Как называются детали а м
Перейти к содержимому

Как называются детали а м

  • автор:

Как найти нужную деталь?

Интернет-магазин запчастей для иномарок DETALI.RU предлагает несколько способов поиска нужной Вам детали.

1. Поиск по известному Вам номеру детали

Например, сохранилась коробка от старой детали или номер есть на детали, которую Ваш автомеханик уже снял с автомобиля. Для поиска необходимо ввести данный номер в поле «Код детали», расположенное в правой верхней части страницы. После нажатия кнопки «Найти» вы попадёте на страницу с результатами поиска. В случае, если код распознался системой поиска Вы увидите таблицу с номерами деталей и их названиями.

Обязательно обращайте внимание на название деталей в таблице результатов поиска, так как производители присваивают номера своим изделиям каждый по своему принципу (глобального стандарта нет!), и, например, номер который указан производителем на тормозных колодках Вашего а/м, может соответствовать рулевой тяге другого производителя (и вероятнее всего другого автомобиля). То есть идентификация по номеру и названию детали сводит к минимуму ошибки при поиске детали данным способом. После выбора детали в таблице поиска (по производителю — на Ваше усмотрение) «кликните» на её номере левой кнопкой мыши. Откроется страница с информацией об этой детали (цена, производитель, сроки поставки, наличие на складе, список аналогов). Можно приступать к заказу.

2. Поиск в каталоге

Следующий способ для тех случаев, когда номер детали неизвестен. Допустим, мы ищем подшипник передней ступицы на Ауди 80 1989 года с двигателем 1,8s. На сайте размещён он-лайн каталог, в который можно попасть «кликнув» по разделу меню «Каталог ходовых запчастей» и выбрав нужную Вам модель автомобиля из списка.

  • выбрать производителя а/м (например Audi)
  • выбрать модель а/м (например, Audi 80 1989 года)
  • выбрать параметры двигателя (например, 1,8s, двигатель NE)
  • выбрать группу деталей (например «Подвеска»)
  • в выпадающем списке выбрать требуемую деталь (Комплект подшипника ступицы колеса)

Откроется таблица с перечнем деталей, внимательно выбираем деталь, руководствуясь столбцом «Примечание» и «Наименование». Деталей, подходящих под наше условие может оказаться несколько, отличаться они будут производителем и поставщиком, а соответственно и ценой. Внимательно читайте поле примечаний, в нем может быть текстовая информация , конкретизирующая применение детали, например правая или левая, на какой год выпуска а/м подходит и т.д. Так же в таблице имеется информация о цене и наличии на складе. Изучив таблицу, приходим к выводу, что по наличию на складе и по цене нас устраивает, например номер VKBA1355. Кликнув мышкой на найденном коде, Вы перейдёте на страницу с более детальной информацией по данному изделию и списком аналогов. Можно приступать к заказу…

3. Не нашли нужную деталь в каталоге? Ищем оригинал!

В этом случае можно поискать деталь в каталоге оригинальных запчастей. Способ №3 самый сложный и требует знаний материальной части автомобиля, часто знания английского языка и определённого навыка в работе со схематичными изображениями узлов автомобиля. Кроме того, цена оригинальных запчастей может превышать стоимость аналогов того-же качества в несколько раз, и скорее всего поставка оригинальных запчастей возможна только под заказ. Для реализации этого способа в левом меню есть раздел «Оригинальные запчасти», в котором перечислены марки автомашин, по которым возможен поиск. Если марка отсутствует, значит каталога данного производителя у нас нет. Описание поиска займёт не один десяток страниц для каждого производителя, поэтому мы его опустим.

4. Не нашли или не уверены в правильности? Берем помощь зала.

Если поиск нужной детали вызывает определенные затруднения, можно воспользоваться услугами нашей службы технической поддержки кликнув по ссылке Запрос по а/м (по VIN) в левой части страницы, и заполнив форму запроса на открывшейся странице. В течении суток (как правило, в течении 1-2 часов) наши консультанты подберут нужную деталь и отправят вам по эл.почте результаты. Также результаты поиска будут доступны по ссылке ответы по VIN запросам Личном кабинете.

Условное обозначение крепежных изделий — болтов, гаек, винтов, шпилек, шайб

При обозначении крепежа (болтов, гаек, винтов, шпилек, шайб) на чертежах, в спецификациях и в технической документации, во избежание разночтений, должны всегда использоваться утверждённые полные условные обозначения, одинаковой формы для всех случаев. Но, в связи с халатностью, ленью, спешкой, а также технической неграмотностью многих инженерно-технических работников, появились и нашли широкое применение различные виды условных обозначений:

  • полные обозначения: Болт В3М12х1,25-6gх50.58.С.019 ГОСТ . Гайка 2М6LH-6Н.8.016 ОСТ . , Шайба А30.01.08кп.019 ГОСТ . и т.п.
  • сокращённые обозначения ― образованы от полных путём сокращения несущественных для данного применения крепежа параметров: Винт М8-8gх60.029 ГОСТ . Гайка М16-6Н.032 ГОСТ . Шайба 10.019 ОСТ . и т.п.
  • упрощённые обозначения ― указываются только главные параметры и требования: Шайба 14,Гайка М16 ГОСТ . Болт 12х25 оц ГОСТ . Винт 6х45 хим.окс. ГОСТ .

Указание ГОСТ, ОСТ или ТУ в обозначении крепежа является обязательным, так как номер стандарта определяет конструкцию и геометрическую форму крепежа, точность изготовления, а в некоторых случаях также и марку стали, прочность крепежа и другие параметры. Все виды обозначений образованы от полного обозначения, правильность написания которого диктуют стандарты: для крепежа с резьбой до 48 мм — ГОСТ 1759.0-87, для крепежа с резьбой свыше 48 мм ― ГОСТ 18126-94. Кто-то возразит, что «сокращённые» и «упрощённые» обозначения абсолютно обоснованно существуют и используются именно потому, что неуказанные в них параметры неважны и не требуются в данном конкретном случае. Можно только отметить, что на этот счёт нет никаких утверждённых нормативных документов.

Полное условное обозначение.

Полное обозначение болтов, винтов, шпилек и гаек нормируется стандартом ГОСТ 1759.0-87 «Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия»

На постсоветском пространстве согласно ГОСТ 1759.0-87 и ГОСТ 18126-94 принята следующая схема условного обозначения для болтов, винтов и шпилек и гаек из углеродистых сталей и цветных сплавов:

Для шайб используется немного другая схема условного обозначения согласно ГОСТ 18123-82 «Шайбы. Общие технические условия»:

Приведенные схемы имеют общий вид, со всеми возможными элементами. В зависимости от вида крепежа обозначение может содержать большее или меньшее количество элементов. Также необходимо отметить, что некоторые виды болтов, шпилек, гаек и шайб имеют свои специфические условные обозначения, нормируемые конкретным стандартом (например: болты фундаментные ГОСТ 24379.1-80, шпильки для фланцевых соединений ГОСТ 9066-75 и др.)

Примеры обозначения различного крепежа.

Рассмотрим обозначения различного крепежа на примерах с расшифровкой:

Болт 3М12х1,25LH-6gx50.58.C.019 ГОСТ 7798-70

В данном примере обозначения болта использованы следующие элементы:

Болт ― название крепёжной детали;

В ― класс точности болта (всего приняты три класса точности: А, В и С; самый точный ― класс А); в данном примере класс точности В не указывается, так как он продиктован указанным далее стандартом ГОСТ 7798-70 ― по этому стандарту болты не могут быть другого класса точности, кроме В;

3 ― исполнение болта (в зависимости от стандарта может быть от 1-го до 4-х исполнений; если исполнение не указано в обозначении болта ― то это значит, что применяется исполнение 1 ― цифра «1» не указывается);

М ― вид резьбы (в зависимости от стандарта может быть резьба: М ― метрическая; К ― коническая; Тр ― трапецеидальная);

12 ― номинальный диаметр резьбы болта в миллиметрах, мм;

1,25 ― шаг резьбы болта (если шаг резьбы крупный (основной), то он не указывается; указывается только мелкий и особо мелкий шаг резьбы в миллиметрах, мм ― в данном примере шаг резьбы 1,25 мм является мелким для резьбы М12, т.к. крупный основной шаг для резьбы М12 это 1,75 мм);

LH ― обозначение направления нарезки резьбы ― левая резьба (если резьба имеет правое направление нарезки (основное), то направление нарезки не указывается);

6g ― поле допуска резьбы ― определяет класс точности изготовления резьбы (бывает точный, средний, грубый класс ― обозначается цифрами от 4 до 8 с латинскими буквами; точный класс ― 4, грубый класс ― 8);

50 ― длина болта в миллиметрах, мм;

58 ― класс прочности болта (точку между цифрами в обозначении не ставят); утверждённый прочностной ряд для болтов из углеродистых сталей содержит 11 классов прочности: обозначаются 36; 46; 48; 56; 58; 66; 68; 88; 98; 109; 129);

С ― указание о применении спокойной (С) или автоматной (А) стали ― для болтов класса прочности до 6.8; для болтов классов прочности 8.8 и выше, а также для болтов из легированных и специальных сталей и сплавов, в этом месте указывается применяемая марка стали или сплава;

01 ― цифровое обозначение вида покрытия; используются обозначения номеров покрытий от 01 до 13;

9 ― толщина покрытия в микронах, мкм;

ГОСТ 7798-70 ― тип и номер стандарта на конструкцию и геометрические параметры болта.

Винт ВМ16-6gx45.45Н.40Х.05 ГОСТ 1482-84

В данном примере обозначения винта установочного использованы следующие элементы:

Винт ― название крепёжной детали;

В ― класс точности винта (всего приняты три класса точности: А, В и С; самый точный ― класс А);

1 ― исполнение винта (в зависимости от стандарта может быть от 1-го до 4-х исполнений; если исполнение не указано в обозначении винта ― то это значит, что применяется исполнение 1 ― цифра «1» не указывается);

М ― вид резьбы (в зависимости от стандарта может быть резьба: М ― метрическая; К ― коническая; Тр ― трапецеидальная);

16 ― номинальный диаметр резьбы винта в миллиметрах, мм;

2 ― шаг резьбы винта (если шаг резьбы крупный (основной), как в данном примере,- то он не указывается; указывается только мелкий и особо мелкий шаг резьбы в миллиметрах, мм;

6g ― поле допуска резьбы ― определяет класс точности изготовления резьбы (бывает точный, средний, грубый класс ― обозначается цифрами от 4 до 8 с латинскими буквами; точный класс ― 4, грубый класс ― 8);

45 ― длина винта в миллиметрах, мм;

45Н ― класс прочности винта установочного (утверждённый прочностной ряд для винтов установочных содержит 4 класса прочности: обозначаются 14Н; 22Н; 33Н; 45Н);

40Х ― указание марки стали винта;

05 ― цифровое обозначение вида покрытия; используются обозначения номеров покрытий от 01 до 13;

ГОСТ 1482-84 ― тип и номер стандарта на конструкцию и геометрические параметры винта.

Гайка 2М10х1LH-6Н.32.079 ГОСТ 5927-70

В данном примере обозначения гайки использованы следующие элементы:

Гайка ― название крепёжной детали;

А ― класс точности гайки (всего приняты три класса точности: А, В и С; самый точный ― класс А); в данном примере класс точности А не указывается, так как он продиктован указанным далее стандартом ГОСТ 5927-70 ― по этому стандарту гайки не могут быть другого класса точности, кроме А;

2 ― исполнение гайки (в зависимости от стандарта может быть от 1-го до 3-х исполнений; если исполнение не указано в обозначении гайки ― то это значит, что применяется исполнение 1 ― цифра «1» не указывается);

М ― вид резьбы (в зависимости от стандарта может быть резьба: М ― метрическая; К ― коническая; Тр ― трапецеидальная);

10 ― номинальный диаметр резьбы гайки в миллиметрах, мм;

1 ― шаг резьбы гайки (если шаг резьбы крупный (основной), то он не указывается; указывается только мелкий и особо мелкий шаг резьбы в миллиметрах, мм ― в данном примере шаг резьбы 1 мм является особо мелким для резьбы М10, т.к. крупный основной шаг для резьбы М10 это 1,5 мм);

LH ― обозначение направления нарезки резьбы ― левая резьба (если резьба имеет правое направление нарезки (основное), то направление нарезки не указывается);

6Н ― поле допуска резьбы ― определяет класс точности изготовления резьбы (бывает точный, средний, грубый класс ― обозначается цифрами от 4 до 8 с латинскими буквами; точный класс ― 4, грубый класс ― 8);

32 ― указание группы материала гайки ― в данном случае латунь Л63 ― группа 32;

07 ― цифровое обозначение вида покрытия; используются обозначения номеров покрытий от 01 до 13;

9 ― толщина покрытия в микронах, мкм;

ГОСТ 5927-70 ― тип и номер стандарта на конструкцию и геометрические параметры гайки.

Шпилька 2М24х1,5LH-6gx220.109.45.029 ГОСТ 22032-76

В данном примере обозначения шпильки использованы следующие элементы:

Шпилька ― название крепёжной детали;

В ― класс точности шпильки (всего приняты три класса точности: А, В и С; самый точный ― класс А); в данном примере класс точности В не указывается, так как он продиктован указанным далее стандартом ГОСТ 22032-76 ― по этому стандарту шпильки не могут быть другого класса точности, кроме В;

2 ― исполнение шпильки (в зависимости от стандарта может быть от 1-го до 6-ти исполнений; если исполнение не указано в обозначении шпильки ― то это значит, что применяется исполнение 1 ― цифра «1» не указывается);

М ― вид резьбы (в зависимости от стандарта может быть резьба: М ― метрическая; К ― коническая; Тр ― трапецеидальная);

24 ― номинальный диаметр резьбы шпильки в миллиметрах, мм;

1,5 ― шаг резьбы шпильки (если шаг резьбы крупный (основной), то он не указывается; указывается только мелкий и особо мелкий шаг резьбы в миллиметрах, мм ― в данном примере шаг резьбы 1,5 мм является мелким для резьбы М24, т.к. крупный основной шаг для резьбы М24 это 3 мм);

LH ― обозначение направления нарезки резьбы ― левая резьба (если резьба имеет правое направление нарезки (основное), то направление нарезки не указывается);

6g ― поле допуска резьбы ― определяет класс точности изготовления резьбы (бывает точный, средний, грубый класс ― обозначается цифрами от 4 до 8 с латинскими буквами; точный класс ― 4, грубый класс ― 8);

220 ― длина шпильки в миллиметрах, мм;

109 ― класс прочности шпильки (точку между цифрами в обозначении не ставят); утверждённый прочностной ряд для шпилек из углеродистых сталей содержит 11 классов прочности: обозначаются 36; 46; 48; 56; 58; 66; 68; 88; 98; 109; 129);

45 ― указание марки стали шпильки;

02 ― цифровое обозначение вида покрытия; используются обозначения номеров покрытий от 01 до 13;

9 ― толщина покрытия в микронах, мкм;

ГОСТ 22032-76 ― тип и номер стандарта на конструкцию и геометрические параметры шпильки.

Шайба 2.20х0,5.01.08кп.099 ГОСТ 13463-77

В данном примере обозначения шайбы стопорной с лапкой использованы следующие элементы:

Шайба ― название крепёжной детали;

А ― класс точности шайбы (всего приняты три класса точности: А, В и С; самый точный ― класс А); в данном примере класс точности А не указывается, так как он продиктован указанным далее стандартом ГОСТ 13463-77 ― по этому стандарту шайбы не могут быть другого класса точности, кроме А. Если стандарт на шайбы предусматривает несколько возможных классов точности ― то класс точности указывается в обозначении первым;

2 ― исполнение шайбы (в зависимости от стандарта может быть от 1-го до 3-х исполнений; если исполнение не указано в обозначении шайбы ― то это значит, что применяется исполнение 1 ― цифра «1» не указывается);

20 ― номинальный диаметр резьбы сопрягаемой резьбовой детали, для которой предназначена шайба, в миллиметрах, мм. Таким образом, в обозначении шайбы указывается не реальный диаметр внутреннего отверстия шайбы, а диаметр соответствующего резьбового крепежа (диаметр внутреннего отверстия шайбы, как правило, имеет немного большее значение);

0,5 ― толщина шайбы (если толщина шайбы соответствует указанному стандарту ГОСТ, то она не указывается; обязательно указывается только специальная, несоответствующая стандарту ГОСТ, толщина в миллиметрах, мм ― в данном примере толщина 0,5 мм является нестандартной для шайбы 20, т.к. по таблице ГОСТ 13463-77 стандартная толщина для шайбы 20 составляет 1 мм);

01 ― группа материала шайбы. Для шайб возможные стандартные материалы разбиты на группы:

Условные обозначения марки (группы)

Если материал нестандартный, то группа не указывается ― указывается только марка материала;

08кп ― указание марки материала шайбы;

09 ― цифровое обозначение вида покрытия; используются обозначения номеров покрытий от 01 до 13;

9 ― толщина покрытия в микронах, мкм;

ГОСТ 13463-77 ― тип и номер стандарта на конструкцию и геометрические параметры шайбы.

Виды соединений деталей. Резьбы, допуски и посадки

За долгие века своего развития человечество придумало множество способов соединения деталей. Деталью договоримся называть некий материальный объект, входящий в соединение, который не может быть разделен на более мелкие объекты. Соединение нескольких деталей условимся называть узлом, а совокупность узлов, способных при соединении выполнять определенные действия – механизмом.

Принято различать соединения деталей подвижные и неподвижные, В подвижных соединениях детали движутся друг относительно друга, а в неподвижных жестко скреплены друг с другом. Каждый из этих двух типов соединений подразделяют на две основные группы: разъемные и неразъемные.

Разъемными называются такие соединения, которые позволяют производить многократную сборку и разборку сборочной единицы без повреждения деталей. К разъемным неподвижным соединениям относятся резьбовые, штифтовые, шпоночные, шлицевые, профильные, клеммовые.

Неразъемными называются такие соединения, которые могут быть разобраны лишь путем разрушения. Неразъемные неподвижные соединения осуществляются механическим путем (запрессовкой, склепыванием, загибкой, кернением и чеканкой), с помощью сил физико-химического сцепления (сваркой, пайкой и склеиванием) и путем погружения деталей в расплавленный материал (заформовка в литейные формы, в пресс-формы и т. п.)

Подвижные неразъемные соединения собирают с применением развальцовки, свободной обжимки. В основном это соединения, заменяющие целую деталь, если изготовление ее из одной заготовки технологически невозможно или затруднительно и неэкономично.

Резьбовые соединения деталей являются наиболее распространенным видом разъемных соединений. Резьба – выступы, образованные на основной поверхности винтов и гаек и расположенные по винтовой линии. Несмотря на кажущуюся простоту резьбовые соединения весьма разнообразны. Поэтому в рамках текущего курса мы рассмотрим те из них, которые широко встречаются в нашем ассортименте. Но сперва дадим общую классификацию.

Р езьбы, допуски и посадки

По форме основной поверхности различают цилиндрические и конические резьбы. Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническую резьбу применяют для уплотняющихся и герметичных соединений труб, масленок, пробок и т.п.

По профилю резьбы различают треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, круглые и другие резьбы.

По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбы. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой – справа налево и вверх. Наиболее распространена правая резьба.

По числу заходов – однозаходная и многозаходная резьбы. Наиболее распространена однозаходная резьба.

Резьбу получают (формируют) несколькими способами:

  • лезвийная обработка;
  • накатывание;
  • абразивная обработка;
  • выдавливание прессованием;
  • литьё;
  • электрофизическая и электрохимическая обработка.

Наиболее распространённым и универсальным способом получения резьб является лезвийная обработка. К ней относятся:

  • нарезание наружных резьб плашками

  • нарезание внутренних резьб метчиками

  • точение наружных и внутренних резьб специальными резцами и гребенками

  • резьбофрезерование наружных и внутренних резьб дисковыми и червячными фрезами

  • нарезание наружных и внутренних резьб резьбонарезными головками

Накатывание является наиболее производительным способом обработки резьб, обеспечивающим высокое качество получаемой резьбы. К накатыванию резьб относятся:

  • накатывание наружных резьб двумя или тремя роликами с радиальной, осевой или тангенциальной подачей

  • накатывание наружных и внутренних резьб резьбонакатными головками

  • накатывание наружных резьб плоскими плашками;

  • накатывание наружных резьб инструментом ролик-сегмент

  • накатывание (выдавливание) внутренних резьб бесстружечными метчиками

К абразивной обработке резьб относится шлифование однониточными и многониточными кругами. Применяется для получения точных, в основном ходовых резьб.

Выдавливание прессованием применяется для получения резьб из пластмасс и цветных сплавов. Не нашло широкого применения в промышленности.

Литьё (обычно под давлением) применяется для получения резьб невысокой точности из пластмасс и цветных сплавов.

Электрофизическая и электрохимическая обработка (например, электроэрозионная, электрогидравлическая) применяется для получения резьб на деталях из материалов с высокой твердостью и хрупких материалов, например твёрдых сплавов, керамики и т. п.

Рассмотрим теперь основные геометрические параметры цилиндрических резьб. Они включают: наружный d, средний d2 и внутренний d1 диаметры резьбы, шаг резьбы р, угол профиля α.

Метрическая резьба ISO – основной вид резьбы крепежных деталей с углом профиля α = 600. Широко употребима в Европе и Азии. Профиль – равносторонний треугольник со срезанными вершинами. Размеры указываются в миллиметрах.

Метрическая резьба бывает с крупным и мелкими шагами. Чаще всего, наиболее износостойкую и технологичную резьбу выполняют с крупным шагом. Резьбы с мелким шагом используются реже. Ниже приводится таблица, составленная на основании ГОСТ 8724-81 «Резьба метрическая. Диаметры и шаги».

Шаг резьбы для крупной и мелкой резьбы (однозаходной)

(Размеры в скобках действительны для новых стандартов ISO)

Названия деталей в чертежах общего машиностроения


Как назвать деталь на чертеже — такой вопрос часто встает перед конструктором в процессе разработки чертежей. Выбрать подходящее наименование детали можно из списка ниже.

Б

Балка — конструкционный элемент широкого назначения, часть в виде горизонтального бруса высотой более 100 мм, шириной более 0,5 высоты, работающего, в основном, на изгиб и изготавливаемого из различных конструкционных материалов.

Бандаж — опоясывающий элемент крепления — металлическое кольцо, внешняя часть сборных ободов, поясов с элементами для стяжки, закрепления, насаживаемый на детали, сборочные единицы для увеличения прочности и снижения износа.

Барабан — цилиндрическая деталь.

Бобышка — элемент жесткости корпусных устройств, предназначенный для местного упрочнения, утолщения элементов корпуса, выравнивания его наклонных и криволинейных поверхностей, — как правило представляет собой короткий отрезок бруса различной формы с элементами для крепления других узлов, деталей и для закрепления к корпусу машины, механизма.

Боковина — элемент жесткости корпуса.

Болт — крепежное изделие с основным элементом в виде одноименной детали, служащее для соединения изделий при помощи гайки, — стержень с наружной резьбой на одном конце, с головкой для передачи крутящего момента на другом, имеющий при необходимости стопорящие элементы (детали).

В

Вал — элемент механической передачи, служащий реальной геометрической осью сопряженных с ним узлов, деталей, вращающиеся в подшипниках и передающие крутящий момент другим изделиям.

Венец зубчатый — элемент зацепления механической передачи — часть сборных колес зубчатых, содержащих все зубья по всей окружности, устанавливаемые на ступицы.

Веретено — элемент гидравлической или пневматической системы — подвижный узел клапанов, распределителей, регулирующий поток рабочей среды изменением расстояния между ним и седлом.

Вертлюга — соединительное звено двух частей механизма, позволяющее каждой из них вращаться вокруг своей оси независимо от другой.

Вилка — элемент соединительных устройств, преобразующих движение, — узел редукторов, коробок передач, муфт, сопрягающийся в сборке с колесами зубчатыми, полумуфтами и управляющий их осевым перемещением.

Винт — крепежное изделие, служащее для соединений деталей путем ввинчивания в резьбовое отверстие в одном из соединяемых изделий или для фиксации соединяемых узлов и деталей, с основными элементами в виде одноименной детали — стержня с наружной резьбой на одном конце, с головкой для передачи крутящего момента на другом, имеющее при необходимости стопорящие элементы (детали).

Вкладыш — элемент крепления в таре, упаковке — сборочная единица из планок, пластин с отверстиями по форме упаковываемого изделия, вкладывающаяся в тару, упаковку для обеспечения сохранности и соблюдения схемы укладки изделия.

Воронка — сборочная единица, состоящая из конического раструба или полусферы, сочлененная с отрезком конической или цилиндрической трубки.

Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь.

Вышка — опорное устройств из трех и более вертикальных стоек из конструкционных материалов, соединенных элементами жесткости и несущих в верхней части опорную площадку, машину, механизм.

Г

Гайка — крепежное изделие с резьбовым отверстием (сквозным или глухим) и конструктивным элементом для передачи крутящего момента в виде многогранника, накатки, шлица и др., имеющий при необходимости элемент (деталь) для самостопорения.

Гвоздь — крепежное изделие для дерева, картона — круглый или некруглый в поперечном сечении стержни, с заостренным одним концом и головкой на другом, имеющий при необходимости декоративные, герметизирующие, стопорящие и другие элементы (детали).

Гильза — элемент устройств, направляющих возвратно-поступательное движение, в основе которых, как правило, тела вращения длиной свыше двух диаметров, с центральными сквозными отверстиями диаметром не менее 0,9 наибольшего диаметра.

Груз — устройство, направляющее движение, уравновешивающее действие статических сил, — как правило, металлическая плита, брус, различные цилиндрические конструкции массой более 0,5 кг с элементами (деталями) для закрепления.

Грундбукса — элемент гидравлических или пневматических систем, рабочий орган гидроаппаратов, пневмоаппаратов, различных машин, механизмов, осуществляющие управление (пуск, остановку, регулирование параметров) потоком рабочей среды (жидкости, газа, пара), — запорно-регулирующее устройство, осуществляющее управление вращением пробки в сопряженном корпусе при совмещаемых отверстиях в пробке и канале корпуса.

Д

Дверца — дверь небольших размеров высотой, как правило, до 1000 мм, закрывающая проем в шкафах, блоках, корпусах и обеспечивающая доступ к приборам, механизмам, узлам.

Демпфер — элемент подвески транспортных средств и других машин и механизмов — устройство, ограничивающее движения для успокоения или предотвращения вредных механических колебаний звеньев машин и механизмов путем диссипативного поглощения энергии.

Держатель — поддерживающий элемент крепления — устройство, предназначенное придерживать, поддерживать, нести на себе какие-либо детали, узлы.

Днище (дно) — элемент корпусных, емкостных несущих устройств — нижняя часть корпусов с элементами для установки (например, на фундаменте) и элементами для закрепления (или без них) различных форм и размеров.

Дюбель — нерезьбовое крепежное изделие с элементами резьбы, забиваемое в стены и служащее для крепления к нему других деталей, сборочных единиц, — стержень круглый, квадратный или иной формы в поперечном сечении, заостренный с одной стороны и имеющий резьбовой элемент для крепления.

Ж

Желоб — конструкционный элемент, направляющий движение жидких и сыпучих материалов, — сборочная единица в виде профильной полосы полукруглой, u-образной формы в поперечном сечении, с элементами для закрепления и устройствами для слива.

З

Заглушка — элемент различных машин, механизмов, осуществляющий герметичное закрытие отверстия штуцеров, бобышек, трубопроводов, корпусов, имеющий детали для закрепления.

Задвижка — закрывающее устройство — трубопроводная арматура с запорным и (или) регулирующим органом, перемещаемым возвратно-поступательно перпендикулярно к оси потока рабочей среды. См. также заслонка, шибер

Зажим — стягивающий элемент крепления — приспособление для постоянного или периодического быстроразъемного соединения узлов, деталей сжатием (по способу сжатия — винтовые, клиновые, кулачковые, пружинные, цанговые и др.).

Заклепка — цилиндрический стержень с центральным глухим отверстием на одном конце и головкой с резьбовым элементом на другом для крепления других узлов, деталей.

Запор — стопорящее устройство — пластина с осями, элементами для захвата рукой, при повороте вокруг оси входящая в углубление на сопряженной сборочной единице, детали, препятствуя их перемещению. См. также затвор.

Заслонка — закрывающее устройство для изменения расхода воздушного (газового) потока, в котором регулирующий орган поворачивается вокруг оси, лежащей в его плоскости или перпендикулярной к его плоскости. См. также задвижка, шибер.

Затвор — закрывающее устройство — трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган поворачивается вокруг оси, не являющейся его собственной осью.

Захват — стягивающий элемент крепления — устройство для закрепления заготовок, деталей, узлов машин и др. при подъемно-транспортных операциях. См. также прихват.

Зацеп — соединительный элемент устройств, преобразующих движение, — приспособление для зацепления троса, каната при подъемно-транспортных, такелажных работах. См. также коуш.

Защелка — фиксирующее устройство, срабатывающее под действием пружины в момент фиксации детали, сборочной единицы в заданном положении и имеющее конструктивные элементы для удержания в запертом положении.

Звено цепи — деталь, в сборке составляющая цепь.

Звездочка — элемент механических передач, колес зубчатых, приводов цепей с зубьями специального профиля, по которым проходят приводные звенья, при необходимости работающий в паре с колесами цевочными.

Золотник — элемент гидравлических или пневматических систем, осуществляющий управление потоком рабочей среды продольным смещением золотников, открывающих, закрывающих или изменяющих проходное сечение отверстий каналов в корпусах гидроаппаратов (см.), других машин, механизмов. См. также плунжер.

И

Игла — устройство, направляющее вращательное, поворотное движение, — цапфа приборов, изделий точной механики в виде заостренных стержней (см.), сопряженных с подшипниками скольжения, при необходимости имеющая элементы из твердых сплавов, алмаза.

К

Кардан – узел карданной передачи; устройство, направляющее вращательное, поворотное движение; шарнир из двух вращательных пар с осями, пересекающимися под прямым углом и состоящие из крестовин и двух вилок.

Каретка — узел машин, механизмов — устройство, направляющее возвратно-поступательное движение, перемещающееся по направляющим и несущее на себе другие узлы. см. также тележка, салазки, лыжи.

Каркас — несущее устройство; остов, обеспечивающий постоянную форму и прочность корпусов машин, механизмов, зданий, сооружений, состоящий из скрепленных между собой вертикальных конструкционных элементов (стоек, колонн) и горизонтальных (балок, ригелей ферм).

Карниз — элемент ограждения рабочих мест, механизмов, выступающий за пределы ограждений или стен горизонтальный пояс, защищающий здания, сооружения, корпуса машин от стекающей жидкости.

Кассета — взаимозаменяемое устройство, обеспечивающее хранение, транспортирование и применение различных деталей, материалов (например, ящик для цементации изделий, кассета для фотографической пленки, кассета для магнитной ленты — видеокассета, аудиокассета).

Каток — устройство, направляющее движение; короткий (длиной, как правило, до четырех диаметров) вал, валик с узлами вращения на концах, воспринимающий крутящие моменты от других деталей, узлов; опорный и направляющий элемент различных машин, механизмов (например, каток гусеничных машин).

Катушка — устройство, направляющее и ограничивающее движение, служащее для намотки и хранения гибких материалов (нити, проволоки, провода, каната). См. также кассета.

Клапан — элемент гидравлических или пневматических систем, осуществляющий управление (пуск, остановку, регулирование параметров) потоком рабочей среды (жидкости, газа, пара), осуществляемое изменением сечения проходного отверстия.

Колесо зубчатое — Элемент механической передачи — зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее передачу движения путем зацепления с аналогичным элементом.

Колесо храповое — Колесо с зубьями несимметричного профиля, в зацеплении с собачкой, допускающее вращение в одном направлении.

Колодка — элемент тормозных устройств, несущая конструкция с накладками из фрикционного материала, по форме сопряженная с барабанами тормозными или дисками тормозными, имеющая элементы для закрепления и прижима к барабану или диску.

Колонна — опорное устройство для восприятия вертикальных нагрузок; элемент зданий, сооружений, вертикальная опора, круглая или некруглая в поперечном сечении, состоящая из трех основных частей: нижней (базы), средней (ствола) и верхней (капители).

Колпак — средство защиты механизмов, как правило, — тело вращения длиной от 0,4 до 4,5 наибольшего диаметра с центральным глухим или сквозным отверстием (сквозное отверстие не более половины диаметра основного отверстия), тонкостенное, при необходимости имеющее элементы для закрепления.

Колпачок — колпак диаметром не более 30 мм.

Кондуктор — устройство, направляющее поступательное движение элементов машин, механизмов (например, режущего инструмента) и их правильную ориентацию, а также придающее необходимую жесткость конструкции.

Консоль — поддерживающий элемент крепления — балка, ферма, жестко закрепленная одним концом при свободном другом, а также часть конструкции, выступающая за опору.

Конус — элемент фрикционного устройства, передающий крутящий момент между параллельными или расположенными под углом друг к другу валами, — сборочная единица — тело вращения с конусообразной образующей поверхностью.

Короб — средство защиты механизмов, аппаратов, приборов, их частей, как правило, из листовых материалов для изоляции и ограждения движущихся и (или) токонесущих частей.

Корпус — устройство, являющееся основанием машин, механизмов, агрегатов, объединяющее в единое целое и несущее все детали, узлы, механизмы.

Косынка — элемент жесткости, служащий для соединения деталей под углом друг к другу, — сборочная единица, как правило, плоскостная, треугольной или многоугольной формы. См. также кница.

Коуш — соединительный элемент каната — сборочная единица круглая, овальная и др. С желобом на наружной поверхности, закладывающаяся в петлю каната и предохраняющая его от истирания. См. также зацеп.

Крепеж — сборочная единица, служащае для скрепления деталей, узлов, механизмов между собой.

Крестовина — опорное устройство с крестообразным основанием.

Кронштейн — опорный элемент крепления для установки на вертикальной стене, колонне, выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении деталей, сборочных единиц машин, механизмов.

Крыльчатка — перемешивающее устройство, использующееся для перемешивания растворов, пульп, — диск с закрепленным на нем через равные угловые промежутки лопастями, с элементами для закрепления на оси.

Крышка — элемент корпусов, сосудов.

Крюк — элемент крепления, служащий для подвешивания, подъема груза, передачи тягового усилия.

Кулачок — элемент устройств, преобразующих движение; сборочная единица с профилированной поверхностью скольжения, при своем движении передающая сопряженному устройству движение по заданному закону.

Кулиса — элемент кулисного механизма, преобразующего качательное движение кулисы в возвратно-поступательное движение камня и сопряженных устройств, — сборочная единица с пазом, сопряженным с камнем кулисным и шарнирным устройством, обеспечивающим качательное движение.

Л

Лапа — поддерживающий элемент крепления, предназначенный для промежуточного крепления сопряженных устройств к фундаменту, основанию, опоре, корпусу.

Лента — элемент тормоза, создающий при натяжении силу трения; полоса из фрикционного материала с элементами для закрепления и присоединения к натяжному механизму.

Лист — плоскостная деталь, толщиной не более 25 мм, шириной от 100 до 500 мм, длиной, как правило, более чем в три раза превышающей ширину.

Ложемент — опорный элемент для установки и закрепления на транспортном средстве машин, аппаратов, длинномерных грузов, имеющий конструкционные элементы, сопряженные по форме с транспортируемым изделием для его закрепления, и элементы для крепления к транспортному средству.

Лопасть (лопатка) — элемент перемешивающих устройств, служащий для перемешивания растворов, суспензий, пульп; рабочий орган мешалок, сгустителей; пластина специальной формы, устанавливаемая на диски, крыльчатки.

Лоток — устройство, направляющее поступательное движение жидких и сыпучих тел.

Люк — устройство, закрывающее отверстие, проем в горизонтальных или наклонных элементах зданий, сооружений, машин, устройств, при необходимости имеющее запирающий механизм.

Лючок — люк небольшого размера для доступа во внутренние объемы машин, механизмов, приборов.

М

Манжета — уплотнительное устройство для подвижных соединений; кольцо из эластичных материалов с формой внутренней и внешней поверхностей, обеспечивающей уплотнение.

Маховик — колесо с массивными ободом, устанавливаемое на валах с элементами для установки и закрепления

Маховичок — устройство включения и переключения; колесо со ступицами, со спицами или сплошные, служащее для ручного управления машиной, механизмом.

Мачта — ствол из деревянных, металлических и других конструкций, поддерживающийся оттяжками (из каната, троса и др.), закрепляемыми в анкерных устройствах, при необходимости несущий дополнительное устройство, например грузовую стрелу.

Маятник — устройство, направляющее возвратно-поступательное и вращательное движение, совершающее под действием приложенных сил колебания вокруг неподвижной оси.

Мембрана — устройство, преобразующее возвратно-поступательное движение и разделяющее объемы и рабочие среды в различных машинах, механизмах, приборах; сборочная единица различной формы из тонкого эластичного материала с элементами для закрепления по периферии, при необходимости имеющая элементы для присоединения к движущимся частям машин, механизмов в центральной части.

Модуль — унифицированный элемент гидравлических, пневматических систем, состоящий из взаимозаменяемого комплекса деталей массового производства.

Молот — устройство, направляющее возвратно-поступательное движение; машина для обработки (ковки, штамповки) металлических заготовок ударами падающих массивных частей при их движении по направляющим.

Муфта — устройство для соединения валов, тяг, канатов, кабелей, передающее вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой или на свободно сидящую на нем сборочную единицу — шкив, колесо зубчатое; трубопроводное соединение – втулка с элементами для соединения и уплотнения частей трубопровода.

Н

Накладка — накладной элемент жесткости; пластина различной формы, закрепляемая на корпусах, рамах, каркасах для увеличения жесткости, при необходимости имеющая декоративные элементы.

Наконечник — поддерживающий элемент крепления; сборочная единица различных конструкций, предохраняющая опорные элементы машин, механизмов, мебели от повреждений или от проскальзывания по поверхности пола, стола и т.д., присоединяющаяся ся к опорному элементу в месте соприкосновения с полом, столом фундаментом.

Насадка — съемный наконечник, шланг, формирующий поток (струю) жидкости или газа или несущий сменные приспособления, инструменты (например, пульверизатор, опрыскиватель).

Ниппель — элемент трубопроводных соединений, служащий для присоединения штуцеров к емкостям, трубопроводам при помощи накидных гаек; короткая цилиндрическая трубка с элементами для присоединения на концах.

Нож — пластина, перемещающаяся в пазах, имеющая заточенную в виде лезвия рабочую часть.

Ножка — опорный, несущий, вертикальный элемент крепления небольших машин, механизмов; стержень, брусок с элементами для крепления на одном из концов, при необходимости имеющий наконечник на другом (нижнем) конце.

Носок — устройство, направляющее поступательное движение жидких и сыпучих материалов; изогнутая трубка с элементами, направляющими поток на одном конце, и элементами для закрепления (к емкости) на другом конце.

О

Обвязка — опоясывающий элемент крепления; металлическая конструкция, скрепляющая корпуса, каркасы, рамы и др. по периметру.

Обечайка — корпусный элемент крепления трубопроводов, емкостей, барабанов и др.; сборочная единица цилиндрической, конической или более сложной формы с центральным сквозным отверстием, тонкими стенками, элементами для крепления других деталей, сборочных единиц к торцевым и боковым поверхностям.

Облицовка — облицовочная декоративная сборочная единица, как правило, из листового материала, в т.ч. штампованная сложной формы, при необходимости имеющая нанесенный рисунок и элементы для закрепления.

Обод — опоясывающий элемент крепления; — внешняя часть сборных колес, колец с внутренней поверхностью, сопряженной со ступицами и имеющей элементы для закрепления.

Ободок — опоясывающий элемент крепления, обод небольшого размера.

Обойма — опоясывающий элемент крепления, предназначенный для размещения в нем комплекта деталей или сборочных единиц, связанных единым функциональным назначением (например, обойма пластин сердечника трансформатора); сборочная единица различной конструкции с элементами для закрепления размещаемого в нем комплекта и для закрепления самой обоймы.

Оболочка — облицовочное устройство, пространственная конструкция, использующаяся в конструкциях перекрытий зданий и сооружений, летательных аппаратов, ограниченная двумя криволинейными поверхностями, расстояние между которыми мало по сравнению с остальными размерами, различающаяся по геометрическим параметрам поверхности (сферическая, эллиптическая, гиперболическая, цилиндрическая, коническая).

Обтекатель — элемент жесткости, одновременно являющийся конструктивным элементом для уменьшения лобового сопротивления элементов радиоустройств, приборов от посторонних воздействий (например, обтекатель антенны) с элементами для закрепления.

Обруч — опоясывающий элемент крепления, скрепляющий элементы тарных изделий; кольцо из металлической полосы, с концами, соединенными сборочными операциями, и при необходимости имеющее элементы для закрепления.

Обшивка — облицовочное устройство, комплект деталей и (или) сборочных единиц, закрывающий промежутки между ребрами каркасов, рам и составляющий внешний контур; комплект листов, планок, пластин, по конфигурации соответствующих сопряженным деталям и (или) сборочным единицам с элементами для закрепления.

Ограничитель — упор, как правило, с нерегулируемым положением, задающий величину перемещения элемента машины, механизма в допустимых пределах.

Окантовка — обрамляющее, декоративное устройство, предназначенное для оформления, скрепления кромок изделий по внешнему или внутреннему контуру; сборочная единица из планок, брусков с пазами или из металлического гнутого u-образного профиля, скрепленная сборочными операциями (например, окантовка эстампа).

Оплетка — средство защиты проводников, кабелей, линий связи от электрических (электромагнитных) помех — сборочные единицы в виде трубок из сплетенных проволочных прядей.

Опора — опорное устройство, сборочная единица, воспринимающая сосредоточенную нагрузку машины, механизма, установки и распределяющая ее своей опорной поверхностью по фундаменту; диск, полусфера и др. с конструктивными элементами для восприятия нагрузки и закрепления с одной стороны и элементами качения, скольжения, противоскольжения, противовибрационные с другой стороны.

Оправа — обрамляющее устройство для закрепления и предохранения от повреждений краев оптических деталей (линз, светофильтров и др.) и деталей из минералов (например, камней подшипников и др.); кольцо, втулка круглого или овального сечения с элементами для закрепления оптических и др. деталей и элементами для установки, закрепления самой оправы.

Основание — опорное устройство, являющееся технологической базой для размещения на ней деталей, машин, механизмов в т.ч. их опор; объемная конструкция с элементами для закрепления устанавливаемых изделий.

Ось — элемент механических передач, сборочная единица на основе одноименных деталей (тела вращения длиной, как правило, свыше двух диаметров), несущая вращающиеся на ней детали (неподвижная ось) или вращающаяся в опорах с насаженными на нее деталями (вращающаяся ось), не предназначенная для передачи крутящего момента.

П

Палец — нерезьбовой крепеж с элементами резьбы — цилиндрический стержень длиной более одного и до трех диаметров с резьбовым элементом, как правило, на одном конце; в сборке несущая деталь, сборочная единица, устанавливаемая на нем шарнирно или неподвижно; опирающаяся на один конец или оба конца.

Панели — 1. Несущие конструкции, служащие для размещения и закрепления органов управления, контрольных приборов, сигнальных устройств, пояснительных табличек, — сборочные единицы, как правило, плоскостные, с гнездами для установки изделий и элементами для закрепления; 2.Облицовочные и декоративные устройства; 3. Сборные, сборно-монолитные элементы жесткости с силовым набором или без него.

Панцирь и- средство защиты механизмов от механических или иных повреждений в особо неблагоприятных условиях (горно-шахтные разработки, горячие цехи); дополнительный корпус броневого типа, как правило, с герметичными уплотнениями, в который заключают машины, механизмы, приборы.

Патрубок -1. Элемент трубопровода, используемый для соединения его составных частей; 2. Короткий отрезок трубы с элементами для присоединения (например, типа фланец).

Педаль — 1. Устройство включения и переключения, концевой элемент управления, предназначенный для передачи движения исполнительному органу ногой; 2. фасонная пластина или рычаг, с опорными площадками для ног и с элементами для закрепления.

Перегородка — перегораживающий элемент жесткости, конструкции (стационарные, сборно-разборные или раздвижные), разделяющий полости корпусов, смежные помещения в здании, сооружении.

Переходник — элемент трубопроводного соединения, служащий для соединения труб разного диаметра, отрезки труб переменного сечения с элементами для присоединения (например, типа фланец) на концах.

Петля — поддерживающий элемент крепления, шарнирное соединение или шарнирная пара с элементами для закрепления обеих частей.

Планка — 1. Элемент жесткости в виде полосы. 2. Сборочная единица различного назначения на основе одноименных деталей (плоскостная, как правило, прямоугольная в плане, длина которой более утроенной ширины, а высота — менее ширины).

Планки — 1. Устройства, направляющие возвратно-поступательное движение, в виде полосы. 2. Сборочные единицы различного назначения на основе одноименных деталей (плоскостные, как правило, прямоугольные в плане, длина которых более утроенной ширины, а высота — менее ширины).

Пластина — элемент жесткости на основе одноименных деталей (плоскостная, как правило, прямоугольная в плане, длина которых не менее чем в три раза превышает ширину, а толщина — не более 25 мм).

Платформа — опорный элемент, плоская площадка, помост из конструкционных материалов, возвышающийся над уровнем поверхности (земли, пола и др.).

Плата — 1. Несущая конструкция, используемая как основание установки, закрепления, электрического соединения деталей, сборочных единиц электротехнической, радиоэлектронной аппаратуры. 2.Пластина (гибкая или жесткая) с элементами печатного монтажа или без него, с установочными элементами (втулками, лепестками, ламелями).

Плита — опорный элемент на основе одноименной детали (плоскостной или коробчатый, как правило, прямоугольной формы в плане, у которого длина не более чем втрое превышает ширину, а высота — менее ширины) с элементами для закрепления.

Пломба — 1. Фиксирующее устройство, устанавливаемое на изделие (новое или отремонтированное) для контроля сохранности, эксплуатации, факта вскрытия. 2. Сборочная единица различных конструкций, как правило, из пластичного, деформируемого при пломбировании материала.

Площадка — средство обслуживания рабочих мест, плоская конструкция из различных материалов у станков, машин, механизмов, размещаемая на уровне пола, земли, на которых располагается работающий персонал.

Подвеска — 1.Поддерживающий элемент крепления подъемно-транспортных устройств (например, подвесной конвейер). 2. Сборочная единица с устройством для крепления к транспортирующему узлу (например, каретке) и элементами для размещения, подвешивания груза (крюк, траверса, этажерка).

Подложка — несущая конструкция, заготовка плат с формируемыми на них поверхностными или объемными элементами прибора или схемы

Подкос — 1. Элемент жесткости, ребро, устанавливаемое наклонно, подпирающее различные конструкции. 2. Стержни, планки со скосами, отбортовкой или другими элементами сопряжения и элементами для закрепления на концах.

Подножка — элемент крепления, опора для ноги (ног), устанавливаемая на машине, комплексе, рабочем месте.

Подпорка — элемент крепления, вертикальная опора, как правило, временная, для поддержки нагруженных элементов конструкций (например, во время ремонта).

Подрамник — 1. Обрамляющее устройство, основа, на которую натягивают холст при художественных работах. 2. Рамы, как правило, деревянные, прямоугольные в плане, с элементами для закрепления и натяжения холста.

Подставка — опорный элемент , поддерживающий в заданном положении детали, узлы и механизмы, опирающиеся на него и, как правило, не имеющие конструктивных элементов для закрепления.

Ползун — элемент кулисного механизма, преобразующий качательное движение кулисы в возвратно-поступательное движение и перемещающийся в пазу кулисы.

Полка — устройство, направляющее возвратно-поступательное движение жидких и сыпучих продуктов производства в различных технологических процессах.

Полоз — 1. Устройство, направляющее возвратно-поступательное движение скольжения по сопрягаемой поверхности. 2. Брусья с одним или обоими закругленными концами с элементами для закрепления транспортируемого груза.

Полоса — 1. Элемент жесткости. 2. Плоскостные сборочные единицы на основе одноименных деталей, длина которых более чем в 50 раз превышает ширину и толщина — от 0,1 до 0,5 ширины.

Полукольцо — опоясывающий элемент крепления, составная часть крепежного кольца с элементами для закрепления и стяжки.

Полусфера — 1. Опорное устройство зданий, сооружений, машин, механизмов, а также составная часть сборной сферы. 2. Сборочная единица сферической формы, ограниченная диаметральной плоскостью, при необходимости имеющая элементы для установки и закрепления.

Полухомут — 1. Стягивающий элемент крепления, закрепляющий узлы машин, механизмов. 2. Составная часть сборных хомутов, один из пары сопряженных скоб, в сборке составляющих хомут с элементами для стяжки и закрепления.

Портал — опорный элемент П-образной формы многих машин, механизмов (например, портальных кранов), несущий высокие нагрузки.

Поручни — 1. Ограждения рабочих мест и механизмов, использующиеся в оформлении, верхняя часть перил. 2. Прямые или изогнутые бруски, фасонные в сечении, с элементами для закрепления.

Поршни — 1. Подвижные элементы гидромашин, пневмомашин, перекрывающие цилиндры в поперечном сечении и перемещающиеся вдоль его оси, служащие для преобразования механической работы в движение потока рабочей среды (жидкости, газа), или наоборот. 2. Тела вращения, внешняя поверхность которых сопряжена с цилиндром и имеет элементы для уплотнения (кольца поршневые), имеют также элемент для соединения с шатуном.

Пояс — 1. Элемент крепления, опоясывающий сооружение, корпус, емкость для придания прочности и жесткости 2. Конструкция из балок, швеллеров, гнутых профилей с элементами для закрепления и стяжки. 3. Средство индивидуальной защиты, страхующее работающего от падения с высоты (например, при работах на линиях электропередач). 4. Пояс с элементами для закрепления (например, карабин).

Прижим — 1. Прижимающий элемент крепления, как правило, пружинный, удерживающий детали, сборочные единицы от самопроизвольных перемещений прижатием к поверхности (земли, стола, верстака). 2. Устройство, направляющее возвратно-поступательное движение, прижимающее элементы механизма друг к другу для обеспечения работоспособности (например, прижим, направляющий движение киноленты в фильмовый канал кинопроектора).

Призма — 1. Устройство, направляющее движение (как правило качательное), элемент подвесок и подвижных частей точных приборов (например, весов, приборов времени). 2. Твердосплавная пластинка с заточенными гранями, сопряженными с канавками камней.

Прихват — 1.Прижимающий элемент крепления, устройства, удерживающий закрепляемую деталь, сборочную единицу от перемещений на время обработки. 2. Пластина с элементами для закрепления.

Пробка — 1. Закрывающее устройство, вставляемое, ввинчиваемое внутрь отверстия труб, патрубков, сосудов. 2. Короткий цилиндрический, конический стержень с элементами для закрепления.

Прокладка — 1.Элемент уплотнительных устройств, служащий для герметизации трубопроводных соединений, корпусных и иных элементов машин. 2.Сборочная единица из эластичных материалов (в т.ч. армированных), по форме сопряженная с соединяемыми поверхностями.

Противовес — 1. Устройство, направляющее движение. 2. Груз, уравновешивающий силы и моменты, действующий в машинах, в их узлах и агрегатах.

Проушина — 1. Соединительный элемент устройств, служащий для подвешивания или подвижного соединения жестко соединенных с ним деталей, узлов машин, механизмов. 2. Пластина с отверстием для подвешивания, соединения и с элементами для закрепления.

Пружина — 1. Устройство, преобразующее движение, обладающее свойством накопления энергии за счет упругой деформации под влиянием внешних сил и отдачи этой энергии с восстановлением формы; упругий элемент различных машин, механизмов, служащий для поглощения энергии и смягчения ударов, вибрационных нагрузок, приведения в действие механизмов, 2. Сборочная единица из упругого материала различных конструкций.

Р

Радиатор — Несущая конструкция, теплообменник с развитой поверхностью (ребристой, игольчатой) для теплообмена между рабочими средами (жидкости, газы) и (или) твердыми телами, имеющий каналы с элементами для присоединения (например, радиатор системы отопления) твердых тел с контактными поверхностями.

Рама — 1.Несущее, каркасное устройство. 2. Геометрически неизменяемая стержневая система из листов, труб, прутков, гнутых профилей с жестко соединенными между собой во всех узлах элементами (горизонтальные — ригели и вертикальные — стойки).

Рамка — 1.Обрамляющее прямоугольное устройство, вырез (например, в панелях), условные обозначения, смотровые окна. 2.Сборочная единица из планок с элементами для закрепления.

Распорка — 1.Элемент жесткости, устанавливаемый между элементами конструкции зданий, сооружений, корпусов, испытывающий нагрузки на сжатие. 2.Брус, брусок, балка с концами, сопряженными с распираемыми конструкциями и элементами для закрепления.

Раструб — 1.Элементы трубопроводов, служащий для соединения труб разного диаметра. 2.Отрезок трубы с элементом в форме усеченного конуса на одном конце и элементами для соединения на обоих концах.

Растяжка — 1.Элемент жесткости, устанавливаемый между элементами конструкции зданий, сооружений, корпусов для их стягивания между собой, испытывающий нагрузки на растяжение. 2.Брус, брусок, балка с элементами для закрепления и стяжки на концах.

Ребро — 1.Элемент жесткости и усиления прочности конструкций корпусов, стенок, сосудов сооружений. 2.Изогнутый стержень, пластина фасонной конфигурации, в сечении прямоугольный или профилированный с элементами для закрепления.

Рейка — 1.Устройство, направляющее возвратно-поступательное движение по прямолинейной рабочей поверхности. 2.Стержень, брусок с фасонными в поперечном сечении профилями.

Рельсы — 1.Устройства, направляющие движение возвратно-поступательное по ровной поверхности. 2. Брусья, как правило, металлические, специального профиля, с одной рабочей поверхностью.

Ремень — 1.Опоясывающий, стягивающий элемент крепления, составная часть сборочной единицы, комплекта, упаковки. 2.Элемент передачи вращательного движения, гибкая связь ременной передачи — ленты, соединенная в кольца или кольцо из эластичного материала, прямоугольное, круглое, клиновидное или иное в поперечном сечении, при необходимости имеющее элементы для зацепления. 3.Опоясывающий элемент страхующих устройств, служащий для закрепления.

Решетка — Средство защиты рабочих мест и механизмов, выполненное на основе одноименной детали, плоскостное, изогнутое из листов, полос, лент, сварное из различных конструкционных элементов (из проволоки, прутка) с геометрически неизменной по площади системой отверстий, имеющее элементы для установки (например, стойки) и закрепления.

Ригель — 1.Опорный горизонтальный (наклонный), как правило, консольный элемент каркасов, зданий, сооружений. 2. Стержень, балка с элементами для закрепления на одном или обоих концах.

Ролики — 1.Элементы передачи движения гибкой связью различных фрикционных узлов, транспортных устройств (например, рольганг), устройства, направляющие движение. 2. Короткие (длиной, как правило, до четырех диаметров) валы, валики с узлами вращения на концах, воспринимающие и передающие крутящий момент.

Рукав — 1. Гибкий, тонкостенный элемент трубопровода, используемый для подачи жидких, газообразных и сыпучих продуктов в места потребления. 2.Труба из нескольких слоев влагонепроницаемой ткани с отводами или без отводов, с элементами разъема (фланцевыми, штуцерно-ниппельными, байонетными) или без элементов разъема.

Рукоятка — 1. Устройство включения и (или) переключения. 2.Рычаг с элементами для присоединения к управляющему органу машин, механизмов на одном конце и элементами, удобными для захвата рукой на другом конце.

Ручка — Устройство включения и (или) переключения нерычажного типа с элементом для закрепления с одной стороны и элементом, удобным для захвата рукой с другой стороны.

Рым-болт — 1.Резьбовой крепеж, грузовой элемент, служащий для подъема и транспортирования машин, механизмов, тары. Массивное кольцо с резьбовыми стержнями на наружной поверхности и другими элементами для закрепления.

Рычаг — 1. Элемент устройств, передающих движение, позволяющий получить при передаче движения выигрыш в силе или расстоянии при перемещении сопряженных устройств. 2. Прямой или изогнутый стержень несимметричной конструкции, с конструктивными элементами для подвижного закрепления их на опоре и элементами для приложения и снятия усилий, по количеству элементов приложения и снятия усилий, разделяющийся на одноплечие, двуплечие, трехплечие и т.д., при необходимости имеющий элементы типа вилки.

С

Салазки — 1.Устройства, направляющие возвратно-поступательное движение, несущие узлы, скользящие своим основанием по направляющим станины, станка. 2.Бруски, пластины с односторонними или многосторонними направляющими для перемещения самих салазок и установленных на них различных приспособлений.

Сальник — Элемент уплотнительных устройств для герметизации подвижных соединений (фланцы, втулки) с уплотнительными кольцами, манжетами и т.п. и с элементами для закрепления.

Седло — Уплотняющий элемент клапанов гидросистем, пневмосистем. 2. Сборочная единица с рабочими отверстиями, сопряженными с тарелками клапана, имеющая элементы для уплотнения и закрепления.

Секторы — Зубчатые элементы механической передачи . 2. Сборочные единицы на основе одноименных деталей с элементами для установки и закрепления.

Секция — 1. Опорное устройство. 2.Сборочная единица, образующая в сочетании с другими аналогичными сборочными единицами сборные изделия (например, мосты, сферы, платформы).

Серьга — 1.Элемент соединительных устройств, преобразующих движение, служащий для свободного подвешивания других элементов устройства. 2.Пластина с отверстиями у концов или с прорезью по длине с конструктивными элементами для шарнирного соединения с сопрягаемыми деталями, сборочными единицами.

Сетка — Средство защиты рабочих мест и механизмов, ограждение из рулонного полотна (плетеного, крученого в виде переплетающихся проволок, нитей, образующих регулярную систему отверстий) с элементами для установки и закрепления.

Скобы — 1.Стягивающие, прижимающие элементы крепления для закрепления различных деталей, сборочных единиц к корпусам, стойкам. 2.Сборочные единицы подковообразной или П-образной формы с элементами для закрепления и стяжки.

Скребок — Элемент устройств перемешивающих, снимающих осадок, отстой и т.п. со дна технологического устройства для перевода в раствор, пульпу или перемещения сыпучих и штучных грузов.

Собачка — 1. Предохранительное устройство, допускающее вращение колес храповых только в заданном направлении. 2. Одноплечий рычаг, свободные концы которого имеют форму зуба, по форме сопряженного с зубьями храпового колеса, работающие с ним в зацеплении.

Сопло — 1.Аэрогидродинамический, направляющий, дозирующий, разгоняющий поток рабочего тела элемент гидросистем, пневмосистем. 2. Втулка с профилированными отверстиями (круглыми или некруглыми).

Стакан — 1. Устройство, направляющее вращательное и (или) поворотное движение. 2.Сборочная единица на основе одноименной детали (тело вращения длиной от половины до трех наружных диаметров с центральным гладким или ступенчатым отверстием, диаметром не менее половины наибольшего наружного диаметра, при необходимости имеющее в дне отверстие не более четверти наибольшего наружного диаметра).

Станина — 1.Опорный, несущий элемент, обеспечивающий жесткость и точность взаимного расположения и (или) перемещения отдельных устанавливаемых на нем узлов и агрегатов машины, механизма в кинематической связи. 2.Жесткая пространственная конструкция с направляющими элементами.

Створки — Закрывающие устройства из двух или более плоскостных сборочных единиц (например, пластин), закрывающих или открывающих отверстие, проем при синхронном движении в собственной плоскости.

Стенка — 1.Элемент здания, сооружения, корпуса, перегораживающий, разделяющий их на отдельные отсеки, помещения, объемы. 2.Плоскостная сборочная единица различных форм и конструкций, устанавливаемая вертикально.

Стержень — 1.Устройство, используемое как элемент соединительных устройств, преобразующих движение. 2.Конструкционный элемент широкого назначения с основными фрагментами в виде одноименных деталей (как правило, — тел вращения) цилиндрической или комбинированной формы длиной более половины наибольшего наружного диаметра, при необходимости имеющий элементы не тела вращения длиной до трех ширин.

Примечание — К стержням относят также сборочные единицы с основными элементами в виде не тел вращения длиной более половины наибольшего параметра в поперечном сечении — так называемые некруглые стержни.

Стойка — Несущая, вертикальная конструкция, поддерживающая в заданном положении детали, узлы, механизмы, опирающиеся на нее, как правило, имеющая элементы для закрепления.

Стопор — 1. Стопорящее устройство, останавливающее подвижное звено машин, механизмов в заданном положении, 2.Сборочная единица различной конструкции, устанавливаемая на пути подвижного узла механизма.

Стрелы — Опорные, несущие устройства — сборные брусья из конструкционных элементов, устанавливающиеся шарнирно в горизонтальном или наклонном положении на платформах, мачтах, вышках с помощью оттяжек из канатов, тросов, несущие на свободных концах блоки грузоподъемные.

Стрингер — Продольный элемент жесткости силового набора корпусов судов, летальных аппаратов, воспринимающий местные нагрузки, а также продольные силы при общем изгибе.

Ступица — 1. Элемент механических передач, соединяющий сборные колеса, маховики, колеса зубчатые с валами, осями. 2. Втулка с одним или более фланцами и элементами для закрепления.

Стяжка — 1. Стягивающий элемент крепления, сопряженный подвижный элемент тягово-сцепного устройства. 2.Муфты стяжные или винты стяжные с элементами для передачи крутящего момента и закрепления.

Сухарь — 1.Устройство, фиксирующее, предохраняющее сопряженные узлы машин, механизмов от относительного смещения. 2.Сборочная единица в виде бруска, диска, стержня с отверстиями и другими конструктивными элементами, сопряженными с предохраняемыми деталями и фиксирующими их в заданном положении.

Сфера — Опорное устройство различного назначения (например, защитный корпус радиолокационной антенны сферической формы), при необходимости имеющее элементы для подвижного или неподвижного соединения.

Т

Тарелки — 1.Элементы гидросистем, пневмосистем, узлы клапанов сборных запорных органов. 2.Сборочные единицы на основе одноименной детали с опорной поверхностью на периферии, по форме, сопряженной с седлами.

Толкатели — 1.Элементы устройств, воспринимающие возвратно-поступательное движение от кулачка и передающие его сопрягаемой с ним детали, сборочной единице (например, клапану). 2. Стержни, один конец которых имеет плоскую головку, а другой заканчивается деталью, профиль которой обеспечивает передачу движения сопряженному механизму.

Тяга — 1.Соединительный элемент, предназначенный для передачи усилий растяжения между звеньями механизма. 2.Длинный гладкий стержень круглой, прямоугольной формы, фасонный в поперечном сечении, с элементами для присоединения и регулировки на концах.

У

Упор — 1.Устройство, стопорящее подвижное звено машины, механизма, ограничивающее его движение не далее допустимого предела. 2. Колодка, как правило, с плоской рабочей поверхностью, устанавливаемая на пути подвижного звена, имеющая элементы для установки, регулировки положения и закрепления.

Ухват — 1.Стягивающий элемент крепления, приспособление для захвата и транспортирования заготовок, отливок, изложниц с расплавом в горячем состоянии. 2. Сборочная единица с самозажимающимися приспособлениями на одном конце и элементом для соединения с подъемным узлом (крана, тельфера) с другой стороны.

Ушко — 1.Соединительный элемент, предназначенный для свободного подвешивания на нем жестко соединенных с ним машин, механизмов, их составных частей. 2.Пластина с отверстиями для подвешивания на одном конце и элементами для крепления на другом конце.

Ф

Фиксатор — 1.Устройство, фиксирующее подвижные звенья машин, механизмов в заданном положении. 2.Сборочная единица с фиксирующим элементом различной конструкции (зубчатое колесо с подпружиненным роликом, храповой механизм, шарик, под действием пружины попадающий в выемку и др.).

Фланец — 1. Элемент присоединения валов, сосудов к различным устройствам — кольцам, дискам с элементами для присоединения и закрепления, отверстиями для крепежных деталей по периферии. 2.Элемент соединения трубопроводов, трубопроводной арматуры с элементами для присоединения к трубопроводу, арматуре и элементами для закрепления.

Форсунка — Элемент гидравлических систем для распыления жидкого топлива в камере сгорания печей, двигателей внутреннего сгорания, состоящий из одноименной детали (как правило, тело вращения с одним или более сквозным отверстием аэродинамической формы) и системы топливоподачи (механической, пневмомеханической, гидравлической, гидромеханической).

Х

Хвостовики — 1.Поддерживающие элементы крепления — удлиненные части инструментов, служащие для их закрепления на станке (суппорте, шпинделе). 2.Сборочные единицы различных конструкций с элементом для закрепления рабочей части инструмента с одной стороны и элементом для закрепления на станке — с другой стороны. 3.Элементы жесткости кормовых частей небольших судов (шлюпки, баркаса).

Хомут — 1.Элемент крепления, стягивающий, закрепляющий элементы машин, механизмов (например, шланги на штуцерах). 2.Петля из листов, полос, лент, кольцо с разрезами, внутренняя поверхность которого сопряжена со стягиваемым элементом, имеющая элементы для стяжки и закрепления.

Ц

Цапфа — 1.Устройство, направляющее поворотное движение валов, осей, опирающееся на подшипники или являющееся составной частью подшипников и несущее радиальные и (или) радиально-осевые нагрузки. 2.Сборочная единица с рабочей частью, имеющая форму цилиндра или усеченного конуса.

Ч

Чашки — 1.Устройства, направляющие вращательное, поворотное движение различного назначения. 2.Сборочные единицы на основе одноименной детали.

Чека — 1.Стопорящее устройство на валах, вставляемое в отверстие вала и препятствующее осевому перемещению сопряженных деталей. 2.Планка, пластина, стержень с конструктивными элементами на концах, препятствующими самопроизвольному выпадению из отверстия.

Ш

Шайба — 1.Нерезьбовое крепежное изделие, устанавливаемое под гайки для увеличения опорной поверхности и (или) предотвращения самоотворачивания и передачи усилия на сопряженные детали, с элементами для стопорения винтов, гаек, при необходимости имеющее элементы для подвижного закрепления на гайке, головке винта. 2.Элемент уплотнительных устройств, обеспечивающий герметичность соединения сопрягаемых деталей, узлов за счет упругой или пластической деформации, с криволинейным, комбинированным контуром в плане, из пластичного материала (резины, полимеров, свинца).

Шарниры — Устройства, направляющие вращательное, поворотное движение, — подвижные соединения деталей, узлов, допускающие вращение (поворот) только вокруг общей оси.

Шатун — 1.Элемент кривошипно-шатунных механизмов, соединяющий вращающиеся элементы (кривошипы, коленвалы) с элементами, совершающими возвратно-поступательное движение (плунжеры, поршни, крейцкопфы). 2.Круглый или некруглый в поперечном сечении стержень, с отверстиями и (или) цапфами на концах, оси которых параллельны между собой и перпендикулярны к оси симметрии стержня с подшипниками или антифрикционными элементами в отверстиях.

Шкивы — 1.Элементы устройств, передающих движение гибкой связью ременных передач. 2.Сборочные единицы на основе одноименных деталей (тело вращения с формой рабочей поверхности, соответствующей форме ремня, имеющие элементы для закрепления на валах, осях, при необходимости имеющие элементы зацепления).

Шнеки — 1.Винтовые устройства, преобразующие вращательное движение привода в поступательное (например, при перемещении и перемешивании пульпообразных или сыпучих продуктов производства). 2. Валы с крупными однозаходными или многозаходными винтовыми элементами на наружной поверхности, с цапфами или другими узлами вращения на концах, с элементами для передачи ему крутящего момента.

Шпилька — 1.Резьбовой крепеж. 2.Сборочная единица на основе одноименной детали (стержень, круглый в поперечном сечении, с резьбой на обоих концах или по всей длине), при необходимости имеющая дополнительные элементы различного назначения.

Шпиндель — 1.Элемент устройств, передающих вращательное движение приводов станков, машин инструменту, заготовке и т.п. 2.Вал с элементами для присоединения к приводу с одной стороны и элементами для захвата (или его закрепления) с другой стороны.

Шплинт — 1.Нерезьбовой крепеж, устанавливаемый в отверстия соединяемых деталей для фиксирования их взаимного расположения. 2.Сборочная единица на основе одноименной детали (отрезок проволоки, круглой или некруглой в поперечном сечении, согнутый вдвое так, что в месте сгиба образуется петля, в сборке концы разгибаются), при необходимости имеющая элементы для повышения надежности закрепления (например, шайбу, надеваемую на концы шплинтов перед их разгибанием).

Шпонка — 1.Нерезьбовой крепеж, устанавливаемый в шпоночную канавку между валом и насаженными на него деталями для передачи крутящего момента. 2.Сборочная единица на основе одноименной детали (металлический сегмент, призма), форма которых соответствует форме и размерам шпоночной канавки на сопряженных деталях

Штанга — 1.Элемент соединительных устройств, преобразующих движение, работающий на растяжение и сжатие. 2.Прямой гладкий стержень с элементами для присоединения и закрепления в виде отверстий на обоих концах.

Штифт -1. Крепежный элемент, служащий для точной установки соединяемых деталей в определенном друг относительно друга положении. 2.Короткий цилиндрический или конический стержень с точной поверхностью, вставляющийся при сборке в отверстия сопрягаемых деталей, имеющий конструктивные элементы для предотвращения самопроизвольного выпадения, в т.ч. и резьбовые.

Штоки — 1.Элементы гидросистем, пневмосистем, служащие соединением совместно движущихся деталей, узлов (например, плунжеры). 2.Стержни прямые, жесткие, ступенчатые, один конец которых имеет элемент для неподвижного соединения с сопряженной деталью (например, поверхность под запрессовку), а другой конец — либо такой же элемент, либо элемент для соединения типа «вилки», «пружины», резьбового элемента.

Штуцер — элемент соединения трубопроводов с емкостью, сосудами, другим трубопроводом при помощи ниппеля; сборочная единица на основе одноименной детали (втулки) с наружной резьбой или иными элементами для присоединения на концах и элементами для захвата ключом в средней части, при необходимости имеющий дополнительные элементы для герметизации, присоединения шлангов.

Штырь — нерезьбовой элемент крепления для центровки, направления, скрепления соединяемых по плоскости деталей разъемных сборочных единиц (например, корпусов); цилиндрический гладкий стержень с конической частью на одном конце и элементом для присоединения и закрепления на другом конце, при необходимости имеющий элементы для самостопорения.

Шуруп — резьбовое крепежное изделие, образующее резьбу в отверстии деревянного или пластмассового изделия; стержень с наружной специальной резьбой, резьбовым коническим концом с одной стороны и головкой с элементом для передачи крутящего момента с другой стороны, а также с различными другими, например, декоративными элементами.

Щека — отгораживающий, перегораживающий элемент жесткости, служащий торцевой частью сборных каркасов, катушек, барабанов для намотки кабеля; круглая, прямоугольная и иной формы пластина с отверстием различной формы в центральной части, элементами для присоединения и закрепления.

Э

Экраны — средство защиты рабочих мест и механизмов от внешних излучений; плоская или изогнутая пластина с элементами для закрепления и при необходимости заземления; пластина, лист из специальных материалов с покрытиями, обеспечивающими необходимое отражение (например, тепловых лучей), имеющий элементы для установки и закрепления.

Эксцентрик — устройство, преобразующее вращательное движение в возвратно-поступательное и качательное в механизмах эксцентриковых; диск с эксцентрично расположенным узлом вращения.

Примечания:

1. Данный словарь составлен специалистами Главконструктора для собственного использования для наименования деталей в чертежах. Словарь составлен на основе следующих источников:

  • Р 50.1.042-2002 Определитель наименований сборочных единиц общемашиностроительных класса 30 Классификатора ЕСКД. Дата введения 2003-07-01
  • ГОСТ 2.104-2006 «ЕСКД. Основные надписи»
  • Википедия

2. Согласно ГОСТ 2.104-2006 «ЕСКД. Основные надписи», пункт 6 — Порядок заполнения основной надписи и дополнительных граф:

Наименование изделия должно соответствовать принятой терминологии и быть по возможности кратким. Наименование изделия записывают в именительном падеже единственного числа. В наименовании, состоящем из нескольких слов, на первом месте помещают имя существительное, например: «Колесо зубчатое». В наименование изделия не включают, как правило, сведения о назначении изделия и его местоположении;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *