Как называется прибор который показывает зарядку аккумулятора
Перейти к содержимому

Как называется прибор который показывает зарядку аккумулятора

  • автор:

Приборы для проверки свинцово-кислотных аккумуляторов

Свинцово-кислотные аккумуляторы, на первый взгляд, очень просты по конструкции. Но оборотной стороной такой простоты является необходимость точно выдерживать определенные правила по эксплуатации аккумулятора. Только тогда он реализует заявленное производителем количество циклов заряд-разряд, а иногда и покажет лучший результат. Для этого потребуется дополнительное оборудование, о котором и пойдет речь в статье.

Сульфатация пластин аккумулятора

Основная опасность, которая существует для свинцово-кислотного аккумулятора — хранение устройства в разряженном состоянии. При этом происходит процесс так называемой сульфатации — осаждения на пластинах сульфата свинца (PbSO4), являющегося диэлектриком. Минимально допустимое напряжение на клеммах аккумулятора обычно приводится в его документации. Например, для большинства свинцово-кислотных аккумуляторов с номинальным напряжением 12,6 В минимальное напряжение, после которого начинается процесс интенсивной сульфатации пластин аккумулятора, составляет 10,8 В.

Измерение напряжения и внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей

Простейшим видом контроля аккумулятора является измерение ЭДС на его клеммах. При ЭДС меньше минимально допустимого уровня аккумулятор подзаряжают до номинального напряжения на клеммах. Но такой метод пригоден только для заведомо исправных аккумуляторов. Если пластины уже покрыты толстым слоем сульфата свинца, то у аккумулятора будет высокое внутреннее сопротивление. При этом ЭДС на клеммах может быть на номинальном уровне, но аккумулятор будет быстро разряжаться или вообще не сможет обеспечить требуемый ток в нагрузке. Вольтметр этого обнаружить не сможет. Тем не менее, при своевременном обнаружении сульфатации на пластинах, аккумулятор еще можно спасти, о чем пойдет речь чуть ниже.

Для контроля аккумулятора с возможностью оперативного обнаружения неисправности требуется специальный прибор. Помимо напряжения на клеммах, он должен измерять внутреннее сопротивление (или проводимость) аккумулятора. Сравнив измеренные значения с приведенными в документации на аккумулятор, можно сделать вывод о пригодности батареи для дальнейшей эксплуатации. Примером такого прибора является Kongter 3915. Его важным преимуществами являются наличие большого цветного ЖК-дисплея и удобной клавиатуры.


Тестер аккумуляторных батарей Kongter BT-3915

Зависимость силы тока, протекающего через аккумулятор, от разности потенциалов на его выводах, является нелинейной величиной. Поэтому внутреннее сопротивление аккумулятора, измеренное по постоянному току, носит скорее оценочный характер, так как зависит от многих факторов. Для многих практических применений такой точности достаточно — принимается решение исправен/неисправен аккумулятор. Но, если вы хотите понять, стоит ли возиться с восстановлением аккумулятора, требуется более точно измерить внутреннее сопротивление. Повысить точность измерения внутреннего сопротивления батареи можно, если производить это на переменном токе. Именно такой способ реализован в приборе Kongter BT-301. Другой важной особенностью прибора является наличие в нем дополнительной функции проверки никель-кадмиевых аккумуляторов.


Анализатор состояния аккумуляторных батарей BT-301

Приборы для измерения ёмкости аккумулятора

Перечисленные выше приборы требуют для принятия решения определенным образом трактовать их показания. Для этого, во-первых, нужен персонал высокой квалификации, а, во-вторых, документация на аккумулятор, чтобы было с чем сравнить измеренные параметры. Но существуют и простые в использовании тестеры аккумуляторов, измеряющих напряжение и емкость аккумулятора. При этом достаточно приложить тестер к клеммам аккумулятора на несколько секунд. Далее емкость и напряжение сравниваются с указанными на корпусе аккумулятора.

Недостатком такого способа проверки аккумуляторов является то, что для него используется способ измерения емкости, характеризующийся невысокой точностью и работающий в ограниченных границах диапазона емкостей. Тем не менее, для практического применения возможностей такого тестера вполне достаточно.

Примером компактных и простых в использовании измерителей емкости аккумуляторов является серия приборов «Кулон» отечественного производства. Время измерения составляет 4 с. В процессе измерения на аккумулятор подается сигнал особой формы. По отклику определяется активная площадь пластин, на основании чего вычисляется емкость.

Следует отметить, что для критически важных применений измерение емкости аккумулятора следует проводить методом контрольного разряда, например, с помощью блока нагрузки Kongter K-900. Суть проведения контрольного разряда состоит в том, что к полной цепи аккумуляторной батареи необходимо подключить нагрузочный блок, который будет постепенно разряжать аккумуляторную батарею и тем самым фиксировать реальную (измеренную) емкость аккумуляторной батареи.


Блок нагрузки для аккумуляторных батарей Kongter K-900

Хочется отметить, что любые АКБ, в том числе и «необслуживаемые», требуют периодической диагностики. В этом случае вы добьетесь не только безотказной работы АКБ, но и повысите надежность всей электрической сети.

Как называется прибор, который измеряет уровень заряда аккумулятора, при контакте с клеммами? Типа вольтметра.

Вам продавец показал, что аккум имеет напряжение на клеммах 12,5В, что означает примерно — батарея заряжена на 80%.
Так же используется нагрузочная вилка для проверки состояния АКБ. Она подключается к клеммам и удерживается несколько секунд (как правило не более 10сек). При этом напряжение на клеммах просаживается на 3-4 Вольта и через 3-4сек должно начать медленно расти (по 0,2-0,3В)
Если вы увидели рост, значит аккум живой.
А в зависимости от напряжения до подключения нагрузочной вилки определяется степень его заряженности.

Похожие вопросы

Какие существуют индикаторы заряда автомобильного аккумулятора

Аккумулятор играет ключевую роль при запуске двигателя автомобиля. И насколько успешным будет этот запуск, во многом зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи. А многие из нас контролируют уровень заряда АКБ? Называется, ответьте себе сами на этот вопрос. Поэтому высока вероятность того, что вы в один прекрасный день не заведёте автомобиль из-за дохлого аккумулятора. Собственно, сама проверка степени зарядки несложная. Нужно просто периодически измерять напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром или вольтметром. Но было бы гораздо удобнее иметь простой индикатор, показывающий состояние заряда аккумулятора. О таких индикаторах пойдёт речь в этом материале.

Какие бывают индикаторы заряда автомобильного аккумулятора?

Технологии не стоят на месте и производители автомобильной техники изо всех сил стараются сделать поездки на автомобиле и его обслуживание максимально комфортным. Поэтому на современных автомобилях в бортовом компьютере, среди прочих функций, можно найти данные о напряжении аккумуляторной батареи. Но такие возможности есть далеко не на всех автомобилях. На старых авто может присутствовать аналоговый вольтметр, по которому достаточно сложно понять, в каком состоянии находится АКБ. Для новичков в автомобильном деле советуем ознакомиться с материалом о норме заряда аккумулятора автомобиля.

Индикатор заряда автомобильного аккумулятора

Поэтому стали появляться всевозможные индикаторы заряда аккумуляторных батарей. Их стали делать, как на аккумуляторах в виде гидрометров, так и дополнительных информационных дисплеев на автомобиле.

Такие индикаторы заряда выпускаются и сторонними производителями. Их достаточно легко разместить где-нибудь в салоне и подключить в бортовую сеть. Кроме того, в интернете есть несложные схемы изготовления индикаторов заряда своими руками.

Давайте, разберём все эти разновидности индикаторов для АКБ подробнее.
Вернуться к содержанию

Встроенный индикатор заряда на аккумуляторе

Встроенные индикаторы заряда можно встретить преимущественно на необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. Это поплавковый индикатор, который ещё называют гидрометром. Давайте, посмотрим, из чего он состоит и как работает. На фотографии ниже можно посмотреть, как этот индикатор выглядит на корпусе аккумулятора.

Встроенный индикатор автомобильного аккумулятора

Встроенный индикатор автомобильного аккумулятора

А вот так он выглядит, если достать его из аккумулятора.

Индикатор снятый с аккумулятора

Индикатор снятый с аккумулятора

Схематично устройство встроенного индикатора АКБ можно представить следующим образом.

Схематическое устройство индикатора заряда АКБ

Схематическое устройство индикатора заряда АКБ

Принцип действия у большинства гидрометров следующий. Индикатор может показывать три различных положения в следующих ситуациях:

  • По мере зарядки аккумулятора увеличивается плотность электролита. При этом поплавок в форме шарика зелёного цвета поднимается по трубке вверх и становится виден через световод в глазок индикатора. Обычно зелёный шарик всплывает при степени заряженности батареи от 65 процентов и выше;
  • Если шарик тонет в электролите, то значит плотность ниже нормы и заряд батареи недостаточен. В этот момент в «глазок» индикатора будет видна трубка индикатора чёрного цвета. Это будет говорить о необходимости зарядки. В некоторых моделях добавляют шарик красного цвета, который поднимается по трубке при пониженной плотности. Тогда в «глазке» индикатора будет красный цвет;
  • И ещё один вариант – это понижение уровня электролита. Тогда через «глазок» индикатора будет видно поверхность электролита. Это будет говорить о необходимости доливки дистиллированной воды. Правда, в случае необслуживаемого аккумулятора сделать это будет проблематично.

АКБ заряжена

Аккумулятор требует зарядки

Аккумулятор требует зарядки

Требуется долив воды

Требуется долив воды

Такой встроенный индикатор позволяет провести предварительную оценку степени заряженности АКБ. В полной мере на показания гидрометра полагаться не следует. Если почитать многочисленные отзывы о работе этих устройств, то становится ясно, что они часто показывают неточные данные и быстро выходят из строя. И на это есть несколько причин:

  • Индикатор установлен только в одной из шести банок аккумуляторной батареи. Это значит, что данные по плотности и степени заряженности у вас будут только по одной банке. Поскольку сообщения между ними нет, о ситуации в других банках остаётся только догадываться. К примеру, в этом элементе уровень электролита может быть нормальный, а в некоторых других уже недостаточный. Ведь испарение воды из электролита по банкам отличается (в крайних этот процесс идёт более интенсивно);
  • Индикатор выполняется из стекла и пластика. Пластиковые детали могут покоробиться от нагрева или охлаждения. В результате вы будете видеть искажённые данные;
  • Плотность электролита зависит его температуры. Гидрометр никак не учитывает это в своих показаниях. Например, на холодном электролите он может показать нормальную плотность, хотя она пониженная.

Следует отметить, что для проверки заряда аккумулятора по встроенному индикатору в АКБ, нужно открыть капот, протереть «глазок» и посмотреть. Большинство автолюбителей заглядывают под капот от случая к случаю. Поэтому хотелось бы иметь некий прибор, показывающий степень заряда АКБ прямо в салоне. И такие устройства были разработаны производителями автомобилей и сторонними компаниями.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью про самостоятельное обслуживание аккумулятора.

Фабричные индикаторы заряда АКБ

Сегодня в продаже можно найти достаточно интересные устройства для контроля уровня зарядки аккумулятора по его напряжению. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Индикатор уровня заряда аккумуляторной батареи DC-12 В

Это устройство продаётся в виде конструктора. Оно подойдёт для тех, кто дружит с электротехникой и паяльником.

Схема индикатора зарядки

Схема индикатора зарядки

Индикатор DC-12 В позволяет проверять заряд автомобильного аккумулятора и функционирование реле-регулятора. Индикатор продаётся в виде комплекта запчастей и собирается самостоятельно. Стоимость устройства DC-12 В составляет 300─400 рублей.

Основные характеристики индикатора DC-12 В:

  • Диапазон напряжений: 2,5─18 вольт;
  • Максимальный потребляемый ток: до 20 мА;
  • Габариты печатной платы: 43 на 20 миллиметров.

Панель с индикатором от TMC

Этот индикатор может заинтересовать тех, кто установил себе второй аккумулятор в машину.

Индикатор от TMC

Индикатор от TMC

Устройство представляет собой алюминиевую панель с вольтметром и тумблером для переключения между АКБ. Произведено в Китае и стоит около 1500 рублей.
Вернуться к содержанию

Индикаторы Faria Euro Black Style и Signature Gold Style

В магазинах можно найти индикаторы уровня заряда аккумулятора 12В от фирмы Faria (США).

Euro Black Style

Euro Black Style

Signature Gold Style

Signature Gold Style

Правда, цена на эти устройства совершенно неадекватная 4─5 тысяч рублей. За эти деньги проще купить новый аккумулятор. При желании можно найти большое количество всевозможных индикаторов заряда под свои нужды на сайте «АлиЭкспресс». Цена там вполне нормальные.
Вернуться к содержанию

Индикатор заряда аккумуляторной батареи своими руками

В завершение рассмотрим, как сделать индикатор заряда аккумулятора своими руками. В сети есть огромное количество всевозможных схем для создания подобных индикаторов. Была выбрана одна, наиболее распространённая схема, по сборке которой было достаточно много положительных отзывов.

Устройство предназначено для контроля работы автомобильной АКБ с напряжением в бортовой сети от 6 до 14 вольт. В принципе, оно похожа на вышеупомянутый набор DC-12 В, который продаётся в магазинах. Это и не удивительно, поскольку принцип действия тот же.

Для сборки индикатора потребуются:

  • Транзисторы: по одному ВС547 и ВС557;
  • Резисторы: два 1 кОм, три 220 Ом и один 2,2 кОм;
  • Стабилитроны: по одному 9,1 и 10 вольт;
  • Печатная плата;
  • Набор светодиодов (красный, синий, зелёный).

Комплектующие собираются по следующей схеме, представленной на изображении ниже.

Схема для сборки индикатора своими руками

Схема для сборки индикатора своими руками

Старайтесь скомпоновать комплектующие на печатной плате так, чтобы они занимали как можно меньше места. Перед пайкой светодиодов проверьте их тестером на соответствие цвета и контактов. Лучше паяйте светодиоды не напрямую к плате, а выносите их на проводах, чтобы потом было удобнее устанавливать индикатор на автомобильной панели приборов.

Этот самодельный индикатор демонстрирует определённый уровень зарядки АКБ, не выводя конкретного значения напряжения. Корректная работа:

  • Красный светодиод загорается при напряжении 6─11 вольт (это критический разряд);
  • Синий горит при 11─13 вольт (в штатном режиме работы);
  • Зелёный включается при напряжении больше 13 вольт (полностью заряженная АКБ).

Собранная плата устанавливается где-нибудь на обратной стороне приборной панели, подключается в бортовую сеть, а светодиоды на проводах выводятся на лицевую сторону. Если все сделать аккуратно, то внешний вид не пострадает и появится возможность контролировать заряд аккумулятора автомобиля. Советуем также прочитать о том, что такое ампер-час.
Вернуться к содержанию

Опрос

Примите участие в опросе!

Вот такие есть варианты индикаторов для контроля заряда автомобильной аккумуляторной батареи. Теперь у вас не будет вопросов о том, как часто подзаряжать автомобильный аккумулятор. Вы будете точно знать о необходимости зарядки из показаний индикатора.
Вернуться к содержанию

Как проверить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора?

Владение автомобилем вынуждает пользователя контролировать износ массы расходников, чтобы те не подвели в самый неподходящий момент. К сожалению, за всем уследить сложно и расходники периодически дают сбой. Нередко это происходит из-за принципиальной позиции самого водителя по типу “еще послужит”.

При всем разнообразии механических и электронных узлов, чаще всего автомобилисты не досматривают за аккумулятором, который дает об этом знать очередным морозным утром, когда из-за холода падает токоотдача АКБ и загустевает масло, что мешает прокрутить электростартер. Чтобы такого не допустить, требуется контролировать состояние аккумулятора и периодически его подзаряжать, ведь далеко не всегда генератор успевает компенсировать затраты на зажигание в течение короткой поездки. В связи с вышесказанным зарядное устройство есть практически у каждого автомобилиста. А у кого его нет — тот знает, где позаимствовать.

Любое электрооборудование желательно проверять перед эксплуатацией. Особенно если это ЗУ, которое может навредить АКБ. Поэтому крайне полезно знать, как проверить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Типы ЗУ

Возможность проверить зарядное устройство подручными средствами (мультиметр) зависит от типа прибора. Какие могут быть варианты?

Типы ЗУ

  • Трансформаторное зарядное устройство. Это могут быть как приборы, купленные в советские времена и незадолго после них, так и самодельные кустарные зарядники. Трансформаторные ЗУ представляют собой аналоговый блок питания, состоящий всего из двух основных узлов: понижающий трансформатор 220 -> 12В, а также диодный мост, который нужен для преобразования переменного тока в постоянный. В хороших трансформаторных БП также имеется конденсаторный фильтр для преобразования полуволн в ровную прямую;
  • Импульсное зарядное устройство. Принцип получения искомых 12В в импульсных ЗУ радикально отличается. Здесь вместо понижающего трансформатора используется импульсный трансформатор, который обладает компактными габаритами и весом. Как результат, импульсные зарядники при той же мощности легче и меньше. С точки зрения функционала это, как и трансформаторные аналоги, просто блок питания с фиксированным выходным напряжением;
  • Импульсное автоматическое зарядное устройство. Приборы данного типа часто называют умными, потому что они обладают не только широким настраиваемым функционалом, но и многостадийностью процесса зарядки. То есть ЗУ постоянно меняет выходные характеристики в зависимости от текущего состояния аккумулятора и стадии заряда. Как правило, умные зарядные устройства оснащены многоуровневой защитой, которая не позволит навредить аккумулятору даже намеренно перепутав клеммы.

Проверяем зарядное устройство

Вы хотите убедиться в совместимости выходных характеристик с аккумулятором при первом заряде или просто хотите узнать, почему зарядное устройство не заряжает аккумулятор? В таком случае, ЗУ следует проверить.

Первое, что надо сделать при проверке зарядного устройства — это измерить напряжение на его выходе. Напряжение заряженного на 100% свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора составляет 14,4В. Соответственно, нам надо удостовериться, что выход зарядного устройства не превышает этот показатель. Допускается заряд даже под напряжением 15В, но в таком случае Вы рискуете перезарядить АКБ. Заряд таким напряжением считается нормальным для качественных зарядных устройств, которые вовремя останавливают процесс заряда и переходят в режим хранения. Кустарные и старые трансформаторные приборы,как правило, такую возможность не имеют, посему пользователь либо должен самостоятельно вовремя остановить заряд, либо понизить выходное напряжение до 14,4, если ЗУ дает такую возможность. Сравните измеренное напряжение с тем показателем, который отображают устройства индикации самого зарядника. При наличии отклонений сделайте регулировку, либо имейте это в виду;

Проверьте выходной ток, подключившись амперметром в соответствующем режиме в разрыв цепи (условно между “крокодилом” и клеммой). Также сравните показатели, которые отображают встроенные в ЗУ устройства индикации при их наличии и, при необходимости, осуществите корректировку. Максимально высокий ток может свидетельствовать о неисправности аккумулятора (внутреннее короткое замыкание, например);

Это, в принципе, все что нужно, чтобы убедиться в исправной работе зарядного устройства. При отсутствии мультиметра можно разве что подключить 12-вольтовую лампочку. Обратите внимание, что подобные проверки актуальны лишь для трансформаторных и обычных импульсных зарядных устройств. Умные автоматические ЗУ обычно осуществляют диагностику перед началом заряда и выходное напряжение не выдают. Единственное исключение — это наличие режима “хранение”, который превращает умное ЗУ в обычный блок питания с фиксированным выходным напряжением. В таком случае описанные выше шаги будут актуальны и для автоматического зарядника. Единственное, что можно сделать с умным зарядным устройством — это сверить напряжение и ток непосредственно в процессе заряда путем их измерения.

Проверка ЗУ

Если импульсное зарядное устройство не заряжает АКБ, обратитесь в сервисный центр, так как для диагностики и ремонта требуется специалист. В случае с трансформаторными ЗУ можно проверить несколько базовых элементов:

  • Проверьте состояние плавкого предохранителя, если таковой имеется в составе ЗУ;
  • Прозвоните провода омметром. Убедитесь, что контакт между вилка -> плата и плата -> крокодил надежный;
  • Прозвоните диодный мост в режиме “диод” или омметром. Если мост представляет собой диодную сборку, сперва придется разобраться в ее выводах;
  • Подключите устройство в сеть и проверьте, выдает ли трансформатор требуемое пониженное напряжение (12В). Это переменный ток, поэтому измерять требуется в режиме AC;
  • Попробуйте измерить выходное напряжение диодов. На выходе должен быть постоянный ток, поэтому переключитесь в режим DC.

Описанные шаги запросто может воспроизвести незнакомый с электроникой человек. Так как трансформаторные БП очень просты, скорее всего Вы найдете причину неисправности. В остальных случаях лучше не рисковать и отнести зарядное устройство в сервис, либо купить новый прибор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *