Как определить трещину в гильзе на дизельном двигателе
Перейти к содержимому

Как определить трещину в гильзе на дизельном двигателе

  • автор:

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Гильза блока цилиндров является одной из деталей, относящихся к поршневой группе двигателя внутреннего сгорания. Учитывая особенности ее работы в агрессивной среде, гильза подвержена воздействию высоких температур, перепадам давления и детонации, в результате чего в процессе эксплуатации могут возникнуть повреждения и дефекты гильзы блока цилиндров.

Именно эти дефекты необходимо незамедлительно диагностировать и устранить во избежание более серьезных проблем с ДВС. В этой статье мы рассмотрим несколько основных эксплуатационных дефектов гильз блока цилиндров, причины возникновения таких дефектов и способы их устранения.

Дефекты гильз блока цилиндров

Дефекты гильз блока цилиндров

Итак, среди основных дефектов, связанных с гильзой, следует выделить:

  • износ внешней поверхности гильз;
  • образование трещин в гильзах блока цилиндров;
  • излом бурта гильзы блока цилиндра;
  • дефект внутренней поверхности гильзы (зеркало).

Износ внешней поверхности гильз достаточно распространен. Большая часть внешней поверхности гильзы БЦ находиться в контакте с охлаждающей жидкостью. Из-за вибрации гильзы при работе двигателя возникают пузырьки, которые взрываются у наружной стенки гильзы, этот процесс, называемый кавитацией, и приводит к кавитационному изнашиванию, а также коррозионным процессам.

Вибрация и коррозия вызывают появление микротрещин в гильзе, через которые под воздействием высокого давления охлаждающая жидкость проникает в картер двигателя и образовывает эмульсию в моторном масле.

Устранить такой дефект можно путем наложения полимерных композитов на поврежденные участки. Но, к сожалению, такой ремонт не даст полной гарантии, что проблема будет полностью устранена. Возможно, в ближайшем будущем потребуется все-таки заменить гильзу.

Чтобы не допускать коррозионных процессов и кавитационного изнашивания внешних стенок гильзы, автовладельцу необходимо применять только качественные специальные охлаждающие жидкости (антифризы или ТОСОЛы), часто рекомендованные самим производителем ДВС.

  • Также частой неполадкой является образование трещин в гильзах блока цилиндров. Зачастую, трещины в ГБЦ и БЦ появляются в результате неправильной эксплуатации агрегата (длительная работа двигателя на повышенных оборотах, использование топлива, не рекомендованного производителем силовой установки и т.д.).

Немаловажным фактором в проявлении дефекта является резкое изменение скорости вращения коленчатого вала двигателя до отсечки на непрогретом моторе, а также использование некачественных смазочных материалов, охлаждающих жидкостей.

Еще следует упомянуть ремонт ДВС, проведенный на СТО с несоблюдением технических норм по данному силовому агрегату. Нельзя исключить и случаи появления трещин в гильзах блока цилиндров, обусловленных браком при производстве изделия на заводе-изготовителе.

Косвенными симптомами описанного дефекта могут быть:

  • нарушение температурного режима мотора при рабочем термостате;
  • субъективное ощущение уменьшение мощности ДВС;
  • появление в моторном масле эмульсии, а также эмульсия в расширительном бачке;
  • запах выхлопных газов из расширительного бачка.

Указанные признаки могут стать причиной обращения на квалифицированное СТО с целью проведения углубленной диагностики и выявления возможных трещин в гильзах блока цилиндров.

Основным методом выявления трещин являются: рентгенография и метод определения трещин посредством красящих химических растворов. В случае выявления дефекта, основным и единственным методом устранения является замена гильзы, поскольку дефектная гильза с трещиной ремонту не подлежит.

Излом бурта гильзы блока цилиндров

Седло бурта — округлое гладкое углубление, расположенное в блоке цилиндра двигателя и фиксирующее гильзу в блоке. Чтобы гильза полностью прилегала по всему периметру седла, буртик должен сидеть точно в углублении. В верхней части блока цилиндров устанавливается прокладка головки блока, которая должна прилегать точно к верхней части седла буртика.

При затяжке болтов головка блока сильно прижимается к блоку цилиндров, при этом прокладка между ними должна выдержать максимальное давление. Именно через болты и прокладку передается большое усилие на седло буртика. По этой причине очень важно, чтобы усилие передавалось через прокладку на седло строго вертикально.

Излом бурта гильзы блока цилиндров может являться следствием:

  • перекоса в области седла буртика гильзы;
  • нарушения технологии обработки при ремонте и восстановлении гильз блока цилиндров;
  • неподходящей по высоте и размерам прокладки ГБЦ;
  • наличия посторонних частиц между гильзой блока цилиндра и буртом (стружка, уплотняющие средства, остатки старой прокладки и т.д.).

Чтобы не допустить излома бурта гильзы необходимо во время сборки мотора:

  • обеспечить чистоту обработки поверхностей бурта и блока цилиндров;
  • убедиться в качестве устанавливаемых под гильзами колец;
  • толщина прокладки ГБЦ должна соответствовать техническим требованиям по данному изделию.

Во время установки головки блока цилиндров необходимо выполнять протяжку болтов динамометрическим ключом с усилием, указанным в технической документации, согласно правильной последовательности протяжки болтов при установке ГБЦ.

Способы устранения дефекта гильзы будут зависеть от степени повреждения бурта ГБЦ. Как правило, используют приваривание к гильзе полоски из стали, либо практикуется замена гильзы.

Если своевременно обнаружить дефект гильзы и устранить его, тогда в дальнейшем можно избежать более серьезных последствий, а также сэкономить на ремонте двигателя. Дело в том, что при наличии дефектов гильзы во время активной эксплуатации ТС часто из строя выходит сам поршень, шатун коленвала и т.д.

Дефект внутренней поверхности гильзы

При эксплуатации транспортного средства на запыленных дорогах и в промышленных городах через воздушный фильтр или негерметичное соединение воздуховодов, а также с грязным топливом и плохо отфильтрованным моторным маслом частицы пыли попадают в цилиндры ДВС.

Результат — воздействие на зеркало гильзы с эффектом наждачной бумаги (царапины и задиры на зеркале гильзы). Со временем царапин становится больше, далее герметичность прилегания поршневых колец к зеркальной стенке гильзы критически уменьшается, что приводит к падению компрессии в цилиндре.

Восстановить зеркало внутренней поверхности гильзы возможно методом хромирования, а в случаях критического износа поверхности гильзы, который нельзя устранить этим методом, потребуется замена поврежденной гильзы.

С целью предотвращения попадания абразива в цилиндры ДВС, владельцу автомобиля необходимо проводить ТО согласно строго определенного регламента. При проведении ТО нужно акцентировать внимание на проверке герметичности соединений воздуховодов, а также использовать рекомендованные производителем масла и фильтры.

Подведем итоги

Учитывая вышесказанное, гильза блока цилиндров — деталь ЦПГ, которая в значительной степени подвержена воздействию высоких температур, вибраций и детонационных нагрузок. Поэтому заметно увеличен риск возникновения разного рода дефектов, которые могут повлечь за собой дорогостоящий ремонт двигателя.

Как правило, в случаях, когда владелец транспортного средства сталкивается с описанными выше проблемами, настоятельно рекомендуется отказаться от попыток самостоятельного или кустарного ремонта (гильзовки или перегильзовки блока в гаражных условиях).

В подобной ситуации оптимально воспользоваться помощью квалифицированных специалистов и провести дефектовку, так как непрофессиональный ремонт или замена гильз блока цилиндров не по технологии может существенно сказаться на сроке службы и стабильности работы ДВС.

Реклама наших партнеров

Акционные товары

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л

Addinol Eco Light (5W40) 4 л

Addinol Eco Light (5W40) 4 л

Bosch S5 001 12В 52Ач

Bosch S5 001 12В 52Ач

  • Моторные масла
    • Для легковых автомобилей
    • Для грузовых автомобилей
    • Для смешанного автопарка
    • Для 4-х тактных двигателей
    • Для 2-х тактных двигателей
    • Газомоторные масла
    • Суда и рельсовый состав
    • Тракторные масла
    • Для газонокосилок
    • Автоматическая КП
    • Механическая КП
    • Гидродинамические редукторы
    • Антифриз
    • Стеклоомыватель
    • Tормозная жидкость
    • Очистка двигателя
    • Масляный фильтр

    Новые записи в блоге

    • 01.08.2023 Снятие головки блока цилиндров: правильный демонтаж ГБЦ
    • 19.07.2023 При перегазовке хлопки в глушителе: карбюратор, инжектор, дизель
    • 07.07.2023 Что можно понять по цвету свечей зажигания при проверке
    • 05.07.2023 О чем говорит нагар на свечах зажигания и его цвет
    • 28.06.2023 После запуска двигателя черный или сизый дым

    Трещина в гильзе

    Трещины в гильзе цилиндра могут возникать вследствие неправильной эксплуатации, а также нарушения технологии ремонта гильз цилиндров. Одной из таких причин может стать неправильная затяжка болтов головки блока цилиндров, что приводит к трещинам на поверхности гильз.

    Причины появления трещин в гильзе:

    • Чрезмерный перегрев;
    • Тяжелые условия работы;
    • Чрезмерные нагрузки;
    • Быстрое изменение температур (быстрое охлаждение).

    Трещины в гильзе цилиндров двигателя часто возникают в холодное время года, если в качестве охлаждающей жидкости вы используете воду (размораживание). Циклические рабочие нагрузки с временным охлаждением и нагревом приводят к развитию трещин и поломок. Практически во всех распространенных случаях трещины в деталях приводят к выводу их из строя и разрушению.

    Трещина в гильзе

    Трещины в нижней части гильзы образуются вследствие ударов разрушенного шатуна.

    Устанавливать деталь с трещиной на двигатель категорически запрещается, так как в основном это приводит к моментальному или мгновенному разрушению детали, иногда даже рабочей пары.

    Существуют ремонтные предприятия, которые берутся за ремонт деталей с трещинами. Среди основных видов ремонта деталей двигателя, гильз цилиндров, блоков цилиндров с трещинами выделяются шлифование и хонингование.

    Ремонт деталей с трещинами это сложный и трудоемкий процесс, ведь фактически такая деталь подлежит замене или неремонтопригодна. Поэтому перед ремонтом двигателя ремонтные предприятия уделяют большое внимание на диагностику и дефектацию деталей двигателя на трещины.

    Существует много способов восстановления деталей с трещинами, но иногда попытка восстановления деталей с трещинами приносит ремонтным предприятиям убытки, поэтому эта работа любит только профессионалов.

    ФОРУМ МОТОРИСТОВ

    Всем привет. Вопрос. Трещина в гильзе первого цилиндра. Замена гильзы. Пройдено тыща км без особых нагрузок порожником. Снова трещина в гильзе и снова в первом цилиндре. От чего такая закономерность. Ездил на воде двигатель не перегревал. вода ушла в поддон.

    caps79 Водитель Сообщения: 9 Зарегистрирован: 14 июн 2013, 12:42

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение caps79 » 14 июн 2013, 12:52

    Забыл добавить, двигатель до меня, похоже кипяченый.
    markiz Технический директор Сообщения: 1149 Зарегистрирован: 20 апр 2011, 17:58

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение markiz » 14 июн 2013, 15:56

    топливную аппаратуру в ремонт!перегрев устраняется заменой цпг и шлифовкой гбц.
    mexhanicus Вечный водитель Сообщения: 4466 Зарегистрирован: 17 янв 2012, 19:26 Откуда: Москва , МО

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение mexhanicus » 14 июн 2013, 18:00

    А гильзу меняете без замены поршня ?
    Предистория замены ЦПГ — как , что . ?
    Всем хорошего настроения!
    С Уважением mexhanicus.
    Моторист Технический директор Сообщения: 896 Зарегистрирован: 19 дек 2010, 12:35

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение Моторист » 14 июн 2013, 20:21

    Без резинок гильза должна свободно (без заедания) заходить до упора, и так же свободно выниматься. Это основное правило при монтаже гильз.

    Вечный водитель
    caps79 Водитель Сообщения: 9 Зарегистрирован: 14 июн 2013, 12:42

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение caps79 » 14 июн 2013, 20:28

    Все началось вода в масло пошло. Вскрытие показало что лопнула гильза 1 цилиндра. Заменили гильзу, правда что нашел, от 240. Форсунки, за одним, отрегулировали выставили давление на 180. Хотя потом узнал что должно быть 220. Щас сново лопнула.

    caps79 Водитель Сообщения: 9 Зарегистрирован: 14 июн 2013, 12:42

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение caps79 » 14 июн 2013, 20:29

    гильза зашла свободно
    caps79 Водитель Сообщения: 9 Зарегистрирован: 14 июн 2013, 12:42

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение caps79 » 14 июн 2013, 20:33

    я хочу узнать, заменю на новую ЦПГ, не повториться ли ситуация с первым цилиндром.

    Name1esS Технический директор Сообщения: 1008 Зарегистрирован: 24 июн 2011, 03:56 Откуда: Мать городов русских

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение Name1esS » 15 июн 2013, 00:42

    caps79 писал(а): я хочу узнать, заменю на новую ЦПГ, не повториться ли ситуация с первым цилиндром.

    Повторится, ибо блок,а точнее посадочный бурт, у вас просел. Нужно разбирать и править, либо без разборки «Мирой» резать.

    Никогда не спорьте с дураками. Они опустят Вас до своего уровня,и победят за счет опыта.
    markiz Технический директор Сообщения: 1149 Зарегистрирован: 20 апр 2011, 17:58

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение markiz » 15 июн 2013, 05:36

    плохое посадочное место под гильзу сразу броситься в глаза адекватному здравомыслящему водителю не говоря о мотористе!!вопрос стоял бы по другому:лопается гильза ,плохое посадочноре место под гильзу!копать нужно глубже и неисправность эта визуально не обнаруживается

    mexhanicus Вечный водитель Сообщения: 4466 Зарегистрирован: 17 янв 2012, 19:26 Откуда: Москва , МО

    Re: Трещина в гильзе Д-245

    Сообщение mexhanicus » 15 июн 2013, 14:30

    Вопрос топику :
    Где именно трещина на гильзе , сориентируйте её , т.е. вверху под буртиком , сбоку поперечно или продольно блоку ( в момент её нахождения в моторе ) и т.п. ?
    Плизз поподробнее от начало и до конца , что было с мотором до ремонта , пробег , тяга и т.п. ?
    Ещё когда меняли в первый раз гильзу , поставили 240-ю , она была ниже вашей ? А когда меняли поршень то оставили старый , мерили зазор ?

    Да вот ещё — гильза № 240 выше на 15 мм , чем гильза № К245 .

    Лопнутая гильза цилиндров. Причины поломки и устранение

    Гильза блока цилиндров относится к поршневой системе. Особенность гильз в том, что они работают в критически агрессивной среде, среди которых: высокая температура, резкий перепад температуры от 500 до 2500 градусов, вибронагруженность и детонация. В результате вышеуказанных моментов, гильза изнашивается вплоть до деформации и образования трещины. Во избежание более серьезных проблем с другими системами двигателя, нужно на ранней стадии диагностировать повреждения цилиндра.

    О дефектах гильз двигателя

    Всего существует 4 возможных дефектов гильзы:

    • естественный износ внешней части гильзы (из-за применения некачественной охлаждающей жидкости, если гильза мокрого типа)
    • трещины
    • излом буртика гильзы
    • износ внутренней части (зеркала) из-за непосредственного контакта с поршнем.
    Износ наружной части гильзы

    Чаще всего происходит именно износ снаружи гильзы. Как я писал, это происходит из-за постоянного контакта с охлаждающей жидкостью. В процессе работы двигателя в жидкости образуются пузырьки, впоследствии чего возникает опасное для двигателя явление, как кавитация, которая по крошке откалывает гильзу. Вторым моментом может быть коррозия, из-за применения низкокачественной ОЖ или использования вместо нее воды.

    Коррозия и кавитация приводят к единому дефекту — образованию микротрещин, вследствие чего ОЖ проникает в цилиндр, а микротрещина перерастает в полноценную трещину. Микротрещина убирается на месте, с помощью нанесения полимерного композита, однако гарантии на такой ремонт нет. После придется перепрессовывать гильзу. Всегда заливайте только качественную охлаждающую жидкость, так как экономия в 500-1000 рублей рано или поздно приводит к серьезным финансовым затратам.

    Трещины

    Образование трещин часто происходит из-за халатности водителя, а именно неправильной эксплуатации мотора: езда на высоких оборотах, заправка топливом, не предназначенным для “кормежки” мотора. Немаловажно сказывается на гильзу резкое повышение оборотов до максимальных на холодном двигателе.

    Несколько моментов, которые могут указать на дефект гильзы:

    • высокотемпературный режим работы двигателя
    • уменьшение тяги
    • наличие эмульсии в моторном масле
    • запах выхлопных газов из расширительного бачка ОЖ.

    Существует два метода проверки наличия трещины гильзы блока цилиндров: с помощью рентгенографии или красящих химических растворов. Если трещина обнаружена — менять гильзу нужно в любом случае.

    Излом буртика

    Буртик расположен в верхней части гильзы, может быть углублением или наоборот выступать. Он нужен для фиксации гильзы в посадочном месте. Немаловажно правильно установить прокладку ГБЦ так, чтобы усилие от затянутых болтов через прокладку передавалось вертикально. Излом возникает по следующим причинам:

    • перекос гильзы при монтаже
    • неправильная обработка цилиндра при ее расточке
    • неправильно подобранная прокладка ГБЦ.

    Чтобы гильза не лопнула в месте бурта, ее должны максимально параллельно посадочному месту, установить без перекоса, даже на 1 градус. Важно, чтобы прокладка головки блока цилиндров совпадала по размерам, а также нужной толщины, иначе деформация неизбежна. Также протяжка болтов ГБЦ должна производиться с помощью динамометрического ключа.

    Износ внутренней части (зеркала)

    Гильза цилиндра часто подвергается износу внутренней части, чему виной попадание воздуха частицами пыли, грязи, и других объектов. В этом случае сначала возникают царапины, после чего царапина может превратиться в трещину, если гильза испытает термическую или вибрационную перегрузку.

    Как минимум, пыль, попадает в цилиндр, работает в роли наждачной бумаги, что вскоре дает увеличение зазора между стенкой цилиндра и поршнем, а это повышенный расход масла и снижение компрессии. Поэтому крайне важно чаще менять топливный и воздушный фильтры, предупредив более серьезные финансовые последствия.

    Как видите — гильза блока цилиндров подвержена сильным нагрузкам разного характера. Малейший дефект при монтаже гильзы в посадочное место приводит к скорому образованию трещины, а пыль, грязь и некачественная охлаждающая жидкость, работают как бомба замедленного действия. Соблюдение элементарных моментов по обслуживанию двигателя всегда экономят большую сумму денег владельцу авто.

    Если же вам предстоит растачивать или менять гильзы, важно это делать у высококвалифицированных специалистов, и только на профессиональном оборудовании. Наряду с запрессовкой гильз нужно шлифовать плоскость ГБЦ до максимально ровной поверхности, чтобы не было перепада нагрузки на бурты. Прокладка ГБЦ должна быть подобрана по толщине исходя из количества убранных миллиметров с плоскости ГБЦ. Неоднократно наблюдались дефекты цилиндров из-за установки дешевых прокладок ГБЦ, которые пробивались на первых тысячах км, либо были слишком тонкими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *