Как меняется качество антифриза в процессе эксплуатации
Перейти к содержимому

Как меняется качество антифриза в процессе эксплуатации

  • автор:

Колонка тех.эксперта

Среди владельцев автомобилей существует мнение о том, что антифриз в процессе эксплуатации можно не менять. Это заблуждение чревато негативными последствиями для системы охлаждения и двигателя. Антифриз в процессе экс­плуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увели­чивается склонность к пенообразованию, возрастает агрессивность к резине и увеличивается способность вызывать коррозию металлов, причем не только ста­ли и чугуна, но и цветных металлов (латуни, меди, алюминия). Интенсивность из­менения свойств антифриза зависит от средней рабочей температуры.

Средний срок службы антифриза «Тосол А40-М» составляет 2-3 года или 60 тысяч км пробега, но лишь в том случае, если плотность антифриза не менее 1075 кг/м3, при этом соотношение воды и этиленгликоля составляет 50/50. Вос­становить необходимую плотность антифриза (1075. 1082 кг/м3) можно за счет добавления концентрата антифриза. Если эксплуатировать автомобиль указан­ный срок с низкой плотностью антифриза, то коррозия элементов системы ох­лаждения происходит более интенсивно.

Ингибиторы коррозии

Электрохимической коррозии подвергаются и цвет­ные металлы системы охлаждения автомобильных двигателей, что обычно и яв­ляется причиной образования течей в радиаторе и отопителе салона. Поскольку этиленгликоль коррозионно агрессивен по отношению к металлам, то, соответ­ственно, в роли агрессивной среды выступает антифриз, который омывает одно­временно целый ряд металлов: чугун, сталь, алюминий, латунь, медь. Соседство различных металлов представляет собой усугубляющий фактор, интенсифици­рующий процесс коррозии.

Следует подчеркнуть, что в оригинале аннотации к ингибитору коррозии артикула HG9005 на английском языке написано: «. защищает подшипники и сальник водяного насоса от преж­девременного выхода из строя за счет улучшения смазки системы охлажде­ния. «. Это не означает, что ингибитор содержит дополнительную смазку именно для водяного насоса (помпы). Речь идет только об улучшении смазки сальника водяного насоса, специально разделяющего охлаждающую жидкость и подшип­никовый узел водяного насоса во избежание попадания охлаждающей жидкости в подшипники, вымывания находящейся там специальной пластичной смазки и неминуемой поломке помпы. Поэтому надпись на упаковке «смазка для водяного насоса» следует комментировать так: «смазка для сальника водяного насоса». То же самое относится ко всем остальным ингибиторам коррозии для систе­мы охлаждения.

Составы для промывки системы охлаждения

В процессе эксплуатации автомобиля на внутренних стенках радиатора, на стенках охлаждающей рубашки блока цилиндров и его головки может образовы­ваться накипь. Особенно интенсивно она образуется при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости. Накипь — это твердое, прочное соединение, образующееся в результате осе­дания на стенках бикарбонатов, сульфатов и хлоридов кальция и магния, содер­жащихся в воде. Концентрация этих солей оценивается показателем «общая же­сткость» воды. Чем выше жесткость воды, тем больше накипи. Накипь является теплоизолятором, поэтому значительное ее отложение ухуд­шает теплоотвод и вызывает перегрев двигателя. Нарушение сбалансированного охлаждения теплонапряженных деталей вызывает их сильное тепловое расшире­ние и ускоренный износ, что может послужить причиной выхода двигателя из строя.

Поэтому периодически необходимо промывать систему охлаждения, чтобы удалить накипь и другие отложения. Для этой цели используют специальные про­мывки, способные восстановить исправную работу системы охлаждения.

При использовании антифриза в качестве охлаждающей жидкости накипи образуется существенно меньше, поскольку в состав антифриза входят антинакипиновые присадки и дистиллированная вода, имеющая, как известно, мини­мальную жесткость.

Разумеется, концентрат антифриза разбавляется только дистиллиро­ванной водой. Однако при использовании антифриза имеют место вредные отложения, обусловленные срабатыванием присадок, что препятствует нормальной работе системы охлаждения, поэтому процедура периодической промывки необходима.

Что нужно знать об антифризе?

Что нужно знать об антифризе?

09.07.2015 05:24

Срок службы любой охлаждающей жидкости ограничен. Установлено, что обычный комплект присадок теряет свои свойства после 500-700 часов работы в дизельном и 700-1000 часов в бензиновом двигателе. Если перевести эти цифры в пробеги автомобиля и принять, что ежегодный пробег составляет в среднем 15 тыс. км, то выяснится следующее: замена антифриза должна обязательно проводиться один раз в два-четыре года. Разница — два или четыре, — согласитесь, существенная. Рекомендуем обращать внимание на два фактора.

1

Первый — плотность жидкости, хотя и не связан непосредственно с присадками, но является чрезвычайно важной характеристикой. Плотность указывает на соотношение этиленгликоля и воды и должна быть в пределах 1,065-1,085 г/куб.см. Поскольку величина плотности зависит от температуры, то измерение следует проводить при 200ºС. Следует знать, что при любых других величинах плотности увеличивается интенсивность, с которой коррозия действует на металлические детали системы охлаждения. Одновременно растет опасность преждевременного, задолго до наступления экстремальных температур, замерзания антифриза.

Второй фактор — цвет антифриза, который изменяется в процессе эксплуатации и, как доказано, может служить своеобразным индикатором срабатывания присадок. Конечно, нынче в продаже встречаются охлаждающие жидкости чуть ли не всех цветов радуги, но что касается «Тосола» с его привычной синей окраской, то здесь можно определенно сказать следующее. Со временем «Тосол» становится зеленым, а затем приобретает желтый оттенок. Вот этот момент перехода от зеленого к желтому и должен быть сигналом к замене антифриза.

Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ. Но иногда жидкость стареет раньше, при этом:

— образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой же возможности;

— антифриз становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже корродируют. Такую охлаждающую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.

2

Антифриз, это охлаждающая жидкость, температура замерзания которой ниже температуры замерзания воды, или, выражаясь научным языком – она имеет более низкую точку начала выпадения кристаллической фазы. В автомобилях антифриз используется в системе охлаждения двигателей.

Различают силикатосодержащие и безсиликатные антифризы. Безсиликатные антифризы более дорогие, но имеют значительно больший срок службы и абсолютно безвредны для деталей системы охлаждения. Силикатосодержащие антифризы считаются морально устаревшими и в основном уже вышли из употребления. Основной недостаток таких антифризов связан с тем, что силикаты в процессе эксплуатации покрывают внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем. Из-за этого ухудшается отвод тепла и снижает эффективность охлаждения двигателя. Кроме того, силикатосодержащие антифризы имеют небольшой срок службы и плохо переносят большие температуры. Кстати, цвет антифриза вовсе не обозначает какие – либо его эксплуатационные свойства, это скорее маркетинговые решения производителей. Иногда один и тот же антифриз может иметь разный цвет.

Чем отличается тосол от антифриза?

Тосол – это название одной из марок охлаждающих жидкостей. Это аббревиатура от названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС), в этом отделе эта охлаждающая жидкость была разработана. Окончание в названии «ол», означает в химии принадлежность к группе спиртов. Тосолами чаще называют отечественные охлаждающие жидкости. Название «антифриз» происходит от слова «Antifreeze», которое переводится с английского как «препятствующий замерзанию». На упаковке охлаждающей жидкости можно встретить и другую надпись – «Cooling Water», то есть «охлаждающая жидкость».

3

Антифриз может продаваться в готовом к использованию виде или в виде концентрата, требующего разбавления водой. Следует строго придерживаться рекомендованных пропорций при разбавлении концентрата водой. Что касается ответа на вопрос, о том, можно ли смешивать разные марки антифриза, то все зависит от совместимости присутствующих в антифризе присадок. Для обычного автомобилиста, которому не нужно вдаваться в подробности химического состава охлаждающей жидкости наиболее правильным будет считать, что антифризы смешивать нельзя. Также желательно промывать систему охлаждения водой, перед сменой антифриза.

Теперь о качестве антифриза. Опасность поддельной охлаждающей жидкости в том, что недобросовестные производители для удешевления антифриза заменяют этиленгликоль полигликолями, диэтиленгликолями и т.д. Часто такой поддельный антифриз вследствие своей коррозионной агрессивности разрушает радиатор и другие элементы системы охлаждения, в том числе стальные и чугунные детали. К сожалению, качество антифриза можно оценить только в лабораторных условиях. В некоторой степени уменьшить риск приобретения подделки можно, если покупать антифриз в специализированных магазинах. Внимательно изучайте этикетку, там должен быть обозначен номер ТУ, а если антифриз импортный, то должен указываться номер стандарта производителя. Обращайте внимание на дату изготовления и срок годности. Срок хранения качественного антифриза – от трех до пяти лет.

Замена антифриза. Когда нужно менять антифриз?

Замена антифриза

Охлаждающая жидкость является одной из главных функциональных жидкостей автомобиля, наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью, топливом. Однако у нас исторически сложилось небрежное отношение к охлаждающей жидкости, вызванное недооценкой или непониманием ее значения. По статистике, до 22% поломок двигателя прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с нарушением эффективной работы системы охлаждения. Поэтому правильный выбор и своевременная замена охлаждающей жидкости помогает сберечь Ваши средства на ремонт автомобиля.

Регулярно заменять антифриз надо для поддержания приемлемой работы автомобиля. Любой из производителей рекомендует менять антифриз каждые 40000-45000 километров, чтобы двигатель не перегревался. А многие механики советую менять антифриз каждый год, для того чтобы в системе не образовывалась коррозия, особенно если в машине установлена алюминиевая головка цилиндра и радиатор.

Как часто нужно менять антифриз?

Сколько будет работать антифриз в системе, зависит только от того, какое количество антикоррозийных добавок (силикатов, фосфатов и боратов) в нем содержится. Пока эти три вещества наводятся в антифризе, менять его не обязательно. Однако в случае, когда количество этих антикоррозийных веществ будет снижено, радиатор и двигатель будет подвержен электролитной коррозии.

Если в антифризе антикоррозийных веществ недостаточно те части двигателя, которые изготовлены из алюминия, могут превратиться в швейцарский сыр. Исходя из этого, антифриз стоит менять до начала коррозийных процессов.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в следующих случаях:

Когда нужно менять антифриз?

1) Если Вы приобрели подержанный японский автомобиль. Жидкость в системе охлаждения лучше сразу проверить на температуру замерзания. Это можно сделать в автосервисе или самостоятельно с помощью поплавкового ареометра. Дело в том, что в японских автомобилях температура замерзания охлаждающей жидкости часто бывает минус 16 о С, для теплого времени года это не должно вызывать опасений. На зиму же такой антифриз нужно заменить.

2) Обязательно заменить антифриз при выпадении осадка, при помутнении, изменении цвета, при появлении желеобразной массы на внутренней стороне расширительного бачка. Цвет охлаждающей жидкости должен быть «чистым», насыщенным. Как только цвет исчез или стал грязно-бурым, охлаждающую жидкость нужно менять.

Следить за цветом жидкости просто: раз в месяц нужно заглядывать в расширительный бачок, и все. Заодно можно проверить в нем уровень жидкости. Если уровень охлаждающей жидкости в холодном состоянии ниже отметки „MIN“, следует жидкость долить. У автомобилей с системой контроля уровня охлажда¬ющейжидкости о снижении уровня оповещает сигнальная лампочка на панели приборов. При обнаружении подтекания жидкости до нужного объема доливают антифриз требуемой концентрации. При исправной системе — дистиллированную воду.

3) Если в систему неоднократно доливалась вода и концентрация находящегося там раствора не известна, или если по каким — то причинам залита жидкость сомнительного качества, антифриз меняется с обязательной промывкой системы охлаждения.

4) Каждый перегрев двигателя вызывает разрушение присадок в охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, приводит к интенсивному образованию накипи, течи помпы, возникновению коррозии и т.д. Поэтому, если вы загнали стрелку указателя температуры двигателя в красную зону, меняйте не только моторное масло, но и антифриз. Накипь препятствует отводу тепла, последствием может стать трещина в головке блока.

Полоски-тесты для антифриза

Как часто нужно менять антифриз?

Одним из способов, с помощью которых можно проверить, надо ли менять антифриз в системе, будет протестировать его при помощи специальных полосок-тестов. Подобные полоски есть в продаже во многих магазинах продающих антифриз. Когда полоска контактирует с антифризом – она меняет цвет, по которому, исходя из специальной шкалы, можно понять какое состояние у вашего антифриза, и определить пришло ли время его замены.

Антифриз можно заменить и самому. Для этого надо найти подходящее место, вдали от детей и животных. Так как антифриз токсичен, с ним надо работать как можно более аккуратно, соблюдая определенные меры безопасности. Сливать антифриз в ручьи или реки категорически запрещается, также не рекомендовано выливать его на землю вблизи источников водоснабжения и колодцев.

Менять антифриз надо только на остывшем двигателе. На горячем двигателе это делать опасно. Необходимо найти и снять крышку радиатора. Затем открыть сливную крышку радиатора, под нее предварительно надо поставить большое ведро. Антифриз сольется. После чего надо осмотреть шланги системы на предмет разрывов и трещин. Если таковые найдутся – шланги поменять на целые.

Перед тем как в систему заливать новый антифриз ее надо промыть, так как в ней могли остаться частицы ржавчины или жира, а также другие отложения, которые не смогла бы с легкостью удалить вода.

Для качественной промывки существуют определенные химические вещества. В радиатор надо залить всю бутылку чистящего средства, после чего добавить туда деминерализированную или деионизированную воду. Крышку закрыть.

Следующим шагом будет включить на максимум печку и подождать пока двигатель нагреется до температуры пригодной для работы. После чего двигатель надо выключить и дать ему остыть, затем открыть все крышки и слить жидкости.

Далее, в систему залить обычную воду, крышки закрыть и включить двигатель еще минут на 15. Двигателю снова надо дать остыть, слить воду с системы охлаждения. Только после такой качественной промывки можно заливать новый антифриз.

Антифриз стоит заливать в соответствии с теми рекомендациями, которые дает производитель. Антифриз в системе не должен быть слишком концентрированным (его составляющая не должна превышать 70%), а идеальным исходом будет залить в систему антифриз и воду в равных количествах. После того как новый антифриз был залит в систему его надо равномерно распределить. Делается это очень просто: включите двигатель и отопление на полную мощность, подождите некоторое время. Данная процедура также поможет удалить пузырьки воздуха из охладительной системы. Не забудьте через несколько дней проверить уровень антифриза в системе охлаждения, если он будет недостаточный, то антифриз надо долить до допустимой отметки.

Когда вы заливаете в систему жидкость той торговой марки, которая была до этого то сливать существующий антифриз и делать промывку не обязательно, но желательно.

Если же антифриз, который вы хотите использовать другой торговой марки, то ответ на вопрос: «Нужно ли полностью менять антифриз?» будет очевидным. Это надо для того, чтобы избежать непредсказуемого действия смешивания присадок.

Почему антифриз становится коричневым или зеленым

Узнайте, почему антифриз становится коричневым, зеленым или белым в нашем блоге. Почему антифриз поменял цвет в системе, стал ржавый и грязный и в нем появилась ржавчина.

Если вы внимательно следите за состоянием своего авто, то можете заметить изменения, происходящие с антифризом. Речь идет не только об изменении его уровня в расширительном бачке, но и об изменении цвета. Как известно, изначально охлаждающая жидкость имеет свой цвет: синий, зеленый, красный, фиолетовый. Но со временем или даже сразу после замены она почему-то темнеет или, наоборот, белеет, меняет свою консистенцию. Почему же это происходит? Что делать сейчас и как избежать этого в будущем? Ответим на эти вопросы в статье.

Сразу хочется отметить, что любой вид антифриза имеет свой срок службы. Через определенный километраж охлаждающая жидкость подлежит замене. О времени обновления антифриза можно узнать из руководства по обслуживанию автомобиля, а также уточнив срок службы на упаковке охладителя. Он во многом зависит от класса жидкости, который определяется ее составом и наличием тех или иных присадок. Сейчас в продаже представлен антифриз классов G-11, G-12, G-13. Последний имеет самый длительный срок службы.

Что будет, если не менять

В мире нет ничего вечного, а охлаждающая жидкость для машины такой же расходник, который вырабатывает свой срок службы и подлежит замене. Соответственно, если она не проводится, ни к чему хорошему это привести не может. Эксплуатация машины со старой охлаждающей жидкостью может привести к перегреву двигателя, особенно летом. Перегрев, в свою очередь, грозит тем, что маслосъемные и компрессионные кольца подсядут. А это приведет к потере мощности и увеличению расхода моторного масла. Рано или поздно встанет вопрос о капитальном ремонте.

Причины изменения цвета

При анализе этой темы можно выделить несколько основных факторов, ведущих к тому, что антифриз меняет свой цвет на рыжий, белый или грязный коричневый.

Истек срок годности жидкости. Об этом как раз упоминали в самом начале статьи. Со временем присадки, входящие в состав антифриза, теряют свои свойства и не могут выполнять возложенные на них функции. Из-за этого в системе охлаждения появляется характерный осадок. Он и меняет цвета антифриза.

Перегрев двигателя и закипание охлаждающей жидкости. Если антифриз не был своевременно заменен, а система перегрелась, то сама жидкость в ней закипает. Это также приводит к окончательной потере свойств охладителя и изменению его цвета.

Окисление металлических деталей системы охлаждения. Это может быть связано как с окончанием срока службы антифриза и потерей его свойств (компоненты не обеспечивают защиту от коррозии), так и с покупкой некачественной жидкости. Внутренние стенки системы выполнены из металла, они окисляются и меняют цвет жидкости на ржавый.

Разрушение резиновых патрубков. В некоторых случаях, если не производится своевременная замена антифриза, резиновые компоненты системы начинают разрушаться. При попадании в жидкость таких частиц ее цвет меняется, но не на коричневый, а скорее на черный.

Применение воды в качестве охлаждающей жидкости. Случаются ситуации, когда уровень антифриза упал, а долить его нет возможности. Тогда прибегают к добавлению дистиллированной или фильтрованной воды. Но нужно понимать, что эта мера временная и экстренная. После этого нужно сделать промывку системы и залить новый антифриз. Если злоупотреблять доливкой воды, то можно привести в негодность как саму жидкость, так и всю систему.

Контакт с моторным маслом. Если прокладка блока цилиндров или теплообменника повреждена, охлаждающая жидкость начинает контактировать с моторным маслом. Как правило, тогда антифриз не просто темнеет, а становится похож на некую эмульсию бежевого цвета. Опытные владельцы прозвали ее сгущенкой. По внешнему виду действительно очень похожа.

Контакт со средствами для устранения течи радиаторов. Для устранения течи радиатора многие автомобилисты используют разнообразные герметики. На короткое время они действительно устраняют проблему. Но после контакта с ними антифриз может изменить цвет на коричневый.

Любую из описанных ситуаций игнорировать не стоит. Каждая из них требует определенных действий автовладельца, если он не хочет потом тратить время и деньги на ремонт автомобиля.

Как решить проблему

Выбор того или иного решения зависит от причин возникновения проблемы. Если в расширительном бачке обнаружена эмульсия или капли моторного масла, нужно проверить целостность прокладки ГБЦ или теплообменника. В этих местах обычно и происходит контакт моторного масла и антифриза. Тянуть с заменой не стоит, так как такая смесь забивает систему и мешает нормальному охлаждению двигателя. Кроме того, после устранения проблемы нужно провести промывку системы охлаждения и залить новый антифриз. Если причина изменения цвета охлаждающей жидкости заключается в завершении ее эксплуатационного срока, надо ее заменить новой.

Если вас озадачил вопрос, почему антифриз становится коричневым, специалисты советуют не раздумывать, а как можно скорее промыть систему охлаждения двигателя. Для этого может использоваться дистиллированная вода. Промывка проводится до тех пор, пока выходящая вода не будет чистой. Только после этого можно заливать новый антифриз. В сервисах могут предложить также специальные средства для промывки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *