Как определить что аккумулятор вышел из строя
Перейти к содержимому

Как определить что аккумулятор вышел из строя

  • автор:

Признаки убитого АКБ: как понять, что аккумулятор «умер»

Сгоревший мертвый аккумулятор

Признаками рабочей аккумуляторной батареи являются способность отдавать и принимать токи, соответствующие ее характеристикам. Например:

— принимать ток заряда 1/10 емкости;
— способность отдавать токи соответствующие ее мощности;
— стартерные возможности — иметь силу пускового тока, заявленного производителем;
— умение сохранять заряд достаточно долго.

Неспособность аккумулятора выполнять все или некоторые из вышеперечисленных функций, говорит о его неисправности.

Признаки 100% умершего аккумулятора понятны всем:

— АКБ не может утром завести мотор без разумного объяснения (батарею недавно заряжали);
— аккумулятор вообще не держит напряжение (не заряжается, или моментально разряжается);
— электролит внутри мутный или черного цвета;
— аккумулятор сильно греется при заряде (весь или одна из банок), долго не остывает после прекращения зарядки;
— у аккумулятора неприятный запах (кстати нос великолепный инструмент определения состояния не только продуктов).

Для более точной диагностики потребуются специальные инструменты и приборы: нагрузочная вилка, тестер для АКБ, мультитестер, ЗУ с амперметром и вольтметром, токовые клещи. Используя их можно провести серию тестов и понять насколько критично ухудшение характеристик аккумулятора. Если под рукой нет ничего из вышеперечисленного можно провести простейший тест — пришло ли время заменить АКБ. Тест очень простой. На незаведенном автомобиле включите дальний свет фар на 20 минут, после чего произведите попытку завести мотор. Если аккумулятор «умирает» и емкость его уже ничтожно мала, или одна из банок «слабое звено», то в таком случае мотор не запустится или старт будет затрудненным.

Если аккумулятор не смог завести мотор, а у вас есть вольтметр (мультиметр), то с точностью до 90%, с его помощью можно определить произошла ли серьезная поломка или узнать уровень разряда. Снимаем с аккумулятора клеммы, настараиваем мультиметр в режим измерения напряжения (диапазон 20 Вольт) постоянный ток. Подключаем его к токовыводам АКБ: красный щуп к плюсу, а черный к минусу.

11,9 -12,2 Вольта аккумулятор разряжен «в ноль» в таком состоянии происходит сульфатирование и батарею необходимо срочно зарядить. Сильно разряженные аккумуляторы обычно не способны уверенно пускать мотор.

11,2- 11,7 Вольта очень похоже, что обломана одна из пластин. Внутреннее сопротивление такой батареи увеличено, напряжение в банке с отломанной пластиной уменьшено (такая банка не заряжается а «кипит»). Поэтому пусковой ток в таком АКБ совсем небольшой: 100-170 Ампер и он не способен пускать мотор.

10,4-10,7 Вольта высокая вероятность короткого замыкания между плюсовой и минусовой пластинами в одной из банок. АКБ быстро разряжается через КЗ. Напряжение в замкнутой банке около 0 Вольт. Такая батарея также не способна пускать мотор и сохранять заряд.

> 9,0 Вольт глубокий разряд из-за долгого простоя либо из-за невыключенной нагрузки: незакрытый багажник, оставленные включенными свет в салоне или габариты.

При установке нового аккумулятора нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО провести тест работы генератора и стартера, а затем минимум раз в год контролировать их правильную работу.

Слишком низкое или слишком высокое напряжение в сети будет либо недозаряжать, или наоборот перезаряжать аккумулятор. Неисправный стартер может «неожиданно» потреблять пусковой ток выше ожидаемого.

В процессе эксплуатации, аккумулятор попадает в различные неблагоприятные режимы:

— постоянно заряжается (режим такси);
— АКБ постоянно разряжена (редкие или очень короткие поездки);
— слишком высокие нагрузки (часто и подолгу требуется заводить двигатель, крутить лебедку, питать предпусковой подогреватель);
— неисправности стартера или генератора;
— часто неправильно работает регулятор напряжения -«таблетка».

Из-за постоянного перезаряда выкипает электролит, разрушается намазка на пластинах. Недозаряд вызывает сульфатацию, увеличение объема пластин, их коробление и даже короткое замыкание. В некоторых режимах работает лишь 10-15% активной массы в АКБ, остальная незадействованная в реакциях часть реактивов батареи постепенно, но к сожалению, навсегда теряет способность принимать или отдавать ток. Слишком высокие нагрузки вызывают расбалансировку АКБ, а затем и выход из строя самой слабой банки.

Большинство проблем с аккумулятором при своевременном обнаружение можно исправить, подкорректировать условия эксплуатации, восстановить характеристики батареи.

Своевременная проверка, а также техническое обслуживание продлит срок службы аккумулятора в разы. Если Вы сомневаетесь, все ли в порядке с АКБ — приезжайте! Специалисты компании Oil-Ok предложат полный спектр сервисно-диагностических услуг по определению точного состояния «здоровья» Вашего аккумулятора.

Как определить что аккумулятор в автомобиле пора менять

Цель данной статьи — помочь автолюбителю определиться — стоит ли пытаться реанимировать АКБ автомобиля, подающую признаки выхода из строя, или все-таки пора менять аккумулятор. Забегая вперед, скажем, что в большинстве случаев придется принять решение в пользу новой батареи. Просто потому, что явные признаки неполадок с аккумулятором обычно проявляются, когда процесс уже стал необратимым.

Сразу сделаем важную оговорку — сказанное не относится к обслуживаемым АКБ, то есть таким, в которых нельзя произвести восстановление объема электролита. А в некоторых случаях — и ремонт внутренних компонентов аккумулятора. Но в наше время обслуживаемые аккумуляторы используются редко, обычно на специальной технике. А на рынке компонентов для легковых автомобилей давно преобладают необслуживаемые и неразборные батареи. Поэтому вопросы измерения плотности электролита в классических аккумуляторах и его пополнения здесь рассматривать не будем.

Благодаря использованию ряда технологий производители аккумуляторов сумели сделать так, что запаса электролита хватает на расчетный срок службы АКБ — при условии, что система ее зарядки в машине исправна. Дело в том, что зарядка аккумулятора до полной емкости, начиная с определенного ее процента, должна производиться исключительно малыми токами. Если это условие не соблюдается — вследствие неисправности генератора, реле-регулятора или диодного моста выпрямительного блока — аккумулятор «закипает». Результат — потеря электролита, разрушение положительных пластин, падение стартерной мощности аккумулятора и наконец — невозможность запуска двигателя.

Если аккумулятор вышел из строя неожиданно быстро, особенно при соблюдении условий эксплуатации, о которых будет сказано ниже, — перед установкой новой батареи надо обязательно проверить систему зарядки в авто на предмет корректных напряжений заряда. В норме это 13,9—14,5 В, и если напряжение заряда аккумулятора переваливает за 14,8 В при нормальных температурных условиях — имеет место проблема в системе зарядки. Визуальным признаком перезаряда может служить бурый налет в районе вентиляционных пробок.

Правда, есть нюанс — для авто с системой STOP-START, у которых нормой является постоянная глубина разряда аккумулятора 40—60% (в отличие от 15—30% у авто без стоп-старта) ввиду потребности сократить время заряда, нормальным может быть напряжение до 15,2 вольт. Поэтому в таких авто используются аккумуляторы, специально для них адаптированные: с увеличенным запасом электролита, кальций-кальциевой технологией изготовления пластин, системой AGM — сепараторами из пористого материала между пластинами и другими повышающими устойчивость к тяжелым условиям эксплуатации технологиями.

Признаки и причины выхода из строя АКБ

Если электрическая система автомобиля в порядке, причины отказа аккумуляторной батареи — в неправильной ее эксплуатации или тяжелых условиях. Производственный брак, равно как «врожденный» низкий ресурс и посредственную надежность дешевых аккумуляторов, рассматривать не будем — если бюджетное изделие прослужило 2—3 года, обычно это и есть его естественный потолок в плане ресурса. Говорить о преждевременном выходе из строя можно, если недорогой аккумулятор не прослужил и двух лет, а батарея премиальной марки начала сдыхать на третьем-четвертом году службы. Правда, надо отметить, что срок службы АКБ одной и той же марки может сильно различаться в зависимости от условий эксплуатации. Поэтому определенная периодичность замены автомобильного аккумулятора, как правило, не указывается — это компонент, который меняется по факту отказа или явных признаков приближения такового.

Признаки выхода аккумулятора из строя довольно очевидны:
  • Проблемы с пуском двигателя
  • Постоянно низкий заряд аккумулятора
  • Малое время заряда / разряда аккумулятора
  • Видимые механические повреждения аккумулятора

Видимые повреждения, такие как вздутие одной или нескольких аккумуляторных «банок» — однозначный приговор к утилизации. Под «банками» следует понимать секции АКБ, которых в легковых (и других 12-вольтовых) стартерных батареях по 6 штук — по сути, это отдельные аккумуляторы номинальным напряжением порядка 2,1 вольт (при полном заряде может достигать 2,5—2,7 вольта). Чтобы обеспечивать достаточное для пуска напряжение (обычно — чуть более 12 вольт), аккумуляторные секции соединены последовательно. При выходе из строя одной из них нормальная работа всей батареи уже невозможна. Теоретически, 5 полностью заряженных банок могут дать почти 12 вольт (для АКБ с максимальным напряжением полного заряда 14-14,5 вольт), и если аккумулятор имел изначально большой запас по емкости — то и достаточный пусковой ток… Но на практике альтернативы замене батареи все равно нет.

Явления же, указанные в первых двух пунктах, сами по себе могут свидетельствовать о том, что аккумулятор систематически недостаточно заряжается. То ли в виду поездок на короткие расстояния, когда генератор просто не успевает компенсировать потери энергии на пуск. То ли вследствие подключения большого количества потребителей энергии. Если поездки — достаточной длительности и потребление энергии в пределах разумного, а аккумулятор все равно не заряжается до нормального уровня, дело идет к его замене.

И снова, для того чтобы списывать аккумулятор в утиль, сначала надо исключить некоторые моменты, которые могут приводить к недозаряду еще работоспособного аккумулятора. А именно:

  • Генератор выдает недостаточную мощность;
  • Неисправен регулятор напряжения;
  • Растянут ремень привода генератора (ремень ГРМ или навесного оборудования, в зависимости от конструкции двигателя);
  • Окислены или неплотно прилегают клеммы подсоединения аккумулятора;
  • Сильно загрязнен корпус аккумулятора;
  • Проблемы с проводкой автомобиля (в т.ч. вследствие неправильного подключения дополнительного электрооборудования);
  • Недостаточно электролита (необратимо для необслуживаемых аккумуляторов).

Если перечисленные выше симптомы умирающего аккумулятора не вызваны какой-либо из этих причин — с большой долей уверенности можно утверждать следующее:

  • Имеет место глубокая сульфатация пластин-электродов;
  • Осыпалась активная масса пластин (оголившихся вследствие испарения воды и роста плотности электролита из-за «кипения» аккумулятора);
  • Произошло короткое замыкание в одной из аккумуляторных банок АКБ;
  • Внутренние механические повреждения привели к потере работоспособности одной из банок аккумуляторной батареи.

Глубокая сульфатация является следствием систематических глубоких разрядок аккумулятора. Сам принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов построен на химических реакциях окисления и восстановления. При разряде происходит образование сернокислого свинца, а при заряде его кристаллы снова растворяются. При глубоких разрядах или систематических разрядах до половины фактической емкости аккумулятора и ниже образуются такие крупные скопления кристаллов сернокислого свинца, которые уже не растворяются и перекрывают доступ электролита к активной массе пластин.

В некоторых случаях умеренная сульфатация пластин может быть устранена, по крайней мере частично, с применением специального режима «десульфатации» — многократной разрядки-зарядки аккумулятора по специальному алгоритму. Такой режим обычно есть в профессиональных или продвинутых любительских зарядных устройствах для обслуживания автомобильных аккумуляторов (либо универсальных ЗУ для обслуживания аккумуляторов разных типов).

Пытаться проводить десульфатацию имеет смысл в тех случаях, когда:

  • во-первых, по результатам проверки емкость аккумулятора составляет не менее 30—40% от номинальной;
  • во-вторых, аккумулятор берет заряд до нормального напряжения, хотя и быстро разряжается.

По сути — это и есть тот единственный случай, когда есть возможность на какое-то время в некоторой степени реанимировать необслуживаемый аккумулятор. Короткое замыкание и механические повреждения, равно как осыпание пластин или необратимая сульфатация, означают, что назрела необходимость замены аккумулятора.

Резюме:

Если аккумулятор постоянно недозаряжен — попробуйте выполнить длительную поездку или воспользуйтесь зарядным устройством. Если поможет — аккумулятор еще жив, и причина в том, что вы совершаете только короткие поездки или много времени проводите в пробках (низкие обороты или остановка двигателя) с включенными световыми приборами. Постоянно пользуйтесь зарядным устройством (желательно с функцией десульфатации свинцово-кислотных аккумуляторов, периодически используя данный режим) либо совершайте чаще поездки, достаточные для полного заряда аккумулятора.

Если аккумулятор быстро заряжается до нормального напряжения (гаснет индикатор «низкий заряд аккумулятора»), но так же быстро и разряжается — попробуйте провести десульфатацию.

Если первое и второе не помогает — обращайтесь на СТО, чтобы исключить неисправности электросистемы. А если можете самостоятельно измерить с помощью мультиметра ток заряда и убедиться в исправности электросистемы — начинайте выбирать новый аккумулятор. Если при исправной зарядке батарея в принципе не заряжается выше, чем на 80% от максимального напряжения полного заряда АКБ данного типа (11,7 В при норме 14 В) — либо одна из аккумуляторных банок не работает, либо осыпалась большая часть активной массы, и батарею однозначно надо менять.

признаки выхода из строя АКБ

Как сохранить ресурс АКБ

В заключение — несколько простых советов по продлению ресурса аккумулятора автомобиля:

  1. Не допускайте глубоких (ниже половины емкости АКБ) разрядов — чем дольше батарея в таком состоянии, тем глубже сульфатация. Не используйте дополнительные потребители энергии, если их включение не дает зарядить аккумулятор.
  2. При отсутствии длительных поездок и длительном простое автомобиля пользуйтесь зарядным устройством.
  3. Помните, что зима — самое тяжелое время для АКБ. Не оставляйте автомобиль ночевать на морозе с недостаточно заряженным аккумулятором — быстрый саморазряд на холоде с последующим замерзанием электролита может вызвать разрыв банки.
  4. Следите за чистотой контактов и надежностью крепления клемм АКБ. Удаляйте с корпуса аккумулятора грязь, которая ввиду содержания в ней токопроводящих веществ может способствовать утечке тока с его клемм.
  5. Убедитесь в надежности крепления аккумулятора — дополнительная тряска может привести к обрыву пластин.

Если есть признаки необратимого повреждения необслуживаемой АКБ автомобиля — не верьте обещаниям восстановить любой, даже самый убитый аккумулятор. Скорее всего, вы просто выбросите деньга на ветер, и вам все равно придется покупать новую батарею. Зачастую такие обещания лишь служат цели завлечения клиента с проблемной АКБ для продажи ему новой — когда выяснится, что старый аккумулятор не подлежит реанимации.

Когда возникают проблемы с аккумулятором, выходящие за рамки недостаточного заряда по причине коротких поездок — оправляйтесь на проверенную СТО. Там либо найдут причину в системе зарядки или проводке, либо смогут провести десульфатацию (если на «проверенной» СТО нет способного на это электрика с подходящим прибором — возможно, стоит поискать другую станцию), либо скажут, что пора заменить аккумулятор в машине.

Как понять, что аккумулятор умер 30.11.2021

Не все аккумуляторы будут сигнализировать о том, что скоро выйдут из строя. Просто в один день ваша батарея по определенным причинам не сможет завести автомобиль. Как не допустить этого и на что первым делом следует обратить внимание, чтобы предотвратить поломку оборудования. Ниже приведено несколько вещей, которые вам укажут на то, что нужно срочно отвезти аккумулятор на диагностику либо заменить старую батарею на более новую.

Признаки неработоспособной батареи аккумулятора

maxresdefault

Чтобы предотвратить поломку аккумулятора, нужно понимать, на каких вещах следует заострить внимание и когда следует обратиться за ТО.

  • Медленный старт при зажигании. В зимнее время, когда температура снижается до двадцати градусов, частота вращения двигателя обычно снижается. Чем ниже температура, тем ниже показатель вращения. Если вы заметили снижение данного показателя, но температура окружающей среды оптимальная, проверьте батарею. Вероятнее всего, неправильный аккумуляторный разряд, который создает сильное напряжение аккумулятора, садит его. Перенапряжение батареи может повредить электрическую систему автомобиля и привести к замыканию.
  • Плохо светят фары. Функция аккумулятора — зажигать двигатель и направлять стартеру полную дозу мощности. В случае, когда АКБ разряжена или неисправна, она не может обеспечить передачу мощности, которая будет достаточна для освещения. В этом случае важно также проверить автозвук и освещение в салоне. Если вы слышите щелчок при включении света или радио, это первый признак неисправности батарейки. Но помните, что в этом случае очень не рекомендуется запускать двигатель от внешнего источника, поэтому проверьте аккумулятор, а не используйте сразу резервный генератор.
  • Не работает радио. Не думайте, что это мелочь. Если с автомобильной зарядкой все хорошо и она работает исправно, вся электроника будет также работать. Если что-то перестает включаться, это первый симптом того, что аккумулятор разряжен или поврежден.
  • Неестественный размер разряженной батареи. Если вы видите, что батарея толстая и распухшая, то это признак скопления в ней газообразного водорода, который поступает от нерабочего аккумулятора.

Это первые маячки, что ваша система вот-вот выйдет из строя, но, если вдруг по каким-то причинам вы не смогли распознать и предотвратить поломку и машина перестала заводиться, тогда, вероятнее всего, аккумулятору пришел конец. Итак, как же все-таки понять, что умер аккумулятор?

Признаки умершего аккумулятора

Один из способов узнать, что АКБ сто процентов умерла

depositphotos_72554653-stock-photo-change-car-batteries

  • Вы только недавно зарядили батарею, а утром уже не смогли завести автомобиль.
  • Аккумулятор не держит напряжение (либо совсем не заряжается и при зарядке держит ноль, либо заряжается за считаные минуты), при зарядке может замыкать систему.
  • Жидкость в аккумуляторе потемнела и стала мутной. Емкость АКБ с электролитом может поменять цвет, это означает, что пластины сильно окислились, что привело к изменению работы батареи.
  • Одна из банок аккумулятора сильно греется при заряде и долго не остывает после заряда.
  • Аккумулятор плохо пахнет. Его работу очень хорошо определять на нюх. Если появился резкий неприятный запах — верный признак менять АКБ.

Здоровую батарею очень легко определить по количеству тока, которое она держит. Чтобы аккумулятору не пришлось умирать, вам следует приобрести вольтметр и систематически измерять напряжение в системе.

Здоровая банка батареи держит ток 12.7 В и выше, если цифра опускается до 12.4, следует срочно подзарядить батарею. В случае опускания показателя до 12 В ваш аккумулятор будет постепенно сдыхать.

Как продлить жизнь аккумулятору

Чтобы аккумулятор прослужил вам долгие годы, следует придерживаться следующих рекомендаций, которые не требуют больших денежных трат и времени.

  • Сведите к минимуму короткие поездки. Когда двигатель заводится, он дает большую энергию бортовой системе, что сильно разряжает автомобильный аккумулятор. За короткую поездку аккумулятор не успевает зарядиться.
  • Не забывайте выключать электроприборы и фары, когда двигатель отключен. Классика жанра, когда водитель забывает выключить фары и они целую ночь разряжают аккумулятор. К тому же это может замкнуть систему.
  • Регулируйте температурный режим. Не допускайте перегрева и переохлаждения автомобиля, поддерживайте одну температуру.
  • Не оставляйте автомобиль на долгое время. Даже если вы не пользуетесь авто, хотя бы время от времени подзаряжайте аккумулятор, включайте зажигание и давайте авто немного поработать.
  • Хорошо закрепите аккумулятор и следите за количеством жидкости в нем.

Дополняющая статья — «Что следует заливать в аккумулятор — воду или электролит»

Надеемся, эти советы помогут, и вам не придется менять аккумулятор! Чтобы провести более точную диагностику, обратитесь к специалистам, которые с помощью профессионального оборудования сделают оценку вашего аккумулятора.

Как понять, что аккумулятор надо менять

Как понять, что аккумулятор надо менять

Любой аккумулятор имеет свой срок службы. В среднем этот срок составляет от 3х до 5и лет.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию стоит обращать внимание на признаки, которые могут подсказать, что батарея имеет остаточный ресурс.

  1. Цвет индикатора заряда, если таковой предусмотрен в конструкции АКБ. Глазок зеленый – все ок. Если же он белый или черный, стоит побеспокоиться.
  2. Низкое напряжение на клеммах батареи без нагрузки. Напряжение без нагрузки измеряется при условии, что аккумулятор находился в покое не менее 3-х часов. В пределах нормы напряжение в аккумуляторе — 12,54-12,66 В. При показателе в 12,2 В — батарея на половину разряжена, ее стоит срочно зарядить. Если напряжение 12 В и ниже – батарею можно подзарядить, но, вероятнее всего, вам предстоит ее заменить.
  3. Низкая плотность электролита. Оптимальным считается показатель плотности электролита 1,26-1,27 г/см3. Если у аккумулятора плотность электролита ниже 1,18 г/см3 – большая вероятность, что аккумулятор не восстановить. Однако меры по восстановлению всегда можно предпринять. Стоит попробовать подзарядить АКБ малыми токами. Если случай не запущенный, это поможет десульфатировать пластины батареи и поднять плотность.
  4. Цвет электролита мутный, либо имеет темно-коричневый, или черный цвет. Это значит, что в аккумуляторе разрушены пластины, распад которых и виден в электролите. Это говорит о выходе АКБ из строя и необходимости сдачи его на утилизацию.
  5. Интенсивное окислением клемм – еще один признак изношенности аккумулятора.

Также, к очевидным признакам выхода из строя аккумуляторной батареи можно отнести:

  1. Каждый запуск двигателя происходит с трудом, в том числе в теплую погоду;
  2. Бортовой компьютер сигнализирует о необходимости зарядить аккумуляторную батарею;
  3. От аккумулятора исходит неприятный запах;
  4. Аккумулятор быстро садится. Через час и более короткое время при включенных габаритах, либо автомагнитоле с включенным звуком, и заглушенном двигателе аккумулятор садится и не может завести автомобиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *