы. При этом в некоторых городах даже выделяются субсидии из местного бюджета на такую установку.

Как же это не противоречит тому, что парковка должна быт гостевой? Все просто – шлагбаум устанавливается вне привязки к парковке.

Собственники земли, поставленной на кадастровой учет, имеют право на ее охрану, и не важно, есть на ее территории парковка или нет.

Общий порядок организации придомовой парковки

Прежде всего, необходимо выяснить один момент – действительно ли земля принадлежит самому дому. Ведь может случиться так, что земля является муниципальной собственностью, в таком случае, действия будут немного другими.

Необходимо выяснить, какие существуют правоустанавливающие документы на интересующую вас территорию. Земля должна являться придомовой территорией и быть поставлена на кадастровый учет. О данном учете часто собственники не знают, а без него любое изменение участка будет являться незаконным. Для того, чтобы получить разрешающие документы на землю, необходимо:

  1. Получить согласие собственников.
  2. Составить межевой план.
  3. Обратиться в муниципалитет (администрацию района).
  4. Оформить участок в придомовую собственность.

Далее следует выполнить следующие действия:

  • получить согласие собственников на саму парковку;
  • подготовить проектные документы;
  • обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы земли и землеустройства;
  • после получения всех необходимых разрешений нанять строительную организацию, которая выполнит данные работы.

Как организовать парковку на придомовой территории самостоятельно? Это возможно, но при обязательном следовании всем пунктам проекта. Если среди жильцов дома есть такие специалисты, почему бы не воспользоваться их услугами, сократив денежные затраты.

Общее собрание собственников

Закрепление парковочных мест за жильцами

Как сделать собственную парковку во дворе?

Закрепление парковочных мест за жильцами
Закрепление парковочных мест за жильцами

Парковочные войны вносят раздор в отношения между соседями по всей стране. Наши города проектировались под гораздо меньшее количество автомобилей, чем есть сейчас. Итог – заставленные машинами дворы, газоны и детские площадки. Выход есть: государство предлагает способ, как оформить стоянку на придомовой территории, угодив всем.

Свод правил в области градостроения устанавливает рекомендуемое число парковочных мест при строительстве новых домов. С учетом того, что на 1000 жителей приходится около 343 личных автомобилей (на самом деле больше), застройщик должен предусмотреть размещение автомобилей 25% из них.

Однако нормы являются рекомендуемые, и многие застройщики их игнорируют. Обычно под парковку отдают большую часть двора новостройки, но в дорогих проектах предусматривается подземный паркинг.

Но что делать жителям старых домов, которые построены до начала всеобщей автомобилизации? А если застройщик никак не выделил парковочные места во дворе?

Вообще проблема автомобилизации не имеет однозначного решения. Минимальная площадь парковки на 1 автомобиль – 11,5 квадратных метров, а если в доме проживает 1000 человек, нужно где-то найти почти 4000 квадратных метров.

Для понимания, это кусок земли 10 x 40 метров (если ставить машины в 2 ряда, плюс еще проезд нужен).

Учитывая, что двор обычно общий для нескольких домов, а жильцов там гораздо больше тысячи, парковка превращается в нерешаемую проблему.

Но даже если такой кусок земли на придомовой территории найдется, его нужно оформить именно как парковку, что не так просто и не дешево.

Места для временной стоянки автомобилей во дворе считаются гостевой парковкой, а жильцы дома должны оставлять свои автомобили на специально отведенных для этого территориях. Такое весьма неоднозначное решение принял недавно Верховный суд.

Естественно, что на сегодняшний день никто не будет проверять, живет ли владелец оставленного авто в этом доме или приехал в гости. Но в будущем проблема может стать более серьезной. Например, в Москве на 5 миллионов зарегистрированных автомобилей приходится 200 тысяч машиномест и гаражей.

Оставить автомобиль на придомовой территории можно в 3 местах:

  • на гостевой парковке (по сути, это любое место во дворе, которое не мешает его жителям, не находится на газоне и не перекрывает въезд-выезд);
  • на постоянной парковке (это уже оформленная по всем правилам и размеченная зона);
  • на собственном машиноместе или в гараже.

Гостевая парковка – это те 1-2 «кармана» во дворе, которых всегда недостаточно. Как оказалось, ставить там авто на ночь нельзя, но это никого не останавливает.

Об оформлении постоянной парковки пойдет речь дальше. Она должна соответствовать СанПиН, быть оформленной по всем правилам, иметь соответствующее покрытие и разметку.

На гостевой и постоянной парковке нельзя «закрепить» за собой какое-то место, разве что в устной договоренности между жильцами. Но если оно будет оформлено уже как машиноместо, претензий к его владельцу точно не возникнет.

В большинстве случаев жители дома не против организовать постоянную парковку. Это дает массу преимуществ – можно установить шлагбаум и не пускать «чужих», можно брать деньги за парковку и т.д.

Оформляем постоянную парковку

Требования к участку

Выделение на придомовой территории постоянной парковке позволяет жильцам беспрепятственно ставить там свои автомобили и запрещать въезд для посторонних. Особенно это актуально в городах с платной парковкой на улицах.

Но согласно Своду правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» к постоянным парковкам выдвигаются определенные требования. Основное касается расстояния до домов и социальных объектов:

  • отжилых домов – от 10 метров (если мест для машин 10 или меньше); от 15 метров (если мест до 50); от 25 метров (если мест до 100); от 35 метров (если мест до 300); от 50 метров (если мест планируется более 300);
  • если это торец жилого дома без окон – от 10 метров (если мест для машин 50 или меньше); от 15 метров (если мест до 100); от 25 метров (если мест до 300).
  • для общественных зданий, образовательных учреждений и больниц автостоянки нужно отодвигать еще дальше;
  • открытые стоянки, рассчитанные более чем на 300 мест, можно размещать только за пределами жилой зоны.

Такие требования нужны, чтобы в случае чрезвычайной ситуации к дому могла беспрепятственно подъехать специальная техника.

Есть требования и к самим местам для стоянки автомобилей:

  • как минимум 10% мест должны предназначаться для водителей-инвалидам;
  • минимальные размеры одного места: 5 метров в длину и 2,3 метра в ширину (если водитель передвигается в инвалидной коляске, ширина увеличивается до 3,5 метров);
  • проезд должен быть шириной минимум 6 метров;
  • если многоквартирный дом выше 28 метров, на стоянке должно быть минимум 2 выезда;
  • для стоянок более чем на 100 мест, отдельные требования есть по дорожному покрытию.

Прежде чем приступать к организации постоянной парковки во дворе, нужно понять, есть ли на придомовой территории подходящий участок. Если двор небольшой и земли свободной нет, можно не начинать сложную процедуру, потому что проект не будет одобрен.

Процедура организации

Выделить зону для парковки во дворе не так прост, так как это требует согласия жильцов дома с одной стороны, и наличия определенных документов с другой.

Если разбить весь процесс по этапам, получится следующее:

Этап 1. Нужно удостовериться, что придомовая территория (земельный участок, на котором находится дом, двор и часть прилегающей территории) выделен в кадастре и оформлен в общую долевую собственность жителей многоквартирного дома.

В случае, если земельный участок не выделен и относится к территории муниципального образования, процесс усложняется – нужно обращаться к кадастровому инженеру и в Росреестр. Об этом будет дальше.

Этап 2. Оформив придомовую территорию в общую долевую собственность (или если она была ранее уже оформлена), можно организовать общее собрание жильцов дома

Вс рф: жильцы многоквартирного дома не вправе использовать гостевую автостоянку во дворе дома для постоянной парковки своих автомобилей

Новости и аналитика Новости Вс рф: жильцы многоквартирного дома не вправе использовать гостевую автостоянку во дворе дома для постоянной парковки своих автомобилей

Закрепление парковочных мест за жильцами

Гостевую стоянку во дворе МКД устроить можно, однако использовать ее иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, нельзя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос – можно ли в принципе устраивать такую стоянку под окнами жилого дома (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 1 ноября 2018 г. № АПЛ18-470).

Дело в том, что санитарное законодательство это допускает. Согласно п. 2.3 и 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» гостевые автостоянки во дворах разрешаются, а вот любые иные, кроме гостевых, – нет.

Гражданин пытался оспорить эти положения СанПин, потому что:

  • фактически на придомовых территориях организуются самые обычные автостоянки под видом «гостевых», и пользуясь таким «прикрытием», разумеется, никто не соблюдает предписанные санитарные разрывы от стоянок до фасадов дома, детских, спортивных и игровых площадок. А раз эти разрывы не соблюдены, то – логично – не соблюдены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне;
  • а стало быть, наличие автостоянки во дворе дома – хотя бы и со статусом «гостевой» –нарушает права обитателей ближайших домов на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • а также нарушает право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • наконец, снижает антитеррористическую защищенность жилых МКД и граждан, проживающих в них, в связи с чем спорные положения СанПин вступают в противоречие с требованиями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

ВС РФ, рассматривая дело в первой инстанции, административному истцу отказал (Решение ВС РФ от 6 августа 2018 г. № АКПИ18-522).

В сжатых и кратких формулировках ВС РФ объяснил, что оспоренные положения СанПин не противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, приняты Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах своей компетенции, правила подготовки и госрегистрации спорного акта соблюдены.

И не добавил ничего о том, как установить баланс между жаждой тишины и чистого воздуха, с одной стороны, и необходимостью парковать автомобили горожан, – с другой.

  • Такое решение административного истца не удовлетворило, и он подал апелляционную жалобу.
  • В этот раз тройка судей ВС РФ вновь отказала истцу, по тем же самым мотивам: гостевые автостоянки на придомовой территории МКД разрешены санитарным законодательством, и противоречия с иными федеральными актами тут нет.
  • Однако на этот раз был рассмотрен довод и о том, что фактически статус «гостевой» придается самой банальной «собственной» автостоянке, на которой из вечера в вечер паркуются жильцы дома.
  • Так вот, практика постоянной парковки автомобилей жильцов – прямо указал ВС РФ – сама по себе является нарушением положений Санитарных правил.

Таким образом, поборники идеи «двор без машин» получили замечательный козырь в свои руки: при наличии упорства и настырности, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая «гостевая» стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома.

Этот факт, в свою очередь, является основанием для привлечения жильцов (и, возможно, УК МКД) к ответственности по ст. 6.3 или 6.4 КоАП.

И хотя это грозит нарастанием социальной напряженности и риском локальных «парковочных» войн, тактика «очищения» дворов от машин способствует улучшению урбанистической политики в целом.

Документы по теме:

Соседи не вправе лишать жильца дома парковки – ВС РФ

Соседи не могут лишить жильца права оставлять свою машину около дома, ключи от шлагбаума, отгораживающего внутренний двор, должны получить все собственники квартир.

Такое разъяснение сделал Верховный суд (ВС) РФ, рассмотревший жалобу москвички, которую соседи лишили права парковать машину во дворе.

Столичные суды не нашли нарушений в таком бытовом конфликте, однако высшая инстанция указала, что жильцы незаконно притеснили права своей соседки.

Жилищный кодекс наделяет собственников правом владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, напомнил ВС.

Однако безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома принадлежит каждому собственнику, а не выборочно, отмечает он.

К тому же закон не предусматривает каких-либо способов ограничения или лишения собственника такого права.

  • Кроме того, указывает суд, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
  • Спор соседей
  • В суд обратилась член Жилищно-строительного кооператива «Эстетика», которая просила служителей Фемиды обязать соседей обеспечить ей беспрепятственный проезд во двор.

Согласно материалам дела, члены кооператива — собственники квартир — на общем собрании приняли решение об установке шлагбаумов, чтобы ограничить доступ во двор посторонних машин.

Изначально истица получила место парковки, и ей выдали ключи от шлагбаума, однако впоследствии ей фактически установили запрет как на свободный проезд к дому, так и на стоянку автомобиля во дворе.

Причем такой запрет распространился не только на саму заявительницу, но и членов ее семьи.

  1. В решении указано, что женщину ограничили в правах за нарушение порядка парковки, однако о каких именно действиях истицы идет речь не уточняется.
  2. Заявительница неоднократно пыталась решить конфликт мирным путем и пыталась убедить соседей выдать ей брелок от шлагбаума, после безуспешных попыток она обратилась в суд.
  3. Однако ни столичный Мещанский суд, ни Мосгорсуд ее требования не поддержали.
  4. Парковка как бонус
  5. Суд установил, что ЖСК «Эстетика» на общем собрании собственников квартир решил оградить придомовую территорию и ограничить въезд во двор чужих машин.

Тогда же было утверждено «Положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории». Кроме того, собрание установило, что решение о предоставлении парковочного места или отказе в его предоставлении принимается исключительно на общем собрании автовладельцев.

  • В случае если в отношении конкретного автовладельца на общем собрании будет принято решение об отказе в предоставлении парковочного места, жилец дома обязан незамедлительно освободить парковочное место и передать ключ доступа (брелок) председателю комиссии автовладельцев, гласят правила ЖСК.
  • Московские суды сочли, что раз истицу лишили парковки по установленному «Эстетикой» порядку, то нарушения ее прав и не было, ведь доступ к своей квартире, собственником которой она и является, женщина имеет, а место для стоянки машин не входит в обязательный «бонус» к квартире.
  • Позиция ВС
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда нашла эти выводы не соответствующими требованиям закона.
  • В своем решении она опиралась на нормы Гражданского и Жилищного кодексов, а также на положения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда.
  • Собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу положений статей 304-305 Гражданского кодекса, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, отмечает суд.
  • Он также цитирует пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса: запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение любых других действий, которые приводят к передаче этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.
  • Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, напоминает ВС.
  • «При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены», — отмечается в решении.
  • ВС указал, что московские суды, поддержав решение о лишении истицы права на парковку, ссылались, что такая мера предусмотрена установленным ЖСК порядком пользования внутридомовым пространством, а само ограждение двора соответствовало требованиям постановления столичного правительства № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».
  • Однако суд не учел, что данным постановлением правительства Москвы не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а, следовательно, и наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля, отмечает высшая инстанция.
  • При таких обстоятельствах ссылка суда на то, что решение общего собрания автовладельцев послужило правомерным основанием для ограничения права истца на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, противоречит приведённым выше нормам материального права, указывается в решении.
  • Гаражный кооператив и его собрания
  • Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом.

В пункте 103 постановления Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е.

определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

  1. Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что одним из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц, считает ВС.
  2. Он также напоминает, что в статье 115 Жилищного кодекса приводится исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива — общее собрание членов жилищного кооператива, конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива, а также правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
  3. Как видно, общего собрания автовладельцев в этой статье нет.
  4. «В связи с чем, решение общего собрания автовладельцев не может быть квалифицировано в качестве влекущего гражданско-правовые последствия», — отмечается в решении.
  5. Таким образом, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь гражданско-правовые последствия в виде ограничения права собственника на использование придомовой территории многоквартирного дома, подчеркивает суд.
  6. ВС отменил определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
  7. Алиса Фокс
  8. © 2010 RIA Novosti
  9. Ссылка на оригинал

Верховный суд объяснил правила парковки во дворах — Российская газета

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка.

Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму.

Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины.

А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда».

А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.

Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений.

И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме.

И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе.

На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. В том числе — местом для парковки

Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года).

Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод.

Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим.

Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.

Как отстоять свое машиноместо на придомовой территории?

Двор многоквартирного дома уже давно стал полем битвы между владельцами автомобилей. Конфликты появляются из-за недостаточного количества мест, кроме того, припарковать свои машины пытаются и не проживающие в конкретном дворе автолюбители. Сводки «с передовой» приходят каждый день. Свежий пример опубликовало издание 1line.

info: в Красноярске парковочные места не поделили мужчина и женщина. По ходу ссоры женщина ударила несколько раз машину ногой и разбила бампер и фару. В итоге полицейские задержали 37-летнюю правонарушительницу. И это еще история без тяжких увечий и жертв.

Часто спорящие для обоснования своих позиций достают травматические пистолеты и бейсбольные биты.

Сильнее всего проблемы с парковкой ощущаются в старых микрорайонах, ведь в Советском Союзе не было предусмотрено большого количества машиномест для каждого дома. Рядом с новостройками таких проблем обычно не возникает: там гораздо больше мест для автомобилей, а во многих современных домах предусмотрены крытые паркинги.

Часто причиной конфликтов может быть незнание горожанами прав, которыми они обладают, на участок вокруг своего многоквартирного дома, на котором жильцы размещают свои автомобили. Зная, что можно делать, а чего нельзя, автолюбителям будет проще улаживать ссоры из-за машиномест и уходить от конфликтов на этой почве.

  • Могут ли жильцы многоквартирного дома закреплять за собой места для машин на прилегающей территории?
  • Могут, но только если данная территория уже оформлена в коллективную собственность, а на общем собрании собственников дома приняли решение о распределении долей между жильцами (собственниками помещений).
  • Кто является собственником территории рядом с многоквартирным домом?

По Жилищному кодексу РФ, земельный участок, находящийся рядом (примыкающий) с многоквартирным домом – это общая долевая собственность, на нее имеют право владельцы всех (не только жилых) помещений в многоэтажке.

После проведения кадастрового учета данной территории она переходит во владение собственников помещений в доме.

Завершив необходимые процедуры, уже по закону можно распоряжаться двором, ограничивать туда въезд, ставить шлагбаум, перекрывать периметр забором.

У нас участок не поставлен на кадастровый учет, все жильцы дома хотят его приватизировать. Что нам делать?

Чтобы оформить право собственности на придомовую территорию, надо сделать следующее. Сначала провести собрание собственников помещений многоквартирного дома. Для этого нужно инициировать собрание собственников: это может сделать любой человек, владеющий в доме помещением, группа собственников, а также управляющая компания.

Если инициатором выступает один человек, ему нужно направить заказным письмом с уведомлением приглашение на собрание каждому жильцу (либо вручить лично в руки под подпись).

Это должно произойти не позднее десяти дней до проведения самого собрания.

В случае если собрание готовит группа собственников (владеющая не менее чем 10% площади многоквартирного дома), можно обратиться в управляющую компанию (или иной орган самоуправления дома) для инициирования общего собрания собственников.

Куда обращаться, если во дворе не хватает парковочных мест?

Как в Москве, так и в других крупных городах припарковать машину во дворе многоэтажного дома удается далеко не всем и не всегда. Практика показывает, что решить вопрос с автопарковкой – достаточно сложная задача. Юристы рассказывают, что делать, если не хватает парковочных мест и куда в этом случае обращаться владельцам квартир.

В соответствии с санитарными и строительными правилами при проектировании дворовых территорий жилой застройки выделяют гостевую парковку и автостоянку. Автостоянка – это огороженная территория для длительного хранения автомобилей, которая не может находиться ближе 25-35 метров от жилых домов. Гостевая парковка – это те самые карманы во дворах, где можно ненадолго оставить свою машину

При этом в современных стандартах проектирования дворов не предусмотрено количество парковочных мест, равное количеству квартир.

Пользоваться парковочным местом могут все жильцы дома, а вот огораживать место под индивидуальную парковку запрещено, отмечает юрист Екатерина Машкова. Более того, согласно п. 4 ст.

37 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир многоквартирных домов (МКД) не вправе приватизировать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Что делать, если не хватает парковочных мест?

Расположение и количество парковочных мест определяется при проектировании нового дома и потом закрепляется на соответствующих планах. Поменять их можно, приложив усилия, и для этого не всегда потребуется жаловаться депутатам и мэру. Наиболее распространенный вариант решения вопросов с парковкой – обустройство общего паркинга на придомовой территории и во дворе многоквартирного дома.

«Для этого необходимо решение общего собрания жильцов, при этом нужно руководствоваться требованиями градостроительных правил, согласно которым от регулярной парковки требуется выдержать расстояние минимум 10 м до жилого здания.

Но часто таких мест уже не хватает и хочется оборудовать парковку на прилегающей городской земле», – отмечает доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Грызенкова.

Если предстоят общественные слушания, то каждый гражданин вправе внести свои предложения. Приоритет – коллективным обращениям, которые показывают, что проблема затрагивает не только одного человека. Если же таких слушаний нет, то целесообразно направлять обращения в префектуру или мэрию, причем у коллективных обращений от жителей или общего собрания жильцов приоритетность выше.

В случае оборудования парковки общего пользования вдоль дороги, изменения условий парковки с бесплатной на платную, установки знаков, регламентирующих парковку, остановку или только посадку-высадку пассажиров, обращаться следует в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и ГИБДД.

В соответствии с российским законодательством такие парковки вполне могут быть оборудованы и внесены в список общедоступных, а жильцы могут получить разрешение на парковку, которое будет действовать и на соседних улицах.

Для новоселов часто это наиболее актуально, так как в целях повышения популярности платного паркинга рядом с домом установлены знаки «Остановка запрещена», но их вполне можно заменить на менее строгие, рассказывает Грызенкова.

Куда обращаться?

В соответствии с ЖК РФ земельный участок, на котором расположен МКД с прилегающей территорией, необходимой для его эксплуатации, принадлежит собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности. Общее собрание собственников МКД вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе введение ограничений пользования им.

Данная норма предусматривает совместное использование земельного участка, на котором расположен дом. По общему праву парковочные места на придомовой территории не подлежат закреплению за конкретным владельцем. В текущий момент отсутствуют обязательные нормы обеспеченности жильцов МКД парковочными местами.

«В случае, когда парковочных мест на придомовой территории недостаточно, собственники вправе парковаться на парковке, организованной органами государственной и муниципальной власти.

В случае отсутствия такой жильцы могут обратиться в органы государственной и муниципальной власти с соответствующим предложением. Надо понимать, что при обращении в местную администрацию никто индивидуальное парковочное место собственнику не предоставит.

Поэтому обратиться можно с заявлением об организации общей парковки на муниципальной земле», – говорит Михаил Паюшин, управляющий партнер юридической компании Freeviser.

«Для обращения в администрацию сначала все-таки придется проделать ряд действий, чтобы обращаться к чиновникам во всеоружии. Проверьте на публичной кадастровой карте, к какому виду разрешенного использования относится выбранный вами для парковки участок и кто является его правообладателем», – говорит юрист Евгения Нестяк.

[bvi text=»Версия для слабовидящих»]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *