Как настроить срез на сабвуфер
Перейти к содержимому

Как настроить срез на сабвуфер

  • автор:

Сабвуфер — часть домашней системы

Часто можно встретить мнение, что сабвуфер — удел домашних кинотеатров, чтоб «бабахало» и «гремело» под киноряд. А еще говорят, что в Hi-Fi-системе сабвуфер только испортит звук. Но когда продвигающим подобные утверждения задаешь уточняющие вопросы — чаще всего оказывается, что сами они не имели опыта в сооружении того же трифоника. Либо же имели, но настройке и доводке «до ума» не уделялось должного внимания. Хотя даже в кинотеатральной системе установка и настройка сабвуфера — не совсем простое занятие. А в трифонике и подобных системах — тем более.

Так что же делать, чтобы с помощью сабвуфера получить прирост качества звука? Или, может, не стоит овчинка выделки?

Заинтересовала меня данная тема не без повода — имею в своем распоряжении пару полочников. В принципе, в их звучании мне всего достаточно. Но, послушав однажды правильно настроенный трифоник, по возвращении домой понял, что чего-то в звуке моих полочников явно не хватает.

Думаю, читатель уже догадался, о чем я — не хватает того объема и полноты звука, которые появляются, когда частоты от 60 Гц и ниже имеют хорошую опору. Сразу стоит отметить, что далеко не все напольные АС с вменяемым бюджетом могут себе позволить столь низкий бас без потери плотности и тела. Поэтому для большинства владельцев напольников эта тема тоже актуальна.

Как выбрать правильный сабвуфер?

Для начала определимся с задачами. Как правило, они бывают двух типов: озвучивать спецэффекты в составе домашнего кинотеатра или играть музыку.

В кинотеатральной системе главная задача сабвуфера — создать нужное звуковое давление при озвучивании спецэффектов. Обычно для этого используются сабвуферы в корпусе с фазоинверторным оформлением. Причина тому — большая отдача в нижнем диапазоне за счет того, что фазоинвертор выпускает на волю те низкочастотные волны, которые рождены внутренней стороной динамика сабвуфера.

К тому же, такое оформление позволяет добиться достаточно «большого» баса от сравнительно небольшого динамика — и в небольшом корпусе. Но и недостатки у фазоинверторных сабвуферов тоже есть: они более прихотливы к выбору места в вашем помещении. Также им присуща более неровная частотная характеристика, ведь частота резонанса у динамика сабвуфера и у самого фазоинвертора — разная.

Вследствие этого, если не уделить должного внимания настройке и поиску наиболее подходящего места — на выходе получите тот самый гул и бубнеж, о которых слагают легенды. Попытки объединить такой сабвуфер в трифоник со стереопарой редко когда заканчиваются удачно. Фазоинверторный бас характеризуется мощью и глубиной, но никак не упругостью и качеством баса, к которому так стремятся любители хайрезов.

Сабвуфер в закрытом ящике — полная противоположность. Он способен на быстрый, упругий и поджарый бас. Менее требователен к вашему помещению, лоялен к музыке, имеет более ровную частотную характеристику — все это идет в плюс. Но для того, чтобы добиться от закрытого сабвуфера мощного и глубокого баса, который будет сопоставим по эффективности с фазоинверторным, нам понадобится гораздо больший объем закрытого корпуса, а следовательно — больше места в помещении под саб. Несмотря на это, для построения трифоника и других музыкальных систем закрытый ящик подойдет гораздо лучше.

Цель такого сабвуфера в составе трифоника — расширить частотный диапазон акустической системы. Для кинотеатральной же системы закрытый сабвуфер тоже будет актуален, но при сопоставимых параметрах размер его будет больше, чем у его собрата с фазоинвертором.

С чего начать?

После того, как задачи для саба определены, рассмотрите устройство, которое отвечает за усиление в вашей системе. Если это ресивер — у подобных устройств уже есть выделенный выход для сабвуфера. Обозначен он чаще всего соответствующей надписью около разъема.Если в вашей системе трудится стереоусилитель — скорее всего, отдельного выхода для сабвуфера у него нет. В этом случае у выбранной модели саба обязательно должен быть так называемый «высокоуровневый вход». Этот вход позволяет сабвуферу обрабатывать и корректировать исходящий полнодиапазонный сигнал от стереоусилителя.

При таком варианте сабвуфер подключается к клеммам для акустики. Предпочтительно использовать клемму «-» от одного канала и «+» от другого. Но встречались случаи, когда экспериментаторы подключали саб к клеммам одной из колонок — такой вариант вполне допустим, но остается на ваше усмотрение.Также существуют модели сабвуферов, которые оснащены двумя парами клемм для вашей акустики. В этом варианте оба канала от стереоусилителя подключаются к соответствующим входам на сабвуфере, далее от сабвуфера сигнал подается на стереопару.Это позволяет сабу с помощью встроенного кроссовера разгрузить Ваши АС от низких частот. Но таким способом вводится еще одно звено в звуковой тракт, и я не думаю, что этот вариант предпочтут любители «direct drive» и аналогичных кнопочек.

Где поставить?

И так, вот он — новенький, блестящий, мощный саб. Успешно подключен, но где же бас? Такое часто случается, без паники. Скорее всего, сабвуфер подключен в противофазе с Вашими АС, и они нивелируют НЧ друг друга. У большинства современных сабвуферов на тыльной стороне имеется переключатель фазы, обозначен он чаще всего «0–180». Щелкаем тумблером, слушаем снова.Если причина была в этом, разницу Вы услышите сразу же: «правильное» положение фазы — то, в котором низкие частоты слышны громче в месте прослушивания. Если дело не в фазе — проверьте правильность подключения сабвуфера. И посмотрите, наконец-то, в инструкцию. Кладут же их зачем-то в каждую коробку.Кроме того, у более продвинутых моделей сабов можно найти плавную регулировку фазы. Она может пригодиться, когда вы будете экспериментировать с поиском места — не всегда бывает достаточно двух положений.

Итак, бас есть, но не совсем тот, который вы ожидали? Здесь начинается самая увлекательная часть — отправляем сабвуфер в путешествие по комнате.Встречается мнение, что проще поставить саб на место прослушивания и самому уйти в тур по комнате на поиск позиции, в которой отдача по низким частотам вам нравится больше всего. Но не всегда это метод работает — несмотря на гибкость низкочастотного излучения, оно так же подвержено переотражениям и зависит от близости пола и стен к излучателю. А если сабвуфер фазоинверторного типа — эта зависимость удваивается. Поэтому поиск такого места в комнате и последующая рокировка слушателя и саба не всегда может дать желаемый результат.Для музыкальной системы оптимальным считается расположение сабвуфера на линии АС. По центру, слева или справа от акустики. Ориентир — качество баса, граничащее с его оптимальным количеством.Для кинотеатралов же поиск места не должен ограничиваться линией фронтальных колонок — здесь поле для экспериментов можно расширить в пределах зоны расположения вашей системы.

Тонкая доводка

Итак, место для нового компонента найдено. Настало время доводки сабвуфера до приемлемых показателей количества баса и уровня громкости относительно общей системы. Для этого все современные сабы оснащены как минимум двумя регулировками: это уровень громкости и частота среза.

Для кино важно эффектное и масштабное озвучивание происходящего на экране. Также важно, чтобы сабвуфер и остальные компоненты системы минимально вмешивались в работу друг друга. Здесь кинотеатралам на помощь приходит внутренний функционал ресиверов. Воспользуйтесь встроенным в ресивер кроссовером, чтобы отсечь от фронтальных и тыловых колонок ненужный диапазон частот

Если ваша акустика напольная — установите для нее нижний предел примерно в 80 Гц. Если вы используете полочные колонки — оставьте им звуки где-то от 100 Гц и выше. Для сабвуфера же, в свою очередь, установите такие же верхние лимиты: 80 или 100 Гц, соответственно. Касаемо уровня громкости сабвуфера — для начала установите регулятор на треть от возможной мощности. Далее, уже в «полевых» условиях, вы поймете, нужно ли добавить ему громкости или же наоборот — немного отнять.В Hi-Fi-системе настройка саба отличается. Сперва нужно выяснить, какой частотный диапазон доступен для конкретной АС, которую мы хотим объединить в трифоник. Интересен нам, прежде всего, нижний порог АС. По нему и ориентируемся: если это, допустим, 40 Гц — сперва попробуйте установить срез сабвуфера на 40–60 Гц, чтобы образовалась некая «накладка» и плавная стыковка частот саба и акустики. Можно экспериментировать и поднимать частоту среза еще выше — вплоть до 100–120 Гц.Здесь результат будет зависеть от того, насколько плотно ваши АС могут играть на той или иной частоте в нижнем регистре. В результате, можно получить как переизбыток верхнего баса, так и приятное его уплотнение, лучшую телесность и полновесность звука. Но по итогу такой настройки, скорее всего, нужно будет убавить уровень громкости сабвуфера. А это, в свою очередь, приведет к ослаблению звучания самых нижних частот, на которые способен ваш саб.Также существует альтернативный вариант настройки, когда срез сабвуфера устанавливается в его минимальное положение, а тонкая доводка происходит регулировкой уровня громкости саба относительно стереопары. В этом варианте лучше звучат самые нижние герцы — сабвуфер не возьмет на себя ношу АС, или же возьмет, но только ее малую долю. Такой метод рекомендует одна из фирм-производителей сабвуферов.

В конечном итоге, в плане настройки «референсом» считается такое сочетание звука, когда сабвуфер и акустика дополняют друг друга и становятся на слух «одним целым». Но и вкусовые предпочтения никто не отменял: в любом случае, главное — чтобы нравилось лично вам.

Выводы

Мы давно свыклись с мыслью о том, что сабвуфер в кинотеатральной системе — неотъемлемое звено. О его роли в Hi-Fi-системе споры не утихают уже достаточно долгое время. Счастливчики, которые имеют правильно настроенный трифоник или систему «2+2», неустанно стараются убедить остальных, что «жить стало лучше, жить стало веселее». К сожалению, очень часто — безрезультатно.Со своей стороны могу добавить: после того, как однажды услышал хорошо настроенный трифоник, большинство АС для меня стали не так привлекательны в низкочастотном диапазоне. Многие из них нуждаются в сабовой поддержке — и это слышно невооруженным ухом. Но выбор, как всегда, остается за вами.

Подскажите, как выставить частоту среза сабвуфера Bowers & Wilkins ASW 600?

У меня колонки Jamo с АЧХ 45 Гц — 20 кГц. Какую выставить частоту среза сабвуфера Bowers & Wilkins ASW 600?

Ответы

Частота выставляется из исходя больших параметров. Размер помещения и место расположения АС и сабвуфера оказывают не меньшее влияние, чем заявленные производителем АЧХ. Вопрос ваш требует многих уточнений и настроить не слушая не возможно. Вот почитать о том как производится настройка можно. Например в инструкции к сабвуферам Рел. Метод применим ко всем сабам. Для начала им вполне можно воспользоваться.

Согласен с Сергеем!

Добавлю, что настройка сабвуфера для трифоника в музыке и для применения в системе ДК могут существенно различаться.

Если Ваш сабвуфер используется исключительно для музыки в стерео (трифоник) его нужно настроить так, что бы он, как бы продлевал НЧ Ваших АС в область инфрабаса, где колонки уже имеют естественный спад АЧХ.

И настроить частоту среза, уровень громкости и фазу надо так, что бы бас плавно переходил от АС к сабвуферу без горбыля и провала на граничной частоте спада АЧХ АС. Фаза настраивается так, что бы нч АС и сабвуфера играли в унисон с басом Ваших АС, а уроень громкости у саба настраивается так, что бы бас сабвуфера не выделялся на фоне баса Ваших АС. И конечно, в кино настроить сабвуфер Вам поможет автоматика в AV ресивера, а вот в музыке саб лучше настраивать на слух, результат получается более правильным. Не всегда с первого раза получается правильно настроить сабвуфер в стерео системе, не бойтесь экспериментировать с настройками, с местом расположения сабвуфера в помещении и все у Вас получится!

Да кстати — как тут поставить минус за Ваше некомпетентное мнение?

Я Вам его с удовольствием нарисую.

Я пока не знаю как Вам конкретно ответить ,не нашел этого — отвечу как могу

-Согласен с Сергеем!

Добавлю, что настройка сабвуфера для трифоника в музыке и для применения в системе ДК могут существенно различаться.-

Простите )) это чем же принципы звука отличаются при распределении в ДК и в музыке ?

В ДК значит можно делать провалы по АЧХ и кучу ошибок ,а в музыке нет ?

Почему можно в ДК и нельзя в музыке ? В чем как Вы говорите существенное отличие ?

Если Вы кроссовером установите частоту среза Больше чем в нижняя граница ваших колонок .Ничего страшного не будет . Если Вы выкрутите на максимал частоту среза на сабвуфере — значение 200 .Это лишь означает что саб будет воспроизводит звуки уже с этих частот и звук будет притным и ровным. Так что смело выкручивате кроссовер на максимум .А вот громкость и Фазу регулируйте на слух . Так же как и местоположение Вашего саба в комнате.

Поставил вам минус за не компетентный и вредный совет.

И чем же- он вредный ))? И не компетентный — разъясните пожалуйста Вашу точку зрения .Что куда и почему .А минусы вы своим деткам ставьте .Я из этого возраста весь вырос.

По ходу вам никто ничего не ответит толком ,они же тут обросли «авторитетом» и на простые вопросы у них сложные ответы которые не несут полезной информации .А минусы )) имют значение . Я так смеялся )))

Вот Вам видео https://www.youtube.com/watch?v=fvO99JXN4TU посмотрите его , вероятно Вы найдете правильное решение Вашего вопроса. У Антона достаточно грамотное видео по многим вопросам — рекомендую. Там же про метод сведения нескольких сабов , сведение колонок с сабом.

Удачи Вам и хороших впечатлений от музыки.

Трудно ответить дистанционно, слушать надо, от комнаты и расстановки многое зависит.

Но если смотреть сухие цифры, то ставьте с небольшим нахлёстом, около 50-60 Гц.

Прям одновременно и об одном и том же! 🙂 ��

Правильные мысли летают в воздухе 🙂

Как настроить сабвуфер? руководство для начинающих по размещению сабвуфера

Как настроить сабвуфер? руководство для начинающих по размещению сабвуфера

Размещение сабвуфера может быть сложным, но это не ракетостроение! Независимо от того, хотите ли вы оборудовать свою студию, домашний кинотеатр или акустическую систему Hi-Fi: сабвуферы расширяют низкочастотную характеристику вашей системы мониторинга или прослушивания. Но где лучше всего разместить сабвуфер и как найти его идеальное положение? Прочтите наше руководство по размещению сабвуфера, чтобы получить максимальную отдачу от вашего сабвуфера!

Прежде чем мы начнем, вот неприглядная правда: независимо от того, насколько хорошо вы анализируете и/или измеряете свою комнату и колонки, поиск идеального положения для вашего сабвуфера, вероятно, потребует некоторых проб и ошибок и, прежде всего, большого количества критического прослушивания. Тем не менее, у нас есть несколько советов и рекомендаций по идеальному размещению сабвуфера!

Понимание полуправды: «Вы не можете найти сабвуферы».
Распространенным заблуждением является то, что наши уши не могут определить источник низких частот. В итоге можно было прийти к выводу, что положение сабвуфера в комнате не имеет значения. Но это неправильно!

Вот более «правильный» способ объяснения явления. Сабвуферы излучают бас всенаправленно, т.е. примерно одинаково сильно во всех направлениях. Поэтому звуковые волны распространяются по сферической схеме. Однако это верно только для «свободного поля», то есть открытого пространства без отражений. На практике границы помещения, такие как стены, потолок и пол, ограничивают распространение звуковых волн. Если только вы не построите домашний кинотеатр в своем саду…

Стены не отбрасывают низкие частоты как прямые отражения, а скорее формируют их в своего рода статическое давление в комнате. Эти стоячие волны также известны как комнатные моды. В результате в комнате могут быть места, где басов почти не слышно, и места, где басов слишком много, и они звучат неестественно гулко. В зависимости от геометрии помещения могут возникать довольно странные узоры. Прогнозы и точные расчеты практически невозможны.

Основное размещение сабвуфера: угловое или переднее
К счастью, есть определенные позиции, которые почти всегда работают достаточно хорошо. Первый вариант — разместить сабвуфер в углу комнаты, так как здесь все равно встречаются все комнатные моды. Однако при таком размещении сабвуфера басы будут значительно громче. Вы можете противодействовать этому, используя регулятор громкости сабвуфера.

Лучше всего включить какую-нибудь музыку и обратить внимание на то, как звучит бас в вашем месте прослушивания; это может быть студийный стул или даже диван. Если определенные частоты всегда слишком громкие, вы можете полностью исправить это с помощью эквалайзера. Но помните: в этом случае вы должны использовать эквалайзер только для обрезания частот; повышение чего-либо вообще не помогает и может нанести значительный ущерб. Некоторые сабвуферы, такие как некоторые модели от Neumann и Genelec, имеют встроенные функции коррекции помещения и могут выполнять эту задачу в полуавтоматическом режиме.

Несколько более сложный эксперимент — приблизить сабвуфер к динамикам. Здесь мы имеем в виду передние динамики, то есть стерео, даже если у вас есть система объемного звучания. На этом этапе я хотел бы отметить, что ничто не мешает вам использовать два или более сабвуферов в комнате для более сбалансированного возбуждения упомянутых звуков комнаты в разных местах. Может быть полезно, особенно при использовании двух сабвуферов, разместить один сабвуфер рядом с левым динамиком, а другой рядом с правым динамиком или даже под ними. С «только» одним сабвуфером я также рекомендую попробовать центральное положение между двумя динамиками. Несколько сантиметров влево или вправо уже могут иметь существенное значение.

Размещение сабвуфера: дайте спине отдохнуть!
Сабвуфер может быть очень тяжелым, и, как мы уже установили, поиск правильного места может потребовать много перемещений. Итак, вот профессиональный совет, который может избавить вас от визита к мануальному терапевту: поместите сабвуфер на тележку, пока вы экспериментируете!

Размещение сабвуфера
Я также настоятельно рекомендую обратиться за помощью к другому человеку, так как он может перемещать сабвуфер вперед и назад между динамиками, в то время как вы откидываетесь на спинку кресла и слушаете результаты. Это значительно упрощает сравнение A/B и помогает оценить, как изменения влияют на общую акустическую картину.

Если ваш сабвуфер тяжелый, тележка пригодится для экспериментов с размещением.

При поиске идеального места для сабвуфера я обнаружил, что метод исключения часто помогает мне больше, чем метод включения. Сначала я ищу места, где он точно звучит плохо, прежде чем я начну думать о том, где это звучит особенно хорошо. Но что на самом деле означает «звучит хорошо»?

Размещение сабвуфера — это все о прослушивании
Первое, на что стоит обратить внимание, это уровень. В каком положении бас наиболее громкий? Где разные басовые ноты звучат одинаково громко? Эти соображения являются хорошей отправной точкой, хотя они далеко не последнее слово, когда речь идет о правильном размещении сабвуфера.

Сейчас самое время поближе взглянуть на заднюю часть сабвуфера. В дополнение к ручке громкости вы, надеюсь, найдете переключатель фазы или полярности, который реверсирует или инвертирует фазу сабвуфера. Другими словами, он определяет, движется ли мембрана сначала вперед или назад. Цель состоит в том, чтобы гарантировать, что низкочастотный динамик движется вперед, когда другие динамики делают это. В противном случае они немного компенсировали бы друг друга, а это не то, чего мы хотим.

Могу я поговорить с менеджером?
Помимо регулятора громкости и переключателя фазы, активные сабвуферы обычно имеют еще больше возможностей для регулировки. Например, может быть ручка фазы, которая позволяет вращать фазу с более мелкими приращениями, а не просто переключать ее с 0° на 180° или наоборот. В сочетании с фазовым переключателем это в конечном итоге обеспечивает полное вращение баса от 180° до 360°. Подробнее о фазовых проблемах мы поговорим позже.

Положение сабвуфера
Правильное размещение сабвуфера также включает в себя их правильную проводку. С отдельными входами для LFE и стерео, этот конкретный сабвуфер позволяет управлять как внешним, так и внутренним басом.

Кроме того, подавляющее большинство активных сабвуферов имеют фильтр нижних частот или фильтр верхних частот, который устанавливает верхний частотный предел для воспроизведения басов сабвуфером. Этот параметр (который также зависит от частотной характеристики ваших основных динамиков) помогает гарантировать, что сабвуфер звучит менее гулко и его еще труднее обнаружить акустически. Если у вас нет активного сабвуфера — другими словами, сабвуфер без встроенного усиления — ваш усилитель/ресивер также может это сделать. Но это зависит от модели и, в конечном счете, от цены.

Если активный сабвуфер имеет дополнительные входы и выходы, например, для стереодинамиков или динамиков объемного звучания, это обычно называется интегрированным управлением басами. В этом случае вы также часто найдете фильтры низких частот для сателлитных динамиков.

Низкочастотный эффект или 2.1
В системах объемного звучания кинотеатра сабвуфер в первую очередь отвечает за низкочастотные спецэффекты, отсюда и его название: LFE или низкочастотный эффект. Поэтому профессиональные сабвуферы часто предлагают вход LFE в дополнение к соединениям стерео/2.1 или объемному звучанию. Иногда также предоставляются сквозные выходы LFE. Поскольку решения о том, какие частоты должны быть воспроизведены LFE, уже приняты микшером объемного звучания, этот вход не нуждается в дополнительных фильтрах. Если они есть, то это плюс.

Размещение сабвуфера: избегайте частотных помех
В дополнение к работе LFE, сабвуферы также имеют задачу разгрузить основные динамики, обеспечивая расширение вниз по частоте. В некоторых домашних кинотеатрах с крошечными сателлитами сабвуфер может быть даже единственным динамиком в системе, который вообще обеспечивает какой-либо значимый басовый отклик. Вот почему LFE также иногда обозначается как «расширение низких частот». Но это технически неправильно и не является первоначальным значением этой аббревиатуры.

Одним из преимуществ использования сабвуфера является то, что ваши сателлитные колонки не должны работать так усердно. Используя фильтр верхних частот, вы можете установить нижний предел их частотной характеристики. В зависимости от настройки и моделей динамиков вы найдете это в самих сателлитах или в сабвуфере. С одной стороны, это помогает избежать перегрузки сателлитов, с другой – противодействует нежелательным перекрытиям частот в области низких частот.

Последнее может и станет проблемой, так как действительно сложно выровнять все диафрагмы различных динамиков и сабвуфера так, чтобы они двигались синхронно и в одном направлении — и добиться того, чтобы их импульсы поступали одновременно на идеальное прослушивание. позиция. Это становится еще более сложным, когда вы стремитесь к большему сладкому участку, например, в кинотеатре.

Если они не совпадают, у вас все еще может быть больше басов, но, конечно, не в фазе. Это может привести к тому, что бас появится слишком рано или слишком поздно, или он будет звучать мутно и нечетко. По моему опыту, лучший способ проверить это — послушать какую-нибудь брутально глубокую электронную бочку и убедиться, что мощная атака действительно идет одновременно с «оживлением». Я всегда рекомендую техно-треки Йенса Циммерманна в качестве эталона.

Размещение сабвуфера: выравнивание фаз
Прежде чем это станет немного сложнее, вот краткое резюме. Колонки, которые закольцовываются через сабвуфер, называются сателлитами. Для них обычно имеется отдельный фильтр (обрезка низких или высоких частот) — не путать с фильтром низких или высоких частот, влияющим на сам сабвуфер.

В идеале речь Динамики и сабвуфер должны быть настроены на одну и ту же частоту кроссовера, чтобы свести к минимуму перекрытие между динамиками и сабвуфером. Например, динамики могут воспроизводить частоты до 45 Гц, а сабвуфер позаботится обо всем, что ниже. Некоторые модели имеют общее управление обоими фильтрами, поэтому их частоты всегда совпадают.

На практике, однако, иногда можно обойтись небольшой «дыркой» или даже преднамеренным перекрытием. Гладкость и наклон фильтров также играют важную роль, поскольку бесконечно крутых фильтров не существует.

И теперь это становится философским. В общем, я предпочитаю минимально возможную частоту кроссовера. Мне нравятся большие основные динамики за мощность, которую они обеспечивают — так почему я должен тратить на них столько денег только для того, чтобы ограничить их частотой 120 Гц и выше? Точно, это не имело бы смысла. Тоже не очень хорошо звучит.

Однако, чем ниже частота кроссовера, тем больше вы должны уделять внимания правильному фазовому выравниванию, т.е. синхронизации сабвуфера и динамиков, особенно в переходном диапазоне. Очевидно, самым простым решением было бы купить основные динамики большего размера и полностью исключить сабвуфер. Если это не вариант, обычно рекомендуется выбирать сабвуфер того же производителя, что и ваши основные динамики, потому что, надеюсь, они хорошо настроили их на заводе.

Обнуление фазы
Теперь это становится немного сложнее. Как только вы нашли позицию, которая работает достаточно хорошо, следующим шагом будет настройка фазы. Для этого инвертируйте фазу ваших основных динамиков, работающих в полнодиапазонном режиме — пока оставьте фильтр низких частот выключенным. Поскольку большинство основных динамиков не имеют фазовращателя, для этого очень удобен специально припаянный XLR-кабель с перепутанными горячими и холодными контактами.

Полярность динамика
С пассивными динамиками вы можете просто поменять полярность кабелей динамиков, чтобы инвертировать фазу.

Теперь отрегулируйте фазу сабвуфера, пока не добьетесь максимально возможного подавления басов с ОДНИМ из динамиков. Если возможно, вы должны начать с динамика, расположенного ближе всего к сабвуферу. Для достижения максимального подавления уровни сабвуфера и динамика должны быть примерно одинаковыми. На практике, однако, уровень в зоне наилучшего восприятия снижается лишь на несколько децибел. Поскольку это может быть трудно точно определить, полезно инвестировать в измеритель децибел, который также пригодится для множества других задач, помимо размещения сабвуфера.

И обратно в фазу!
Если теперь убрать «инвертирующий кабель» с динамика, то сабвуфер и динамик должны быть точно в фазе. Запишите настройки, потому что следующим шагом будет повторение всего процесса с другим динамиком. Когда вы закончите, вы сможете оценить, где и с какими настройками отмена работала лучше всего.

Конечно, вы также можете снова поиграть с положением сабвуфера, пока делаете это. Еще одна вещь, которую можно попробовать, это повернуть сабвуфер для тестирования так, чтобы диффузор низкочастотного динамика был направлен на стену, а не на комнату. К сожалению, результаты почти никогда не бывают полностью однозначными — наилучший возможный компромисс — это то, к чему вы стремитесь!

Поэкспериментируйте с поворотом сабвуфера.
Теоретически вы также можете оставить фазу динамиков нетронутой и инвертировать сам сабвуфер, а затем инвертировать его снова, как только вы найдете настройки и положение с максимальной компенсацией. Однако, если сабвуфер имеет более точную регулировку фазы, это может стать неточным.

Чувак, слишком сложно — неужели размещение сабвуфера не может быть проще?
Да, используя старую хитрость ползания, которая заключается в следующем: сначала поместите сабвуфер туда, где вы хотите сидеть позже, то есть в предполагаемом сладком месте. Затем проползите по комнате, подняв уши на 30 см или фут над полом, и послушайте, где бас звучит наиболее сбалансированно. Не забудьте проверить все углы! И именно там вы размещаете сабвуфер в надежде, что он будет звучать так же хорошо, когда вы теперь слушаете с наилучшего места. Настоятельно рекомендуется хороший комплект наколенников!

Как правильно настроить сабвуфер

Автомобильный сабвуфер является важным элементом в составе комплексных акустических систем. При этом важно не только правильно подобрать и подключить саб, но и выполнить его настройку.

На практике, только после настройки сабвуфер начинает выдавать желаемое звучание. Далее мы рассмотрим, как выполняются настройки сабвуфера, на какие параметры нужно обращать внимание, а также как настроить усилитель под сабвуфер.

Настройки сабвуфера в автомобиле

Как правильно настроить сабвуфер

Прежде всего, важно понимать, что саб является элементом для воспроизведения низких частот. Если просто, сабвуфер воспроизводит бас. Фактически, низкочастотный динамик имеет диффузор, который колеблется, создавая сжатия и разряжения воздуха.

В случае, когда колебания происходят с частотой от 16-20 раз в сек. (16-20 герц) до 14-18 тыс. раз в сек. (14-18 килогерц), человек воспринимает это как звук. При этом бас представляет собой нижний диапазон таких звуковых колебаний (от 20 до 150 Гц.).

Такую частоту колебаний имеют диффузоры сабвуферов, а также мидбасовых динамиков. Условно, колебания до 50 Гц это низкий бас, 50-100 средний бас, 100-150 верхний бас. Так вот, правильная настройка сабвуфера в машине позволяет значительно расширить динамический диапазон.

Фактически, тонкая настройка саба начинается еще на этапе проектирования короба, куда ставится НЧ динамик. Также отдельно учитываются характеристики сабвуферного динамика, стиль и тип музыки, которая чаще всего будет прослушиваться, особенности усилителя на саб и т.д. Так или иначе, если саб проектируется с нуля или уже идет готовым решением в корпусе, правильный подход позволяет получить хорошее звучание.

Частота сабвуфера

Перейдем к настройкам. После того, как сабвуфер правильно подключен к усилителю, прежде всего, начать следует с настройки LPF фильтра (low pass filter). Чтобы это сделать, нужно на усилителе на саб или на ГУ включить фильтр LPF. Если просто, этот фильтр позволяет подать на НЧ динамик только низкие частоты, срезав при этом средние и высокие.

В качестве примера, часто выставляется частота среза для сабвуферов от 50 до 63 Гц. Фильтр нужно выставить на указанную частоту, после чего производится дополнительная корректировка.

Лучше всего настраивать LPF на головном устройстве. Если такой возможности нет, тогда срез регулируется на самом усилителе. При этом одновременно задействовать фильтр на усилителе и ГУ не рекомендуется.

Еще добавим, что LPF не отрезает звук резко. На практике, если саб настроен на 60 Гц, на 61 Гц звук также будет, но частоты будут ослаблены, появляется плавный спад. При этом плавность спада зависит от порядка фильтра. Выбрать порядок позволяют некоторые ГУ.

Например, фильтр 4 порядка дает более плавный спад, тогда как фильтр 1 означает, что спад более резкий. Данный фильтр позволяет хорошо состыковать сабвуфер и мидбасовые динамики.

Сабсоник: настройка

Не вдаваясь в подробности, сабсоник является фильтром высоких частот, который работает в низкочастотной области. Если просто, сабсоник отрезает инфранизкие частоты, при этом пропускает более высокие. Обратите внимание, сабсоник присутствует не на всех усилителях. Если система собирается самостоятельно, желательно сразу подбирать такой усилитель на саб, где есть указанный фильтр.

На практике, сабсоник нужен для того, чтобы сабвуферный динамик не пытался воспроизвести частоты, выпадающие из слышимого диапазона (20 Гц и более низкие). Работая на таких частотах, заметно увеличивается ход диффузора, катушка может выйти из зазора и повредиться.

В свою очередь, сабсоник срезает ультранизкие частоты, что не позволяет динамику превышать допустимый ход. В результате увеличивается срок службы динамика, а также улучшается качество воспроизведения слышимого басового диапазона, саб начинает играть чище и громче.

Настройка сабсоника выполняется путем среза на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. В качестве примера, если частота настройки 35 Гц, сабсоник настраивается на 30 Гц. Для подстройки необходимо задействовать данную опцию и прокрутить регулятор для получения нужных значений.

Настройка Gain или Level

Настройка уровня входной чувствительности сабвуфера и его регулировка осуществляется на усилителе. Как правило, это обычный регулятор с цифрами (часто, от 0.3 до 5 В). Обратите внимание, многие полагают, что это уровень громкости на усилителе.

На самом деле, это не так. Регулятор Level или Gain позволяет согласовать уровень магнитолы или ГУ с усилителем. Настройка может производиться разными способами, при этом общая суть сводится к следующему:

  • на сабвуфер от магнитолы подается аудиосигнал с настроенной частотой;
  • при этом на усилителе сначала уровень входной чувствительности ставится на минимум;
  • далее на ГУ увеличивается громкость до того момента, пока появляются искажения;
  • затем ручку громкости нужно вернуть назад до того момента, пока искажения пропадут;
  • после начинают вращать регулятор «GAIN» до момента появления искажений;
  • затем регулятор возвращается назад, чтобы звук стал чистым.

Добавим, что для точной настройки сабвуфера в машине оптимально использовать осциллограф. Данное решение позволяет настроить уровни гибко, исключая даже малозаметные искажения.

Акустическая фаза сабвуфера и выставление задержки

Как правильно настроить сабвуфер

Начнем с фазировки. В ряде случаев можно заметить, что саб играет отдельно от фронтальной акустики, звук сабвуфера явно прослушивается из багажника. Такая настройка является неправильной.

Если просто, фаза сабвуфера позволяет «сдвинуть» звучание сабвуфера вперед. В результате саб звучит цельно и однородно вместе с фронтальными динамиками.

Так вот, на усилителях зачастую имеется регулятор фазы (фазовращатель). При выборе усилителя желательно приобретать именно такой, где есть подобная функция. Также фазу можно изменять на ГУ, где также часто есть данная опция. Если регулятора фазы нет на усилителе и магнитоле, тогда можно поменять местами провода «+» и «-» на самом динамике.

Разобравшись с фазой, далее следует перейти к настройке задержек. Обратите внимание, задержки можно выставлять только на процессорных магнитолах или же в том случае, если имеется внешний процессор.

Данная настройка нужна в том случае, если импульсные характеристики недостаточны и бас «запаздывает». На практике, это проявляется таким образом, что фронт уже отыграл ноту, при этом сабвуфер отыгрывает несколько позже, то есть с задержкой. Именно по этой причине нужна корректировка задержки, чтобы позволить фронтальной акустике и сабвуферу отыгрывать синхронно.

Подстройка мидбаса и сабвуфера

Как показывает практика, настройка саба должна быть выполнена так, чтобы низкочастотник хорошо сочетался с фронтальной акустикой, не возникало провалов по частотам и т.д. Другими словами, мало настроить сабвуфер, так как мидбасовые динамики также потребуют подстройки.

В качестве примера, если настройки сабвуфера предполагают верхний срез на 63 Гц, при этом мидбасы срезаны на 100 Гц снизу, в этом случае может возникать провал. Другая частота срезов приводит к тому, что определенные частоты «выпирают», тогда как другие прослушиваются хуже.

Для правильной настройки потребуется сделать плавным участок АЧХ, слегка изменяя частоты срезов LPF и HPF. Делается это как на слух, так и при помощи RTA-анализатора. Главное, добиться плотного и объемного звучания, чтобы не было «выпадения» по частотам.

Что в итоге

Как видно, настройка сабвуфера в машине является важным и ответственным этапом. При этом нужно понимать, что даже если все компоненты подобраны правильно (усилитель, саб, провода и т.д.), без соответствующей настройки сабвуфер может звучать слишком тихо или громко.

Также сам может не отыгрывать весь частотный диапазон, воспроизводить бас с искажениями, плохо сочетаться с фронтальной акустикой и т.п. Чтобы получить качественное звучание, выше мы рассмотрели, как настроить сабвуфер, обращая внимание на срезы по частотам, фазу, настройки фильтров и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *