Как сделать бесплатную парковку в москве
Перейти к содержимому

Как сделать бесплатную парковку в москве

  • автор:

Кто имеет право на бесплатную парковку в Москве

С момента введения в Москве системы платной парковки, всем автовладельцам стало просто жизненно необходимо знать, как она работает, какие есть нюансы и на что они могут рассчитывать. Штрафы сейчас очень внушительные, а эвакуация автомобилей, припаркованных с нарушением, уже очень хорошо отлажена. Так что если вы не хотите лично испытать на себе скорость столичного правосудия, то нужно платить, причем правильно и своевременно.

Но все-таки в некоторых случаях вам предоставляется право бесплатной парковки, и, как показывает практика, многие даже не знают, что у них есть такая привилегия. В этой статье перечислим все льготные категории.

Спецслужбы, силовые структуры, экстренные службы

Это и автомобили всех основных экстренных служб (скорая помощь, МЧС, полиция, пожарная охрана) и также ряд других, менее очевидных институтов:

Однако, есть очень важная оговорка, которую тоже нужно учитывать: бесплатно останавливаться в зоне платной парковки такие автомобили могут только «в целях служебной необходимости». Так что если вы управляете автомобилем, относящимся к службам из списка, то будьте готовы подтвердить, что приехали не по личным делам.

Также планируется ввести в этот список Государственную фельдъегерскую связь, машины которой по инструкции должны парковаться по возможности рядом с местом, куда доставляют отправления.

Многодетные семьи

В России многодетными считаются семьи с тремя и более детьми. Чтобы воспользоваться своим законным правом, владелец автомобиля должен получить парковочное разрешение многодетной семьи с соответствующим отражением в соответствующих базах.

Для этого нужно подать заявление в любой МФЦ, предъявить паспорт и свидетельство о регистрации. Рассмотрение занимает до 6 дней. После получения парковочного разрешения вы можете оставлять машину в зоне платной парковки в течение трех лет. По истечении этого срока лицензию нужно будет продлить.

Обратите внимание, что лицензии можно лишиться, если вы накопите три и более задолженностей по штрафам.

Люди с ограниченными возможностями

Льгота распространяется и на автомобиль, принадлежащий такому лицу, и на автомобиль, который его перевозит.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, вам нужно получить специальное разрешение и оснастить автомобиль знаком «Инвалид». Номер автомобиля попадает в специальную базу, поэтому при контроле статус разрешения отображается на планшете сотрудника МАДИ и ГИБДД.

Обратите внимание, что парковаться такой автомобиль должен не на любом свободном месте в зоне платной парковки, а только на местах, помеченных как места для инвалидов. По нормативу их должно быть на каждой платной парковке не менее 10% или как минимум одно.

Если разрешение на конкретный автомобиль не получено, или машина не оснащена знаком «Инвалид», то вам грозит штраф 5000 рублей и эвакуация. Поэтому регулярно проверяйте статус разрешения.

Владельцы электромобилей

Эта распространенная в Европейских странах практика уже несколько лет работает и в Москве: владельцы электромобилей пользуются парковкой бесплатно. Суть льготы в том, чтобы стимулировать людей пересаживаться на более экологичные автомобили без двигателей внутреннего сгорания. На данный момент в столице таких машин зарегистрировано всего около 500, но если вы подумываете о покупке, то учитывайте это как один из аргументов «за».

Более того, сейчас Москва активно оснащается парковочными местами для электрокаров, на которых установлены зарядные станции. Парковаться на них можно только автомобилям на электрической тяге, если место занято бензиновым авто, то владельца последнего ждет штраф в 2500 рублей и эвакуация.

Мотоциклисты

Железного коня в Москве можно парковать бесплатно на любой парковке, причем даже занимая полноценное место. По мнению столичных властей, мотоциклы не участвуют в формировании пробок и не занимают слишком много пространства. Никаких специальных разрешений или удостоверений получать не нужно.

Это, однако, вовсе не дает права парковаться на местах для инвалидов или под знаком «Стоянка запрещена», бросать мотоцикл на тротуаре. Если что-то запрещено, то оно запрещено.

Жители квартала

Занимать парковочные места возле собственного дома тоже можно бесплатно, но для этого нужно внести машину в особый реестр и получить так называемое резидентное разрешение. Оно выдается по факту прописки или по предоставлению договора найма, если квартиру вы снимаете. Проживающим без договора бесплатная парковка не положена. Для оформления разрешения потребуется паспорт и свидетельство о регистрации. Квота составляет 2 машины на 1 квартиру.

Обратите внимание, что бесплатная парковка по обычному резидентному разрешению начинается в 20:00 и заканчивается в 8:00. Если хотите круглосуточный доступ, то он обойдется в дополнительные 3000 в год, что по московским меркам совсем недорого. Также круглосуточно и без дополнительной платы паркуются: ветераны ВОВ, Герои Советского Союза и Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы.

Пользователи каршеринга

Если вы берете машину в аренду в любом из московских сервисов, то вы автоматически получаете право парковаться бесплатно в зоне платной парковки. Каршеринг считается частью городской транспортной системы и расходы на парковку уже частично включены в тот поминутный тариф, который вы оплачиваете, когда берете машину.

Обратите внимание, что места, где парковка запрещена, остаются для вас под запретом. Вам по-прежнему нельзя занимать парковку для инвалидов, оставлять машину под знаком, заезжать на тротуары, пешеходные дорожки и т. д. Льгота касается только зоны платной парковки. Пользуйтесь приложением каршеринга: в нем обычно есть подсказки о том, можно ли оставить машину в конкретном месте.

Все москвичи в праздники и по воскресеньям

Да, в эти дни парковка в столице обычно бесплатная для всех, за исключением особых зон с повышенной тарификацией, которые составляют около 2% от всех парковок. Это обычно самые нагруженные участки с самым интенсивным движением в центре: Новый Арбат, Тверская, Патриаршие пруды и т. д. Актуальный список можно уточнить на сайте Моспаркинга, а на месте такие зоны можно определить по тарифу: если парковка стоит 380 рублей в час, то в выходные она тоже платная (за исключением общегосударственных праздников).

Парковка в Москве для многодетных. Как ее оформить?

Парковка в Москве для многодетных. Как ее оформить?

Под «парковкой для многодетных» подразумевается юридически оформленное право парковаться бесплатно на всех московских парковках на льготных условиях, а если быть конкретнее — парковаться бесплатно.

Кто может из многодетных семей парковаться бесплатно

Воспользоваться бесплатной парковкой в Москве для многодетных может один из родителей (усыновителей), на которого зарегистрирован автомобиль, и в семье которого три и более несовершеннолетних ребенка.

Но следует помнить, что автоматически такое право не возникает. Оформление разрешения в данном случае обязательно. Приехать и поставить автомобиль бесплатно на зонах московского городского паркинга просто так нельзя.

Как оформить разрешение на парковку для многодетных семей в Москве

Оформить льготу можно один из способов:

— через любое отделение Центра госуслуг «Мои документы»;

Срок оформление разрешения составит в обоих случаях 6 рабочих дней.

На какое авто может быть оформлено разрешение?

Получить разрешение на парковку для многодетной семьи может родитель (усыновитель), который является собственником автомобиля. При оформлении необходимо, чтобы за данным транспортным средством не числилось неоплаченных штрафов.

Сколько действует льгота?

Льготное разрешение на парковку для многодетных семей действует 3 года.

Как будут проверять льготное разрешение на парковку?

На московских городских парковках, которые оснащены современной видеотехникой с опциями контроля и идентификации, проверка наличия зарегистрированной льготы осуществляется автоматически.

Можно ли получить два разрешения на семью?

На одну семью выдается только одно льготное разрешение на парковку для многодетных семей.

Последние обновления:

  • Региональный форум «Молодой специалист — строитель будущего» состоится в столице
  • Полиция задержала курьера телефонных мошенников после обмана пенсионерок на 2,5 млн руб.
  • Музей Победы дарит бесплатный вход для всех родившихся 29 февраля — в високосный год
  • Столичный производитель более чем вдвое увеличил выпуск оборудования для промышленной роботизации
  • ВЦИОМ: Каждый четвертый россиянин ходит в театр минимум несколько раз в год
  • 26 февраля 2024 Региональный форум «Молодой специалист — строитель будущего» состоится в столице
  • 26 февраля 2024 Полиция задержала курьера телефонных мошенников после обмана пенсионерок на 2,5 млн руб.
  • 26 февраля 2024 Музей Победы дарит бесплатный вход для всех родившихся 29 февраля — в високосный год
  • 26 февраля 2024 Столичный производитель более чем вдвое увеличил выпуск оборудования для промышленной роботизации
  • 26 февраля 2024 ВЦИОМ: Каждый четвертый россиянин ходит в театр минимум несколько раз в год
  • 26 февраля 2024 Росгвардейцы помогли внезапно почувствовавшей себя плохо женщине в Москве
  • 26 февраля 2024 Капремонт корпуса №10 Боткинской больницы выполнили почти на половину
  • 26 февраля 2024 Комплекс «Техноград» в марте запустит онлайн-курсы по нескольким направлениям
  • 26 февраля 2024 Творческая лаборатория для подростков заработает в музее-заповеднике «Царицыно» с 23 марта
  • 26 февраля 2024 Почти 21 тыс. гостей посетили Музей Победы и его филиалы в праздники
  • 26 февраля 2024 Завершено расследование уголовного дела по факту организации азартных игр на Кутузовском проспекте
  • 26 февраля 2024 Горожан пригласили на ряд мероприятий в тропическую оранжерею ВДНХ
  • 26 февраля 2024 Жителей столицы предупредили об изменении расписания электричек на Савеловском и Белорусском направлениях МЖД
  • 26 февраля 2024 Ученые МГУ определили характер осадочных толщин в морях первого периода кайнозоя
  • 26 февраля 2024 Столичные росгвардейцы задержали постояльца гостиницы за нанесение ножевого ранения знакомому
  • 26 февраля 2024 Актуальные вопросы программы реновации в центре столицы обсудили в рамках круглого стола
  • 26 февраля 2024 Москвичей пригласили поучаствовать в фотоконкурсе «Мама и дети в национальных костюмах»
  • 26 февраля 2024 «Желтый» уровень опасности из-за гололедицы продлили в Москве до 28 февраля
  • 26 февраля 2024 Поезда ЦППК перевезли свыше 5 млн пассажиров с 22 по 25 февраля
  • 26 февраля 2024 Горожан предупредили о возможной гололедице 26 февраля после 17:00

Бесплатная парковка в Москве: для кого это возможно?

Система платных парковок в Москве отлажена очень хорошо: мест чаще всего достаточно даже в центре, а оплатить временное пребывание автомобиля не составляет никакого труда. В ход идет оплата по смс, через мобильное приложение и другие способы. Однако некоторые граждане могут парковаться на платных парковках бесплатно. Какие категории имеют льготы — рассказываем в нашей статье.

63eb968182682c2eecda78e4.jpg

Специальные и экстренные службы

К этой категории относятся автомобили всех основных служб:

✔ скорая помощь;
✔ МЧС;
✔ полиция;
✔ пожарная охрана;
✔ ВАИ;
✔ ФСО;
✔ следственный комитет;
✔ ФСИН;
✔ФССП.

Однако спецслужбы имеют бесплатную парковку с одной оговоркой: без оплаты останавливаться в зоне платной парковки такие автомобили могут только «в целях служебной необходимости» а не по личным делам.

Многодетные семьи

Семьи с тремя и более детьми могут воспользоваться правом получить разрешение на бесплатную парковку. Разрешение можно получить на одну машину в семье. Заявителем должен выступать один из родителей, имеющий место жительства в городе Москве. После получения парковочного разрешения вы можете оставлять машину в зоне платной парковки в течение трех лет. По истечении этого срока лицензию нужно будет продлевать. Лишиться лицензии можно, накопив три и более штрафа.

Для оформления разрешения понадобятся:

✔свидетельство о регистрации транспортного средства;
✔доверенность, если документы будет подавать представитель заявителя
✔документы, подтверждающие решение суда об отмене постановлений, выписанных по штрафам за нарушение правил дорожного движения и оплаты парковки в отношении собственника автомобиля, на который оформляется парковочное разрешение.

Автомобиль будет внесен в реестр парковочных разрешений в течение 3 рабочих дней.

Люди с ограниченными возможностями


Бесплатный проезд распространяется как на автомобиль, принадлежащий такому лицу, так и на автомобиль, который его перевозит.

Для использования льготы нужно получить специальное разрешение и оснастить машину знаком «Инвалид». Парковать такой автомобиль водитель имеет право только на местах, помеченных как места для инвалидов.

Если разрешение на автомобиль не получено, или машина не оснащена знаком «Инвалид», то владельцу авто грозит штраф 5000 рублей и эвакуация.

Владельцы электромобилей


Владельцы электромобилей также пользуются парковкой бесплатно. Поощрение таких автомобилей стимулирует, по мнению, властей, пересаживаться граждан на более экологичные автомобили.

Москва продолжает активно оснащаться парковочными местами для электрокаров, на которых установлены зарядные станции. Парковаться на них можно только автомобилям на электрической тяге, если место занято бензиновым авто, то владельца последнего ждет штраф в 2500 рублей и эвакуация.

Мотоциклисты

В Москве парковать двухколесное транспортное средство можно беспрепятственно и бесплатно на любой платной парковке, причем даже занимая полноценное место. По мнению столичных властей, мотоциклы не участвуют в формировании пробок и не занимают слишком много пространства. Никаких специальных разрешений или удостоверений получать не нужно.

Запреты в этом случае работаю те же. что и для всех участников дорожного движения: нельзя парковаться на местах для инвалидов, под знаком «Стоянка запрещена», на тротуарах и проч.

car-in-the-car-park.jpg

Жители района


Занимать парковочные места возле собственного дома тоже можно бесплатно, но для этого нужно внести машину в реестр и получить так называемое резидентное разрешение. Оно выдается по факту прописки или договору найма. Проживающим без договора бесплатная парковка не положена. Квота составляет 2 машины на 1 квартиру.

Обратите внимание, что бесплатная парковка по обычному резидентному разрешению начинается в 20:00 и заканчивается в 8:00. Если хотите получить круглосуточный доступ, то придется доплатить дополнительные 3000 руб. в год.

Ветераны и герои


Круглосуточно и без дополнительной платы могут парковаться ветераны ВОВ, Герои Советского Союза и Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы.

Граждане льготных категорий могут оформить парковочное разрешение резидента не более одного на квартиру, которое дает право круглосуточной бесплатной парковки в пределах всей зоны платных парковок.

Пользователи каршеринга

Если вы берете машину в аренду в любом из московских сервисов аренды автомобиля, то автоматически получаете право парковаться бесплатно в зоне платной парковки. Каршеринг считается частью городской транспортной системы, оплату парковки осуществляет сама компания.

Под запретом для парковки остаются все также места для инвалидов, тропуатры, запрещающие парковку знаки, пешеходные дорожки и т.д. Пользуйтесь приложением каршеринга: в нем обычно есть подсказки о том, можно ли оставить машину в конкретном месте.

Все жители в праздники и по воскресеньям

В праздничные дни парковка в столице обычно бесплатная для всех, за исключением особых зон с повышенной тарификацией, обычно самые нагруженные участки с самым интенсивным движением в центре: Новый Арбат, Тверская, Патриаршие пруды и т. д. Эти зоны можно определить по тарифу: если парковка стоит 380 рублей в час, то в выходные она тоже платная, за исключением общегосударственных праздников.

Напоминаем, что за нарушения правил остановки и стоянки на автовладельцев налагается штраф в размере 3000 руб. За размещение транспортных средств на газоне или иной территории с зелеными насаждениями — 5000 руб. За стоянку на местах для инвалидов штраф составляет 5000 руб.

Ваш финансовый сервис “Здесь легко”

Негде парковать машину: Лайфхак о том, как создать бесплатные парковочные места в Москве

Негде парковать машину: Лайфхак о том, как создать бесплатные парковочные места в Москве

«Головная боль» с парковкой в Москве делает жизнь многих горожан чрезвычайно стрессовой и некомфортной. Количество машин растет в геометрической прогрессии и скоро, судя по всему, люди просто будут вынуждены полностью отказаться пользоваться автомобильном транспортом в столице. А многие уже сейчас это сделали, поскольку не все готовы оплачивать простой машины. Могут ли жители как-то повлиять на ситуацию с парковочным пространством? Попробуем разобраться.

Сейчас все решения об организации городской уличной парковки в Москве принимает Департамент транспорта Москвы. По сложившейся практике сначала его представители обсуждают конкретные места для парковки с муниципальными депутатами, жителями, префектурами, управами после анализа результатов мониторинга дорожной ситуации сотрудниками Департамента и подведомственных учреждений. Местные жители могут заявить в управы муниципалитетов о назревших проблемах в этой связи, и отдельные территории в теории будут добавлены в планы благоустройства района. Но увы, развитие парковочного пространства в Москве происходит преимущественно в направлении «платная парковка».

Платная парковка появилась в Москве после того, как в июле 2011 года внесли изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым вопрос о введении в субъектах платной парковки был передан на усмотрение собственника дороги, а не органов федеральной власти. Так что Москва получила право продавать парковочные места в городе, и уже с конца 2012 года в городе появляются первые платные парковки. Тогда москвичам пропагандировали положительный пример европейских городов, где платная парковка в центре — это норма, которая позволила решить ряд транспортных проблем. В Москве же плату ввели, а пробки как были, так и остались. Некоторые, правда, считают платную парковку удачным решением. Так, депутат Мосгордумы Дарья Беседина по официальному запросу депутата Госдумы положительно оценила ее введение и сообщила, что «за шесть лет работы платных парковой количество нарушений правил парковки сократилось в четыре раза и продолжает падать, исчезла проблема «хаотичного паркования» и были созданы условия для комфортного передвижения по городу как для автомобилистов и общественного транспорта, так и для пешеходов; потери времени из-за пробок у водителей сократились на 24%». По ее мнению, «введение платной парковки является значительным достижением Правительства Москвы, которое следует поддерживать и развивать, а не снижать его эффективность». Судя по этим оценкам, Дарья Беседина проживает на какой-то другой планете, по нелепой случайности имеющей аналогичного название Москва.

В свое время при проведении социологических опросов горожане согласились, чтобы платным был центр столицы, но высказались против платных парковок по всему городу. Изначально вводимые в порядке «эксперимента» платные парковки в пределах Бульварного кольца далее распространили на Садовое кольцо, потом их стали строить в пределах ТТК и за его пределами. Но какое это имеет отношение к борьбе с пробками ныне, если платные парковки строят везде по Москве, в том числе за МКАД в спальных районах, где серьезных пробок особо не наблюдается?

Между тем, финансово разорительна для горожан не только сама платная парковка, но и штрафы в 5000 рублей, применяемые даже за 2-минутное опоздание в оплате платной парковки, а также «услуги» московского паркинга по принудительной эвакуации и хранению неправильно припаркованных автомобилей. Очевидно, что столичные чиновники весьма позитивно оценили экономические результаты столь выгодной реализации пилотного проекта в центре города, после чего аренда парковочных мест на улицах и территориях города превратилась в успешный источник пополнения городского бюджета уже по всей Москве.

В конце 2013 году предпринималась попытка провести общегородской референдум по согласованию с горожанами расширения платной парковки до Садового кольца, но тогда его завернули по формальным основаниям (инициаторы референдума не успели изменить форму подписных листов под новые требования). А сейчас уже никто и не считает нужным спрашивать горожан «поддерживают ли они решение департамента транспорта Москвы о расширении зоны платной парковки», «считают ли они необходимым предоставить жителям-резидентам право бесплатного пользования платной парковкой по месту жительства» и «поддерживают ли они передачу органам местного самоуправления полномочий по установлению льгот для жителей, сокращению/увеличению платных парковочных мест, а также поступлению платежей в местные бюджеты». Зачем, когда чиновники и так догадываются, каков будет ответ горожан!

Распространение платных парковок по всем районам Москвы под мощным прессингом московской мэрии происходило фактически в виде навязывания районам решения городских властей — в 2016 году местные депутаты районов Северного Измайлово, Останкино и Сокольники заявили о фальсификации итогов собраний муниципальных депутатов, на которых они якобы проголосовали за распространение зон платной парковки на их территории. Но даже в районах, где муниципальные депутаты идею активно не поддержали и проголосовали против, Департамент транспорта не учел это мнение, а платную парковку в районе все равно создали. Представители департамента так объяснили практику организации платных парковок по Москве изданию «Газета.ру»: «Прежде чем принять решение о том, какие улицы войдут в новую зону платной парковки, департамент транспорта в течение 5 месяцев изучал этот вопрос, взаимодействуя с муниципальными депутатами и местными жителями. Где-то на компромисс пошли горожане, где-то представители Дептранса. Несмотря на то, что юридической силы мнение горожан и муниципальных депутатов не имеет, их пожелания, предложения и замечания при принятии окончательного решения старались учитывать».

Как получилось, что в столице для Департамента транспорта местное самоуправление и жители — не указ, и решать вопросы платности парковки может только он? Чтобы не слишком раздражать местных жителей вседозволенностью, создаются некие инициативные группы жителей, с которыми чиновниками департамента обсуждаются, а на самом деле — создается видимость обсуждений, поскольку соответствующие решения уже приняты и не могут не быть приняты. Под таким же «соусом» якобы успешно прошли общественный этап обсуждения решения по увеличению с декабря 2018 года стоимости парковки до 380 рублей в час на отдельных улицах города — у Москва-Сити, на Патриарших, Тверской улице, у Новинского пассажа, Дома Правительства, на Петровке, Неглинной улице, Рождественке и т.д. Этим же решением было сокращено бесплатное время парковки с 15 до 5 минут и отменена бесплатная парковка по воскресеньям на ряде улиц. Эта новость взбудоражила автомобилистов, некоторые обратились в суд. Получается, на деле платность парковок стало имущественным цензом при пользовании автомобилем, который оказался многим москвичам не по карману. Давайте ограничим необеспеченных горожан в пользовании автотранспортом, ударив их по карману платными парковками, и машин станет меньше! Пусть ездят только богатые!

Удивительную синхронность с Департаментом транспорта продемонстрировала Мосгордума, которая в декабре 2018 года в Закон «О правительстве города Москвы» добавила подпункт 3.1 к статье 12, и разрешила исключительно правительству Москвы решать вопросы реализации региональной политики в области организации дорожного движения на территории Москвы, введения запретов на размещение платных парковок на отдельных территориях города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, а также определять периоды времени суток, выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные городские парковки используются бесплатно. Видимо, чтобы местным депутатам не вздумалось вдруг в интересах жителей самостоятельно запрещать в своих муниципальных районах платные парковки. Можем только мы, и не суйтесь даже!

Только столичный Департамент транспорта может установить 25 тысяч рублей на парковочный абонемент для жителей, что превышает в несколько раз прожиточный уровень и минимальную пенсию. Только столичный Департамент может отменить бесплатную парковку в центре, когда родители привозят детей для прогулок в исторический центр. Только он может устанавливать 5-минутный промежуток для оплаты платной парковки, который превращает законопослушных водителей в невротиков.

Но что говорит закон о таком «гениальном» распределении функций? Согласно ст.12 ФЗ «Об автомобильных дорогах в РФ» на региональные органы государственной власти возлагается принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования. Согласно утвержденному правительством Москвы Положению вопросы создания парковочных мест в городе курирует Департамент транспорта Москвы. Об этом свидетельствуют предоставленные ему полномочия в этой связи, согласно которым Департамент транспорта принимает решения:

— о создании, вводе в эксплуатацию и ликвидации парковок (парковочных мест) на улично-дорожной сети в городе Москве (4.2.6.);

— об утверждении размера платы за размещение транспортных средств на парковочных местах (пользование парковочными местами) платных городских плоскостных парковок закрытого типа города Москвы (4.2.8.).

Кроме того, согласно Положению именно Департамент транспорта Москвы выступает организатором аукциона на право размещения плоскостных парковок в границах улично-дорожной сети (4.4.3.), осуществляет развитие единого парковочного пространства (6.11.), утверждает схемы размещения плоскостных парковок, дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок, перечни специальных парковочных мест для грузового транспорта и специальных парковочных мест для автобусов, перечни парковочных мест платных городских парковок, за размещение транспортных средств на которых взимается плата по воскресеньям (6.12.), а также осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Штаба по формированию единого парковочного пространства города Москвы (6.40.).

Получается, что в Москве сложилась уникальная ситуация — по нормативным документам в столице вообще нет муниципальных улиц. Обратите внимание, ст.12 ФЗ «Об автомобильных дорогах», позволяющая мэрии самостоятельно без привлечения местных властей решать вопросы по парковке, касается исключительно дорог регионального или межмуниципального значения (крупных городских магистралей и проспектов). Парковка на улицах районного значения относится к ведению уже местных властей, и именно они бы принимали решения о введении платных или бесплатных парковок. Но «хитрая» Москва решила не торопиться и не стала разграничивать свои улицы, зачем отдавать в муниципалитеты такую доходную статью пополнения городского бюджета? Поэтому соответствующий перечень утвержден не был. Все улицы — города, поэтому творим, что хотим! А местные жители действительно оказались ни при чем и не способны юридически повлиять на платность парковок, раз они делаются якобы не в местном самоуправлении, не в их муниципалитетах, а на дорогах и территориях городского значения. Итог таков: от дорог и станций метро автомобилисты массово переместили свои машины с платных парковок на бесплатные — вглубь дворов в жилой застройке да так, что забили ими фактически подходы к подъездам, детским садам, школам. Все забито машинами! Жителям ближайших домов стало негде размещать свои машины и они просто взвыли от необоснованных решений чиновников московской мэрии.

Неужели ничего нельзя сделать? Для тех, кто не хочет платить за парковку каждый день и хочет, чтобы развитие города шло также на создание бесплатных парковочных мест, есть несколько путей. Пока же водители просто технически пытаются обойти навязанную плату, обмазывая снегом и грязью номера, или же банально снимая их на время длительной стоянки (по закону штраф предусмотрен за езду без номеров, а за стоянку – ответственности не установлено, при этом штраф и эвакуация припаркованного по правилам автомобиля без номеров исключены). В прошлом году, правда, нескольких водителей за это штрафовали, но им удалось в судах опротестовать штраф. Кто-то из водителей вообще всегда возит с собой железные цепи и приковывает автомобиль к столбам, дабы избежать принудительной эвакуации.

Законных способов для создания новых бесплатных парковочных мест немного. Во-первых, можно попробовать организовать парковку в своем дворе, если она там отсутствует. По закону собственники дома могут сделать ее бесплатно на придомовой территории. Согласно Жилищному кодексу РФ собственникам МКД принадлежит земельный участок, на котором расположено строение, а также площадь вокруг него (ст. 36). Придомовая территория принадлежит всем жильцам в соответствии с долями в общем имуществе (размер ее индивидуален и, как правило, указан в техническом плане). Согласно ГК РФ граждане имеют полное право пользоваться общим имуществом, в том числе для организации парковочных мест. Статья 44 ЖК РФ позволяет на общем собрании собственникам многоэтажного дома принять решение об организации парковки на придомовой территории (для утверждения проекта будущей парковки решение должно быть поддержано не менее 2/3 голосов жильцов). На собрании потребуется выбрать представителя жильцов МКД, который будет заниматься документальным оформлением и организацией парковочных мест. При создании парковки надо будет обеспечить ее безопасность и соответствие стандартам (по пожарными требованиям, по числу аварийных выходов, нормам по расстоянию до дома и социальных объектов и т.д.), не забыть организовать обязательный процент мест для инвалидов (10%).

Принадлежность, границы и площадь придомовой территории отражена в кадастровом паспорте МКД. Все эти сведения можно также проверить на карте Росреестра. Может выясниться, что земля не оформлена в собственность жильцов МКД, и тогда потребуется сначала оформить участок в общую собственность, подав соответствующее заявление в органы местного самоуправления. По ст.16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса» земельный участок придомовой территории перейдет бесплатно в общую долевую собственность его жильцов пропорционально площадям их квартир. Чтобы оградить домовую территории и автопарковку от засилья посторонних машин, нахлынувших в связи с решениями городских властей, нужно добиться проведения общего собрания и принятия решение всех жильцов дома или нескольких домов на ограничение въезда. Далее направляется заявка в местные органы власти на согласование проекта ограждения (шлагбаума) и условий обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда спецтехники при необходимости. После выдачи управой разрешения можно будет заключать договор с исполнителем, оплачивать установку шлагбаума и ставить ограждение.

Во-вторых, если в районе проживания автомобилистам невозможно найти по вечерам парковку, то можно воспользоваться предложением Департамента транспорта и направить ему требования о создании резидентных парковок по конкретным адресам на электронную почту resident@mos.ru. Чиновники департамента обещают изучить целесообразность каждого поступившего предложения и уведомить жителей о принятом решении. Если ее создадут, то рядом с такими стоянками будет установлена табличка «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений». Правда, при этом возникает большой вопрос, станут ли чиновники контролировать соблюдение ограничений по данной парковке для третьих лиц, и не превратится ли в итоге идея в профанацию.

В-третьих, нужно воздействовать на Департамент транспорта, а также Мосгордуму массовыми требованиями от жителей о конкретных мерах, направленных на решение проблем с парковкой по адресам, и принятии мер не только по введению платных парковок в виде «платы за воздух», а решая их комплексно. Нужно отдельно строить парковочные места, продумывать, где и как их создавать, а не просто вводя плату за парковку вдоль городских дорог. Если повесили знак платной парковки, то это не значит, что ничего больше делать не надо. Какие это могут быть механизмы?

— потребовать у московских властей разграничить улицы и переулки местного значения и магистрали городского значения;

— разрабатывать варианты с парковкой на крышах зданий и в подвальных помещениях, закладывая эти требования еще при строительстве новых зданий;

— вместе со строительством новых веток метро или реконструкцией их создавать подземные парковочные пространства;

— привлечение частных инвесторов для стройки новых парковочных пространств, предоставляя льготы и преференции в налогообложении и ставках аренды;

— включать в обязательном порядке при проведении мер по благоустройству района создание и организации вертикальные компактные перехватывающие парковки рядом с ключевыми развязками и станциями метро (тогда хотя бы будет понятно, за что водители вносят плату);

— ввести запрет на строительство новых домов, если не обеспечено парковочное пространство в расчете одно машино-место на квартиру, а для квартир большого метража – не менее двух;

— привлечь компетентные организации и специалистов для ежегодного анализа запрещенных мест для парковки и ограничений по стоянке, оценить целесообразность отмены ограничений с точки зрения из влияний на дорожную ситуацию;

— обеспечить своевременную и оперативную реакцию властей и контролирующих органов, если стройки в городе затягиваются, а заявленные даты не выполняются – это напрямую влияет на ситуацию с парковкой и образованием заторов по разным направлениям в городе;

— разобраться с привлекаемыми дорожными службами исполнителями по ремонту дорог и обеспечить качественные дорожные покрытия (тогда ремонт дорог и парковочных мест вдоль них не потребуется три раза за один сезон);

— полностью запретить ведомственные парковки, распространив равные требования на всех работающих в Москве москвичей (пусть и чиновники пересаживаются на общественный транспорт, а не только рядовые горожане);

— обязать собственников коммерческой недвижимости, не обеспеченной необходимых парковочным пространством, провести меры по обязательной реконструкции в этой связи;

— перенести часть ключевых государственных учреждений, офисов и зданий за МКАД.

Последнее требование, правда, следует направить в виде требования также к депутатам Государственной Думы. Если не будут приниматься экстренные меры по строительству парковочного пространства и комплексный подход к решению проблемы, то столицу в самом ближайшем будущем ждет транспортный коллапс. Уже всем очевидно, что платная парковка ситуацию не меняет. Достаточно проехать на собственном автомобиле через город, чтобы перестать верить докладам Департамента транспорта и понять, что пробки как были, так и есть!

Ну и на закуску — самый «долгоиграющий» способ для тех, кто готов и хочет побороться за бесплатную парковку: попробовать дойти до Конституционного суда РФ гражданам, права которых реально пострадали в результате неадекватного применения норм о платной парковке в Москве. Обратите внимание: еще в 2015 году в СПЧ заявили о антиконституционности норм о введении платной парковки и о грубом нарушении прав автомобилистов. Член СПЧ Андрей Бабушкин тогда заявил, что «это противоречит праву собственности, праву на уважение достоинства личности и другим».

Так, как норма применяется сейчас в Москве — это является прямым нарушением ст. 19 ч. 2 Конституции РФ. Согласно Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, места жительства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Гражданам, которые не могут оплатить «драконовских» парковочных поборов в центре (и не только в центре), московская мэрия исключила возможность передвижения на автомобиле по столице. Платные поборы фактически вытеснили обычных жителей из центра, а привилегированные горожане как ставили машине в центре, так и будут продолжать это делать — и только они на это право имеют, раз «заработали». В спальных районах пенсионерам дешевле продать автомобиль и пересесть на общественный транспорт, поскольку даже там приходится оплачивать парковочные места.

В столице московским паркингом нарушается и сам порядок оплаты, предусмотренный российским законодательством. По закону при расчетах должна быть обеспечена возможность наличной оплаты в обязательном порядке. Но зачастую водителям крайне сложно найти паркоматы поблизости либо они сломаны. В итоге водители не укладываются в «смешные» предусмотренные для оплаты 5 минут, и они могут быть оштрафованы за несвоевременность. Кроме того, не у всех есть возможность приобретать смартфоны и подключать мобильный интернет, но без них парковку удаленно не оплатишь. Между тем, согласно законодательству РФ запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Следовательно, никто не вправе обязывать потребителя приобретать недешевое средство связи для оплаты услуги, от которой он также не может отказаться. Создается впечатление, что московские власти специально организовали проблематичную оплату, чтобы в итоге получить побольше штрафов в бюджет, и это крайне выгодно.

Ситуация абсурдная — власти Москвы, прикрываясь борьбой с пробками, планомерно без всяких собственных вложений и без предоставления дополнительных услуг начинают собирать деньги по всей Москве за то, что еще недавно было бесплатно. Они ухудшают положение граждан вопреки Конституции, согласно которой ухудшение положения может быть оправдано по закону только вопросами национальной или общественной безопасности и установлено законом, но не приказом городского Департамента!

Политика мэрии по ухудшению прав человека и гражданина не соответствует фундаментальным положениям Конституции. При этом с водителя не просто требуют плату за навязанную услугу, но и автоматически штрафуют без суда и следствия на несопоставимые совершенному деянию денежные суммы, если оплата за навязанную (а на деле несуществующую) услугу не поступила. Чиновникам не нужно обращаться в суд, кому-то что-то доказывать или объяснять. Это, наоборот, предстоит сделать самим оштрафованным горожанам, которые не согласны с необоснованным привлечением их к грабительскому штрафу. Высказанная позиция судей Конституционного суда смогла бы обуздать навязывание непомерных услуг со стороны городских властей по продаже мест на дорогах по всей столице без всякого на то правового основания.

Откровенно говоря, вообще неясно, за что Москва собирает деньги с водителей. Платных отдельных парковок никто не строил и не строит, власти просто берут уже имеющиеся дороги, за создание и поддержание которых до этого заплатили опять же из бюджета сами налогоплательщики. В какой еще сфере общественной жизни мы можем увидеть ситуацию, чтобы с потребителя брали сначала деньги на создание чего-то, потом быстро меняли условия и заставляли снова и снова платить за пользование уже до этого созданным, при этом в одностороннем порядке навязывали потребителям условия фактически несуществующей услуги безакцептно и без предоставления реальной и бесплатной альтернативы? Добро пожаловать, Москва приветствует москвичей и гостей столицы: готовьте кошельки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *