Как протянуть головку на ваз 2109
Перейти к содержимому

Как протянуть головку на ваз 2109

  • автор:

Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом

Приветствую уважаемые. Сегодня подключал на машине электромагнитный клапан на карб, заводил — всё работает. Потом обратил внимание на странный запах под капотом. Посветил фонариком и увидел что из под шва гбц под 1м цилиндром выступает масло, а это очень плохо.

Выкрутил свечу, осмотрел — вся в черном бархатном нагаре (карб не настроен), но осматривал на предмет попадания тосола в цилиндр — вроде еще не пробило. Когда собирал двигатель то затягивал в 4 приема, первые 2 — по книге, остальные приемы на глаз, т.е. в итоге конечный момент вышел примерно 12 кгс и по ходу не дотянул. НО в книге написано что 3й и 4й прием докручиваются на 90градусов (именно это мне не понравилось, ибо на глаз определить это практически не реально, отсюда и деформация гбц). Вопрос в том, какой момент выставить на ключе что бы не разрушить болты и не протекало масло/тосол?

В инете вот что нашел- цитирую.
есть другой прием: основой качественной затяжки ГБЦ является переход болтов в зону пластической деформации
при выполнении этого условия отпадает необходимость повторно протягивать головку.Для того чтобы понять что болт перешел в зону пластической деформации необходимо:
1 этап — момент затяжки 20. 25 Н.м (2,0. 2,5 кгс.м)
2 этап — момент затяжки 70. 85 Н.м (7,0. 8,5 кгс.м)
3 этап — выставляем момент на ключе 120 Н*м, затягиваемесли удалось затянуть болт таким моментом, увеличиваем момент еще на 20 Н*м и такими затяжками находим момент при котором болт вращается но момент затяжки не увеличивается(наступила зона пластических деформаций) после этого необходимо прекратить затяжку чтобы не разрушить болт(. ВНИМАНИЕ. если момент затяжки начал уменьшаться необходимо срочно выкрутить и заменить болт т.к. началось разрушение болта).Обычно пластическая деформация болта возникает при моменте затяжки около 200Н*м, так же я бы посоветовал заменить старые болты не взирая на их длинну.»

Что думаете по этой статье? А так же при каком моменте могут разрушиться болты?

Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109

По истечению эксплуатационного периода или при нарушении целостности прокладки головки блока цилиндров, элемент подлежит обязательной замене.

Основной признак неисправности, износа прокладки — это образование течи ОЖ и масла в местах соединения блока двигателя и ГБЦ.

Уплотнители ГБЦ

Уплотнители ГБЦ

Замена

Чтобы поменять прокладку, вам потребуется демонтировать узел, избавиться от изношенной прокладки ГБЦ и собрать конструкцию в обратной последовательности, соблюдая рекомендации относительно моментов затяжки болтов ГБЦ. Обо всем этом расскажем более подробно.

  1. Отключите проводку от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика аварийного давления масла.
  2. Снимите термостат, только не забудьте перед этим слить ОЖ.
  3. Демонтируйте корпус воздушного фильтра. Снимать карбюратор не нужно, ибо мешать замене прокладки он не будет.
  4. Отключите приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
  5. Снимите шестеренку привода распредвала, предварительно установив поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Теперь можно снять защитный кожух ремня привода распределительного вала, ослабить крепежные болты фиксации шестерни, зафиксировав шестеренку от проворачивания.
  6. Снимите ремень привода распредвала. Затем можно уже полностью открутить крепежные болты и снять шестерню.
  7. Отожмите фиксатор, чтобы отключить колодку проводов от распределителя зажигания.
  8. Аналогичным образом отключите центральный высоковольтник.
  9. Ослабьте хомуты, чтобы снять шланг подвода горючего из топливной помпы.
  10. Отключите от карбюратора тяги привода заслонок — дроссельной и воздушной.
  11. Отключите питающую проводку от электромагнитного клапана.
  12. Снимите шланг вакуумного усилителя с патрубка впускной трубы.
  13. Отключите трубку от вакуумного корректора зажигания.
  14. Ослабьте натяжение хомутов, чтобы снять шланги отопления салона с патрубков.
  15. Снимите ГБЦ. Используя головку с удлинителем, откручиваются крепежные болты.
  16. Немного раскачайте головку рывками, после чего снимите элемент.
  17. Удалите старую прокладку, зачистите ее от остатков резинового уплотнителя и прочих загрязнений. Тщательно протрите насухо, после чего можно выполнять обратную сборку.
  18. Перед сборкой проверьте, соответствует ли нормальным значениям длина болтов для крепления головки блока цилиндров. В идеале их длина составляет 135,5 миллиметра. Если болты удлинились в процессе эксплуатации, тогда придется заменить все болты.

Процедура замены

Процедура замены

Затяжка

Выполнить обратную сборку узла, если четко следовать инструкции по демонтажным работам, особых проблем не составит.

Невероятно важным моментом замены прокладки ГБЦ и всех прочих мероприятий, связанных со снятием головки, является правильная регулировка и затяжка болтов.

Подтяжка болтов выполняется строго динамометрическим ключом, который позволит контролировать момент натяжения.

Вот несколько рекомендаций по использованию этого специализированного ключа и проверке текущего состояния натяжения:

  • Установите держатель в нулевом положении. Это будет говорить о том, что сейчас данные ключа равны моменту исходной позиции;
  • Посмотрите на показатели динамометрического инструмента при начале затяжки болтов;
  • Вращайте держатель, следите за показателями;
  • Если момент не меняется, то крепеж может поддаваться растяжению, что является нормальным явлением. Именно так должно происходить;
  • Если момент быстро увеличивается, следует достичь движения болта. То есть растяжение держателя малое, нужно стабилизировать.

Золотые правила затяжки

Чтобы правильно осуществить обратную сборку головки блока цилиндров, вам нужно придерживаться золотых правил:

  • Строго ориентируйтесь на данные по моменту затяжки, соответствующие автомобилю ВАЗ 2109;
  • Регулировку выполняйте только с помощью динамометрического ключа. Другие инструменты получить нужный результат не позволяют;
  • Для установки ГБЦ используйте только исправные болты, которые соответствуют требованиям вашего двигателя, установленного на ВАЗ 2109;
  • Перед работой убедитесь, что держатели находятся в исправном состоянии.

Проверка болтов

Проверка болтов

Схема затяжки

Помимо соблюдения необходимых моментов затяжения крепежных болтов ГБЦ, здесь требуется соблюдать еще одно правило.

Возвращение болтов на места выполняется строго согласно схеме, приведенной ниже.

Последовательность затяжения

Последовательность затяжения

Далее выполняйте работу согласно таблице, и вы все сделаете верно.

Затяжка выполняется в четыре круга, соблюдая последовательность работы с крепежными болтами, указанной в схеме.

Круг затяжки Ваши действия
Первый круг Динамометрическим ключом затягиваются все болты согласно схеме с прикладываемым моментом до 2,0 кг/см м
Второй круг Затяжка по второму кругу выполняется даже по схеме, но момент применяется уже до 8 кг/см м
Третий круг Каждый болт на третьем круге установки нужно докрутить на 90 градусов
Четвертый круг Четвертый и завершающий круг затяжки болтов головки блока цилиндров требует повторного закручивания крепежей еще на 90 градусов

Прежде чем следовать инструкции и схеме, убедитесь, что ваши болты соответствуют требованиям. В противном случае даже самая правильная, строго соблюдаемая затяжка не даст никакого результата.

Прокладка головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 — достаточно надежный элемент, но ему свойственно терять свои эксплуатационные качества. Для ее замены приходится выполнять далеко не самые простые операции, но игнорировать нарушение целостности прокладки ни в коем случае нельзя. Иначе последствия обернутся дорогостоящим ремонтом, а порой и полной заменой двигателя.

Порядок и момент затяжки ГБЦ на ВАЗ 2109

порядок затяжки гбц ваз 2109

Двигатели

На чтение 12 мин Просмотров 496 Опубликовано 14.12.2021 Обновлено 18.12.2021

Порядок затяжки ГБЦ ВАЗ 2109, как и ВАЗ 2108, одинаков для всех модификаций двигателя и совсем не похож на аналогичный процесс для классических «Жигулей».

Когда и зачем необходимо затягивать болты ГБЦ

На девятую модель устанавливались однотипные карбюраторные моторы объемами 1,1, 1,3 и 1,5 л, а также полуторалитровый инжекторный ДВС ВАЗ 21093i, выдающий мощность 79 л. с. (это на 6 л. с. больше, чем карбюраторный прототип без буквы i на конце). По сравнению с моторами заднеприводных ВАЗов, новые двигатели отличаются предельно рациональной конструкцией, меньшим количеством деталей и технологичностью ремонта и обслуживания. Для затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) также стали применять более прогрессивный метод угловой затяжки.

Затяжку болтов нужно проводить в следующих случаях:
• Для подтяжки крепежа. К ней обычно прибегают, если вблизи разъема головки и блок начала скапливаться влага, Если прокладка уже потекла, то процедура помогает редко, но шанс есть. Как правильно протянуть ГБЦ ВАЗ 2109 рассмотрим чуть дальше.
• В случае замены болта без снятия головки — если болт лопнул или растянулся, и герметичность узла оказалась под угрозой.
• При проведении ремонтных работ, связанных со снятием и установкой головки блока двигателя. Например, при замене изношенной прокладки ГБЦ, ремонте ГБЦ или замене колец.

Для замены и установки поршневых колец не обязательно обращаться в автосервис. Выполнить эту операцию своими руками под силу любому автомобилисту.

Комментарий эксперта
Задать вопрос

Утрата герметичности прокладки головки блока цилиндров происходит чаще всего из-за длительного срока службы. Крепежные болты в процессе эксплуатации растягиваются от напряжения, удлиняются и становятся менее упругими. Хорошо еще, если процесс идет равномерно. Но если сила сжатия ослабла в одном месте, ГБЦ деформируется, и подтяжкой крепежа уже не обойтись. Классический вариант деформации головки — это выгибание «домиком» посередине. Ускорить проявление неисправности могут перегрев, разморозка силового агрегата, детонация, высокие нагрузки, а также плохое качество деталей и расходных материалов. К перегреву Лады также бывает причастен термостат.

Как избежать повреждения прокладки ГБЦ и как диагностировать неисправность читайте в нашем материале.

Подготовка к работе

ГБЦ на ВАЗ 2109 можно устанавливать отдельно от распределительного вала, а можно в сборе с ним (как, впрочем, и с трамблером и даже с коллекторами). Конечно, удобно собрать весь узел на верстаке, но тем внимательнее следует быть при установке:

• Габаритная конструкция может случайно упереться в другие компоненты автомобиля.
• Щиток ремня ГРМ, приемная труба с ее кронштейном и коллекторные шпильки также требуют внимания.
• Когда головка уже стоит на блоке двигателя, но еще не прижата болтами, проверьте, не мешает ли что-то ее окончательной посадке.
• Подготовьте исправные болты. Они должны от руки заворачиваться в блок без повышенного сопротивления. Сравните их длину с максимально допустимой. При превышении допуска — замените.
• Проверьте головки болтов на предмет срыва внутренних шлицов под ключ.
• Резьбовую часть и торцы шайб смажьте тонким слоем моторного масла.

Длины болтов могут находиться в поле допуска, но при этом нежелательно, чтобы одни были как новые, а другие — на пределе. Такой разнобой проявится не сразу, но ускорит деформацию головки.

Совет эксперта

Посадочные отверстия под крепеж необходимо очистить, а на дне каналов не должно быть охлаждающей жидкости или масла. При упирании крепежа в жидкость, показания динамометрического ключа искажаются, и фактически болт получается недокрученным. Важно понять, что в этом случае на шкале динамометрического ключа отображается усилие, но возникает оно не вследствие поворота болта и сжатия прокладки, а из-за того, что болт уперся в жидкость. Реального обжатия и уплотнения прокладки не происходит, а значит неприятности не за горами.

Необходимые инструменты

Перед работой следует приготовить:

• набор слесарного инструмента (головки ключи и отвертки);
• плоскогубцы;
• динамометрический ключ;
• вороток;
• удлинитель с усиленной головкой под шестигранник 10 мм;
• шестигранник 10 мм;
• кордщетку;
• штангенциркуль;
• слесарный коловорот
• ветошь.

Из трех видов динамометрических ключей, в принципе, подойдет любой: электронный, стрелочный или со щелчком.

• Электронный инструмент точный, но дорогой. Ему нужны аккумуляторы или батарейки.
• Вполне можно затянуть болты любительским стрелочным. Хоть он и не такой точный, но по простоте и надежности ему нет равных. Ломаться нечему, так как нет даже ни одного шарнирного соединения. Кроме того, он показывает текущий момент затяжки. Это интересно, когда работаешь близко к предельным прочностным возможностям крепежа. Можно увидеть, как болт теряет упругость — при закручивании момент не растет, а наоборот падает. Но нам на 2109 это не нужно. А нужно точно отмерить момент на начальных этапах затяжки.
• Ключ со щелчком — оптимальный вариант для этих работ. Для ВАЗ 2109 хватит диапазона шкалы от 0 до 10 кгс•м. На рукояти этого ключа задается необходимый момент затяжки. Выставляем величину и начинаем пользоваться. Тянуть нужно равномерно, без рывков, придерживая левой рукой инструмент за его головку. Последнее нужно, чтобы обеспечить инструменту только напряжение вращения, без изгибов и перекосов. Работает он как обыкновенная трещотка, но по достижении заданного момента раздается щелчок — затяжку необходимо прекратить.

Используйте динамометрический ключ только для измерения момента. Это не слесарный инструмент, и срывать им заржавевший крепеж нельзя.

Многие автослесари утверждают, что чувствуют момент и без всяких средств измерений. Это возможно, и даже с большой точностью, но при малых значениях. С нарастанием момента, определять его все сложней, а при больших значениях совсем невозможно. Однако не так уж они неправы: пользуясь динамометрическим ключом, нужно постоянно контролировать его работу, сверяя с собственными ощущениями.

Практикующий специалист должен вовремя остановиться, если ключ не сработал вовремя, или сработал, по его мнению, преждевременно. Он должен понять, что либо с ключом что-то не то, либо бракованный болт растянулся.

Момент и порядок затяжки болтов головки в автомобиле ВАЗ-2109: видео

Затяжка головки ВАЗ-2109

После того как эксплуатационный период прокладки, установленной в блоке цилиндров завершается, а также после разрыва ее необходимо обязательно поменять.

Главный признак наличия проблемы с уплотнением – это протекание охлаждающей жидкости в тех местах, где блок силовой установки соединяется с ГБЦ.

Порядок замены

Для замены прокладки необходимо, прежде всего, полностью демонтировать весь узел, удалить пришедший в негодность уплотнитель и вновь собрать все в обратной последовательности. На завершающем этапе крайне важно будет провести затяжку болтов правильно.

Процедура проводится в том же порядке для двигателей, имеющих как 16, так и 8 клапанов. В первую очередь необходимо будет отключить датчики, контролирующие температуру ОЖ (охлаждающей жидкости) и давления масла.

  • перед тем как демонтировать термостат, сливают всю ОЖ;
  • отвинчивают корпус, защищающий воздушный фильтр;
  • карбюратор оставляют на месте;
  • производят отключение приемной трубы у глушителя, со стороны выпускного коллектора.

После всего этого потребуется удалить приводную шестеренку от распределительного вала. Перед этим поршень, расположенный в первом цилиндре, необходимо сдвинуть в верхнюю мертвую точку (ВМТ).

Только после этого разрешается снимать кожух и сам приводной ремень, ослабить болты, фиксирующие шестеренку и снять ее совсем.

Наступает черед электрокабелей. Для того чтобы снять колодку с проводами зажигания, необходимо будет отжать фиксатор. Таким же образом производится отключение центрального высоковольтного шлейфа.

Далее требуется убрать топливный шланг, выходящий из помпы, – здесь понадобится разобрать хомуты его держащие. Затем отключают тягу приводов как воздушной, так и дроссельной заслонок от карбюратора.

Следует также обесточить электромагнитный клапан – для этого достаточно отключить все провода, к нему ведущие. После этого убирают шланг от вакуумного усилителя. Рукава, подающие тепло в салон, полностью снимают.

Только после всего вышеприведенного можно бюджет снять головку блока цилиндров. Как правило, чтобы извлечь ее полностью, понадобится не просто открутить все болты, но еще и несколько раз дернуть на себя весь узел.

После удаления пришедшей в негодность прокладки необходимо очистить все прилегающие к ней части от фрагментов резины и другой грязи. После этого все нужно насухо протереть чистой ветошью.

Прежде чем проводить обратную сборку, требуется убедиться, что болты, удерживающие на месте ГБЦ, сохранили правильную длину. Все дело в том, что они со временем вытягиваются. Нормативная величина составляет 13,55 сантиметра. При несоответствии требованиям, их нужно обязательно сменить.

Процедура затяжки

Схема

Собрать узел вновь не составит труда, если следовать вышеприведенной инструкции в обратном порядке.

В то же время нужно особо подчеркнуть, что для правильной замены прокладки необходимо очень точно регулировать затяжку болтов, крепящих ГБЦ.

Для этого разрешается использовать исключительно динамометрический ключ – он позволяет точно контролировать сам момент натяжения.Перед работой упомянутым ранее инструментом, его держатель необходимо установить на отметке – 0 (ноль). Благодаря этому исходная позиция будет определена как точка отсчета.

Начиная затягивать болты, нужно следить за показателями с самого начала. Если не произошло их изменение – значит, вероятнее всего, крепеж поддался растяжению, что в целом соответствует норме. Здесь никаких проблем опасаться не следует. Однако при резком увеличении момента необходимо будет стабилизировать растяжение держателя.

Схема затяжки

Затяжка головки ВАЗ-2109

Прежде всего, важно помнить, что предварительно закручивать болты нужно в таком порядке:

  • первые два устанавливаются сверху и снизу в центральные отверстия;
  • третий и четвертый внизу, соответственно, справа и слева от среднего;
  • пятый и шестой вверху также с двух сторон от центрального;
  • седьмой и восьмой идут в крайние левые отверстия;
  • девятый и десятый в правые.

Далее необходимо будет произвести затяжку всех болтов в таком порядке:

  • первый этап – закручивание производится до показателя 2 кгс*м;
  • на втором круге затяжку осуществляют по вышеприведенному алгоритму, с той только разницей что усилие доводиться до 8 кгс*м;
  • по третьему проходу все болты поворачивают четко на 90 градусов;
  • четвертый этап полностью соответствует предыдущему, и является заключительным.

Послесловие

Перед тем как вновь собрать узел, необходимо обязательно проверить, в каком состоянии пребывают все болты. При малейшем несоответствии необходимо будет произвести замену. Важно понимать, что в противном случае хороший результат окажется недостижим.

Также не следует откладывать замену прокладки, поскольку впоследствии такая незначительная проблема обернется необходимостью чинить уже всю силовую установку. В тяжелых случаях требуется замена всего двигателя целиком. Также предлагаем просмотреть видеоурок:

Как вам статья?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *