Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
Перейти к содержимому

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

  • автор:

Электролит аккумулятора: из чего состоит, как проверить и заправить.

Жидкость, в которой происходят физико-химические процессы, запускающие работу аккумулятора, называется электролитом. Она используется во всех моделях АКБ и может находиться в разных формах – жидкой (WET и EFB батареи), гелевой за счет добавления оксида кремния (в GEL батареях), и в виде пропитки (в AGM моделях).

В аккумуляторах по EFB, AGM, и GEL технологиям доступ к электролиту преимущественно закрыт, поэтому дополнительное обслуживание для них не предусмотрено. А WET батареи требуют регулярной диагностики и контроля электролита, без которых срок эксплуатации АКБ значительно снижается.

Из чего состоит электролит?

Электролит – это водный раствор из концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды. Для обоих компонентов предусмотрены специальные нормы: ГОСТ 667-73 и ГОСТ 6709-72, регламентирующие требуемые параметры к физико-химическим показателям жидкостей. Именно поэтому в АКБ запрещено доливать обычную воду – она содержит соли и минералы, которые могут вступить в реакцию, выпасть в осадок и испортить раствор серной кислоты.

Основная характеристика электролита – это плотность, влияющая на электропроводность раствора. Нормальный показатель плотности – от 1,23 до 1,4 г/см3, в зависимости от региона и климатических условий, в которых используется аккумулятор.

Как проверить уровень электролита?

Владельцы WET батарей прибегают к проверке электролита либо при первых признаках неисправности, либо при профилактическом обслуживании. Обычно его проводят дважды в год – осенью и весной.

Первое, что подвергается проверке – это объем электролита. Он должен быть на 15 мм выше свинцовых пластин и полностью покрывать их, иначе в работе аккумулятора происходят сбои. Замерять этот параметр удобнее всего стеклянной трубкой длиной 30 см и диаметром 5-8 мм:

  • Ставим АКБ на ровную поверхность (важно!);
  • Опускаем трубку в электролит до верха пластин;
  • Закрываем второй конец трубки пальцем;
  • Вынимаем трубку и измеряем высоту жидкости, чтобы выяснить, сколько жидкости находится над пластинами.

Уровень электролита

Если вы выявили недостаток электролита – доливайте в каждую секцию дистиллированную воду, поэтапно сверяя уровень электролита в каждой банке трубкой.

Важно: дистиллированная вода, попадая в кислоту, вызывает выделение тепла, поэтому доливать ее нужно медленно и небольшими порциями.

Как проверить плотность электролита?

Для проверки плотности вам понадобится специальный прибор – ареометр.

Как выглядит алгоритм действий:

  • Отсоединяем АКБ и выкручиваем пробки;
  • Опускаем ареометр в одну секций;
  • Согласно инструкции набираем раствор в устройство до тех пор, пока плавающий наконечник не перестанет задевать стенки ареометра;
  • Фиксируем плотность на шкале, где раствор и стержень встретятся;
  • Записываем данные;
  • Повторяем алгоритм для всех банок АКБ.

Важный момент: показатель должен быть идентичным для всех секций батареи. Могут быть расхождения, но незначительные – 0,2-0,3 гр/мл.

Плотность электролита при температуре +15 С, г/см.куб Напряжение батареи без нагрузки, В Напряжение батареи при подключенной нагрузке 100А, В Степерь заряженности батареи, % Температура замерзания электролита, С
1,27 12,66 10,8 100 -60
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,16 12 9,14 31 -14
1,15 11,94 9 25 -13
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,12 11,16 8,54 6 -8
1,11 11,7 8,4 0 -7

Для российского климата нормальный показатель плотности – это 1,28 гр/мл. Если плотность электролита начинает снижаться, то уже при небольшом морозе он начинает затвердевать, и следовательно, мешает стабильной работе аккумулятора.

Что делать, если электролит потерял свои свойства?

Чаще всего это происходит после полного промерзания раствора. В этом случае необходимо занести АКБ в теплое помещение, дождаться оттаивания и поставить на зарядку с током 1А на два дня. Если в процессе зарядки плотность электролита не меняется – раствор нужно заменить.

Для этого предусмотрен готовый аккумуляторный электролит, который можно приобрести в магазине. Замена происходит следующим образом:

  1. Сливаем раствор из всех секций АКБ;
  2. Промываем каждую банку дистиллированной водой;
  3. Заливаем новый раствор до нормального уровня;
  4. Ставим электролит в комнатную температуру на 5-6 часов;
  5. Заряжаем аккумулятор током до 1А двое суток.
  6. Завершаем заряд, когда напряжение на клеммах и плотность электролита сохраняют стабильные показатели в течение 2 часов.

Данный способ также подходит при утечке или загрязнении электролита, при ремонте аккумулятора после короткого замыкания, и т.д.. Но помните, что полная замена электролита невозможна при физическом повреждении корпуса. В этом случае АКБ не подлежит ремонту и утилизируется.

  • Зарегистрироваться
  • Вход с паролем
  • Обратная связь

Уровень электролита: нужно ли его проверять

Основное назначение аккумулятора — подавать электрический ток на пусковой двигатель с электрическим приводом, который, в свою очередь, запускает двигатель внутреннего сгорания, что приводит транспортное средство в движение.

Вот почему важно следить, чтобы аккумулятор всегда был исправен и заряжен.

Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу батареи необходимо тщательно следить за уровнем электролита и его плотностью, чтобы избежать выхода АКБ из строя и проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Как часто это необходимо делать?

Зависит от сезона и от того, насколько часто эксплуатируется автомобиль. Аккумуляторные батареи на заводе «АКОМ им. Н.М. Игнатьева» производятся по технологии Ca/Ca (кальций/кальций) и имеют малый расход воды. Тем не менее, и им периодически требуется проверка уровня электролита, особенно в жаркий период года.

Как проверять уровень электролита?

  • необходимо взять любую стеклянную трубочку с открытыми концами сверху или снизу – например, подойдёт прозрачный корпус от шариковой ручки;
  • трубочка поочередно вставляется в каждую банку, до касания со свинцовыми пластинами;
  • верхний конец трубочки зажимается пальцем и вынимается;
  • часть жидкости останется в трубочке – измеряем линейкой электролит: если уровень ниже 10 мм от верхнего края пластин, то необходимо долить дистиллированную воду (максимальный уровень 30 мм).

Низкий уровень электролита может привести к взрыву АКБ, так как скапливается большое количество взрывоопасного газа – водорода. Поэтому необходимо производить контроль за уровнем электролита.
После доливки воды плотность в АКБ упадет – пугаться не надо, достаточно поставить АКБ на дозаряд от стационарного устройства, согласно пункту 2.2 инструкции по эксплуатации.

Как часто проверять уровень электролита в аккумуляторе

Как часто проверять уровень электролита в аккумуляторе

Электролит является неотъемлемым элементом функционирования автомобильного аккумулятора. Необходимый уровень электролита обеспечивает стабильную работу батареи на протяжении всего срока эксплуатации. Автолюбители задаются вопросом: как часто проверять уровень жидкости, чтобы избежать негативных последствий его снижения?

В процессе заряда-разряда происходит электрохимическая реакция, в результате которой дистиллированная вода из состава электролита испаряется, понижая его уровень. Малое количество жидкости в банках аккумулятора способно вывести АКБ из строя. Снижению уровня способствует перезаряд от стационарного устройства или при неисправном генераторе автомобиля. Кроме того, при переворачивании аккумулятора, при неплотно закрученных пробках существует риск выплескивания жидкости

Прежде всего основным моментом, влияющим на возможность и необходимость проверки, является форм-фактор батареи и технологические особенности производства.

  • AGM аккумуляторы изготавливаются по технологии, где электролит находится в абсорбированном (не жидком) виде, что исключает его выкипание и выплескивание.
  • В аккумуляторах, произведенных по кальциевой технологии, расход дистиллированной воды значительно снижен, поэтому зачастую они изготавливаются в необслуживаемых корпусах с лабиринтной крышкой. Такая крышка позволяет возвращать конденсат дистиллированной воды обратно в банки АКБ.

Важно: запрещается нарушать целостность крышки необслуживаемой батареи с целью проверки плотности и уровня электролита. Такие действия могут привести к выходу аккумулятора из строя.

  • Малосурьмянистые АКБ более подвержены выкипанию. Расход воды в них напрямую связан с маркой батареи, особенностями эксплуатации, техническими характеристиками авто. Для проверки уровня и доливки воды на крышке АКБ расположены отверстия с пробками. Рекомендуемая частота проверки — каждые 25 тысяч километров.

На корпусе аккумулятора в большинстве случаев нанесены метки о минимально и максимально допустимом уровне жидкости. При выкручивании пробок уровень можно определить визуально: вершина пластин батареи должна быть скрыта электролитом примерно на 1 см. Доливать надлежит исключительно дистиллированную воду. После доливки рекомендуется не использовать батарею в течение 2-3 часов, затем произвести замеры плотности. Если после доливки плотность жидкости не соответствует норме в 1,26 г/см³, то требуется произвести зарядку батареи.

Проверка уровня электролита в автомобильном аккумуляторе

Проверка уровня электролита в автомобильном аккумуляторе

Проверка уровня электролита — один из важных этапов диагностики обслуживаемой аккумуляторной батареи.

Рекомендуется сохранять уровень электролита в аккумуляторной батарее на 15-20 мм. над верхним уровнем пластин. Для того чтобы определить уровень электролита, необходимо опустить любой «маркер» в аккумулятор до пластин. Маркером может выступать, например, прозрачная трубка (пластиковая или стеклянная). Для наполнения трубки электролитом, необходимо ее зажать и измерить с помощью линейки уровень электролита. Важно: пластина должна быть закрыта и находиться в электролите. Нормой считается, если верх пластин погружен в раствор от 15 до 20 мм.

В каждой ячейке аккумуляторной батареи есть ступенька, по которой определяется максимальный уровень электролита.

Если крышка аккумулятора запаяна, т.е. аккумулятор необслуживаемого типа, уровень электролита определяется при помощи специального индикатора, установленного на аккумуляторе. Если глазок индикатора зеленый – уровень электролита находится в норме. Если электролит низкого уровня, индикатор будет белым.

В обслуживаемых аккумуляторах, в том числе, можно проверить каждую ячейку на цвет и мутность электролита. После процедуры проверки, при необходимости, можно долить в заливные отверстия дистиллированной воды.

Подробней, как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, смотрите в видео-инструкции.

Купить электролит и дистиллированную воду можно в торговой сети «Первая аккумуляторная компания»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *