Как проехать равнозначный перекресток 4 машины движущихся прямолинейно
Перейти к содержимому

Как проехать равнозначный перекресток 4 машины движущихся прямолинейно

  • автор:

Проезд нерегулируемых равнозначных перекрестков

Равнозначный перекресток

В очередной статье серии «Правила проезда перекрестков» Вы узнаете о правилах дорожного движения, которые относятся к нерегулируемым равнозначным перекресткам.

В населённом пункте встретить такой перекресток довольно трудно. Однако за городом равнозначные перекрестки получили широкое распространение, поэтому каждому водителю необходимо четко знать, каким образом такие перекрестки можно проехать без нарушения требований ПДД.

Напоминаю, что водитель должен определить тип перекрестка еще до того, как автомобиль выедет на этот перекресток. В предшествующих статьях серии рассмотрены перекрестки:

На первый взгляд кажется, что правила проезда перекрестков неоправданно сложные, ведь возможны десятки разнообразных ситуаций. На самом деле все довольно просто, и если Вы потратите несколько минут на изучение предшествующих статей серии, то никаких проблем у Вас не возникнет.

Что касается нерегулируемых равнозначных перекрестков, то к ним относится лишь пара пунктов правил дорожного движения, а следовательно, они не должный вызывать никаких трудностей. Об этих правилах и пойдет речь ниже:

  • Признаки равнозначного перекрестка.
  • Порядок движения.
  • Неразрешимая ситуация на перекрестке.

Признаки равнозначного перекрестка

Перекресток является равнозначным при одновременном соблюдении следующих условий:

  • нет светофоров и регулировщика;
  • нет знаков приоритета (главная дорога, уступите дорогу и т.д.);
  • обе пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие (твердое или грунт).

Дополнительно для указания на равнозначность может использоваться дорожный знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»:

Знак Пересечение равнозначных дорог

Примечание. Количество полос движения и проезжих частей на дорогах не влияет на тип перекрестка.

Порядок движения

Проезд равнозначных перекрестков регламентируется двумя пунктами правил дорожного движения (13.11 и 13.12), первый из которых относится ко всем маневрам на перекрестке, а второй — только к повороту налево и развороту:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Поворот направо

При выполнении поворота направо траектория белого автомобиля не пересекается с траекториями других машин, поэтому такой маневр можно выполнить независимо от того, подъезжают ли транспортные средства с других направлений.

Движение прямо

При движении прямо траектория белого автомобиля пересекается с траекториями других автомобилей. При этом следует уступить дорогу оранжевому автомобилю, который подъезжает к перекрестку справа.

Поворот налево или разворот

Напомню, что при выполнении поворота налево или разворота на равнозначном перекрестке кроме пункта 13.11 правил действует еще и пункт 13.12. Поэтому необходимо уступить дорогу как автомобилям, приближающимся справа (независимо от того, в какую сторону они едут), так и автомобилям, которые едут Вам навстречу и выполняют поворот направо или продолжают движение прямо. Т.е. следует уступить дорогу и оранжевой машине, и синей.

Обратите внимание, траектория Вашего автомобиля не всегда будет пересекаться с траекториями вышеперечисленных машин, поэтому уступать дорогу нужно не всем автомобилям.

Например, если на перекрестке пересекаются многополосные дороги, то автомобили смогут разъехаться и их траектории не будут пересекаться.

Неразрешимая ситуация на перекрестке

На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.

Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.

Суть этой неразрешимой ситуации в том, что каждый из водителей должен уступить дорогу другому автомобилю (который находится справа от него). Белый уступает оранжевому, оранжевый — синему, синий — зеленому, зеленый — белому. Поэтому все они вынуждены стоять и проехать не могут.

Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.

Однако если такая ситуация возникнет на практике, то не рекомендую Вам блистать знаниями и первым выполнять поворот направо. Пусть лучше это сделают другие водители.

Связано это, во-первых, с тем, что при приближении к перекрестку Вы уже заняли правильное положение на проезжей части, соответствующее намеченному направлению выезда. Поэтому поворот из такого положения направо может привести к нарушению правил или к ДТП.

Во-вторых, водитель не имеет информации о том, куда приведет его правая дорога и удастся ли там развернуться. Поэтому лучше подождать, пока ситуация разрешится сама собой, оставаясь на своем месте перед перекрестком.

Ну а в следующей статье речь пойдет про перекрестки с трамвайными путями.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 28 сентября 2023
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Нерегулируемые перекрестки

Нерегулируемые перекрестки-1.jpg

На перекрестке равнозначных дорог действует правило «помеха справа», когда водитель уступает дорогу тому автомобилю, который приближается справа.

Нерегулируемые перекрестки-2.jpg

При повороте налево и развороте водитель обязан уступить дорогу всем встречным автомобилям, которые движутся прямо и направо.

Нерегулируемые перекрестки-3.jpg

Пример разъезда автомобилей на нерегулируемом равнозначном перекрестке:
Рис I
У водителя «2» помеха справа — автомобиль «1», у водителя «1» в свою очередь помеха справа — автомобиль «3». У водителя «3» помех нет и он начинает движение первым, занимая перекресток.
Рис II
Выехав на перекресток, водитель «3», совершая левый поворот, должен остановиться и уступить дорогу встречному — автомобилю «2». Но водитель «2» не может ехать, так как у него помеха справа.
После того, как водитель «3» выехал на перекресток, у водителя «1» исчезла помеха справа — он начинает движение и покидает перекресток первым.
Теперь у водителя «2» исчезает помеха справа, его путь также свободен.
Последним завершает маневр, покидая перекресток, водитель «3».

Нерегулируемые перекрестки-4.jpg

Случай, когда к перекрестку одновременно со всех сторон подъехали автомобили, правила не регламентируют. Водители должны просто договориться между собой любым способом.
Любопытно, что самый вежливый из них, который догадается уступить дорогу первым, перекресток проедет последним.

Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог

Нерегулируемые перекрестки-5.jpg

  • Водитель, который движется по второстепенной дороге, должен уступить дорогу автомобилям, которые находятся на главной дороге — независимо от траектории их дальнейшего движения.
  • Если траектории автомобилей не пересекаются, они могут двигаться одновременно.
  • При поворотах водители главной дороги руководствуются меж собой правилом «помеха справа» (то есть правилами проезда равнозначных дорог). Водители второстепенных дорог, уступив автомобилям на главной дороге, также пользуются между собой правилом «помехи справа».

Нерегулируемые перекрестки-6.jpg

При изменении направления главной дороги водители главной дороги руководствуются между собой правилом «помеха справа». Водители второстепенных дорог, уступив автомобилям на главной дороге, также пользуются меж собой правилом «помехи справа».

Пример.
Автомобили «1» и «2» пользуются преимуществом по отношению к остальным, а между собой руководствуются правилом «помеха справа». Поэтому первым начнет движение автомобиль, не имеющий помехи справа на главной дороге.
Вторым проедет перекресток автомобиль «2».
Водитель «4» обязан уступить дорогу автомобилю «3», так помеху справа. Поэтому третьим проедет перекресток автомобиль «3», и последним — автомобиль «4».

Напомним, что трамвай уступает дорогу только в трёх случаях:

  • Под знак «уступи дорогу»
  • При выезде из трамвайного депо,
  • И при красной основной секции с зеленой дополнительной направо.

Во всех остальных случаях вы обязаны уступать дорогу трамваю на перекрестках.

Материал изложен на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ

Нерегулируемый перекресток: как проезжать, когда главная поворачивает и когда ее не определить

Проезд нерегулируемых перекрестков кажется простым, пока дороги равнозначные или главная дорога пересекается со второстепенной под прямым углом без поворота. А вот столкнувшись с поворотом главной дороги на перекрестке, некоторые водители задумываются, кто и в каком случае должен уступить при проезде. Рассмотрим этот случай, а попутно вспомним еще один нюанс: как определяется приоритет движения при пересечении грунтовой и асфальтовой дорог и что делать, если тип покрытия вообще нельзя определить. Ведь на практике все эти случаи регламентируются всего двумя короткими пунктами ПДД.

Что такое нерегулируемый перекресток?

Для начала одной строкой напомним забывчивым, что такое нерегулируемый перекресток. Пункт 13.3 ПДД поясняет, что перекресток считается нерегулируемым, если на нем нет светофора или регулировщика, либо светофор есть, но он выключен или работает в режиме мигающего желтого сигнала. Очередность проезда на таких перекрестках определяется правилами проезда нерегулируемых перекрестков и знаками приоритета, если они есть.

Как быть, если главная дорога поворачивает на перекрестке?

На нерегулируемых неравнозначных перекрестках, где главная дорога меняет направление, стоит помнить одно простое правило: водители сначала на главной, а затем на второстепенной дороге разъезжаются по правилам проезда равнозначного перекрестка – с учетом помехи справа. Это прямо указано в пункте 13.10 ПДД. То есть транспортные средства, движущиеся по главной дороге, имеют приоритет и проезжают перекресток первыми – а действуют так, будто перекресток для них равнозначный, никаких знаков приоритета нет, и действует только правило помехи справа. После них перекресток могут проезжать автомобили на второстепенной дороге, действуя по тому же принципу.

Для лучшего понимания поясним сказанное на примере. Если смоделировать ситуацию, когда на перекрестке оказываются сразу четыре машины, движущиеся прямо, то вот какой будет очередность проезда.

Можно ли определить главную дорогу, если нет знаков приоритета?

А теперь перейдем ко второму случаю проезда неравнозначных перекрестков, который помнят не все. Для начала вспомним, можно ли определить на перекрестке главную дорогу, если на нем вдруг нет знаков приоритета. Правила напоминают, что можно: в определении главной дороги сказано, что дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой является главной, и даже наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с твердым покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. Таким образом, двигаясь по грунтовке, пересекающей асфальтовую дорогу, водитель обязан уступить всем, кто движется по асфальту.

А что делать, если покрытие определить невозможно?

Вышеуказанное правило несложное, но на практике встречаются случаи, когда определить тип покрытия своей и/или пересекаемой дороги невозможно – например, если они покрыты слоем снега или льда. На этот случай в ПДД тоже есть четкое указание. Пункт 13.13 в такой ситуации предписывает перестраховаться: если водитель не может определить наличие покрытия на дороге, а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге. То есть в таком случае нужно уступить дорогу машинам, приближающимся и справа, и слева, и даже спереди, если ваши траектории движения пересекаются.

Движение прямо на равнозначном перекрестке — вопрос Максиму

Serpiph писал(а): С нерегулируемым совсем по-другому. Так понятие главный-второстепенный организуется знаками, а не светофором, и главная дорога может менять направление.

Причем здесь главная дорога. мы равнозначный перекресток рассматриваем!

sclar писал(а): 2 вариант. Машина справа делает разворот по короткой дуге. Сразу за пешеходным переходом. Это не запрещено . В этом случае, она перекрывает нам дорогу. Она въехала на перкрёсток раньше нас. Пропускаем её.
.
Видимо это Максим и имел ввиду.

Вот странно, что Максим это подтверждает, потому как в его же комментах написано, что это нарушение однозначно.

sclar писал(а): 1 вариант . Въезжающая справа для разворота машина, хочет развернуться за центром перекрёстка (длинная дуга). В этом случае, въезжаем на перекрёсток, до середины и пропускаем её . Когда она освободит нам дорогу едем дальше.

sclar писал(а): 4 вариант. Подъезжаем к перекрёстку и видим, что машина справа уже въехала на перекрёсток для разворота по длинной дуге . Едем спокойно прямо. У нас помехи справ нет.

Это именно то, что писала я. И почему это было названо бредом?

sclar писал(а): 3 вариант. Машина приближается справа к перекрёстку. Намерения не ясны. Въезжаем на перекрёсток, до середины. Если машина справа хочет развернуться, то вынуждаем её делать это по длинной дуге . Далее вариант 1.

А вот это просто улыбнуло , особенно, когда представила себя на Спарке, » вынуждающую » какой-нить rover сделать ЭТО по длинной дуге.

Субтильность Автолюбитель
Сообщения 7
Благодарности 0
Год регистрации 2011

Re: Движение прямо на равнозначном перекрестке — вопрос Макс

Pddclub » 10 окт 2011, 12:16

Pddclub Служба поддержки
Сообщения 2
Благодарности 0
Год регистрации 2011
Город Москва

Re: Движение прямо на равнозначном перекрестке — вопрос Макс

Serpiph » 10 окт 2011, 22:20

Субтильность писал(а):

Serpiph писал(а): С нерегулируемым совсем по-другому. Так понятие главный-второстепенный организуется знаками, а не светофором, и главная дорога может менять направление.

Причем здесь главная дорога. мы равнозначный перекресток рассматриваем!

Ок. Я написал для общего случая. Всё равно нельзя рассматривать регулируемый перекрёсток одинаково с равнозначным нерегулируемым. Это в корне неверно. Что же до ПДД на нерегулируемом перекрёстке, то

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа . Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Обратите внимание на выделенное. То есть сказано, откуда и куда он приближается: к Вам справа безотносительно своего расположения на перекрёстке.
Таким образом, нормальный разворот по короткой дуге возможен только при условии, что автомобилю, приближающемуся слева к первому, не будет создана помеха в движении, так как при развороте будет момент, когда разворачивающийся автомобиль подставит свой правый бок второму, а значит вступит в силу данный пункт. И гаишник может первого оштрафовать на 100 рублей в этой ситуации, так как возникает клинч «непредоставление дороги транспорту с преимуществом проезда». Длинная дуга позволяет это исправить.

Каждый человек имеет право на.
Все вопросы на форум, а не в личку!

Serpiph Эксперт по ПДД
Сообщения 3606
Благодарности 202
Год регистрации 2011
Город Мытищи

Re: Движение прямо на равнозначном перекрестке — вопрос Макс

alextsik » 20 ноя 2011, 11:59

sclar писал(а):
3 вариант. Машина приближается справа к перекрёстку. Намерения не ясны. Въезжаем на перекрёсток, до середины. Если машина справа хочет развернуться, то вынуждаем её делать это по длинной дуге. Далее вариант 1.

Вам не кажется, что это в корне не соответствует термину «уступить дорогу» из ПДД: «требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.»

alextsik Специалист по ПДД
Сообщения 54
Благодарности 0
Год регистрации 2011
Город Петрозаводск

Re: Движение прямо на равнозначном перекрестке — вопрос Макс

sclar » 20 ноя 2011, 12:44

alextsik писал(а):

sclar писал(а):
3 вариант. Машина приближается справа к перекрёстку. Намерения не ясны. Въезжаем на перекрёсток, до середины. Если машина справа хочет развернуться, то вынуждаем её делать это по длинной дуге. Далее вариант 1.

Вам не кажется, что это в корне не соответствует термину «уступить дорогу» из ПДД: «требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.»

Абсолютно нет. Ещё раз прочитайте условие. Выделяю жирным, чёрным. Намерения не ясны . Мшина справа движется прямо. Что она собирается делать мы не знаем. Даже если включен левый поворотник.
Теперь ключевое в приведённой цитате

изменить направление движения или скорость

Два параметра движения автомобиля имеющего преимущество, на которые мы не должны повлиять.
1. Направление (а он пока едет прямо, куда собрался дальше мы не знаем)
2. Скорость (он движется с определённой скоростью).
Если мы останавливаемся на середине перекрёстка, то мы никак не мешаем ему двигаться прямо (первоначальное направление), и с той же скоростью. Приведённаый пункт для данной ситуации не актуален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *