Из чего состоит автомобильная антенна
Перейти к содержимому

Из чего состоит автомобильная антенна

  • автор:

Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками

На сегодняшний день автомобильные антенны имеют различное назначение. В боевое время они ловят связь, а в мирное — навигационную информацию и каналы вещания. Ввиду простоты конструкции автомобильную антенну можно изготовить самостоятельно. Об этом далее в статье.

Антенна для автомобиля, устройство и назначение

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Автомобильной антенной называют специальное устройство, которое принимает электромагнитные радиосигналы и преобразовывает их в электрический сигнал. Чтобы изготовить антенну для авто своими руками, необходимо определиться с типом модуляции, диапазоном волн и назначением устройства. Это три ключевые составляющие, которые закладываются в конструкцию.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Виды автомобильных антенн по назначению

  1. Связные автомобильные антенны.
  2. Прием телевещания.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  3. Прием радиовещания.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Прием спутниковых данных для навигационных систем.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Виды автомобильных антенн по способу установки

  1. Встраиваемые.
  2. На струбцине.
  3. На резьбовом соединении.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Врезные.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  5. На присоске.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  6. Магнитные.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Виды автомобильных антенн по месту крепления и типу усиления

По типу усиления различают следующие виды автомобильных антенн:

  1. Пассивные.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Активные.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

По месту крепления:

  1. Салонные (внутренние) автомобильные антенны.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Наружные.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Принцип работы связной антенны автомобиля

Размер автомобильной антенны напрямую зависит от диапазона. Именно поэтому связные антенны на 27 МГц имеют такие большие габариты. Наиболее мощные вариации способны достигать два метра в длину, однако, согласно правилам науки, они должны быть еще выше. Чтобы регулировать отличия между четвертью длины волны и реальным размером существует удлиняющая в основании катушка.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

На автомобили связную антенну устанавливают строго вертикально, что обусловлено типом поляризации. Стоит отметить, что все связные антенны способны наклоняться посредством рычага в определенных дорожных условиях, к примеру, чтобы одолеть пролет низкого моста либо не сломаться в лесу. Как правило, связные антенны используют владельцы крупногабаритных фур. Допускается монтаж на джипы и другие автомобили, однако вид получится не очень привлекательный.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Цифровая автомобильная антенна, принцип работы

Цифровые автомобильные антенны для приема ТВ, как правило, выглядят как полицейские мигалки, однако выполнены в другом цветовом решении. Ничего сложного в их устройстве нет, просто они должны принимать частоту около сотен МГц. К примеру, первый в Москве мультиплекс располагается на частоте 559 МГц.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Цифровые автомобильные антенны на магните, как правило, размещаются на крыше, а провод проходит непосредственно над дверью без различных доработок. Сигнал отличается наличием горизонтальной поляризации, основная задача устройства — принимать его с каждого азимута.

Антенна радиовещания

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Антенны радиовещания представляют собой как «мигалки», так и штыри небольшой высоты, наподобие тех, которые принимают сигналы раций, однако немного короче.

Технические характеристики частот радио, телевидения, навигации, радиосвязи

  1. Радиосвязь — СВ (около 27 МГц).
  2. Навигация — GPS (около 400 МГц).
  3. Телевидение — DVB–T (до 900 МГц).
  4. Радио — FM или AM ( около 70 — 108 МГц).

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Также обратите внимание на разъем. Как правило, он совпадает с большинством приборов, для которых предназначен, но не будет лишним это проверить. Существует мнение, что внешняя антенна ловит лучше, однако это относится только к приему в городе. На загородных трассах стекла обычного легкового автомобиля не способны создать серьезных препятствий. Однако внутрисалонные автомобильные антенны проще установить. Стоит отметить, что они стоят ниже наружных, что влияет на качество.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

На рынке можно найти различные гибридные модели. К тому же, есть возможность переключать прием с городского на шоссейный. Их отличие в особенностях подавления помех и чувствительности, за счет чего дальность приема за городом существенно увеличивается. Существуют и своеобразные тандемы — пара похожих с виду штырей, первый из которых — телевещание, а второй — радио или связь. Несомненно, чтобы использовать все преимущества набора, в наличии нужно иметь соответствующее приемное оборудование.

Инструменты, материалы и приспособления в помощь мастеру

  1. Кабель РК – 50.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Конденсатор 5 – 25 пф.
  3. Провод МГТФ 0,5.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Паяльник.
  5. Изоляционная трубка.

Автомобильная антенна своими руками, пошаговая инструкция

Processed by: Helicon Filter;

Стоит сказать, что корпус автомобиля постоянно находится в движении. Именно поэтому обыкновенные наземные бытовые антенны будут иметь в данном случае мертвые зоны приема. При маневрировании возникнут довольно продолжительные промежутки времени, когда прием будет отсутствовать. Это относится к горизонтальной поляризации. При вертикальной не имеет значения, откуда придет сигнал.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

При самостоятельном изготовлении автомобильной антенны, используется рамочная конструкция, которую необходимо проложить под уплотнителем заднего стекла автомобиля. Она немного заужена к верху и имеет немного другие размеры, нежели требуются на частоте 27 МГц. Именно поэтому в центре расположен конденсатор, которым производят настройку автомобильной антенны на нужном канале в резонанс.

Существует две приемные частоты, к примеру:

  1. 28,2 и 68 МГц
  2. 27 и 65 МГц.

Верхний резонанс приходится для нижнего диапазона радиовещания. Схема автомобильной антенны:

  1. Следует проложить провод МГТФ 0,5 трапецией вдоль периметра заднего стекла — боковины 22,5 + 22,5 и 45 см, нижняя грань 66,5 + 66,5 см, верхняя грань 56,5 + 56,5 см.
  2. Плюсы стоят там, где будут добавлены провода для соответствующего конденсатора и снятый сигнал кабелем РК — 50.
  3. К центру, посередине, стекла вертикально идут два провода, где ровно в центре крепится подстроечный конденсатор. Длина каждого 45 сантиметров. Их нужно свить зигзагом и уложить под изоляционную трубку.
  4. Кабель нужно паять с боковины, где в середине обрезан провод. Разрыва с противоположной стороны быть не должно.

Как поставить и подключить антенну

Подключение автомобильной антенны происходит посредством разъема, используемого связным оборудованием. Длину кабеля возьмите небольшую.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Достоинства антенны сделанной своими руками

Такие модели, как правило, устанавливаются на крышу автомобиля и имеют большую высоту, чем сам легковой автомобиль. В лесу это несомненный плюс. Более того, нет необходимости мотать согласующее устройство. В данном случае достигается легкость конструирования, простота монтажа и доступность любому пользователю.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Советы профи

В некоторых случаях приобретение автомобильной антенны и ее установка выходит дороже, сложнее и обеспечивает меньшее качество приема. В приведенной ниже конструкции нет ничего сложного и испробовать ее в деле может каждый автолюбитель.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Печка 2110, плохо греет печка 2110, система отопления ваз 2110, ремонт системы отопления ВАЗ 2110 своими руками
  • ВАЗ 2114 печка дует холодным воздухом, печка 2114, плохо греет печка ваз 2114, устройство и ремонт отопления ВАЗ 2114 своими руками, снятие печки ваз 2114
  • Как поддомкратить машину. Как правильно ставить домкрат. Виды домкратов для автомобилей.
  • Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, старый блок предохранителей ваз 2109, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
  • Катализатора выхлопных газов автомобиля, неисправный катализатор, плюсы и минусы катализатора, как поменять катализатор на пламегаситель
  • Печка дует холодным воздухом ВАЗ 2114, плохо дует печка ваз 2114, почему плохо дует печка ваз 2114
  • Как узнать владельца авто по номеру его машины, проверить авто по номеру машины ГИБДД, проверка авто по гос номеру машины бесплатно
  • Как выбрать подержанные шины, полезные советы
  • Зима автомобиль дорога, давление в шинах легкового автомобиля зимой, хороший аккумулятор для автомобиля зимой, прогревать ли автомобиль зимой
  • Зимой плохо заводится машина. Как правильно заводить машину зимой, нужно ли прогревать машину зимой, полезные советы
  • Экономичные машины по расходу топлива, самая экономичная машина по расходу топлива
  • Марки шин для легковых автомобилей, расшифровка маркировки шин автомобилей, остаточный протектор шин легкового автомобиля, как подобрать шины по марке автомобиля, рисунок протектора шины автомобиля
  • Работа механической коробки передач, работа сцепления механической коробки передач, вождение с механической коробкой передач, полезные советы
  • Задняя балка пежо 206 седан, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
  • Дизельное топливо зимой, присадка для дизельного топлива зимой, как выбрать лучшее дизельное топливо
  • Дизель зимой не заводится. Как завести дизель зимой, прогрев дизеля зимой.
  • Японские шины Бриджстоун, зимние шипованные шины бриджстоун, шины Бриджстоун марки
  • Маркировка шин расшифровка для легковых автомобилей, маркировка колесных дисков, как правильно подобрать шины по дискам
  • Дизельный двигатель зимой, запуск дизельного двигателя зимой, какое масло заливать в дизельный двигатель зимой, полезные советы
  • Светодиодная подсветка автомобиля, подсветка днища автомобиля, подсветка ног в автомобиле, подсветка в двери автомобиля, подсветка автомобиля штраф
  • Восстановленные шины, шина наварка, восстановленный протектор шин, можно ли их использовать
  • Выбираем зимние шины, что представляет из себя зимняя резина, какое давление в зимних шинах должно быть, маркировка зимних шин, как правильно выбрать зимние шины, лучшие зимние шины 2019
  • Рулевая рейка автомобиля, стук рулевой рейки, причины стука и ремонт рулевой рейки своими руками
  • Бескамерные шины автомобиля, набор для ремонта бескамерных шин, ремонт бескамерной шины своими руками
  • Шины российского производства, российские шины зимние, российские всесезонные шины, воронежские шины Amtel, шины “Матадор Омск шина”, Кама-шины-это шины мирового уровня
  • Как открыть автомобиль без ключа. Потерял ключ от автомобиля что делать, ключ от автомобиля внутри машины
  • Тихие шины, тихие зимние шины, тихие шипованные шины, какие шины выбрать, обзор шин
  • Шины и безопасность, безопасность движения шины, почему необходимо постоянно следить за автомобильными шинами
  • Правила безопасного вождения автомобиля в дождь и слякоть, безопасное вождение автомобиля для начинающих
  • Преобразователь ржавчины какой лучше для авто, преобразователи ржавчины выбрать, как пользоваться преобразователем ржавчины, советы профессионалов
  • Полировка кузова автомобиля своими руками, как выбрать полировальную пасту, полезные советы
  • Долговечность двигателя, срок службы двигателя, как продлить срок службы двигателя
  • Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
  • ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
  • Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
  • Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
  • Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
  • Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
  • Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить
  • Вискомуфта вентилятора, работа вискомуфты вентилятора, неисправности вискомуфты вентилятора, ремонт вискомуфты вентилятора

Дельта-Компакт — компактная автомобильная антенна Си-Би диапазона

Компактная автомобильная магнитная антенна Си-Би-диапазона Дельта-Компакт new

  • Диапазон частот — 26,960-27,855 МГц
  • Импеданс — 50 Ом
  • Высота антенны — около 570 мм
  • Диаметр магнитного основания — 50 мм
  • Кабель — 3,6 м
  • Тип разъёма : TNC
  • В магнитном основании антенны используется компактный магнит с весом удержания 31 кГ типа NdFeB (неодим-железо-бор) — самые мощные из существующих на сегодня постоянных магнитов

Антенна «Дельта-Компакт new» состоит из магнитного основания «Дельта», на которое с помощью разъёма TNC устанавливается антенна «суперфлекс new» .

При этом съёмную антенну «суперфлекс new» можно использовать не только на магнитном основании «Дельта», но и в качестве эффективной удлинённой антенны для переносных радиостанций с антенным разъёмомTNC (если рация с разъёмом BNC — ля установки антенны «суперфлекс new» потребуется переходник TNC-BNC).

Входящая в комплект антенна суперфлекс укомплектована съёмным проволочным противовесом (для увеличения дальности радиосвязи в переносном варианте использования).

Популярные статьи

Антенны для раций

Антенны для раций

Самый простой и результативный способ существенно увеличить дальность радиосвязи — использовать антенны с наибольшим усилением или с более подходящей для Ваших нужд диаграммой направленности.Ниже прив

Читать далее.

КБ Беркут - производство и продажа раций

КБ Беркут — производство и продажа раций

Рации для работы и активного отдыхаСоздано в России — Конструкторское Бюро Беркут осуществляет полный цикл разработки и производства радиостанций Конструкторское Бюро Беркут разрабатывает, п

Читать далее.

Какие параметры радиостанции влияют на дальность и надёжность радиосвязи

Какие параметры радиостанции влияют на дальность и надёжность радиосвязи

Основные факторы, влияющие на дальность связи и удобство работы:А) Чувствительность приёмника. Численное значение чем меньше, тем лучше. У лучших моделей радиостанций — десятые доли микровольта (

Читать далее.

Рации для леса и пересечённой местности

Рации для леса и пересечённой местности

Опытные охотники, грибники, рыбаки, а также любители пешего и водного туризма в наше время редко обходятся без раций. Выбор портативных раций огромен – от дешёвых раций до профессиональных ударопрочны

Читать далее.

Рекомендуем

Комплект туриста Штурман-Р230М

Комплект туриста Штурман-Р230М

Комплект туриста Штурман-Р230М. Вариант комплектации AM/FM СиБи радиостанции с функцией FM репитера Штурман-Р230М с двумя антеннами (14-см и 33-см с противовесом) и аккумуляторами для работы в переносом варианте, автомобильной антенной на магнитном основании, автомобильным а..

Штурман-Р230М - комплект для базы

Штурман-Р230М — комплект для базы

Штурман-Р230М — комплект для базы. Вариант комплектации AM/FM СиБи рации с функцией FM репитера Штурман-Р230М с двумя антеннами (14-см и 33-см с противовесом) и аккумуляторами для работы в переносом варианте, стационарной (базовой) антенной (должна устанавляваться ..

Комплект автотуриста Штурман-230М

Комплект автотуриста Штурман-230М

Комплект автотуриста Штурман-230М. Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккумуляторами (8 шт. ААА NiMh), USB зарядным устройством, автомобильным адаптером (для работы и заряда аккумуляторов от бортовой с..

Штурман-230М - автокомплект

Штурман-230М — автокомплект

Штурман-230М — автокомплект. Вариант комплектации AM/FM радиостанции диапазона 27 МГц (cb) Штурман-230М с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), аккумуляторами для работы в переносом варианте, 1,5-метровой автомобильной антенной на магнитном основании, автомобильным адаптером..

Штурман-230М- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М — AM/FM Си-Би (27 МГц) портативная радиостанция в комплекте с аккумуляторами и зарядным устройством от USB. Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккумуляторами (8 шт. ААА), USB адаптером для..

Штурман-Р230М - AM/FM cb радиостанция с функцией FM репитера

Штурман-Р230М — AM/FM cb радиостанция с функцией FM репитера

Штурман-Р230М — AM/FM cb радиостанция с функцией FM репитера. Штурман-Р230М- компактная и мощная 230-канальная AM/FM рация диапазона 27 МГц (cb, Си-Би — гражданский диапазон частот), в режиме FM модуляции имеющая функцию эхо-репитера (в режиме репитера принимает, записывает ..

Комплект автотуриста Штурман-230М2

Комплект автотуриста Штурман-230М2

Комплект автотуриста Штурман-230М2 — AM/FM cb рация с 19-см и 40-см с противовесом антеннами, LiFePO4 аккумуляторами, USB зарядным устройством, адаптером для работы от прикуривателя, магнитным основанием Дельта-50.Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М2 с двумя антеннами (19-см и 40-см..

Штурман-230М2- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с LiFePO4 аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М2- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с LiFePO4 аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М2 — AM/FM Си-Би (27 МГц) портативная радиостанция в комплекте с 19-см и 40-см антеннами, LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB. Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М2 с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккум..

Егерь-230 - FM cb рация в комплекте с LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB

Егерь-230 — FM cb рация в комплекте с LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB

Егерь-230 — портативная FM Си-Би (27 МГц) радиостанция в комплекте с 19-см и 40-см антеннами, LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB. Вариант комплектации радиостанции Егерь-230 с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккумуляторами (8 шт.

Добро пожаловать в интернет-магазин раций КБ Беркут, отечественного производителя средств радиосвязи!

Статьи

Антенны для автомобильных раций: критерии выбора и настройка ultratel.ru

Основной способ улучшить качество работы радиостанции – поставить антенну, так что бы длина антенны стала кратной длине волны, в пропорции 50%. Добиться этого, в реальной жизни, бывает сложно. Давайте вместе рассмотрим вопрос как выбрать антенну для автомобильной рации.

Универсальный способ улучшить качество работы радиостанции – поставить антенну. При этом любой радиолюбитель скажет, что длина антенны должна быть кратной длине волны, и в идеале должна составлять 50% длины волны. Однако в реальной жизни подобного соотношения добиться бывает непросто. Постараемся разобраться, как нужно выбирать антенну для автомобильных раций.

Специфика автомобильных раций и антенн для них.

Основные характеристики

Для начала отметим, что, когда мы говорим об автомобильных рациях, прежде всего имеются в виду рации «для таксистов и дальнобойщиков», которые работают в СВ-диапазоне на частоте 26-27 МГц. Кроме того, для автомобильных раций применяются более высокие частоты из диапазона VHF (148-174 МГц) / UHF (400-470 МГц).

Также иногда в качестве автомобильных раций используются и портативные рации СВ-диапазона либо цифровые решения UHF-диапазона, которые тоже можно подключить к внешней автомобильной антенне. Особенно популярно такое решение среди туристов: подключив к автомобильной антенне вашу портативную рацию, можно существенно расширить покрытие и обеспечить надежную связь.

Антенны подбираются строго по частотному диапазону. Для каждого частотного диапазона есть свои антенны, и «путать» их нельзя. К примеру, подключив FM-рацию к СВ-антенне, вы не получите никакого позитивного эффекта.

Конструктивные особенности автомобильных антенн

Существует три варианта исполнения автомобильных антенн:

  • Внутрисалонные. Представляют собой небольшой пластиковый прибор, который обеспечивает усиление сигнала. Как правило, очень посредственное усиление. Применяются как правило только для любительских целей.
  • Внешние магнитные. Антенна крепится на магнитном основании к крыше. Обеспечивает уверенный прием, но всегда есть риск, что в движении от встряски магнит «отцепится» и антенна будет болтаться на проводе. Кроме того, магнит портит лакокрасочное покрытие. Но портит он его гораздо более щадяще, чем вариант, предложенный далее.
  • Внешние врезные. В кузове автомобиля делается отверстие, и антенна крепится снизу. Обеспечивается самое жесткое соединение, а соответственно – и высшее качество связи.

Технические параметры антенн

Как мы определились, главным критерием выбора антенны является ее частота. Кроме того, при выборе антенны также следует обращать внимание на следующие характеристики:

  • Длина. Чем длиннее – тем лучше. К примеру, для СВ-диапазона рекомендуются антенны длиной не менее 1,1 метров. Для высокочастотных диапазонов достаточно антенн 0,5 метров.
  • Импенданс, или волновое сопротивление антенны. Для каждого типа частот нужно выбирать антенны с подходящим импендансом. К примеру, для СВ-диапазона подходят антенны 50 Ом, а для FM-частот подойдут антенны на 75 Ом.
  • Максимальная мощность передатчика. Параметр, который поможет согласовать антенну с вашей рацией. Важно, чтобы ваш передатчик был менее мощным, чем максимальная мощность антенны.
  • Длина кабеля для подключения. Также важный параметр, так как кабеля должно хватать с запасом, чтобы иметь возможность его аккуратно уложить внутри салона автомобиля.
  • Коэффициент стоячей волны. Характеризует качество согласования нагрузки с линией передачи. Допустимым значением КСВ считается показатель в пределах 1,2 – 1,1.

Настройка антенны – важный этап подключения

Просто подключить антенну к устройству недостаточно для повышения эффективности работы радиооборудования. Антенна без надлежащей настройки не только не улучшит, но может и ухудшить качество сигнала.

Для настройки антенны применяется специальный прибор, КСВ-метр, с помощью которого измеряется соотношение прямой и обратной волны. Проще говоря, прибор измеряет, насколько эффективно радиоволна проходит от радиостанции по антенне. Антенну настраивают уже в смонтированном состоянии, так как от положения антенны в корпусе автомобиля также зависят ее характеристики.

В ходе настройки необходимо изменять частоту работы приемо-передатчика с максимальной до минимальной, постоянно измеряя КСВ. Исходя из значений КСВ в ходе настройки делаются выводы о необходимости удлинения или укорачивания антенны, а также касательно необходимости подстройки оборудования.

Антенны возимых радиостанций

Работа с трансивера, установленного в автомобиле, становится обычным для радиолюбителей делом. Дорога на работу и обратно, занимает значительное время, которое вполне можно использовать для работы в эфире. Время поездки в отпуск на автомобиле можно прекрасно совместить с работой в эфире.

Сейчас практически все современные трансиверы имеют питание от напряжения 12 вольт, и габариты, позволяющие установить его в автомобиле. Многие трансиверы имеют настраиваемый с помощью автоматики встроенный тюнер, что позволяет использовать трансиверы со случайными антеннами. Ниже будут рассмотрим основные типы антенн передвижных радиостанций и особенности работы из автомобиля.

Особенности работы из автомобиля

Работа на трансивере из автомобиля имеет много своих особенностей, по сравнению с работой со стационарного места. Трансивер должен быть соответственно установлен в автомобиле. Необходимо предусмотреть его защиту от вибрации. Трансивер может проработать много лет безотказно будучи расположен стационарно в доме, но выйдет из строя через пару часов после работы в автомобиле из-за вибрации. Именно из-за вибрации необходимо использовать трансиверы с цифровыми синтезаторами частоты, крайне желателен режим фиксации частоты. Температура в автомобиле в месте установки трансивера может меняться в широких пределах, поэтому трансивер должен выдерживать работу при перепаде температуре от –10 о (при первоначальном включении трансивера зимой в холодном автомобиле) до +50 о (в длительно работающем автомобиле). Конечно, в некоторых типах автомобиля температурные условия могут быть гораздо мягче здесь указанных.

Трансивер должен быть установлен так, чтобы он не мешал управлению автомобиля, и в тоже время управление трансивером (переключение прием/передача), микрофон, телеграфный ключ, были легко доступными для работы. Очень удобны в этом случае трансиверы с пультом управления, и трансиверы, допускающие раздельную установку основного блока и панели управления трансивера.

Если в автомобиле сильный шумовой фон, то желательно использовать при работе на трансивере наушники. Вместо микрофона в этом случае целесообразно использовать ларингофоны. Именно по причине шума, использовать режим «VOX» при работе на SSB при движении автомобиля часто невозможно. При работе на CW режим «VOX» вполне может быть использован.

При движении автомобиля уровень принимаемого сигнала может значительно меняться, что подразумевает использование эффективной системы АРУ. Во время движении по туннелям, под металлическими мостами, прием может вообще полностью прекратиться, а при движении в автомобиле по городу, под троллейбусными линиями, около трамвайных линий и линий электропередачи могут возникнуть сильные помехи приему, обусловленные наводками от этого источника помех на антенну трансивера.

Установка трансивера в автомобиле

Желательно установить трансивер так, чтобы он легко снимался из автомобиля, так как в некоторых местах оставлять дорогостоящий аппарат на ночь в автомобиле просто неразумно. Трансивер должен быть установлен в таком месте, чтобы на него не капало масло, не попадало автомобильное топливо, не летела пыль. При недостаточной защите электронной схемы трансивера от этих воздействий, аппарат может быстро выйти из строя. Даже если пыль и масло не будут попадать внутрь трансивера, их воздействие на внешние разъемы трансивера, как высокочастотные, так и низкочастотные, будет катастрофическим.

Много хлопот может доставить подключение питания к трансиверу в автомобиле. Неправильно выполненное, оно будет «просаживаться» на трансивере во время передачи, принимать помехи от системы электрооборудования автомобиля при работе трансивера на прием. Как показывает опыт, наиболее рациональный вариант – это непосредственное подключение проводов питания трансивера к клеммам аккумулятора. Необходимо обратить внимание, что подключен должен быть не только «плюсовой» провод, но и «минусовой». Провода могут быть из меди, диаметром 2-4 мм, и они должны идти по корпусу автомобиля наиболее коротким путем от трансивера до аккумулятора.

В тоже время, провода питания должны «обходить» источники помех, которые могут встретиться на их пути. Недопустимо чтобы провода свободно провисали в пустом пространстве автомобиля. Это неизбежно приведет к помехам со стороны электрооборудования. Проходящие свободно провода могут быть случайно повреждены при ремонте автомобиля. Желательно использовать провода питания, идущие в металлическом экране. Экран должен быть выполнен из ферромагнитного провода, этот провод должен быть облужен, или другим способом предохранен от окисления, экран должен быть плотного сечения. В тяжелых случаях появления помех можно использовать провода в двойном экране, первый экран из ферромагнитного материала, второй экран медный.

Электрохозяйство автомобиля, в котором будет установлен трансивер, должно быть в идеальном состоянии, иначе помех приему не миновать. К сожалению, многие отечественные автомобили не удовлетворяют этим требованиям, и приходится долго возиться, чтобы найти причину помех. В карбюраторном двигателе мощные помехи создает система зажигания. Генератор также может создавать помехи приему. Поскольку в основном все цепи питания автомобильного электрооборудования сильноточные (стартер, освещение, указатели поворотов, электродвигатель стеклоочистителя и т.д.), то их включение сопровождается мощными искровыми разрядами, создающими помехи в диапазоне от сотен килогерц до сотен мегагерц. Кроме того, при движении автомобиля некоторые его части кузова могут наэлектризовываться, что также создает помехи приему при стекании накопленного заряда на землю, или при пробое статического электричества через проводящий участок.

Штыревые антенны возимых станций

Антенны передвижных станций должны иметь круговую диаграмму направленности, поскольку при движении автомобиля, его место положение относительно сторон света может меняться.

Наиболее оптимальным вариантом автомобильной антенны являться штыревая автомобильная антенна, установленная в центре крыши автомобиля (рис. 1). Диаграмма направленности такой антенны будет практически круговая. Худшие результаты будут при установке антенны на крыле или на заднем бампере автомобиля. Вследствие несимметричности ее установки, в диаграмме направленности такой антенной системы будут минимумы и максимумы, что может привести к потери связи при изменении направления движения автомобиля.

Рисунок 1. Штыревая автомобильная антенна

Излучающим элементом этой автомобильной антенны является штырь. Чем выше его длина, тем эффективней будет работать антенная система, особенно на низкочастотных КВ – диапазонах. Возможности по увеличению высоты этого штыря ограничены. Ограничения обусловлены прочностными характеристиками штыря, который при движении автомобиля с ускорением испытывает значительные нагрузки, так и габаритными размерами транспортного средства, обусловленного его движением в городе под проводами троллейбусов, трамваев, линий электропередачи, в туннелях и под мостами.

Реально, для построения автомобильных вертикальных антенн, используют штырь длиной от 1 до 3 метров. Сопротивление излучения такого штыря на низкочастотных диапазонах будет мало и, следовательно, эффективность работы такой антенны будет низка. Малый коэффициент полезного действия антенной системы будет обусловлен трудностями согласования низкого сопротивления излучения штыря и сложностью обеспечения соответствующей эффективной заземляющей системы для этой антенны. Но, начиная от диапазона 20 м, используя вертикальная антенна высотой 2 м, будет работать с высоким коэффициентом полезного действия. На графиках, приведенных на рис. 2 показано сопротивление излучения вертикальной части антенны в любительских КВ — диапазонах 30-160 м, а на графиках приведенных на рис. 3 сопротивление излучения штыря в любительских КВ — диапазонах 6-20 м.

Рисунок 2. Сопротивление излучения штыря в любительских КВ — диапазонах 30-160 м

Рисунок 3. Сопротивление излучения штыря в любительских КВ — диапазонах 6-20 м.

Согласование штыревых автомобильных антенн

Эффективно согласовать с коаксиальным кабелем питания или с выходом трансивера 50 Ом, электрически короткую вертикальную автомобильную антенну, можно с помощью удлиняющей катушки. Систему «штырь — удлиняющая катушка – емкость антенны на корпус автомобиля – корпус автомобиля, как противовес» (рис. 4) настраивается в резонанс на рабочий диапазон антенны.

Рисунок 4. Вертикальная антенна с удлиняющей катушкой

Емкость штыря антенны длиной 1-2 м на корпус автомобиля составляет от 10 до 15 пФ. Увеличить емкость штыря антенны на корпус автомобиля можно с помощью емкостной нагрузки (рис. 5) в виде шарика (рис. 5а), крестовины (рис. 5б) расположенной на конце антенны. Емкостная нагрузка увеличивает ветровое сопротивление антенны и требует усиления ее механической конструкции. В табл. 1 приведены значения индуктивности удлиняющих катушек при емкости антенны на корпус автомобиля 10, 20 30, 40 пФ. Как видно из этой таблицы на низкочастотных любительских КВ — диапазонах значения индуктивности удлиняющих катушек будут велики. Исходя из этого, следует ожидать, что полоса работы антенны также будет узкой. Омическое сопротивление катушек на этих диапазонах будет на порядок выше, чем сопротивление излучения антенны, следовательно, коэффициент полезного действия антенной системы будет мал. На любительских диапазонах 6-20 м КПД антенной системы будет вполне удовлетворителен.

Рисунок 5. Емкостная нагрузка на конце антенны

Таблица 1. Значения индуктивности удлиняющих катушек

Частота,МГц Индуктивность катушки, микрогенри,
При емкости антенны на корпус, пикофарад
10 пФ 20 пФ 30 пФ 40 пф
1,9 701 350 233 175
3,6 195 98 65 49
7,05 52 26 17 13
10,12 25 12 8,4 6,3
14,2 12,56 6,3 4,19 3,14
18,1 7,73 3,86 2,58 1,9
21,2 5,6 2,8 1,88 1,4
24,9 4,0 2,0 1,36 1,02
27 3,47 1,73 1,16 0,86
29 3,0 1,5 1,0 0,75

Для настройки укороченной вертикальной автомобильной антенны в резонанс необходимо использовать переменную индуктивность (рис. 6). Это связано с тем, что емкость антенны на корпус автомобиля часто не является постоянной величиной, а зависит от многих факторов. Вследствие этого часто необходима оперативная подстройка антенной системы. Это особенно относится к электрически коротким антеннам. Но чем выше отношение «длина штыря антенны/длина рабочей волны» тем меньше проявляются дестабилизирующие факторы на работу антенны. Можно сказать, что при значении отношения «длина штыря антенны/длина рабочей волны» более 0,15 ( при этом значение величины отношения «наибольшая длина корпуса автомобиля/длина рабочей волны» должно быть не меньше этой величины) многими дестабилизирующими антенну факторами можно пренебречь, и считать емкость антенны на корпус автомобиля постоянной величиной.

Рисунок 6. Настройка укороченной вертикальной автомобильной антенны с помощью переменной индуктивности

Поскольку конструкция качественной переменной индуктивности сложна, и достаточно трудно самостоятельно сделать виброустойчивую конструкцию, то радиолюбители часто применяют упрощенную схему согласования. Она состоит из высококачественной катушки постоянной индуктивности и переменной емкости (рис. 7). В этом случае индуктивность удлиняющей катушки для работы со штыревой антенной выбирается величиной чуть большей необходимой, а настройка антенны в резонанс осуществляется с помощью конденсатора переменной емкости.

Рисунок 7. Упрощенная схема настройки укороченной вертикальной автомобильной антенны

Настройка автомобильной антенны в резонанс с помощью переменного конденсатора хороша тем, что, используя переключаемый фиксировано блок удлиняющих катушек, ( их переключение с помощью высокочастотных реле можно сделать автоматически при смене диапазонов работы) с помощью конденсатора переменной емкости можно точно подстроить антенну в резонанс.

Входное сопротивление автомобильной штыревой антенны

Входное сопротивление этой антенной системы будет состоять из суммы сопротивления излучения штыря, и сопротивления потерь, в которое входит омическое сопротивление удлиняющей катушки, сопротивления потерь в конденсаторе переменной емкости и сопротивления потерь в «земле» антенны – корпусе автомобиля.

Из-за большой величины значения сопротивления перечисленных выше потерь на диапазонах 40, 80 и 160 м, входное сопротивление автомобильной антенной системы, содержащей короткую штыревую антенну, может находиться в пределах 10-30 Ом. Такое относительно высокое входное сопротивление вполне может быть согласовано с усилителем мощности трансивера при помощью автоматического тюнера трансивера или, используя самодельный простой тюнер.

На диапазонах 6-20 м сопротивление потерь в «земле» и в удлиняющих катушках антенны значительно уменьшается, но в то же время увеличивается сопротивление излучения штыря антенны (см. рис. 2), и входное сопротивление автомобильных антенн в этих диапазонах близко к 50 Ом. Такая антенна прекрасно согласуется с выходным каскадом трансивера. Коэффициент полезного действия работы автомобильных антенн в этих диапазонах достаточно велик.

Установка антенны в автомобиле

Установка антенны в автомобиле показана на рис. 8. Штырь антенны «А» коротким проводником «B» соединен с блоком согласования «C» и коротким отрезком коаксиального кабеля соединен с трансивером. В этой схеме антенной системы высота штыря «А» должна быть максимально возможной, так как именно он обеспечивает излучение антенны. Проводник «B» находится внутри автомобиля и в излучении радиоволн во внешнее пространство не принимает участия. Его емкость на корпус автомобиля входит в общую емкость штыря антенны на «землю». Следовательно, чем больше величина емкости участка «B» на «землю», по отношению к величине емкости штыря антенны «А» на «землю», тем меньше КПД антенной системы.

Рисунок 8 Установка антенны в автомобиле показана

Недопустимо использовать в качестве провода «B» коаксиальный кабель с подключенной к корпусу автомобиля оплеткой. Отрезок «B» должен быть жестко зафиксирован в пространстве, так как при изменении его положения относительно корпуса автомобиля будет меняться его емкость на «землю», следовательно, и резонансная частота антенны. Этот участок можно выполнить из коаксиального кабеля внешним диаметром 9-14 мм со снятой оплеткой. Зафиксировать участок «B» относительно корпуса автомобиля в этом случае можно с помощью скоб. Полезно определить емкость антенны «А» на корпус автомобиля, а затем совместную емкость частей «А» и «B» на корпус, чтобы судить о потерях в соединительной части «B». Емкость на «землю» частей «А» и «B» необходимо знать для расчета значения индуктивности удлиняющих катушек. Для ориентировочного такого расчета можно пользоваться табл. 1. В этой таблице не учитывается индуктивность частей «А» и «B», которая на диапазонах 6 – 20 м будет уменьшать общее значение индуктивности удлиняющей катушки. Паразитные емкости удлиняющих катушек, согласующего конденсатора и переключателя блока «C» на «землю» должна быть минимальна, что необходимо принимать во внимание, конструируя этот блок.

На выходе согласующего устройства будет высокое высокочастотное напряжение во время передачи, что необходимо учитывать в конструкции антенного опорного изолятора. Необходимо стремится к тому, чтобы длина отрезка «D» была минимально возможной. Но это требование не столь критично, как к участку «B». Реально длина коаксиального кабеля от трансивера до согласующего устройства может быть в пределах 2-4 метра. Крайне важно обеспечить хороший электрический контакт с корпусом автомобиля оплетки коаксиального кабеля в двух точках – в месте подключения кабеля к согласующему блоку «C» и в месте подключения к трансиверу.

Суррогатные автомобильные вертикальные антенны

Как видно из приведенного выше описания штыревой антенны возимой радиостанции, наиболее эффективная ее работа возможна лишь при установке антенны на опорном изоляторе в геометрическом центре крыши автомобиля. Однако иногда такая установка антенны невозможна. В этом случае можно использовать суррогатную автомобильную антенну.

Для конструкции суррогатной автомобильной вертикальной антенны возимой радиостанции наиболее просто можно использовать антенну для радиоприемника, находящуюся на крыле автомобиля. В этом случае коаксиальный кабель, идущий к ней, отсоединяется, и соединение антенны с трансивером осуществляется соответственно с описанной ранее схемой. Конечно, расположение антенны на крыле автомобиля не самый удачный вариант. Близость сильноточных цепей автомобильной электрики к антенне и части «В» может служить причиной появления помех приему и, возможно, придется экспериментировать с положением части «В» в пространстве по минимуму помех.

Можно использовать «военную» вертикальную автомобильную антенну типа «куликовка» или антенну другого типа от военной или служебной радиостанции. Такую антенну удобно расположить на заднем бампере автомобиля. Согласующее устройство, может располагаться в багажнике автомобиля.

Если предполагается работать только на одном высокочастотном любительском диапазоне, находящемся в пределах 6-12 м, то можно использовать антенну на магните, расположив удлиняющую катушку в основании антенны. Выполнение антенны без подключения корпуса автомобиля в качестве «земли» в месте установки штыря антенны снижает общий КПД работы антенной системы. На любительских диапазонах ниже 15 м работа такой антенной системы будет неудовлетворительной, и ее использование нерационально.

Согласующее устройство автомобильной вертикальной антенны верхних диапазонов

Следует отметить, что для увеличения КПД автомобильной антенны оптимальное расположение удлиняющей катушки — в центре штыря антенны. Но такое расположение центральной катушки большой индуктивности усложняет механическую конструкцию антенны. В этом случае индуктивность центральной катушки выбирается величины выполнимой практически, а антенная система настраивается в резонанс дополнительной удлиняющей катушкой, расположенной в основании штыря антенны. Наиболее оптимально построение такой антенной системы для верхних любительских КВ — диапазонов 6 – 20 метров.

Конструктивно можно выполнить эти катушки фиксированной индуктивности а конструкцию антенной системы выполнить таким образом, чтобы была возможность смены катушек в основании антенны (а может и смены центральной удлиняющих катушек) при изменении диапазона работы. Для эффективного использования антенны необходимо иметь магазин высокодобротных катушек.

Для расчета параметров удлиняющих катушек необходимо знать емкость антенна на корпус автомобиля. Определить ее можно с помощью любого RLC – метра, позволяющего точно измерять малые емкости. Затем с помощью таб. 1 определяют приблизительно индуктивность удлиняющей катушки, более точное определение необходимой индуктивности происходит во время настройки антенны.

Для дальнейшего согласования антенной системы с коаксиальным кабелем можно использовать переключаемые LC цепи для каждого диапазона работы (рис. 9). Расчет параметров таких цепей приведен, например, в [1]. Входное сопротивление антенной системы на выходе правильно выбранной цепи согласования будет близко к 50 Ом. В этом случае при электронной коммутации согласующих устройств и расположении их непосредственно в блоке «C» (рис. 8) длина кабеля «D» до трансивера может быть любой.

Рисунок 9. Питание штыря антенны с помощью переключаемых LC цепей

Настройку антенны, штырь которой согласован с помощью трансформирующих цепей, показанных на рис. 9 удобно производить с помощью ВЧ – моста.

Спиральная вертикальная автомобильная антенна

Наиболее эффективно на низкочастотных диапазонах в автомобиле будут работать витые вертикальные укороченные антенны. Они представляют собой проводник, навитый вокруг диэлектрического основания (рис. 10). Поскольку можно выполнить витую антенну высотой в 2 метра проводником длиной равной L/4 для любого любительского КВ диапазона 6-160 метров, то сопротивление излучения такой антенны будет достаточно высоким. Антенну можно будет настроить в резонанс и простыми средствами согласовать с коаксиальным кабелем.

КПД витой антенны может быть достаточно высоким. Такие витые антенны используются на военных автомобилях.

Рисунок 10. Витая вертикальная автомобильная антенна

Основная трудность, которая возникнет при самостоятельном изготовлении радиолюбителем такой антенны, заключается в выборе диэлектрического штыря антенны. Этот штырь который должен быть достаточно тонким – диаметром 8-40 мм, в зависимости от диапазона работы антенны, и в тоже время обладать необходимой механической прочностью и гибкостью. При наличии такой диэлектрической основы витую антенну для систем передвижной связи с можно выполнить в радиолюбительских условиях.

Настройку витой вертикальной автомобильной антенны осуществляют путем отмотки части витков от верхней части антенны, и одновременно измеряя ее резонанс с помощью высокочастотного моста или КСВ – метра. Витая антенна будет работать на частоте, где ее электрическая длина кратна L/4. На этой частоте она будет иметь низкое входное сопротивление, близкое к 30 Ом, которое легко поддается согласованию, например, с помощью LC цепи, схема которой приведена на рис. 9.

Антенна DDRR в возимых станциях

Первоначально антенна DDRR использовалась на военных кораблях, катерах, когда мачты или были заняты уже существующими антеннами, или было необходимо установить антенну, которая могла бы обеспечить радиосвязь при выходе из строя мачтовых сооружений. Использовались эти антенны в системах связи на очень низких частотах. На некоторых типах БТР ( Бронетранспортер ) и БМП ( Боевая Машина Пехоты ) армий США и России используются автомобильные антенны DDRR. В некоторых связевых армейских машинах также используется антенна DDRR.

Радиолюбители тоже вполне могут использовать антенну DDRR для передвижной связи. Работа этой антенны более эффективна, чем короткой вертикальной антенны. Правда, антенна DDRR имеет свои недостатки. Она может обеспечить работу только в двух соседних кратных диапазонах. Например, антенна, эффективно работающая на 14 МГц, сможет еще работать на 7( диапазон кратный для 14 МГц ) и 10 МГц ( промежуточный диапазон между 14 и 7 МГц ). Эффективность ее работы на частотах ниже 7 МГц будет крайне низка, на частотах выше 14 МГц, эта антенна работать не будет. Диаграмма направленности DDRR круговая, поляризация излучения вертикальная, т.е. эта антенна оптимальная для работы возимых радиостанций.

Антенна DDRR для диапазона 10 МГц в радиолюбительских условиях была сконструирована и испытана G3LDO [2]. Вид антенны DDRR конструкции G3LDO на крыше автомобиля показан на рис. 11. Длина полота антенны немного меньше, чем ?/4 на 10 МГц. Подстраивается антенна внутри диапазона приближением и удалением части «А» относительно части «B» с помощью винта, через открытое окно автомобиля рукой оператора. В «военных» антеннах DDRR эта настройка осуществляется при помощи переменного конденсатора, перестраиваемого с помощью электродвигателя. Способ питания антенны 50-Омным кабелем показан на рис. 11. Для лучшего согласования с коаксиальным кабелем питания расстояние «C» может быть изменено при помощи хомута. При подключении к антенне переменного конденсатора (показано пунктиром на рис. 11), антенна могла работать на 7 МГц. G3LDO легко удавались связи с Европой, самая дальняя связь была им проведена с Австралией на 7 МГц SSB. Мощность передатчика была равна всего 10 ватт.

Рисунок 11. Автомобильная антенна DDRR

Антенна DDRR очень критична в настройке, как сообщает G3LDO, открытая дверь автомобиля увеличивает КСВ антенны от 1:1 до 3:1, приближение руки к антенне на расстояние 30 см расстраивало антенну. На конце антенны DDRR присутствует высокое напряжение даже при небольших мощностях, подводимых к ней. Без сомнения, дальнейшие эксперименты с автомобильной антенной DDRR могут принести много интересного в любительскую подвижную связь.

Щелевые автомобильные антенны

Встречаются в специализированной литературе по антеннам сведения об использовании автомобильных щелевых антенн, работающих в метровых диапазонах волн, для работы возимых радиостанций различных спецслужб. В этом случае кузов автомобиля изготовляется в соответствии с требованиями обеспечения работы этой антенны. Щелевые автомобильные антенны используются в служебной связи обычно в том случае, когда установка иных типов антенн невозможна или нецелесообразна.

Классическая щелевая антенна показана на рис. 12. Она представляет собой щель с шириной прорези равной (0,01…0,02)L. Резонансная длина щели составляет 0,25L, или кратная этой длине. Классическая щелевая антенна представляет собой щель в экране бесконечных размеров. Понятно, что если задаться целью, такую щель в автомобиле можно создать искусственно, например, на его крыше. Следует сразу отметить, что существуют некоторые особенности для правильного возбуждения щелевой антенны, невыполнение которых сведет на нет преимущества использования щелевых антенн.

Рисунок 12. Классическая щелевая антенна

В общем случае, щелевая антенна обеспечит почти круговую диаграмму направленности, что максимально подходит для передвижной связи. Радиолюбительские щелевые антенны еще ждут своих экспериментаторов. Эксперименты с ними осложняет еще то обстоятельство, что длина щелей в разных типах автомобилей разная, следовательно и различные резонансные частоты работы этих антенн.

Интересная статья, рассказывающая об экспериментах с радиолюбительскими автомобильными щелевыми антеннами, приведена в литературе [3]. В качестве щелевой антенны использовалась щель между корпусом автомобиля и багажником. Антенна возбуждалась при помощи коаксиального кабеля совместно с согласующим устройством в своем геометрическом центре, физически это было в месте установки замка багажника. Было обнаружено, что в этом случае антенна имеет ряд резонансных частот, некоторые из которых могут попасть на любительские диапазоны. Если необходимо использовать такую щелевую антенну в ее нерезонансном диапазоне частот, то для питания антенны необходимо использовать согласующее устройство. Щелевые антенны ждут широких экспериментов с ними!

Рамочные автомобильные антенны

Рамочные антенны, расположенные на стекле автомобиля, могут обеспечить работу антенны лишь в одном направлении, и создают большой уровень напряженности электромагнитного поля внутри автомобиля, что небезопасно для оператора радиостанции. Использование таких антенн целесообразно ограничить только системами охранной сигнализации автомобиля. Применение для любительской связи рамочных антенн, расположенных на стекле автомобиля нецелесообразно.

По принципу своего действия многие оконные рамочные автомобильные антенны являются проволочным аналогом щелевой антенны. Следовательно, работа таких антенн менее эффективна, чем щелевой антенны, являющейся их прототипом.

Литература:
  1. И. В. Бекетов, И. Л. Зельдин, И. В. Пыж. КВ- антенны –3.- Харьков, 1994.
  2. Peter Dodd (G3LDO). The Mobile Roof-Rack Antenna.- QST, November 1989.-p.29-32.
  3. Гончаренко И. Кузов автомобиля в качестве антенны. www.qsl.net/dl2kq

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *