Как купить бензин оптом без акциза для себя
Перейти к содержимому

Как купить бензин оптом без акциза для себя

  • автор:

Оптовая торговля топливом напрямую связана с бухгалтерских тонкостями, связанными с уплатой акциза на ГСМ.

Правила оптовой торговли топливом

Оптовая торговля бензином и дизельным топливом — это прежде всего сделки по купле-продаже топлива между его производителем (то есть нефтеперерабатывющим заводом) и оптовым покупателем (которыми выступают чаще всего компании-владельцы сетей АЗС).

Такие сделки отличаются довольно большими физическими объемами продаваемых и покупаемых ГСМ — поэтому продавцы, какправило, устанавливают определенные правила совершения таких сделок. Например, крупные НПЗ условием для приобретения крупно-оптовых партий нефтепродуктов требуют заблаговременно оформить письменную заявку со сл едующей информацией:

  • название и марку топлива
  • физический объем поставки
  • вид транспорта для поставки
  • направление (например — станция назначения для отгрузки по железной дороге)
  • временной период отгрузки топлива
  • способ транспортировки
  • условия оплаты
  • цена / условия ценообразования

На два последние пункта надо обратить особое внимание, поскольку они напрямую связаны с финансово-бухгалтерских тонкостями, связанными с уплатой акциза на ГСМ.

Тут хитрость в том, что сама по себе реализация нефтепродуктов в России не подлежит налогообложению акцизами — объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Следовательно, плательщиками акцизов становятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Единственное исключение составляют структурные подразделения нефтеперабатывающих компаний, который могут получать прямогонный бензин с НПЗ для дальнейшего производства продукции нефтехимии (подп. 8 п. 1 ст. 182 НК РФ) — им платить акциз на этот бензин не требуется. Налогообложение акцизом зависит еще и от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров любые виды смешивания товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

    Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем их смешивания на АЗС получается бензин Аи-92. В этом случае будет считаться, что АЗС сама произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Кроме того, существуют еще такие документы, как свидетельства на операции с нефтепродуктами, а именно:

  • производство;
  • оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию.

Свидетельство на розничную реализацию получают АЗС, отпускающие бензин конечным потребителям. Остальные варианты продажи топлива относятся к оптовой торговле.

Получать такое свидетельство или нет — это оптовые торговцы решают сами. Но им следует помнить, что лицо, что юридическое лицо, имеющее такое свидетельство, признается плательщиком акцизов — а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз.

Для оптовиков это дает то преимущество, что при наличии свидетельства они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Бензин оптом и в розницу: как учесть акцизы

Нефтепродукты, включая автомобильный бензин и масла, относятся к подакцизным то­варам. Однако это не означает, что все без исключения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с нефтепродуктами, являются платель­щиками акцизов.

В обязательном порядке акцизы уплачивают только производители нефтепродуктов. Это следует из подп. 2 и 3 п. 1 ст. 182 НК РФ. Лица, занимающиеся куплей-прода­жей этих товаров, признаются налогоплательщиками только в том случае, если имеют свидетельство о регист­рации лица, совершающего операции с нефтепродукта­ми (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ). При этом получать свиде­тельство и соответственно становиться плательщиком ак­цизов Кодекс не обязывает.

Получить свидетельство может только тот налогопла­тельщик, в распоряжении которого имеются соответству­ющие мощности, необходимые для совершения опера­ций с нефтепродуктами.

Так, например, для получения свидетельства на роз­ничную реализацию нефтепродуктов организация или индивидуальный предприниматель должны иметь в соб­ственности мощности по хранению и отпуску со стацио­нарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) кар­бюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощно­сти (помещения) по хранению и реализации моторных масел (подп. 4 п. 4 ст. 179.1 НК РФ).

При использовании указанных мощностей на правах аренды свидетельство не выдается. Об этом говорится, в частности, в Письме Минфина России от 12.02.2003 № 04-03-14/05. Согласно Письму у индивидуального предпри­нимателя, осуществляющего розничную реализацию мо­торных масел и использующего помещения по хранению и реализации указанных нефтепродуктов на условиях до­говоров аренды, нет основания для получения свидетель­ства. Соответственно такие налогоплательщики платель­щиками акцизов не являются.

В определенных случаях, установленных п. 5 ст. 179.1 НК РФ, налоговый орган вправе приостановить действие свидетельства или аннулировать его. Как разъясняется в Письме ФНС России от 18.10.2005 № 03-3-09/1783/23 «Об акцизах на нефтепродукты», лицо, осуществляющее реа­лизацию нефтепродуктов в период приостановления действия свидетельства, рассматривается как лицо, не имеющее свидетельства и, следовательно, не являющее­ся налогоплательщиком акцизов по нефтепродуктам, по­лученным в указанном периоде.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2005 № А74-5277/2004-Ф02-2748/05-С1 отмечается, что обязанность по уплате акцизов не возникает также по нефтепродуктам, приобретенным после аннулирования свидетельства.

Что же дает получение свидетельства налогоплатель­щикам, торгующим нефтепродуктами оптом и (или) в розницу, кроме обязанности исчислять и уплачивать в бюджет акцизы?

В обязательном порядке акцизы уплачивают только производители нефтепродуктов. Это следует из подп. 2 и 3 п. 1 ст. 182 НК РФ. Лица, занимающиеся куплей-прода­жей этих товаров, признаются налогоплательщиками только в том случае, если имеют свидетельство о регист­рации лица, совершающего операции с нефтепродукта­ми (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ). При этом получать свиде­тельство и соответственно становиться плательщиком ак­цизов Кодекс не обязывает.

Получить свидетельство может только тот налогопла­тельщик, в распоряжении которого имеются соответству­ющие мощности, необходимые для совершения опера­ций с нефтепродуктами.

Так, например, для получения свидетельства на роз­ничную реализацию нефтепродуктов организация или индивидуальный предприниматель должны иметь в соб­ственности мощности по хранению и отпуску со стацио­нарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) кар­бюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощно­сти (помещения) по хранению и реализации моторных масел (подп. 4 п. 4 ст. 179.1 НК РФ).

При использовании указанных мощностей на правах аренды свидетельство не выдается. Об этом говорится, в частности, в Письме Минфина России от 12.02.2003 № 04-03-14/05. Согласно Письму у индивидуального предпри­нимателя, осуществляющего розничную реализацию мо­торных масел и использующего помещения по хранению и реализации указанных нефтепродуктов на условиях до­говоров аренды, нет основания для получения свидетель­ства. Соответственно такие налогоплательщики платель­щиками акцизов не являются.

В определенных случаях, установленных п. 5 ст. 179.1 НК РФ, налоговый орган вправе приостановить действие свидетельства или аннулировать его. Как разъясняется в Письме ФНС России от 18.10.2005 № 03-3-09/1783/23 «Об акцизах на нефтепродукты», лицо, осуществляющее реа­лизацию нефтепродуктов в период приостановления действия свидетельства, рассматривается как лицо, не имеющее свидетельства и, следовательно, не являющее­ся налогоплательщиком акцизов по нефтепродуктам, по­лученным в указанном периоде.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2005 № А74-5277/2004-Ф02-2748/05-С1 отмечается, что обязанность по уплате акцизов не возникает также по нефтепродуктам, приобретенным после аннулирования свидетельства.

Что же дает получение свидетельства налогоплатель­щикам, торгующим нефтепродуктами оптом и (или) в розницу, кроме обязанности исчислять и уплачивать в бюджет акцизы?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим механизм исчисления акцизов этими налогоплательщиками.

Для лиц, осуществляющих куплю-продажу нефтепро­дуктов (их оптовую и (или) розничную реализацию) и имеющих свидетельство, объектом налогообложения ак­цизами является приобретение нефтепродуктов в собст­венность (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Обратите внимание!

Реализация нефтепродуктов налогоплательщиком налогообложению не подлежит (подп. 5 п. 1 ст. 183 НК РФ).

Следует иметь в виду, что получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимате­лем, имеющими свидетельство, признается объектом налогообложения акцизами независимо от того, явля­ется ли продавец нефтепродуктов налогоплательщи­ком акцизов (см. Письмо Минфина России от 21.04.2005 № 03-04-06/39).

Налоговая база определяется как объем полученных нефтепродуктов в натуральном выражении (п. 3 ст. 187 НК РФ).

Итак, налогоплательщик, имеющий соответствующее свидетельство, при приобретении нефтепродуктов обя­зан исчислить и уплатить в бюджет сумму акциза исходя из объема полученных нефтепродуктов и налоговой став­ки, которая установлена п. 1 ст. 193 НК РФ в рублях за 1 тонну нефтепродукта определенной группы.

Дальнейший учет сумм акциза зависит от того, кому ре­ализуются нефтепродукты.

Нефтепродукты могут быть проданы лицам, не имею­щим свидетельства. В этом случае сумма акциза, исчис­ленная продавцом при их приобретении, включается в стоимость передаваемых покупателю подакцизных неф­тепродуктов (подп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ). То есть налогоплательщик возмещает уплаченный им акциз в составе цены нефтепродуктов.

При реализации нефтепродуктов сумма акциза, начис­ленная налогоплательщиком при их приобретении, в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется (п. 2, 5 ст. 198 НК РФ).

Если нефтепродукты реализуются лицам, имеющим свидетельство, сумма акциза в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается.

То есть можно утверждать, что свидетельство о регист­рации лица, совершающего операции с нефтепродукта­ми, позволяет налогоплательщикам-покупателям приоб­ретать нефтепродукты по цене без акциза.

Поскольку свидетельство выдается только лицам, яв­ляющимся плательщиками акцизов, организациям и индивидуальным предпринимателям понятно, что при реа­лизации нефтепродуктов в розницу (населению) сумма акциза, начисленная продавцом при их приобретении, всегда включается в стоимость нефтепродуктов.

Акциз, начисленный налогоплательщиком, имеющим свидетельство на оптовую и (или) оптово-розничную реали­зацию, при продаже нефтепродуктов лицам со свидетель­ствами подлежит вычету. Вычет осуществляется на основа­нии п. 8 ст. 200 НК РФ. Право на него должно быть подтвер­ждено налогоплательщиком в порядке, установленном п. 8 ст. 201 НК РФ. Согласно этой норме для получения вычета налогоплательщик должен представить в налоговые орга­ны следующие документы:

—копии договора с покупателем (получателем) неф­тепродуктов, имеющим свидетельство;

—реестры счетов-фактур с отметкой налогового орга­на, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Отметка проставляется в случае соот­ветствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельст­во, сведениям, содержащимся в представленных налого­плательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур.

Отметка на реестрах счетов-фактур подтверждает, что покупатель получил определенное количество нефте­продуктов и начислил по ним акциз. То есть можно ут­верждать, что налогоплательщик-продавец получает право на налоговый вычет только в том случае, если он подтвердит, что обязанность по уплате акциза в бюджет переложена им на имеющего свидетельство покупателя.

ФНС России в Письме от 18.10.2005 № 03-3-09/1783/23 разъяснила, что поскольку согласно п. 8 ст. 201 НК РФ ус­ловиями проставления налоговым органом отметки на реестрах счетов-фактур являются наличие у покупателя нефтепродуктов на момент их получения свидетельства, а также соответствие сведений, содержащихся в указан­ных реестрах, сведениям налоговой декларации по акци­зам на нефтепродукты, представляемой этим покупате­лем, то проставление отметки на реестрах счетов-фактур по нефтепродуктам, приобретенным покупателем в пе­риод приостановления у него действия свидетельства, не­правомерно.

Учитывая условия предоставления налогового вычета, налогоплательщик, имеющий свидетельство, не вправе получить вычет в части акциза, начисленного по нефте­продуктам, использованным на собственные нужды (Письмо Минфина России от 25.08.2004 № 03-04-06/12).

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, опреде­ляется налогоплательщиками по итогам каждого налого­вого периода (календарного месяца) как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза, начисленного при при­обретении нефтепродуктов (п. 1 ст. 202 НК РФ).

Акциз, начисленный налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродук­тов, в части сумм, начисленных при получении нефтепро­дуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычету не подлежит (п. 8 ст. 200 НК РФ).

К сведению!

В целях главы 22 НК РФ реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредст­вом топливораздаточных колонок (п. 8 ст. 200 НК РФ).

Таким образом, автозаправочные станции, имеющие свидетельства, обязаны начислить акциз при приобретении нефтепродуктов и включить его сумму в их стоимость. При этом неважно, кому и для каких целей реализуются нефтепродукты через топливораздаточные колонки.

Соответственно при отсутствии свидетельства у АЗС, приобретающей нефтепродукты, объекта налогообложе­ния не возникает. Однако в этом случае АЗС для своих по­ставщиков, имеющих свидетельства, будет являться поку­пателем, не имеющим свидетельства, и на основании подп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ нефтепродукты будут приобре­таться такой АЗС по цене, включающей в себя акциз.

Пример

Организация, имеющая свидетельство на оптово-роз­ничную реализацию нефтепродуктов, приобрела 100 тонн бензина с октановым числом 92. Из них 70 тонн бензина реализовано АЗС, имеющей свидетельство, 30 тонн — АЗС, не имеющей свидетельства. При получении бензина организация начислила ак­циз в сумме 362 900 руб. (3629 руб. х 100 тонн). АЗС, имеющей свидетельство, бензин (70 тонн) реализуется по цене без акциза. Акциз в сумме 254 030 руб. (3629 руб. х 70 тонн) подлежит вычету. АЗС, не име­ющей свидетельства, бензин реализуется по цене с акцизом. Сумма акциза, включаемая в стоимость бензина, — 108 870 руб. (3629 руб. х 30 тонн).

Таким образом, организация должна уплатить в бюджет акциз в сумме 108 870 руб. (362 900 руб. — 254 030 руб.).

АЗС, имеющая свидетельство, приобретает бензин по цене без акциза и должна начислить и уплатить в бюджет акциз в сумме 254 030 руб. (3629 руб. х 70 тонн). При даль­нейшей реализации бензина уплаченный акциз включа­ется в розничную цену.

АЗС, не имеющая свидетельства, приобретает бензин (30 тонн) по цене с акцизом и реализует его по розничной цене, установленной исходя из цены поставщика, включа­ющей акциз.

Таким образом, акциз в любом случае возмещается ко­нечным потребителем.

Следует отметить, что объект налогообложения акци­зами возникает и при приобретении лицами, имеющими свидетельство, нефтепродуктов на АЗС для собственных нужд. При этом, как отмечается в Письме Минфина Рос­сии от 21.04.2005 № 03-04-06/39, главой 22 НК РФ вычеты сумм акциза по нефтепродуктам, приобретенным лицом, имеющим свидетельство, на автозаправочных станциях через топливораздаточные колонки для собственных нужд, не предусмотрены.

Таким образом, организация, являясь налогоплатель­щиком акциза, обязана начислять акциз по всем приобре­таемым нефтепродуктам, в том числе по нефтепродук­там, приобретаемым на автозаправочных станциях, и имеет право на вычет начисленных сумм акциза только при реализации указанной продукции лицу, также имею­щему соответствующее свидетельство.

В заключение следует отметить, что сумма акциза, под­лежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная в со­ответствии с порядком, установленным ст. 202 НК РФ, от­носится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Основанием для этого являются подп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Организация занимается оптовой торговлей ГСМ, в том числе бензином. Производством, переработкой или импортом ГСМ не занимается, свидетельства на операции с ГСМ не имеет. На АЗС, принадлежащих организации, осуществляется добавление в бензин различных присадок. Возникает ли у организации обязанность по оплате акцизов? Нужно ли подавать декларацию по акцизам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, осуществляющая реализацию подакцизной продукции (как розничную, так и оптовую) и не являющаяся производителем или импортером данной продукции, плательщиком акцизов не признается. Поэтому налоговую декларацию по акцизам организации представлять не требуется.
Смешение подакцизных товаров между собой или с иными компонентами признается производством подакцизного товара только в тех случаях, когда в результате такого смешения получается продукт, облагаемый по более высокой ставке акциза, чем исходные компоненты. То есть в случаях, когда один или несколько исходных компонентов до смешения не являлись подакцизными товарами (либо в отношении которых установлены более низкие ставки акциза), но после смешения изменили свойства и приобрели характеристики подакцизного товара или товара с более высокой ставкой акциза.
При этом Минфин России в последних разъяснениях указывает, что в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ.
Как пример — смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива в составе полученной смеси. И в таком случае, учитывая последние разъяснения Минфина России, объектом налогообложения является только та часть полученного в результате смешения топлива, которая приходится на объем керосина, т.к. он изменил свои характеристики (в отношении него повысилась ставка акциза).
По нашему мнению, смешение компонентов, не приводящее к такому изменению свойств одного или нескольких компонентов, при котором они становятся подакцизными товарами или в отношении них начинают применяться более высокие ставки акциза, не является производством для целей главы 22 НК РФ.
Например, смешение автомобильного бензина с присадками не является производством подакцизного товара, если при этом не понижается класс бензина, и/или сами присадки не приобретают свойств подакцизного товара. То есть при условии, что используемые присадки, добавки не приобретают физико-химические, потребительские свойства бензина (компонента с более высокой ставкой акциза), а используются только для изменения характеристики этого компонента (например, повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки).
В то же время обнаружено разъяснение ФНС России по вопросу смешения давальческого сырья, в котором чиновники, не анализируя назначение присадки, указанной в вопросе налогоплательщика, приходят к выводу, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
Если учитывать указанное разъяснение ФНС России, то смешение топлива с присадками с изменением свойств самого топлива (но без изменения ставки акциза) признается производством подакцизного товара, что влечет необходимость уплаты организацией акциза и подачи налоговой декларации. При этом под произведенным объемом подакцизного товара следует понимать не всю полученную смесь, а часть объема смеси, пропорционально компоненту (компонентам), который стал подакцизным товаром или в отношении которого стала применяться более высокая ставка акциза.
Ввиду неурегулированности вопроса смешения топлива с различными присадками, изменяющими характеристики топлива, а также учитывая отсутствие официальных разъяснений контролирующих органов (именно по применению п. 3 ст. 182 НК РФ для такого смешения) и судебной практики рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган с письменным запросом для получения официальных разъяснений.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации и ИП, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу ЕАЭС. Указанные лица признаются налогоплательщиками только в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом (п. 2 ст. 179 НК РФ).
Объект обложения акцизами определен в ст. 182 НК РФ. В частности, подлежат обложению операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Операции по перепродаже подакцизных товаров в ст. 182 НК РФ не поименованы, то есть данная операция к объекту обложения акцизом не относится.
При этом в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала) (п. 3 ст. 182 НК РФ)*(1).
Таким образом, для целей п. 3 ст. 182 НК РФ производством является смешение компонентов с получением нового товара, облагаемого по ставке выше, чем сами компоненты (один или несколько).
Признается производством подакцизного товара такое смешение, когда в составе компонентов смешения имеются неподакцизные товары и (или) товары, в отношении которых установлена более низкая ставка акциза, чем ставка акциза на произведенный товар, а также подакцизные товары, операции по реализации (передаче) которых, совершаемые их производителем, подлежат освобождению от налогообложения акцизом (например, авиакеросин) (письмо Минфина России от 14.09.2021 N 03-13-08/74634, письмо Минфина России от 11.08.2020 N 03-13-08/70101). Либо добавление в неподакцизный товар различных присадок, что позволяет получить товар, который является объектом налогообложения (смотрите, например, постановление Первого ААС от 26.06.2018 N 01АП-2605/18).
Для различных видов ГСМ статьей 193 НК РФ на 2022 год установлены следующие ставки акциза:
1) для автомобильного бензина, не соответствующего классу 5, — 14 169 рублей за 1 тонну;
2) для автомобильного бензина класса 5 — 13 793 рубля за 1 тонну;
3) для дизельного топлива — 9556 рублей за 1 тонну;
4) для моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 6075 рублей за 1 тонну;
5) для авиационного керосина — 2800 рублей за 1 тонну;
6) для прямогонного бензина — 16 344,96 рублей за 1 тонну (13 100 + 4865 x 0,667) (п. 6 ст. 193 НК РФ).

Смешение подакцизного бензина с присадками

Ранее Минфин России разъяснял, что отсутствует производство при смешении подакцизных и неподакцизных товаров, в результате которого получается продукт с одним и тем же классом, одной и той же ставкой акциза, как и у подакцизного продукта, выступающего в качестве сырья (смотрите письма Минфина России от 02.04.2019 N 03-13-08/22593, от 31.07.2018 N 03-13-14/53840, от 04.10.2017 N 03-13-08/64636, от 16.09.2016 N 03-07-06/54254, от 27.04.2016 N 03-07-06/24461, от 03.10.2013 N 03-07-06/40952, от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12414@, от 20.07.2012 N 03-07-06/190).
Чиновники исходили из того, что для исходного продукта и продукта, получаемого в результате смешения, установлена единая ставка акциза.
Однако в 2020 году Минфин России в письмах от 11.03.2020 N 03-13-12/19201, от 11.08.2020 N 03-13-08/70101 и от 11.11.2020 N 03-13-08/98241 сообщил, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ (т.е. ту часть объема, которая повысила свою ставку акциза в результате смешения). Поэтому в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный компонент с меньшей ставкой акциза (без акциза), возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
Минфин России поясняет свою позицию тем, что в результате смешения объем компонента с более низкой ставкой акциза приобретает физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют*(2).
Данная позиция Минфина России поддержана решением ВС РФ от 27.07.2021 по делу N АКПИ21-416 (смотрите также апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 21.10.2021 N АПЛ21-367).
При этом сама норма п. 3 ст. 182 НК РФ не изменилась — изменилось разъяснение ее Минфином России. Обращаем внимание, что указанные письма Минфина России касаются смешивания различных видов топлива (дизельного топлива и авиационного керосина; мазута и топлива маловязкого судового). В рассматриваемых письмах также идет речь об изменении свойств одного или нескольких из составляющих элементов товара, который до смешения не являлся подакцизным либо реализовался с применением более низкой ставки указанного налога. Объем данного компонента (мазута, авиационного керосина) на основании п. 3 ст. 182 НК РФ также должен облагаться акцизом, так как этот объем товара произведен и реализован в составе подакцизного товара (смешанного топлива).
Отметим, что ранее чиновниками разъяснялось, что смешение топлива с присадками не приводит к возникновению объекта обложения акцизами, если в результате не произведено топливо с иным качеством и иными физико-химическими показателями (определение ВАС РФ от 02.03.2011 N ВАС-1860/11).
При смешении автомобильного бензина с присадками, не понижающими класс нефтепродукта, объект налогообложения по акцизам отсутствует (смотрите письма Минфина России от 20.07.2012 N 03-07-06/190, от 15.12.2011 N 03-07-06/342, от 04.12.2008 N 03-07-06/106). Смотрите, например, постановление Четырнадцатого ААС от 14.06.2019 N 14АП-4367/19, в котором налоговый орган доказал понижение класса бензина в результате смешения бензина с моющими присадками.
Полагаем, что позиция Минфина России относительно трактовки п. 3 ст. 182 НК РФ распространяется на ситуации, когда при смешении увеличивается объем продукта, а компонент с более низкой ставкой акциза далее реализуется в составе нового подакцизного товара (например, смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива).
То есть для признания смешения производством требуется, во-первых, чтобы исходные смешиваемые товары были разными товарами, во-вторых, чтобы происходило смешение товаров, в-третьих, чтобы результатом смешивания стал новый подакцизный товар со ставкой акциза выше, чем ставка какого-либо из его компонентов (нефтепродуктов), использованных в качестве сырья (смотрите также п. 5 письма ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@).
Смешение подакцизного товара с присадками в целях изменения характеристик продукта, в отношении которого применяется такая же ставка акциза (или меньше), не является, по нашему мнению, производством. При условии, что применяемые добавки, присадки не приобретают физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза, а используются только для изменения характеристики этого компонента (повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки не приобретают характеристики топлива).
В то же время в письме ФНС России N СД-4-3/5330@ от 19.04.2021 по вопросу применения подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ*(3) указано, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
При этом в отличие от приведенных выше разъяснений Минфина России, в данном письме ФНС России не уточняется, что объект налогообложения акцизом возникает только в части пропорции произведенного продукта, приходящейся на долю неподакцизных компонентов (присадок). По мнению ФНС России, в случае смешения рассмотренных в письме компонентов возникает подакцизный товар, который в полном объеме облагается акцизом*(4).
Хотя, как указывалось выше, из разъяснений Минфина России можно прийти к выводу, что объектом налогообложения признается не весь объем полученной смеси, а та часть полученной смеси, которая меняет свои характеристики, становясь подакцизным товаром или в отношении которой повышается ставка акциза.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

10 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что до 01.01.2009 указанная норма не содержала условия о получении в результате смешивания товара с более высокой ставкой акциза, чем исходное сырье.
В связи с этим в судебной практике, в которой рассматривались споры о применении п. 3 ст. 182 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2009, судьи принимали во внимание технологические документы, используемые при смешивании, для квалификации операции смешивания как производство подакцизного товара.
Исходя из действующей редакции п. 3 ст. 182 НК РФ, достаточно определить, появляется ли в результате смешивания товар, который облагается акцизом по более высокой ставке, чем установлена для исходных компонентов, либо облагается ли акцизом товар, получаемый в результате смешивания компонентов, которые сами по себе не являются подакцизными товарами.
*(2) В примере, изложенном в письме Минфина России от 11.11.2020 N 03-13-08/98241, при приобретении авиационного керосина, используемого в целях смешения с дизельным топливом в местах их хранения и реализации, сумма акциза в цене данного товара отсутствует.
В указанной ситуации при сравнении ставки акциза по такому топливу (в результате смешения получается дизельное топливо с аналогичной использованному при смешивании ставкой акциза), установленной статьей 193 НК РФ, в части объемов авиационного керосина, использованного для его изготовления, приобретаемого по цене без акциза и, соответственно, в отсутствие ставки такого акциза, возникает указанное в п. 3 ст. 182 НК РФ превышение.
Таким образом, такое смешение ингредиентов полученного топлива признается производством подакцизных товаров, при реализации которого в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный авиационный керосин, возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
*(3) На основании подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов) является объектом налогообложения акцизами.
*(4) Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Какие налоги входят в стоимость бензина в России?

Согласно исследованиям Росстата, Россия занимает второе место по добыче нефти. Казалось бы, что в таком случае бензин должен стоить у нас копейки. Но при сравнении с другими странами (даже если брать в учет страны бывшего СССР) цена сильно отличается. И притом в большую сторону. Почему же у нас топливо стоит так дорого? Какие факторы влияют на формирование цены?

1225.png

Все дело в том, что на 1 литр топлива в России приходятся:

  • затраты на добычу, производство и транспортировку черного золота;
  • высокие налоговые обложения, которые применяются к производителям и продавцам горючего;
  • наценки розничных сетей.

Если подробно разобрать стоимость бензинов, то выходит, что практически 70% составляет доля налогов в цене и акцизные сборы, и только около 10% — прибыль компаний. Поэтому смело можно сказать, что чем больше растут сборы, тем выше цена литра горючего. Давайте подробно разберем налоговые отчисления, которые входят в состав топлива.

Как формируется цена на топливо?

1226.png

Стоимость бензина формируется из множества факторов — затрат на поиск и разработку полезных ископаемых, работ по добыче и транспортировке до заводов, переработки и других. Если упрощенно составить схему цены 1 литра, то получим примерно такие показатели затрат по бензину: добыча + транспортировка + переработка + продажа в розницу + налоговые отчисления + прибыль компаний.

Кажется, что цепочка длинная и затратная. Но на самом деле существенную (ключевую) долю цены в Российской Федерации занимает доля акцизов и налогов в цене. Эти сборы вытягивают почти треть издержек. Если убрать отчисления, то себестоимость бензина в России составит менее 20 р. за 1 литр.

К основным сборам по налогам в РФ относят:

  • при добыче нефти — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • при переработке сырья — различные виды акцизов;
  • при осуществлении сделки по бензину между НПЗ и АЗС — отчисление на добавленную стоимость (НДС);
  • после получения прибыли — отчисление на прибыль, которое напрямую зависит от стоимости бензинов.

Примерную структуру распределения доли затрат при формировании конечной стоимости горючего можно представить так (по данным Российского топливного союза).

1227.png

Как видно из этой схемы, реализация бензина — выгодная сделка для государства. При этом торговля на внутреннем рынке приносит в бюджет страны внушительные суммы дохода.

Отчисления на прибыль (от стоимости топлива)

Смысл работы любой компании — получение прибыли. Поэтому при отгрузке бензинов для розничной реализации и поступления на АЗС закладывается наценка. Она служит прибылью компании. С нее и накладывается налоговое бремя на горючее.

Такие затраты несет нефтяная компания, которая занимается реализацией топлива. При этом расчет производится с проданного товара. Горючее, которое осталось в хранилищах, не подлежит учету по налоговой базе.

Акциз

1228.png

Представляет собой косвенное отчисление, которое включается в цену продукта, его оплачивает конечный потребитель. Оно помогает регулировать спрос на определенные типы и группы товаров. Так, для горючего оно напрямую зависит от класса топлива. Например, для АИ-92 акциз выше, чем для топлива марки АИ-95. Думаете, нелогично? Таким образом государство подстегивает покупать по более высокой цене бензин, а значит, приносить больше денег в бюджет.

Размеры ставок закреплены в ст. 193 Налогового кодекса РФ. Так, для горючего, которое не соответствуют 5 классу экологической безопасности до 31.12.2022 установлен акциз в размере 14 169 р. за тонну. А для класса 5 — 14 793 р. за тонну. При этом ставки определены на 2023–2024 гг. и они увеличены. А значит, цена топлива будет планомерно расти.

НДС

1229.png

Косвенные отчисления, которые включаются в цену товара. Компании обычно перекладывают уплату такого сбора на покупателя. Он составляет 20% от цены товара

Если обратить внимание, то в чеке НДС указывают отдельной строкой. При покупке бензинов этот налоговый сбор оплачивает покупатель. А компания-продавец перечисляет полученные деньги в казну государства.

НДПИ

1230.png

Такое отчисление представляет собой одну из крупнейших статей расходов нефтегазового бизнеса. По своей сути — это плата за пользование богатствами недр земли. Ее выплачивают предприниматели, которые занимаются добычей нефти. Но по факту платить за добычу приходится гражданам в виде включения ее в цену товара.

Отчисления рассчитываются за каждую добытую тонну сырой нефти. На их размер влияет специфический коэффициент, который устанавливает ФНС РФ. Он зависит от динамики мировых цен бензина и значений коэффициента налоговой ставки. При этом учитываются особенности добычи углеводородов за счет применения понижающего коэффициента.

Полученная прибыль от налога направляется в федеральный бюджет. И служит на пользу всем гражданам страны.

Подсчет себестоимости 1 литра топлива

1231.png

На основании представленной выше диаграммы произведем расчет по бензинам. За основу расчетов возьмем усредненную цену топлива марки АИ-92, которая составляет 47 р. 48 коп. за 1 литр.

отчисление на добычу полезных ископаемых

прибыль в оптовом и розничном секторе

переработка, транспортировка, хранение

Процентная ставка акциза рассчитана для товара, который пользуется повышенным спросом.

Показатели себестоимости, прибыли продавцов, затраты на переработку и АЗС указаны как усредненные значения из разных исследований.

В итоге доля налогов в цене составляет 33 р. 65 коп. А стоимость топлива — всего 13 р. 83 коп.

Почему не падает стоимость

Этот вопрос возникает у большинства потребителей. Ведь, казалось бы, если падает оптовая цена, значит, должна изменяться и розничная. Но цены на АЗС либо замораживаются на одном уровне, либо растут вверх.

Это обстоятельство связано с тем, что таковы особенности налогового регулирования. Так называемый демпферный механизм. Его суть заключается в том, что государство искусственно регулирует доходы нефтяных компаний от сбыта горючего. Если оптовые цены на бензин за рубежом растут, то государство оплачивает им часть прибыли, которую они могли бы получить от реализации продукции на внутреннем рынке. А вот если оптовые цены на нефть падают, то нефтяные компании получают больший доход от внутренней реализации топлива. И теперь они пополняют бюджет отчислениями. При этом выплаты производятся от расчетной цены 53 600 р. за тонну, которая была сформирована в 2020 году.

Подведем итоги

Стоимость топлива играет существенную роль практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рост налоговых ставок провоцирует рост цен на бензин. И, как следствие, приводит к повышению цен на товары, к снижению прибыльности предприятий. И в конечном счете страдает потребитель.

Но рост цен идет не просто так. Он соответствует инфляции. При этом если перевести стоимость в валюту и рассмотреть несколько лет, то получим практически одинаковые результаты. Это возможно из-за регуляции цен государством.

Для простого потребителя рост цен воспринимается болезненно. Это возникает из-за падающих доходов, но растущих расходов. А для транспортных компаний этот аспект менее критичен. Ведь существуют послабления при уплате налогов, снижение затрат за счет возврата НДС. Есть возможность открытия топливных карт, которые помогают не только вести четкий учет расходов, но и экономить на закупках топлива в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *