Как отремонтировать машину по осаго после дтп
Перейти к содержимому

Как отремонтировать машину по осаго после дтп

  • автор:

Как отремонтировать авто после аварии по ОСАГО⁠⁠

В случае аварии водителя избавляет от лишних трат полис ОСАГО, гарантирующий восстановление автомобиля на выплаты страховой компании. Проведение ремонтных работ и использование полиса отличается рядом особенностей.

Как это работает

Приобретение полиса ОСАГО — не рекомендация, а обязанность любого автовладельца, действующая с апреля 2003 года. Благодаря полису ремонт после ДТП оплачивает страховая компания, выдавшая документ. Максимальная сумма выплат достигает 400000 рублей, при наличии пострадавших — 500000 рублей.

Нюансы оплаты ремонта

Ремонт или выплата на восстановление авто для пострадавшего оплачиваются страховой компанией виновника аварии. Однако пострадавшая сторона обращается в ту компанию, которая продала полис, в дальнейшем разные страховые договариваются между собой самостоятельно.

Виновник чинит свой автомобиль на личные средства. При этом страховая компания может выставить требование о компенсации расходов на починку машины пострадавшего. Чаще всего взыскание требуют, если виновник был пьян или не имел прав. Чтобы избежать подобной проблемы, водители коммерческого транспорта проходят предрейсовые осмотры.

Как оценивается сумма ремонтных работ

Компании, занимающиеся оформлением и продажей ОСАГО, рассчитывают цену по методу Центробанка. Итоговая стоимость ремонта складывается из следующих факторов:

  • Насколько изношены поврежденные детали;
  • Можно ли полностью заменить авто вместо проведения дорогостоящего ремонта;
  • Возраст машины;
  • Стоимость запчастей и услуг по восстановлению.

Направление на ремонт по ОСАГО в 2022-2023 годах

Оформление ДТП возможно по европротоколу, в этом случае нет необходимости в участии сотрудников ГИБДД. Европротокол составляется в следующих ситуациях:

  • В аварии участвует только два авто;
  • Вред нанесен только машинам;
  • У обоих водителей есть ОСАГО;
  • Ни у одной из сторон нет претензий.

Бланк европротокола выдается страховой компанией или скачивается с сайта Российского союза автостраховщиков (иначе РСА). Документ заполняется и подписывается (может применяться в дальнейшем, если спорные ситуации всё-таки возникли).

В страховую компанию предоставляются следующие документы:

  • Паспорт водителя;
  • Заполненный бланк европротокола;
  • Полис ОСАГО;
  • ПТС;
  • Показания свидетелей, фото и видео с места аварии;
  • Если проводилась экспертиза, заключение экспертов.

Водитель имеет право отправить данные документы через приложение «Помощник ОСАГО», без личного посещения филиала компании.

Сотрудник страховой осматривает машину в течение 5 рабочих дней после обращения для оценки повреждений. В течение 20 дней после приема документов страховая компания может обоснованно отказать в ремонте или выплате, либо предоставить деньги или направление на ремонт по ОСАГО (при отказе следует обратиться в суд).

В случае если на место ДТП был вызван инспектор ГИБДД, необходим тот же пакет документов. К имеющемуся списку нужно добавить протокол о наличии или отсутствии административного нарушения, выданный представителем правоохранительных органов.

Можно ли самому выбрать автосервис

Самостоятельный выбор станции технического обслуживания возможен при одобрении страховой компании и выдачи об этом письменного согласия. Однако данный вариант осуществляется нечасто, страховые имеют собственные договоры с СТО (список сервисов вывешивается на официальном сайте).

Случаи попадания в ДТП авто с гарантией

Если машина не старше двух лет, страховая компания осуществляет восстановление в официальном сервисе производителя. Починка у официальных дилеров позволяет получить оригинальные детали и сохранение гарантии.

При этом на ремонт по ОСАГО действует гарантия полгода. Кузовные работы и покраска сопровождаются гарантийными обязательствами в течение 12-ти месяцев.

Проблема некачественного ремонта

Если ремонт по ОСАГО был проведен недобросовестно, необходимо сообщить об этом в страховую. Компания без участия водителя решает проблему с недочетами, возникшими при восстановлении авто.

Обращение составляется в свободной форме с указанием ФИО, названия страховой, адреса фактического проживания и банковских реквизитов. При отказе страховой компании необходимо обратится в суд.

Отказ от ремонта и компенсация

В некоторых ситуациях можно заменить ремонт денежной компенсацией. Среди случаев:

  • Невозможность восстановить машину;
  • Потерпевший погиб в аварии;
  • Потерпевшему был нанесен тяжкий вред здоровья;
  • У потерпевшего есть инвалидность;
  • Стоимость восстановления превышает 400000 рублей;
  • От места аварии до автосервиса страховой компании больше 50 км.

Выплата также возможна при независимой экспертизе, в ходе которой выявлено, что реальная стоимость ремонта превышает цену восстановления в автосервисе страховой компании. Решение в пользу денег или ремонта зависит от конкретных ситуаций и индивидуальных обстоятельств.

Действия при навязывании невыгодных условий страховой компанией

В некоторых ситуациях водителя пытаются поставить в невыгодное положение. В таких ситуациях необходимо:

  • Заранее проверить сервис по ремонту. Важно, чтобы СТО не имело много негативных отзывов.
  • Сравнить суммы страховой и независимой экспертиз. Разница может оказаться существенной.
  • Написать досудебную претензию. Если сумма ремонта страховой занижена, компания может дополнить необходимую сумму.
  • При отказах страховой компании сотрудничать, необходимо обратиться в суд.

Чтобы снизить риск аварии и избежать разбирательств со страховой компанией, водителям коммерческого транспорта нужно пройти предрейсовый осмотр перед началом маршрута.

Направление на ремонт по ОСАГО в 2021 году — правила и сроки

Обязательное страхование автомобиля – не только лишняя трата денег, как думают многие автовладельцы. При ДТП полис может оказаться полезным инструментом, так как дает право владельцу транспорта получить услугу ремонта по ОСАГО.

Избежать нервотрепки и излишних трат после дорожного происшествия поможет четкий план действий и знание нюансов процедуры ремонта автомобиля по ОСАГО. Об этом расскажет небольшой обзор.

Для начала обратимся к законодательной базе, которая в части автомобильного страхования претерпела изменения. До 2017 года автомобилисты получали компенсацию на пострадавшее авто в денежном выражении и сами искали СТО – станцию техобслуживания авто. В 2021 году ремонт по ОСАГО производится иначе, страховщики в большинстве случаев не выплачивают клиентам деньги, а направляют их в сервисные центры, с которыми у них заключен договор.

Поправка осталась: страховщик решает сам, расплатиться с пострадавшим в происшествии деньгами или провести ремонт вместо денег. Автовладелец также вправе настоять и сделать выбор: осуществить ремонт или взять деньги по ОСАГО.

Стоимость ремонта по ОСАГО прописывается в договоре, никаких доплат, а тем более изменений в соглашение, вносить не разрешено. Срок направления на ремонт по ОСАГО и осуществление ремонтных работ исчисляется 50 сутками.

Новая процедура вводилась для упрощения взаимодействия водителя и страховой и исключения передачи денег на проведение сервисных работ. С деньгами нередко происходили различные махинации, они использовались не по назначению, в некоторых случаях разворовывались.

Но стало ли легче от нововведений участникам дорожного движения, когда получение денег заменили на получение сертификата? Эксперты утверждают, что не стало. Водителю, ТС которого пострадало в ДТП, все равно нужно обращаться за компенсацией, только раньше он получал деньги, а теперь сертификат. Право выбора автосервиса у него практически отобрали, так как он теперь обязан производить ремонт машины по ОСАГО в мастерской, в которую его направляет страховщик.

Хитрости недобросовестных страховщиков по-прежнему остались, к примеру, машину часто отказываются ремонтировать полностью, проводят ремонт авто по ОСАГО частично.

Теперь ознакомимся с порядком предоставления услуги по пунктам.

    Собрать документы: их достаточно много:

    заявление с требованием возмещения ущерба;

Несмотря на то, что законодатели стараются улучшить отношения между страховыми объединениями и автовладельцами, лазейки для обмана остаются. Поэтому при обращении в свою страховую нужно внимательно относиться к документам. Их обязательно нужно изучить и не подписывать бумаги, которые не относятся напрямую к страховому случаю по ОСАГО.

Особенно это касается заявления, бланк которого страховая предлагает скачать на своем официальном сайте. Там могут содержаться сведения, не относящиеся к делу, с ними нельзя соглашаться, поставив подпись. Заявление лучше написать в свободной форме, это разрешено.

Эксперты предупреждают о стандартных хитростях страховщиков. Они предлагают выбрать автосервис, не принадлежащий дилеру, сделать ремонт после ДТП по ОСАГО с использованием запасных частей б/у, предлагают сделать доплаты, если денежных средств не хватит на проведение положенных по договору работ.

На эти ухищрения страховые не имеют права, соглашаться с такого рода предложениями не следует. Если что-то не ясно, лучше не ставить свою подпись, а проконсультироваться с экспертом.

Многие автомобилисты, не читая бумаги, могут случайно подписать договор цессии: юридической переуступки права. Ситуация заканчивается плачевно: начинаются бесконечные правовые тяжбы, которые часто кончаются одним: пострадавший в аварии сам оплачивает ремонтные услуги.

Еще одной уловкой является желание сотрудников предложить подписать смету. И этого ни в коем случае нельзя делать: составление сметы – не дело автовладельца, который и так сполна оплачивает эти услуги в рамках своего полиса.

Сроки выдачи направления, как их подсчитать

Федеральным законом о страховании срок формирования направления для ремонта по ОСАГО ограничен 20 днями. Об этом сказано в п. 21 ст.12. Установленный ФЗ период действителен для выдачи ремонтного сертификата или денежных средств.

Период исчисляется со дня подачи заявления, включаются обычные выходные дни, но не включаются праздничные дни. Срок исчисляется независимо то даты осмотра машины и технической экспертизы, которую назначает страховщик.

Что делать после выдачи на руки направления в СТО

Ехать в автосервис и оставлять там машину. В 30-дневный срок ее обязаны отремонтировать. Если 20-дневный срок на получения бумаги истек, можно обратиться за повторным документом. Злоупотреблять пропуском установленных временных границ не стоит, это добавит лишней бумажной волокиты.

В СТО пострадавшие в ДТП нередко сталкиваются с другими хитростями, теперь уже владельцев автомобильных сервисов. Они сообщают, что в наличии имеются только старые и некачественные запасные детали, за безопасные запчасти требуют доплатить. Также утверждают, что выделенных средств не хватает для оказания сервисной услуги. Все это незаконно, ничего доплачивать не нужно!

Нарушение срока ремонта – последствия

Неустойка за несоблюдение времени оформления документации в автомастерскую составляет 1% от суммы ущерба. К примеру, если ущерб оценивается в 100 тыс. рублей, а просрочка выдачи бумаги составляет 10 дней, то клиенту полагается еще 10 тыс. Деньги можно получить только, оформив дополнительную претензию в письменном виде.

Аналогичная неустойка предусмотрена для мастерской, которая взялась восстанавливать автомобиль клиента. Ее значение гораздо ниже: 0,5 за каждый день просрочки. Требовать ее можно только со своей страховой, в мастерскую обращаться бесполезно.

Суды завалены исками от граждан, так ничего не и получивших за просрочку оформления бумаг, и от тех, чье ТС слишком долго держали в авторемонтном центре. Судьи неохотно принимают сторону пострадавших, в полной мере получить компенсацию редко кому удается.

Следование правилам и рекомендациям, изложенным в обзоре, помогут грамотно провести переговоры с представителями своей компании и настоять на своем получить – по ОСАГО ремонт или выплату. Принимать решение, как отказаться от ремонта лучше с юристом, так как компании, страхующие автомашины клиентов, идут на ухищрения, чтобы предложить им невыгодные условия.

Водитель покупает страховку не только для того, чтобы избежать штрафов ГИБДД, а для того, чтобы отремонтировать свой автомобиль бесплатно и качественно. Чтобы после ремонта по ОСАГО он пришел в состояние, в котором находился до аварии.

Как добиться от страховой компании ремонта автомобиля после ДТП

Как добиться от страховой компании ремонта автомобиля после ДТП

Автовладелец, машина которого пострадала из-за ДТП, вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в пределах страховой суммы – 400 000 рублей, а в случае оформления ДТП по европротоколу – в пределах 100 000 рублей 1 . Вред возмещает страховая компания. Это в теории, но на практике получается иначе.

В статье рассматриваются вопросы возмещения имущественного вреда, а не вреда жизни или здоровью.

Предположим, что после аварии размер вреда составил 250 000 рублей. Страховая компания выплачивает автовладельцу возмещение – 50 000 рублей. А затем отправляет его судиться с виновником ДТП и довзыскивать 200 000 рублей – разницу между страховой выплатой и реальным ущербом 2 .

Безусловно, так быть не должно. При таком подходе принцип полного возмещения вреда нарушается, а ценность договора ОСАГО оказывается сомнительной, особенно если взглянуть на статистику. В 2022 г. средняя стоимость полиса ОСАГО для граждан составляла 13 235 рублей, а средний размер возмещения имущественного вреда – 73 642 рубля 3 .

Почему ремонт лучше страховой выплаты

Пострадавший в ДТП имеет право получить возмещение в виде страховой выплаты или восстановительного ремонта автомобиля 4 .

Страховая выплата покрывает в среднем только 1/5 размера причиненного вреда. Это связано с применением правила об учете износа деталей до 50% и единой методики по определению размера расходов на ремонт Банка России (далее – методика ЦБ) 5 .

Восстановительный ремонт дает преимущества автовладельцу: методику ЦБ применять не станут, а машину приведут в доаварийное состояние.

Иными словами, если выбрать ремонт, страховая компания обязана починить автомобиль, купив новые детали по рыночной стоимости. Если же автовладелец захотел получить от страховой деньги, то размер возмещения рассчитывается по методике ЦБ с учетом заниженных цен и износа деталей. Второй вариант выгоден страховой, но не автовладельцу. Например, по методике ЦБ фара стоит 25 000 рублей, а на рынке – 300 000 рублей.

Закон защищает автовладельца, закрепляя приоритет восстановительного ремонта, но фактически это право осталось только на бумаге. Страховые компании всеми правдами и неправдами пытаются заменить ремонт страховой выплатой, которая покрывает только часть ущерба. Более того, права на восстановительный ремонт довольно легко лишиться. Достаточно не читая подписать дополнительное соглашение или не дать согласие на ремонт на несертифицированной СТО.

(Как автовладелец просил отремонтировать авто, а получит крохотную денежную выплату – читайте в статье «Заставили страховую компанию выплатить достойную компенсацию».)

Как добиться ремонта автомобиля

Чтобы не дать страховой компании заменить ремонт машины денежной выплатой, необходимо выполнить пять простых шагов.

1. Подайте в страховую компанию заявление об осуществлении страхового возмещения путем проведения восстановительного ремонта.

2. В заявлении дайте согласие на ремонт на любой СТО , предложенной страховой компанией.

Если страховая не может организовать ремонт на изначально определенной СТО (сегодня это 99% случаев), то автовладелец вправе либо выбрать страховую выплату, либо согласиться на проведение ремонта на другой СТО, предложенной страховой (п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

3. В заявлении дайте согласие на ремонт на несертифицированной СТО . Иначе страховая будет вправе выплатить деньги вместо того, чтобы чинить машину 6 .

СТО, заключившие со страховой компанией договоры, могут не соответствовать требованиям, которые установлены правилами обязательного страхования и предъявляются при организации восстановительного ремонта. Страховая вправе выдать направление на ремонт в одну из таких несертифицированных СТО только при наличии письменного согласия автовладельца.

4. Письменно потребуйте согласия на самостоятельную организацию ремонта на СТО, с которой у страховой компании нет договора. Это пригодится, если страховая затянет с ремонтом .

Выдать направление на ремонт страховая компания должна в течение 20 дней, а если автовладелец самостоятельно организует починку машины – в течение 30 дней (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО). Предельный срок восстановительного ремонта – 30 рабочих дней со дня передачи автомобиля на СТО или страховой для его транспортировки до места проведения ремонта (гл. 6 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

5. Подайте жалобу финансовому уполномоченному, если страховая компания препятствует ремонту. Это нужно сделать обязательно, когда вы собираетесь судиться со страховой.

Страховая компания наверняка будет придумывать отговорки, чтобы не ремонтировать автомобиль. Например, часто ссылаются на отсутствие договоров с СТО. Однако это не основание для замены ремонта страховой выплатой, которая невыгодна автовладельцу 7 .

Когда вы укажете в заявлении требование о восстановительном ремонте и дадите письменное согласие на починку автомобиля на любой СТО, в том числе несертифицированной, страховая компания лишится законной возможности заменить ремонт денежной выплатой. Ей придется либо починить машину, либо незаконно отказать в ремонте.

В случае если страховая компания неправомерно отказала в ремонте или заменила его страховой выплатой, вы вправе через суд требовать полного возмещения убытков 8 .

Нужно заявлять требование о возмещении убытков по ст. 15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а не требование о взыскании страхового возмещения по ст. 12 Закона об ОСАГО.

Поскольку пострадавший автовладелец является потребителем финансовой услуги, у него также возникает право на потребительские неустойки по Закону о защите прав потребителей (ЗоЗПП). Например, можно настоять на взыскании со страховой штрафа в размере 50% от суммы требований, не удовлетворенных в досудебном порядке.

Взыскание убытков со ссылкой на ГК РФ и ЗоЗПП предполагает их возмещение по рыночным ценам, без учета износа деталей автомобиля и применения иезуитской методики ЦБ.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.

1 Статья 7, п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

2 «Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси» (https://www.cbr.ru/statistics/insurance/osago_taxi/).

3 «Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси» (https://www.cbr.ru/statistics/insurance/osago_taxi/).

4 Статья 12 Закона об ОСАГО.

5 Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

6 Абзац 6 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО.

7 Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2022 г. № 19-КГ22-6-К5.

8 Пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021), утв. Президиумом ВС РФ 30 июня 2021 г.

Что делать с машиной после ДТП. Инструкция

Фото: news.vdv-s.ru

Любая авария создает стрессовую ситуацию, в которой теряются даже опытные автомобилисты. Не все знают, что именно делать и куда звонить, как оформлять документы для страховой компании и куда везти разбитый автомобиль. Хотя ошибки при оформлении могут дорого обойтись.

Действия сразу после аварии

В первую очередь нужно понять, есть ли пострадавшие и кому из них в первую очередь требуется медицинская помощь. Даже при незначительных внешне травмах рекомендуется вместе с ГИБДД вызывать скорую помощь, поскольку именно врачи могут наиболее адекватно оценить состоянии побывавших в ДТП. Потом нужно выставить аварийные знаки и, по возможности, организовать безопасный объезд места аварии. Передвигать автомобили нельзя, как и трогать разбросанные обломки. Кроме того, нужно найти свидетелей и запросить их контактные данные.

Обязательно нужно сфотографировать разбитые машины с разных ракурсов и все повреждения по-отдельности. На фотографиях должны быть видны уличные ориентиры и, желательно, адресные таблички.

Если же пострадавших нет, а повреждения автомобилей можно оценить, как незначительные, лучше обойтись европротоколом, заполнив стандартные бланки. Сотрудников полиции в этом случае вызывать не надо, но оба участника ДТП должны уведомить о событии свои страховые компании. Также имеет смысл написать взаимные расписки об отсутствии претензий — в дальнейшем они могут подтвердить факт того, что участники не оставили место аварии без ее оформления.

Фото: Jochen Tack / imagebroker.com / Global Look Press

Фото: Jochen Tack / imagebroker.com / Global Look Press
В какую страховую звонить

С 2014 г. в России действует схема прямого возмещения убытков, когда за компенсацией нужно обращаться в «свою» компанию, где автомобилист купил полис ОСАГО. Именно ее эксперты проведут оценку машины и предложат варианты ремонта, либо денежную выплату, если ремонт невозможен. В компанию нужно будет предоставить извещение о ДТП, документы на машину и полис ОСАГО, а также заявление на выплату страхового возмещения. Если нет возможности приехать лично, документы нужно отправить по почте. В итоге выплату производит своя страховая компания, которая потом взыскивает ущерб с компании виновника.

Куда везти разбитый автомобиль

Страховая компания должна получить все документы и произвести осмотр автомобиля в течение пяти дней, но самостоятельно отвозить машину на стоянку страховщика не обязательно. Эксперт страховой компании может сам приехать на место ДТП, либо по адресу, который пострадавший укажет в заявлении при подаче документов в страховую компанию. Оплачивать услуги эвакуатора придется из своего кармана, но потом эти деньги можно будет получить с виновника ДТП или у своего страховщика, если это предусмотрено договором.

Если же после ДТП водитель или его близкие не могут забрать разбитый автомобиль, ГИБДД отправит его на одну из своих спецстоянок, откуда машину впоследствии можно будет увезти при предъявлении комплекта документов.

Когда нужна независимая экспертиза

Если пострадавший не согласен с выплатами или объемами ремонта, он вправе заказать независимую экспертизу. Эксперт оценит наличие видимых и скрытых повреждений, стоимости ремонта и запасных частей. Кроме того, эксперт пригодится, если страховщик некачественно отремонтирует машину. Опираясь на данные экспертизы, можно предъявить страховой компании требование о доработке или обратиться в суд. Также экспертиза пригодится в случае судебной тяжбы с виновником ДТП, если у него не было полиса, либо ущерб оказался больше установленного законом об ОСАГО лимита выплат.

Когда начинать ремонт

До тех пор, пока не проведена оценка повреждений, начинать ремонт нельзя. Не стоит ехать в сервис и после получения калькуляции, если она кажется автовладельцу заниженной. При несогласии с оценкой страховщика могут понадобиться дополнительные экспертизы, которые на отремонтированном автомобиле провести невозможно. Не исключено, что дело в итоге может дойти до суда.

Фото: гибдд.рф

Фото: гибдд.рф

Даже если выплаченная сумма выглядит правдоподобной, все чеки и документы из сервиса и магазинов запчастей нужно сохранить на случай, если реальные затраты превысят смету, предложенную страховой компанией.

Чинить или продавать

Страховая компания может отремонтировать автомобиль, либо выплатить его стоимость на момент аварии с учетом износа, если ремонт не имеет смысла. Годные остатки машины в таком случае придется отдать страховщику. В случае ремонта за свой счет все зависит от калькуляции работ. Не исключено, что выгоднее будет продать разбитый автомобиль на запчасти, чем чинить и выставлять на рынок.

Эксплуатационные характеристики машины после восстановительного ремонта напрямую зависят от качества сделанных работ. Хороший сервисный центр возьмется за починку только если сможет гарантировать качество работ и беспроблемную эксплуатацию в дальнейшем. Кроме того, сервисная станция дает гарантию на свои работы.

Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Фото: Антон Белицкий / ТАСС, Anton Belitsky / Global Look Press, Полина Лаптева, Car4You

При ремонте за свой счет есть соблазн сделать работы максимально дешево для последующей продажи, но некачественно отремонтированный автомобиль не будет цениться на вторичном рынке, а если новый владелец впоследствии обнаружит недостатки, это может стать поводом для судебного иска.

Как утилизировать автомобиль

Если машина не подлежит восстановлению и не имеет ценности на рынке запчастей, ее придется утилизировать. Для этого нужно будет обратиться в ГИБДД с заявлением на утилизацию, причем предоставлять автомобиль на осмотр не нужно. А вот документы и номерные знаки привезти в отделение ГИБДД придется. После внесения изменений продать машину будет уже невозможно. Снятый с учета автомобиль придется везти к месту утилизации на эвакуаторе даже если он все еще способен передвигаться своим ходом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *