Как определить главную дорогу во дворах
Перейти к содержимому

Как определить главную дорогу во дворах

  • автор:

Как определить главную дорогу, если нет знаков

Сначала будет дан ответ на вопрос одного из читателей по проезду перекрестка, у которого «некомплект» знаков приоритета.

После, рассмотрим, как на таком или похожем перекрестке определить главную дорогу, если «не хватает» знаков приоритета.

Вопрос читателя. Есть обычный крестообразный перекресток. Знак «Уступите дорогу» стоит только с одной противоположной стороны, больше знаков нет.

Могу ли я первым повернуть направо, или должен пропустить автомобиль, который едет мне навстречу, и поворачивает налево?

Ответ. Да, можете, потому что в соответствии с пунктом 13.12 ПДД, водитель вашего встречного автомобиля обязан уступить вам дорогу.

Теперь, рассмотрим эту ситуацию по порядку, а также разберемся, как определить главную дорогу, если на перекрестке нет знаков приоритета, или таковых по разным причинам не хватает.

Наличие перед перекрестком хотя бы одного знака из группы знаков приоритета говорит о том, что это перекресток неравнозначных дорог (неравнозначный перекресток).

Когда идет речь о неравнозначном перекрестке, то в первую очередь необходимо выяснить, какая из дорог перекрестка является главной. Соответственно, вторая дорога будет второстепенной.

Как определить главную и второстепенную дороги на перекрестке подробно описано в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков. Ниже по тексту — краткое изложение.

Если на перекрестке нет знаков приоритета (они отсутствуют), смотрите на покрытие дороги: твердое покрытие главнее насыпного (либо грунтового).

В случаях, когда покрытие различить не удается, вы должны считать, что едете по второстепенной дороге.

Но если вы увидели хотя бы один! знак приоритета, то определить главную дорогу становится гораздо проще.

Если бы автор вопроса был уверен, что он едет по главной дороге, то вопрос с приоритетом у него бы не возник.

Потому что при повороте направо с главной дороги ПДД не обязывают уступать дорогу транспортным средствам. Поворот направо с главной дороги перекрестка по отношению к другим ТС всегда приоритетный.

При повороте направо пункт 13.1 ПДД обязывает уступить дорогу только пешеходам (велосипедистам, СИМ), пересекающим проезжую часть дороги на которую совершается поворот.

Предположим, что покрытие обеих пересекающихся дорог одинаковое. Т.е. только лишь по покрытию (официально — это дорожная одежда) вы не можете определить статус дороги.

Но вы замечаете, что на противоположном конце перекрестка со встречного направления установлен единственный знак 2.4 «Уступите дорогу».

Его легко узнать с тыльной стороны – это перевернутый вершиной вниз равносторонний треугольник. Все. Никаких других знаков приоритета больше нет.

Оттуда же, со встречной дороги на перекресток выезжает автомобиль, и «мигает» поворотником налево.

Вы, соответственно, уже подъехали к перекрестку, и вам нужно либо «прямо», либо «направо», как было задано в вопросе. Каковы будут ваши действия?

С вашей стороны знаков приоритета нет, и вы знаете, что пункт 13.13 ПДД указывает на следующее:

«Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге».

Таким образом, если вы не можете определить статус дороги, то вам следует предположить, что вы подъехали к перекрестку по второстепенной дороге!

При этом, «встречный» знак 2.4 вам виден тыльной стороной, другие знаки отсутствуют, а это значит, что пересекаемая дорога будет считаться главной (других вариантов нет).

Далее, в первую очередь вам нужно смотреть, есть ли машины на главной дороге, и насколько они далеко, потому что у них преимущество перед вами (пункт 13.9; они – на главной дороге, вы – на второстепенной дороге).

Вы и ваш встречный оппонент находитесь в равных правах (оба на второстепенной дороге), следовательно, ваш оппонент, поворачивая навстречу вам налево, обязан уступить вам дорогу в соответствии с пунктом 13.12 ПДД.

Разъезд при дальнем и ближнем знаке

Но есть одно «но». Использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда будете убеждены, что вам действительно уступают дорогу.

Едущий вам навстречу, к примеру, может предположить, что ваш автомобиль еще далеко, и он успеет проехать, поэтому прибавит «газу». Подобные предположения часто заканчиваются столкновением.

Теперь, как быть, если единственный знак 2.4 «Уступите дорогу» будет расположен только с вашей стороны.

В таком случае вам уже не придется гадать, какой статус у вашей дороги — вы на 100% будете уверены, что ваша дорога второстепенная, т.е. вы въезжаете на перекресток с второстепенной дороги.

Как и в первом варианте, сначала все ваше внимание должно быть обращено на движение по пересекаемой главной дороге, одновременно следите за встречным автомобилем.

Предположим, что главная дорога свободна, и вы начинаете движение. Дальнейшие ваши действия будут зависеть от того, в каком направлении вы поедете, с учетом намерений вашего встречного оппонента.

  • Если вам нужно повернуть налево, а встречному «прямо» — тогда пропускаете встречного и совершаете поворот налево;
  • Если встречному так же, как и вам, нужно повернуть налево, то вы разъезжаетесь правыми бортами, не мешая друг другу;
  • Если вам нужно «прямо» или «направо» — тогда действуете по рассмотренному выше сценарию. Эти ситуации отличаются тем, что знак 2.4 стоит на другой стороне дороги (теперь с вашей стороны).

Варианты разъезда когда ближний знак

Теперь, несколько слов о том, когда вы изначально двигались по главной дороге, и подъехали к перекрестку, перед которым вы не обнаруживаете знака 2.1 «Главная дорога».

Такой вариант расстановки знаков описан в статье Через перекресток по главной дороге. Суть в следующем.

Если событие происходит в населенном пункте, то по предложенной выше схеме (она подробно рассмотрена в статье Проезд нерегулируемых перекрестков) ищите знаки на других сторонах перекрестка.

Когда главная дорога заканчивается, то перед перекрестком устанавливают знак 2.4 «Уступите дорогу», и вместе со знаком 2.4 может быть установлен знак 2.2 «Конец главной дороги».

Т.е. о том, что главная дорога закончилась, с большой долей вероятности вам должно быть понятно.

Если же у вас возникают сомнения в том, что вы находитесь именно на главной дороге, а не на второстепенной, то на этот счет есть одно универсальное правило:

Свое преимущество целесообразно использовать только в том случае, когда вы уверены в том, что вам уступают дорогу. Имея приоритет, и уступая при этом дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.

В случае, если же вы движетесь за пределами населенного пункта, то имейте в виду, что знаки 2.3.1-2.3.7 (пересечение и примыкание второстепенной дороги) устанавливают заблаговременно до перекрестка.

Соответственно, перед перекрестком вы их не увидите. Но перед выездом с второстепенной дороги будет установлен знак 2.4 «Уступите дорогу», вы его можете увидеть с его тыльной стороны.

Вместо знака 2.4 еще могут установить знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Его невозможно перепутать с другими знаками, он имеет форму шестигранника. С тыльной стороны его различить не сложно.

Вот, в принципе, и все о том, как определить главную дорогу перекрестка, если нет или не хватает знаков приоритета.

Если же у вас возникнет предположение, что на таком перекрестке (с одним знаком приоритета) главная дорога изменяет свое направление, то нужно вспомнить следующее:

Знак 8.13 «Направление главной дороги» имеет форму квадрата, на котором схематично изображен перекресток, и такой знак должен быть установлен на всех! (в данном случае – четырех) сторонах перекрестка.

Т.е. полный комплект знаков приоритета на таком перекрестке 4+4 шт. (два знака 2.1 «Главная дорога», два знака 2.4 «Уступите дорогу» и четыре знака 8.13 «Направление главной дороги»).

О проезде таких перекрестков, точнее, как не «заблудиться» в статусах дорог, можно прочесть в статьях, размещенных в конце текста.

Приоритеты на «обычных» неравнозначных перекрестках рассмотрены в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как определить главную дорогу, если нет знаков», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 08.07.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Главная дорога: кто должен уступить при разъезде во дворе

Припаркованные машины повсюду и узкие проезды, каким-то чудом сохранившиеся между ними — реальность, в которой обитают миллионы автомобилистов в больших городах. Большинство из них ежедневно оказываются в ситуациях, когда непонятно: кому в таких условиях ехать прямо, а кому следует сдавать назад.

Поделиться

Изображение Главная дорога: кто должен уступить при разъезде во дворе

«Упершиеся» капот к капоту машины в узеньком дворовом проезде и их водители с помощью криков и мата выясняющих, кому из них придется в итоге уступать проезд — достаточно типичная картина для каждого городского жителя. Особенно часто подобные микродрамы разворачиваются либо в совсем старых микрорайонах, либо в антураже новеньких многоквартирных небоскребов, «натыканных» проектировщиками вплотную друг к другу.

И там, и там о нуждах автомобилистов при строительстве никто не думал, а теперь последние вынуждены мучиться сами и мучить друг друга, протискиваясь по щелеподобным проездикам между домами. Скажем сразу, что с точки зрения ПДД, такие места — довольно гиблое место. Поскольку придомовые проезды дорогами не являются. Все это — «прилегающая территория». А правила встречного разъезда, излагаемые в разделе 11 ПДД, распространяются лишь на дороги.

То есть, если едешь по двору вдоль ряда припаркованных справа от тебя машин и впереди навстречу тебе появляется другое авто, извлечь из Правил рецепт для выхода из подобной ситуации не получится. Тут закрепленный в них принцип «на чьей стороне помеха, тот и уступает» никакой силы не имеет. Получается, что решение отдается на откуп самим водителям — кому сдавать назад, а кому нет. Чаще всего, здравый смысл торжествует и автовладельцы быстро соображают: кому меньше или проще сдавать назад — тот и освобождает проезд, включая заднюю передачу.

Тест-драйв Chrysler Pacifica: стремительный утюг

Испытываем уникальный для российского рынка вэн

Тест-драйв Chrysler Pacifica: стремительный утюг

Читайте также

Еще один резон сдать назад возникает, когда навстречу движется грузовик. Его водителю гораздо сложнее двигаться задним ходом, даже если речь идет о паре десятков метров. Он вполне может задеть при этом припаркованную машину и заблокирлвать проезд в ожидании вызвнного для оформления ДТП наряда ДПС. Проще потерять пять минут, уступив большегрузу, чем оказаться на пару часов запертым в собственном дворе. Заметим, что дворовое «правило грузовика» имеет смысл распространять и на машины, пилотируемые дамами — из тех же соображений.

Когда же речь идет о затыках в местах пересечения дворовых проездов, на этих своеобразных перекресточках нужно помнить следующее. Хотя, как мы выяснили выше, ПДД в таких условиях не сильно помогают, в случае аварии в подобном месте правило «помехи справа» действует железно — при определении виновника ДТП. Это обстоятельство следует иметь в виду при разъездах в этого типа «узкостях».

Еще один нюанс касается въезда во дворы с дороги. По ПДД, находящийся на ней имеет преимущество перед авто, пытающимся выехать с «прилегающей территории». Только на практике куда правильнее поступать наоборот — дать выехать людям из двора, а потом уже самому туда заезжать. Ведь если действовать строго согласно букве ПДД, выезжающим следует сдать назад вглубь дворовой территории — чтобы пропустить машину, желающую заехать туда же с «главной».

Подобное поведение просто перекрыло бы выезд со двора, вынудив всех участников этого действа остаться на месте до скончания времен.

Легкость бытия: тест-драйв бюджетной версии Infiniti Q50

Даешь премиум для народа!

Как определить главную дорогу

Добрый день!
чуть не въехал в Москвич недавно на одном перекрестке. Вкратце.
Т-образный перекресток. Еду по дороге, которая имеет продолжение (в которую СПРАВА примыкает другая дорога под углом 100-100 градусов).
Мне не уступает дорогу москвич, едущий по примыкающей дороге и я еле успеваю оттормозиться. Я очень сильно ругал его про себя, зная, что там висит знак «уступи дорогу». Через несколько дней я заметил, что знака там уже не висит. Вопрос: как определить главную дорогу?
не тыкайте носом в правила, читал я всё там. Знаков нет — покрытие одинаковое. Неужели считать равнозначными?
Может есть где определение, что любая дорога без продолжения и без знаков считается второстепенной, а?

31 авг уста 2006
Как определить главную дорогу
47,8K
просмотров
31
участник
86
сообщений
Derini
31 авг уста 2006
Litus, если нет знаков, значит перекресток равнозначный и машину справа надо пропустить.
Angler
31 авг уста 2006

Не нужно умничать — нет знаков, покрытие одинаковое, значит и дороги равнозначные. Значит вступает в действие помеха справа. УступИте дорогу — так в любом случае дешевле будет — Вам же не будет легче от того, что Вы правы, но. в больнице.

kirill-t2005
31 авг уста 2006
Да ушш, тижолый случай
Канэшна если Вы на форде, а он на маскиче, то у Вас главная дарога
Mazenrab
31 авг уста 2006

Щас отвечу в стиле реального пацана

Уже бесят чурки правил не читающие. Напокупают прав уроды и считают что если по прямой едут так и уступать никому не надо!

Ну а если серьезно, то в правилах (которые вы отчего-то не любите) четко описано что вы должны делать и кому должны уступать У вас на перекрестке равнозначных дорог помеха справа — в данном случае вы обязаны пропустить автомобиль с примыкающей дороги.

Злой Пионер
31 авг уста 2006

более того , даже если знак уступи дорогу был бы, при столкновении была бы обоюдка, тк у него свои знаки а у вас свои , и если главная дорога не висит надо уступать какой бы знак там не висел у него

Mazenrab
31 авг уста 2006

giy
хотя по ГОСТу и должны идти в паре уступи и главная, с последним не совсем согласен. дело в форме знаков. знак уступи дорогу треугольный что вообще говоря сделано для того чтобы в режиме нехватки знаков водители видели какой знак у примыкающих дорог.
но реально случаев когда оперируя этим была доказана своя правота я не знаю если честно.

Dr.Flyer
31 авг уста 2006

цитата:
более того , даже если знак уступи дорогу был бы, при столкновении была бы обоюдка, тк у него свои знаки а у вас свои , и если главная дорога не висит надо уступать какой бы знак там не висел у него

нефига подобного! главная дорога может быть повешена в начале улицы! и не обязательно их развешивать на каждом столбе! перед каждым перекрестком. Хотя сейчас пошли именно вторым путем, чтобы снять все вопросы!
Обоюдкой здесь не пахнет! Висит уступи — значит уступи. иначе бы все стояли и никуда бы не поехали.

31 авг уста 2006

цитата:
Может есть где определение, что любая дорога без продолжения и без знаков считается второстепенной, а?

По главной едет тот, у кого тачка крепче

Конечно, если нет знака, дороги считать равнозначными.

Adios_
31 авг уста 2006

Как узнать, где главная дорога.
Допустим, что мы едем по главной дороге. Соответственно, мы никого не пропускаем. Если во время нашего движения не происходит никаких ДТП, то наше предположение верно. Если произошло ДТП и мы виноваты, то предположение было неверно, если же не виноваты, то опять же — предположение верно.
Действуйте!

Полюбому
31 авг уста 2006
Второстепенные дороги только в сказке. В жизни любая дорога -ГЛАВНАЯ.
ПОЛЮБОМУ.
Grigoriy
31 авг уста 2006

К сожалению, действительно обычно знаки «главная дорога» ставят в начале улицы. И плевать, что перекрестков после установки этого знака могут быть десяток. А вот «уступи дорогу» ставят перед каждым перекрестком (в случае необходимости). И если я свернул на главную, то я могу и не знать, что это главная, т.к. знак был повешен до того места. И примет ли суд довод, что надо смотреть на знак, обращенный к тебе тыльной стороной треугольником вниз, я не знаю. Так что вопрос имеет место быть.

Злой Пионер
31 авг уста 2006

ГОСТ 23457-86
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

.
2.3. Знаки приоритета

2.3.1. Знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.

2.3.2. Знак 2.1 «Главная дорога» должен применяться для обозначения дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков и устанавливаться в начале дороги.

В населенных пунктах знак 2.1 должен повторяться перед каждым перекрестком. Перед перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а на пересекающей дороге имеется не более четырех полос, допускается устанавливать знак 2.1 размером 350Х350 мм.

Допускается не повторять знак 2.1 перед съездами пересечений дорог в разных уровнях.

Перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перекрестками со сложной планировкой знак 2.1 должен устанавливаться с табличкой 7.13 вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии от 50 до 100 м от перекрестка.

2.3.3. Знак 2.2 «Конец главной дороги» должен применяться для обозначения конца дороги, обозначенной знаком 2.1.

Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов должен быть установлен совместно со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 7.1.1 или 7.1.2, в населенных пунктах — совместно со знаком 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно совместно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах — предварительно с табличкой 7.1.1.

Прилегающая территория или перекресток?

Перекресток

Сегодня будет рассмотрен очередной спорный вопрос правил дорожного движения. Речь пойдет о том, как определить, что находится перед Вашим автомобилем: перекресток или выезд с прилегающей территории.

На самом деле многие водители не задумываются над этим вопросом до тех пор, пока сами не окажутся в неоднозначной ситуации.

Напомню, что правила проезда прилегающих территорий и перекрестков несколько отличаются. Например, движение задним ходом на перекрестках запрещено. Отличаются также и правила приоритета при проезде равнозначных перекрестков и выездов с прилегающих территорий.

В этой статье мы рассмотрим признаки, по которым можно точно определить перекресток или прилегающую территорию, а также признаки, которые не дают нам никакой информации о пересекаемой проезжей части. Приступим.

Понятия перекресток и прилегающая территория

Начнем с рассмотрения основных понятий, которые будут использоваться в статье:

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Итак, согласно этим понятиям, основное отличие перекрестка и прилегающей территории состоит в объектах инфраструктуры, к которым ведет пересекаемая проезжая часть.

Пример перекрестка ( его панорама ):

Перекресток

Пример прилегающей территории — выезд из двора ( его панорама ):

Выезд из двора

Итак, две предыдущие картинки не вызвали у Вас никаких затруднений, однако на практике так бывает далеко не всегда.

Спорные выезды на дорогу

Рассмотрим парочку неоднозначных ситуаций ( панорама 1 и панорама 2 ):

Пересечение проезжих частей

Непонятный объект

Посмотрите внимательно на картинки выше и ответьте на вопрос, что изображено на каждой из них: перекресток или выезд с прилегающей территории?

Поразмыслили? Поняли, что все не так уж и однозначно? Ни в одном из этих примеров невозможно понять, что находится перед нами, не заезжая в приведенные съезды. Т.е. первый вывод, который сделаем по результатам этой статьи, — далеко не всегда можно понять, что перед нами: перекресток или пересечение проезжих частей.

Поэтому предлагаю рассмотреть признаки, которые помогут нам в дальнейшем понять, какой объект перед нами.

Признаки перекрестка

1. Светофоры. Стандартные светофоры, в соответствии с ГОСТ, устанавливаются только на регулируемых перекрестках и регулируемых пешеходных переходах. Они никогда не регулируют выезды с прилегающих территорий.

2. Дорожные знаки 2.3.1-2.3.7 устанавливаются только перед перекрестками:

Знак 2.3.1 Пересечение со второстепенной дорогойЗнак 2.3.2 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.3 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.4 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.5 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.6 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.7 Примыкание второстепенной дороги

Также только перед перекрестками устанавливается табличка 8.13:

Знак 8.13 Направление главной дороги

Обратите внимание, что других отличительных признаков у перекрестков нет. Например, знаки «Уступите дорогу» или «Главная дорога» ничего определенного Вам не говорят, однако об этом чуть позже.

Признаки прилегающей территории

Прилегающая территория не обозначается никакими дорожными знаками, поэтому судить о ней можно только по объектам, к которым ведет дорога. Например, вплотную к дороге может располагаться АЗС или автостоянка. Это прилегающие территории.

Тем не менее нельзя утверждать, что если сбоку от дороги есть заправка, то Вы съезжаете на прилегающую территорию. Приведу пример, чтобы пояснить сказанное:

АЗС около дороги

Предположим, что наш автомобиль едет по большой дороге справа налево. На первый взгляд водителю может показаться, что выезжающий сверху автомобиль покидает автозаправочную станцию, т.е. выезжает с прилегающей территории. На самом же деле этот автомобиль едет по маленькой дороге и выезжает на равнозначный перекресток. Думаю, идея ясна.

Второй важный вывод: Не всё то прилегающая территория, что АЗС или стоянка.

Знаки, сбивающие с толку

Рассмотрим несколько дорожных знаков, которые могут сбить с толку водителя:

Знак 2.1 Главная дорогаЗнак 2.4 Уступите дорогуЗнак 2.5 Движение без остановки запрещено

Обратите внимание, что знак «Главная дорога» устанавливается не только перед перекрестками, но и на других участках дорог. Т.е. на практике возможна ситуация, когда знак главная дорога установлен перед выездом с прилегающей территории.

Что касается знаков «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено», то они также могут устанавливаться на выездах с прилегающих территорий.

Три перечисленных знака не помогут нам в вопросе определения перекрестка или прилегающей территории. Запомните это.

Что делать в спорной ситуации?

Давайте еще раз вернемся к одному из неоднозначных примеров из начала статьи:

Пересечение проезжих частей

Как Вы уже догадались, на данной картинке изображен «неизвестный» объект и водитель не может однозначно понять, что перед ним. Что же делать?

Все довольно просто. Если Вы не понимаете, что перед Вами, то считайте, что Вы попали в худшее положение. В данном случае худшее положение — это равнозначный перекресток.

Т.е. двигаться задом на нем нельзя, а также следует уступать дорогу автомобилям, въезжающим на перекресток справа относительно Вас. Это убережет Вас от возможных штрафов ГИБДД, ведь, как известно, полицейские любят трактовать неоднозначности ПДД против водителя.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 июня 2020
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *