Идет перезаряд аккумулятора в чем причина
Перейти к содержимому

Идет перезаряд аккумулятора в чем причина

  • автор:

По каким причинам появляется перезаряд аккумулятора?

По каким причинам появляется перезаряд аккумулятора?

В процессе использования автомобиля автовладельцы часто сталкиваются с проблемами с аккумуляторами, причём батареи не только разряжаются, но и может отмечаться значительный перезаряд АКБ. Зная причины перезаряда аккумулятора, можно провести ремонт автомобиля, что позволит исключить какие-либо серьезные неисправности с аккумулятором, бортовой системой и многочисленными электронными устройствами в автомобиле.

По каким причинам появляется перезаряд аккумулятора?

Что понимают под перезарядом

В полностью исправном автомобиле при запуске двигателя ток, необходимый для поджига топлива в камере сгорания, берется от аккумулятора. Как только двигатель запустился, в дело вступает генератор, который имеет привод от двигателя, именно генератор создаёт электроток, часть из которого направляется на аккумулятор до полной зарядки батареи. Однако, если генератор продолжает заряжать даже полностью заряженный аккумулятор, это приводит это к перезаряду и различным проблемам с автомобилем.

Если происходит перезаряд батареи, внутри аккумулятора электролит распадается на кислород и водород, отмечается его кипение, что быстро приводит к выходу из строя аккумулятора. Причём чем больше подаётся на аккумулятор ток, тем интенсивнее происходит кипение и испарение воды. Причём опасность такого перезаряда состоит не только в том, что существует риск вывести из строя аккумулятор, АКБ может попросту взорваться при перезаряде, а подобное грозит пожаром в автомобиле и полным выходом из строя машины.

Причины перезаряда аккумулятора

Чаще всего причиной такого перезаряда аккумулятора является неисправность реле-регулятора, которое отвечает за получение заряда от генератора. В исправном состоянии такое реле определяет показатели напряжения АКБ в 12,7 Вольта, что соответствует полностью заряженному аккумулятору, после чего отключает от генератора подачу электроэнергии. Если же отмечается выход из строя такого реле-регулятора, генератор постоянно подает на батарею ток, что и приводит к перезаряду. К счастью, стоимость такого реле-регулятора минимальна, поэтому расходы на его замену будут не слишком высоки.

Также возможной причиной перезаряда аккумулятора является выход из строя генератора. В подобном случае автовладельца ожидает сложный и дорогостоящий трудоемкий ремонт. В каждом конкретном случае необходимо вскрывать генератор, выполнять его дефектовку и проводить ремонт или же менять на новый.

Отдельные модели автомобилей оснащаются вольтметрами, которые показывают текущее напряжение, идущее на аккумулятор от генератора. Если выходят из строя такие датчики, это приводит к увеличению показателей напряжения в системе, а, следственно, происходит перезарядка аккумулятора.

Основные причины перезаряда аккумулятора

Возможные последствия перезаряда аккумулятора

При перезарядке аккумулятора электролит начинает закипать, не редкость когда от такого повышенного давления разрывало пластиковый корпус аккумулятор, после чего соляная кислота попадала на металл, клеммы, различные патрубки, провода и радиатор. Электролит — это соляная кислота, она может разъесть провода и различные пластиковые элементы под капотом, что приводит к необходимости выполнения дорогостоящего ремонта.

Соляная кислота при кипении может попадать на клеммы аккумулятора, после чего на электродах появляется характерный зелёный налёт. Опытные автовладельцы рекомендуют регулярно чистить клеммы мелкой шкуркой, что удаляет налет и улучшает контакт проводов.

При кипении и испарении электролита уровень соляной кислоты в аккумуляторе понижается, оголяются свинцовые пластины, это ещё больше уменьшает ёмкость АКБ, причём всё это время на аккумулятор идёт заряд. В конечном счете, свинцовые пластины начинают осыпаться, банки замыкает, а такой аккумулятор будет под замену.

При кипении из электролита выделяется водород и кислород, а это взрывоопасная смесь, что может привести к повреждению и разрыву аккумулятора. Как результат, всё подкапотное пространство или же багажник залиты электролитом, а автовладельцу предстоит выполнять сложный ремонт и менять аккумулятор.

Проблемы с электрикой при перезаряде аккумулятора встречаются достаточно редко, а вот предохранители, которые не рассчитаны на ток высокой мощности, часто перегорают, после чего требуется их замена. Также нужно следить за реле-регулятором, которое при выходе из строя может нагреваться, в конечном счете, оно оплавляется, портится проводка или же возникает пожар в автомобиле.

Перезаряд аккумулятора. Очень подробно о причинах и последствиях

Наверное, вы заметили, что в последнее время часто пишу об аккумуляторах автомобиля, просто я открыл новую рубрику на сайте и хочу освятить все «горячие вопросы» — переходите, почитайте очень много полезного. Еще одна очень животрепещущая тема, это перезаряд аккумулятора, сегодня я постараюсь рассказать, какие могут быть причины, а также последствия этого явления, почему перезаряжать батарею также плохо, как ее «недозаряд». Читаем дальше …

Перезаряд аккумулятора - причины, последствия

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что такое перезаряд?
  • Причины этого явления
  • Последствия перезаряда

Я уже не раз указывал, что в аккумуляторе есть небольшое количество электролита, у каждой модели по-разному все зависит от мощности. Именно этот электролит способствует накоплению энергии, без него не было бы эффекта АКБ (аккумуляторной батареи). Но ведь эта жидкость очень капризна, ей нужно создавать необходимые условия — чтобы она не замерзла, а также чтобы не выкипела. Если замерзнуть она может от глубокого разряда, то вот «вскипание» батареи может провоцироваться перезарядом, а это уже серьезно. Нужно что-то делать.

Что такое перезаряд?

Если объяснить на пальцах, это достаточно простой процесс – уже заряженный АКБ, генератор продолжает заряжать и заряжать. В составе электролита, есть доля воды, причем достаточно большая порядка 65% (остальной состав серная кислота 35%), при нормальном стечении обстоятельств аккумулятор набирает заряд (поднимает плотность до нужного уровня) и отключается, таким образом, его напряжение составляет 12,7 Вольта, это усредненное 100% напряжение на многих батареях.

генератор автомобиля

Если продолжить дальше заряжать батарею, то вода внутри электролита начнет распадаться на составляющие ее газы, а это водород и кислород – будет происходить бурление или кипение электролита, соответственно уровень воды будет падать (испаряться) – чем больше ток вы будете подавать, тем интенсивнее будет «кипение» и испарение – это и есть классический перезаряд аккумулятора.

Сопровождается интенсивным кипением и понижением уровня электролита. По сути такое явление намного опаснее, чем скажем «недозаряд».

При неполном заряде АКБ вы просто не запустите свой автомобиль, а вот при перезаряде аккумулятор может просто взорваться.

Причины этого явления

Ребята, скажу пару слов о «специальном» перезаряде от зарядного устройства – многие делают это специально! ЗАПОМНИТЕ! Таким образом — повышают плотность электролита, до нужного уровня – в нашей полосе это примерно 1,27 г/см 3 , если плотность ниже (уже при заряженном АКБ), тогда батарея может замерзнуть при минусовых значениях. Нужно ее повышать! А как это сделать? Очень просто – вам нужно испарить небольшое количество воды из электролита, таким образом, концентрация кислоты вырастит и плотность увеличиться.

зарядка

Поэтому многие автолюбители — «кипятят» аккумулятор на слабом токе, от зарядного устройства, но только до определенного значения плотности. После этого зарядку выключают. Иначе просто «угробите» батарею. Особенно важно – не допускать «оголение» пластин.

Теперь «неспециальный» перезаряд, что говориться под капотом автомобиля, его основные причины:

  • Вышло из строя реле регулятора заряда генератора. Это реле «видит» зарядку, и по достижению 12,7 Вольта, отключает подачу энергии от генератора. Если выходит из строя это реле, то генератор будет постоянно заряжать батарею, а токи у него немалые, она очень быстро закипит! Это самая распространенная причина. Благо, что это реле стоит копейки. Небольшое видео, смотрим.
  • Вышел из строя сам генератор, такое тоже бывает. Например, сменили реле, а ничего не помогает, постоянно идет зарядка! Нужно ремонтировать или менять генератор, здесь ремонт уже сложнее и дороже.

вышел из строя генератор

  • НА некоторых автомобилях, например на грузовых, также на некоторых УАЗ, стоит вольтметр, он показывает напряжение от генератора до аккумулятора, то есть каким он его подзаряжает. Обычно недолжно превышать 14Вольт, но зачастую показания бывают 15 – 17Вольт, это очень много. У меня на практики был такой случай – сменили и реле и генератор, все новое, а вольтметр показывает 17Вольт, уже голову сломали что делать! Оказывается, вышел из строя сам датчик, поменяли этот дисплей и все нормально, напряжение выровнялось в 14Вольт. Так что мораль такая — иногда выходит из строя сам датчик – перезаряда нет, просто показывает «ложные» показания.

Вольтметр ВАЗ

Это самые распространенные причины, по которым заряд идет сверх нормы, по сути тут ломаться больше нечему, если у вас не какой-то Лексус в котором датчиков просто уйма, там может быть еще что-нибудь, хотя как мне кажется и там, навряд-ли.

Благо в новых автомобилях, у вас загорится два индикатора на панели, это CHECK ENGINE, а также значок батареи.

Многие скажут – ну и что, перезаряжает, да и «хай» с ним, что будет-то? А вот ребята не скажите, читаем о последствиях.

Последствия перезаряда

Итак, для тех, кто верит в то, что все это несерьезно и с этим можно ездить, посвящается, разложу по пунктам:

  • Перезаряд вызывает кипение электролита, он выплескивается на поверхность аккумулятора, а после стекает на многие детали под капотом, например: — клеммы, патрубки, металл кузова, радиатор, провода и т.д. Так как здесь присутствует кислота (пусть не концентрированная), но все равно она может разъесть все то, что я вам перечислил, пусть не сразу, но она это сделает.

электролит убежал

  • Окисление клемм. Так как кислота попадает на клеммы, они будут очень быстро окисляться, появится зеленый налет.

Окисление клемм

  • Уровень электролита понижается, оголяются свинцовые пластины, а заряд все идет! Таким образом, они будут нагреваться, что негативно на них влияет – если долго не размусоливать, они «осыпятся», может замкнуть банки или вообще умрет батарея. Просто выкинете АКБ.
  • Так как испаряется электролит, а это по сути взрывоопасные газы (кислород и водород), то может взорваться сам батарея, причем так что мало не покажется. Все подкапотное пространство будет в кислоте.

Взорвался аккумулятор

  • Могут не выдержать некоторые предохранители, потому как они не рассчитаны на 17 Вольт.
  • Если накрылось реле регулятора, то иногда оно может греться, причем до такой степени что чуть ли не плавится, а это косвенно может вызвать пожар, ну или поправится проводка.

Устраняйте эту поломку это серьезно! Поверьте! У меня АКБ взрывался на старых ВАЗ.

Как видите все банально и просто, но из этих простых «мелочей» складываются сложные вещи или целые системы, такие как электрическая цепь: генератор – аккумулятор – стартер.

Думаю, вам была полезна эта статья, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.

(84 голосов, средний: 3,62 из 5)

Перезаряд аккумулятора — последствия и как защититься

Перезаряд аккумулятора

При разумной эксплуатации аккумулятор практически не создает проблем на протяжении всего срока службы. Другое дело, если батарея работает в экстремальных режимах, наиболее критичный из которых – перезаряд. О том, что такое перезаряд АКБ, и как его не допустить, пойдет речь в этой статье.

Что такое перезаряд аккумулятора

Взрыв АКБ

По сути, это заряд сверх нормы, и чтобы подробнее разобраться в теме следует сначала понять, что такое норма. Штатное напряжение на клеммах полностью заряженного АКБ в среднем составляет 12,7V. При пуске двигателя этот показатель падает, так как отдается значительное количество электроэнергии. После старта боровую сеть машины питает генератор, обеспечивая напряжение порядка 14,5V. Ток поступает на пластины электрода аккумулятора, запуская восстановительные процессы в электролите – таким образом батарея заряжается. Если этот процесс происходит при повышенном напряжении (более 20V) длительное время, решетки электродов АКБ начинают греться, а вода в банках испаряться и бурлить, что и создает закипания. Концентрация серной кислоты в электролите возрастает, то есть увеличивается его плотность. В ходе кипения вода распадается на кислород и водород, образовавшийся избыток газа не успевает отводиться. На этой стадии перезаряд особенно опасен – возможно разрушение корпуса батареи и даже взрыв.

Какие автомобили подвержены проблеме

Естественно, вероятность получения аккумулятором избыточного заряда на новых иномарках существенно ниже, чем на изделиях с солидным пробегом от отечественного автопрома. Тем не менее есть ряд моделей, перезаряд на которых считается распространенной проблемой. Речь идет об автомобилях ВАЗ в классическом исполнении. Среди «классики» данная неисправность чаще всего встречается на «шестерке» (ВАЗ 2106). Грузовые авто и некоторые модели УАЗ оборудуются датчиками бортового напряжения и порой, эти датчики начинают сигнализировать о повышении зарядного тока между генератором и АКБ (18V и более). Это не нормально и может привести к скорому перезаряду. Однако часто проблема в самих датчиках, которые показывают неверную информацию.

Как выявить наличие перезаряда

  • Устанавливаем мультиметр в режим постоянного тока примерно на 20V;
  • Контакты соединяем с клеммами АКБ (черный провод на минус, красный на плюс);
  • На неработающем двигателе полностью заряженная батарея дает напряжение 12,7V;
  • Запускаем двигатель;
  • Если генератор исправен, рыле рабочее и в борт-сети нет проблем, мультиметр должен показать 14,5V (+- 0,5V).

Перезаряд батареи выявляется по внешним признакам (окисление клемм, подтеки электролита на корпусе) или по данным бортового компьютера. Если в авто нет встроенного БК, можно приобрести внешний.

Перезаряд

Следует обращать внимание на освещение в салоне и свет приборной панели. Один из первых признаков перезаряда – чрезмерная яркость свечения ламп бортового оборудования.

К чему может привести постоянный перезаряд

  • Во время перезаряда кипит электролит, при этом он частично вытекает через газоотводные отверстия и заглушки банок. Если процесс продолжается достаточно долго, то вытекший раствор серной кислоты окажется на радиаторе, проводах, шлангах охлаждения и кузове. Концентрация кислоты не велика, но с течением времени она разъест часть перечисленного выше.
  • При незначительном перезаряде электролит выпадает на корпусе АКБ в виде конденсата на клеммах, от чего они окисляются и покрываются зеленым налетом.
  • Испарение электролита приводит к понижению его уровня в банках, оголяется часть электродов, пластины перегреваются и с них осыпается активная масса. Это грозит замыканием банок и окончательным выходом аккумулятора из строя.
  • Перезаряд на финальной стадии сопровождается значительным перегревом, в ходе которого вода электролита распадается на кислород и водород. Образовавшаяся смесь газов может взорваться, при этом кислота окажется на узлах подкапотного пространства.
  • Перегорают предохранители, лампочки на приборной панели и в салоне, перестает работать другая бортовая электроника (предел напряжения, которые они выдерживают не превышает 17V). В некоторых случаях возможно оплавление и возгорание проводов бортовой сети.

AGM-батареи особенно чувствительны к перезаряду. Электроды таких АКБ разделены стекло-матовыми сепараторами. Нагреваясь, электролит быстро испаряется из пористого стекловолокна, оставляя пластины сухими. В результате осыпается активная смесь, и аккумулятор становится непригодным к использованию.

AGM и GEL

Не меньше страдают гелевые аккумуляторы. У них при постоянном перезаряде может осесть гель оголив верхнюю часть пластин, которые тут же замкнутся. После этого батарея сразу придет в негодность.

Причины возникновения и их решения

Избыточный заряд аккумуляторной батареи происходит по следующим причинам:

  • Неисправное рыле генератора. Речь идет о ситуации, когда регулятор рабочий, но свои функции исполняет некорректно. Рыле генератора не допускает превышения бортового напряжения свыше 14,5V. Бракованное или неисправное устройство дает несколько большие токи в сеть автомобиля, что приводит к стабильному, но не критичному перезаряду, поскольку напряжение, как правило, незначительно превышает штатное.
  • Нерабочее рыле генератора. В таких случаях электричество поступает на батарею напрямую с генератора без каких-либо ограничений, при этом напряжение может превышать 24V, что в результате становится причиной существенной перезарядки АКБ.
  • Неисправный генератор. При повреждении диодного моста, пробоя обмотки или якоря на корпус, часть тока будет поступать мимо рыле, приводя к перезаряду.
  • Плохой контакт в цепи. Исправное реле воспринимает сопротивление, создаваемое плохим контактом, как повышенную нагрузку сети автомобиля. Пытаясь ее компенсировать, регулятор пропускает в сеть больше напряжения, в результате батарея перезаряжается.
  • Неправильная зарядка от ЗУ. Некоторые зарядные устройства старого образца настраиваются вручную. Неверно выбранный режим приводит к перезаряду.

Важно! Не стоит игнорировать частичный выход из строя рыле генератора, поскольку неисправная деталь рано или поздно может оказаться полностью неработоспособной.

Заряжается высоким напряжением

Батарею иногда намеренно подвергают избыточной зарядке, пытаясь восстановить работоспособность. Делают это для повышения плотности электролита. Под высоким напряжением повышается температура, начинается кипение, вода испаряется и увеличивается концентрация серной кислоты.

Как защитить аккумулятор от перезаряда

Для заряда батареи вне автомобиля стоит пользоваться современными ЗУ с автоматической регулировкой напряжения. Функционал бюджетных устройств достаточно скромен, но его вполне достаточно, чтобы зарядить АКБ без каких-либо негативных последствий.

Наиболее простая и эффективная защита автомобильного аккумулятора от перезаряда генератором – использование бортового компьютера. В некоторых авто БК установлен с завода, если же нет встроенного, всегда можно приобрести внешний. Помимо состояния АКБ бортовой компьютер отображает массу другой полезной информации.

Естественно, никакое оборудование не спасет батарею от халатности ее владельца. Автомобиль требует внимания, это особенно касается отечественных моделей с пробегом. При появлении первых признаков перезаряда, (повышенная яркость освещения, окисление клемм, показания БК), следует немедленно принимать меры, иначе не избежать серьезного ремонта в последствии.

Перезаряд на аккумулятор: причины и способы устранения

Первая проблема, о которой думают при эксплуатации АКБ, это недозаряд и связанный с ним внезапный отказ батареи запускать двигатель. Но не менее опасен и перезаряд, особенно когда он происходит систематически, а внимания аккумулятору уделяют недостаточно.

От этого он тоже со временем откажет, так же внезапно и даже с худшими последствиями – восстановлению подобные батареи подлежат редко и дорого.

Как происходит заряд АКБ в автомобиле

Существует множество режимов заряда для различных аккумуляторных батарей. Их методики прописаны в заводской документации для конкретных серий АКБ.

В автомобилях используется один из них – это буферный режим при постоянном напряжении. Не бортовая сеть адаптируется под тип батареи, а аккумуляторы выпускаются специально для автомобилей.

В буферном включении аккумулятор подсоединяется параллельно к генератору и потребителям, образуя единую бортовую сеть. Отдельного зарядного устройства нет. Напряжение в сети стабилизируется при помощи электронного регулятора в генераторе. Увеличение напряжения вызывает падение тока возбуждения и наоборот.

Батарея имеет внутреннюю электродвижущую силу – ЭДС. Это суммарный потенциал всех её элементов. ЭДС численно равна напряжению на клеммах АКБ, если отсоединить её от сети.

Когда она ниже, чем сеть, то происходит протекание тока в аккумулятор – это заряд. Если сеть падает, то происходит обратный процесс, батарея отдаёт ток в нагрузку и разряжается.

Достоинство данной схемы – её простота и минимум обслуживающей аппаратуры. Недостатков много, один из них – постоянный недозаряд батареи, но особой необходимости доводить заряженность до 100% и нет.

Вполне достаточно существующих 80-90% при условии исправности элементов сети и её энергетической сбалансированности, то есть вырабатываемой генератором энергии достаточно для питания всех потребителей с некоторым избытком на компенсацию КПД батареи.

Что такое перезаряд аккумулятора и как он происходит

Когда все узлы исправны и правильно отрегулированы, то перезаряд АКБ при буферном использовании невозможен. ЭДС батареи растёт, становится равным напряжению сети, и зарядка автоматически прекращается. Происходит лишь поддерживание состояния.

Проблемы с перезарядом начинаются в тех случаях, когда напряжение превышает определённый уровень, допустимый для АКБ данного типа, тогда заряд продолжается уже после набора батареей предельной ЭДС, дальнейшие штатные химические реакции невозможны, начинается выделение тепла в зоне электродов и электролите с разложением составляющих.

Причины могут быть разными, практически все они связаны с генератором и его цепями:

  • нарушенные регулировки электронного реле генератора по причине брака, старения, возникшей неисправности или искусственного вмешательства с целью поднять зарядное напряжение;
  • применение регулятора, не соответствующего типу используемой батареи, в зависимости от поколения аккумулятора или его технологии изготовления оптимальные пороги буферного режима могут быть различными;
  • дефекты проводки цепей регулятора, например, окисленные контакты могут вызывать падение напряжения, что регулятором станет восприниматься как понижение в сети, и он добавит тока в обмотку возбуждения;
  • проблемы с самой батареей, отказы в последовательной цепи её отдельных банок.

Кроме аккумулятора, от повышенного напряжения начнут страдать и все прочие узлы электрооборудования, что хорошо заметно, например, по яркости света фар, а также при внимательном взгляде на имеющийся бортовой вольтметр.

Последствия для АКБ

Если батарея более технологичная и качественная, тем хуже для неё, так как могут быть последствия.

Относительно старые типы вентилируемых обслуживаемых АКБ с жидким электролитом начинают «кипеть» (на самом деле это не парообразование из-за высокой температуры, а выделение газов как продукта химических реакций). При этом растёт плотность электролита и уменьшается его количество.

Выход паров серной кислоты через вентиляцию сопровождается разрушением защитных покрытий кузова, коррозией всех подкапотных металлических деталей и прочими неприятностями.

Явление очень нежелательное, но радикально на состоянии такой АКБ сразу не скажется. В большинстве случаев будет достаточно, если вовремя заметить перезаряд, устранить причины и довести электролит до нормальной плотности и уровня. Просто долить дистиллированной воды.

Хуже обстоят дела у герметичных батарей, как с жидким электролитом, так и типов AGM и GEL. Герметичность способствует малому объёму обслуживания, но из-за неё в корпусе растёт давление, он начинает терять форму, раздуваться.

У AGM аккумуляторов, которые особенно боятся перезаряда, происходит необратимое осушение матов в сепараторах, где адсорбирован электролит.

Электролиз превратит содержимое в смесь водорода с кислородом, что само по себе опасно, но даже если газы просто улетучатся, восстановить АКБ будет проблематично. Выполнить аварийную доливку и пропитку не всегда возможно.

Что делать если начался перезаряд

Если замер напряжения в сети показывает зависимость напряжения от оборотов и рост его до 15 Вольт и выше, необходимо немедленно выключить двигатель и провести поиск неисправности.

Методики известны автоэлектрикам, обычно это контроль состояния контактов, замена регулятора на заведомо исправный, проверка состояния батареи.

После устранения причина принимается решение о возможности дальнейшей эксплуатации пострадавшей АКБ. Тестерным оборудованием измеряется её остаточная ёмкость, проверяется наличие и количество электролита.

Когда неисправность появилась внезапно, а надо доехать до места ремонта, можно отключить генератор. Запаса энергии в АКБ хватит на несколько десятков километров, если она была исправна, а проблему вовремя заметили.

Защита от перезаряда аккумулятора

На современных автомобилях цепи заряда достаточно надёжны и в дополнительной защите не нуждаются, но на старых машинах есть смысл периодически проверять состояние проводки и разъёмов генератора, особенно его регулятора.

Реле

Для своевременного предупреждения о повышенном напряжении можно установить контрольное пороговое реле. Оно или предупредит о превышении звуковым или световым сигналом, или сможет автоматически отключить генератор.

Как минимум, можно установить хорошо видимый водителем вольтметр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *