Как смазываются детали коробки передач
Перейти к содержимому

Как смазываются детали коробки передач

  • автор:

Система смазки коробки передач

Смазывание поверхности зубьев шестерен коробки передач, деталей механизма переключения передач осуществляется путем разбрызгивания масла. Объем заливаемого в картер масла выбирается таким, чтобы при неработающей коробке передач обеспечивалось частичное погружение в масло тел качения подшипников и зубчатых венцов шестерен наиболее низко расположенного вала коробки передач. Уровень масла принято располагать у нижних точек дорожек качения внутренних колец подшипников этого вала, перекрывая, тем самым, часть тел качения.

В том случае, когда имеется удлинитель картера, являющийся опорой для скользящей вилки карданного вала (см. рис. 8), требуется подвод масла к нижней части втулки 17 подшипника скольжения удлинителя. В некоторых конструкциях с этой целью реализуется различный — «ступенчатый» — уровень масла в картере и его удлинителе, при этом могут потребоваться две сливные пробки — для каждого объема масла, или специальное дренажное отверстие малого сечения, соединяющее объемы.

Простейшим способом подачи масла к трущимся посадочным поверхностям шестерен являются радиальные каналы — сверления от впадины зуба шестерни к посадочному отверстию (см. рис. 8, рис. 9). Применяются также косо расположенные сверления — от ступичной части шестерни к посадочному отверстию (см. рис. 13, шестерня 4). Однако по всем этим каналам масло поступает лишь при остановке вращения шестерен. При росте скорости вращения масло выбрасывается центробежными силами и при длительном безостановочном движении возможно масляное «голодание» посадочных поверхностей шестерен.

Эффективную подачу масла в зоны трения шестерен, включая и торцевые поверхности, обеспечивает сочетание осевого канала в валу с системой радиальных сверлений — от осевого канала к каждой шестерне постоянного зацепления. Для подвода масла в отверстие вала в ряде конструкций служит подающая трубка, к которой масло поступает из специальных масляных карманов, лотков, собирающих масло со стенок корпусных деталей.

Используются также системы динамической подачи масла. В представленной на рис. 12а конструкции для подвода к осевому сверлению вторичного вала используется направленная струя масла, разбрызгиваемого ведомой шестерней главной передачи. Для расположенных рядом со стенкой картера шестерен 5-й и 4-й передач используется насосное действие конической поверхности на упорных кольцах 21 и 24, контактирующих с торцами этих шестерен. Через систему отверстий в упорном кольце коническая поверхность подводит масло к посадочному месту шестерни. Однако для этого необходимо обеспечить поступление масла в зону конической поверхности, для чего предусматриваются каналы — углубления на торцевой стенке картера. Подобные динамические системы обеспечивают подачу масла в неполном диапазоне оборотов шестерен.

Наиболее надежное маслообеспечение поверхностей трения шестерен и валов достигается при принудительной системе смазки коробки передач с установкой масляного насоса или, как в конструкции по рис. 15, шнека — специальной маслонагнетающей детали 2 с винтовой нарезкой на наружной поверхности. Через сверление в первичном валу и установленную в него подающую трубку нагнетаемое масло поступает в осевой канал вторичного вала и далее по системе радиальных сверлений — к каждой шестерне постоянного зацепления. Несмотря на усложнение конструкции и удорожание коробки передач, принудительная система смазки целесообразна для грузовых автомобилей, работающих при высоких нагрузках в длительном режиме, а также оправдана для легковых автомобилей с высокими и длительными скоростными режимами движения.

Ступенчатые коробки передач заправляются трансмиссионными маслами, кинематическая вязкость которых находится в диапазоне 14. 17 мм 2 /с (сСт — сантистоксов). Для снижения усилий переключения передач, потерь на взбалтывание масла, особенно в условиях низких зимних температур, предпочтительно применение трансмиссионных масел, относящихся к классу маловязких — с кинематической вязкостью 10. 14 сСт.

В коробках передач, выполненных в одном агрегате с главной передачей и имеющих общий объем трансмиссионного масла, тип заливаемого масла зависит от типа главной передачи — при спирально-конической главной передаче требуется применение специальных, предназначенных для этих передач, масел.

Смазка коробки передач ЯМЗ

Коробка передач кпп ямз-239

Для избежания чрезмерного перегрева и задиров вращающихся деталей коробки передач ко всем поверхностям трения предусмотрена подача смазки под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен пятой, третьей и второй передач вторичного вала.

Подача смазки производится шестеренчатым насосом, установленным на переднем торце картера коробки.

Корпус и основание насоса отлиты из специального чугуна и стянуты четырьмя болтами. Между корпусом и основанием установ­лена уплотнительная картонная прокладка, обеспечивающая необ­ходимый рабочий зазор между корпусом и торцами шестерен насоса. Толщина прокладки равна 0,3±0,03 мм. От изменения толщины про­кладки (увеличения или уменьшения) может произойти или заедание шестерен насоса, или снижение его производительности.

Шестерни насоса прямозубые, изготовлены из легированной стали 40Х и закалены до твердости НЯС 24 -34. Ведущая шестерня закреп­лена на валике сегментной шпонкой и вращается вместе с валиком на втулках, запрессованных в корпус и основание насоса.

На конце валика имеется шлиц, который входит в паз переднего торца промежуточного вала. Ведомая шестерня с запрессованной втул­кой свободно вращается на оси. Все три втулки из брон­зовой ленты ОЦС 4-4-2,5 и имеют внутренний диаметр после запрес­совки и развертки 14 мм.

Глубина расточки в корпусе насоса под шестерни равна 15 мм ширина шестеренки 35 мм.

Для ограничения повышения давления масла, возникающего при больших числах оборотов насоса или низкой температуре масла, в корпусе насоса предусмотрен перепускной клапан, состоящий из пружины и шарика. При повышении давления масла в нагнета­тельном канале выше 0,7-0,9 кГ/см2 масло отжимает шарик и пере­текает обратно во всасывающую полость насоса.

Масло забирается насосом из картера коробки передач через сет­ку заборника масла, предохраняющую шестерни насоса от попадания крупных посторонних частиц, и затем, пройдя мимо маг­нита, улавливающего мелкие металлические частицы подается через каналы в нижней части картера к насосу. Шестерни насоса захватывают масло и подают его под давлением через литой канал в передней стенке картера в полость крышки заднего подшипника первичного вала. Отсюда масло, пройдя через три радиальных отверстия в канал первичного вала, через соединительную трубку подается в главный масляный канал вторичного вала.

Масло, просачивающееся между соединительной трубкой и стен­ками масляного канала во вторичном валу, используется для смазки переднего роликоподшипника вторичного вала, установленного внут­ри шестерни первичного вала.

Из главного масляного канала через радиальные отверстия, просвер­ленные по окружности вала, масло распределяется по подшипникам скольжения шестерен вторичного вала, смазывает их и под действием давления насоса и центробежной силы выбрасывается в полость картера.

Все остальные детали механизма коробки передач смазываются маслом, разбрызгиваемым зубьями вращающихся шестерен проме­жуточного вала, и маслом, вытекающим из зазоров.

Часть масла забрасывается в лоток, расположенный на левой боко­вой стенке картера, стекает из него самотеком в заднюю часть картера и смазывает блок шестерен заднего хода.

Исключение составляют передний подшипник первичного вала и сменные шестерни привода спидометра, которые смазываются перио­дически консистентной смазкой.

Для предотвращения утечки масла из картера выходные концы первичного и вторичного валов уплотнены резино-армированными сальниками, запрессованными в крышки подшипников валов.

Особенно недопустима утечка масла через сальник первичного вала, так как масло, попадая в сцепление, замасливает фрикционные нак­ладки ведомых дисков. В качестве дополнительной защитной меры против утечки масла в крышке заднего подшипника первичного вала за сальником имеется спиральная маслосгонная канавка. Масло, проникшее через сальник, стекает по маслосгонной канавке в слив­ной канал, расположенный в крышке рядом с нагнетательным каналом. По сливному каналу масло стекает в картер. Для того чтобы масло не могло подняться из картера вверх по сливному каналу, в нижнем кон­це канала установлен дроссель с малым отверстием.

Для вентиляции и предотвращения образования избыточного давле­ния паров масла в картере коробки, которое может послужить одной из причин течи масла через сальники, на верхней крышке картера коробки установлен сапун.

  • Следующая публикация Зимняя эксплуатациия двигателя ЯМЗ
  • Предыдущая публикация Коробка передач ЯМЗ

Смазывание механизмов коробки передач

Для снижения потерь на фение и повышения долговечности КП и кинематически связанных с нею агрегатов фансмиссии должны смазываться все их подшипниковые узлы, зубья сопрягаемых шестерен и другие, взаимно перемещающиеся контактирующие поверхности деталей. Смазывание снижает температуру поверхностей фения, способствует уносу с них продуктов износа и защищает поверхности деталей от коррозии.

Для подвода масла к поверхностям трения механизмов фуппы КП в зависимости от сложности их конструкций применяют смазочные системы разбрызгивания, под давлением и комбинированные.

Система смазывания разбрызгиванием масла применяется в КП более простых конструкций, как правило, на тракторах малых классов тяги и без переключения передач фрикционными муфтами с гидроподжатием. В системе смазывания разбрызгиванием масла смазывания поверхностей трения осуществляется масляным туманом. Он образуется в корпусе КП при захвате и разбрызгивании залитого в него масла мрлщлющимися зубьями шестерен. Масло обычно заливается несколько ниже оси самого нижнего в корпусе вала с шестернями, которые всегда должны вращаться, не зависимо от того, движется трактор, или стоит на месте, работая на стационаре. Если вал вращается только при движении фактора, то в этом случае в КП должна быть отдельная маслоразбрызгивающая шестерня, кинематически связанная с ее входным валом.

Маслозаливная горловина располагается наверху или сбоку корпуса КП, если она выполнена в виде отдельного агрегата, или сзади корпуса заднего моста трактора, если их механизмы имеют общую масляную емкость. Для контроля уровня масла обычно применяют масломерные линейки, контрольные пробки, фиксирующие допустимые пределы расхода масла, или указатели уровня (стекло масломерного окошка).

Для предотвращения температурного повышения масляного тумана внутри корпуса КП (при длительной работе фактора) в его верхней части обычно устанавливают сапун. Это устройство поддерживает атмосферное давление воздуха внутри полости КП и тем самым предотвращает выброс масла наружу.

Пробка для спуска отработанного масла, как правило, имеет магнит для более надежного удаления металлических продуктов износа, находящихся в масле.

В системе смазывания под давлением обязательным элементом является масляный насос, как правило, шестеренного типа и система маслопроводов для подачи масла в наиболее труднодоступные и нагруженные подшипниковые узлы КП и других агрегатов трансмиссии. Подобные системы применяются в более сложных конструкциях КП с шестернями постоянного зацепления, фрикционными муфтами с гидроподжатием и в планетарных КП. Иногда в них применяют фильтры для очистки масла, масляные радиаторы для его охлаждения и манометры для контроля его давления. Масло под давлением в первую очередь подается для смазывания подшипников шестерен постоянного зацепления, которым обычная смазка масляным туманом иногда недостаточна.

Комбинированная система смазывания фактически является разновидностью смазывания под давлением, когда часть масла выбрызгивается специально на вращающиеся шестерни для создания масляного тумана. Помимо этого часть вращающихся шестерен, контактируя с масляной емкостью внутри КП, также создает дополнительный масляный туман. В большинстве современных КП и планетарных КП применяют комбинированную систему смазывания, особенно на мощных промышленных тракторах.

Для смазывания механизмов группы КП используются трансмиссионные масла.

Тест № 9 «Коробка передач»

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Целью настоящих тестов является закрепление студентами знаний, полученных при изучении теоретического материала по теме «Коробка передач», входящей в состав МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какие функции выполняет коробка передач?

Варианты ответов
  • изменяет крутящий момент по величине
  • изменяет крутящий момент по направлению
  • увеличивает мощность
  • длительно разъединяет двигатель и трансмиссию
Вопрос 2

Какие типы коробок передач устанавливают на автомобилях ЗиЛ-4314.10, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320, ВАЗ-2121?

Варианты ответов
  • электрические
  • гидравлические
  • механические
Вопрос 3

В четырехступенчатой коробке передач для получения максимального усилия на ведущих колесах необходимо включить…………………

Варианты ответов
  • первую передачу
  • вторую
  • третью
  • четвертую передачу
Вопрос 4

Какое устройство в коробке передач обеспечивает выравнивание угловых скоростей включаемых шестерен?

Варианты ответов
  • синхронизатор
  • фиксатор
  • замок
Вопрос 5

Каково назначение фиксаторов КПП?

Варианты ответов
  • обеспечивает точную установку зубчатых колес во включенном состоянии
  • обеспечивает точную установку зубчатых колес в выключенном состоянии
  • предотвращает самовыключение передач при движении автомобиля
  • выполняет все функции указанные в ответах А, Б, В
Вопрос 6

Какой вал отсутствует в КПП?

Варианты ответов
  • ведущий
  • ведомый
  • промежуточный
  • карданный
Вопрос 7

Как изменится скорость движения автомобиля и усилие на ведущих колесах если увеличить передаточное число КПП?

Варианты ответов
  • скорость уменьшится, усилие уменьшится
  • скорость уменьшится, усилие увеличится
  • скорость увеличится, усилие увеличится
  • скорость увеличится, усилие уменьшится
Вопрос 8

Какая коробка перемены передач устанавливается на автомобилях-тягачах КамАЗ?

Варианты ответов
  • пятиступенчатая с делителем
  • десятиступенчатая механическая
  • трехступенчатая гидрообъемная
Вопрос 9

Как смазываются детали коробки перемены передач автомобиля ГАЗ-3307?

Варианты ответов
  • под давлением
  • разбрызгиванием
  • комбинированная
Вопрос 10

Какие типы коробок передач устанавливают на автомобилях ЗиЛ-4314.10, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320, ВАЗ-2121?

Варианты ответов
  • электрические
  • гидравлические
  • механические
Вопрос 11

Для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением ДВС преимущественно применяют:

Варианты ответов
  • одновальные КПП
  • двухвальные КПП
  • трехвальные КПП
  • вариаторы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *