Как работает камера на ремень безопасности
Перейти к содержимому

Как работает камера на ремень безопасности

  • автор:

Почему водители в России не любят пристегиваться за рулем и к чему это нарушение ПДД может привести

За полгода только в Подмосковье комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД зафиксировали 154 000 случаев, когда водитель не пристегнул ремень безопасности. В июне таких нарушений было целых 57 тысяч! И это в отдельно взятой Московской области. Простая арифметика подсказывает, что по всей стране статистика показала бы восьмизначное число нарушителей за прошедшую половину года и более миллиона — ежемесячно.

Если вы везете с собой игрушку - пристегните и ее. Смех смехом, но.

Если вы везете с собой игрушку — пристегните и ее. Смех смехом, но. / iStock

«Оказывается, ремень пачкает и мнет одежду, сковывает движения и вообще вызывает неудобства. Многие водители и вовсе считают, что профессионалам их уровня ремень не нужен, — в стиле «тормоза придумали трусы». Профессиональные пилоты, участвующие и побеждающие в соревнованиях, пристегиваются, а наш отечественный водитель — нет. Ему не надо. В результате подобная логика всегда приводит к одному и тому же — к плачевным последствиям. Всегда. Между тем, по данным ВОЗ, использование ремня безопасности на 45-50% снижает вероятность гибели водителя и переднего пассажира, а также на 25% — пассажиров второго ряда. Но это ведь просто слова, да?» — отмечает Ирина Скалябина, генеральный директор общественной организации «Союз безопасности дорожного движения».

Футболка с рисунком поддельного ремня

Такие футболки на маркетплейсах пользуются популярностью. Но умную камеру они не обманут. Фото: aliexpress.ru

Использование камер в истории с непристегнутым ремнем безопасности началось в 2020 году, когда появились первые комплексы, способные распознавать это нарушение. Сегодня, согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, более половины из 27 000 установленных комплексов способны запротоколировать непристегнутый ремень безопасности. Но нарушители об этой «инновации» начнут узнавать только сейчас: система сначала тестировалась в некоторых регионах и обучалась и лишь начинает выходить на полную мощность.

«Чтобы нейросеть корректно работала, ее длительное время обучали на полумиллионе примеров ради исключения возможной ошибки. Ведь первичную обработку полученной информации делает именно искусственный интеллект, и только после отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении постановления. За время тестирования система показала минимальное количество ошибок: это были разовые несистемные сложности, которые в итоге были использованы для дообучения нейросети», — комментирует Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения «МВС Груп».

История ремня безопасности началась в 1885 году, в США был выдан первый патент на это мудрое приспособление Джорджу Кейли. В процессе эксплуатации транспортных средств выяснилось, что двухточечный ремень от Кейли, фиксирующий человека к сиденью параллельно ремню брючному, — так себе: при стечении определенных обстоятельств он разрубал «седока» надвое.

В пятидесятых швед Нильс Болин, работавший на Volvo, создал трехточечный ремень безопасности, который мы используем и по сей день. Кстати, американцы пошли альтернативным путем: они пытались заменить ремень безопасности подушками, но непристегнутый пассажир в случае аварии получал от них лишь дополнительные травмы. Прорыв случился в восьмидесятых, когда инженеры решили объединить ремень и подушки безопасности в единую систему SRS — Supplemental Restraint System, или «систему дополнительного удерживания». С тех пор даже самые бюджетные автомобили в обязательном порядке оснащаются системой SRS, а отечественный водитель продолжает ездить по своим выдуманным канонам: чтобы автомобиль не издавал мешающий звук, замок затыкают обманкой-заглушкой или продевают сам ремень за креслом.

Но не все знают, что подушка безопасности в случае срабатывания летит в лицо со скоростью 300 км/ч, ее активирует взрыв пиропатрона. А инженерный расчет сделан с учетом пристегнутого по правилам ремня безопасности, который удерживает тело в таком положении, чтобы оно не получило травм от столкновения с элементами машины, а также с той самой подушкой. Кстати, «эйрбэг» не связан с ремнем безопасности и срабатывает всегда, пристегнут «седок» или нет, но открывается только при столкновении на скорости более 40 км/ч. Если скорость ниже, то непристегнутый летит на встречу с лобовым стеклом, рулем и торпедо автомобиля. Эффект — как от падения с девяти поставленных друг на друга стульев.

Пилоты на соревнованиях пристегиваются. Мы умнее их.

Однако иногда встречаются случаи, когда постановления о непристегнутом ремне выносятся ошибочно. Где-то ремень был закрыт капюшоном. Где-то он сливался по цвету с одеждой. Некоторые автовладельцы даже предлагают надевать на него яркие накладки, чтобы камеры легче его распознавали.

Впрочем, были и другие случаи. Например, в Екатеринбурге водитель «Газели» получил «письмо счастья» с уведомлением о нарушении пункта 5.1 ПДД РФ, то есть оштрафовали его за перевозку непристегнутого пассажира. Вот только в машине автомобилист находился один, а за второго седока камеры приняли плюшевого кота, приклеенного присоской к лобовому стеклу. Позже в ГИБДД признали, что штраф выписан по ошибке, и отменили взыскание. Очевидно, что нейросети еще не совсем совершенны.

Скрин изображений с камеры ГИБДД в письме о штрафе за непристегнутую игрушку

«Письмо счастья» за того самого непристегнутого кота. Фото: t.me/chp_ekb/

Как считают в «МВС Груп», в накладках на ремни безопасности нет необходимости. Качество и возможности технологий растут. Идентификацией непристегнутого ремня безопасности на первом этапе занимается нейросеть. Более того, в комплексах фотовидеофиксации Московской области она обучена «видеть» ту зону ремня безопасности, где он крепится к корпусу автомобиля за плечом водителя, — если ремень пристегнут, то нейросеть это «увидит» совершенно точно. А после нейросети это еще раз проверяют сотрудники ГИБДД.

Кстати, в ГИБДД для анализа, как правило, поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля. Особенно это касается сложных составов нарушений правил, к которым относится езда с непристегнутым ремнем безопасности. Следовательно, у инспектора гораздо больше возможностей детально их рассмотреть. Кроме того, качество разрешения фотоматериалов, которые он изучает, лучше, чем в распечатанном постановлении. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет.

Автовладелец вправе обратиться в ГИБДД с письменным или личным запросом предоставить ему оригиналы материалов, сделанных комплексом фотовидеофиксации, на которых хорошо различимы все детали. Они хранятся в ГИБДД, получить их можно, направив письменное обращение. Полученные снимки следует прикрепить к жалобе на постановление, если будет принято решение его обжаловать. Обжаловать сейчас можно и на «Госуслугах» — это проще сделать.

Штрафы с камер за непристегнутый ремень и мобильный телефон

С конца 2020 года камеры фотофиксации в Москве начали выписывать штрафы за непристегнутый ремень и разговоры по мобильному телефону. Рассказываем, как работает эта система, какие камеры в Москве подключены к системе и можно ли им доверять.

Как это работает?

Камеры фотофиксации способны делать до 25 снимков высокого качества. Эти снимки анализирует искусственный интеллект: нейросети обучены находить на снимках руль, руки, ремни безопасности и мобильные телефоны. Система выявляет два нарушения:

  • непристегнутый ремень безопасности (штраф 1000 руб.)
  • использование телефона за рулем (штраф 1500 руб.)

Согласно ПДД нарушением считается любое использование телефона, даже если он просто находится в руке. Например, если водитель следит за навигатором или сообщениями в мессенджерах.

Как утверждает ЦОДД (Центр организации дорожного движения Правительства Москвы) алгоритмы определяют нарушения практически безошибочно. Тем не менее работу нейросетей контролируют сотрудники центра, а постановление о нарушении по результатам анализа выписывает инспектор. В случае спорных ситуаций сомнения в виновности будут трактоваться в пользу водителя.

Нарушители получают по почте постановление с фотографией, на которой должно быть отчетливо видно нарушение: непристегнутый ремень или мобильный телефон в руке. Лицо водителя на фото размывают для защиты персональных данных, но сотрудники ГИБДД имеют доступ к оригиналам снимков на случай обжалования штрафов.

С февраля 2020 года система работала в тестовом режиме: водители получали уведомления о нарушениях, но не обязаны были платить штраф. По данным bip.ru, с 1 декабря 2020 года московские водители уже получают настоящие штрафы.

Какие камеры включены в систему?

Не все московские камеры выписывают автоматические штрафы за ремень безопасности и использование мобильного телефона. По нашим данным в Москве ежедневно автоматически выписывается:

  • 320 штрафов за непристегнутый ремень
  • 21 штраф за использование телефона

Тем не менее количество камер в системе увеличивается. Если во время тестирования их было всего 8, сейчас в Москве есть 29 локаций камер с искусственным интеллектом.

Насколько точно работает система?

Мы проанализировали больше 1000 снимков, по которым водителям выписали штрафы. Вот, что удалось заметить:

  • Все проанализированные снимки не вызывают сомнений в нарушении. Удалось найти лишь одно ложное срабатывание из-за совпадения цвета ремня безопасности и одежды водителя.
  • Не найдено ни одного штрафа, выписанного вместе с другим нарушением, например, за превышение скорости. Вероятно, каждая из 29 камер настроена только на нарушения, связанные с ремнем и мобильным.
  • Камеры выписывают штраф либо за непристегнутый ремень, либо за использование мобильного. При том, что на снимках с телефоном водители часто не пристегнуты. В случае двойного нарушения штраф выпишут только за ремень.
  • Не найдено ни одного снимка с телефоном в руке. Пока система считает нарушением только наличие телефона рядом с ухом водителя.
  • Система выписывает только один штраф за непристегнутый ремень, даже если на фото не пристегнуты и водитель, и пассажир. При этом штраф могут выписать, если не пристегнут только пассажир.
  • Лица водителей на фото скрываются, а пассажиров — не всегда.

Заказчивается полис ОСАГО? Оформить полис можно на нашем сайте

Телефон

Мобильное приложение «Штрафы ГИБДД»

Уведомления о штрафах и оплата онлайн.

  • самые полные данные по штрафам из официальных баз ГИБДД, АМПП и МАДИ
  • все детали штрафа: время, место на карте, статья ПДД и фото для штрафов с камер
  • сообщаем о новых штрафах и напоминаем о сроках оплаты, чтобы была скидка и не было просрочек
  • оплата штрафов картой, Apple Pay и Google Pay с официальной квитанцией
  • поддержка по электронной почте

Как опознать камеры «на ремень» и «на телефон»?

В 2021 году на московских дорогах установлено восемь инновационных комплексов фото- и видеофиксации нарушений, которые, помимо прочего, умеют штрафовать водителей за передвижение на машинах с непристегнутыми ремнями безопасности, а также за использование мобильного телефона. Эти устройства имеют передовое программное обеспечение, основанное на нейросети Big Data, которая в прямом смысле способна обучаться в процессе контроля за потоком транспорта. Программа анализирует различные ситуации и вырабатывает наиболее эффективный алгоритм действий, чтобы распознать нарушителя. По итогам эксперимента было принято решение увеличить число контролирующих комплексов. В начале 2022 года их уже 362 штуки. Чем они отличаются от обычных камер контроля скорости и могут ли допускать ошибки при формировании автоматических протоколов?

Фонари подсветки

Распознать камеру «на телефон» и «на ремень» просто. Они отличаются специальными фонарями подсветки, помогающими заглядывать внутрь салона. Как сообщает «Автовзгляд», для этих целей стандартная полицейская камера фото- и видеофиксации практически любой модели оснащается дополнительным мощным ИК-прожектором. Выглядит он как черная круглая фара, висящая рядом с камерой. Когда машина попадает в ее объектив, прожектор выдает инфракрасную вспышку, высвечивая салон машины. Лучи отражаются от окружающих объектов и возвращаются в объектив камеры, помогая определить очертания фигур пассажиров и положения рук водителя.

В пояснениях департамента транспорта говорится, что камеры обучены безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности. По заданным алгоритмам распознается признак нарушения. К примеру, если водитель просто почесал ухо, то по характерным признакам компьютер распознает действия водителя и исключает ложные срабатывания. Если же он сидит с высоко поднятой рукой или устремил взгляд вниз на экран телефона, то он явно отвлекается от управления машиной.

Таким образом, завидев полицейскую камеру, рядом с которой установлено дополнительное устройство, вспыхивающее красным светом при приближении машины, можно с уверенностью утверждать, что в этом месте происходит видеофиксация разговоров за рулем по телефону или непристегнутых ремней безопасности. Дальше все материалы с признаком нарушения передаются в Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), где их изучает инспектор ГИБДД и принимается решение о том, было совершено нарушение или нет.

Какие штрафы будут приходить «за ремень» и «за телефон»?

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения (ПДД), водителю запрещается «пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

Штраф начисляется не только за разговоры с трубкой у уха, но и за написание СМС или за работу с приложениями во время движения машины.

Пользование навигационной системой в смартфоне тоже не допускается. Для безопасной работы необходимо закрепить смартфон на передней панели с помощью специальных фиксирующих устройств. Это могут быть вакуумные консоли для ветрового стекла или иные держатели.

В соответствии со статьей 12.36.1 КОАП, за использование телефона в машине предусмотрен штраф в размере 1500 рублей.

За непристегнутый ремень безопасности, в соответствии со статьей 12.6 КОАП, накладывается административный штраф в размере 1000 рублей.

Для обоих штрафов предусмотрен дисконт в размере 50% при погашении в течение трех недель с даты вынесения постановления.

Процедура оспаривания постановления

Но случаи бывают разные, и камеры тоже ошибаются. Нейросеть иногда неправильно оценивает отблески на поверхностях внутри салона и не видит ремня. Также компьютер иногда ошибается и в оценке жестов. Чтобы оспорить штраф, необходимо обратиться в то подразделение, которое выписало постановление, к примеру, в ЦАФАП.

Сделать это можно только в общем порядке: в течение 10 дней с момента получения постановления. Также заявление можно подать руководству отделений ГИБДД, которые составили документ. При отказе удовлетворить жалобу, автомобилист имеет право обратиться в суд.

Как работают камеры, которые штрафуют за телефон и ремень?

Штраф с камеры за непристегнутый ремень или использование мобильного телефона до сих пор вызывает вопросы у водителей. Рассказываем, как работают камеры и что делать, чтобы не получать такие штрафы.

Какие камеры фиксируют непристегнутый ремень и телефон в руках

Первые умные камеры, которые могут распознать непристегнутый ремень безопасности, появились на дорогах еще в 2020 году, но преимущественно в Москве.

Сейчас таких камер намного больше, они есть во многих городах-миллионниках. Так что если вы живете в большом городе, скорее всего, вы уже ездите по дорогам, где стоят камеры на ремень безопасности и на мобильный телефон в руках.

Как работают камеры

Записи с камер видеофиксации поступают на специальный сервер, где их предварительно обрабатывает нейросеть. Модель предварительно обучена: в нее заранее загрузили тысячи снимков пристегнутых и непристегнутых водителей и водителей, держащих в руках мобильный телефон. Основываясь на этих данных, нейросеть выбирает изображения с нарушениями.

Дальше фото с камеры попадают к операторам, которые отсматривают их и отправляют в ГИБДД те снимки, на которых есть нарушение.

За непристегнутый ремень штраф — 1 000 рублей.

За телефон в руках за рулем — 1 500 рублей.

Какие сложности есть в работе камер

трасса в ночное время

Несмотря на двойной контроль, и камеры, и сотрудники иногда ошибаются. Штрафы получают водители, которые были пристегнуты ремнем, но ремень попал под широкий воротник или слился с темной одеждой. Бывает, что штрафуют водителей, которые поднесли руку к уху, но в ней не было мобильного телефона.

Также есть вопросы к работе камер ночью: в темное время суток изображение сильно затемнено, и не всегда можно распознать нарушение.

Операторы, проверяющие снимки, знают про такие ошибки. Чаще всего при анализе снимков сотрудники ГИБДД трактуют ситуацию в пользу водителя. Например, если на снимке непонятно, есть ремень или нет, но у водителя объемная верхняя одежда, скорее всего, инспектор примет решение, что ремень был пристегнут, и не выпишет штраф.

Как избежать штрафа за ремень

Сделать ремень ярче. Для ремней безопасности используют специальные накладки: по сути, просто куски яркой ткани, которые крепятся на ремень и делают его более заметным. Закон никак не регулирует использование таких приспособлений, но шансов получить ошибочный штраф становится меньше.

Если не хочется пристегиваться. Некоторые водители пытаются обмануть камеру на ремень и наклеивают тонировку на верхнюю часть лобового стекла, чтобы она затемняла снимок и не давала возможности разглядеть ремень безопасности.

Или надевают темную одежду, чтобы не было видно, есть ремень или нет. Не советуем так делать: можно получить штраф, если вас остановит сотрудник ГИБДД или если оператору удастся рассмотреть отсутствие ремня.

Как избежать штрафа за телефон

Ни КоАП, ни ПДД не дают четких уточнений, за что именно предусмотрено наказание. Так что, даже если просто держать телефон в руках, можно получить штраф.

телефон на держателе

Поэтому лучше всего закрепить телефон в специальном держателе, не брать его в руки, не подносить к уху или глазам во время движения.

Что точно нельзя, так это разговаривать за рулем по телефону, если телефон в руке. Говорить по громкой связи, не трогая телефон — можно.

Штрафы можно оспорить

Если штрафы за ремень или телефон все-таки назначили, но нарушение вы не совершали, попробуйте его оспорить.

Отправьте запрос в ГИБДД, опишите обстоятельства и приложите доказательства. Подойдет запись регистратора в салоне или показания свидетелей, если вы были в машине с пассажирами.

Кратко

  • Камеры умеют штрафовать за непристегнутый ремень и езду с телефоном в руках. Система устроена так, чтобы избежать ошибочных штрафов, но они все равно случаются.
  • Чтобы избежать штрафа, пользуйтесь накладкой на ремень — так его будет лучше видно.
  • Мобильный телефон не берите в руки во время движения — закрепите его в специальном держателе.

Автор: Наталья Куляшова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *