Как проверить тнвд на бензиновом двигателе
Перейти к содержимому

Как проверить тнвд на бензиновом двигателе

  • автор:

Признаки основных неисправностей топливного насоса

Признаки основных неисправностей топливного насоса

22.03.2021

Для работы автомобильного двигателя необходимо подавать топливо под давлением. За это отвечают электрические и механические насосы. Это могут быть основные бензонасосы погружного типа, подкачивающие или ТНВД в системе прямого впрыска и дизелях. Как распознать возможные неисправности топливного насоса и принять правильное решение, если произошла поломка — расскажем в статье.

Принцип работы топливного насоса

Бензонасос, размещенный в баке, состоит из насосной части и электромотора привода. Топливо забирается через входной фильтр и прокачивается турбинкой через корпус, омывая и охлаждая электродвигатель. С выходного патрубка бензин под давлением поступает в двигатель.

Основные причины неисправности ТНВД

Топливный насос высокого давления, используется для питания дизельных моторов и бензиновых типа GDI. Обычно имеет механический привод и очень высокое давление на выходе, порядка 1000 атмосфер и более.

Неисправности ТНВД похожи на проблемы с электронасосами и возникают по причинам некачественного топлива и естественного износа. Основное отличие заключается в значительно более высокой цене и сложности конструкции. Своими силами ремонт возможно провести, если требуется замена мелких деталей, таких как уплотнительное кольцо или прокладка топливного насоса.

Первые симптомы неисправности топливного насоса

Чаще всего внимание автовладельца сначала привлекает непонятный гул, который доносится с задней части автомобиля. По мере усугубления ситуации, в системе падает давление.

Основные признаки неисправности топливного насоса проявляются следующим образом:

  • появляются провалы и рывки в работе двигателя;
  • пропадает тяга и растет расход топлива;
  • становится неустойчивым холостой ход;
  • двигатель плохо запускается в холодном состоянии;
  • загорается лампочка «Check engine».

возможные неисправности топливного насоса

Неприятным развитием ситуации станет полная остановка мотора при нулевом давлении бензина в рампе форсунок.

Когда требуется полноценная диагностика

Зафиксировать посторонние звуки и пониженное давление несложно, но часто эффект может возникать и пропадать неожиданно. Такого рода непостоянные отказы трудно проверять, приходится использовать полный цикл диагностики, включая запись логов при движении.

Можно ли устранить неполадки самому

Если есть уверенность в дефекте насоса и своих силах, то ремонт вполне доступен автовладельцу. Потребуется лишь добраться до лючка бензобака, снять его и извлечь неисправный модуль. При этом нужно провести предварительную проверку и убедится в исправности цепи питания, предохранителя и реле.

Устранение неисправностей топливного насоса требует соблюдения техники безопасности, поскольку работать приходится над открытым бензобаком.

Ремонтировать или менять на новый

Современный бензонасос не предусматривает ремонта. Устройство завальцовано, разборке не подлежит. Вмешательство не сможет гарантировать надежность работы, а запасные части не поставляются. Поэтому агрегат следует менять на новый. Купить топливный насос по низкой цене предлагает интернет-магазин TopDetal.ru.

Профилактика поломок бензонасоса

Профилактика заключается в соблюдении простых правил эксплуатации:

  • не вырабатывать бензин из бака до конца — так ухудшается охлаждение бензонасоса и повышается вероятность засорения;
  • использовать только высококачественное, проверенное топливо на заправках солидных брендов;
  • покупать деталь для замены только известной марки и у надежного поставщика.

Причины неисправности топливного насоса должны быть полностью выявлены на этапе диагностики, иначе замена может не обеспечить нужный результат.

Полезная информация

Масляные фильтры для двигателя автомобиля. Чем отличаются, даже если подходят по размеру и резьбе. Как выбрать маслофильтр для моторного масла, особенности замены.

Какие бывают передние автостекла? Как избежать трещин, продлить срок службы лобового стекла, какие повреждения есть смысл восстанавливать, и как выбрать новое автостекло.

Импортозамещаем выхлопную систему иномарок — меняем гофру, катализатор, глушитель, резонатор и подвесы на отечественные.

Жара не страшна! Боремся с перегревом двигателя автомобиля и помогаем автокондиционеру работать в полную силу.

Выбираем китайские шины. Краткий обзор производителей автомобильной резины из Китая — LingLong, Triangle, Nankang, Wanli, и др.

Как определить неисправности ТНВД?

Для точной диагностики топливного насоса высокого давления предназначены специальные стенды, на которых выполняют профессиональные проверки для определения рабочих характеристик ТНВД и других элементов топливной системы. Проблема для автовладельца заключается в том, что диагностика на стенде доступна исключительно в автосервисе. Оборудование дорогое и для использования в гаражах его не покупают, ограничиваясь частичной проверкой детали. В подобных условиях можно найти один из дефектов, возможно главный, но при этом упустив из вида другие неисправности.

КПП

Вода в плунжерных парах

Для проведения такой проверки необходимо снять ремень ГРМ (газораспределительного механизма). Оценивают усилие, необходимое для вращения шкива (покручивать шкив следует с предосторожностью). Небольшое усилие сигнализирует об отсутствии воды ― проблемы нет. Если требуется приложить значительное усилие или совсем не получается покрутить шкив ― вода попала в плунжеры. Для ДВС и ТНВД – это вредно и опасно, так как возможен выход двигателя из строя из-за требующегося для запуска повышенного усилия.

Давление в плунжерной паре

Проверка выполняется с помощью тестеров давления топлива, так как КИ-4802, ТАД-01А. Заменить отсутствующий специализированный инструмент можно манометром, но нужно чтобы он имел высокий диапазон измерения. Вкручивают манометр в центральное отверстие головки ТНВД или в посадочное место топливной трубки. Понятно, что проведение проверки давления на различных моделях автомобилей в разных режимах работы двигателя будет давать отличные друг от друга результаты. Однако у штатно работающего ДВС результат должен составлять ≥ 300кг/см². Значение меньше указанного говорит о проблемах с плунжерной парой, которую необходимо ремонтировать или менять на новую.

КПП

Проблемы с датчиками управления

Топливные системы Common Rail получают команды от ЭБУ (электронного блока управления). Как правило, при эксплуатации автомобиля выходят из строя сами датчики или получает повреждение сигнальная проводка. Загорается сигнал Check Engine на панели приборов, что говорит о возникшей неисправности. С помощью сканера считывают ошибки и затем расшифровывают. Решение о ремонте принимается по результатам расшифровки.

Основные причины выхода датчиков из строя:

  • механическое повреждение самих датчиков;
  • износ из-за длительной эксплуатации;
  • повреждение проводки, например обрыв, повреждение изоляционного слоя, повреждение в месте перегиба (проводка может получить повреждение и в месте вибрации).

В результате ЭБУ получает от датчиков некорректные данные и сам отправляет ошибочные команды.

КПП

Протечка дизельного топлива

Протечки топлива из насоса высокого давления в основном происходят по причине износа уплотнительных колец. Проверка выполняется на работающем ДВС путем покачивания оси рычага ТНВД. При поврежденном уплотнительном кольце начнет протекать солярка. Еще одна возможная точка протечки находится там, где установлены плунжерные пары.

Герметичность клапана отсечки насоса проверяют следующим образом:

  • трубку высокого давления необходимо отвернуть от неисправной секции;
  • рейку ТНВД устанавливают в положение выключенной подачи;
  • избыточное давление в топливной системе создают с помощью подкачивающего насоса.

Протечка солярки происходит через отверстие нажимного штуцера в случае неисправности клапана. Отсутствие протечки говорит об исправности клапана.

КПП

Нарушение подвижности топливной рейки

Для проведения проверки возможного нарушения подвижности рейки надо сначала отсоединить тягу от рычага регулятора. Затем выполняют перевод топливной рейки в крайнее положении, для чего используют рычаги управления ТНВД. При перемещении рейки оценивают проблему «прикипания». Одновременно с перемещением рейки рекомендуется провернуть кулачковый вал. О нормальном состоянии рейки говорит плавное перемещение и отсутствие рывков.

Для наблюдения за перемещением рейки необходимо демонтировать крышку ТНВД (для большинства двигателей).

КПП

Замерзание ТНВД

При сбое в работе топливного насоса высокого давления в холодное время года рекомендуется проверить насос на возможное замерзание. Получив подтверждение, ТНВД снимают и заносят в тепло. Нужно подождать, чтобы насос прогрелся и восстановилась подвижность топливной рейки. Затем выполняют разборку ТНВД, сливают масло и выполняют промывку дизтопливом. Новое масло заливают в картер и монтируют ТНВД на двигатель. При выполнении такой работы при значительных холодах надо использовать размораживатель дизельного топлива.

КПП

Проверка на стенде

При проверке на стенде подключение к датчику положения вала выполняют так, что контроллер отслеживал положение, в котором происходит нагнетание. Одновременно систему подключают к регулятору давления топлива (управление порцией дизтоплива). При последующей работе стенда выполняют определенное количество циклов. Топливо из форсунок поступает в заготовленные мензурки. Количество поступившего в мензурки топлива оценивают и определяют работоспособность каждой форсунки и клапана управления порциями топлива.

Для оценки реального состояния плунжерной пары специалисты могут заранее заменить клапан управления на исправный.

Топливный насос высокого давления

Топливный насос высокого давления — один из основных механизмов в системе подачи топлива в дизельных двигателях. Именно этот узел является главным отличием дизельных двигателей от своих бензиновых собратьев. Однако из-за своей сложности и чувствительности к качеству топлива топливный насос высокого давления (сокращенно ТНВД) нередко выходит из строя, что может грозить ремонтом или заменой узла.

Принцип работы ТНВД

Несмотря на обилие различных видов насосов, все ТНВД работают по сходному принципу и обеспечивает подачу порций дизельного топлива в цилиндры двигателя автомобиля под высоким давлением в строго отведенные моменты времени. Размер подаваемых порций топлива определяется нагрузкой цилиндров к коленчатому валу. Основу любого вида ТНВД составляет плунжерная пара, состоящая из непосредственно плунжера (поршня) и втулки (цилиндра).

Выделяется 2 основных разновидности ТНВД по принципу действия:

  • ТНВД непосредственного действия с механическим приводом плунжера;
  • ТНВД с аккумуляторным впрыском.

По устройству также различаются несколько видов ТНВД:

  • рядные — секции насоса расположены в ряд и подают топливо в определенный цилиндр мотора;
  • распределительные — одна секция насоса может подавать топливо в несколько разных цилиндров;
  • многосекционные (V-образные) — для высокоскоростных дизельных двигателей.

В свою очередь распределительные ТНВД могут быть одноплунжерными и двухплунжерными.

Все ТНВД непосредственного впрыска работают по одному принципу:

  • механический привод плунжера;
  • одновременно протекающие процессы нагнетания и впрыска;
  • давление для впрыска топлива создается движением плунжера.

ТНВД с аккумуляторным впрыском обеспечивают подачу топлива в раздельных циклах: сначала топливо нагнетается в аккумулятор насоса, затем поступает в топливные форсунки. Насосы с электронным управлением форсунками получили название системы Common rail.

Вкратце принцип работы топливного насоса высокого давления выглядит таким образом.

  1. Топливо из бака поступает в ТНВД благодаря подкачивающему насосу. Давление топлива на входе в насосную секцию ТНВД поддерживается редукционным клапаном.
  2. Движение плунжера, подающего топливо в цилиндры мотора, обеспечивается кулачковым валом, в свою очередь имеющим привод от коленчатого вала автомобиля.
  3. Вращение кулачкового вала заставляет двигаться плунжер, который поднимается вверх по втулке. При этом последовательно открываются выпускное и впускное отверстие.
  4. Создаваемое движением плунжера давление открывает нагнетательный клапан, после чего топливо поступает к топливной форсунке цилиндра дизельного двигателя.
  5. Избытки топлива через сливной, винтовой, радиальный и осевой каналы сливаются из плунжера в бак посредством дренажного штуцера.

Принцип работы ТНВД

Признаки неисправности ТНВД

ТНВД — дорогостоящий и довольно «капризный» узел дизельного двигателя, крайне требовательный к качеству топлива и смазывающих материалов. Основная причина выхода из строя ТНВД — загрязнение плунжеров насоса, которые установлены во втулки с минимальными допусками, измеряющимися в микронах. Загрязнение плунжерной пары твердыми частицами, содержащейся в некачественном дизельном топливе, может приводить к выходу ТНВД из строя. Не менее опасна и вода, которая может содержаться в топливе. Влага размывает защитную масляную пленку деталей узла, что чревато заклиниванием деталей ТНВД. Также неисправность ТНВД может заключаться в физическом износе деталей и повреждение корпуса насоса.

Неисправность ТНВД обычно приводит к неравномерности подачи топлива в форсунки двигателя и к снижению его поступающего объема. Чтобы понять то, что ТНВД не работает в штатном режиме, не обязательно ждать его поломки. Признаками проблем с ТНВД и с топливной системой в целом являются:

  • повышенный расход топлива;
  • нестабильная работа двигателя на малых оборотах;
  • затруднения с запуском двигателя;
  • перегрев мотора;
  • утечка горючего;
  • падение мощности и отдачи дизельного двигателя;
  • увеличенная дымность выхлопа;
  • появление посторонних шумов в процессе работы двигателя.

Проверка ТНВД

Симптомы неисправности насоса сходны с поломками деталей двигателя, а также могут иметь схожесть с неисправностью охлаждающей системы автомобиля. Поэтому для диагностирования поломки непосредственно ТНВД необходимо проверить и убедиться в исправности деталей насоса.

В идеале диагностика ТНВД и поиск неисправностей может проводиться только на стенде — устройстве, позволяющем имитировать работу ТНВД в рабочих диапазонах. Однако так как стоимость стенда сравнима с ценой автомобиля, а для диагностики необходимо демонтировать ТНВД с автомобиля, то такие операции проводятся только в автосервисах.

Диагностика неисправностей ТНВД

В «боевых» условиях проверить ТНВД достаточно сложно, но, все-таки возможно. Однако нужно понимать, что в домашних условиях получится диагностировать только некоторые неисправности ТНВД, а полную картину даст только проверка на стенде.

  1. Проверить плунжерные пары на наличие в них воды можно сняв ремень ГРМ и осторожно покрутив шкивом. Если шкив проворачивается с переменным усилием (из-за вращения кулачкового вала), то вода во втулках ТНВД отсутствует. Если шкив не проворачивается, то в системе ТНВД находится вода, что при запуске двигателя приведет к заклиниванию.
  2. Давление в плунжерной паре можно проверить с помощью тестера ТАД-01А, КИ-4802 или любого другого подобного инструмента. Такой прибор можно изготовить даже самостоятельно, для этого потребуется мощный манометр. Тестер вкручивается в ТНВД на место топливной трубки или в центральное отверстие головки насоса. Показатели измерения должны составлять не менее 300 кг/см 2 . В обратном случае плунжерная пара изношена и нуждается в замене или восстановлении.
  3. В дизельных автомобилях с электронным управлением ТНВД поломка может заключаться в обрыве датчика оборотов, расположенного на корпусе насоса. В таком случае топливо не поступает из ТНВД в форсунки цилиндров мотора. Для проверки датчика необходимо с помощью мультиметра измерить сопротивление на разъеме датчика, расположенного на крышке ТНВД. В случае отсутствия сопротивления произошел разрыв.
  4. Если неисправность ТНВД заключается в утечке топлива, то, как правило, виноваты уплотнительные кольца узла. Чтобы проверить ТНВД на утечку необходимо при работающем двигателе покачать ось рычага ТНВД. Если при этом наблюдается утечка топлива, то резиновый уплотнитель в месте утечки нужно заменить. Если утечки возникают не на оси, а в других местах узла, например, в местах посадки плунжерных пар, то для диагностики придется разбирать ТНВД.

Все эти способы помогают проверить ТНВД на наличие поломок. Однако неисправностей насоса гораздо больше, поэтому в большинстве случаев приходится демонтировать ТНВД и разбирать узел в поисках механических и иных повреждений в деталях узла.

Проверка ТНВД

Снятие ТНВД с двигателя

Снятие ТНВД может понадобиться не только для поиска и ремонта неисправных деталей, но и для проверки форсунок и регулировки газораспределительного механизма. Снятие ТНВД — довольно трудоемкая задача, с которой справится далеко не каждый автовладелец. Как минимум для проведения такой операции необходимо иметь немалый опыт в самостоятельном ремонте автомобиля.

Снятие ТНВД проводится в несколько этапов. В зависимости от вида насоса могут иметься различия в последовательности и некоторых деталях процесса. Для снятия ТНВД кроме стандартных ключей понадобятся специальные приспособления — шестерни для проворачивания коленчатого вала, фиксаторы, стапели, съемники приводных шестерен, шлицевые ключи и специальные приспособления для демонтажа. Поэтому при снятии насоса желательно использовать набор инструментов для ремонта ТНВД.

Снятие ТНВД

  1. Для начала следует слить всю охлаждающую жидкость в автомобиле.
  2. Далее отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.
  3. Снимается вентилятор и кожух вентилятора, усложняющие доступ к корпусу ТНВД.
  4. Затем снимается крышка головки блока цилиндров.
  5. Далее снимается кожух ремня ГРМ.
  6. Затем демонтируется впускной коллектор.
  7. Далее первый цилиндр двигателя необходимо установить в положение верхней мертвой точки (максимальное расстояние между цилиндром и коленвалом). Для блокировки цилиндра в таком положении используется приспособление 11 2 300.
  8. Затем необходимо демонтировать ремень ГРМ со шкивов распределительного вала и вала ТНВД.
  9. Далее необходимо отсоединить топливный трубопровод и сливной провод от насоса. Также отсоединяется шланг для слива масла.
  10. Далее требуется отсоединить распределительные трубопроводы от форсунок цилиндров с помощью приспособления 13 5 020.
  11. Далее отсоединяются детали электропроводки.
  12. Затем нужно снять крепеж ТНВД. Для снятия центральной гайки ТНВД сначала демонтируется колпачковая гайка, а затем откручивается центральная гайка рожковым ключом на 18.
  13. Далее выворачиваются болты на корпусе ТНВД.
  14. Для отсоединения ТНВД от звездочки используется выталкивающий винт и приспособление 13 5 120, которое предварительно вкручивается на место центральной гайки. При снятии ТНВД приспособление должно оставаться на центральном шкиве до момента установки насоса обратно во избежание падения звездочки.

После того, как ТНВД отделен от центрального шкива и звездочки, его можно осторожно вынуть. Дальнейший разбор для поиска неисправных деталей также производиться с помощью специализированного набора для ремонта ТНВД.

Неисправности топливного насоса высокого давления: признаки, причины и профилактика

Неисправности топливного насоса высокого давления: признаки, причины и профилактика

Что такое топливный насос высокого давления(ТНВД) и где используется

Дизельный двигатель ценится своей неприхотливостью в обслуживании, экономным расходом топлива и простотой в эксплуатации. Но у него есть свои “слабые места”. Дизельный двигатель очень чувствителен к качеству топлива. И в первую очередь страдают форсунки и топливный насос высокого давления.

Важно использовать качественное топливо. Ведь если в систему попадает топливо с мелкими частицами пыли, стружки, абразивных частиц — то детали системы быстрее изнашиваются.

В топливном насосе даже незначительная выработка внутренних элементов ведет к тому, что агрегат перестает выходить на полную мощность, производительность снижается и постепенно выходит из строя. Поэтому важно регулярно проводить замену топливного фильтра и следить за качеством топлива. Это поможет вам избежать дорогостоящего ремонта или замены агрегата и продлит срок службы насоса.

Коррозия корпуса ТНВД

Признаки неисправности ТНВД

Первыми “ласточками”, которые сигнализируют о неисправности, могут стать такие признаки:

  • слышны посторонние звуки от насоса;
  • увеличился расход топлива;
  • двигатель запускается с трудом, глохнет во время движения;
  • в топливном фильтре появилась мелкая стружка;
  • повысилась дымность выхлопа;
  • наблюдаются течи из топливного насоса.

Если вы заметили даже один из этих симптомов у своего авто — обязательно запишитесь на диагностику в специализированный центр, например, на СТО Master Service. Пренебрежение данными симптомами может привести к полной остановке двигателя и длительным работам по восстановлению насоса или его замене.

Причины неисправности ТНВД

Основная причина неисправности топливного насоса высокого давления — это износ деталей насоса из-за микроскопических абразивных частиц, которые попадают внутрь агрегата в составе некачественного топлива или недостаточная фильтрация топлива.

Параллельно идет естественный износ комплектующих, таких как прокладки, уплотнители и тд. Избежать этого процесса не удастся, нужно просто вовремя заменять их на новые.

Какие элементы насоса чаще всего выходят из строя:

  • Износ уплотнительных колец и сальников: приводит к подтеканию топлива внутрь и наружу двигателя;
  • Износ электромагнитного клапана топливного насоса;
  • Насос подкачки топлива начинает гнать стружку;

Выработка насоса подкачки

  • Перестает работать один из плунжеров топливного насоса. Это происходит из-за попадания грязи или естественного износа;
  • Выработка на трущихся элементах насоса, которые смазываются дизельным топливом;
  • Выработка вала и втулок вала насоса.

Выработка вала ТНВД

Способы профилактики

Как же помочь вашему автомобилю максимально долго оставаться на ходу?

  • Первое правило — это регулярно проходить замену топливного фильтра. Каждые 8-10 тыс. км пробега. Это тот случай, когда легче предупредить болезнь, чем ее лечить;
  • Выбирайте только качественное топливо;
  • Летом и зимой используйте правильный вид топлива. Это важно, так как при похолодании летнее дизтопливо становится более вязким и парафинизируется. При этом фильтры и каналы топливного насоса забиваются;
  • Также не нужно разводить летнее дизтопливо бензином, чтобы помочь ему адаптироваться к холодной погоде. Это опасный миф, который приводит к критическим последствиям. У дизтоплива и бензина разная плотность, температура воспламенения и взрывоопасность. Именно поэтому заправляйтесь только на проверенных заправках, где заправляют качественным топливом. Не стоит экономить на топливе, ведь такая мнимая экономия очень скоро приведет к серьезному ремонту;
  • Для профилактики советуем снять топливный бак и промыть его. Также промыть трубки и заменить топливный фильтр. Вы можете это сделать на СТО Master Service;
  • Следите за уровнем топлива в баке — не допускайте езду на критически низком уровне.

Соблюдайте эти правила и вам реже будет нужен серьезный ремонт ТНВД

Важно не только следить за подозрительными симптомами, но и регулярно проходить диагностику топливной аппаратуры еще до появления первых симптомов неисправностей. Доверяйте диагностику и ремонт ТНВД только проверенным специалистам.

Мастера СТО Master Service имеют солидный опыт ремонта и хорошо знают особенности конструкции и обслуживания дизельных моторов разных годов производства. Мы проводим диагностику на высокоточном оборудовании, которое помогаем быстро выявить неисправность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *