Как перевести автомобиль на растительное масло
Перейти к содержимому

Как перевести автомобиль на растительное масло

  • автор:

Нижегородский менеджер заправляет свой автомобиль подсолнечным маслом

Нижегородец уже несколько лет заправляет свой автомобиль подсолнечным маслом

Менеджер одной из нижегородских фирм Алексей Носов заправляет свой автомобиль биотопливом.

И хозяин, и машина при этом прекрасно себя чувствуют. Первый — потому что экономит, вторая — потому что благодаря натуральным добавкам легче переваривает нашу солярку.

Проблема использования альтернативного углеводородам топлива волнует человечество давно. Достаточно сказать, что еще в 1905 году небезызвестный Рудольф Дизель демонстрировал работу своего детища на. растительном масле. Как оказалось, эта идея вполне актуальна и сегодня.

Наш корреспондент решил узнать о преимуществах биодизеля и встретился с нижегородским энтузиастом Алексеем Носовым. Среди потока автомобилей его машину можно распознать по интригующей надписи на корпусе машины: «Катаюсь на альтернативном топливе». Огромный и словно вылепленный из грязи внедорожник необычно смотрелся на площади Ленина, где мы встретились, рядом с шикарным «Кадиллаком».

— Прошу извинить за внешний вид авто. Не успел помыть. Только что из трофи-рейда, — Алексей увлеченно рассказывает о том, как они с женой штурмовали бездорожье по берегам реки Керженец, и все норовит показать снимки на экране фотоаппарата, одной рукой управляя неуклюжим внедорожником. Умоляя водителя смотреть на дорогу, деликатно возвращаю разговор в нужное русло:

— Расскажите, как ведет себя двигатель, тем более что он у вас турбированный. От биотоплива он не «кашляет»?

— Да что вы, если бы не надпись на борту, никто бы и не заподозрил, что здесь что-то не так, — и Алексей с тем же увлечением принялся объяснять преимущества биотоплива.

Как оказалось, он использует два варианта заправки автомобиля. В первом случае берется отработанное растительное масло и просто добавляется в обычное дизельное топливо в соотношении 1 к 4. Второй вариант — в бак заливается специально приготовленное биотопливо, основой которого опять-таки является растительное масло.

— Во-первых, это дешевле, — продолжает Алексей. — Отработанное масло из кафе, где жарят пирожки, скорее всего, отдадут бесплатно. Во-вторых, зимой дизель заводится лучше. Добавка масла не позволяет солярке парафинироваться на морозе. В-третьих, с маслом выхлоп чище. Экологи спасибо скажут. Особенно если перевести на биотопливо весь грузовой транспорт и локомотивный парк железных дорог. Поля пустуют, а ведь можно было бы засеять неприхотливым рапсом (подсолнечнику в нашем регионе холодно) и получать масло почти даром. Жмых пошел бы на корм скоту, биотопливо — в баки тракторов, а глицерин — фармацевтам.

— А откуда глицерин-то возьмется? — недоумеваю я.

Алексей вынужден раскрыть секреты приготовления биотоплива:

— Надо отработанное масло отфильтровать, нагреть до 60 градусов, добавить едкий натрий или калий и 15 процентов метилового спирта. В результате реакции замещения и получается биотопливо, а в осадок выпадает тот самый глицерин.

По словам Алексея, на использование биотоплива его вдохновил пример японского путешественника Щуфи Ямады, который объехал полмира, а несколько лет назад проезжал и через Нижний Новгород. Особенность его поездки заключалась в том, что он фактически передвигался от ресторана к ресторану, в каждом из которых брал отработанное растительное масло. Установка по его переработке в биотопливо находилась прямо в машине, благодаря чему дизельным топливом путешественник ни разу не заправился.

— А чистым маслом прямо из магазина слабо заправиться? — интересуюсь у Алексея.

— Легко. Было бы масло.

Проблема решается быстро. В ближайшем гастрономе для чистоты эксперимента покупаю пятилитровую бутыль рафинированного масла, которую хозяин тут же заливает в бак. Двигатель довольно урчит и просит добавки. А я прошу пустить меня за руль. Благо что водительское удостоверение всегда с собой и когда-то даже был в собственности старенький дизельный пикап. Так что есть с чем сравнивать.

Итак, врубаю первую, вторую, третью скорость, добавляю газу. Двигатель тянет уверенно, но едем как-то медленно. Хозяин объясняет, что это из-за коробки передач, которая была специально переделана им под бездорожье. В общем, ничего необыкновенного. Машина и двигатель ведут себя абсолютно предсказуемо и адекватно. Главное — едем дешево, а разве этого мало?!

Экономию легко подсчитать: если обычное растительное масло (которое достается нашему герою бесплатно) доливать в бак с дизельным топливом в соотношении 1 к 4, поездка на машине обойдется на 20 процентов дешевле. Если же готовить биотопливо по рецепту Носова, его себестоимость составит 12 рублей за литр. С учетом того, что солярка сегодня стоит примерно 18 рублей, на каждом литре экономится уже 33 процента.

Компетентно

Дмитрий Пантелеев, генеральный директор ООО «БиоХимЗавод»:

— Технологии, применяемые Алексеем Носовым, довольно широко распространены в мире. Например, в Швеции использованное растительное масло практически не выбрасывается, все оно используется в качестве топлива для автомобилей с дизельными двигателями. На Украине больше распространена технология изготовления биотоплива из рапса. Там довольно много сельскохозяйственных компаний, которые выращивают и перерабатывают эту культуру, за счет чего полностью обеспечивают топливом собственную технику. О том, на каком уровне организовано производство альтернативного топлива в США или Бразилии, напоминать не надо. В России же это направление не развивается, потому что в стране до сих пор не принят закон о биотопливе, юридически его просто не существует.

Автомобили можно заправлять растительным маслом?

Сенат Франции 22 ноября разрешил гражданам страны использовать в качестве автомобильного топлива масло для фритюра. Многих людей эта новость озадачила — знают ли о решении сената сами двигателя? В бак, конечно, можно залить любую жидкость, вот только заведется ли мотор — это большой вопрос. А если автомобиль действительно может работать на фритюрном масле, почему закон принят только сейчас? И какое еще масло можно использовать в качестве топлива, кроме фритюрного? Забегая наперед скажем, что заправлять автомобиль маслом действительно можно, более того, в некоторых странах растительное масло является наиболее распространенным видом топлива, которое продается на АЗС. Однако далеко не каждый автомобиль способен на нем работать.

Автомобили можно заправлять растительным маслом? Во Франции автомобили разрешили заправлять отработанным растительным маслом. Фото.

Во Франции автомобили разрешили заправлять отработанным растительным маслом

Какие автомобили можно заправлять маслом

Автомобиль с ДВС может работать на разных видах топлива. К примеру, в машины с бензиновыми двигателями часто устанавливают газовое оборудование, которое позволяет ездить на пропане или метане. А некоторые умельцы переоборудуют свои автомобили даже для езды на дровах. Правда, как мы рассказывали ранее, топливом для ДВС служат не сами дрова, а газ, выделяемый ими в процессе термического воздействия.

Какие автомобили можно заправлять маслом. Автомобили могут ездить даже на дровах, как эта Волга. Фото.

Автомобили могут ездить даже на дровах, как эта Волга

По большому счету, не имеет значения каким именно топливом заправлен автомобиль, главное чтобы оно обладало определенной воспламеняемостью. Ведь топливо в двигателе внутреннего сгорания, как известно, должно не просто гореть, а взрываться при определенном давлении, создаваемом поршнем. Растительное же масло по этому показателю уступает природному газу и бензину. Поэтому “переварить” его могут исключительно дизельные двигатели, причем только те, которые имеют механический ТНВД (топливный насос высокого давления). Эти моторы отличаются своей неприхотливостью и “всеядностью”.

Многие же современные автомобили с дизельными двигателями заправлять маслом нельзя, так как они оборудованы электронным впрыском. Поэтому, прежде чем залить в бак масло, вначале выясните какой тип ТНВД установлен в вашем автомобиле.

Какие автомобили можно заправлять маслом. Некоторые дизельные двигателя можно заправлять любым растительным маслом. Фото.

Некоторые дизельные двигателя можно заправлять любым растительным маслом

Каким маслом можно заправлять автомобиль

Применение растительного масла в качестве топлива для автомобиля — это далеко не новая идея. К примеру, в Бразилии популярным видом топлива является рапсовое масло. Кроме растительного масла в старые дизеля также заливают отработанные моторные масла и гидравлические масла.

Надо сказать, что заливать в бак чистое рафинированное масло экономически не целесообразно, так как оно стоит гораздо дороже, чем дизельное. Поэтому чаще всего используют отработанное масло после жарки. Оно обычно в больших количествах остается в точках фастфуда. После фильтрации такое масло становится вполне пригодным для использования в качестве топлива.

Каким маслом можно заправлять автомобиль. В целях экономии автомобиль можно заправлять отработанным маслом. Фото.

В целях экономии автомобиль можно заправлять отработанным маслом

Как ведет себя автомобиль после заправки маслом? Динамика несколько ухудшается, так как мощность снижается. Но зато двигатель начинает работать более “мягко”. По отзывам автолюбителей, на сроке службы мотора использование масла не отражается, а расход топлива даже немного снижается.

Почему во Франции разрешили заправлять автомобили маслом

Прежде всего отметим, что сенат Франции разрешил заправлять маслом не все автомобили, а только те, которые принадлежат автопаркам компаний, организаций или сообществ. Частных же автовладельцев закон не касается. Но почему вообще он был принят? В первую очередь к этому подтолкнул энергетический кризис, но не только он.

Ранее мы рассказывали, что ученые стали бить тревогу, так как выбросы углекислого газа в атмосферу в мире практически не сокращаются. Соответственно, рассчитывать на то, то человечеству удастся остановить глобальное потепление климата на уровне 1,5 градуса Цельсия, пока не приходится. Да и вообще экологическая обстановка оставляет желать лучшего.

Почему во Франции разрешили заправлять автомобили маслом. Использование растительного масла в качестве топлива позволит сократить количество выбросов углекислого газа. Фото.

Использование растительного масла в качестве топлива позволит сократить количество выбросов углекислого газа

Как сообщает издание La Tribune, инициатива принадлежит именно “зеленой” партии. Масло для фритюра, по сути, является биотопливом. Согласно заключению экологов, оно при сгорании выбрасывает в атмосферу на 90% меньше углекислого газа и прочих вредных веществ, чем дизельное топливо. Единственный неприятный побочный эффект — выхлоп автомобиля пахнет сильно пережаренными чебуреками. Но вряд ли запах сковородки сильно навредит экологии.

Обязательно подписывайтесь на ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ, где вас ожидают поистине захватывающие и увлекательные материалы.

Кроме того, использование отработанного фритюрного масла решает вопрос его утилизации. То есть вместо затрат отработка будет приносить пользу. Поэтому использование отработанного пищевого масла в качестве топлива уже было разрешено в некоторых европейских странах, к примеру, в Германии. Во Франции же с 2006 года разрешено было использовать растительное масло для заправки тракторов и некоторых автобусов. Теперь же к этому списку добавились и автомобили.

Но пока это только эксперимент, поэтому закон не легализует использование масла в качестве топлива частными автовладельцами. Да и вряд ли во Франции найдется столько отработанного фритюрного масла, чтобы заправлять им абсолютно все автомобили.

Таможенное оформление пищевого масла: сливочного, растительного

Сливочное масло является молочным продуктом. Его изготавливают из молочных сливок путем взбивания. Несмотря на многообразие данной продукции отечественного производства, спрос на качественное импортное масло остается высоким, а значит, продукт всегда найдет своего покупателя. Что касается импорта растительных масел, то Россия является рекордсменом по импорту пальмового масла.

Страны-производители

Самыми популярными странами, экспортирующими сливочное масло, являются:

  • Финляндия;
  • Франция;
  • Эстония;
  • Дания;
  • Литва.

ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.

Россия не может импортировать продукцию из этих стран из-за продовольственного эмбарго, которое вступило в силу в августе 2015 года и действует до настоящего времени. Молоко и молочные продукты запрещено импортировать из стран Евросоюза, Украины, Австралии, США, Канады, Норвегии. Тем не менее, импорт сливочного масла после спада в ответ на эмбарго в последние два года растет, и весьма значительно. Так, в 2018 году еще наблюдался спад. Зато в 2019 году импорт сливочного масла увеличился примерно на 40%.

Россия переориентировала закупки на поставщиков из других стран. Таким образом, основными экспортерами сливочного масла на российский рынок стали:

  • Беларусь – 80,7%;
  • Уругвай – 8,2%;
  • Новая Зеландия – 3,4%;
  • Казахстан – 2,3%;
  • Киргизия – 2,2%;
  • Аргентина – 2%.

Справедливости ради, нужно сказать, что неофициально именно Беларусь стала своего рода перевалочным пунктом для европейских товаров. И многие эксперты сходятся во мнении, что, так или иначе, молочные продукты из Евросоюза попадают в РФ. Косвенно об этом свидетельствует синхронный рост закупок Беларусью соответствующей продукции у стран ЕС. При отсутствии роста собственного производства Беларуси удалось в разы увеличить объемы поставок на российский рынок.

Что касается растительных масел, то Россия экспортирует в основном подсолнечное масло. Российская продукция пользуется спросом в Турции, Алжире, Узбекистане, Иране. Соевым маслом закупается Китай и Алжир. Рапсовое масло покупают в Норвегии, Нидерландах и Литве.

Импорт растительного масла составил за 2019 год около 1,5 млн тонн. При этом импортируется в РФ в основном пальмовое масло, которое закупается в Индонезии и Малайзии. Оттуда же родом кокосовое масло. Оливковое масло РФ приобретает в Испании и Италии, а соевое – в Беларуси. Индонезия, Беларусь и Малайзия остаются наиболее крупными поставщиками растительного масла.

Таможенное оформление масла

Процесс растаможки пищевого масла подчиняется общим правилам таможенного оформления. В то же время следует учитывать, что сливочное масло относится к продуктам животного происхождения, поэтому является подкарантинной продукцией. При этом от карантинного контроля освобождены все виды растительных масел, несмотря на то, что они изготавливаются из растений, и по логике должны подвергаться фитосанитарному контролю.

Обратите внимание! Таможенное оформление масла из Беларуси, Казахстана, Киргизии и других стран, входящих в состав ТС, не требуется. Территория стран-участниц Таможенного союза является единой таможенной территорией.

В пакет обязательной документации относятся:

  • контракт ВЭД;
  • инвойс или счет фактура;
  • ветеринарный сертификат;
  • товарно-транспортная накладная;
  • упаковочный лист;
  • сертификат происхождения;
  • декларация соответствия;
  • маркировка.

Если продукция содержит ГМО, то необходимо свидетельство о государственной регистрации. Для его оформления желательно предоставить сертификаты на ГМО компоненты, оформленные в стране производства, экспертное заключение о безопасности продукции. Вместе с пакетом документов регистрируется таможенная декларация. Мы рекомендуем подавать ее в ЦЭД – так быстрее.

Сведения в документах предварительно проверяются, чтобы не выяснилось в процессе таможенной очистки, что информация не совпадает или допущены ошибки. Таможня имеет право не выпустить импортируемый груз, если документы будут предоставлены не все, или в них будет присутствовать недостоверная или неполная информация.

Декларант должен определить код по товарной номенклатуре ВЭД, что требуется для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования.

Сливочное масло входит в группу 0405 «Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты». В таблице ниже указаны коды ТН ВЭД и ставки таможенной пошлины:

Ставка импортной пошлины, %

Натуральное сливочное масло с содержанием жира не более 85% в первичных упаковках нетто-массой не более 1 кг

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Натуральное сливочное масло с содержанием жира не более 85%, прочее

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Рекомбинированное сливочное масло с содержанием жира не более 85%

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Сывороточное масло с содержанием жира не более 85%

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Прочее сливочное масло

15% , но не менее 0.16 евро/кг

Молочные пасты с содержанием жира 39% или более, но менее 60%

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Молочные пасты с содержанием жира 60% или более, но не более 75%

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Молочные пасты с содержанием жира более 75%, но менее 80%

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Прочие молочные жиры с содержанием жира более 99, 3% и с содержанием воды не более 0, 5%

15% , но не менее 0.22 евро/кг

Прочие молочные жиры

15% , но не менее 0.12 евро/кг

Номенклатура растительных масел более обширна и включает разветвленную структуру, в которую входят подгруппы от 1506 до 1518. В зависимости от вида растительного масла и растении, из которого его получают, ставка варьируется от 0 до 15%. Классификация продукции может быть затруднительной для неопытного декларанта, но всегда можно воспользоваться помощью таможенного брокера. Таможенный представитель классифицирует товар быстро и правильно, поэтому на таможне удастся избежать задержек, корректировки суммы таможенных платежей.

Важно! Таможенную стоимость, от которой рассчитываются таможенная пошлина и НДС (от суммы таможенной пошлины и таможенной стоимости), занижать не следует. Если возникнут сомнения в правильности определения таможенной стоимости, таможенные службы потребуют подтвердить расчеты документально.

Как уже было сказано выше, на сливочное масло необходим ветеринарный сертификат. Он выдается в стране происхождения товара. Причем из-за того, что груз подкарантинный, он проверяется совместно с представителем Россельхознадзора.

Сертификат происхождения подтверждает, где именно произведена продукция и дает право на беспошлинный ввоз товара. Импортируя товар из стран СНГ и Сербии можно воспользоваться преференциями.

Сертификация

Сертификация масла проводится в виде декларирования. Конечным документом, подтверждающим соответствие, является декларация. Для молочной продукции разработан отдельный технический регламент, а именно ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Маркировка продукции проверяется по ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Для растительного масла вместо ТР ТС 033/2013 используется ТР ТС 024/2011 «О безопасности масложировой продукции». Документы, которые потребуются для оформления:

  • заявка;
  • описание продукции;
  • выписка из реестра;
  • ТУ или ГОСТ – копии;
  • договор ВЭД/инвойс;
  • ранее выданные сертификаты (если есть);
  • сертификат системы менеджмента качества (если есть);
  • протокол лабораторных испытаний.

Список нужно уточнять в сертификационном центре. Процесс декларирования подразумевает анализ продукции в лабораторных условиях. В рамках лабораторного исследования исследуется химический состав продукции, органолептические свойства, внешний вид. Также отдельно исследуют образцы на наличие микроорганизмов, радиации, токсических веществ. После проведения испытаний данные заносятся в протокол, на основании которого заявителю выдается декларация соответствия. Данные о декларации заносятся в реестр.

Маркировка товара должна содержать знак EAC, сведения о производителе и импортере, стране происхождения, дате производства, сроке и условиях хранения, пищевой и энергетической ценности.

Обратите внимание! Растительные масла нередко содержат ГМО. На такую продукцию, помимо обязательной декларации соответствия, нужно оформить свидетельство о государственной регистрации (СГР). Только после оформления СГР становится возможной добровольная сертификация продукции.

Добровольный сертификат качества оформляется по желанию импортера. Для таможенного оформления он не требуется, но необходим для увеличения продаж и расширения рынков сбыта. Сертификат качества подтверждает соответствие национальному стандарту – ГОСТ. Сливочное масло проверяется по ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия». Подсолнечное масло – по ГОСТ 1129-2013 «Масло подсолнечное. Технические условия». Оливковое и другие масла по ГОСТ Р21314-75.

Особенности перевозки масла

Сливочное масло относится к скоропортящемуся продукту, к тому же требовательному к условиям хранения. Оно легко теряет форму, товарный вид, быстро впитывает посторонние запахи. Его можно перевозить всеми видами транспорта, если соблюдаются надлежащие условия транспортировки. Оптимальная температура для перевозки и хранения – от -4°C до -6°C. Относительная влажность воздуха должна быть не более 80%, иначе велик риск образования плесени. При положительных температурах (от 0°C до +5°C) срок годности масла, в зависимости от сорта, составляет 3–5 суток.

Масло перевозят в бортовых автомашинах, авторефрижераторах, рефрижераторных железнодорожных вагонах. Масло помещают в транспортную упаковку – ящики, которые должны предохранять продукцию от пыли, нагревания, загрязнения. Кузов машины, контейнер, вагон перед транспортировкой масла промывают, дезинфицируют, просушивают. Коробки с маслом укладывают на решетчатые щиты, благодаря чему достигается хорошая вентиляция.

По прибытию на таможенный пост партию сливочного масла немедленно разгружают и помещают в холодильник, где хранят до окончания таможенного оформления.

Растительное масло также можно перевозить всеми видами транспорта: железнодорожным, морским, автомобильным. Но срок транспортировки не должен превышать 1 месяца. Его доставляют наливом флекситанками, в цистернах, фурах (фасованным способом – в канистрах, бочках, бутылках и т.д.), в грузовых отсеках танкеров. Если продукцию перевозят наливом, то емкость должна быть тщательно очищена от остатков ранее перевозящихся в ней жидкостей путем пропаривания, мойки и просушки. В процессе перевозки и хранения недопустимо длительное воздействие низких температур – это приводит к выпадению осадка, и солнечного света – масло окисляется. При перевозке и хранении растительного масла необходимо соблюдать температурный режим – от +10°C до +12°C.

Услуги СБ Карго

Наша компания занимается таможенным оформлением различной продукции под всеми таможенными режимами. Касаемо растаможки молочных продуктов, и в частности сливочного масла, нами накоплен достаточный опыт. Мы знаем, не только юридические тонкости, но и как правильно доставить сливочное масло, чтобы оно не испортилось и не потеряло товарный вид. Таможенное оформление с СБ Карго – это удобно и быстро. Благодаря прямому сотрудничеству с таможней в наших силах сократить срок таможенной очистки до минимума. Мы рассчитаем таможенную пошлину, подберем код ТН ВЭД, проверим имеющиеся документы и поможем оформить недостающие, предоставим юридическую консультацию. Помимо прочего, СБ Карго знает, как организовать перевозку партии товара от производителя в другой стране с пересечением таможенной границы. Все это мы готовы взять на себя, договорившись об условиях, и оформив договор. Звоните нам по телефону +7(499)643-43-06 или пишите на электронную почту, указанную ниже. Если вас заинтересовала услуга растаможки и перевозки «под ключ» или отдельные операции, с радостью ответим на ваши вопросы.

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Похожие статьи

  • Таможенное оформление шуб
  • Таможенный пост Новомосковский
  • Таможенное оформление посуды
  • Магазины беспошлинной торговли
  • Грузоперевозки в/из Сирии

Автомобили переходят на спирт и растительное масло

По иронии судьбы, человечество возвращается к самому началу «эры моторов», когда изобретатели еще не были уверены в том, что двигатели внутреннего сгорания будут работать на бензине .

Биомассой принято обозначать все органические вещества как растительного, так и животного происхождения, источником которых служит ныне существующая биосфера нашей планеты. Биомасса уже давно используется в качестве сырья для производства различного вида топлива, например, горючего газа и этанола (этилового спирта). Таким сырьем служат мусор, пищевые и бытовые отходы, опилки и другие отходы лесной и лесоперерабатывающей индустрии, экскременты сельскохозяйственных животных, солома, излишки зерна и т.п. В качестве сырья могут использоваться и некоторые сельскохозяйственные культуры, которые специально выращиваются для этой цели.

Биомасса может считаться практически идеальным видом топлива с точки зрения производителей сельскохозяйственной продукции, экологов и потребителей. Ее использование наносит значительно меньший ущерб окружающей среде. Этот источник энергии — возобновляемый, его запасам не грозит истощение, как в случае с нефтью, газом и углем. И что особенно важно, энергию биомассы могут производить практически все страны мира. Кроме того, автомобильное топливо, изготовленное из биомассы, обладает важным достоинством — для его использования не требуются серьезные модификации в автомобильных двигателях, а для его хранения и заправки можно использовать ныне существующие АЗС.

По данным Международного Энергетического Агентства, за четверть века производство этанола в мире выросло в 8 раз (с 4 368 млн. литров в 1980 году до 32 665 млн. — в 2004), причем особо заметный прирост был зарегистрирован в последние годы, с ростом цен на нефть. К примеру, в 2000 году мировое производство этанола составляло 17 580 млн. литров, в 2001 — 19 136, в 2002 — 24 106, в 2003 — 28 745. Этанол производят из кукурузы, картофеля, пшеницы, отходов, получаемых при переработке риса и даже мусора. На мировом рынке производства спирта, используемого для транспортных нужд, лидируют США и Бразилия. Причем в Бразилии спирт, производимый из сахарного тростника, обеспечивает до 30% потребностей страны в автомобильном топливе (в США — примерно 2%). По данным организации Национальная Коалиция Спиртовых Автомобилей, в США ныне работают несколько десятков АЗС, на которых можно заправить машину топливом E85 (смесь состоит из 85% спирта и 15% бензина). На подобном коктейле могут ездить около 20-ти моделей автомобилей (в мире существуют и иные градации: к примеру в Таиланде законодательно одобрено использование смеси E10 — 10% спирта и 90% бензина). В течение последнего десятилетия власти США выделили фермерам $7 млрд. в качестве дотаций на выращивание кукурузы, необходимой для изготовления спирта. Кроме того, этанол с 1990 года в небольших количествах добавляют в обычный бензин, чтобы уменьшить количество вредных выбросов.

С 1991 года началось также индустриальное производство биодизельного топлива: если в 2000 году объемы производства составляли 949 млн. литров, то в 2003 — 1 768. Биодизельное топливо вырабатывается из растительных (в основном, из сои, рапса, горчицы, масличной пальмы ), животных масел и даже пищевых отходов (например растительного масла, отработанного предприятиями пищевой промышленности). По данным организации Национальный Биодизельный СоветNational Biodiesel Board, биодизельное топливо на 5% более экономично и на 5% более энергоемко, чем традиционное. Крупнейшим производителем биодизельного топлива ныне является Европа — в 2003 году производство этого энергоносителя выросло на 43%, по сравнению с уровнем 2001 года. Оно может использоваться для заправки дизельных автомобилей как в чистом виде (в США для обозначения данного вида топлива обычно используется название B100 — многие европейские автомобилестроители изначально предназначают свои модели именно под «чистое» биодизельное топливо), так и в разбавленном традиционным дизельным топливом (наиболее популярна в США смесь B20, которая состоит из 20% биодизельного топлива и 80% традиционного).

Ныне стоимость автомобильного биотоплива зависит от страны-производителя. Цена зависит от «калорийности» сельскохозяйственных культур, стоимости рабочей силы, эффективности процесса переработки и пр. К примеру, этанол в Бразилии стоит дешевле, чем в США: в частности, потому что бразильский сахарный тростник более удобен для производства спирта, чем американская кукуруза. Ныне технология позволяет производить 1 литр биодизельного топлива примерно из 1.2 литра соевого масла. Стоимость этого топлива ныне примерно равна стоимости бензина.

Любопытно, что этанол уже стал объектом международной торговли: например, по данным агентства Reuters, Бразилия уже импортирует этот продукт в США, Индию и ряд иных государств. Потенциально этот рынок будет развиваться: только за последние годы законы, ставящие своей целью поощрить перевод автомобилей на биотопливо, приняли Южная Корея, Филиппины, Япония и Мадагаскар.

По данным доклада, подготовленного Национальной Лабораторией в Ок-Ридже и Министерством Сельского Хозяйства США, в настоящее время 94% энергозатрат американской экономики обеспечиваются за счет невозобновляемых источников энергии. Доля возобновляемых источников в общем энергетическом балансе страны составляет примерно 6%, причем 47% производства энергии за счет подобных источников дает биомасса, опередившая, например, гидроэлектростанции — ныне биомасса обеспечивает около 3% энергетических потребностей США. Авторы доклада полагают, что уже существующие технологии позволяют без больших дополнительных затрат многократно увеличить производство биотоплива, не ставя под угрозу снабжение страны продовольствием и сырьевыми материалами. Это прежде всего относится к этанолу, который применяется в качестве добавки к бензину и другим видам горючего. Сейчас американская промышленность ежегодно производит 12 869 млрд. литров этанола, однако с течением времени этот показатель можно увеличить, как минимум, в 23 раза. Авторы доклада считают возможным к 2010 году изготовлять из биомассы 4% моторного топлива, к 2020 году — 10% и к 2030 году — 20%. В докладе также отмечается, что оптимальное использование ресурсов сельского хозяйства и лесообрабатывающей промышленности даст возможность через 25 лет обеспечить не менее 15% общих энергетических потребностей экономики США. Это позволит значительно снизить ее зависимость от импорта нефти и, как минимум, на 10% сократить интенсивность выброса парниковых газов.

По прогнозу Международного Энергетического Агентства, к 2020 году мировое производство биотоплива, как минимум, учетверится и достигнет 120 млрд. литров в год. К 2010 году мировой автопром выпустит, как минимум, 2 млн. единиц автомобилей, способных работать на спирте и биодизельном топливе. Пока же доля «биологических» автомобилей в автопарке США незначительна, несмотря на то, что с конца 1970-х годов федеральные власти и власти некоторых штатов приняли ряд законов, устанавливающих налоговые льготы для производителей подобного топлива, механических устройств для его использования (автомобили, системы хранения и распределения и пр.) и для покупателей подобных автомобилей. В 2003 году автомобильный парк США составлял примерно 217 млн. автомобилей различных типов. По данным справочника Automotive News Market Data Book, в 2002 году американцы приобрели 16.8 млн. машин. По статистике Энергетической Администрации США, в 2003 году в США использовалось 930.5 тыс. автомобилей, использовавших альтернативные виды топлива. Из них 859.2 тыс. заправлялись этаноловыми смесями (E85), примерно 50.5 тыс. использовали биодизельное топливо. Большинство этих машин использовались государственными и муниципальными структурами, например, на биотопливе ездят автобусы и почтовые машины.

Эффективность этанола и биодизеля достаточно часто подвергается сомнению. К примеру, в 2003 году Корнуэлльский УниверситетCornell University опубликовал результаты исследования, согласно которому был сделан пессимистичный вывод: если считать, что с одного поля, на котором выращиваются сельскохозяйственные культуры, можно получить 100 литров спирта, который возможно превратить в энергию, то затраты на производство этой энергии составят 79 литров в «спиртовом» эквиваленте. Впрочем, есть исследования, доказывающие высокую энергоемкость биоэнергетических культур.

Однако перспективы у подобных автомобилей можно признать радужными. Значительные средства, вложенные в научные исследования по использованию биологического топлива, постепенно начали приносить результат. Косвенным свидетельством этого являются данные Национальной Лаборатории по Изучению Возобновляемой ЭнергииNational Renewable Energy Laboratory: число выданных патентов на изобретения в этой сфере в 1998 году выросло в 25 раз по сравнению с уровнем 1981 года. Кроме того, заметно изменились настроения американских потребителей. К примеру, по данным опроса, проведенного компанией Ipsos-Public Affairs в апреле 2005 года, 41% американцев серьезно рассматривают возможность приобретения более экономичного автомобиля, в том числе такого, который не использует в качестве топлива нефтепродукты. Опрос службы Gallup, продемонстрировал еще больший результат — 57%. Нефть и кукуруза: краткая история биотоплива

В начале 20 века бензин долгое время соревновался со спиртом и растительным маслом в борьбе за любовь автолюбителей. Нефтяное топливо победило лишь в конце 1930-х годов — примерно на четыре десятилетия о возможностях биоэнергетики забыли. Однако ныне спирт и масло готовы нанести ответный удар.

1826 год. Американский изобретатель Сэмюэль МориSamuel Morey создал двигатель, работавший на спирте и скипидаре.

1876 год. Немецкий изобретатель Николас Отто создал первый в мире четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, работавший на этаноле.

1895 год. Германский изобретатель Рудольф Дизель создал дизельный мотор, который работал на арахисовом масле. Любопытно, что самый первый дизельный мотор, изготовленный в 1890 году, работал на продуктах переработки нефти, но Дизель тогда решил, что растительное масло — более перспективный вид топлива. Впоследствии выпускались исключительно «обычные» дизеля. Главной причиной этого была дешевизна нефти.

1896 год. Американский изобретатель Генри ФордHenry Ford изготовил свой первый автомобиль (носил название «квадрицикл»), двигатель которого работал на спирте. Любопытно, что Форд тогда не оценил опыт германских инженеров Карла Бенца и Вильгельма Даймлера, которые за десятилетие до этого создали автомобиль, работавший на бензиновом двигателе. В 1908 году Форд выпустил в продажу свою знаменитую «Модель Т»Model T — первый в истории массовый автомобиль, который мог работать на бензине, этаноле и смеси обоих видов топлива. Форд прибег к использованию этанола, исходя, в том числе, и из экономических соображений: с 1861 года в США действовали высокие налоги на спирт, введенные во время Гражданской войны. В 1906 году налоги на спирт были резко уменьшены, что сделало цену этанола сопоставимой с ценой бензина. Кроме того, Форд был фермером и считал, что «спиртовое» автомобилестроение поможет крестьянам.

1899 год. В Германии были искусственно уравнены цены на этанол и бензин с целью поощрить местных сельхозпроизводителей и уменьшить объемы импорта.

1907 год. Первая ценовая война этанола и бензина. После того, как в Техасе была начата добыча нефти, бензин подешевел до примерно 5 центов за литр, а стоимость спирта составляла 7 центов. Впоследствии цена спирта упала после того, как его начали производить из отходов сахарной промышленности.

1914 — 1918 годы. Во время Первой Мировой войны автомобили большинства стран мира использовали этанол в качестве топлива, наряду с бензином.

Начало 1920-х годов. В США и многих странах Европы продаются Koolmotor, Benzalcool, Moltaco, Lattybentyl, Natelite, Alcool, Agrol — смеси бензина и спирта. Франция обязывает нефтяные компании покупать этанол из расчета 10% их нефтяного импорта. Причиной этого были опасения, что мировых запасов нефти хватит не более, чем на четверть века. Спирт виделся единственной альтернативой бензину.

1923 год. Этанол используется нефтяниками: американская компания Standard Oil первой начала добавлять этанол в бензин, чтобы повысить октановое число и улучшить работу двигателей. Обычно для этих целей в бензин добавлялось 6-12% спирта.

1925 год. Большинство стран Европы вводят законы, обязывающие энергетические компании смешивать бензин и этанол.

1933 год. В США поощряется изготовление этанола — в разгар «Великой Депрессии» власти пытались таким образом обеспечить заказами фермеров.

1937 год. Окончательная и казавшаяся бесповоротной, ценовая победа бензина над спиртом. 1 литр бензина в США стоил 5 центов, 1 литр этанола — 8.

1941-1945 годы. Во время Второй Мировой войны в США в бензин, предназначенный для использования невоенными организациями и частными лицами добавлялось до 30-35% этанола. Аналогичные меры предприняли также Великобритания и Швеция. После окончания войны и резкого снижения цены на нефть, этанол вновь перестал пользоваться популярностью и полностью исчез на рынках.

1974 год. В США принят первый закон, ставящий своей целью заинтересовать бизнес и население в использовании этанола в качестве автомобильного топлива. Причиной этого стало введение в 1973 году арабскими государствами-экспортерами нефти эмбарго на поставку нефти в США, Японию и Западную Европу, из-за чего цены на бензин выросли в пять раз.

1978 год. В США начаты продажи автомобильного топлива, представлявшего собой смесь бензина и спирта. Эта смесь была дешевле чистого бензина примерно на треть за счет налоговых льгот, предоставленных федеральными властями. Впоследствии налоговые льготы были еще более увеличены.

1979 год. Этанолом в качестве добавки к автомобильному топливу заинтересовались крупнейшие энергетические компании, которые начали производить подобные смеси. Первопроходцем стала компания Amoco, по стопам которой пошли Ashland, Chevron, Beacon и Texaco.

1980-1984 годы. США выделили на проекты, связанные с развитием биоэнергетики беспрецедентную сумму — около $1 млрд. На тот момент в США действовало 10 предприятий, производящих этанол — в 1970 году не было ни одного (в 1984 году их стало уже более 160-ти). Американский бизнес получил серьезные льготы: государство списывало с налогооблагаемой базы до 90% их расходов на строительство спиртзаводов. Кроме того, федеральные агентства обязывались приобретать львиную долю производимого спирта. Также были подняты таможенные тарифы, чтобы исключить демпинг со стороны иностранных производителей этанола, и запрещена перепродажа этанола. Тем не менее, к середине 1980-х годов многие производители этанола вышли из бизнеса — причиной стало резкое падение цен на бензин (к 1985 году закрылось более половины существовавших спиртзаводов). Впоследствии США неоднократно вводило новые льготы для производителей этанола.

1988 год. Новый всплеск интереса к этанолу. В США приняты законы, регулирующие уровень эмиссии — спирт стал идеальной добавкой для уменьшения вредных выхлопов автомобиля. Впоследствии использование бензиново-этаноловых смесей стало обязательным для общественного транспорта крупных городов, особо страдавших от смога.

1989 год. В Дании начато общенациональное использование этанолово-бензиновой смеси.

Начало 1990-х годов. Во Франции начат промышленный выпуск «диестера» — биодизельного топлива, производимого из рапсового масла. С помощью диестера составляются дизельные смеси: 5% диестера добавляется в дизельное топливо, предназначенное для использования обычными автомобилями, 30% диестера — в топливо для машин общественного транспорта.

1995 год. В США разразился неурожай кукурузы, и цены на этанол выросли вдвое.

1997 год. Крупнейшие автопроизводители США вновь начали выпускать автомобили, изначально способные использовать в качестве топлива бензиново-этаноловую смесь E85. Однако автолюбители продолжали использовать бензин из-за отсутствия E85 на подавляющем большинстве АЗС.

2003 год. Ряд штатов США начинают реализацию программ по переводу автомобильного парка на этаноловое топливо.

2004 год. Мировые цены на нефть выросли на 80%, цены на бензин в США — на 30%, на дизельное топливо — на 50%. Американские производители этанола произвели рекордное количество спирта. Крупные нефтяные компании начинают делать инвестиции в компании, специализирующиеся на производстве спирта и биодизельного топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *