Как проверить клапана не снимая гбц
Перейти к содержимому

Как проверить клапана не снимая гбц

  • автор:

Проверка состояния поршней и клапанов без разборки двигателя

Причинами таких неисправностей может быть прогар прокладки головки блока цилиндров, прогар клапанов или поршней. При этом в камеру сгорания попадает масло, на гильзе цилиндра и клапанах образуется нагар, который их быстрее изнашивает, нарушаются фазы газораспределения. Прогар прокладки способствует выходу газов снаружи двигателя, что сопровождается громким свистом или если она прогорела между цилиндрами, то газы попадают в другой цилиндр, нарушая смесь, так как между цилиндрами рабочие такты различаются. Помимо этого прогар прокладки чреват смешиванием моторного масла с охлаждающей жидкостью двигателя, в результате чего смесь вспенивается и двигатель через короткий промежуток времени глохнет, а вся эта пена застаивается во всём моторе. Когда возникает прогар поршня, или сильный износ порневых колец, то отработанные газы попадают в картер, разжижают масло, что тем самым нарушает смазку всех трущихся деталей. Многие работники станций технического обслуживани вместе с владельцами авто, проверяют компрессию цилиндра, и если она в норме, значит цилиндр впорядке. Это всё совсем не так. Хорошая компрессия свидетельствует о исправности только компрессионных поршневых колец, а при этом маслосъёмные кольца могут плохо справляться со своей работой, оставляя масло на цилиндрах, которое смешивается с горючей смесью.

Чтобы убедится, в чём именно дело, необходимо снять головку блока цилиндров, снять распредвалы, осмотреть состояние клапанов, маслосъёмных колпачков и поршней, то есть все детали нужно будет осмотреть визуально. Этот процесс достаточно трудоёмкий и затратный по времени. Всё может быть проделано зря, если причиной такой неисправности, к примеру, оказались изношенные сальники клапанов, при замене которых демонтаж головки блока цилиндров не обязателен. Для таких случаев существует хитрый способ, как обойтись без снятия головки блока цилиндров.

Автомобиль устанавливается на ручной тормоз, поднимается на домкрате ведущее колесо. Желательно под колёса установить противооткатные упоры, потому как есть большая вероятность, что машина может уехать без водителя. В автомобиле включается передача ближе к прямой. На пятиступенчатых коробках передач это в основном считается третяя или четвёртая передачи. Можно конечно включить и любую другую передачу, но по своему опыту скажу, что так вращать коленвал будет тяжело и долго.

После того, как включили передачу, выставляем поршень первого цилиндра двигателя в такт сжатия, выкручиваем свечу и на её место устанавливаем шлангу компрессора. Желательно, чтобы шланга плотно сидела в свечной скважине, чтобы точно определить проблему, если она есть. Загерметизировав шлангу, подаём в цилиндр воздух и слушаем. Когда всё впорядке, воздух будет выходить обратно через свечное отверстие. При прогаре впускного клапана, воздух выходит через воздушный фильтр, а при прогаре выпускного, соответственно через выхлопную трубу. Когда прогарает поршень, что по-моему самое страшное, что может произойти из всего перечисленного, воздух выходит через сапун системы вентиляции картера. Чтобы не спутать прогар поршня с прогаром впускного клапана, отсоедините шлангу сапуна от блока цилиндров, так как она напрямую соединена с воздушным фильтром, а ещё проще будет просто вытащить масляный щуп. Когда первый цилиндр проверен, переходим ко второму. И такими же методами проверем исправность остальных цилиндров.

Обнаруженные неисправности устраняются заменой деталей на новые. Замену маслосъёмных колпачков, лучше совместить с заменой направляющих клапанов, а ещё будет лучше, если поменять и клапана. Дешёвым вариантом будет заменить просто хотябы колпачки и направляющие, а старый клапан очистить от нагара, потому что после замены колпачков, в скором времени будут постукивать и направляющие, а тогда приходится снова вскрывать головку блока цилиндров.

При сборке, нужно обязательно проверить состоянии пружины клапана, чтобы она была упрагая и без проседаний и при необходимости заменить её на новую. Замена прошневых колец лишь ненадолго устранит проблему, так как новые кольца пока будут притираться к цилиндрам, сизый дым исчезнет, но во время притирки кольца оставят много задиров на гильзах и со временем двигатель снова будет «дыметь».

Я всегда говорил, что если пришлось снимать головку блока цилидров, стоит сделать замену клапанов, маслосъёмных колпачков и направляющих клапанов. Также помыть бензином, дизельным топливом или керосином клапанную крышку вместе с ГБЦ, почистить камеры сгорания головки блока цилиндров с помощью насадки с металлической проволокой и сделать притирку клапанов.

По окончанию работы, заменить прокладку клапанной крышки и прокладки головки блока цилиндров на новые, промазать их герметиком и всё собрать, затягивая все болты с определённым моментом.

Долговечность двигателя и его деталей на 99,9% зависит от водителя. При бережной эксплуатации, ресурс мотора достаточно возрастёт и он прослужит долго. Если начались как говорится, первые позывы на ремонт газораспределительного механизма (сизый выхлопной дым), то ещё некоторое время можно поездить, большой потери динамики при этом не будет. Такую проблему ещё можно оттянуть, но когда уже будет значительная потеря мощности, тогда уже придётся осуществлять диагностику и ремонт обнаруженных неисправностей.

Прогар клапанов: признаки неисправности

Прогар клапанов часто встречается как у бензиновых, так и дизельных двигателей. Появиться дефект может и на относительно новых ДВС, и со значительным пробегом. Исключительно важно точно установить характер неисправности на первом этапе возникновения проблемы. Продолжение эксплуатации автомобиля в этом случае может усугубить ситуацию и приведет к необходимости выполнить очень дорогой по стоимости ремонт.

1.progar_klapana.jpg

Причины и симптомы прогара клапанов

  • изношенность направляющей втулки клапана;
  • зажатость клапанов;
  • износ стержня клапана;
  • работа ДВС на обедненной смеси, что особенно значительно сказывается при наличии ГБО.

Важно! Результатом эксплуатации автомобиля с прогоревшим клапаном будет повышенный расход топлива. Не исключено выгорание седла клапана, что приводит к необходимости его ремонта, а в некоторых случаях может потребоваться полная замена головки блока цилиндров.

Прогар клапана может привести к мгновенному разрушению детали с попаданием образовавшихся осколков в цилиндр двигателя. Как результат, значительные повреждения ГБЦ, БЦ, поршня.

Обнаружить прогар клапана можно по появившемуся троению мотора, а таже при потере его мощности и возрастании расхода топлива. Но из-за того, что двигатель может троить по различным причинам это затрудняет проведение диагностики прогоревших клапанов без разборки ДВС и снятия головки блока цилиндров.

2.progar_klapana.jpg

Как определить прогар клапана, не снимая головку блока цилиндров?

Начинать следует с определения неработающего цилиндра. Для проведения проверки необходимо запустить двигатель и на холостом ходу снимать колпачки со свечей зажигания (данный способ проверки аналогичен диагностике неисправных свечей зажигания).

Сняв очередной колпачок со свечи зажигания, требуется следить за оборотами холостого хода и стабильностью работы мотора. Усиление троения или заглохший двигатель при снятом колпачке на определенном цилиндре говорят о том, что этот цилиндр находится в рабочем состоянии. При незначительном изменении оборотов или неизменной работе силового агрегата при снятом колпачке сигнализируют, что дефектный цилиндр найден.

Затем на обнаруженном неработающем цилиндре требуется выкрутить свечу зажигания и заменить на новую, исправную. Также следует проверить работоспособность высоковольтного провода зажигания (бронепровода) данного цилиндра и катушки зажигания. Запустив двигатель после завершения ремонтных работ, можно будет понять, заключалась ли проблема в элементах системы зажигания или необходимо продолжать диагностику.

3.svecha_zazhiganiya.jpg

Обнаружив, что двигатель продолжает троить и характер работы его после замены свечи зажигания на новую, проверки состояния высоковольтного провода и других элементов системы зажигания не изменился, надо продолжить искать причины неисправности, которые могут носить более серьезный характер:

  • прогар клапана газораспределительного механизма;
  • неисправность в цилиндро-поршневой группе.

Нарушение герметичности камеры сгорания (разрушение тарелки и/или седла клапана, неплотное прилегание впускного или выпускного клапана), возникшее из-за прогара клапанов, приводит к снижению компрессии в цилиндре. Сниженная компрессия в цилиндре также может быть вызвана износом цилиндро-поршневой группы или поломкой поршня. Причиной выхода цилиндра из строя может быть залегание или поломка поршневых колец.

Важно! Для точного определения прогоревших клапанов или возникших проблем с цилиндро-поршневой группой используют замер компрессии в цилиндрах. Это наиболее распространенный способ для локализации неисправности.

4.zamer_kompressii.jpg

Явным свидетельством возникшей неисправности будет низкая компрессия в цилиндре. Однако необходимо принимать во внимание один нюанс. По данному показателю (сниженной компрессии) не получится определить прогар клапана, исключив из списка причин проблемы в работе цилиндро-поршневой группы. Это связано с тем, что снижение компрессии в силовом агрегате может зависеть как от прогара клапана, так и из-за поломки поршневых колец или других причин. Для точного установления причины неисправности вместе с замером компрессии необходимо выполнить дополнительную диагностику двигателя:

  • Самый простой способ определения прогара клапана после измерения компрессии в цилиндрах ― заливка небольшого количества моторного масла (буквально несколько «кубиков») через свечной колодец. После этого необходимо повторить замер компрессии. Образовавшаяся в результате заливки моторного масла пленка сыграет роль «уплотнителя», на что укажет возрастание компрессии в цилиндре. Это произойдет при износе поршневой группы. Если попавшее в цилиндр моторное масла никак не повлияет на компрессию, то причина неисправности в прогаре клапана, а не в проблемах в работе цилиндро-поршневой группы.
  • Рекомендуется также осмотреть свечу зажигания на проблемном цилиндре, что поможет точно определить прогар клапана. Полностью сухая свеча зажигания указывает что причина проблемы заключается в прогаре клапана. Также из сапуна мотора может выходить воздух или дым. Интенсивность выхода дыма напрямую зависит от изношенности элементов цилиндро-поршневой группы.

Примечание: масляный налет на свече зажигания – это только косвенный признак. Выход сизого дыма из сапуна двигателя при сухой или покрытой небольшим налетом свече зажигания указывает на проблемы с поршнем или поршневыми кольцами. На ДВС с относительно небольшим пробегом проблема заключается в том, что поршневые кольца, скорее всего, залегли.

Также необходимо добавить, что появление выходящего через сапун двигателя моторного масла говорит о неисправности перегородок между поршневыми кольцами.

Приведенные способы дополнительной диагностики силового агрегата позволяют точно определить причину снижения компрессии в цилиндрах, найти прогоревший клапан газораспределительного механизма и выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой.

Как проверить клапан на двигателе

Некорректная работа клапанов может привести к сильному спаду функционирования двигателя. В худшем случае мотор может полностью перестать работать. Для того чтобы разобраться в причине поломки, часто необходимо полностью разобрать двигатель, однако есть и другие способы, позволяющие проверить клапан, не снимая ГБЦ.

  1. При каких условиях можно проверить работу клапанов без демонтажа двигателя
  2. Механизм проворачивания клапанов
  3. Способы проверки клапанов без снятия двигателя
    1. Проверка корректной регулировки зазоров клапанов
    2. Проверка геометрии клапанов
    3. Проверка клапанов с использованием бумаги
    4. Проверка клапана с помощью масла и щупа
    5. Диагностика клапанов эндоскопом без снятия ГБЦ
    6. Диагностика камеры сгорания на герметичность
    7. Проверка зависания клапанов в пружине

    При каких условиях можно проверить работу клапанов без демонтажа двигателя

    Многих автовладельцев интересует вопрос, связанный с тем, как проверить клапан на двигателе, не снимая его. Данный способ наиболее актуален в следующих случаях:

    • нестабильная работа мотора (когда автомобиль начинает «троить»);
    • заметное уменьшение мощности двигателя;
    • звуки хлопков как во впускном, так и выпускном трактах;
    • увеличенный расход бензина.

    В некоторых ситуациях перечисленные проблемы могут возникнуть даже при нормальном функционировании камеры сгорания, поэтому специалисты рекомендуют сначала проверить компрессию. Нормой считается показатель, находящийся в диапазоне от 10 до 12 атмосфер (из-за износа мотора он может уменьшаться). Если это значение в норме, то это говорит от герметичности камеры сгорания, из-за чего проверка клапанов становится бессмысленной. В подобной ситуации следует обратить внимание на систему зажигания и питания мотора. Однако отдельным случаем является обрыв ремня ГРМ. На двигателях определенных моделей из-за этого поршни могут надавливать на клапаны, из-за чего они могут загнуться.

    Механизм проворачивания клапанов

    В ряде моторов используется специальный механизм вращения клапанов, благодаря которому и осуществляется проворачивание элемента. С помощью этого устройства удается избежать появления нагара на тарелке клапана. Вращательный механизм необходим для наиболее равномерного изнашивания элементов и обеспечения более долгого периода их функционирования.

    Проворачивание клапанов осуществляется следующим образом: во время открытия элемента увеличивается давление пружины на опорную шайбу. По этой причине дисковая пружина начинает отдавать энергию на шарики, благодаря чему они перемещаются в свое итоговое положение. Сразу после них туда двигаются пружина, шайба и сам клапан. После того, как клапан закрывается, давление становится меньше, а шарики возвращаются на свое первоначальное место. Именно таким образом и происходит проворачивание элемента на определенный угол. Среднее число оборотов клапана – от 20 до 40 в минуту.

    Для проворачивания клапанов во многих двигателях используется и другое устройство, которое гораздо проще конструктивно, но имеет меньшую эффективность. Его работа осуществляется путем определенного крепления клапанной пружины на стержне. Так, в моторе ЗМЗ-21 пружина крепится к клапану с помощью опорной тарелки, втулки и двух сухарей. Взаимодействие между элементами происходит только в одном месте. Это позволяет сократить силу трения. При запуске мотора из-за вибраций между клапаном и пружиной происходит ее скручивание, что и обеспечивает проворачивание самого клапана.

    Способы проверки клапанов без снятия двигателя

    Конкретный метод диагностики клапанов без демонтажа ГБЦ подбирается исходя из имеющихся признаков и возможных причин некорректной работы. Самыми распространенными являются следующие способы:

    • вращение коленвала с целью проверки геометрии клапанов;
    • осмотр камеры сгорания на герметичность;
    • замер зазоров впускных и выпускных клапанов с последующей их регулировкой;
    • осмотр на наличие обратной тяги в выхлопной трубе;
    • осмотр камеры сгорания на герметичность;
    • проверка на функционирование компрессионных колец и поршней;
    • использование эндоскопа для проверки клапанов и цилиндров;
    • проверка работы и целостности свечей.

    image2.png

    Проверка корректной регулировки зазоров клапанов

    Проблема зажатия впускных клапанов наиболее часто встречается у автомобилей с ДВС, в которых размер тепловых зазоров формируется с помощью особых винтов и шайб. Их проверку следует осуществлять спустя каждые 30 000 – 80 000 км пробега (конкретное значение зависит от модели мотора). Не нужно забывать, что эти зазоры необходимо время от времени регулировать. Осмотр и проверку можно произвести с помощью щупов с шагом 0,05 мм.

    Для проверки двигатель автомобиля должен быть охлажден до рекомендованной изготовителем температуры (примерно 20 градусов по Цельсию). Затем следует снять клапанную крышку и щупом проверить, соответствуют ли зазоры в контрольных точках нужной величине. Такую процедуру необходимо выполнить с каждым клапаном по отдельности.

    Не менее важным признаком, после которого требуется проверить зазоры, является непонятный звон ГРМ, возникающий при непрогретом двигателе. Если эксплуатировать автомобиль с неправильно установленным зазорами, то в скором времени клапаны перегреются и полностью перестанут функционировать должным образом.

    Проверка геометрии клапанов

    Самой главной причиной зажимания клапанов является их взаимодействие с поршнями из-за обрыва ремня ГРМ. Такое происходит только на определенных моделях мотора. Например, двигатели «Гранты» и «Калины», индекс которых 11183, с такой проблемой никогда не сталкиваются. Однако в поздних модификациях этого же мотора (11186) обрыв ремня чаще всего приводит к контакту между поршнем и клапанами.

    После замены ремня ГРМ необходимо убедиться в том, что клапаны не деформировались. Не демонтируя ДВС, сделать это можно, провернув коленвал, используя ключ, который нужно надеть на болт крепления шкива. Если вращение будет легким, то клапаны не повредились и продолжают функционировать. Если же ощущается сильное сопротивление при прокручивании, то это говорит о серьезной деформации элементов. Как же проверить поршни при снятой ГБЦ в такой ситуации? Сперва необходимо визуально осмотреть элементы на наличие повреждений, сколов и прогаров. Затем следует выставить поршни в самую верхнюю мертвую точку и проверить зазор между поршнем и блоком.

    image4.png

    Для того чтобы проверить, погнуты ли клапаны, необходимо сделать следующее:

    1. Дождаться полного остывания двигателя.
    2. Снять корпус воздушного фильтра, провода системы зажигания и крепежи электропроводки.
    3. Открутить гайки клапанной крышки и затем отделить ее от головки блока цилиндров. Лучше всего воспользоваться плоской отверткой. Данную работу необходимо выполнить максимально аккуратно, так как из головки может вытекать масло.
    4. Снять ремень генератора и кожухи ГРМ. Если ремень порвался, то необходимо удалить имеющиеся остатки.
    5. Отключить электрические разъемы от карбюратора.
    6. Если можно получить доступ к болтам без демонтажа распредвала, то снять головки блока цилиндров. При отсутствии такой возможности необходимо демонтировать распредвал.
    7. Отделить головки от самого блока.
    8. Провести осмотр. Проблема может заключаться и в неплотном прилегании клапанов. Погнутые элементы можно будет легко заметить.
    9. Отметить клапаны, которые необходимо заменить, после чего снять ось коромысел. Особым инструментом для сжатия клапанных пружин необходимо нажать на тарелку сломанного клапана.
    10. Удерживая сам клапан сзади, плоской отверткой снять два сухарика, удерживающих элемент.
    11. Разжать клапанную пружину и снять ее.

    Проверка клапанов с использованием бумаги

    Диагностику клапанов можно провести и обычным листом бумаги. Однако данный способ подойдет только тогда, когда система питания и зажигания автомобиля работает. Следует взять бумагу и удерживать ее на уровне 3–5 см от входного отверстия выхлопа. Мотор в это время должен не только работать, но и быть прогрет. Если автомобиль работает так, как нужно, то лист будет немного вибрировать из-за воздействия отработанного газа. Если же бумагу время от времени засасывает в выхлопную трубу, то какой-то клапан либо прогорел, либо пропускает.

    Данный быстрый метод нельзя назвать точным, поэтому его стоит использовать только для первичной проверки автомобиля в полевых условиях. Это не дает возможности определить, в каком из цилиндров проблема, а также не подходит для автомобилей, в которых установлен катализатор.

    Проверка клапана с помощью масла и щупа

    Данный способ следует использовать только если есть полная уверенность в том, что поломка связана не с поршнями. Дефект поршня можно найти, используя щуп, который следует погрузить в цилиндр (через отверстие под свечи). Этот метод позволит определить, неисправны клапаны или кольца. Если давление увеличится, то это говорит о нормальном функционировании клапанов.

    image5.png

    Диагностика клапанов эндоскопом без снятия ГБЦ

    Эндоскоп – это специальный инструмент, который позволяет провести проверку клапанов и цилиндров, не разбирая двигатель. Для осмотра клапанов понадобится особый прибор с головкой или специальная насадка. Основное преимущество данного способа заключается в том, что можно не только доказать или опровергнуть наличие какого-либо дефекта, но и выяснить, впускной или выпускной клапан оказался неисправным.

    Диагностика камеры сгорания на герметичность

    Самой главной функцией клапанов в автомобиле является обеспечение полной герметичности камеры сгорания и тем самым создание нужного давления, чтобы обеспечивать воспламенение топлива. Сразу после повреждения отработанный газ начнет поступать либо во впускной, либо в выпускной коллектор. Впоследствии это сказывается на корректной работе двигателя.

    Благодаря использованию пневмотестера можно легко найти причину разгерметизации камеры сгорания. Если такого устройства нет, то его следует заменить привычным автомобильным компрессором для накачивания шин. Если камера герметична, то воздух из нее выходить не будет. Однако при утечке давление будет постепенно уменьшаться. По звуку движения воздуха можно легко понять, в какой области появились дефекты.

    image1.png

    Проверка зависания клапанов в пружине

    В головке цилиндров любого клапана есть как минимум одна пружина. С ее помощью оказывается определенное давление на держатель элемента, благодаря которому он остается закрытым. Для корректной работы клапана пружины создают давление, равное 30–40 кг. Именно этот показатель считается нормой. Причиной зависания клапана является то, что пружины не успевают своевременно его закрыть. Чаще всего это происходит на высоких оборотах (порядка 5000 в минуту). В этом случае клапаны открываются и закрываются с большой скоростью.

    Гораздо реже зависание клапанов возникает, когда пружины не в состоянии закрыть их перед началом следующего цикла открытия. В конечном итоге все это становится причиной потери мощности мотора. В худшем случае зависание клапанов приведет к дорогостоящему ремонту автомобиля.

    Безразборная проверка исправности клапанного механизма

    Безразборная проверка исправности клапанов двигателя подачей сжатого воздуха

    Герметичность клапанов на такте сжатия обеспечивает нормальную работу двигателя автомобиля, так как при плотном прилегании тарелок клапанов к седлам создается требуемое давление в камере сгорания во время поджига топливной смеси, в процессе ее горения и расширения (рабочий ход).

    В противном случае снижается мощность и приемистость двигателя, происходят выстрелы либо во впускной, либо выпускной тракт, наблюдается «троение» и перерасход топлива. Такая ситуация может возникнуть, например при прогорании одного или нескольких клапанов.

    Выявляется неисправный клапан путем двойного измерения компрессии в цилиндрах двигателя. Первый раз обычное измерение для выявления проблемного цилиндра. Второй раз с заливанием в него моторного масла для точного определения – прогорел клапан или проблемы с кольцами. См. «Измерение компрессии в цилиндрах двигателя».

    Безразборная проверка герметичности клапанов

    Перед проведением проверки желательно убедиться, что зазоры в клапанном механизме соответствуют норме. Если зазоры слишком маленькие или их нет вовсе, то герметичности камеры сгорания не будет в любом случае.

    1. Устанавливаем поршень проверяемого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ).

    Это должен быть такт сжатия, при котором впускной и выпускной клапана будут закрыты.

    2. В свечное отверстие подаем под давлением воздух (0,2-0,3 МПа (2-3 бар)).

    Для подачи воздуха вполне достаточно будет обычного насоса, но удобнее конечно использовать компрессор.

    3. По выходу воздуха определяем, какой клапан неисправен.

    Если во впускной коллектор – впускной клапан.

    В выпускной – выпускной клапан.

    Через маслозаливную горловину – неисправны поршневые кольца.

    Через расширительный бачок системы охлаждения – прогорела прокладка под головку блока.

    Для устранения любой из этих неисправностей придется, как минимум снимать головку блока двигателя. Неисправные клапана необходимо заменить и притереть.

    Примечания и дополнения

    — На карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 определить в каком цилиндре такт сжатия можно сняв крышку трамблера и посмотрев на провод какого цилиндра смотрит контакт «бегунка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *