Как называется штука которая поднимает машину
Перейти к содержимому

Как называется штука которая поднимает машину

  • автор:

Для чего нужна подставка для автомобиля

Гидравлические домкраты

Домкраты используют при ремонтных, профилактических работах на автотранспорте, в строительстве, на производственных предприятиях.

Принцип действия гидравлического домкрата основан на физических свойствах масла. Оно не способно сжиматься, поэтому легко перемещает предметы внутри замкнутого пространства. Домкрат состоит из следующих основных элементов:

Рычаг;
Цилиндрический стержень;
Поршень;
Запорная и регулирующая арматура.
Насос приводит в движение гидравлическую жидкость, она заполняет основной цилиндр и выталкивает наверх поршень. В результате этого действия поднимается груз.

Домкраты используют при ремонтных, профилактических работах на автотранспорте, в строительстве, на производственных предприятиях. Каждая отрасль имеет определённые требования к устройству. Этот факт объясняет широкое многообразие моделей, которые отличаются грузоподъёмностью и внешним видом.

домкрат гидравлический fit
Виды домкратов для автотранспорта
Самая распространенная сфера применения домкрата – это автомобильный ремонт. Здесь используют реечные, бутылочные модели. Первые способны поднять машину на высоту более метра, их приобретают владельцы внедорожников и грузовых машин. Для замены шин на легковом транспорте достаточно расстояния 300–500 мм. Параметр обеспечивают бутылочные марки. Кроме того, для них характерны следующие преимущества:

Высокий КПД;
Плавность хода;
Устойчивость гидравлической жидкости к низким температурам.
Советы по выбору
Для автотранспорта с массой около 1,2 т рекомендуем домкрат гидравлический 64562 (марка FIT IT) на 2,0 тонны. Большой запас прочности здесь не требуется. С более массивными конструкциями успешно справится домкрат гидравлический 64563–64564 на 3,0 и 5,0 тонн соответственно. Модели упакованы в пластиковый кейс, удобны в транспортировке и хранении.

Кроме необходимой грузоподъемности, перед покупкой домкрата, следует определить высоту подъёма и подхвата. Достаточная высота подъёма обеспечивает доступ к тросу ручного тормоза, её достаточно для смены колеса. Высота подъёма представляет собой расстояние от земли до точки опоры груза. Подхват – это просвет между днищем автомобиля и дорогой. Иначе, клиренс машины, или дорожный просвет. Если расстояние значительное, то подойдёт домкрат любой конструкции.

Ограниченный выбор домкратов для минимального клиренса. Можно предложить только зацепную модель (примерно 20–30 мм). Недостатком модели является низкая грузоподъёмность. Механизм работает на гидравлической жидкости, имеет бутылочную форму.

Таким образом, прослеживаются основные критерии выбора:

Грузоподъемность;
Высота подъёма;
Высота подхвата;
Марка.
Гармоничное соотношение технических параметров автомобиля и паспортных данных домкрата позволит принять единственное верное решение. Гарантийный срок приспособления колеблется у разных производителей от 1 года до 3 лет. Кроме того, отличительной чертой является широкий диапазон цен.

Автомобильный инструмент

Авто, Инструменты FIT
Автомобильный инструмент

В этой статье будут рассмотрены инструменты, которые могут пригодиться автомобилистам, не обладающим специальными навыками ремонта машин, для несложных починок своего транспортного средства.

При наличии минимального набора автомобильных инструментов некоторые операции по обслуживанию транспортного средства вполне можно выполнить самостоятельно, значительно при этом сэкономив на обращении в автомастерские.

Для удобства восприятия задачи и инструменты для их выполнения сведены в краткому обзору. Заголовок — это задача, которую нужно выполнить, далее – инструмент, который для этого пригодится.

Задача — замена колес
Инструменты — баллонные ключи.

Баллонный ключ представляет собой металлическую трубку с шестигранником или 12-гранником на концах (на одном из концов может располагаться монтировка) Именно таким ключом раскручивают-закручивают фиксирующие элементы при замене колес на автомобиле.

Универсальным можно считать баллонный ключ-крест (в нем четыре головки разного размера на двух скрещенных трубах).

zmena-koles .jpg
Задача — замена свечей зажигания
Инструменты — свечные ключи.

Отличается от обычного трубного ключа наличием на конце T-образной рукоятки.

Очень удобны шарнирные соединения рукоятки и трубки ключа, так как есть возможность работать в труднодоступных местах и под углом.

zmena-svech.jpg
Задача — снятие масляного фильтра
Инструменты — цепной ключ.

Состоит из цепи и металлической губки, которые и фиксируют детали цилиндрической формы, а также рукоятки, которая передает усилие мастера.

otkrutit-masljanyj-filtr.jpg
Задача — откручивание резьбовых соединений
Инструменты — ключ-трещотка.

Такой ключ предназначен для работ с резьбовыми соединениями в тесных пространствах. Нет необходимости поворачивать весь ключ полностью, у него вращается сама головка.

Задача — демонтаж внутренних и внешних стопорных колец
Инструменты — съемник стопорных колец.

Шарнирно-губцевый инструмент с изогнутыми губками.

zmena-stop-kolec.jpg
Задача — демонтаж подшипников
Инструменты — съемник подшипников.

Металлический стержень-основа с несколькими лапами захвата. Съемник подшипников может быть как механическим, так и гидравлическим. Этим инструментом можно снять подшипник, шестерню, втулку и пр.

dem-podsch.jpeg
Задача — починка амортизационных стоек, ремонт подвески машины
Инструменты — съемник пружин.

Может быть механическим или же гидравлическим, переносным и стационарным.

smnik-prugin.jpg
Задача — мелкий кузовной ремонт
Инструменты — молотки, зубила, наковальни – рихтовочный инструмент.

Профессиональный рихтовочный инструмент обладает следующими особенностями:

эргономичная конструкция
возможность смены бойков
отсутствие риска повредить материал
Альтернативой покупки всех автомобильных инструментов по отдельности может стать приобретение набора автомобильных инструментов. Сегодня почти каждый производитель инструментальной отрасли имеет в своей линейке такую позицию. В подобные наборы уже включено все самое нужное (набор может включать в себя более 200 единиц наименований оснастки и инструментов). Кейс с инструментами очень удобно хранить в багажнике автомобиля.

Подставка для автомобиля относится к страховочному оборудованию. Её применяют совместно с домкратом, при работах под кузовом автомобиля. Это приспособление не может поднимать груз, оно только фиксирует тяжелую конструкцию, тем самым обеспечивая безопасность механика. Подставки отличаются следующими техническими характеристиками:

  • Грузоподъёмность;
  • Максимальная и минимальная высота подъёма.

Кроме того, они различаются конструктивно. Существуют раскладные, гидравлические, механические модели. Выберем страховочную подставку на примерах одного каталога.

подставка fit

Выбор модели

Например, автомобиль весит около трёх тонн, часто ломается. Иногда приходится менять колёса на автомобильной трассе или выполнять небольшой ремонт. Рекомендуем подставку для автомобиля 64591 (марка FIT IT). Складные ножки наделяют приставку небольшими габаритами, модель занимает мало места в багажнике, легко трансформируется в необходимый размер.

Высота подъема колеблется в диапазоне 238–365 мм. Конструкция простая, не требует специального мастерства. Материал изготовления – инструментальная сталь. Изделие может длительное время находится под нагрузкой, без каких-либо ограничений. Под кузов автомобиля направлена широкая опорная часть, которая называется пяткой. Весит модель менее двух килограммов.

Для машины весом в 2 тонны подходит подставка для автомобиля 64590 (марка FIT IT). Изделие отличается от предыдущей модели высотой подъёма, 275–365 мм, и несущей способностью. Габарит заводской упаковки 100 х 100 х 300 мм. Ступенчатая регулировка высоты имеет три положения. Представленные модели обладают небольшим весом, простые в эксплуатации, положение опоры фиксируется пальцем. Эти подставки больше подходят для автолюбителей.

Если требуется точная и постепенная регулировка высоты, например, в строительстве или шинном монтаже, то применяют другие устройства – ремонтные, стойки (подставки). Они, в отличие от домкрата, не сминаются, очень устойчивы против опрокидывания, способны воспринимать значительные нагрузки. Выпускают стойки в следующем исполнении механизма подъёма:

  • Зубчатые;
  • Винтовые;
  • Пальцевые.

Ремонтные стойки также применяют совместно с домкратом или стационарным подъёмником. Они могут быть складными, для удобства транспортировки между строительными объектами. Выбор модели определяют условия эксплуатации и вид работы.

После поднятия груза домкратами стойки (подставки) монтируют строго по осям. Затем штанги выпускают до упора, их жёстко крепят пальцем или рычагом. Стойки устанавливают на прочное основание, не допускается раскачивание и возможность поворота. Снятие приспособления осуществляют в обратном порядке. Соблюдение этих простых правил безопасности исключает возможность травмы и повреждение техники.

Виды автоподъемников

Виды автоподъемников

Автоподъемники – это оборудование, без которого трудно представить полноценную работу автосервиса. Они применяются при диагностике и ремонте автомобилей, облегчая выполнение таких операций, как шиномонтаж, кузовные и слесарные работы, стайлинг, развал-схождение и не только. Вместе с тем выбор подходящей модели подъемника для той или иной автомастерской может оказаться непростой задачей, ведь на рынке присутствует множество видов подобной техники, и отличия между ними весьма существенны. Помочь разобраться во всем этом многообразии – задача данной статьи.

Классификация подъемников

Какой-либо одной универсальной системы классификации автоподъемников не существует, поскольку разные виды таких устройств отличаются друга от друга большим числом параметров. Среди них можно назвать габариты, назначение, массу, грузоподъемность, мощность электродвигателя, высоту подъема и не только. Чаще всего, однако, подъемную технику для СТО объединяют в группы по двум ключевым характеристикам – типу конструкции и привода.

В зависимости от особенностей конструкции выделяют устройства таких видов:

  1. Одностоечные подъемники – с одной точкой опоры
  2. Двухстоечные – с двумя точками опоры
  3. Четырехстоечные – с четырьмя точками опоры
  4. Ножничные (параллелограммные) – с опорным основанием на двух ножничных механизмах
  5. Плунжерные – с подъемными платформами на плунжерах гидроцилиндров

Что касается типов привода, то наиболее распространены среди них такие:

  1. Электромеханический
  2. Электрогидравлический
  3. Пневматический

При выборе оборудования для автосервиса на эти характеристики рекомендуется обращать внимание в первую очередь, поскольку именно они в значительной степени определяют сферу применения и цену автомобильных подъемников.

Одностоечные подъемники

foto-novosti-1.jpg

Подъемные устройства с одной стойкой – это самый простой и доступный тип автоподъемников. Они поднимают автомобиль только с одной стороны за пороги или колеса, но зато могут похвастаться весьма скромными габаритами. Грузоподъемность различается в зависимости от варианта исполнения устройства: до 2500 килограммов у стационарных моделей и до 800 килограммов – у передвижных. Мобильные подъемники дополнительно комплектуются страхующими механизмами, которые предотвращают опрокидывание конструкции при подъеме авто.

Благодаря своим небольшим размерам одностоечные модели хорошо подходят для небольших мастерских и гаражей, однако сфера их применения не настолько широка, как у более продвинутых устройств с большим числом стоек. Чаще всего оборудование такого типа используется для шиномонтажа, а также мойки и антикоррозийной обработки днища легковых авто и небольших внедорожников.

  • Простота использования одностоечного подъемника
  • Малые размеры
  • Мобильность (у некоторых моделей)
  • Невысокая грузоподъемность
  • Ограниченность сферы применения

Двухстоечные автоподъемники

t4mu.jpg

Двухстоечные подъемники встречаются в автомобильных сервисах, пожалуй, чаще всего. Конструктивно они состоит из двух вертикальных колонн, на которых установлены подъемные лапы (кронштейны). Благодаря грузоподъемности, достигающей пяти тонн, такое оборудование пригодно для обслуживания не только легковых, но и грузовых автомобилей. Поворачивающиеся передние кронштейны позволяют работать с транспортными средствами как с короткой, так и с длинной базой, а отсутствие рабочей площадки обеспечивает свободный доступ к ходовой части.

Двухстоечные подъемники делятся на два основных типа: с верхней и нижней синхронизацией. Модели с верхней синхронизацией характеризуются повышенной устойчивостью, благодаря которой исключается создание деформирующих нагрузок на кузов авто. Главным же достоинством устройств с нижней синхронизацией можно назвать возможность их использования в помещениях с относительной небольшой высотой потолков.

Сфера применения двухстоечных автоподъемников весьма широка. Помимо шиномонтажа и антикоррозийной обработки, они подходят для проведения полноценного технического осмотра, общесервисных и арматурных работ.

  • Возможность использования двухстоечных подъемников для выполнения всех основных типов ремонтных работ
  • Наличие механизма защиты от самопроизвольного поворота лап
  • Аварийная система спуска автомобиля на случай отключения электроснабжения
  • Потребность в регулярном техническом обслуживании
  • Повышенные требования к уровню квалификации персонала

Четырехстоечные подъемники

f554.jpg

Подъемное оборудование этого типа представляет собой конструкцию из четырех опор, на которых установлена рабочая платформа или два отдельных трапа. Подобные устройства, как правило, имеют крупные габариты и высокую грузоподъемность (вплоть до 45 тонн), что определяет основную сферу их применения – техническое обслуживание грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. Четырехстоечные подъемники хорошо подходят для использования на постах контроля и для регулировки угла установки колес (развал-схождение). Вместе с тем многие стандартные процедуры выполнить на таком оборудовании не удастся, поскольку подъем транспортных средств производится не за пороги, как в случае с другими видами подъемников, а за колеса.

Автоподъемники с четырьмя опорами могут оборудоваться как гидравлическим, так и электромеханическим приводом мощностью до 3 киловатт. Специальные системы синхронизируют работу подъемных механизмов, что предотвращает перекос рамы, а наличие страхующих устройств исключает возможность падения платформы в случае поломок. Время подъема автомобиля на подобном оборудование обычно составляет от 45 до 50 секунд, тогда как обратный спуск занимает не больше 25 секунд.

  • Высокая грузоподъемность, позволяющая работать с грузовыми авто и специальной техникой
  • Удобная система управления
  • Наличие системы аварийного опускания платформы на случай отключения электроснабжения
  • Крупные габариты
  • Высокая стоимость
  • Необходимость в регулировке во время эксплуатации

Ножничные (параллелограммные) автоподъемники

f6106e_1.jpg

Параллелограммный подъемник состоит из опор с двумя ножничными механизмами, которые удерживают два параллельно расположенных трапа или сплошную рабочую площадку. Такие устройства могут быть как передвижными, так и стационарными, при этом в последнем случае возможна установка подъемника вровень с полом. В качестве приводов обычно используются гидроцилиндры, которые позволяют быстро, плавно и без перекосов поднять автомобиль на нужную высоту.

Благодаря малым габаритам и мобильности ножничные автоподъемники подходят не только для крупных, но и для небольших автосервисов. В сложенном состоянии они почти не занимают места в помещении, а по своим функциональным возможностям мало уступают более крупным четырехстоечным устройствам. Стационарные подъемники ножничного типа пригодны для технического обслуживания грузовых автомобилей и спецтехники массой до 25 тонн, а также для регулировки угла установки колес. Передвижные модели, как правило, рассчитаны на работу только с легковыми авто весом до 2,5 тонны, а устройства со сплошным столом и грузоподъемностью до одной тонны предназначены в первую очередь для подъема и ремонта отдельных автомобильных агрегатов.

  • Небольшие размеры подъемника
  • Мобильность (у некоторых моделей)
  • Возможность установки вровень с полом
  • Большая грузоподъемность
  • Высокая надежность и безопасность
  • Высокая стоимость
  • Повышенные расходы на техническое обслуживание

Плунжерные автомобильные подъемники

Плунжерные автоподъемники имеют простую, но эффективную конструкцию. Они состоят из подъемной платформы или трапов, закрепленных на концевых частях плунжеров гидроцилиндров, откуда и происходит название этого оборудования. Число таких плунжеров может варьироваться от одного до четырех.

Плунжерные автомобильные подъемники предлагаются в двух вариантах исполнения: с напольной установкой и с заглублением в пол (встречаются чаще). В последнем случае опущенный автоподъемник почти не занимает места в помещении, что является одним из достоинств таких устройств.

Подъемники плунжерного типа подходят для выполнения общесервисных и кузовных работ, а также пригодны для использования на участке мойки. В поднятом состоянии они не препятствуют открытию дверей и доступу к основным рабочим зонам авто, включая крылья, двигатель и переднюю часть. При необходимости несколько плунжерных автоподъемников можно объединить в одну систему, что позволит обслуживать крупногабаритные и длинномерные транспортные средства. Кроме того, такие подъемники легко настраиваются для работы с любым типом клиренса.

  • Минимальная потребность плунжерных подъемников в свободном пространстве в помещении
  • Удобство доступа ко всем частям авто, отсутствие кабелей и колонн, мешающих работе персонала
  • Высокая скорость подъема при почти полной бесшумности
  • Надежность и долгий срок службы
  • Нетребовательность к техническому обслуживанию
  • Высокая стоимость
  • Сложность монтажа

Автомобильные подъемники с электромеханическим приводом

Подъемное оборудование с электромеханическим приводом – самое доступное среди всех подобных устройств. Рабочим органом в нем служит система «винт-гайка», имеющая один существенный недостаток – потребность в частом обслуживании. Осматривать такое оборудование рекомендуется ежедневно и при первых же признаках износа страховочной гайки деталь необходимо менять. Помимо этого, трущиеся части автоподъемника нуждаются в регулярной смазке, которая в дешевых моделях выполняется вручную, и только в более дорогих – автоматически.

Электромеханические автомобильные подъемники существуют в стационарном и в мобильном исполнениях и могут оснащаться одним или двумя приводами. Усилие между колоннами в одномоторных устройствах передается при помощи цепи, ремня или трансмиссионного вала (наиболее предпочтительный вариант), а в двухмоторных моделях проименяется электронная синхронизация приводов. В случае неправильной установки оборудования подъем автомобиля может выполняться с перекосом, что ведет к быстрому выходу из строя рабочих механизмов, а иногда и к падению самого транспортного средства.

Грузоподъемность автомобильных подъемников с электромеханическим приводом составляет от двух до восьми тонн. Чаще всего, однако, в продаже встречаются устройства, рассчитанные на работу с транспортом, весящим не больше пяти тонн.

  • Низкая стоимость плунжерных автоподъемников
  • Отсутствие потребности в дополнительных стопорах для предотвращения падения авто
  • Простота эксплуатации
  • Потребность в частном техническом обслуживании
  • Меньшая долговечность в сравнении с другими типами подъемников

Автомобильные подъемники с электрогидравлическим приводом

Электрогидравлические подъемники встречаются в автосервисах наиболее часто. Как правило, такие устройства оборудуются единственным электромотором с гидравлическим насосом и двумя гидравлическими цилиндрами. Подача гидравлической жидкости осуществляется через специальные шланги, а для синхронизации подъемных механизмов используются тросы из стали. Тросы и гидравлические шланги могут проходить как по полу, так и в перекладине между стойками: в этих случаях говорят о нижней и верхней синхронизациях соответственно. Модели с верхней синхронизацией не загромождают пол, облегчая заезд и выезд автомобилей, а оборудование с нижней синхронизацией позволяет работать с внедорожниками, ГАЗелями и другим подобным транспортом.

В сравнении с электромеханическими автоподъемниками модели с электрогидравлическим приводом имеют более высокую цену, но при этом обладают большей надежностью и не требуют дорогого и частого техобслуживания. Таким образом, в случае регулярного использования подъемника в автосервисе покупка электрогидравлической модели будет более предпочтительной.

  • Высокая надежность и долгий срок службы электрогидравлического подъемника
  • Низкий расход электроэнергии
  • Большая скорость и плавность подъема
  • Низкая шумность
  • Невысокая стоимость технического обслуживания
  • Безопасность благодаря наличию дополнительных опор
  • Дороговизна в сравнении с электромеханическими автоподъемниками

Автомобильные подъемники с пневматическим приводом

Подъемники с пневматическим приводом использует для подъема автомобиля энергию сжатого воздуха. Подобными приводными механизмами оборудуются, как правило, ножничные подъемные устройства, предназначенные для шиномонтажных работ и мойки. Помимо этого, такое оборудование можно применять для незначительного ремонта ходовой части, включая замену тормозных колодок, шаровых опор, рулевых наконечников, и не только.

Пневматические подъемники не требуют подключения к электросети – их механизмы приводятся в движение с помощью воздушного компрессора. Благодаря отсутствию электрических соединений и масла оборудование этого вида пожаро- и взрывобезопасно, что позволяет использовать его окрасочно-кузовных цехах. Дополнительную степень безопасности обеспечивает предохранительный стопор.

Автоподъемники с пневматическим приводом не нуждаются в сложном монтаже. Их можно установить в любом нужном месте как на полу, так и в уровень поверхности, в том числе за пределами помещений.

  • Отсутствие необходимости подключении подъемника к электросети
  • Высокая скорость подъема автомобиля
  • Надежность, безопасность и простота конструкции
  • Мобильность
  • Ограниченная сфера применения

Выбор автомобильного подъемника: на что еще обратить внимание

Вид привода и конструкции – это, конечно же, не единственные параметры, на которые стоит обращать внимание при выборе автомобильного подъемника. Помимо них, большое значение имеют такие особенности подъемного оборудования, как:

  • максимально допустимый вес автомобиля (грузоподъемность)
  • высота подъема
  • размер рабочей платформы
  • напряжение электропитания

Грузоподъемность – одна из ключевых характеристик автоподъемника, определяющая то, какие именно транспортные средства сможет обслуживать СТО. Для работы с легковыми автомобилями будет достаточно моделей, рассчитанных на нагрузку не больше 2,5 тонны, а для внедорожников, фургонов и микроавтобусов желательно иметь в наличии оборудование грузоподъемностью 2,5-6 тонн. Подъемники с более высокой грузоподъемностью позволят ремонтировать грузовики и спецтехнику.

С грузоподъемностью напрямую связана такая характеристика автоподъемников, как мощность электродвигателя. Чем выше масса транспортного средства, тем большая электрическая мощность необходима для его подъема, и тем выше расход электроэнергии. Большинство видов подъемных устройств для автосервисов рассчитаны на подключение к трехфазной электросети с напряжением 380 В, однако в продаже можно найти и модели, работающие от однофазной сети. Такие устройства имеют меньшую мощность, но подходят для использования в гаражах.

Высота подъема автомобиля – еще один важный параметр, влияющий на сферу применения подъемных устройств. Большинство подъемников способно поднимать транспортные средства на высоту до двух метров, чего хватает в большинстве случаев. Так, 1 метра достаточно для шиномонтажа и ремонта отдельных элементов конструкции авто, 1,5 метра – для рихтовки, покраски и других кузовных работ, а подъем на 2 метра позволит работать с подвеской и осями автомобиля. Еще большая высота подъема требуется редко – например, при обслуживании автобусов с высокой крышей.

Помимо высоты подъема, при выборе подъемного оборудования стоит учитывать и минимальное расстояние от верхней части его лап до пола. У большинства моделей этот параметр равен 95-110 миллиметрам, но для работы с автомобилями, имеющими низкий клиренс (спортивные или тюнинговые авто), нужны подъемники с подхватом 75-90 миллиметров.

Что касается размера рабочей площадки подъемника, то здесь выбор зависит от того, с каким именно автомобильным транспортом планирует работать СТО. Так, для обслуживания легковых автомобилей и легких грузовиков хватит платформы длиной до 4,5-5 метров, в то время как для длинномерных транспортных средств может потребоваться платформа длиной до 12 метров.

как называется штука которая поднимает машины

Та штука которая в багажнике — домкрат. Чаще всего встречаются механические или гидравлические.
Та штука которая на сервисе — подъемник.
Та штука которая поднимает и увозит твое ведро на штрафстоянку — эвакуатор.

Штучка — дрючка.
домкрат же

Если поднимает и увозит — эвакуатор . Если приподнимает — домкрат. Если надо приструнить зарвавшегося соседа и эвакуировать его машину, то сюда , если приподнять свою для ремонта, то в ближайший авто-магазин.

Типы автомобильных домкратов. Назначение, конструкция и сферы применения

Автомобильный домкрат — это специальный механизм, позволяющий производить текущий ремонт грузового или легкового автомобиля в тех случаях, когда данный ремонт должен проводиться без опоры автомобиля на колёса, а также смену колес непосредственно на месте поломки или остановки. Удобство современного домкрата — в его мобильности, малом весе, надежности и простоте обслуживания.

Наиболее часто домкратами пользуются водители легковых и грузовых автомобилей, автотранспортные предприятия (особенно их выездные бригады), автосервисы и шиномонтажи.

Основные характеристики

Грузоподъемность (обозначается в килограммах или тоннах) — максимальная масса груза, который может поднять домкрат. Для определения того, подойдёт ли домкрат для подъёма данного автомобиля, необходимо, чтобы его грузоподъёмность была не ниже аналогичного показателя штатного домкрата или быть не ниже ½ полной массы автомобиля.

Опорная площадка — нижняя опорная часть домкрата. Она, как правило, больше верхней опорной части, чтобы обеспечить как можно меньшее удельное давление на опорную поверхность, и снабжается выступами-«шипами», чтобы предотвратить скольжение домкрата по опорной площадке.

Подхват — часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль или поднимаемый груз. На винтовых или реечных домкратах для старых моделей отечественных автомобилей представляет собой откидывающийся стержень, на других, как правило, жестко закрепленный кронштейн (подъемную пяту).

Минимальная (начальная) высота подхвата (Нmin) — наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки (дороги) до подхвата в его нижнем рабочем положении. Начальная высота должна быть небольшой, для того чтобы домкрат вошел между опорной площадкой и элементами подвески или кузова.

Максимальная высота подъема (Нmax) — наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту. Недостаточная величина Нmax не позволит использовать домкрат для поднятия транспортных средств или прицепов, у которых места, предназначенные для установки домкрата, находятся на большой высоте. В случае нехватки высоты возможно использование проставочных подушек.

Максимальный рабочий ход домкрата (Lmax) — наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения. Если рабочий ход недостаточен, домкрат может не «оторвать» колесо от дороги.

Существует несколько видов домкратов, которые классифицируются по типу конструкции:

  1. Винтовые домкраты
  2. Реечные домкраты
  3. Гидравлические домкраты
  4. Пневматические домкраты

1. Винтовые домкраты

Винтовые домкраты

Винтовые домкраты

Винтовые автомобильные домкраты бывают двух видов — телескопические и ромбические. Винтовые домкраты пользуются популярностью у автолюбителей. При этом ромбические домкраты, грузоподъёмность которых варьируются от 0,5 т до 3 т, наиболее популярны у владельцев легковых автомобилей и часто входят в комплект штатного дорожного инструмента. Телескопические домкраты при грузоподъемности до 15 т незаменимы для автомобилей класса внедорожников и LCV различных видов.

Главная деталь винтового домкрата — это винт с шарнирнозакрепленной грузоопорной чашкой, приводимый во вращение рукояткой. Роль несущих элементов выполняют стальной корпус и винт. В зависимости от направления вращения рукоятки, винт поднимает или опускает подхватную площадку. Удержание груза в нужном положении происходит за счет торможения винта, что обеспечивает безопасность работы. Для горизонтального перемещения груза используется домкрат на салазках, снабженных винтом. Грузоподъемность винтовых домкратов может достигать 15 тонн.

Основные преимущества винтовых домкратов:

  • значительный рабочий ход и высота подъема;
  • малый вес;
  • низкая цена.

Винтовой домкрат надежен в эксплуатации. Это обусловлено тем, что груз фиксирует трапецеидальная резьба, и при подъеме груза гайка вращается вхолостую. Кроме того, к достоинствам этих инструментов относят прочность и устойчивость, а также то, что они могут работать без дополнительных подставок.

2. Реечные домкраты

Основной деталью реечного домкрата является грузонесущая стальная рейка с опорной чашкой для груза. Важная особенность реечного домкрата — это низкое расположение подъемной площадки. Нижний конец рейки (лапа) имеет прямой угол для подъема грузов с низко расположенной опорной поверхностью. Поднятый на рейке груз удерживается стопорными устройствами.

Реечные домкраты

Реечные домкраты

2.1. Рычажные

Рейка выдвигается качающимся приводным рычагом.

2.2. Зубчатые

В зубчатых домкратах приводной рычаг заменен на шестеренку, которая через редуктор вращается при помощи приводной рукоятки. Чтобы груз был надежно зафиксирован на определенной высоте и в нужном положении, одна из шестеренок снабжена стопорным механизмом — храповиком с «собачкой».

Реечные домкраты грузоподъемностью до 6 тонн имеют одноступенчатую передачу редуктора, от 6 до 15 тонн — двухступенчатую, свыше 15 тонн — трехступенчатую.

Такие домкраты можно использовать и в вертикальном и в горизонтальном положении, они удобны в эксплуатации, хорошо ремонтируются и являются универсальным средством для подъема и фиксации груза.

3. Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты, как следует из названия, работают за счет создания давления жидкости. Основные несущие элементы: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер) и рабочая жидкость (как правило, гидравлическое масло). Корпус может быть одновременно направляющим цилиндром для поршня и резервуаром для рабочей жидкости. Усиление от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетающий насос. При движении вверх жидкость из резервуара подается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости препятствуют всасывающий и нагнетательный клапаны.

Для опускания груза открывается запорная игла перепускного клапана, и рабочая жидкость вытесняется из полости рабочего цилиндра обратно в резервуар.

К достоинствам гидравлических домкратов относятся:

  • высокая грузоподъемность — от 2 до 200 т;
  • жесткость конструкции;
  • устойчивость;
  • плавность хода;
  • компактность;
  • небольшое усилие на приводной рукоятке;
  • высокий КПД (75-80%).

К недостаткам можно отнести:

  • небольшую высоту подъема за один рабочий цикл;
  • сложность конструкции;
  • невозможно точно отрегулировать высоту опускания;
  • у таких домкратов могут произойти значительно более серьезные поломки, чем у механических подъемных устройств. Поэтому они сложнее в ремонте.

Существует несколько видов гидравлических домкратов.

3.1. Классические бутылочные домкраты

Одним из самых универсальных и удобных видов является одноштоковый (или одноплунжерный) бутылочный домкрат. Часто такие домкраты входят в состав штатного дорожного инструмента грузовых автомобилей различных классов, от лёгкотоннажных коммерческих автомобилей до крупнотаннажных автопоездов, а также дорожно-сторительной техники. Такой домкрат можно использовать даже в качестве силового узла прессов трубогибов, труборезов и т.п.

Телескопические
домкраты

3.2. Телескопические (или двухплунжерные) домкраты

Отличается от одноштоковых лишь наличием телескопического штока. Такие домкраты позволяют поднимать груз на большую высоту, либо уменьшить высоту подхвата, сохранив при этом максимальную высоту подъёма.

Имеют грузоподъемность от 2 до 100 т и более. Корпус — это одновременно и направляющий цилиндр для плунжера, и резервуар для рабочей жидкости. Подъемная пята у домкратов грузоподъемностью до 20 т находится в верхней части винта, ввернутого в плунжер. Это позволяет при необходимости, выворачивая винт, увеличить начальную высоту домкрата.

Существуют конструкции гидравлических домкратов, где для привода насоса используется электродвигатель, подключаемый к бортовой сети автомобиля, либо пневмопривод.

При выборе гидравлического бутылочного домкрата необходимо учитывать не только его грузоподъемность, но и высоты подхвата и подъема, так как рабочего хода при достаточной грузоподъемности может не хватить для поднятия автомобиля.

Гидравлические домкраты требуют контроля уровня жидкости, состояния и герметичности сальников.

При нечастом использовании таких домкратов рекомендуется при хранении не затягивать до конца запорный механизм. Их работа возможна только в вертикальном положении и только (как и любых гидравлических домкратов) для подъема, а не для длительного удерживания груза.

Подкатные домкраты

Подкатные домкраты

3.3. Подкатные домкраты

Подкатные домкраты представляют собой низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству работы способствуют съемные площадки, изменяющие высоты подхвата и подъема. Не следует забывать, что для работы с подкатным домкратом требуется ровная и твердая поверхность. Поэтому данный тип домкратов, как правило, применяется в автосервисах и шиномонтажных мастерских. Самыми распространёнными являются домкраты грузоподъёмностью от 2 до 5 тонн.

4. Пневматические домкраты

Пневматические домкраты

Пневматические домкраты

Пневматические домкраты незаменимы в случае небольшого зазора между опорой и грузом, при малых перемещениях, точном монтаже, если предстоит работа на рыхлом, неровном или болотистом грунте.

Пневматический домкрат представляет собой плоскую резинокордную оболочку из особой усиленной ткани, увеличивающуюся по высоте при подаче в неё сжатого воздуха (газа).

Грузоподъёмность пневмодомкрата определяется рабочим давлением в пневмоприводе. Пневматические домкраты бывают нескольких типоразмеров и разной грузоподъемности, как правило, 3 – 4 – 5 тонн.

Главный недостаток пневматических домкратов — их высокая стоимость. На неё влияют относительная сложность конструкции, связанная в основном с герметизацией соединений, дорогостоящая технология изготовления герметичных оболочек и, наконец, небольшие промышленные партии выпуска.

Ключевые характеристики при выборе домкрата:

  1. Грузоподъемность — максимально возможная масса поднимаемого груза.
  2. Начальная высота подхвата — минимально возможное расстояние по вертикали между опорной поверхностью и опорной точкой механизма в нижнем рабочем положении.
  3. Высота подъема — предельное расстояние от опорной поверхности до максимальной рабочей точки, она должна позволять без труда снять любое колесо.
  4. Подхват — часть механизма, которая предназначена для упора в поднимаемый предмет. Многие реечные и винтовые домкраты имеют подхват, выполненный в виде откидного стержня (такой способ крепления подходит не для всех автомобилей, что ограничивает его сферу применения), тогда как подхват гидравлических, ромбических и других моделей выполнен в виде жестко закрепленного кронштейна (подъемной пяты).
  5. Рабочий ход — перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения.
  6. Вес домкрата.

Правила безопасности при работе с домкратами

Работая с домкратами, необходимо соблюдать основные правила техники безопасности при работе с домкратами.

При замене колеса и при производстве ремонтных работ с поднятием и вывешиванием автомобиля требуется:

  • зафиксировать колеса с противоположной домкрату стороны в обоих направлениях, чтобы избежать откатки автомобиля и падения его с домкрата или подставки. Для этого можно использовать специальные башмаки;
  • после поднятия кузова на необходимую высоту, независимо от конструкции домкрата, установить под несущие элементы кузова (пороги, лонжероны, раму и т.д.) надежную подставку. Категорически запрещается работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате!

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *