Как проверить статор бензогенератора мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить статор бензогенератора мультиметром

  • автор:

Проверка генератора мультиметром со снятием и без снятия с автомобиля

Зачем нужна? Проверка генератора мультиметром необходима при проблемах с этой деталью. Иначе в самый неподходящий момент автомобиль останется без электроэнергии, которую вырабатывает этот узел. Следовательно, встанут многие системы машины, в том числе стартер и зажигание.

Как произвести? Генератор можно проверить как на самом автомобиле, так и сняв его. Подсоединяя клеммы к разным участкам и считывая показания мультиметра, можно определить место поломки.

В этой статье:

  1. Принцип работы генератора
  2. Возможные проблемы с генератором
  3. Виды мультиметров для проверки генератора
  4. Правила работы с мультиметром при проверке генератора
  5. Проверка генератора мультиметром без снятия с авто
  6. Проверка снятого с авто генератора мультиметром

Как увеличить клиентскую базу автосервиса на 30% за 3 месяца
Пошаговый план с инструментами и рекомендациями

Принцип работы генератора

Электрооборудование любого современного автомобиля включает в себя генератор. Это устройство преобразует механическую энергию, поступающую от двигателя внутреннего сгорания, в электрическую. Вместе с регулятором напряжения он составляет так называемую генераторную установку.

На современных транспортных средствах используются генераторы переменного тока, которые в наибольшей степени соответствуют следующим требованиям:

  • Показатели выходного тока генератора должны быть таковы, чтобы при эксплуатации автомобиля можно было избежать прогрессивного роста заряда аккумуляторной батареи;
  • Напряжение в электрической сети транспортного средства должно оставаться постоянным даже при большой амплитуде изменения частоты вращения ротора и нагрузки.

Необходимость стабильного напряжения обусловлена чувствительностью аккумуляторной батареи к данному показателю. Если вольтаж слишком низок, то это приводит к неполному заряду аккумулятора и неполадкам при запуске стартера двигателя. Если же напряжение слишком велико, то повышается скорость износа батареи, сокращается срок ее службы.

Основные принципы работы генератора идентичны для всех его моделей, разница может заключаться лишь в качестве сборки, размерах деталей, расположении некоторых узлов.

К основным узлам генератора относятся следующие:

  1. Шкив. Используется для передачи механической энергии от мотора к валу генератора при помощи ремня.
  2. Корпус генератора. Он включает в себя две крышки. Передняя находится со стороны шкива, а задняя – со стороны контактных колец. Они необходимы для монтажа статора, крепления всего генератора к силовой установке, крепления подшипников ротора. Также на задней крышке находятся выпрямитель напряжения, щетки, регулятор напряжения, выходы для подключения электрических устройств.
  3. Ротор. Металлический вал, на котором размещаются две втулки клювообразной формы. В полости между ними располагается обмотка возбуждения, выводы которой подключены к контактным кольцам. Обычно используются цилиндрические контактные кольца из медного сплава.
  4. Статор. Несколько стальных листов, имеющих трубчатую форму. В полостях между листами находится трехфазная обмотка, формирующая мощность генератора.
  5. Выпрямительные диоды. Используется по три диода высокой мощности, запрессованных в теплоотводы с положительным и отрицательным зарядом.
  6. Регулятор напряжения. Прибор, который обеспечивает неизменность величины напряжения при колебаниях частоты вращении ротора, температуры окружающей среды, электрической нагрузки.
  7. Щеточный узел. Представляет собой пластмассовый корпус, в котором стоят щетки, соприкасающиеся с кольцами ротора.
  8. Защитный кожух диодного блока.

Работа генератора основана на явлении электромагнитной индукции. При пропуске магнитного потока через катушку из медного проводника на концах катушки возникает электрическое напряжение. Аналогичным образом, чтобы получить магнитный поток, необходимо провести электрический ток через катушку. Соответственно, чтобы получить электрический ток переменной величины, нужен источник изменяющегося магнитного поля и катушка, на концах которой будет формироваться напряжение. Проверка генератора может выполняться мультиметром.

Возможные проблемы с генератором

Неисправности генератора подразделяются на два вида: механические и электрические.

Механические неполадки легко обнаруживаются при визуальном осмотре двигателя. К таковым относятся:

  • Разрыв, износ, отслоение волокон на ремне генератора.
  • Повреждение или чрезмерный износ натяжного валика.
  • Повреждение, разрыв металла корпуса генератора, его креплений.

Неисправности генератора можно обнаружить либо по перебоям в подаче электроэнергии на системы автомобиля, либо по полному отсутствию электропитания. В этом случае для диагностики неполадок понадобится несложное устройство – мультиметр, а также лампа на 12 В.

Навык проверки напряжения генератора мультиметром важен для любого автолюбителя, поскольку позволяет получить многие данные о состоянии электросетей автомобиля, которые необходимы для правильного выбора технологии ремонта.

Виды мультиметров для проверки генератора

Для любого электрика мультиметр – незаменимое устройство для тестирования параметров работы электрооборудования. Если же у вас нет навыков в использования этого прибора, то расскажем о нем подробнее.

Как можно понять из называния, мультиметр – это устройство, позволяющее измерять сразу несколько величин. Чаще всего к ним относятся:

  • Напряжение (вольт, В) измеряется вольтметром.
  • Сопротивление (Ом) измеряется омметром.
  • Сила тока (ампер, А) измеряется при помощи амперметра.

Существует два типа мультиметров:

  1. Аналоговый. Показания отображаются при помощи стрелки, указывающей на то или иное значение на шкале. Такое устройство стоит дешевле, но имеет значительную погрешность, что не всегда оказывается допустимым при диагностике систем автомобиля.
  2. Цифровой. Прибор оснащен электронным дисплеем, напоминающим табло обычного калькулятора. Показания на нем выводятся в виде цифровых значений. Такой мультиметр показывает более точные данные, однако стоит дороже.

В продаже можно найти такие цифровые мультиметры, которые позволяют передавать данные от прибора на компьютер или съемный носитель.

Читайте также!

На мультиметре есть поворотный переключатель, который устанавливается в определенное положение для измерения той или иной физической величины.

  • ACV — устанавливается для проверки величины переменного напряжения;
  • DCV — устанавливается для проверки величины постоянного напряжения;
  • DCA — устанавливается для проверки величины постоянного тока;
  • Ω — устанавливается для проверки величины электрического сопротивления.

При первичной проверке генератора мультиметром на автомобиле можно ограничиться режимом DCV, позволяющим измерить постоянное напряжение. Для этого необходимо будет подсоединить выводы прибора к контактам аккумулятора.

Правила работы с мультиметром при проверке генератора

Наверное, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в квартире отключалось электроснабжение. Согласитесь, что приятного здесь мало. То же самое произойдет и с автомобилем, если генератор выйдет из строя. Тогда все электрические системы транспортного средства лишатся источника питания, аккумуляторная батарея престанет подзаряжаться, и после выключения двигателя его не удастся запустить снова.

Чтобы избежать всех этих неудобств, необходимо проводить своевременную диагностику генератора. В этом поможет мультиметр.

При проверке параметров работы генератора необходимо соблюдать технику безопасности. В противном случае можно легко повредить реле, регулятор напряжения, выпрямительные диоды и другие детали.

При выполнении диагностики нельзя:

  • производить короткое замыкание генератора, то есть проверять его состояние «на искру»;
  • замыкать клемму «30» (она может быть подписана как «В+») с контактом 67 («D+») либо массой;
  • запускать генератор при выключенных устройствах, потребляющих электричество, например аккумулятор;
  • тестировать выводы генератора при напряжении свыше 12 В.

Теперь о том, как правильно выполнять диагностику генератора:

  • Для проверки должен использоваться амперметр или вольтметр.
  • При выполнении сварных работ по кузову контакты отсоединяются от генератора и аккумулятора.
  • При монтаже новых кабелей они должны быть такого же сечения и длины, как и в заводской проводке.
  • При тестировании генератора необходимо проверить натяжение ремня, работоспособность всех контактов. В нормальном состоянии при нажатии пальцем на середину ремня от не должен прогибаться более чем на 10-15 мм.

Товары из категории

Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1

  • Напряжение питания, В 220
  • Максимальный размер пальца, мм 28

В кредит от 3 306/мес
В корзину Купить в 1 клик

Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л

  • Производительность, м2/час 1-3
  • Рабочее давление, бар 3.5-8.6

В кредит от 5 300/мес
В корзину Купить в 1 клик

Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550

  • Развиваемое усилие, тонн 50
  • Ход штока, мм 220

В кредит от 5 669/мес
В корзину Купить в 1 клик

Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е

  • Макс. грузоподъемность 2000
  • Тип стационарный

В кредит от 6 633/мес
В корзину Купить в 1 клик

ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100

  • Развиваемое усилие, тонн 100
  • Ход штока, мм 220

В кредит от 12 683/мес
В корзину Купить в 1 клик

Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T

  • Максимальное усилие, тонн 6
  • Рабочее давление, бар 0-10

В кредит от 3 833/мес
В корзину Купить в 1 клик

Проверка генератора мультиметром без снятия с авто

Диагностику состояния генератора можно выполнить, не снимая устройство с автомобиля. Для этого нужно замерить заряд АКБ. Последовательность операций следующая:

  • Заглушите мотор, отключите все устройства, потребляющие электроэнергию.
  • Установите переключатель мультиметра в положение для проверки величины постоянного напряжения.
  • Присоедините контакты мультиметра к контактам на аккумуляторе. Соблюдайте полярность: плюс к плюсу, минус – к минусу.
  • Измерьте величину напряжения на аккумуляторе. В норме оно составляет 12,5-12,6 В.
  • Запустите мотор.
  • По прошествии 1-2 секунд вновь измерьте напряжение. Оно должно составлять 14,3-14,4 В.
  • Включите устройства, потребляющие электрическую энергию. Это позволит создать нагрузку на генератор.
  • Еще раз измерьте напряжение. Оно должно находиться в пределах от 14,1 до 14,2 В.
  • Если величина напряжения упала ниже 13,5 В, это явный признак неисправности генератора.

При значительном падении напряжения придется выполнить проверку генератора после его демонтажа. Только в этом случае можно будет сделать точное заключение о состоянии устройства и необходимости его ремонта или замены.

Читайте также!

Проверка снятого с авто генератора мультиметром

Удобнее всего проверять генератор мультиметром у снятого устройства. Диагностика включает в себя три операции: проверку регулирующего реле, проверку диодного моста, осмотр обмотки статора и ротора. Выполнять их можно в любой последовательности, при этом используется тестер. Путем визуального контроля степени износа оценивается состояние щеток и колец.

Состояние реле-регулятора можно проверить при помощи лампочки на 12 В. Для этого необходимо подключить ее к выводам и подать напряжение. Если при показателе в 15 В и больше лампочка выключается, то реле в порядке. В противном случае он неисправен.

Для проверки диодного моста генератора мультиметром нужно установить переключатель в режим прозвона. Каждая пластина тестируется отдельно. Сначала один щуп прикладывается к положительному контакту, а второй поочередно подключается к каждому диоду. Затем щупы меняются местами. Эта процедура выполняется на каждой пластине. Если диод работает нормально, то в одном направлении должно быть небольшое сопротивление, а в другом оно бесконечно. При нулевых или бесконечных показаниях мультиметра в обоих направлениях диод неисправен.

Теперь о том, как протестировать статор. В этом поможет проверка обмотки: устанавливаем мультиметр в режим прозвонки и измеряем сопротивление на статоре без диодного моста. В нормальном состоянии сопротивление между выводами не превышает 0,2 Ома, а величина между обмоткой и нулевым контактом мотет составлять 0,3 Ома.

Перейдем к прозвонке ротора. Мультиметр также устанавливается в режим прозвонки, затем щупы прикладываются к контактным кольцам. Сопротивление должно составлять от 2,3 до 5,1 Ома. При более низком показателе вероятно межвитковое замыкание. Если же показания выше данного диапазона, то не исключен недостаточно плотный контакт. Также это может говорить о разрыве витков, что представляет достаточно серьезную проблему.

Еще один способ. Мультиметр ставится в режим измерения силы тока, и на кольца ротора подается напряжение 12 В. Показания не должны превышать 3-4 А.

Проверка регулятора напряжения, других деталей генератора мультиметром позволяет получить достаточно полую информацию для диагностики. Если возникают трудности при проверке в бытовых условиях, всегда можно обратиться в автосервис.

Как проверить статор мультиметром?

Как на производстве, так и в быту человек окружен механизмами, где в качестве силового агрегата используются электродвигатели. С течением времени они выходят из строя и требуют замены. Но бывают и незначительные поломки, выявив которые можно самостоятельно вернуть инструмент в рабочее состояние. Для этого нужно провести проверку двигателя, используя мультиметр. Сегодня поговорим о том, как проверить статор мультиметром.

  • 1 Электродвигатели – устройство, виды
  • 2 Диагностика неисправностей
    • 2.1 Проверка статора: пошаговая инструкция
    • 2.2 Проверка ротора: пошаговая инструкция
    • 3.1 Вопрос — ответ

    Электродвигатели – устройство, виды

    Вне зависимости от особенностей различных моторов, их основные конструктивные части различаются мало:

    • в корпусе любого двигателя закреплен статор, который похож на гильзу, состоящую из одной и нескольких обмоток (как у трансформатора);
    • внутри статора вращается на двух подшипниках ротор, представляющий собой цилиндр, изготовленный из листов электромеханической стали.

    Исходя из принципиального устройства, двигатели можно разделить на 4 вида:

    1. Коллекторные, которые работают на постоянном токе – чаще всего используются в автомобильном электрооборудовании.
    2. Коллекторные, работающие от сетей переменного тока. По большей части используются в ручных электроинструментах.
    3. Асинхронные одно- или двухфазные конденсаторные агрегаты. Применяются при изготовлении бытовой техники и работают от сети напряжением 220 В.
    4. Асинхронные трехфазные, работающие от сети напряжением 380 В. Именно такие работают во всех промышленных агрегатах.

    В быту чаще всего приходится сталкиваться с поломками однофазных двигателей, которыми оснащена домашняя техника. Поэтому каждый домашний мастер должен знать как проверить вышедший из строя мотор.

    Диагностика неисправностей

    Для того чтобы найти поломку, нужно проверять статор и якорь (ротор) по отдельности. Поэтому двигатель придется разобрать, вынув из корпуса статор, а затем из него извлекают rotor.

    Перед тем как заняться их тестированием, нужно провести визуальный осмотр с целью обнаружения возможных механических повреждений. Если они есть, то проверка мультиметром уже не будет иметь смысла.

    При осмотре могут быть выявлены следующие механические повреждения:

    • износ подшипников вследствие избыточного трения;
    • износ коллекторных колец;
    • проворачивание относительно друг друга вращающихся деталей.

    Проверка статора: пошаговая инструкция

    Если дефектов не обнаружено, можно приступать к проверке статора мультиметром:

    1. Провода статора нужно отсоединить. Если визуально никакие повреждения кроме небольшого потемнения обмотки не обнаруживаются, можно начинать тестирование.
    2. Прибор устанавливают в режим измерения сопротивления. Диапазон измерения 200 Ом.
    3. Щупы прикладывают к оголенным концам проводов одной из катушек и производят снятие показаний с дисплея мультиметра.
    4. Затем то же проделывают со второй катушкой.

    Если показания после двух замеров одинаковые, то обмотка статора исправна.

    Для определения межвиткового замыкания нужно использовать мультиметр, оснащенный режимом измерения индуктивности. Проверка индуктивности обмоток и интерпретация результатов – аналогичны проверке их сопротивления.

    Проверка ротора: пошаговая инструкция

    Необходимо действовать так:

    1. Прибор переводят в режим измерения сопротивления. Диапазон измерения – 200 Ом.
    2. Щупами прикасаются к ламелям якоря, находящимся с противоположных сторон (тест 180 0 ), проверяя каждую пару ламелей поочередно.
    3. Затем аналогично проводят проверку сопротивления между соседними ламелями, двигаясь по кругу.

    При этом результаты замеров должны иметь равную величину. Это является свидетельством исправности ротора. Если показания разные, то присутствует короткое замыкание или есть обрыв проводников в местах замера.

    4. Для проверки замыкания платин коллектора на продольные пластины корпуса ротора, каждую ламель поочередно замыкают на платины якоря. При этом на дисплее тестера все время должна отражаться цифра «1».

    Правила проведения проверки

    Работая с двигателем, следует соблюдать некоторые меры предосторожности:

    • Все работы с разобранным двигателем нужно проводить на чистом столе или верстаке при хорошем освещении.
    • Руки нужно защитить перчатками, а глаза – очками.
    • Во избежание удара электричеством во время испытания мотора после проведения тестов, на ноги лучше обуть ботинки на толстой резиновой подошве.

    При появлении первых признаков неисправности электродвигателя нужно прекратить его эксплуатацию во избежание более серьезной поломки. Если не удалось самостоятельно определить причину, лучше доверить это профессионалам.

    Как проверить генератор мультиметром

    Неисправность генератора автомобиля относится к классу критических, при которых дальнейшая эксплуатация автотранспортных средств не допускается. Для выполнения проверки работоспособности генератора можно использовать мультиметр.

    генератор

    Признаки отказа генератора

    Признаками нештатной работы генератора автомобиля могут являться:

    • отсутствие индикации «аккумулятор» на приборной панели во время включения зажигания;
    • свечение лампочки «аккумулятор» после запуска двигателя;
    • периодическое моргание сигнального индикатора «аккумулятор» в процессе движения;
    • запах горелой электропроводки в районе генератора;
    • отказ запуска двигателя после стоянки.

    Отсутствие заряда АКБ при неисправном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасной является неисправность, связанная с превышением тока и напряжения заряда автомобильного аккумулятора. Многие автолюбители используют запуск двигателя от аккумулятора-донора, после чего отключают клеммы аккумулятора для переключения на зарядку собственного АКБ. В этот момент питание электрооборудования автомобиля осуществляется от генератора.

    Если генератор неисправен, напряжение в бортовой сети может быть более 17 вольт, что приводит к пробою защитных стабилитронов в блоке управления двигателем. В таком случае требуется дорогой ремонт блока управления двигателем.

    Причины и возможные последствия неисправности

    Неработоспособность генератора возможна по следующим причинам:

    • неисправность регулятора напряжения («таблетки», «шоколадки» на сленге автолюбителей);
    • износ (разрушение) щеток;
    • замыкание возбуждающей обмотки (ротора);
    • пробой диодов (расположенных в подкове);
    • износ подшипников и втулок.

    Неисправность регулятора напряжения обычно приводит к отсутствию заряда АКБ. В этом случае на приборной панели светится значок-индикатор «аккумулятор». Двигатель продолжает работать до тех пор, пока аккумуляторная батарея не разрядится до напряжения приблизительно 8 — 9 Вольт.

    В светлое время дня заряда АКБ может хватить на 30 -50 километров пути при условии, что аккумулятор в момент возникновения неисправности был хорошо заряжен.

    При пробое выходных каскадов регулятора напряжения может возникнуть неисправность, связанная с увеличением выходного напряжения генератора до 17 – 20 Вольт. При этом происходит перезаряд аккумуляторной батареи. Следствием перезаряда является процесс закипания электролита. Если под капотом появляются следы коррозии в области АКБ, необходимо выполнить проверку генератора.

    Пробой диодного моста может произойти при случайной переполюсовке АКБ (установке клемм в неправильной полярности). Обычно диоды пробиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление близкое к нулю. Обмотка статора генератора в таком случае работает в режиме короткого замыкания, сильно нагревается.

    Через несколько минут работы двигателя обмотки перегреваются, под капотом автомобиля появляется запах горелой электропроводки. Во избежание воспламенения двигатель необходимо заглушить, проверить генератор.

    Износ щеток приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения начинает помаргивать лампочка индикатора заряда на приборной панели, затем она начинает светиться постоянно. Во многих моделях генератора щетки меняются совместно с регулятором напряжения.

    Замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреванию устройства.

    Последовательность первоначальной проверки

    Первоначальный контроль работоспособности можно произвести без демонтажа генератора. Для этого устанавливаюм переключатель мультиметра на режим «постоянное напряжение 20В». Далее подключить черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный – к плюсовой. После этого необходимо запустить двигатель, дать выйти ему на режим стабильных холостых оборотов. Считаются нормальными показания мультиметра в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт.

    Первоначальный контроль работоспособности

    Если мультиметр показывает значение меньше 12,8 Вольт, процесс заряда, либо не идет вообще, либо ток заряда крайне мал. Генератор работает в нештатном режиме. При напряжении больше 14,8 Вольт идет перезаряд аккумуляторной батареи. Это может привести к закипанию электролита, увеличению концентрации кислоты, разрушению пластин АКБ.

    Чтобы проконтролировать напряжение на выходе генератора, необходимо в разрыв цепи от клеммы 30 на генераторе (место контакта с толстым проводом, ведущим к положительной клемме аккумулятора либо стартеру) включить автомобильную лампу.

    напряжение на выходе генератора

    Далее подключить мультиметр в режиме «=20V» красным щупом к контакту 30 генератора, черным — к зачищенному контакту на двигателе или кузове. Завести двигатель. Показания на мультиметре не должны быть более 15,5 Вольт при любом нажатии на педаль акселератора. В противном случае дальнейшая эксплуатация генератора опасна для электрооборудования автомобиля.

    При проверке следует оценить степень натяжения ремня генератора. По упрощенной методике это можно сделать, надавливая на ремень пальцем.

    оценить степень натяжения ремня генератора

    Величина прогиба должна находиться в пределах 0,5 – 1 сантиметр. Одновременно следует проверить степень износа ремня.
    Для определения причин нештатной работы генератора, выполнения ремонтных работ требуется демонтаж генератора.

    Проверка узлов генератора

    Проверку начинают с контроля работоспособности регулятора напряжения. Для этого регулятор демонтируют из генератора и создают простейшую электрическую схему.

    с контроля работоспособности регулятора

    В качестве лампы накаливания используют любую лампочку салона автомобиля. При исправном регуляторе напряжения 3 лампа 6 должна светиться не на полную мощность. При подключении параллельно лампе (щеткам) мультиметра, его показания должны быть от 5,0 до 10,0 Вольт. Если показания мультиметра выходят за эти пределы, регулятор необходимо менять. Конструкция некоторых моделей генераторов предусматривает возможность замены регулятора без демонтажа устройства.

    Долее проверяют возбуждающую обмотку генератора на пробой. Для этого мультиметр устанавливают в режим измерения сопротивлений на предел 200 килоОм. Щупы подключают: черный – к ламели коллектора, красный – к металлической части якоря. Сопротивление должно быть более 100 килоОм или выше верхнего предела измерений, как показано на фотографии.

    проверяют возбуждающую обмотку

    Сопротивление между ламелями (обмотки ротора) обычно составляет 0,5 – 2 Ома.

    Проверку статора начинают с контроля обмоток на пробой. Для этого красный щуп мультиметра подключают к металлической части статора, черный – последовательно к обмоткам.

    Проверку статора

    Сопротивление должно находиться выше верхнего предела измерений. Затем выполняют измерение сопротивлений между контактами обмоток. Они должны отличаться не более, чем 5%. Предел измерений мультиметра устанавливают 200 Ом.

     измерение сопротивлений между контактами

    Если обмотка имеет электрический пробой, короткое замыкание витков или обрыв, она подлежит замене. Есть мастерские, которые выполняют перемотку статоров и роторов.

    Для контроля исправности диодного моста режим измерения мультиметра переводят проверку «диод». Затем последовательно «прозванивают» диоды (их количество на подкове обычно 9) в прямом и обратном включении. В прямом направлении (черный щуп к катоду) сопротивление составляет 550 — 700 Ом, при обратном включении – больше максимального предела измерений.

    контроль исправности

    контроля исправности

    При пробое диодов, сопротивление во всех направлениях будет практически нулевым. Такой диод следует менять. Трудность замены диода заключается в том, что диоды в генераторах не паяются, а привариваются точечной сваркой для обеспечения надежного контакта при разных температурных режимах.

    Генератор автомобиля является значимой частью электрооборудования автомобиля. При первом проявлении признаков неработоспособности необходимо произвести его проверку с помощью мультиметра.

    Контрольные проверки генератора

    Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.

    Рис. 1. Схема соединений для проверки генератора на стенде

    1. контрольная лампа 12 В, 3 Вт;
    2. генератор;
    3. вольтметр;
    4. реостат;
    5. амперметр;
    6. выключатель;
    7. аккумуляторная батарея

    Установите генератор на стенд и выполните соединения как показано на рисунке 1. Включите электродвигатель стенда, реостатом 4 установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 6000 мин-1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 80 А.

    Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора или о повреждении вентилей. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.

    Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 мин-1. Реостатом 4 установите ток отдачи 15 A и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 13,2–14,7 В при температуре окружающего воздуха и генератора (25 ±10) °С.

    Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените щеткодержатель с регулятором напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и вентили генератора.

    Проверка генератора электронным осциллографом

    Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.

    1. выключатель;
    2. генератор;
    3. вольтметр;
    4. реостат;
    5. амперметр;
    6. выключатель;
    7. аккумуляторная батарея

    Для проверки соберите схему согласно рисунку 2. Отсоедините провод общего вывода трех дополнительных диодов от штекера D+ регулятора напряжения и примите меры, чтобы наконечник отсоединенного провода не замкнулся с массой генератора. К штекеру D+ регулятора присоедините провод от аккумуляторной батареи через выключатель 1. Таким образом, обмотка возбуждения будет питаться только от аккумуляторной батареи.

    Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения ротора до 1500–2000 мин-1. Выключателем 6 отключите аккумуляторную батарею от клеммы B+ генератора и реостатом 4 установите ток отдачи 10 А.

    Рис. 3. Форма кривой выпрямленного напряжения генератора

    I — генератор исправен;

    II — вентиль пробит;

    III — обрыв в цепи вентиля (обмотке статора)

    Проверьте по осциллографу напряжение на клемме B+ генератора. При исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (рисунок 3, I). Если имеется обрыв в обмотке статора либо обрыв или короткое замыкание в вентилях выпрямительного блока — форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (рисунок № 3, II и III).

    Проверив форму кривой напряжения на клемме B+ генератора и убедившись, что она имеет нормальный вид, проверяют напряжение на штекере D генератора при отсоединенном проводе от штекера D+ регулятора напряжения. Штекер D является общим выводом трех дополнительных диодов, питающих обмотку возбуждения при работе генератора. Кривая напряжения здесь также должна иметь правильную пилообразную форму. Неправильная форма кривой свидетельствует о повреждении дополнительных диодов.

    Проверка обмотки возбуждения ротора

    Обмотку возбуждения можно проверить не снимая генератор с автомобиля, сняв только защитный кожух и регулятор напряжения вместе со щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбуждения и не замыкается ли она с массой.

    Проверка статора

    Статор проверяется отдельно, после снятия выпрямительного блока.

    В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на «массу».

    Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой замените.

    Наконец, после разборки генератора необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.

    Проверка вентилей выпрямительного блока

    Исправный вентиль пропускает ток только в одном направлении. Неисправный — может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).

    В случае повреждения одного из вентилей выпрямителя необходимо заменять целиком выпрямительный блок.

    Рис. 4. Схемы для проверки вентилей выпрямителя

    1. аккумуляторная батарея;
    2. контрольная лампа;
    3. генератор;

    I — проверка одновременно «положительных» и «отрицательных» вентилей;

    II — проверка «положительных» вентилей;

    III — проверка «отрицательных» вентилей

    Короткое замыкание вентилей выпрямительного блока можно проверить не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора и сняв кожух с задней крышки генератора. Также отсоединяется провод от вывода D+ регулятора напряжения. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1–5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рисунке 4.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    С целью упрощения крепления деталей выпрямителя три вентиля (с красной меткой) создают на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти вентили «положительные» и они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом «B+» генератора. Другие три вентиля («отрицательные» с черной меткой) имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с массой.

    Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» вентилях. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоедините к зажиму B+ генератора, а «минус» к корпусу генератора(рисунок 4, I). Если лампа горит, то «отрицательные» и «положительные» вентили имеют короткое замыкание.

    Для проверки короткого замыкания в «положительных» вентилях «плюс» батареи через лампу соедините с зажимом B+ генератора, а «минус» – с одним из фазных выводов обмотки статора (рисунок 4, II). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей.

    Короткое замыкание «отрицательных» вентилей можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с одним из фазных выводов обмотки статора, а «минус» с корпусом генератора (рисунок 4, III). Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилях. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается значительно реже, чем короткое замыкание вентилей.

    Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить либо осциллографом, либо при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20–30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в вентилях.

    Рис. 5. Схема для проверки дополнительных диодов:

    1. генератор;
    2. контрольная лампа;
    3. аккумуляторная батарея

    Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить без снятия и разборки генератора по схеме, приведенной на рис 5. Так же как и для проверки вентилей выпрямительного блока, при этом необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора, снять защитный кожух генератора и отсоединить провод от вывода «D+» регулятора напряжения.

    «Плюс» батареи через лампу (1–3 Вт, 12 В) присоедините к выводу «D» генератора, а «минус» к одному из фазных выводов обмотки статора.

    Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно только сняв выпрямительный блок и проверяя каждый диод в отдельности.

    Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению кривой напряжения на штекере «D», а также по низкому напряжению (ниже 14 В) на штекере «D» при средней частоте вращения ротора генератора.

    Проверка регулятора напряжения

    Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.

    Проверка на автомобиле

    Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15–30 в класса точности не хуже 1,0.

    После 15 мин работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах замерьте напряжение между клеммой «В+» и массой генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,2–14,7 В.

    В том случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.

    Проверка снятого регулятора

    Рис. 6. Схема для проверки регулятора напряжения

    1. контрольная лампа;
    2. вывод на «массу» регулятора напряжения;
    3. вывод «DF» регулятора напряжения;
    4. регулятор напряжения;
    5. вывод «D+» регулятора напряжения;

    А — к источнику питания

    Регулятор в сборе с щеткодержателем, снятый с генератора, проверяется по схеме, приведенной на рисунке 6.

    Между щетками включите лампу 1–3 Вт, 12 В. К выводам D+ и «масса» регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 в, а затем напряжением 15–16 В.

    Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть.

    Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения. Последнее можно проверить, присоединяя провода от лампы не к щеткам, а непосредственно к выводам D+ и DF регулятора напряжения.

    Проверка конденсатора

    Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему.

    Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.

    Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1–10 МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.

    Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ ±20%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *